Глава 11. Применение истины в жизни

Чтобы жизнь человека изменилась, мало знать отдельные библейские факты. Вот почему величайшая ваша задача — помочь учащимся перенести истину в жизнь. Цель субботней школы — не просто преподать библейские факты, но помочь учащемуся пропустить через себя библейскую истину.

Истину необходимо применять в жизни. Она должна произвести перемену в жизни человека. Давайте снова прочитаем важный отрывок из книги «Советы по работе субботней школы», с. 37: «Понимать Слово Божье только умом недостаточно, чтобы повлиять на жизненные привычки, так как образ жизни зависит от состояния сердца. Преподав уроки внешнего откровения, учителя субботней школы тем самым положили начало своей работе, и им следует продолжать ее, пока не станет очевидным, что небесные заповеди запечатлелись не только в сознании учащегося, но и в его сердце».

Вот почему многие взрослые люди из недели в неделю приходят на наши занятия, но в их мышлении, установках или привычках не происходит сколько-нибудь заметных перемен. Похоже, слишком мало людей полагают, что «знать значит делать». Кое-кто, видимо, считает, что духовная истина подобна прекрасному музейному экспонату, которым надо дорожить и восхищаться в субботу, а по окончании субботы снова положить под стекло. В воскресенье утром дела идут как обычно: те же склоки, обиды и подозрения, та же враждебность. Существует большая пропасть между духовной истиной и повседневной жизнью.

Библейские истины практичны и реальны. Евангелие достаточно могущественно, чтобы затронуть самые неприглядные стороны человеческого сердца и произвести долговечные изменения. Евангелие — это «сила Божья ко спасению всякому верующему…» Трудная задача, стоящая перед вами как перед педагогами субботней школы, заключается в том, чтобы самому поверить в силу Божью и помочь своему учащемуся также поверить в нее. Каждый день учащиеся вашего класса сталкиваются с сильными искушениями; они обречены на конфликты, конкуренцию и уныние. Мы должны учить их в силе Святого Духа таким образом, чтобы они пропускали через себя библейские факты и переносили истину в жизнь.

Иисус пришел в наш мир как Божье орудие перемен. Мы видим данный факт на примере Его беседы с Никодимом. Иисус открыл этому образованному члену синедриона, в чем состоит его величайшая нужда: в изменении сердца. «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).

Многие люди, подобно Никодиму, получают удовольствие от разговора на религиозную тему, но если истина не переносится в повседневную жизнь, она бессмысленна. Апостол Петр нуждался в таком же переносе истины в жизнь. Иисус сказал ему: «И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:32). Наша главная задача — способствовать тому, чтобы подобная духовная перемена произошла в жизни наших учащихся.

Служение изменения

Рассмотрим некоторые основные причины изменений и Божий метод изменений.

1. Личностный бесконечный Бог создал человека Адама. Адам не был запрограммирован, но волен служить Богу или не служить Ему.

2. Воспользовавшись своей свободой, Адам решил восстать против Бога и отделиться от Него, то есть согрешить. Он пал. и это грехопадение пагубно сказалось на всем человечестве, на всем мире и всей вселенной. Природа человека стала ущербной. Адам, согрешив, противопоставил себя воле Божьей.

3. Но человечество представляет для Бога высшую ценность. Поскольку Его природа — это любовь, Бог ответил на грехопадение людей действием под названием благодать. Божество не могло оставаться в покое до тех пор, пока человек был потерян и находился во власти сатаны. План завета был приведен в действие от начала мира — план искупления и обучения.

4. Иисус пришел на землю в человеческом естестве — в полном смысле Бог и в полном смысле Человек. Он жил без греха, оставил совершенный жизненный образец и на кресте умер вместо человека, став совершенной Жертвой за наш грех.

5. Человек может спастись, только если примет искупительную жертву Христа. Он должен исключительно по вере принять безвозмездный дар Бога. Через творческую силу Духа человек становится новым творением. Когда человек выбирает жизнь с Богом, он объявляется праведным и считается таковым.

6. Если Богу позволить, то Он осуществит Свой план искупления в жизни каждого человека через процесс освящения, пока человек окончательно не вернет себе потерянное место в Божьем вечном порядке. Если человек будет сотрудничать с Богом, то истины Божьего Слова и сила Духа преобразят его в подобие Иисуса Христа.

Именно в таком контексте мы должны рассматривать изменение в ходе христианского образования.

Мы уже определили обучение как процесс изменения. Будучи учителями субботней школы, мы являемся Христовыми проводниками изменений. «Воспитание и искупление — в высочайшем смысле одинаковые понятия» («Воспитание», с. 30). Бог как Учитель и Искупитель поручил нам дело величайшей важности — помогать людям не только познать, но и испытать истину, какова она есть в Иисусе.

Претворение истины в жизнь называется переносом или поведенческой реакцией. Для светского педагога перенос означает изменение в поведении. Мы стремимся к такому обучению, которое идет дальше поведения. Оно затрагивает сердце человека и меняет его характер. Теория религии, влияющая только на этику поведения, не достигает сердца. Наша цель — это нечто большее, чем изучение и запоминание библейских фактов или даже изменение в установках. Наша цель — изменение сердца.

«Жизнь христианина — это не частичное изменение или улучшение старого, но преобразование его естества. Пережив смерть собственного «я» и греха, человек обретает совершенно новую жизнь. Такая перемена может произойти только под влиянием Святого Духа» («Желание веков», с 172).

Опасности, с которыми мы сталкиваемся

Доктор Финдли Эдж описывает две опасности, с которыми мы сталкиваемся в процессе религиозного образования. Первая заключается в вербализации истины. Люди склонны ставить знак равенства между описанием духовной жизни и самой жизнью. Учитель описывает духовную жизнь своими словами. Эти слова обсуждаются в классе. Мы с детства говорим о духовной жизни. Разговоры о ней, ее описание и анализ подменяют саму эту жизнь. Доктор Эдж пишет: «Изучать слова, описывающие духовную жизнь, не значит жить этой духовной жизнью… Сравнительно легко познакомить людей со словами, описывающими духовную жизнь, но намного труднее подвести их к такой встрече с Богом, в результате которой они познали бы духовность и подлинную религиозность на собственном опыте».1

Другой опасностью, согласно доктору Эджу, является эмоциональный катарсис, который отдельные люди испытывают при изучении Слова. Они приходят, садятся, слушают и реагируют. Они чистосердечно соглашаются со всем сказанным. Но этим все и заканчивается. На самом деле ведь не происходит ничего особенного, так стоит ли волноваться, полагают они. Религия есть то, о чем все рассуждают, но она не меняет поведение или образ жизни.

Люди часто говорят учителю субботней школы: «Сегодня у нас было чудесное занятие. Я так рад, что вы наступили на наши мозоли. Нам не помешает основательная встряска, нам необходимо прямое свидетельство!» Такие люди приходят из недели в неделю для того, чтобы встряхнуться, чтобы им пощекотали нервы, однако в их установка < или поведении не происходит реальных перемен. Они остаются христианами только наполовину. Они все так же капризны и раздражительны, все так же любят мир. Проблема в том, что истина не проецируется на их жизнь, они не пропускают через себя Слово. Их сердца не становятся глубоко вспаханной почвой, и они не имеют елея.

Что мы можем сделать?

Давайте смотреть фактам в лицо. Учителя субботней школы не могут изменить сердца учащихся — это задача Святого Духа. И кое-кто из них считает, что их дело — охватить материал урока, преподать Слово, а затем предоставить Святому Духу делать все остальное. Но что бы вы подумали о фермере, который говорит: «Это Божье семя и Божья земля. Я только разбросаю вокруг несколько семян, а все остальное пусть делает Бог». Нет сомнений, что такой фермер очень быстро разорился бы.

Фермер, желающий вырастить хороший урожай, тщательно обрабатывает землю, своевременно сеет, поливает землю и удобряет ее. Он полагается на то, что Бог даст ему в помощь солнце и дождь. Хороший учитель не просто охватывает материал урока, он может использовать множество способов сотрудничества со Святым Духом, чтобы перенести обучение в повседневную жизнь учащихся. Мы повторим важную цитату: «Пусть они (учителя субботней школы) составят планы занятий, так чтобы придать им практическую направленность» («Советы по работе субботней школы», с. 113, 114).

Мы напрасно надеемся, что учащийся самостоятельно будет анализировать содержание урока субботней школы, услышанного на прошлой неделе, и применять его в жизненной ситуации в конце этой недели. Если его не научить, он вряд ли поймет, каким образом данный отрывок Писания связан с его повседневной жизнью. Многие учителя не уделяют этой работе должного внимания. Они рассказывают материал урока или его часть, а затем в одной или двух фразах добавляют практический вывод или призыв: «Из нашего сегодняшнего урока мы делаем вывод, что живем в последние дни. Давайте решим для себя готовиться к пришествию Иисуса и начнем помогать в этом окружающим. Давайте будем уделять больше времени молитве и изучению Библии». Такой практический вывод, а его можно часто услышать в субботней школе, откровенно слаб.

Как помочь учащемуся применять истину

Вот несколько советов, которые помогут учащемуся сделать практические выводы:

1. Мы должны вести наших учащихся к Слову в поиске ответов на жизненные проблемы. «Если истина, заповедь на заповедь и правило на правило, запечатлится в сердце, она произведет должное воздействие на людей» («Советы по работе субботней школы», с. 68). Необходимо убеждать учащихся перелистывать страницы Библии и исследовать Слово. Надо строго проверять, понимают ли наши учащиеся библейскую истину. Задавайте вопросы и выясняйте, на каком уровне понимания находится учащийся. Избегайте философской дискуссии по маловажным вопросам.

2. Преподавайте «старую-престарую историю» в современном ключе. Используйте жизненные ситуации, понятные современному слушателю. Покажите, как Библия отвечает на вопросы, заданные людьми, и как она разрешает их личные проблемы. Сделайте изучение Евангелия насущным и злободневным. Именно так учил Иисус. Он говорил о женщине, потерявшей монету, о налогах, об овцах и жатве. Для разъяснения духовных истин Он использовал такие понятия, как рынок, семья, брак, дети. Если мы хотим, чтобы люди приняли истину всем сердцем, то должны доказать, что она имеет значение для повседневной жизни.

3. Иллюстрация и обобщение — ценные средства переноса библейских истин в практическую жизнь. Но вы не должны ждать слишком многого. Предположим, у вас есть пятилетний сын, до которого не доходит, что никак нельзя съезжать на самокате по крутому склону на оживленную улицу. Тогда вы рассказываете ему о другом маленьком мальчике, у которого тоже был самокат, и он очень любил гонять на нем по проезжей части улицы. Когда отцу надоело уговаривать сына, он на неделю отобрал у него самокат. Но и это не помогло, по истечении срока наказания мальчик взял самокат и с упоением стал кататься на оживленной дороге. Забывшись, он не заметил, как из-за угла выехал тяжелый грузовик. Результат печален — мальчик надолго попал в больницу. Хорошо, что все обошлось с Божьей помощью. Зато уж после выздоровления этот мальчик никогда больше не играл на проезжей части улицы.

Рассказ производит на вашего сына глубокое впечатление, и он больше не нарушает ваш запрет. Но вот вы приезжаете в гости к дедушке и бабушке, и ваш сын снова гоняет на самокате по улице. Вы спрашиваете, не забыл ли он рассказанную вами историю, а сын отвечает: «Да нет, папа, но ведь это же другая улица».

Практическое применение вашей истории опирается на принцип «переноса с помощью сходных элементов». Это был другой дом и другая улица. Не бывает двух абсолютно одинаковых ситуаций. Детям, да и многим взрослым трудно осуществить перенос. Основная идея вашего рассказа может быть той же самой, вы можете подобрать хорошую иллюстрацию, но ситуация вашего рассказа чем-то отличается от переживаний другого. Поэтому он не относит ваш рассказ к своей жизни. Итак, мы видим, что иллюстрация и обобщение не всегда достигают цели. Каждый человек должен соотнести истину со своей жизнью. Люди имеют разные слабости и нужды. Практические выводы — это личное дело каждого.

Акцент на изменении

Если вы хотите, чтобы мысли и действия членов вашего класса изменились, вам следует сосредоточить все свои усилия и вызвать эту перемену. Акцент, который учитель собирается сделать по ходу изучения темы, повлияет на весь процесс его подготовки к уроку. Необходимо обязательно составлять план каждого занятия, а в каждом плане отводить место практическим выводам.

Всегда задавайте себе вопрос: «Какие изменения в результате данного урока я хотел бы увидеть в своих учащихся на этой неделе?» Возможно, им что-то надо изменить в своем образе жизни. Или вам не дает покоя мысль о нехристианских взглядах Джона в расовом вопросе, и вы хотите преподать урок таким образом, чтобы изменить негативные взгляды Джона. Марта — паникер, она все время о чем-то беспокоится. Вы можете сказать себе: «Я буду вести этот урок таким образом, чтобы помочь ей освободиться от страхов и по-настоящему довериться Богу». Вот что мы имеем в виду, говоря об изменении или переносе.

Моделирование событий

Моделирование практических жизненных ситуаций — самый лучший метод помочь учащемуся перенести истину в жизнь. Летчики проходят обучение в основном в смоделированных ситуациях. Они испытывают те же ощущения, что и летчики, в действительности пилотирующие самолет. Они могут ощутить то же, что и пилоты Боинга-747, почувствовать взлет и посадку с помощью оборудования для учебного моделирования.

Как моделировать жизненные ситуации? С помощью вопросов типа: «Как бы вы поступили на месте..?» Вы излагаете жизненную ситуацию, а затем ведете класс к тому, чтобы применить в этой ситуации принципы Писания. Или: «Как бы вы применили Мф. 5:23 в случае..?» При таком обучении учитель ведет класс к тому, чтобы применить Писание в гипотетических ситуациях. Каждый учащийся на интеллектуальном и эмоциональном уровне участвует в принятии решений в смоделированной ситуации.

Обсуждение возможностей применения стимулирует выработку разных идей. Одно вытекает из другого. Когда учащиеся используют Библию для размышления и исследования, Святой Дух дает глубокие мысли и обличает сердце. Джон Сисемор пишет: «Чтобы провести учащихся через опыт практического применения, педагогу надо: 1) задавать вопросы для проверки; 2) предлагать классу альтернативы; 3) вести учащихся к реальным или воображаемым тупиковым ситуациям, в которых необходимо практически применить истину; 4) сосредоточить внимание на нехристианских установках и действиях; 5) дать возможность учащимся выразить сомнение, удивление, скептицизм и любопытство по поводу практического применения; 6) помочь им истолковать свой опыт».2

Доктор Сисемор говорит, что одна из главных проблем, мешающих учащимся применять истину в жизни, — лишние слова учителя. Слишком разговорчивый учитель ведет свой класс к тому, чтобы принять истину, но не применять ее на практике. Он предлагает предоставлять достаточно времени для осмысливания и размышления. Учителю следует избегать нотаций. Помните, что сказала Елена Уайт учителям субботней школы? «Его [учителя] задача — расположить учащихся к увлекательной беседе, и тогда они расскажут все, что знают. В завершении занятий несколько точных, кратких замечаний или иллюстраций учителя будут способствовать тому, чтобы материал прочно отложился в памяти учащихся» («Советы по работе субботней школы», с. 115).

Доска с мелом или складная карта — очень полезные вещи на этапе практического применения. Если бы вы вели урок о прощении, то могли бы попросить подопечных подумать о ситуациях, когда им особенно трудно простить. Вы могли бы начать первым и рассказать о ситуациях, в которых вам трудно простить:

1. Когда окружающие не обращают на меня внимания.

2. Когда меня ложно обвиняют.

3. Когда кто-то не приходит на назначенную встречу и заставляет меня долго ждать.

Многие учащиеся не смогут назвать жизненные ситуации, в которых им трудно прощать, пока этого не сделает учитель. Но посредством тактичных и настойчивых вопросов можно вовлечь класс в их активный поиск. Это упражнение поможет учащимся понять значение истины для повседневной жизни эффективнее, чем любой другой метод.

Дискуссии в классе помогут всем учащимся понять, каким образом истина связана с жизнью. Я присутствовал на занятии, когда шла оживленная дискуссия. В конце ее одна сестра сказала: «Значит, на прошлом занятии я была не права, когда сказала…». Одноклассники поддержали сестру и дали ей свои советы. Все принимали участие; в атмосфере всеобщего согласия и любви учащиеся поддержали свою сестру во Христе и помогли ей применить библейскую истину, в которой она нуждалась.

Такая «жизнь в группе» под руководством Бога — очень мощный способ помогать членам правильно применять Писание в жизни. Самое важное в этом процессе — позиция учителя. Он должен обращаться со своими учащимися как с равными партнерами и совместными усилиями искать истину.

Принцип направленного применения к себе Лоренс Ричардс предлагает процесс направленного применения к себе:

Допустим, вы описали ситуацию, когда вам трудно кого-то простить. А учащиеся рассказали о том, какие у них возникают проблемы с прощением. Например, Кэрол по секрету сообщает классу: «Мне кажется, я не могу прощать тех, кто игнорирует меня». Класс поддерживает ее. Джоэн спрашивает: «Кэрол, а Иисуса когда-нибудь игнорировали? Как Он решал эту проблему?» Кэрол отвечает: «Наверно, Он просил Отца простить тех, кто игнорировал Его. Значит, и мне надо поступать так же».

Использовав процесс направленного применения к себе с любовью и поддержкой одноклассников, вы смогли создать ситуацию, в которой учащийся сам делает практические выводы. Принцип таков: мы должны прощать, как прощал Иисус. Затем вы перешли ко второму шагу — различное применение. Кэрол рассказала о своей конкретной жизненной ситуации. Класс помог ей обдумать проблему и найти христианское решение. Кэрол решила применить библейский принцип и молиться за своих обидчиков, как это делал Иисус (см. рис. 1).

И снова надо обратить внимание на то, как важно создать атмосферу доверия. Приведенная выше дискуссия была бы невозможна, если бы учащиеся были недостаточно близко знакомы между собой, чтобы любить и доверять друг другу, учащиеся должны чувствовать себя в классе комфортно.

Принцип

Различное применение

Исследование болезненного вопроса

Личное решение

Нам следует прощать, как прощал Иисус

1. Когда нас ложно обвиняют
2. Когда нас не замечают
3. Когда нас обманывают
4. Когда нас предает друг
5 Когда нас оскорбляют

Почему для меня так болезненно, когда меня не замечают?
Иисуса часто игнорировали

На этой неделе я попытаюсь прощать так, как прощал Иисус, и буду молиться за своих обидчиков

(Адаптировано из книги Лоренса О. Ричардса «Творческое преподавание Библии», с. 122).3

Отклик группы

Реакция класса субботней школы на тот или иной вопрос не всегда может быть личностной, есть примеры и коллективного переноса. Иногда тема хорошо поддается обсуждению в группе. Учащиеся могут обсудить, к какому поведению призывает их урок субботней школы.

Если это урок о милосердном самарянине, учитель может предложить классу несколько вариантов практического применения центральной истины данного библейского отрывка, суть которого в том, что каждый нуждающийся является нашим ближним. Тот же процесс направленного применения к себе можно использовать: 1) для формулировки принципа: каждый нуждающийся — это мой ближний; 2) для различного применения: хотя бы перечислить то, что мы можем сделать всей группой; 3) для обсуждения болезненных вопросов: к примеру, расового и т. д.; 4) для того, чтобы всей группой решить, какие действия следует предпринять. Пусть класс сосредоточится на одном действии. Не пытайтесь делать слишком много вещей сразу. Пусть это действие будет простым и практичным. Классу следует выбрать одно действие из нескольких возможных. Действие должно быть осуществимым. Заведомо недостижимая цель хуже, чем полное отсутствие целей. Если данная деятельность классу не под силу, учащиеся разочаруются. Класс, вдохновленный на коллективные действия, способен творить чудеса.

Воодушевление — прекрасный помощник в деятельности по переносу истины в жизнь. Когда класс испытывает радость от совместных действий во славу Божьего Царства, когда учащиеся испытывают такое удовлетворение от «делания добра», какое испытывал Иисус, и радуются, видя обращенных людей, тогда библейская истина становится личностной и реальной!

Святой Дух и практическое применение

Святой Дух — это единственная сила, которая может сделать библейскую истину частью нашей жизни. Учителя должны принять слова Иисуса: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5) и поверить в них. Обетование гласит: «Вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр. 8:10). Принцип таков: «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6). Наша задача — сотрудничать с Духом, ведя учащихся к углубленному исследованию Слова.

Используйте все законные методы, имеющиеся в вашем распоряжении, и обязательно верьте в то, что Дух произведет изменение. «Лишь когда Сам Дух откроет истину сердцу, она пробудит совесть и преобразит жизнь. Человек может искусно излагать Слово Божье, он может досконально знать все повеления и обетования, но если Святой Дух не доведет истину до сознания, ни одна душа не упадет на Камень и не разобьется. Без участия Духа Божьего никакое образование, никакие преимущества, как бы велики они ни были, не смогут сделать человека носителем света» («Желание веков», с. 671, 672).

Методика как наука не противоречит Святому Духу. Святой Дух побуждает людей планировать, мыслить и действовать. «Дух дышит, где хочет… так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8). Ветер дует, куда хочет, но если я хочу, чтобы он двигал мою лодку, то должен знать, как правильно поставить паруса под ветер. Преподавателю необходимо знать методы, посредством которых действует Дух, и когда мы откроем их для себя, сможем сотрудничать с Ним в Его великом деле.

Обратите внимание на следующее прекрасное обетование: «Если бы учителя все время помнили, что небесные истины должен открывать людям Святой Дух и что, если они будут трудиться в Духе Христа, этот небесный посредник запечатлеет в их разуме Божественную истину; если они когда-либо уразумеют, что их окружают ангелы и что они стоят на святой земле, то наши субботние школы будут работать куда успешнее. Учителя имели бы духовную благодать и силу, если бы сознавали, что Бог рядом с ними» («Советы по работе субботней школы», с. 105).

Моделирование изменений

Если мы хотим стать орудиями изменения, мы сами должны измениться. Самый мощный стимул пропустить библейскую истину через себя — это сила примера. «Христос преподавал истину, потому что Он Сам был Истиной. В Его учении воплотились Его мысли, Его характер, Его жизненный опыт. Так обстоит дело и с Его слугами: преподающие Слово должны сделать его своим посредством личного опыта… Учитель истины может успешно передать только то, что он сам знает из личного опыта» («Советы родителям и учителям», с. 435). «Один практический пример гораздо более ценен, чем многие теоретические предписания» («Служение исцеления», с. 149). Если учитель субботней школы добрый, терпимый, если он проявляет самообладание, если он тверд, но мил в обращении, если он способен взглянуть на обе стороны вопроса, если он может признать свою неправоту, если он любит Христа и людей, значит, он вполне способен изменить жизнь людей.

Любовь –- это ключ

Некто сказал, что христианскую веру «легче испытать, чем преподать». В субботней школе нам предоставляется изумительная возможность заразить всех вирусом своей веры. Наша жизнь — первичный фактор, а методы — вторичный.

Дональд Джой пишет: «Самое убедительное доказательство того, что сила Иисуса Христа действует в нашем мире — это типичный учитель-доброволец из числа рядовых членов церкви, нуждающийся в большой методической помощи, чтобы успешно преподавать; но он, благодаря преданности Христу, вносит в свое дело сложный набор навыков для передачи христианских понятий, ценностей и взглядов».4

Любовь Христа, воплощенная в учителе субботней школы, это самая могучая сила, изменяющая жизнь. Вспомните, ведь на последней вечере учащиеся Иисуса все еще спорили, кто из них больше. Что сделал Иисус, чтобы помочь им пропустить истину через себя? Никаких лекций, никаких упреков. Он вовлек их в учебную деятельность, изменившую их жизнь, — Он омыл им ноги. Его любовь пошла дальше слов. Соединенная с педагогическим методом, она затронула самые нежные струны их сердец. Любовь, а не лекция, личный пример, а не нотация — вот что изменило апостолов. «Если вы хотите запечатлеть духовные истины в сердцах [учащихся], то должны завоевать их расположение» («Основы христианского образования», с. 68).

«Только состраданием, верой и любовью можно постичь душу человека и возвысить ее… Не было такого человека, Который умел так… нежно сочувствовать… Он мог сочувствовать не только отдельному человеку, но и сопереживал вместе с каждым обремененным, искушаемым и борющимся» («Воспитание», с. 78).

«Только благодаря такому общению ума и сердца человеческого и Божественного может передаться от Бога живительная энергия, под воздействием которой происходит истинное воспитание. Только жизнь рождает жизнь» («Воспитание», с. 84).

Полное принятие истины через послушание Богу означает отклик человеческого сердца на любовь Иисуса. В этом цель преподавания в субботней школе. Мы молимся, «чтобы Божья истина, изменяющая жизнь, была преподана таким способом, который может изменить жизнь…».5

От теории к практике

Цель:

Научиться использовать библейскую учебную деятельность, чтобы побудить учащихся применять в жизни теорию, изложенную в уроке субботней школы.

Подготовка:

1. В случае необходимости повторите эту главу.

2. Основательно изучите материал урока субботней школы.

3. С помощью учебного плана:

А. Выявите и запишите центральную истину.

Б. Перечислите нужды учащихся.

В. Запишите цель обучения.

Г. Запланируйте что-нибудь для создания на уроке доверительной и теплой атмосферы.

Д. Запланируйте способ привлечения внимания.

Метод:

Рассмотрев советы по практическим выводам, выберите метод применения, который лучше всего подходит для вашего урока и класса. По возможности пользуйтесь методом направленного применения к себе. Пожалуй, это наиболее удачный и важный метод из тех, что предлагаются в данной книге. Очень многое зависит от того, как учащийся применяет истину Божьего Слова.

Оцените:

свои действия в конце урока.