Глава 3. Постановка обучающих целей

Вам доводилось бывать на занятиях в таком классе субботней школе, в котором учитель бесцельно, как бабочка, порхает от одной прекрасной истины к другой? Как вы относились к такому классу? Подобное преподавание оставляют у меня осадок неудовлетворенности. Я чувствую себя намного лучше, когда преподавание нацелено на достижение конкретной учебной цели.

Принцип, о котором я хочу рассказать в данной главе, называется «прямолинейным обучением». Оно движется по прямой к конкретной задаче образования. Это нетрудный метод, но он сделает ваше преподавание куда более эффективным.

Обратите внимание на то, как эта идея излагается в книге «Воспитание», с. 233: «Перед изучением предмета ему [учителю] необходимо составить четкий план и стремиться к определенной цели». Цель — это самый важный фактор в процессе преподавания и учебы. Ее можно сравнить с осью, на которой вращается колесо обучения.

Что такое цель обучения?

Цель обучения — это заявление о том, чего вы надеетесь добиться в течение учёбного часа. Она поясняет, каким должен стать учащийся после занятия!

Если попросить учителей субботней школы сформулировать цель урока, многие сказали бы: «Моя цель — воспитать лучших христиан». Или: «Научить мой народ любить Бога и готовиться к пришествию Христа». Звучит красиво, но подобные глобальные задачи не помогают ни учителю, ни учащимся. Цели надо формулировать сжато и точно. Достойные цели всегда конкретны и ориентированы на действие. «Я хочу, чтобы мои учащиеся были более бескорыстными» — очень общее утверждение. Лучше было бы сформулировать эту цель так: «Я хочу, чтобы мои учащиеся вели себя более бескорыстно в своих семьях в течение предстоящей недели».

Преимущества формулирования целей обучения

Я обнаружил, что письменное изложение моей цели обучения руководит мной в процессе подготовки урока, при выборе материалов и метода обучения. Формулировка цели помогает мне удерживать урок «в колее» и избегать пустой траты времени на маловажные вопросы.

Многим может показаться, что конкретная цель обучения на данный урок помешает им удовлетворить очевидные нужды, которые возникают во время занятия. Цель обучения не исключает гибкости, изменений или реорганизации во время занятия. На самом деле, когда у меня в уме сложилась четкая цель обучения, мне намного легче приспосабливать свой урок к конкретной задаче.

Чем более определенную цель обучения вы ставите, тем точнее будете подбирать материал и методы для достижения своей цели. Ясная и точная цель в вашем сознании будет направлять весь процесс преподавания и учебы. Когда учащийся чувствует, что урок имеет направленность, он внимательно слушает и участвует в нем с большим интересом.

Виды целей

Цели обучения можно классифицировать следующим образом: знание, внутренние установки и поведение. Короче говоря, знать, чувствовать и откликаться. Обратите, пожалуйста, внимание на пункты в плане урока в конце этой главы: «Я хочу, чтобы мои учащиеся благодаря этому уроку:

Узнали ___________________________________________________________

Почувствовали ____________________________________________________

Откликнулись _____________________________________________________

Уровень знания: знание библейской информации необходимо для того, чтобы процесс обучения имел место. Факты — это строительный материал для любой учебы. Когда учащийся начинает понимать факты, он организует их в понятия.

Бог любит человека и заботится о нем и о других людях, Он любит его семью, Бог всемогущ и всезнающ, Бог есть Дух — эти факты о Боге могут быть организованы учащимся в понятие о Боге. Следующий шаг — это обобщение: Богу можно доверять. Далее учащийся обнаруживает, какое отношение перечисленные факты имеют к его жизни.

Уровень чувств: знание, понимание и концептуальное обобщение фактов формирует в нас определенные чувства. Когда человек принимает конкретные факты о Боге — Он отдал Сына Своего единородного ради нашего спасения, Он слышит молитвы и отвечает на них — это вдохновляет его на поступки. Здесь имеет место обучение на уровне чувств или эмоций. Чувства и внутренние установки в отношении людей и ситуаций меняются от слышания и принятия Слова Божьего.

Уровень поведения-отклика: третий уровень обучения — это поведенческий отклик. Большинство целей, приведенных ранее в качестве примеров, были поведенческими целями.

Некоторые уроки больно тяготеют y какому-то одному уровню. Однако учителю следует выбрать доминирующую цель, будьте «знание», «чувство» или «отклик». После того, как вы изучите материал конкретного урока, вы сумеете выбрать цель познания. Другой урок может располагать к тому, чтобы выбрать цель и пробудить определенные чувства. А третий урок больше всего станет соответствовать цели поведения-отклика. Помните: цель должна быть достаточно краткой, чтобы ее запомнить, достаточно ясной, чтобы ее записать, и достаточно конкретной, чтобы ее достичь.

Типичная цель, связанная с умножением познаний, звучит так: «Я хочу, чтобы в результате этого урока учащиеся моего класса узнали и поняли библейское учение о грехопадении человека». Подобные цели ставят перед учащимися задачу усвоить фактический материал и истолковать его значение.

Типичная цель, связанная с пробуждением определенных чувств, может быть сформулирована так: «Я хочу, чтобы в результате этого занятия учащиеся моего класса лучше оценили заботу Бога о Его детях».

А вот как может выглядеть цель, имеющая отношение к поведению-отклику: «Я хочу, чтобы в результате этого урока учащиеся моего класса больше полагались на Бога, Который поможет им сопротивляться искушениям на будущей неделе». Наверно, это самый важный уровень обучения; каждый урок должен приближать нас к какому-то практическому отклику.

Обучение означает изменение. Нерешительность и безучастность учителя, не имеющего четкой и определенной цели обучения, не побудит людей к действию.

Цель обучения не предполагает манипулирования учащимися. Скорее она означает, что учитель намеренно подводит учащегося к открытию истины, способной изменить его жизнь.

У учащихся есть нужды

В учительском варианте квартального пособия субботней школы для взрослых предлагается тема каждого урока, но цель его не обозначается. Автор пособия не может предложить надлежащей темы для вашего класса, потому что не знает ваших учащихся. Мы снова повторяем наставление рабы Господней: «Учителю следует тщательно изучать нрав и характер своих учащихся, и приспосабливать свое преподавание к их конкретным нуждам» («Советы родителям и учителям», с. 231). «В любом серьезном обучении важно учитывать особенности личности» («Воспитание с. 231). Мы снова подчеркиваем эту мысль, потому что она является ключом к успешному обучению.

Библия точно описывает человеческие нужды в целом, но учителю важно знать конкретные нужды своих подопечных. Люди обязательно рассказывают о своих нуждах, но не всегда делают это открыто.

Как может загруженный преподаватель субботней школы познакомиться с нуждами своих учащихся? Он должен слушать ушами и глазами. Замечайте невербальные знаки. Сегодня имеется много прекрасных книг в области взрослого образования и психологии. Христианские писатели также исследовали эту область. По возможности приобретайте необходимый материал.

Начав более чутко реагировать на человеческие нужды, я понял, что определенные методы могут быть весьма полезными. Когда я размышляю о своих нуждах и о нуждах близких мне людей, то прихожу к важным открытиям. Я считаю бесценным в этом отношении такой инструмент, как тетрадь со вкладными листами. Каждому своему учащемуся отвожу один лист и на нем записываю его полное имя, точный адрес, номер телефона, возраст и день рождения. Я также делаю на этом листе записи типа: «Джон не понимает важности пожертвований», или: «Он кажется неуверенным», или: «Он любит футбол», или: «Он совершает пробежки по утрам».

Наблюдая за людьми, за их словами, выражением лица и поступками, начинаешь открывать и выявлять их нужды, лучше в них разбираться. Да, чтобы познакомиться с учащимися, надо приложить немало усилий. Я пришел к выводу, что посещение на дому лучше всего помогает узнать и удовлетворить потребности людей. Это помогает мне включать в свой урок такие мысли, которые помогают удовлетворить конкретные нужды. Когда я это делаю, то замечаю, что интерес к занятиям и их посещаемость резко возрастают.

Теперь несколько слов предостережения по этому поводу. Мы все склонны скрывать свои слабости. Стремясь удовлетворить чужие потребности, учитель субботней школы должен быть крайне тактичным и деликатным. Иисус оставил нам прекрасный пример тактичности в доме Симона из Вифании. Спаситель мог бы осудить этого фарисея и разоблачить его лицемерие, но Он этого не сделал. «Симон был тронут добротой Иисуса, Который не стал открыто обличать его перед всеми гостями… Он видел, что Иисус не стремится выставить его вину перед всеми, но, открывая истинное положение дел, убеждает его и сострадательным чутким обхождением покоряет его сердце… Он… смирил свою гордость, покаялся, и некогда надменный фарисей стал преданным, самоотверженным учащимся» («Желание веков», с. 567, 568). Любовь Иисуса, проникшая в сердце учителя, побудит его последовать Великому Примеру.

Изложите свою цель

Вы овладели фактическим материалом урока, написали центральную истину, а также отметили некоторые важные нужды учащихся. Теперь вы готовы записать свою цель обучения.

Большинство из нас считает писанину бременем, но письмо помогает четко мыслить. Фрэнсис Бэкон сказал: «Письменный труд приучает человека к точности». Письменное изложение своей цели поможет вам избавиться от расплывчатых мыслей.

Согласно Финдли Б. Эджу, цель должна быть:

«…достаточно короткой, чтобы ее можно было запомнить,

…достаточно понятной, чтобы ее можно было записать,

…и достаточно конкретной, чтобы ее можно было достичь».1

Цели надо записывать так, как их понимает учитель. Именно учитель определяет результат учебного процесса. Он будет руководствоваться ею при выборе учебной деятельности, наглядных пособий, текстов из Библии и Духа пророчества. Используйте фразы, в которых имеется указание на действия, например: «Чтобы помочь моим учащимся решить проблему… чтобы подвести их к открытию… чтобы вдохновить их на исследование… чтобы практически применить и по достоинству оценить…». Подобные заявления конкретно говорят о том, чего надеется добиться учитель.

Давайте посмотрим на некоторые примеры. Предположим, что тема вашего урока — честность в деловых отношениях. Вы формулируете свою цель: «Я хочу, чтобы в результате этого урока мои учащиеся стали по-настоящему честными во всех отношениях». Эта цель сориентирована на поведение и отклик. Она достаточно коротка для запоминания и достаточно понятна, чтобы ее можно было записать. Но достаточно ли она конкретна? Учителю следует спросить у себя: «Как и в каких ситуациях я ожидаю от своих учащихся честного поведения?» Лучше было бы сформулировать эту цель так: «Я хочу, чтобы члены моего класса были безукоризненно честными, когда будут возвращать Господу десятую часть своих доходов в следующем месяце».

Я хорошо помню тот момент, когда впервые начал записывать цели обучения. Очень часто я по нескольку раз переписывал страницу. На это уходило много времени, но я не сдавался. Со временем я приобрел опыт, и мне стало легче формулировать цель занятий. И я обнаружил, что затраты времени с лихвой окупаются, поскольку качество моего преподавания значительно улучшилось.

Цель, направленная на поведение-отклик, помогает учащемуся применять истину в жизни

Нам всем трудно распознавать время и способ применения библейских истин в конкретных жизненных ситуациях. Но я обнаружил следующее: когда я использую цель, направленную на поведение-отклик, и соответствующую деятельность, направленную на усвоение библейских знаний, мои учащиеся лучше применяют обобщенные понятия к конкретным жизненными ситуациям. Фнндли Б. Эдж в своей книге «Общение ради достижения результатов» высказывает мысль о том, что характер является одновременно плодом развития обобщенных понятий и конкретной поведенческой реакции. Он пишет: «Сначала человек принимает обобщенную идею честности, доброты или бескорыстия как предпочтительный фактор своего образа жизни. Однако несмотря на то, что в целом человек принимает эту идею, она автоматически не выливается в адекватные действия во всех конкретных жизненных ситуациях».2

Я вспоминаю одного студента колледжа, который никогда и не думал списывать на экзамене, тем не менее, он все время списывал у меня, чтобы не отстать. Я видел, как ребенок очень ласково обращается с потерявшейся кошкой, но жестоко бьет своего младшего братишку. Легко придерживаться обобщенной идеи, но трудно претворять эту идею в жизнь в конкретных ситуациях. Вот почему так важно использовать цели обучения, воодушевляющие на конкретные действия.

Усердное преподавание в субботней школе «вдохновляет» или бывает в общем смысле «нравоучительно», однако учащиеся воплощают библейские истины в жизнь в конкретных ситуациях. Во время дискуссий в классе постарайтесь помочь своим учащимся понять, как перенести обобщенные истины на конкретную деятельность. Лучше всего это можно сделать с помощью четко сформулированной цели, направленной на поведение-отклик.

Давайте рассмотрим несколько примеров. Ваша цель может звучать так: «Побудить членов моего класса быть более внимательными и отзывчивыми в своих семьях всю следующую неделю». Эту формулировку можно существенно улучшить, если конкретно указать, в чем должна выражаться эта отзывчивость: «Проявлять отзывчивость к домочадцам, вспоминая подробные наставления и охотно выполняя свою долю черновой работы».

Предположим, тема вашего урока — обуздание аппетита, и основана она на 1 Кор. 9:25—27. Вы могли бы поставить такую цель: «Используя духовные ресурсы, имеющиеся в сегодняшнем уроке, помочь членам моего класса в меньшей степени потворствовать своим слабостям, показав им, в чем заключается опасность».

Мы уже сказали, что образование призвано менять людей к лучшему. Вот почему учителю надо определить, какие перемены он желает вызвать, и соответственно этому построить свой учебный план. Затем, в конце урока ему следует выяснить, были ли его действия успешными.

Обратите внимание на следующий совет: «Понимать Слово Божье только умом недостаточно, чтобы повлиять на жизненные привычки, так как образ жизни зависит от состояния сердца. Им [учителям] следует продолжать ее [работу], пока не станет очевидным, что небесные заповеди запечатлелись не только в сознании учащегося, но и в его сердце» («Советы по работе субботней школы», с. 37). Ваша искренняя молитва о руководстве в формулировании целей очень важна. Просите Бога открыть вам нужды членов своего класса и запечатлеть в вашем сознании особые истины урока, которые могут удовлетворить конкретные нужды.

Используйте свою цель для оценки

«Достигло ли мое преподавание цели? Произошло ли что-нибудь важное? Изменились ли мои учащиеся? Стали ли они больше знать или иначе относиться к каким-то вещам? Изменилось ли их поведение или образ жизни?»

Чтобы ответить на эти важные вопросы, вы должны иметь какой-то метод оценки. Но как вы можете оценить результаты, если цель или задача обучения не стояла у вас на первом месте?

Конкретная цель обучения даст вам норму или эталон, по нему вы сможете определить направление, в котором продвигаетесь, и оценить успех дела. Например, если вы провели урок на тему «тысячелетнее Царство», можно было поставить перед собой цель умножения познаний: «Я хочу, чтобы в результате этого урока мои учащиеся узнали основные особенности библейского учения о тысячелетнем Царстве». Для оценки вы могли бы в конце урока предложить простой тест. Или вы могли бы попросить членов вашего класса нарисовать схему событий тысячелетнего Царства.

Вы также могли бы оценить себя посредством наблюдения. Братская трапеза, на которой вы общаетесь со своими учащимися в неформальной обстановке, дала бы вам возможность понаблюдать и оценить. Задавая конкретные вопросы, вы сможете выявить изменения в установках и чувствах своих учащихся.

Предположим, вы так сформулировали свою цель: «Помочь моему классу относиться к расовому вопросу, как к нему относился Иисус». Эта цель имеет отношение к чувствам или установкам. Неформальная встреча с учащимися своего класса может дать вам возможность оценить любые изменения во взглядах и чувствах людей. Для этого надо только внимательно слушать и наблюдать.

Использование цели обучения еще не гарантирует успешного преподавания. Неумение или нежелание использовать цель не способствует успеху. Я снова хочу сослаться на ранее приведенную важную цитату: «Перед изучением предмета, ему [учителю] необходимо составить четкий план и стремиться к определенной цели» («Воспитание», с. 233, 234).

От теории к практике

Цель:

Научиться определять и цель обучения.

Подготовка:

1. В случае необходимости повторите эту главу.

2. Основательно изучите материал урока субботней школы.

3. С помощью учебного плана:

А. Выявите и запишите центральную истину урока.

Б. Перечислите нужды учеников.

Метод:

Подумайте, к какому из трех уровней обучения можно отнести ваш урок:

Знание (фактическая информация)

Чувства (установки)

Отклик (поведение)

На основании нужд своих учащихся и характера урока напишите свою цель обучения: «Я хочу, чтобы в результате этого урока мои учащиеся (выберите одно из трех):

Узнали:

Почувствовали:

Откликнулись:

Используйте критерии, перечисленные в подтеме «Изложите свою цель». Впишите свою цель в учебный план.

Оцените:

свои действия после урока.