Вступление

Открывая эту книгу, вы, возможно, зададите себе вопрос: «Поможет ли она улучшить мои преподавательские навыки?» Большинство читателей не являются профессиональными учителями. Скорее всего, вы строите дома, работаете автомеханиками, инженерами, фермерами, врачами — то есть представляете все профессии и роды занятий. И, тем не менее, каждую неделю вы ведете класс субботней школы, в котором изучаете Слово Божье. Естественно ощущая на себе большой груз ответственности, вы желаете использовать любую возможность, чтобы улучшить свои навыки преподавания и совершать лучшее служение для нашего Господа в плане приобретения и воспитания душ для Его Царства.

Я написал это пособие, чтобы помочь таким людям, как вы: учителям, старающимся изо всех сил улучшить качество преподавания и обучать людей так, как это делал Иисус.

Я решил поговорить прежде всего о методах обучения. Учителей субботней школы можно лучше подготовить во многих других областях, таких, как знание Библии, богословие и методы обучения. Но я считаю, что мы больше всего нуждаемся в лучшем понимании методики обучения. Я включил в свое пособие только те основополагающие методы, которыми вы можете непосредственно пользоваться в процессе обучения. Я попытался свести сложную теорию обучения к простым шагам и вместе с тем избежать опасности излишнего упрощения.

Если вы будете читать мою книгу внимательно, с молитвой, терпением и неподдельным интересом, то вскоре заметите, что качество вашего преподавания существенно улучшилось. Ваши учащиеся также заметят эти изменения. И, что самое главное, вы увидите доказательство того, что Божья сила действует в жизни ваших учащихся.

Самое большое удовлетворение испытываешь только тогда, когда видишь, что ты профессионально растешь и развиваешь данный тебе Богом дар. Я надеюсь, что эта книга поможет вам испытать в своей жизни нечто подобное.

Большинство пособий по подготовке учителей состоят из нескольких лекций, по которым проводятся занятия в течение короткого промежутка времени, но такому сжатому курсу присущи определенные недостатки. Обучаемый получает много теоретических знаний, но не имеет достаточного времени, чтобы переварить их и использовать на практике. К сожалению, после таких курсов методы обучения редко меняются.

Обучение — это искусство, такое же, как рисование или игра на пианино. Когда человек учится играть на пианино, он не ограничивается шестью или десятью уроками на протяжении двух недель, чтобы затем целый год заниматься самостоятельно. Напротив, учитель музыки показывает учащемуся один новый прием, после чего учащийся целую неделю отрабатывает его. Точно так же и учитель субботней школы должен последовательно осваивать один метод преподавания, затем использовать достаточно времени и возможностей, чтобы «отработать» этот метод, и только потом переходить к следующему.

Эта книга предназначена отдельному учителю в качестве служебного пособия по обучению. В первой главе дается обзор теории преподавания. Данный материал обогатит ваше представление об образовании взрослых людей и создаст необходимые предпосылки для изучения остальной части книги. В главах 2—12 излагаются основные методы процесса преподавания. В конце каждой главы помещена страничка, озаглавленная «От теории к практике».

В течение недели вам надо освоить материал главы, а в субботу попытайтесь отработать данный метод на практике, тщательно выполняя специальные инструкции, прилагаемые в конце каждой главы.

Если вы поймете новый метод и не будете испытывать никаких затруднений в его применении на практике, то на следующей неделе сможете переходить к следующей главе.

Вам необязательно каждую неделю отрабатывать новый метод. Главное не скорость, а практическое овладение материалом. Для роста требуется время.

Если вы будете глубоко осваивать теорию и добросовестно применять ее на практике, то к тому времени, когда закончите изучать эту книгу, уже овладеете сущностью процесса преподавания.

Данное пособие можно также использовать в качестве учебника по овладению методом групповой учебы на учительских собраниях. План состоит в том, чтобы учителя субботней школы изучали очередную главу до того, как они приходят на встречу учителей.

Кто должен руководить групповой учебой? Это решение, конечно же, принимает совет субботней школы. Групповую учебу может возглавить опытный учитель субботней школы, стремящийся совершенствовать навыки, способный быстро усваивать новые идеи, пользующийся уважением собратьев и готовый отдавать делу все свое время и силы.

Вы будете очарованы, изучая методы обучения, которыми пользовался Иисус Христос. Иисус использовал методы обучения, которые современные педагоги только-только открывают для себя. Методы Христа рассматриваются в каждой главе.

Елена Уайт также дает множество конкретных советов относительно методов обучения. Мы брали наши примеры и дополнительные материалы из ее комментариев и использовали их на протяжении всей книги.

Если проанализировать посещаемость субботней школы, то становится ясно, что впредь мы не можем довольствоваться посредственным преподаванием. «Родителям и учителям надо постоянно стремиться совершенствовать свои методы. Для преподавания Библии следует использовать самые свежие мысли и самые энергичные усилия» («Советы родителям и учителям», с. 181).

Несколько слов руководителю группового обучения

Руководителю группового обучения надо уяснить концепции, изложенные в каждой главе, до того, как он приходит в класс. Хорошо, если вы всю книгу прочитаете до начала занятий. Ваша задача будет сводиться к тому, чтобы шаг за шагом вести группу по новому материалу, объясняя, где это необходимо, непонятное.

Вам следует очень внимательно прочитывать страничку «От теории к практике» в конце каждой главы со 2-й по 12-ю. Удостоверьтесь, что все слушатели хорошо понимают следующий шаг вперед.

Лучше всего усаживаться вокруг стола, но не на церковные скамьи.

Занятие следует проводить в середине недели, чтобы у учителей было достаточно времени подготовиться к своим собственным субботним занятиям.

Распределите время так, чтобы вторую половину часа учителя работали индивидуально над планом урока. Обмен идеями, а также совместное обсуждение идей и понятий в значительной степени обогатит этот опыт обучения.

Не обсуждайте вопросы богословия! Помните, что у вас занятие по методике обучения, а не обсуждение содержания урока. Говорите только о главной теме занятия и о том, как учитель должен донести ее до сознания учащихся. Сосредоточьте внимание на новом методе и его применении к текущему уроку. Ваша роль как руководителя группового обучения такова:

1. Начинать каждое занятие с молитвы о том, чтобы Великий Учитель присутствовал с вами и направлял весь процесс обучения.

2. Обратить внимание учителей на методы обучения, которые использовал Иисус.

3. Предложить учителям оценить качество проведения предыдущего урока.

4. Объяснить концепции.

5. Руководить дискуссией и следить, чтобы учителя не уклонялись от темы.

6. Воодушевлять.

7. Укладываться в отведенное время.

8. Использовать в процессе приготовления к уроку план обучения, изложенный в конце глав 2—12.