Глава 4. Забота об учащихся способна изменить их

Недавние исследования высветили некоторые интересные факты, касающиеся обучения. Неуверенный в себе ребенок, испытывающий страх и вражду к окружающим, обычно сталкивается с трудностями в учебе, каким бы способным ни был его учитель и какие бы хорошие методы он ни применял. Было доказано, что если учитель в первую очередь работает над взаимоотношениями, то ребенок понимает: «Вот человек, которому действительно есть до меня дело и которому я действительно могу доверять». Способности ребенка раскроются, и он начнет учиться. Вы можете гонять ребенка по таблице умножения, и вам будет казаться, что он не в силах ее освоить. Однако картина изменится, когда за дело возьмется неподдельная любовь. Тогда произойдет чудо, и обучение пойдет с необычайной скоростью.

Я обнаружил, что тот же принцип срабатывает и при обучении взрослых. Приходя в субботнюю школу, мы приносим с собой свои страхи, неуверенность и даже враждебность. Мы можем чувствовать себя изолированными от других людей, даже если кто-то сидит рядом с нами.

Я выяснил, что создание приятной атмосферы в классе всегда окупается. Когда я искренне стараюсь познакомиться с учащимися, когда я демонстрирую теплое отношение и любовь к каждому, я вижу, что на моих глазах происходит чудо. Предубеждение и апатия исчезают, враждебность улетучивается, и люди проявляют готовность к учебе.

В этом суть секрета, которым я хочу поделиться с вами в данной главе – возможно, самой важной главе всей книги. Если вы примените этот принцип на практике, он коренным образом изменит ваше преподавание, и учебный процесс пойдет успешно. Лоренс Ричардс описывает положение дел, которое часто можно наблюдать в классах воскресной школы: «Как трагична бесплодность занятий, на которые каждую неделю приходят хорошо одетые люди, ничего не знающие друг о друге. Они тщательно скрывают свои неприятности и не делятся личными радостями. А учитель, с которым почти никто близко не знаком, произносит слова истины»1. Не кажется ли вам, что это точное описание вашего класса субботней школы? Я считаю, мы должны решить проблему, существующую во многих классах субботней школы,– слишком формализованная учебная среда.

Семейная школа

Моисей в своем прощальном обращении к Израилю обрисовал оптимальную формулу учебного процесса: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим, и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Втор. 6:6, 7). Моисей описал семейную обстановку, в которой передача информации, ценностей и идеалов естественно идет от старших членов семьи к младшим и в которой младших членов также выслушивают и ценят.

Семья — идеальное место для обучения. Отец и сын разговаривают за работой; мать и дочь могут беседовать за мытьем посуды или шитьем. Ценности и идеалы лучше всего передаются в семейной обстановке, поскольку люди снимают свои маски, принимают друг друга такими, каковы они есть, и учатся взаимному доверию.

Как это непохоже на многие классы субботней школы, в которых Библия преподается в абстрактных терминах, в формальной обстановке, а преподавание и обучение оторваны от реальной, повседневной жизни. Апостол Павел, великий учитель Нового Завета, создает превосходные условия для обучения. Он указывает на Бога как на Отца и прямо говорит, что мы все входим в Его семью. Павел молится, чтобы Бог дал нам «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верой вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всей полнотою Божиею» (Еф. 3:16—19).

Лучше всего люди учатся и растут в теплой, радушной обстановке семейной любви, когда родители и дети поддерживают друг друга. Я уверен, что вы хотите и стремитесь к созданию именно такой обстановки в своем классе субботней школы, чтобы все учащиеся любили и поддерживали друг друга.

Когда-то мне казалось, что поскольку я преподаю Библию, то от меня в первую очередь ожидают раскрытия и объяснения фактов. Однако позже я выяснил, что если я хочу подражать методу преподавания Христа, мне надо стараться развивать «семейные» классы, в которых люди заботятся друг о друге. Лоренс Ричардс очень хорошо пишет об этом. Он утверждает, что только в атмосфере любви человек может начать рассказывать, что на самом деле происходит в его жизни. Только ощущая братскую любовь, ваши учащиеся могут исследовать свою жизнь в свете Слова Божьего.

Формальная обстановка в классе мешает Святому Духу обращаться к сердцам учащихся. «Не только Слово высвечивает все жизненные проблемы, но и сама жизнь помогает лучше понять Слово».2 Соотнесите это высказывание с «семейными школами», о которых написано в «Свидетельствах для Церкви», т. 6, с.152: «Это должны быть семейные школы, в которых каждый учащийся получает помощь от своих учителей, так же как члены семьи получают помощь в домашних условиях. В них надо развивать нежность, сострадание, единство и любовь». Хотя приведенное высказывание не относится конкретно к субботней школе, оно, конечно же, весьма уместно.

Семейная школа Иисуса

Исследование методов преподавания Иисуса принесло мне много приятных минут и сильно повлияло на мои методы обучения. Я поражаюсь тому, как мало внимания уделяется методам преподавания Иисуса даже со стороны христианских педагогов. Будучи величайшим Учителем, Которого когда-либо знал мир, Он должен оставаться налим примером во всем, что касается методов обучения. Я обнаружил, что методы Иисуса действенны, и уверен, что вы тоже сделаете для себя это открытие.

Иисус не создавал формальных школ, в которых Его учащиеся и последователи сидели бы в классе за партами. Он предпочитал семейную модель. Христос называл Своих учеников Своей «матерью и братьями». Они вместе жили, вместе ели, странствовали и учились. Ученики сильно отличались один от другого происхождением, культурой и темпераментом. Матфей, сборщик податей, и Симон Зилот находились на идеологических полюсах. Иногда они неистово спорили и не соглашались друг с другом. Но Иисус Своей любовью объединил их в одно целое. В «семейной» обстановке они учились взаимной любви и доверию. В конце концов, после трех лет пребывания с Великим Учителем «…все, кроме Иуды, были готовы уступить другому более почетное место» («Желание веков», с. 646).

Иисус никогда не спешил читать лекцию или проповедовать. Он использовал время для благословения детей и их матерей. Христос ужинал со сборщиком податей и останавливался, чтобы исцелить слепого.

Как часто мы смотрим на часы и удивляемся, что опять не удалось разобрать хороший и полезный материал. Мы рьяно беремся за урок, как будто самое главное — это содержание, а не нужды и чувства наших учащихся.

У Иисуса было много «семейных школ». Во время Своих странствий Он часто останавливался в домах знакомых семей. Я уверен, что когда Иисус заглядывал к ним в гости, они обязательно приглашали друзей и соседей послушать Его. Я уверен, что Иисус как истинный Учитель пользовался любой возможностью учить людей.

Одним из преимуществ малой группы является возможность сблизиться с людьми и восполнять их нужды. Иисус побил останавливаться в доме Лазаря, Марии и Марфы. Гам Он находил «класс субботней школы», который жаждал учиться.

Мария Магдалина была особенно дорога Иисусу. Как бережно и тактично, с какой любовью великий Учитель обращался с этим нуждающимся человеком. «На Марию смотрели как на великую грешницу, однако Христос знал обстоятельства ее жизни» («Желание веков», с. 568). Из приведенного высказывания видно, что Иисус достаточно сильно переживал за Своих учеников и лично знакомился с их нуждами, слабостями и желаниями. Несмотря на то, что положение Марии казалось безнадежным, Иисус не сдавался. «Семь раз она слышала, как Он запрещал нечистым духам, которые владели ее сердцем и умом. Она слышала, как настойчиво Он молил о ней Небесного Отца… Свою порочную натуру грешницы [она] победила Его силой» («Желание веков», с. 568). Мария стала пламенной ученицей и твердой свидетельницей Евангелия.

Этот пример Наставника всех учителей оказал сильное влияние на мою жизнь и преподавание. Я считаю, что самый важный аспект преподавания — это любящие взаимоотношения. Я убежден: относительное отчуждение людей в большинстве классов субботней школы является главной причиной того, что многие числятся «выбывшими из субботней школы».

Я знаю, что для создания «семейных школ» надо прилагать многие усилия, в том числе посещать учащихся по домам и знакомиться с ними. Но я также обнаружил, что все усилия с лихвой окупаются. Обратите внимание на следующую цитату из книги «Советы по работе субботней школы», с. 76: «Вы приблизитесь к ним с любовью и сочувствием, посещая их на дому, узнавая их истинное настроение в беседе об их опыте знакомства с Божественным, и вы понесете их на руках веры к престолу Отца». «Если вы хотите запечатлеть в сердцах учащихся духовные истины, вам необходимо завоевать их любовь и привязанность» («Основы христианского образования», с. 68). Современные педагоги обнаружили, что любящие отношения — главный фактор, способствующий изменению поведения. Карл Роджерс, современный педагог, высказывает такую мысль: учителя должны создавать условия для учебы. Он подчеркивает, что чувства и переживания — самая важная составляющая учебного процесса. Роджерс убежден, что «традиционное обучение настолько безлико, холодно и отчужденно, что информация в одно ухо входит, а в другое выходит»3. Он считает, что мы познаем только то, что действительно важно и необходимо нам как людям. Далее Роджерс указывает, что мы не можем ограничиваться заученной жестикуляцией и притворяться, будто любим людей, или без энтузиазма выслушивать излияние их чувств. Чтобы процесс пошел, мы должны в самом деле это чувствовать. Обратите внимание на слова Е. Уайт по этому поводу: «Любовь как основа творения и искупления является движущей силой правильного воспитания» («Воспитание», с. 16).

Создание семейных классов субботней школы

Как создать «семейный класс»? Помимо посещения учащихся вашего класса на дому очень важно быть радушным и дружелюбным во взаимоотношениях с людьми. По возможности лично приветствуйте каждого подопечного. Если вы не можете всех поприветствовать во время занятия, подойдите к ним либо до, либо после субботней школы. Уделите особое внимание робким. Сделайте все возможное, чтобы приветить их и пообщаться с ними после субботней школы или богослужения.

Если вы как учитель поставите себя на место учащихся и будете учиться вместе с ними, это поможет вам создать семейный класс. Другими словами, учитель должен считать себя не авторитетной фигурой, а учащимся руководителем.

Обратите внимание на следующее высказывание, описывающее правильное и неправильное поведение учителя: «Они [учителя] слишком высоко поднялись по лестнице, чтобы радушно, с нежной любовью и глубокой, неподдельной заинтересованностью протянуть руку помощи. Им следует спуститься вниз и всем своим поведением сказать учащимся: «Я никогда больше не буду стоять так высоко над вами. Давайте подниматься вместе, и мы увидим, как много можно приобрести от совместного изучения Писаний… Давайте учиться вместе… задавая вопросы, вы можете формулировать новые для меня мысли. Разные способы выражения изучаемых нами истин озарят наш класс светом… Не колеблясь, делитесь своим пониманием предмета. Свет озарит нас, когда мы будем в кротости и смирении Христа учиться вместе»» («Советы родителям, учителям и учащимся», с. 436).

Радушный учитель, благосклонно относящийся к своим учащимся, проделает долгий путь по созданию семейной атмосферы в классе. Учитель должен быть готов показаться слабым и уязвимым человеком. Учитель, не отказывающийся делиться своими христианскими опытами, как радостными, так и печальными, отдает свое человеческое тепло и показывает, как он ценит своих учащихся. Я обнаружил, что доверие порождает доверие. Если я могу сказать: «У меня есть одна проблема…», то учащиеся также снимут свои маски и будут искренними и откровенными с другом.

План из шести пунктов, написанный на первой странице справочника вашего класса, придуман не просто ради статистики; скорее это ряд советов по поводу того, как проявить внимание к людям. «Кто присутствует? Кто отсутствует? Кто сегодня у нас в гостях?» Он помогает знакомить гостей с присутствующими и свидетельствует о том, субботней школе есть дело до людей.

1. Поприветствуйте и представьте всех гостей.

2. Сделайте короткий миссионерский призыв, обращая внимание на цель класса. Положите свое пожертвование в конверт, а затем передайте конверт другим членам класса. Попросите кого-то подсчитать пожертвования.

3. Самостоятельно ведите журнал посещаемости и поручайте учащимся посещать всех отсутствующих: как тех, кто ходит регулярно, так и перспективных членов. Кто-то должен еженедельно обязательно посещать любого отсутствующего учащегося.

4. Вдохновляйте на ежедневное изучение урока. Спрашивайте: «Кто из присутствующих следует плану ежедневного изучения урока?» Отметьте число таких людей в свободной графе.

5. Сообщите классу о сумме собранных пожертвований. Сравните ее с намеченной целью.

6. Соберите отчет рядовых членов о их деятельности. Каждый заполняет собственную карточку. Это время не должно превышать двух минут.

Я обнаружил, что если каждую неделю несколько минут уделять такого рода заботливому служению, то создается хорошая атмосфера для обучения и «семейный класс». В этом также помогают фразы типа: «Джордж, твоя жена уже выписалась из больницы?» «Мы рады, что семья Маршен снова с нами после отпуска. Как вам понравилась поездка?» «Кто-нибудь получал весточку от семейства Грегори? Вот уже вторую субботу их нет с нами. Кто вызовется позвонить им?» «Мы передаем Сью открытку с пожеланиями выздоровления. Пожалуйста, подпишите ее».

В семьях родители заботятся о детях. Если ребенок пропал, они не успокаиваются до тех пор, пока он не будет найден.

Однажды утром, когда я посещал заинтересованных людей, приходивших на евангельскую кампанию, я пришел в одну семью, в которой было двенадцать детей, от грудного ребенка до девочки-подростка.

«Кого из них вы больше всего любите?» — спросил я у матери.

Она с любовью осмотрела свою семью, а затем задумалась и сказала: «Ну, мне кажется, того, кто или болен, или потерялся, или попал в беду».

Я никогда не забуду, какой любовью светилось лицо этой женщины. Каждый ребенок был для нее особенным и драгоценным. Как вы думаете, она переживала, когда кого-то недосчитывалась? Именно такая забота создает в «семейном классе» атмосферу, подобную бальзаму для сердца. Такая атмосфера освобождает ум для накопления знаний. Учащиеся могут быть искренними и открытыми друг с другом, потому что между ними существует доверие. А доверие позволяет делиться чувствами на более глубоком уровне. В таком классе всегда будет идти оживленная беседа, потому что все непринужденно делятся своими мыслями.

Заслужить право на преподавание

Учитель получает право на преподавание, когда безраздельно завладевает вниманием своих учащихся. У. Ричард Лешер, обращаясь к учителям субботней школы, говорит: «Не думайте, что учащиеся с затаенным дыханием ждут от вас первых слов истины, чтобы жадно внимать им. Запланируйте интересное вступление. Еще лучше, если ваше вступление будет потрясающим, неожиданным или даже шокирующим. Каждый звук, не связанный с уроком, отвлекает внимание учащихся. Ваши первые слова должны быть более привлекающими, чем разговор с другом, птичье пение за окном или завывающая полицейская сирена. Интересное начало завладеет вниманием всех учащихся» («Работник. Журнал субботней школы в действии», октябрь, 1976 г.).

Как учитель вы хотите многим поделиться с классом. Но у ваших учащихся нет вашего опыта. Фактически их умы заняты проблемами: «Что у нас будет на обед?» «Чем нам занять наших детей после обеда?» «Я так устал, когда же наконец я попаду домой?»

Первым делом вам надо завладеть мыслями учащихся. Вы должны насадить наживку на крючок и поймать их внимание. «Вчера я ехал на машине по шоссе, и вдруг откуда не возьмись позади меня замигал красный свет…»

Вы можете начать с небольшого рассказа и закончить его вопросом: «Что бы ты сделал на моем месте, Джордж… Сью… Том?» Или же это может быть учебная деятельность: «Я предлагаю каждому скооперироваться со своим соседом и за 60 секунд составить список вещей, способных разозлить вас». Или же вы можете нарисовать фигуру или иллюстрацию на доске мелом или на складывающейся доске карандашом.

Придумайте хорошее вступление, потратив на это какое-то время. В течение 167 из 168 часов недели мысли членов вашего класса были в основном заняты другими вещами. Как учитель вы должны исходить из того, что все умы чем-то заняты.

Иисус был мастером привлекать внимание. Излюбленным Его методом был короткий, хорошо составленный рассказ. Обычно Свои рассказы Он связывал с нуждами слушателей.

Все обратят внимание на то, что сулит им решение проблем или удовлетворение нужды. Лучший метод — тот, что связан с жизнью. Мы настраиваемся на идеи, непосредственно связанные с нашими нуждами. Иисус обычно учитывал тот уровень, на котором находились Его слушатели. Его метод привлечения внимания, как правило, включал в себя рассказ о какой-то ситуации. Он часто отвечал на вопрос, занимавший в тот момент основное внимание людей. Рассказ о милосердном самарянине, к примеру, стал естественным продолжением беседы. Уча людей, Христос обязательно руководствовался интересами Своих слушателей.

Иисус часто делал или говорил что-то необычное. Он использовал силу удивления, попросив воды у женщины-самарянки и таким образом завладев ее вниманием. «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» (Ин. 4:9). Иисус заслужил право учить, завладев вниманием этой женщины.

Метод привлечения внимания, которым пользуется учитель, должен быть связан с уроком и подводить слушателей непосредственно к центральной истине. Его можно сравнить с крыльцом дома, очень привлекательным, но вместе с тем не выпадающим из общего архитектурного ансамбля.

Интересное начало преследует только одну цель: подготовить слушателей к изучению урока. Вступление должно мобилизовать силы учащихся и направить их непосредственно на овладение уроком. Количество времени, затраченного на начало, зависит от обстоятельств. Но, как правило, вступление не должно превышать двух-трех минут. Переход к уроку должен быть предельно гладким и естественным.

Избегайте любых идей, не имеющих отношения к уроку. Отметьте в расписании урока, как вы планируете завладеть вниманием, а затем перейти от вступления к основной части урока.

От теории к практике

Цель:

Научиться

1. Создавать атмосферу братского общения и доверия.

2. Завоевывать внимание учащихся посредством хорошего вступления.

Подготовка:

1. В случае необходимости повторите эту главу.

2. Основательно изучите материал урока субботней школы.

3. С помощью учебного плана:

А. Выявите и запишите центральную истину урока.

Б. Перечислите нужды учащихся.

В. Напишите свою цель обучения.

Метод:

1. Испытайте как минимум один из способов укрепления доверия и открытости в вашем классе, предложенных в этой главе. Совершенно очевидно, что невозможно одним только желанием создать атмосферу доверия и открытого общения.

2. Продумайте способ привлечения внимания. Пусть вступление будет кратким, интересным и способствующим дальнейшему проведению урока. Позаботьтесь о том, чтобы этот способ соответствовал критериям, изученным в этой главе.

3. Напишите план привлечения внимания, укрепления братского общения, а также своего вступления.

Оцените:

свои действия после урока.