Глава 2. Планирование учебного процесса и подготовка к нему

Планируют все, но нам особенно важно качество планирования. Для примера возьмите архитектуру: заложенное в проекте впоследствии осуществляется строителями. Так и с преподаванием. Планируя новый дом, получаешь большое удовольствие; не менее приятно планировать преподавательскую работу и ее конечный результат — знания учащихся.

Я много лет преподавал в субботней школе в классе для взрослых, прежде чем сделал открытие: от плана урока зависит, будет ли обучение успешным. Чтобы действительно шел процесс обучения, надо планировать урок и готовиться к нему. Я обнаружил, что тщательное планирование и усиленная молитва делают преподавание не тягостным, а радостным. Вот почему я с удовольствием рассказываю о методах планирования в данной главе. Если их добросовестно применять, то они могут оживить ваш класс!

Однако должен признать, что поначалу некоторые из этих методов и приемов казались мне громоздкими и неуклюжими. Теперь же я не могу преподавать без них.

Я хочу, чтобы вы познакомились с учебным планом (его образец вы найдете в конце главы). Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с ним. Я обнаружил, что эта форма — один из самых полезных инструментов в моей работе. Составление учебного плана — пожалуй, важнейшая часть вашей подготовки.

Учебный план для учителя — что карта для путешественника или чертежи для прораба. Я обнаружил закономерность: если придерживаться данной формы, то на уроке будешь чувствовать себя более уверенно. Учебный план помогает подобрать подходящий метод для конкретного урока и соотнести урок с нуждами учащихся. Планирование помогает успешно проводить урок и системно использовать время, отведенное для занятия в классе.

Некоторые учителя ничего не планируют. Они усердно изучают материал урока, молятся и полагаются на вдохновение. Думаю, вы согласитесь, что этого недостаточно.

В течение многих лет мои планы урока состояли из нескольких идей или иллюстраций, нацарапанных на полях моего же пособия. Теперь такой план представляется мне слишком расплывчатым.

В хорошем плане урока тщательно и подробно расписывается все, что учащемуся надо сделать и открыть для себя. Хороший план урока включает в себя подробно сформулированную главную истину урока, перечень нужд учащихся, цель урока и метод привлечения и удержания внимания. Он также содержит способы вовлечения учащихся в фактическое изучение Библии и предложения по поводу того, как помочь учащимся применять данную истину в своей жизни.

В главах со второй по четвертую мы будем говорить о важных элементах учебного плана. В данной главе мы ограничимся:

• Способами настроить свое сердце на нужную волну

• Практическими предложениями по изучению Библии или иных материалов

• Различными учебными материалами и пособиями

• Способами удержания учащихся в рамках урока

• Способами выявления и запоминания центральной истины урока.

Настроиться на одну волну с Богом

Самое важное для учителя — подготовить свое сердце. Прежде всего мы должны понять, что Бог хочет сказать нам лично в том уроке, который мы собираемся преподавать другим. Позвольте истинам этого урока согреть ваше сердце. Как мы можем стоять перед нашими учащимися, если прежде мы не преклонили колени перед Богом в искренней и пламенной молитве? Нам сказано, что «молитва и учеба должны идти рука об руку» («Свидетельства для Церкви», т. 4, с. 318). Елена Уайт задает вопрос на размышление: «Чего стоит работа учителя, ничего на своем собственном опыте не узнавшего о силе Христа?» («Советы по работе субботней школы», с. 94). «В сердце учителя истины должна жить любовь к Богу. Его сердце должно быть преисполнено той глубокой и пылкой любовью, которой обладал Христос, тогда любовь будет течь к людям живым потоком» («Свидетельства для Церкви», т. 4, с. 317).

Как долго надо готовиться?

Возможно, вам, как и мне, постоянно не хватает времени для изучения учебного материала. Нам не хватает времени на исследование многих захватывающих областей знаний, многих идей, вдохновляющих на продолжение исследовательской работы.

Иногда о том, что мне придется вести урок, я узнавал только в пятницу вечером, и у меня оставался на подготовку всего час или два. Господь чудесным образом благословляет Своих работников в чрезвычайной ситуации! Но если я каждый раз буду откладывать подготовку на вечер пятницы, то могу ли надеяться, что чудо восполнит мое нерадение? Не думаю.

Большинству преподавателей субботней школы надо заниматься по нескольку часов на протяжении всей недели, чтобы надлежащим образом подготовиться. Павел наставлял Тимофея: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). Если я хочу, чтобы Бог одобрил меня как учителя, я обязан трудиться. Я выявил тесную связь, существующую между качеством и количества моих занятий и качеством обучения моих учащихся.

Чтобы настроиться нa одну волну с Богом и услышать Его подсказку, требуется время. Но насколько приятно чувствовать во время урока, как Дух Божий направляет наш разум, и ощущать, что мы, учителя, являемся Его орудиями!

Разработка плана подготовки

Как начинать подготовку к уроку? Безусловно, каждый учитель должен разрабатывать собственный план подготовки. В книге «Советы по работе субботней школы» высказывается такая мысль: «Изучите урок не в субботу утром, до начала очередного занятия… но во второй половине субботнего дня…» (с. 43).

Я обнаружил, что большую помощь учителю оказывает заблаговременное и тщательное изучение материала всего урока. В основе этого совета лежит очень хороший педагогический принцип. Изучив весь урок в субботу после обеда, вы получите о нем общее представление и перспективу, что поможет постоянно сохранять принцип непрерывности.

Как бы с вершины горы вы сможете рассматривать основные направления ваших мыслей и связи между ними. В своей преподавательской деятельности я стараюсь строить мосты между идеями. Это помогает моим учащимся видеть отдельные части урока и их отношение к целому.

Идеи, рассматриваемые в их взаимосвязи, легко усваиваются и запоминаются.

Готовясь к занятию, задайте себе такие вопросы:

• Что данный урок говорит о природе Бога?

• Как его тема связана с планом спасения и великой борьбой между Христом и сатаной? Какими средствами я смогу превознести Иисуса, Его праведность, Его жертву за грех и Его Второе пришествие?

• Насколько этот урок связан с предыдущим и с темой на квартал?

Я обнаружил, что полезно иметь определенное место и время для подготовки. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как преуспевающие люди расписывают свое время? Выделите для Бога лучшее время дня. Мне очень легко заранее освобождать время, избранное мной для занятий и подготовки к ним. По возможности это должно быть тихое, удобное место, где вас никто и ничто не отвлекает и где у вас под рукой находятся все учебные материалы.

Средства выполнения этой задачи

К ним прежде всего относятся мои книги. Подсобные средства или инструменты важны в любом ремесле, но особенно в преподавательской работе. Вашим главным орудием является Библия. Но в каком переводе? Рынок наводнен десятками разных переводов.

Я полагаю, что каждому учителю субботней школы следует иметь три или четыре современных перевода, чтобы более точно определять, о чем именно идет речь в том или ином отрывке. Выбирайте такие переводы, которые вернее всего передают буквальное значение оригинального текста, отдавайте им предпочтение перед более «динамичными», толковыми или перефразирующими переводами. Последние открытия в области археологии и филологии помогают нам установить подлинный смысл Писаний. Для серьезных исследований следует избегать переводов типа «Слово жизни».

Я дорожу учительским вариантом квартального пособия для взрослых. В нем дан превосходный материал в помощь учителям, сформулировано много хороших вопросов, помогающих изучать, анализировать и обсуждать Библию.

Вторым по значимости моим инструментом является Симфония.

В нашей Церкви самым ценным учительским инструментом после Библии являются произведения Духа пророчества. Сначала тщательно изучите Слово. Изучите отрывок, который предлагается к данному уроку, разберите контекст, просмотрите важные слова по Симфонии, а затем переходите к Духу пророчества, чтобы еще глубже вникнуть в суть вопроса и получить помощь. Серия «Конфликт веков», «Свидетельства для Церкви», «Наглядные уроки Христа», «Служение исцеления» и другие вдохновенные книги подобны золотой жиле истины для учителя субботней школы.

Хороший библейский словарь — важная часть вашей библиотеки. Вполне возможно приобрести «Библейский словарь адвентистов седьмого дня». В «Библейском комментарии адвентистов седьмого дня» вы найдете многочисленные варианты истолкований трудных мест, комментарии и выдержки из Духа пророчества по всем текстам Библии. Хороший библейский атлас также является важным пособием для учителя субботней школы.

Придерживайтесь основной линии

Во многих отношениях процесс преподавания и обучения напоминает разветвленную железнодорожную магистраль. У железной дороги много подъездных, боковых и запасных путей, а также коротких веток до близлежащих населенных пунктов. Однако большая часть перевозок осуществляется по основной линии. Хорошее преподавание подобно железной дороге. Существует множество заманчивых боковых путей, которые хочется исследовать. Но профессиональное преподавание придерживается «основной линии» — центральной истину урока. Это не значит, что учитель не может затрагивать другие родственные вопросы, желая восполнить конкретные нужды слушателей. Святой Дух может направить учителя к тем мыслям и текстам Писания, которых нет в уроке. Никогда не отвергайте с ходу вопрос или комментарий только потому, что он не имеет непосредственного отношения к уроку. Человек вправе говорить о своей острой нужде. Можно уклониться от главной темы, чтобы восполнить эту нужду, кратко разобрать вопрос, а затем вновь вернуться на «основную линию».

Я пытаюсь сосредоточиться на «одной большой идее» урока. Мешанина из мыслей и теорий, как бы хорошо она ни стимулировала разум, не будет способствовать успешному обучению. Чтобы материал был понят и остался в, памяти, его необходимо укрепить родственными идеями.

Центральная истина

Первое, что я делаю в процессе подготовки к уроку, это выявляю «одну большую идею» урока. Помните, мы обязаны «браться за великие темы» («Евангелизм», с. 151).

Каждый удар молотка должен глубже вгонять гвоздь. Каждый текст, иллюстрация, наглядное пособие, обучающий прием и любое обсуждение должны напоминать удары молотка, все глубже и глубже загоняющего центральную идею урока в сознание учащихся. Это помогает слушателям запомнить главную мысль урока.

Как выявить центральную истину? Определяя ее для себя, я размышляю над уроком в целом. На что в первую очередь он обращает наше внимание? Проходит ли через весь урок одна главная мысль? Что можно узнать о главной идее урока из заголовка? Процесс обнаружения центральной истины (известный как синтез) для меня очень важен, потому что он является основой моего преподавания. Если все время помнить о центральной истине, то легче будет не уклоняться от «основной линии».

Центральную истину надо ясно и кратко изложить в одном предложении. (Это первый пункт в плане урока, изложенного в конце главы). Я всегда фиксирую центральную мысль, а затем тщательно раскритиковываю ее. Обычно я должен переписать ее несколько раз, чтобы правильно сформулировать. Это помогает мне «отладить» мое мышление. Расплывчатое мышление учителя приведет к тому, что в голове учащегося воцарятся полный туман и хаос.

Джон Сисемор говорит, что центральная истина должна быть представлена в виде «законченной, всеобъемлющей формулировки, которую можно использовать, оценивать и записывать». Он предлагает несколько способов проверки точности центральной истины:

«1. Отражена ли в этой формулировке суть библейского отрывка к данному уроку?

2. Изложен ли в этой формулировке основной принцип библейской истины?

3. Отражены ли в данной формулировке интересы, проблемы или нужды нашего современника?

4. Приемлет ли ваш класс такую формулировку?»1

Описанный выше процесс нелегок, но чем больше я упражняюсь в нем, тем легче он становится и творит чудеса для всех учителей субботней школы, применяющих его. Это своеобразный ключ, позволяющий открыть урок.

Макро-микро-макропринцип

Доктор Джек Данхэм в своем «Пособии по системному преподаванию для взрослых» предлагает использовать центральную истину, или ключевую мысль, как он ее называет, в реальном преподавании. Чтобы помочь учащимся запомнить ключевую мысль урока, Д. Данхэм рекомендует изложить ее в самом начале урока в классе субботней школы.

Далее урок разбивается на составные части, включающие подробное его обсуждение. В конце урока ключевая мысль снова излагается в качестве заключения или практического вывода. Вот классическая иллюстрация древнего педагогического принципа: «Скажите учащимся, что вы собираетесь им сказать; скажите им это; а затем скажите, о чем вы только что рассказали им». Ведя урок субботней школы под названием «Он привлекает нас», я следующим образом применил вышеописанный принцип. Ключевая мысль или центральная истина (макро) была сформулирована так: «Распятый Христос привлекает к Себе всех людей посредством Святого Духа, чтобы искупить их и общаться с ними». Подтемы или разбивка (микро) говорят о том, как и при каких обстоятельствах Он привлекает нас:

1. Он привлекает нас как Свет.

2. Он привлекает нас как Агнец.

3. Он привлекает нас посредством Святого Духа.

4. Мы можем быть привлечены ко Христу только на Божественных условиях.

Определив центральную истину, мы затем обсудили четыре подтемы. В конце беседы я снова повторил центральную истину, но уже синтезированную.

Я обнаружил, что связность и непрерывность изложения урока серьезно помогают учащимся запоминать основные мысли и применять полученные знания к своей повседневной жизни. Как граненый алмаз отражает свет от многих плоскостей, так и правильно подготовленный и изложенный урок открывает красоту центральной истины с самых разных углов зрения.

Хорошие методы творят чудеса

Я обнаружил, что тщательное планирование окупается с лихвой. Мы пожинаем то, что сеем. Кто сеет скупо, кто вкладывает мало времени в планирование и подготовку, тот скупо и пожнет. Учащиеся такого преподавателя будут вяло участвовать в обсуждении и в итоге плохо усвоят материал. Хорошим учителем не становятся случайно. Ни в одной области человеческой деятельности не существует коротких путей к профессионализму, и сфера образования не является исключением. «Пусть каждый учитель живет с тем ощущением, что он должен быть лучше осведомлен… должен лучше ориентироваться в самых современных методах преподавания…» («Советы по работе субботней школы», с. 99). Не будем довольствоваться посредственным преподаванием. Тщательно планируя каждый урок, используя хорошие методы, мы сотрудничаем с Автором всякого обучения. В этом случае мы можем просить о помощи и руководстве Святого Духа на весь процесс подготовки.

От теории к практике

Цель:

Научиться определять и записывать центральную истину (ключевую мысль) урока.

Подготовка:

1. В случае необходимости повторите эту главу.

2. Основательно изучите материал урока субботней школы.

Метод:

Выявите центральную истину и впишите ее в план вашего урока. Проверьте центральную истину с помощью критериев, помещенных в подтеме «Центральная истина». В начале урока прочитайте центральную истину своему классу, а затем еще раз прочитайте ее в конце занятия.

Оцените:

ситуацию после занятия.

Что прошло хорошо?

Что можно изменить?

Форма подготовки учебного плана

Урок № ___ Тема: __________________________________________________________

Центральная истина урока

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Жизненные нужды моих членов. (Краткий перечень нужд; которые может восполнить данный урок).

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Цель урока (очень краткая формулировка учебной цели, к которой учитель будет направлять всю деятельность класса и дискуссию):

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Учебная атмосфера и способ привлечения внимания (использовать наглядное пособие, рассказ или интересный пример из учебной деятельности, чтобы заинтересовать учащихся и естественно подвести их к изучению Библии):

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Углубление в Слово (использовать пример, который поможет вашему классу решить проблему или сделать открытие, ведущее к фактическому изучению Библии. Изучить важные стихи и все время использовать ключевую мысль):

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Практические выводы: (выберите примеры, связанные с целью, которая поможет учащимся открыть значение изученных истин для своей повседневной жизни, и подведите учащихся к тому, чтобы они твердо решили действовать):

Вы можете также найти эту форму в конце каждой главы данной книги (В цифровом варианте книги она приведена только в этой главе).