Глава 1. Информация об обучении взрослых

Это книга о методах, которые делают обучение возможным. Я хочу очень доходчиво рассказать о ряде идей, которые помогут вам интересно и продуктивно проводить занятия в субботней школе.

Во-первых, что значит учиться?

Это очень важный вопрос. Ваши представления об учебе будут определять выбор методов преподавания. Вот почему полезно рассмотреть несколько определений учебного процесса.

Изменение — вот самое краткое определение учебного процесса. Один авторитетный специалист утверждает, что обучение — это «сравнительно постоянный процесс, являющийся следствием упражнений и размышлений, то есть изменение в действиях». ([1])

«Обучение происходит, когда человек реагирует на ситуацию с целью овладеть конкретным вопросом, удовлетворить свое любопытство, преодолеть уныние, узнать какие-то факты или постичь смысл жизни. За этим процессом стоит определенная мотивация, а результатом его является разная степень удовольствия». ([2])

Изменение… отклик… удовольствие — все это входит в понятие обучения.

То же самое можно сказать и о христианском образовании. Только содержание и цель перемен в этом случае другие. Для нас обучение — это любое изменение, приближающее нас ко Христу и помогающее нам развивать богоподобный характер: дабы мы «истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос» (Еф. 4:15).

Долговечное обучение

Одна старинная поговорка гласит: «Образование есть то малое, что у вас остается после того, как вы забываете все, чему вас учили». Другими словами, запоминание фактов — не самая важная часть обучения. Возможно, вы не сдадите экзамен по фактическому материалу урока, но если ваше отношение к делу и ваше поведение изменились к лучшему, значит, вы уже чему-то научились. Высшая цель обучения, к которой мы стремимся в нашей субботней школе, это преобразование характера.

Но факты столь же важны, поскольку они служат основанием для более высокого уровня обучения. Нам следует самостоятельно овладевать библейскими фактами, а затем стремиться излагать их настолько ясно, чтобы они лучше запоминались.

Наша задача как христианских учителей – познакомить людей с библейскими фактами, помочь им уразуметь их значение и далее возрастать до полного подобия Иисусу. Высший уровень обучения приводит к пониманию фактов и осознанию их взаимосвязи. Я уверен, что в процессе учебы у вас бывали случаи озарения. Это необыкновенно воодушевляет! Если вы поможете своим учащимся испытать нечто подобное, они почувствуют то же, что и вы. Подобное чувство — лучшая награда за их учебу.

Такой уровень обучения ведет к возрастанию в христианских чувствах и поведении. Когда перед вашими учащимися истина начнет раскрывать себя, они ощутят ее преобразующую силу, действующую в их разуме. Это данная Богом сила истины.

Какая задача стоит перед вами как учителями Божественной истины?

Она сводится к следующему: «Стоящие перед народом в качестве учителей истины должны браться за великие темы» («Евангелизм», с. 151).

Усвоение «главной идеи»

Тема является «главной идеей», объединяющей факты в одно связное целое. Факты, подобно кирпичам в доме, должны быть организованы в значимое целое. Значимое целое — именно это мы подразумеваем под учением.

В субботней школе мы формируем представление о некоторых основных учениях:

Природа Бога

Природа человека

Проблема греха

Спасение

Творение

Рай

На основе перечисленных понятий формируются установки, они, в свою очередь, предопределяют поведение. Вот почему мы должны научиться как можно яснее и интереснее формулировать «великие темы». Мы не просто излагаем факты, но помогаем людям изменить свою жизнь.

Ни один учитель субботней школы не вправе успокаиваться на том, что его урок состоит только из изложения голых фактов. Подобное занятие не изменяет базовые установки учащихся.

Например, один библейский учитель после полудня с удовольствием беседовал с подростками, обсуждая библейское занятие, состоявшееся в субботу. Они говорили о значении веры. Кто-то спросил: «Что такое вера?» Девочка ответила: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Учитель, удовлетворенный таким ответом, перешел к следующему вопросу.

Ни о каком обучении в данном случае не могло быть и речи.

Но если бы учитель после такого ответа спросил: «А не можешь ли ты своими словами, из своего личного опыта рассказать, что в действительности означает вера?» — тогда он пробудил бы у слушателей желание поразмышлять. Учащимся пришлось бы порыться в своей памяти, исследовать смысл изученных фактов, а затем объединить все это в определенное понятие.

Правильно поставленный вопрос поможет классу обдумать факты и выработать какие-то понятия. Но учитель сможет составить глубокие вопросы только в том случае, если он сам размышлял над поставленными вопросами. Он не сможет развить у своих учащихся концептуальное мышление, если сам никогда не идет дальше фактов.

Как учителя мы должны избегать прямых вопросов, приводящих к заученным ответам. Если у учащегося ответ отскакивает от зубов или если он вновь и вновь повторяет все тот же ответ, значит, он ничему не научился.

Кем был Иоанн Креститель? — Это механический вопрос.

Предтечей Христа. — Это механический ответ.

Какие качества характера Иоанна Крестителя особенно важны для адвентистов седьмого дня и почему? — вот вопрос, способствующий выработке концепции или понятия.

Как вера помогает вам быть победоносным христианином? — И этот вопрос способствует выработке концепции.

Почему важны вопросы, требующие размышления? Да потому, что они побуждают учащегося мыслить более глубоко. А мыслительный процесс меняет жизнь.

Вы находитесь в месте высшего обучения

Субботняя школа — это место высшего обучения. Частью субботней школы является общение, однако люди приходят в субботнюю школу не только для того, чтобы общаться. В некоторых классах беседа может проходить оживленно и даже с юмором, однако класс субботней школы не предназначен для словесных игр.

Субботняя школа — это место, где люди размышляют, учатся и духовно растут.

Некоторые учащиеся приходят на занятия, чтобы вдохновиться, принять участие в христианском общении, попеть и развлечься.

Но чтобы участвовать в обучении, изменяющем жизнь? Да это ведь тяжелый труд, тогда как суббота дана для отдыха!

Можно понять подобные чувства. Всю неделю мы занимаемся делами, перенапрягающими мозг и тело. Наши нервы часто бывают на взводе, органы чувств переутомляются, а терпение подвергается испытаниям. Поэтому мы не хотим, чтобы в субботнее утро нас во что-то вовлекали. Кормите меня, но только мягкой пищей, которую не надо слишком долго пережевывать! Я хочу насытиться и при этом не затрачивать слишком много сил!

Как учителя мы обязаны постоянно помнить о том, каков Божественный идеал для субботней школы. Нам следует использовать «максимум средств, способствующих превращению школы в самое благородное, самое перспективное учебное заведение в мире» («Советы по работе субботней школы», с. 162).

Как видите, перед нами стоит серьезная задача. Но именно по этой причине и была написана данная книга: помочь вам преподавать так, чтобы заинтересовать даже самого инертного учащегося.

Изучая методы обучения, которыми пользовался Иисус, и совершенствуя наши учительские навыки, мы вскоре заметим, как все больше и больше людей изъявляют желание самостоятельно углубляться в Библию и усваивать ее ценные истины. Мы увидим, что субботняя школа станет временем отрады для души и тела. Уставшие учащиеся наполнятся новыми силами.

Слушатели начнут относиться к субботней школе по примеру учителя — как к месту высшего обучения, способствующего возрастанию.

Вы учитесь, когда что-то делаете

Чтобы научиться ходить, не надо читать об этом книги или слушать длинные лекции, для этого следует упражняться в ходьбе.

Необходимо много тренироваться.

Также обстоит дело и с учебой. Вы учитесь, когда что-то делаете.

Участие — вот слово, с которым вы будете то и дело сталкиваться на страницах этой книги, потому что данный принцип обучения чрезвычайно важен. Мы хотим помочь вам вовлечь свой класс в процесс обучения.

Некоторым учителям кажется, что рассказ — единственный метод преподавания, а слушание — лучший процесс обучения.

Но если только слушать, то вряд ли можно стать побеждающим христианином. Необходимо также практиковаться, упражняться. Обучение — это нечто такое, что делает сам учащийся, а не то, что преподаватели делают для учащегося.

Об этом хорошо сказал преподаватель Дэвид Ступ: «Роль учителя (руководителя учебного процесса) — стимулировать и побуждать учащегося самостоятельно продвигаться по ступеням обучения… Хороший тренер подталкивает игроков ровно настолько, насколько необходимо, чтобы у них появилась мотивация… Он вносит предложения… Тренер предлагает подающему изменить настрой, но он не выходит на поле и не подает вместо него. Из этого следует, что хороший руководитель учебного процесса не рассказывает учащемуся о том, что тот может усвоить самостоятельно…

Он ведет учащегося к интересным выводам, подталкивает их к овладению практическими навыками, но не отнимает у них радость открытия, а потому не дает им готовых ответов. Принципы, которые учащийся открывает сам, становятся частью его опыта гораздо в большей степени, чем ответы, предложенные авторитетной фигурой» ([3]).

Лучшее преподавание Библии побуждает учащегося самостоятельно исследовать Писания и делать собственные открытия. Обучение дает наибольший эффект, когда учащийся изучает материал, взаимодействуя с другими учащимися. Чем активнее он участвует в процессе обучения, тем больше знаний останется в его голове и тем чаще он будет применять полученные знания на практике. «Мудро поступает тот наставник, который стремится разбудить таланты и энергию учащегося и избегает нудных поучений и нравоучений» («Советы по работе субботней школы», с. 166).

Когда учитель сам решает проблемы, он не учит. «Пусть учащиеся находят приложение своей энергии в решении проблем библейской истины» («Советы по работе субботней школы», с. 114).

Если вы вдохновите слушателей учиться в процессе какой-то деятельности, они получат качественное образование.

Обучение взрослых

Мне нравится обучать взрослых, поскольку они накопили богатый житейский опыт и обладают самым разным темпераментом, навыками и способностями. Каждого Бог наделил уникальными дарами.

Одни взрослые красноречивы и напористы; другие застенчивы и задумчивы. Многолетний жизненный опыт взрослых людей создает большой потенциал для организации дискуссий в классе. Ваша задача — побудить их к откровенному разговору. Помочь вам в этом — одна из задач моей книги.

Взрослые составляют большую часть членов церкви. Причина очевидна: человек основную часть жизни остается взрослым. Как сказал Роберт Браунинг, это тот период бытия, «для которого делалось все остальное».

Обучение взрослых – уникальный процесс

Вы задумывались когда-нибудь над уникальными особенностями обучения взрослых? Оно ведь во многом отличается от обучения детей и подростков.

Читая данный раздел, подумайте об учащихся вашего класса и решите, можете ли вы выявить какие-то проблемы и найти приемлемые решения.

Я знаю многих взрослых людей, которые чувствуют себя крайне неуверенно в обстановке официальных занятий. Они думают: «Я боюсь, что мне зададут вопрос, а я не найду правильный ответ».

Многие взрослые люди стесняются продемонстрировать свое незнание. Мы во всякое время хотим быть на высоте положения и контролировать обстановку. Все мы склонны испытывать тревогу в ситуациях, ставящих под угрозу нашу репутацию и имидж. Вот почему так много взрослых в нашем классе субботней школы предпочитают оставаться пассивными слушателями, предоставляя возможность говорить более знающим людям.

Еще одна проблема в том, что многие взрослые склонны сопротивляться новым идеям. Они приходят в класс с уже сложившимся мировоззрением и стереотипами мышления и этим отличаются от детей. Подобное положение нетрудно понять, если задуматься, какой огневой вал идей и слов постоянно обрушивается на нашу голову и органы чувств. Наше сознание подвергается постоянной бомбардировке через всевозможную аудио- и видеорекламу. Мы склонны воздвигать стены между нами и рекламой и не обращать внимания на информацию. Это наш защитный механизм и еще одна причина, по которой так трудно привлечь и удержать внимание взрослых людей.

Чем старше мы становимся, тем сильнее пугают нас перемены. Мы склонны активнее защищать устоявшиеся взгляды и верования и становимся менее открытыми к восприятию новых понятий. Вот почему преподаватель, обучающий взрослых людей, должен в высшей степени тактично вводить новые методы обучения. Помните, взрослые меняются медленно.

У некоторых членов вашего класса могут возникнут негативные эмоции, поскольку они привыкли, что в повседневной жизни их считают авторитетными людьми и их мнению прислушиваются, а в классе они оказываются подчиненном положении. Они видят в вас учителя и потому обязаны прислушиваться к вашим словам. Вот почему преподаватель, обучающий взрослых людей, может добиться больших успехов, если будет играть роль «учащегося вдохновителя», а не всезнающего учителя.

Как вы себя чувствуете, когда оппоненты встречают ваши идеи в штыки? Размышляя над этим вопросом, вы можете понять, насколько полезно знать принципы обучения взрослых. Когда мы поймем проблемы учащегося его мысли и чувства, то сможем полнее удовлетворить его потребности.

Другая отличительная особенность обучения взрослых состоит в том, что взрослые слишком много внимания обращают на решение проблемы. Дети и молодые люди могут довольствоваться изучением предметов, предвкушая будущее время, когда им может пригодиться данная информация. Но взрослые живут в беспорядочном мире. Многие приходят с физической и психологической болью в поисках утешения и решения своих проблем. Они то и дело повторяют: «Какое отношение это имеет к моей жизни?», «Чем Библия может помочь мне сейчас?», «Я не могу ждать ответа целую неделю или целый месяц».

Вот почему необходимо обучать людей тому, что может пригодиться им в жизни. Мы должны искать в Библии ответы на сегодняшние проблемы и доказывать, что Бог — «скорый помощник в бедах» (Пс. 45:2). Взрослые хотят увидеть практические примеры из вашей жизни и жизни современных людей. Расскажите, что Бог сделал для вас, как Он помог решить ваши проблемы. Заверьте их, что Бог действительно знает ответ на любой вопрос.

Как побудить свой класс учиться

Наши нужды являются мотивами наших поступков. Голод заставляет нас принимать пищу. Одиночество требует общения с людьми. Потребность в знаниях побуждает нас стремиться к образованию.

У каждого человека есть мотивы.

Билл — бизнесмен и уважаемый член церкви. Когда наступает суббота, он редко приезжает к началу субботней школы. Он чувствует себя слишком изможденным после тяжелой трудовой недели. Постоянное недосыпание он компенсирует в субботнее утро. Но Билл также нуждается в общении, вдохновении; ему еще и еще раз хочется ощутить, что он принадлежит к семье родственных душ. Чтобы восполнить эти потребности, Билл испытывает побуждение поехать в церковь на богослужение.

Елена всегда присутствует в субботней школе. Она получает удовольствие от учебы и говорит, что прекрасно себя чувствует во время занятий.

Но как только начинается урок, ее мысли принимаются бесцельно блуждать и она отвлекается на другие темы. Есть ли у нее побуждения? Да, она с удовольствием приходит на занятия, но у нее нет мотивации учиться.

Учитель видит Елену, ее устремленный на него взор, и полагает, что она учится. Но он заблуждается. Присутствовать не значит внимательно слушать. Библейского обучения не будет, если учащийся не испытывает побуждения изучать Библию.

Сможет ли учитель побудить Билла посещать занятия, а Елену учиться? Это серьезный вопрос и одна из основных причин написания данной книги.

Увязывание библейских истин с жизненными нужд ми — мощный мотивирующий фактор. Если учащийся почувствует, что его нужды удовлетворяются, он начнет внимательно слушать и учиться. Именно для этого Бог и наделил нас определенными потребностями — чтобы побуди нас искать Его.

Психолог Авраам Мэслоу расположил человеческие нужды в порядке их приоритета, начав с простейших, а затем переходя к более сложным:

Физиологические — потребность в еде, воде, сне, физических упражнениях и т. д.

Потребность в безопасности — уверенность, стабильность, свобода от страха и т. д.

Потребность быть кому-то нужным — любовь, супружество, семья, друзья и т. д.

Чувство собственного достоинства — личные достижения, самоуважение, общественное положение, уважение со стороны окружающих.

Самореализация (реализация своего потенциала) – потребность развивать свои возможности.

Эстетические потребности — восхищение красотой порядком ([4]).

Наставник, который пытается распознавать у своих учащихся перечисленные потребности и старается удовлетворить их, завладеет вниманием слушателей и будет стимулировать их обучение.

Учитель знает, что Дэн, член его класса, вот уже шесть месяцев является безработным и, скорее всего, испытывает потребность в безопасности и чувстве собственного достоинства. Учитель делится с Дэном библейскими обетованиями о том, что Бог восполнит наши материальные потребности. Он также вправе привести в пример личные опыты, которые могут оказать его подопечному большую помощь. Преподаватель может также поговорить с Дэном наедине и связать его с нужными людьми.

В классе для молодых, но самостоятельных людей учитель знает, что у Элейн есть проблема — она слишком низкого мнения о себе. В ходе урока он может найти библейские цитаты и с их помощью убедить учащихся в том, что каждый человек представляет для Христа большую ценность. Если Элейн высказывает какую-то мысль, учитель найдет время сказать ей, что ее мысль имеет важное значение для всего класса. Тем самым учитель поможет этой девушке понять, что она важна для окружающих и для Бога.

Учитель, понимающий потребности своих учащихся и помогающий удовлетворять их, всегда сумеет успешно наладить процесс обучения.

Таким же методом пользовался Иисус. Он всегда чутко отзывался на человеческие нужды — духовные, материальные или физиологические. Христос сочувствовал людям, выслушивал их сетования, исцелял недуги больных и насыщал голодных. Неудивительно, что они так жадно слушали Спасителя. Вот почему Его учение так резко и кардинально изменяло их жизнь.

Иисус — величайший Учитель, которого когда-либо знал наш мир. Именно по этой причине мы в нашей книге обращаем столь пристальное внимание на Его методы.

Учитель — это своего рода торговец. Его товаром является истина. Но чтобы достойно представить свой товар, ему надо для начала пробудить у людей любопытство и интерес, а затем умело поддерживать его.

Многие взрослые люди потеряли ценное качество, присущее детям,— любопытство почти ко всему. Но какая-то искра у них еще осталась. Учитель должен пытаться из малой искры разжечь сильное пламя. Если он в этом преуспеет, его учащиеся начнут учиться с поразительной скоростью. Пробуждение любопытства — важный фактор мотивации учебного процесса.

Изменение дает вам новые возможности для преподавания

Меняющиеся потребности взрослых людей создают прекрасные возможности для преподавания. Единственная стабильная вещь в нашей жизни — это изменение. С момента рождения и до самой смерти человек претерпевает изменения. На каждом этапе жизни происходят важные изменения. Исследователи человеческого поведения называют их «задачами роста».

«Задача роста возникает на каждом определенном этапе жизни человека. Успешное ее решение делает человека счастливым и помогает ему успешно справляться с последующими задачами, тогда как неудача повергает его в печаль, делает объектом критики со стороны общества и создает ему трудности при решении возникающих задач. ([5]) Эти «задачи роста» возникают вследствие взросления, давления со стороны общества, а также обусловлены ценностями и амбициями развивающейся личности. Учитель, который понимает эти задачи роста и видит, как его учащиеся изо всех сил пытаются решить их, в состоянии преподавать таким образом, чтобы укреплять своего учащегося в критические моменты его жизни.

Вот некоторые из задач, с которыми сталкиваются молодые самостоятельные люди, согласно Роберту Хавигхурсту:

1) завершение или продолжение образования;

2) выбор друга жизни;

3) необходимость научиться жить с партнером по браку;

4) создание семьи;

5) воспитание детей;

6) управление семейным бюджетом;

7) успешное начало профессиональной карьеры;

8) принятие гражданской ответственности;

9) поиск близкой по духу социальной группы». ([6])

Фрэнк преподает в классе молодых самостоятельных людей. У большинства его учащихся есть маленькие дети. Фрэнк знает, что его учащиеся хотят стать хорошими родителями. Это одна из их основных задач. Поэтому каждую неделю он подбирает для урока такие идеи и факты, которые могут быть полезны молодым родителям. Он цитирует соответствующих авторов и рекомендует полезную литературу. Он рассказывает о собственном опыте и опыте других людей.

Вы можете быть уверены в том, что Фрэнк удержит интерес у своих учащихся. Если нет такого класса субботней школы, который уделяет особое внимание нуждам молодых самостоятельных людей, тогда этим учащимся приходится самостоятельно преодолевать кризисы в своей жизни. Вот одна из причин, по которой люди в возрасте 18—30 лет часто уходят из Церкви.

Если наши учителя субботней школы последуют советам Духа пророчества, то они смогут удовлетворять самые разнообразные потребности учащихся, и намного меньше людей будет уходить из Церкви. «Требуются учителя, способные мудро наставлять людей, имеющих самые разные типы характера». — «Советы учителям», с. 180.

Учителя поступят мудро, если последуют примеру Иисуса. «Он [Иисус] говорил людям об истинах, имеющих отношение и к земной жизни, и к вечности» («Наглядные уроки Христа», с. 23).

Перед взрослыми людьми среднего возраста также возникают задачи роста. Дети уходят из дома, и приходится вносить коррективы в собственную жизнь. Между супругами начинаются трения, когда происходят биологические изменения. Часто жизненные силы тают буквально на глазах, появляются симптомы старения: ухудшение зрения, менопауза, седина. Понимание этих и других проблем среднего возраста поможет учителю субботней школы служить этим людям, удерживать их внимание и побуждать к изучению Библии.

Пожилые люди, от 65 лет и старше, также должны трудиться над решением определенных задач. Утрата необходимых чувств, потеря прибыльной работы, ощущение своей бесполезности — все это ставит под угрозу чувство собственного достоинства.

Работа очень важна для поддержания у человека чувства собственного достоинства. Ощущение личной бесполезности после выхода на пенсию — самая что ни на есть реальная угроза для многих мужчин и женщин. Большой процент людей, которым перевалило за 65, либо одинокие, либо овдовевшие, либо разведенные. Социальная изоляция и одиночество — главная проблема пожилых людей.

Мы не вправе пренебрегать особыми нуждами этой возрастной группы. Нам надо стремиться понять их, а затем помочь им снять возникшее напряжение. Мы обязаны понимать и восполнять человеческие нужды, как это умел делать Иисус. «Во всякой скорби их Он не оставлял их» (Ис. 63:9).

Обучение — дело всей жизни

Младенец делает первые неуверенные шаги.

Ребенок заучивает наизусть стих из Библии.

Школьник решает математическую задачу.

Человек склоняется на колени, чтобы принять Иисуса Христа как своего Спасителя.

Отец разговаривает со своим ребенком.

Мать плачет на свадьбе своей дочери.

Пожилой человек соглашается с тем, что его годы подходят к концу.

Представители всех перечисленных групп учатся, ибо учеба означает развитие, столкновение с чем-то новым. Это изменение. Иисус описал данный процесс так: «Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк. 4:28). Он не обсуждал проблемы сельского хозяйства. Он говорил о людях в их развитии.

Образование — это «гармоничное развитие физических и умственных способностей человека с ранних лет его жизни, а также духовное развитие» («Воспитание», с. 13).

«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12:2).

Учеба в субботней школе является частью процесса искупления. «Воспитание и искупление — в высочайшем смысле одинаковые понятия…» («Воспитание», с. 30). Бог хочет искупить всего человека — его ум, помышления, чувства, установки и поведение. Если обучение в субботней школе проходит так, как это угодно Богу, то обязательно произойдут изменения в знаниях, чувствах и поступках человека.

Вы и ваши учащиеся станете новыми людьми во Христе. В этом и состоит смысл учебы!