Глава 6. Уровни обучения

Я услышал резкий крик из соседней комнаты: «Выпустите меня отсюда! Помогите! Помогите! Помогите!» Хозяйка дома успокоила меня: «Не обращайте внимания. Это наш попугай Джордж. Он просто повторяет слова, не понимая их смысла». Когда я размышлял о разных уровнях обучения, то снова вспомнил этот случай.

Как много слов или фраз может выучить попугай? Несколько десятков слов, даже целые предложения, но вряд ли он понимает их смысл. Тем не менее, обучение у попугаев происходит на механическом уровне. Механическое заучивание означает повторение слов без осмысления их значения. Последователи индуистской религии повторяют слова и фразы, которые называются мантрами. Они убеждены в том, что постоянное повторение этих мистических слов имеет большую духовную ценность. Но Иисус сказал: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф. 6:7).

Присутствует ли у нас в субботней школе механическое заучивание? Возможно, нет. Но иногда мы поем песни или повторяем тексты Писания, не задумываясь над их значением.

Слова — это основа вербального общения. Бог решил открыть Себя в Библии через слова и фактическую информацию. Слово Божье сообщает о природе Бога и помогает нам установить динамичные взаимоотношения с Богом. «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим» (Втор. 6:6, 7).

Уровень понимания фактов

Кто-то в шутку заметил, что «образование на низшем уровне — это перенос фактов из конспекта лектора в тетрадь студента, при этом они не задерживаются в голове ни того, ни другого». В данном случае нет понимания фактов, ибо оно, понимание, предполагает изучение самих фактов; это более высокий уровень обучения, чем механическое заучивание. Осмысленное запоминание библейских сведений чрезвычайно важно, особенно сведений об Иисусе, Его учении и жизни, смерти и воскресении. Важно понять библейские факты о субботе, спасении, крещении и законе. Фактическая информация — это строительный материал обучения; учитель должен начинать именно с нее.

Обратите внимание на следующий пример преподавания на сугубо информативном уровне.

Фил, учитель субботней школы, спрашивает: «Может ли кто-либо перечислить составные части истукана, описанного во второй главе Книги Даниила?» Учащийся, хорошо запоминающий фактическую информацию, ответит: «У него была золотая голова, серебряные плечи и руки, медный живот и бедра, железные голени, а ступни ног были частью железные, а частью глиняные».

Далее Фил может спросить: «А теперь расскажите мне кто-нибудь, что случилось с истуканом?» Это метод преподавания, проверенный временем.

Но обучение должно выходить за рамки простого заучивания фактов. Библейские сведения, подобно кирпичикам, должны быть разумно организованы и сложены в идеи и понятия. Признавая важность фактической информации, Елена Уайт рекомендует более высокие уровни обучения.

«В субботней школе и родители, и дети должны уделять время изучению урока, стараясь глубоко понять изложенные факты, а также духовные истины, которые эти факты призваны обосновать» («Воспитание детей», с. 511).

Уровень новой формулировки-обобщения Учитель Ларри нацеливается на более высокий уровень обучения. «Однажды я познакомился с человеком, который верит, что Европа вскоре станет единым государством. На основании нашего сегодняшнего урока и изучения ног и пальцев на ногах истукана из второй главы Книги пророка Даниила может ли кто-либо из вас подсказать мне, как я мог бы помочь ему прийти к правильному пониманию данной проблемы?» Чтобы ответить на вопрос Ларри, учащемуся надо знать содержание второй главы Книги Даниила и, осмыслив все факты, уметь своими словами изложить истины урока.

Ларри стремится привести в действие высшие процессы мышления. Он просит своих учащихся соединить факты в одно значимое целое, обобщить и своими словами по-новому изложить истину. Ларри мог бы поставить еще один важный вопрос, который может вывести его учащихся на более высокие уровни обучения: «Как использовать факты из второй главы Книги Даниила, чтобы помочь человеку, не верящему Библии?»

Я обнаружил, что преподавание, включающее высшие процессы мышления, намного интереснее простой передачи фактической информации. Людям нравится мыслить на более высоких уровнях и постигать понятия. Заметьте, какое большое значение придается принципу повторной формулировки-обобщения в следующей цитате: «Учителю следует стимулировать мысль учащихся, чтобы они ясно осознали для себя истину. Учитель не может ограничиваться одними объяснениями, а учащийся — принятием его слов на веру; надо пробудить любопытство и учащегося надо побуждать излагать истину своими словами, дабы выяснить, понимает ли он ее силу и может ли правильно применять ее» («Свидетельства для Церкви», т. 6, с. 154).

Хороший аналитический вопрос прекрасно стимулирует высшие процессы мышления и тем самым ведет учащегося к более высокому уровню обучения. Если учитель остановится только на фактах, он не поведет свой класс дальше механического уровня обучения. Люди склонны терять интерес к такому преподаванию. Высшей мотивацией для привлечения внимания и начала обучения является вопрос: «Как это поможет мне?» Учитель должен бросать вызов учащимся и экспериментировать великими идеями. Затем он обязан показать, какое значение имеют эти идеи для жизни учащихся. Это поднимает нас на еще более высокий уровень обучения.

Уровень скрытого смысла-применения

Учитель Дэн нацеливается на еще более высокий уровень обучения. Он ведет своих слушателей к тому, чтобы понимать практическое значение данной истины для повседневной жизни. Дэн пытается помочь учащимся увидеть себя в этой картине и понять, что она означает для их жизни.

Дэн выбирает в качестве цели надлежащую реакцию и пытается вызвать ее у учащихся. Он подчеркивает необходимость правильного отношения к тому или иному вопросу. На этом уровне обучения главной целью становится изменение в жизни учащихся. Когда учитель сосредоточивается на этом уровне, чтобы помочь учащемуся увидеть себя и свою нужду, тогда истина легко усваивается.

Очень многие учителя склонны заниматься морализаторством или ограничиваются кратким личным наставлением типа: «Мораль этого рассказа такова…» или: «Из пройденного материала можно извлечь важный урок…» Лишние слова, произносимые учителем, больше всего мешают учащимся понять практическое значение пройденного материала для своей жизни.

Я обнаружил, как полезны вопросы типа: «Что для вас означает данное пророчество с точки зрения вашей деловой жизни или работы?» Или: «Не кажется ли вам, что это пророчество побудит вас пересмотреть время, которое вы тратите на свидетельство о своей вере?»

Учитель, использующий указанный выше метод, не говорит учащимся о практическом значении материала. Они обнаруживают его сами. Когда люди самостоятельно открывают для себя истину, они прочно запоминают и используют ее.

Другой способ помочь учащимся применять урок в практической жизни — это иллюстрирующий рассказ. Мною подмечено, что когда я рассказываю случаи из своей жизни, люди склонны представлять себя на моем месте. У этого метода большие духовно-психологические достоинства. Все сопереживают персонажам из хорошо рассказанной истории и ставят себя на их место. Рассказы и иллюстрации остаются в памяти намного дольше, чем голая теория.

Апостол Павел снова и снова рассказывал о своем обращении, потому что знал, что многие из его учащихся будут сопереживать ему, и Святой Дух побудит их последовать его примеру. Поэтому, если вы в самом деле хотите, чтобы люди применили урок к своей жизни, без всякого стеснения расскажите им о своем опыте. Если пережитое реально для вас, то оно будет реально и для ваших учащихся и окажет на них сильное влияние.

Что находится в центре вашего внимания?

Преподавание в субботней школе преимущественно находится на уровне понимания фактов, а надо больше ориентироваться на альтернативные уровни обучения, такие, как новая формулировка-обобщение и скрытый смысл-применение. Учитель может начать на уровне фактов и сосредоточить внимание на фактической информации как основе для дискуссии. Затем ему надо перейти на уровень новой формулировки-обобщения. Это вдохновит учащихся на усвоение содержания с точки зрения идей и их взаимосвязи. На таком уровне учащийся лично обдумывает значение библейских текстов.

В конце занятия можно сделать акцент на скрытый смысл и практическое применение. На этом этапе добросовестный учитель уделит время тщательному исследованию жизненного применения преподанных им истин. Самая важная часть любой дискуссии в классе — это вовлечение учащихся в исследовательский процесс, с тем чтобы они открыли для себя значение урока и его практическое применение.

Понимаете ли вы суть трех основных уровней обучения? Послушайте других учителей и скажите, можно ли определить, что находится в центре их внимания. Лучше всего это определяется по вопросам, которые учитель задает в классе. Проанализируйте, на что направлен следующий вопрос «Как вы могли бы помочь человеку, готовящему речь об Объединенной Европе, используя ваши знания пророчеств из 2-й главы Книги Даниила?» Конечно, этот вопрос не является фактологическим. Он находится на уровне новой формулировки-обобщения.

А сумеете ли вы классифицировать такой вопрос «Как данная истина изменит ваше мышление и как теперь вы будете разговаривать с вашим неверующим соседом?» Этот вопрос идет дальше простого понимания значения факта, он переносит человека на уровень скрытого значения или практического применения Другими словами, он побуждает задуматься о том, как истина затронет нашу жизнь. В большинстве случаев при завершении занятий учителю следует обращать внимание именно на этот уровень обучения.

Что находилось в центре внимания Иисуса

Как великий Учитель Иисус хорошо понимал разные уровни обучения. Он применял методы, которые только сейчас мы стали считать наилучшими с психологической точки зрения. Проанализируйте, в чем состояла основная суть приведенных ниже вопросов Иисуса. На какой уровень обучения эти вопросы выводили людей? Подчеркните правильный ответ.

1. «Неужели вы никогда не читали, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал?» (Мк. 2:25).

Понимание фактов.

Новая формулировка-обобщение.

Скрытый смысл — практическое применение.

2. «Или не читали ли вы в законе?» (Мф. 12:5).

Понимание фактов.

Новая формулировка-обобщение.

Скрытый смысл — практическое применение.

3. «Что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: «прощаются тебе грехи твои», или сказать: «встань и ходи»?» (Лк. 5:22, 3).

Понимание фактов.

Новая формулировка-обобщение.

Скрытый смысл — практическое применение.

4. «Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?» (Мф. 21:25). Понимание фактов.

Новая формулировка-обобщение.

Скрытый смысл — практическое применение.

5. «Который из них более возлюбит его?» (Лк. 7:42).

Понимание фактов.

Новая формулировка-обобщение.

Скрытый смысл — практическое применение.

6. «Как может сатана изгонять сатану?» (Мк. 3:23).

Понимание фактов.

Новая формулировка-обобщение.

Скрытый смысл — практическое применение.

7. «Что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу, или погубить?» (Лк. 6:9).

Понимание фактов.

Новая формулировка-обобщение.

Скрытый смысл — практическое применение.

Первые два вопроса находятся на уровне понимания фактов. Иисус просит вспомнить факты. Вопросы с третьего по шестой находятся на уровне новой формулировки-обобщения. Отвечавшим надо было знать и понимать определенные факты и синтезировать или обобщить информацию, чтобы прийти к правильным суждениям. Это более высокий уровень мышления, требующий логических суждений и формулировки идей.

Седьмой вопрос находится на уровне скрытого смысла и практического применения. Он также требует знания библейских фактов о соблюдении субботы и способности обобщать.

Многие вопросы не вписываются в рамки какой-то одной категории, но содержат в себе элементы всех трех уровней. Однако если вы будете анализировать свои вопросы с точки зрения их принадлежности к той или иной категории, то сможете побудить своих учащихся к глубокому мышлению.

Подчеркивайте более высокие уровни

Нелегко преподавать на более высоких уровнях обучения. Для этого надо обобщать факты и выстраивать их в виде понятий; понимать взаимосвязь разных идей; формировать мнения. Это значит помогать учащемуся увидеть себя в конкретной истории. Составьте план, согласно которому вы поможете учащимся распознавать их нужды и понимать отношение исследуемых истин к повседневной жизни. Помните наставление: «Стоящие перед народом в качестве учителей истины должны браться за великие темы» («Евангелизм», с. 151).

Нам надо научиться быстро и основательно охватывать содержание урока — важную фактическую информацию и углубляться в «великие идеи» Писания. Секрет выхода на более высокий уровень мышления заключается в правильно поставленных вопросах, которые исследуют, стимулируют и бросают вызов.

Имеет смысл повторить высказывание Фрэнсиса Бэкона: «Умело поставленный вопрос — это половина ответа».

От теории к практике

Цель:

Научиться использовать вопросы на трех уровнях обучения и анализировать, где поставить главный акцент.

Подготовка:

1. В случае необходимости повторите эту главу.

2. Основательно изучите материал урока субботней школы.

3. С помощью учебного плана:

А. Выявите и запишите центральную истину.

Б. Перечислите нужды учащихся.

В. Запишите цель обучения.

Г. Запланируйте способ привлечения внимания.

Д. Запланируйте что-нибудь для создания на уроке доверительной и теплой атмосферы.

Метод:

1. Запланируйте ряд вопросов как часть вашей классной беседы по каждому из трех уровней обучения, предложенных в данной главе:

А. Понимание фактов

Б. Новая формулировка-обобщение

В. Скрытый смысл — практическое применение

2. Проанализируйте, что находится в центре вашей дискуссии. Если есть возможность, запишите на магнитофон свое изложение урока и проанализируйте, как вы переходите с одного уровня обучения на другой. Ваши вопросы будут свидетельствовать о том, что находится в центре вашего внимания.

Оцените:

свои действия после урока.