8. Следуйте за Мной

Большинство из нас с воодушевлением вспоминают домашних животных из времен своего детства. Моим любимцем был белоснежный ягненок. Я помню, что привязался к нему с самого его рождения, и со временем мы стали неразлучными друзьями. Он следовал за мной, как привязанный. Он был мой. Только заслышит, что я поблизости, свищу или зову его, и немедленно прибегает ко мне. Иногда я с удивлением обнаруживал, что он идет за мной, хотя я ровным счетом ничего не совершал, чтобы привлечь его внимание. Поразительно, насколько он чувствовал каждое мое движение. Он мне полностью доверял и был готов следовать за мною, куда бы я ни пошел.

В этой главе мы сосредоточимся на пятой фазе Христова метода благовествования. Он звал людей следовать за Ним, и они с готовностью соглашались. Ведь это был Человек, Который понимал их всецело; Который знал их по имени, Который внимательно слушал и остро сочувствовал им во всех разнообразнейших ситуациях. Его безграничная любовь покоряла их сердца и порождала доверие. Поскольку Он искренно о них заботился, они обретали в Нем смысл жизни в настоящем и надежду в будущем.

«Именно дух милосердия и любви, который светился в каждом Его взгляде и слове, и привлекал к Иисусу такое огромное количество людей. Страждущие, стекавшиеся к нему, сразу чувствовали — перед ними верный и чуткий Друг — и старались постичь те истины, которым Он учил. Небо приблизилось к людям, и они стремились быть рядом с Ним, чтобы Его любовь всегда утешала их» (Желание веков, с. 254, 255).

В Евангелии от Иоанна 10:27, как и во многих других текстах, содержится призыв Иисуса следовать за Ним. Свои отношения с теми, кто откликнулся на Его призыв, Он выражает такими словами: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною». Обратите внимание, что личные взаимоотношения предваряют следование за Христом. Он называет их «Мои овцы». Христос знает их, и они слышат Его голос и повинуются Ему. Взаимоотношения подразумевают наличие двух сторон. Следование за Христом также предполагает полное доверие Ему и Его руководству. Истинная любовь и интерес Пастыря неизменно привлекают к Нему людей.

В Ин. 10:4 сказано, что когда Христос, Добрый Пастырь, «выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его». Статус последователя предполагает наличие лидера, который указывает знакомый ему путь. Иногда, пытаясь служить Иисусу, мы стараемся Его обогнать или путаемся у Него под ногами. Но следование за Христом — процесс отнюдь не механический. Скорее это жизненный опыт, который есть следствие доверительных отношений. Следовать — это значит быть под водительством, подражать, повиноваться.

И, подобно тому как Иисус звал людей следовать за Ним, от нас ожидается, что и мы будем поступать так же. Мы уже заручились их доверием, а когда они разглядят в нас черты Господа нашего и Спасителя, то ухватятся за нашу руку. Затем мы вложим их руки в Его сильные и любящие ладони, откуда «никто не похитит их» (ст. 28). Мы — связующее звено между ними и Христом, и мы, как и они, остро в Нем нуждаемся. «Немало людей отягощены сомнением, обременены немощами, слабы в вере и не способны увидеть Невидимого; и потому тот, кого они в состоянии видеть, — человек, приходящий к ним с Благой вестью, — может стать связующим звеном между такими людьми и Христом, может укрепить их веру» (там же, с. 297).

Приводя потерявшегося человека к Доброму Пастырю, не стоит заблуждаться, будто эта важная обязанность возложена только на наши плечи. Напротив, необходимо всегда иметь в виду, что Христос всесторонне участвует в спасении каждой, хотя бы одной-единственной заблудшей души. Он всегда на страже, подготавливая для нас путь для выполнения Его работы по спасению заблудших. Христос знает их имена, знает, где они живут, — даже «иногда Он повелевает Своим слугам пойти в такой-то город, на такую-то улицу, в такой-то дом, чтобы найти там одну из Его овец» (там же, с. 479).

В чем же выражается наш призыв последовать за Христом? Прежде всего, твердое основание взаимоотношений, которое мы уже построили, осваивая со своими знакомыми первые четыре этапа Христова метода, позволяет им распахнуть свою душу перед Христом. Они уже испытали на себе наше сочувствие и любовь, когда мы помогали им преодолевать жизненные трудности и тем самым завоевали их доверие. Во-вторых, наши альтруистические порывы и искренняя любовь, которую не встретишь в этом эгоистическом мире, их потрясли и определенным образом на них повлияли. Они жаждут понять, почему мы такие, какие есть. В-третьих, возможно, они уже узнали кое-что о Христе, о Библии, о Церкви, дружески общаясь с нами. В-четвертых, естественным образом следует, что призыв следовать за Христом есть не более чем закономерное продолжение того, что уже с ними происходит.

Они уже приятно удивлены, обнаружив в этом мире христиан, которые способны искренно заботиться о других, и им очень хочется узнать, почему мы способны на совершенно иные взаимоотношения, чем те, к которым они привыкли. Нам следует честно признаться, что все то сочувствие, любовь и забота, которые они в нас почувствовали, исходят от Христа — истинного Источника всего благого. Отдавая Ему должное, мы тем самым признаем, что без Него мы, по сути своей, эгоистичны.

Если мы к этому моменту еще не выразили словесно Благую весть, то самое время это сделать и незамедлительно призвать своих новых знакомых следовать за Иисусом, нашим лучшим Другом. Такое свидетельство веры не окажется для них неожиданностью — оно будет понято и воспринято. Это станет естественным звеном, связывающим причину и следствие в содержательном общении с ними. Разумеется, свидетельство о вере не должно быть штампованным или сухим — пусть оно будет спонтанным и связанным с их конкретными обстоятельствами.

Последователь Христа так и поступает. Когда мы позволим Ему действовать в нашей жизни и явить Себя в наших поступках, мы обретем право на такое свидетельство. Елена Уайт пишет, что «мы должны говорить о том, что нам доподлинно известно, что мы сами видели, слышали и ощущали. Если мы неотступно следовали за Иисусом, нам будет что рассказать о пути, по которому Он вел нас» (там же, с. 340). Затем она подытоживает значение такого личного свидетельства, утверждая, что это и «есть то свидетельство, к которому нас призывает Господь и без которого мир погибнет» (там же).

Невозможно переоценить важность и возможности прочувствованного и искреннего свидетельства. Воздействие его превосходит силу теоретических доводов и богословских диспутов, оно более, чем что-либо еще, может тронуть сердце человека на его пути ко Христу. Молодой пастор взял меня с собой к одному «каменному» молодому человеку, которому он пытался благовествовать. Пастор объяснил, что жена этого человека Христа уже приняла, а вот он сопротивлялся, сводя разговоры к вопросу о существовании Бога и тому подобному. По дороге к этому молодому человеку я спросил пастора: «Как вы думаете, в чем по-настоящему заключается проблема?»

«Мне кажется, что я очень много трачу времени, дискутируя с ним по поводу сложных богословских вопросов», — искренно ответил он. По дороге мы молились. «Я чувствую побуждение войти и просто засвидетельствовать, — в результате заключил пастор. -На этот раз никаких дискуссий и аргументов — я только расскажу, что Христос сделал для меня лично».

Поприветствовав хозяина, он начал: «Джон, мы с вами достаточно долго обсуждали различные вопросы. Но сегодня я хотел бы просто рассказать вам о некоторых вещах». Джон внимательно слушал, как пастор раскрывал перед ним свое сердце и рассказывал, насколько Христос преобразил его жизнь. Поразительно, что этот человек, который еще недавно был так увлечен доказательством своей правоты, оказался целиком поглощен услышанным. Очевидно, что Христова любовь, являемая в словах пастора, смягчила его сердце. В конце концов, рыдая, Джон просил Христа простить все его грехи и войти в его жизнь.

Неудивительно, что Елена Уайт писала: «Богу угодно, чтобы мы, рассказывая о Его верности, открывали миру Христа. Мы должны признать Его благодать, которая проявлялась через праведников древности. Но самым действенным будет свидетельство о нашем собственном опыте». И когда подобные личные свидетельства «подкрепляются жизнью по заветам Христовым, они непреодолимо влекут душу ко спасению» (там же, с. 347).

Мы можем свидетельствовать разными способами, но только не в суетливой, школярской или механической манере, добиваясь немедленного обращения. Это не означает, что не стоит продумывать структуру нашего разговора. Некоторым можно даже посоветовать предварительно излагать свои свидетельства на бумаге, подчас в развернутом виде, полностью, но при этом сохраняя достаточную гибкость, чтобы не утратить спонтанности и чувствительности к конкретным обстоятельствам каждой данной ситуации. «Евангелие должно быть представлено не как мертвая теория, но как живительная сила, способная изменить жизнь» (Служение исцеления, с. 99).

В чем же должно заключаться свидетельство? Ответ мы находим в словах Иисуса, обращенных к одержимому бесом сразу после того, как Он его исцелил: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь, и как помиловал тебя» (Мк. 5:19). Жители крошечного городка чересчур хорошо знали прошлую жизнь этого человека, поэтому ему не было нужды о ней распространяться. Иисус хотел, чтобы он сосредоточил свой рассказ на встрече с Господом, на том, что Господь сотворил в его жизни. Из этого не следует, что нам необходимо молчать о своей предыдущей жизни, но не она должна быть центром нашего свидетельства, в особенности если в ней имелись некоторые сенсационные моменты. Цель любого личного свидетельства — не смаковать грех, а возвеличивать Иисуса.

Свидетельство апостола Павла своим соплеменникам-иудеям по возвращении его в Иерусалим может служить примером для подготовки нашего собственного свидетельства. Из 22-й главы Книги Деяний мы можем извлечь четыре основных его компонента. Во-первых, краткое описание жизни до того, как в ней появился Христос. Во-вторых, описание того, как человек стал христианином. В-третьих, преображение Христом жизни после случая на дороге в Дамаск (в нашем случае речь идет об обращении, пережитом нами). И, наконец, перспективы следования за Христом.

Используя эти четыре главных пункта, нам следует продумать основную линию беседы. Речь не должна быть чрезмерно длинной и громоздкой, ее следует сосредоточить на присутствии в нашей жизни Христа.

Необходимо помнить, что, хотя и полезно иметь отполированное свидетельство, по-настоящему эффективным оно становится только тогда, когда в нем явлено присутствие Христа в нашей повседневной жизни. Такая христоподобная жизнь может настолько усилить даже невнятное и сбивчивое свидетельство, что и оно послужит изменению жизни слушателя. «Наше влияние на других зависит не столько от того, что мы говорим, сколько от того, какие мы. Люди могут спорить с нами и опровергать наши доводы. Они могут сопротивляться нашим аргументам, но жизнь, исполненная бескорыстной любви, — это доказательство, которое невозможно отрицать. Жизнь, в которой последовательно проявляется кротость Иисуса, — самая великая сила в нашем мире» (Желание веков, с. 142).

Когда мы призываем людей принять Христа, подводим ли мы их к решению следовать за Ним как за Спасителем, или как за Господом, или как за Спасителем и Господом одновременно? В некоторых свидетельствах подчеркивается только любовь Иисуса и совершенное Им искупление или, напротив, только Его вселенская власть и послушание Ему. Я очень серьезно отношусь к слову сбалансированность, потому что легко впадаю в различного рода крайности.

Нельзя выбирать что-то одно, необходимо присутствие того и другого одновременно. Когда мы решаем следовать за Иисусом, необходимо подражать всем Его качествам. В нас или весь Иисус, или Его нет вовсе. Он не только наш Спаситель, но и наш Господь. Мы не только любим Его, но и Ему повинуемся и служим. И Он нас не только оправдывает, но и освящает. Таким образом, необходимо не только принимать Его, но и следовать за Ним, «куда бы Он ни пошел» (Откр. 14:4).

Много лет назад моя сестра попросила меня посидеть с ее четырехлетней дочкой — сестре нужно было сделать покупки. К несчастью, она отсутствовала несколько часов. За это время девочка проголодалась и захотела, чтобы я ее накормил. Поскольку я отнюдь не повар, то решил отделаться тем, что умею готовить лучше остального, — бутербродами. Я намазал сладким желе и ореховым маслом два куска хлеба и вручил ей.

Через несколько минут я заглянул к ней в комнату, чтобы посмотреть, как у нее идут дела, и обнаружил, что она слизала желе и масло, а хлеб оставила нетронутым. Вспоминая об этом случае, я всякий раз думаю, что очень многие из нас напоминают мою маленькую племянницу. Мы ограничиваемся сладостью Благой вести, но оставляем нетронутой ее основную часть.

Когда мы рассказываем нашим друзьям о том, что такое Благая весть во всей ее полноте, а они сердечно принимают ее, посвящая себя своему Спасителю и Господу, значит, они готовы к изучению Библии, и на то есть две причины. Во-первых, изучение Библии опирается на твердое основание взаимоотношений с нами. Мы ведь стали хорошими друзьями! Во-вторых, они уже утвердились на прочной скале взаимоотношений со Христом. Они сделали выбор — следовать за Ним как за Спасителем и Господом. С другой стороны, если мы не помогли им возвести надежное основание взаимоотношений с нами и со Христом, тогда все наши усилия по их обращению могут разрушиться в любой момент. Почему? Потому что ни один из нас ничего не сделал для возникновения дружбы. Да, конечно, они слышали некоторые теоретические рассуждения и посетили евангельскую программу, но никто не уделил особого внимания их личности и процессу ее развития. Вот почему нам иной раз приходится слышать, что люди не желают больше изучать Библию. Они чувствуют, что им нечего особенно терять при разрыве взаимоотношений с нами и с Господом, поскольку такие взаимоотношения и не начинались.

Однако если мы шаг за шагом осваивали Христов метод, они пожелают возрастать в познании Того, Кого они полюбили, а также захотят отличиться в Его глазах всеми возможными способами. Павел и Иисус оба подтвердили этот важнейший принцип.

Апостол соединяет все возрастающее познание Христа со все возрастающим посвящением и послушанием Ему. К примеру, он пишет Колоссянам: «И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:10). И еще: «Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол. 1:10).

Христос сказал: «Если любите меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15).

Один из первых своих библейских уроков я проводил с молодым человеком, которого с трудом уговорил заниматься. Он вырос в среде, где к Богу относились весьма отрицательно, поэтому, когда я представил ему все «доказательные» тексты и исторические свидетельства в пользу соблюдения седьмого дня в субботу, а не в воскресенье, он ответил словами, которые до сих пор не стерлись из моей памяти: «Мысль о Боге невыносима мне, даже если я думаю о Нем одну минуту, а вы пытаетесь убедить меня, что я должен проводить целый день — от рассвета до заката — с Ним!»

Вот почему каждое библейское занятие должно быть построено таким образом, чтобы в центре его был Христос. Будучи учениками Христа, мы должны все, чему мы учим, основывать на Нем. Он Сам по Себе есть наиболее убедительная, всеобъемлющая и вечная причина того, что люди посвящают себя Ему. Поскольку в наших рассуждениях мы уже прибегали к образу субботы, давайте вновь используем ее в качестве примера. Какие основные и наиболее веские причины соблюдения субботы нам следует привести ближним?

1. Христос от начала был тесно связан с людьми. Он явил Свою любовь и тем, что вдохнул в них жизнь, и тем, что выделил особый день для общения с человеческим родом.

2. Христова любовь всегда направлена на людей, цель ее — единение. В сущности, всю Библию пронизывает Его сильнейшее желание быть со Своим народом. Установив особый день для служения Богу, Иисус тем самым показал, что Он любит нас и что Он в нас кровно заинтересован.

3. Именно потому, что человек столь важен для Христа, Он и создал субботу — день, специально отделенный от всей остальной недели. Поскольку субботе Христос придает большое значение, следовательно, она должна быть столь же важной и для нас.4. Суббота есть драгоценный дар Божьей любви нам. Как мы принимаем подарок от лучшего друга, преподносимый с любовью? С благодарностью. Так же следует поступать и с Христовым даром, не разменивая его на что-то иное.

5. Сам Иисус обыкновенно совершал богослужение каждый седьмой день — субботу. Его ученики поступали так же. Посвятив себя Ему, мы хотим даже жить так же, как и Он. Разве мы можем поступить иначе, если стремимся следовать Его примеру?

6. Суббота есть символ сотворения Христом мира и искупления Им людей. В день, когда были завершены все дела Творения в Едемском саду, Он покоился. В тот же самый день Он покоился, завершив дело искупления на Голгофе.

Люди, занимающиеся на курсах по изучению Библии, делают выбор: следовать примеру Христа по каждому отдельно взятому вопросу. А завершив курс, вновь решают последовать примеру Христа, приняв крещение полным погружением. Они предпринимают столь серьезный шаг не потому только, что их потрясли доктрины сами по себе, но потому, что какие бы вопросы они ни изучали, их сердца оказались затронуты Христом. Их крещение также должно быть инструментом посвящения делу благовествования. И опять они следуют примеру Христа, ибо Он принимал крещение и Дух Святой помазал Его на служение (см. Лк. 3:21-23).

Поэтому мы помогаем им уподобиться Христу во всем, включая крещение и посвящение на служение. Став новыми членами тела Христова, они начинают благовествовать точно так же, как перед этим являли Христа их друзья. Иными словами, они направляют людей к Богу так же, как это делал Христос, благовествуя народу. Мы глубже рассмотрим эту тему в следующей главе «Ловцы человеков». Но нам кажется вполне уместным процитировать сейчас следующую мысль из книги «Служение исцеления»: «Каждый истинный ученик рожден для Царства Божьего как миссионер. Но при этом он приходит к познанию Спасителя не раньше, чем желает познакомить с Ним других. Спасительная и освящающая истина не должна быть сокрыта в его сердце» (с. 102).

Когда Иисус призвал учеников следовать за Ним (см. Мф. 4:19), Он сознательно прошел мимо многих наиболее образованных и культурных людей Своей эпохи и выбрал простых и не получивших формального образования людей, преимущественно рыбаков. Для чего? «Их призвали к самому важному служению, какое только может быть поручено человеку; оно уступало только служению Самого Христа» (Желание веков, с. 291).

Каков был их образовательный уровень? По меркам этого мира, невысокий. Христос, избирая рыбаков, был прекрасно осведомлен об их недостатках. Но Он относился к тому типу руководителей, которые принимают людей такими, какие они есть, и учат их служить окружающим. Это оказалось возможно, потому что ученики, несмотря на свои несовершенства и заблуждения, «обладали природными дарованиями, были смиренны и готовы учиться — таких людей Он мог превратить в Своих подвижников» (там лее, с. 250).

Поистине наилучшим образованием, предваряющим духовное обучение, являются смирение и способность к обучению. Все ученики обладали этими качествами, притом что весьма немногие из религиозных лидеров сумели так высоко подняться. Такие свойства, соединенные с трехлетним обучением у Христа, помогли им уподобиться до некоторой степени Ему. Какой это был Учитель! Он учил час за часом, Он много о них молился, Он любил их и верил в них до самого конца. «Общение со Спасителем превратило невежественных и неученых рыбаков в совершенно иных людей. И умом, и характером Его ученики были подобны Ему, и люди сразу узнавали — вот те, которые идут за Иисусом» (там же).

Не может быть более высоких квалификационных уровней, чем два вышеупомянутых. Первый уровень — это уподобление Христу, а второй — такое состояние, которое позволяет окружающим узнать, что мы были вместе с Иисусом. А если достигнуто и то и другое, значит, возникла самая неодолимая сила из всех существующих на свете. Эта сила исходит не от нас, но от преобразованных Христом характеров и есть не более чем следствие Его присутствия в нашей жизни. В Зах. 8:23 отчетливо описана эта исходящая от христоподобной личности сила: «Будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами — Бог».Невозможно успешно благовествовать, если Христос не пребывает в нас и не изменяет нашу жизнь. Бонхёффер, который, несомненно, знал, что означает быть учеником Христа, сказал: «Когда нас призывают последовать за Христом, подразумевается, что с Ним должна установиться особого рода связь… Ученичество означает соединение со Христом» (Бонхёффер. Цена ученичества, с. 63). Именно это имел в виду Иисус, когда призвал учеников, «чтобы с Ним были» (Мк. 3:14). В Мф. 4:19 сказано: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Обратите внимание: Он хотел, чтобы они сосредоточились на Нем, а не пытались самостоятельно превратиться в свидетелей. §то было Его дело, а не их.

Чрезвычайно важно помнить, что Христос особо подчеркивал: необходимо следовать за Ним, предоставив себя в Его распоряжение, чтобы Он смог преобразовать нас в свидетелей. Мы склонны сосредоточиваться на самих себе и на том, что мы сами в состоянии достичь, вместо того чтобы просто быть со Христом и позволить Ему сделать нас такими свидетелями, какими Он желал бы нас видеть. «Нам не удастся успешно трудиться для Христа, если мы будем концентрироваться на себе и на своих развивающихся навыках. Наш успех никогда не будет зависеть от этого. Ключ к нему — в тесных личных взаимоотношениях с нашим Господом» (Мак-Дилл. Дружба во имя Христа, с. 108).

В конце концов Петр усвоил следующий важнейший урок. Христос с любовью и терпением учил его необходимости поддерживать близкие с Ним взаимоотношения. Ученик был импульсивный, агрессивный, самодовольный и амбициозный. «Прежде Петр был склонен действовать независимо. Он пытался сам планировать дело Божье, вместо того чтобы следовать Божьему плану. Но он ничего бы не достиг, идя впереди Господа. Иисус повелел ему: «Иди за Мною — но не беги впереди Меня»» (Желание веков, с. 816). К счастью, Петр, благодаря своей способности к обучению, благодаря своему доверию к Господу и любви к Нему, вышел из рук Мастера изменившимся, прочно и навсегда с Ним породнившись.

Один проповедник рассказывал, как он наслаждался, прогуливаясь вдоль берега и собирая раковины, которые время от времени выносили на берег волны. Он уже выбирал раковины получше, когда заметил одну, которую ему особенно захотелось иметь в своей коллекции. Она лежала на близлежащей скале. Когда он до нее добрался, то выяснилось, что она накрепко приросла к камню. Он пытался оторвать ее обеими руками, но она не поддавалась. Она настолько срослась с камнем, что унести ее можно было только вместе с ним. Аналогичным образом дело обстоит со всеми теми, кто призван следовать за Христом. Они начинают с состояния ракушек, которых волны и жизненные обстоятельства бросают то туда, то сюда. Однако когда они накрепко соединяются со Христом, незыблемой Скалой, то становятся с Ним едины и сами обретают незыблемость.