10. Стратегия размножения

Жоан Ортиз сравнивает увеличение числа учеников с приростом населения с каждым последующим поколением. Он приводит разговор с одной пожилой женщиной.

— Это моя внучка, — сказала женщина.

— Разве?

— Да. У меня есть правнуки. Одному из них уже 15, он скоро женится, и у меня, возможно, появятся праправнуки.

— Сколько же у вас детей?

— Шестеро.

— А сколько у вас внуков?

— Тридцать шесть.

— А сколько правнуков?

— Кто знает? Я никогда их не подсчитывала (Ученик, с. 102,103).

Ортиз подсчитал, что, «согласно пропорции, у нее, возможно, 216 правнуков и ожидается 1296 праправнуков!» Он пришел к выводу, что если спросить у нее, как ей удается содержать столь большую семью — все хорошо накормлены, хорошо одеты и хорошо образованны, — то она бы ответила: «Это не моя заслуга. Я заботилась только о шестерых». А ведь каждый из них заботился о своих шестерых (там же, с. 103).

Иисус верил в этот принцип духовного размножения. Вот почему более трех лет Он сосредоточивал все силы на обучении Своих учеников, чтобы воспроизвести Свою жизнь и служение в их жизни. Они, в свою очередь, приведут к Нему еще больше свидетелей, и постепенно учение Христа распространится во всех пределах известного тогда мира. Слово христианин означает принадлежность к ученикам Христа, тем, кто подобен Христу.

Таким образом, что же собой представляет ученик Христа, который научился быть «ловцом человеков»? «Ученик – это человек, который учится жить так же, как его Учитель. Со временем он начинает учить других жить этой же жизнью… Ученичество — нечто большее, чем просто усвоение знаний Учителя. Это уподобление Ему» (там же). Далее Ортиз объясняет, почему и каким образом Христос послал учеников проповедовать. Он не ограничивался воспитанием Своих свидетелей, Он желал умножиться в них (там же, с. 106).

Итак, в некотором смысле нам предстоит стать копией Христа, главного Образца, и как следствие другие станут подобиями Христа по тому же принципу геометрической прогрессии. «Иисусу было недостаточно череды групп слушателей Его Благой вести, Он был прежде всего заинтересован в учениках, в которых и благодаря которым Его служение многократно умножалось» (Джеймс Д. Смарт, цит. по кн. Оскар Фоучт. Каждый — служитель, с. 25). Вот причина, по которой небольшая горстка учеников Христа возвестила всей Римской империи Благую весть и потрясла ее всю до основания. Даже их враги были вынуждены признать, что ради Христа они перевернули весь мир.

Апостол Павел приводит замечательный пример этой концепции в 1 Кор. 11:1. Здесь он соединяет свое подражание Христу с тем, что другие подражают ему. «Будьте подражателями мне, как я Христу». Более того, в Гал. 2:19, 20 он утверждает, что в нем живет Христос: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос». И в результате своего глубоко прочувствованного опыта постижения Христа он приглашает других, с доверием и в смирении, подражать ему: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Флп. 3:17).

Мысль Павла о духовном размножении явственно просматривается и в его увещевании коринфянам. Она согласуется с приводимым Ортизом примером все увеличивающегося потомства. Павел обращается к адресатам как к возлюбленным детям, для которых он был не просто пастырем, но отцом во Христе. «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:14-16).

Более того, Христос твердо говорит, что не может быть никакого увеличения семьи Божьей до тех пор, пока мы не умрем для своего «я» и не начнем жить для Него. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24). Следовательно, именно с момента смерти для своего «я» в нас начинает жить Христос, являя Себя в нас и через нас. Смерть, воскресение, плоды. Иными словами, . наша распятая жизнь в Нем наполняется силой Его воскресения в нас, которая приводит к великому росту и плодоношению.

Но возникает вопрос: а возможно ли все время воспроизводить себя во все увеличивающемся числе учеников, которые живут жизнью Христа и благовествуют по Его методу? Оглядываясь вокруг, мы с удивлением задаемся вопросом: откуда эти потенциальные ученики могут появиться? Вообще говоря, они повсюду. Но существенный вопрос в том, видим ли мы или нет в окружающих необходимую способность. Я верю, что многие приняли бы участие в движении, если бы кто-нибудь взял их за руку и показал, что надо делать. Елена Уайт говорит, что «многие желают трудиться, если будут наставлены в том, как начать работать» (Христианское служение, с. 59).

Как же необходимо, чтобы кто-нибудь на практике показал, как благовествовал Христос! Мы не ограничимся лишь обучением приемам благовествования, но покажем, как все это обычно происходит на самом деле. Потенциальным благовестникам необходимо почувствовать, что же значит — служить другим. Многие могут поначалу пребывать в состоянии нерешительности, но это вполне закономерно — они просто волнуются в преддверии неизвестного. Однако, когда они присоединяются к нам и сами на практике узнают, что значит помогать ближним, не только исчезают их страхи — благо, которое несет благовествование, еще больше их воодушевляет.

Нередко я приглашаю кого-нибудь с собой при посещениях или при проведении библейских уроков на дому. Я вспоминаю, как однажды пригласил с собой студента высшего учебного заведения. «Том, я иду навестить одно весьма приятное семейство и проведу с ними занятие. Ищу кого-нибудь, кто бы меня морально поддержал, — начал я, — вот и подумал о тебе. Мне было бы весьма приятно, если бы ты пошел со мной».- Нет, только не я! — запротестовал он.

— А почему нет?

— Видите ли, я не умею благовествовать. Я никому никогда в своей жизни не благовествовал.

— Но, Том, тебе не придется ровным счетом ничего делать, предоставь все мне. Ты просто побудешь рядом, понаблюдаешь — вот и все, — ободрил я его.

— Вы хотите сказать, что мне ничего не придется говорить?

— Совершенно верно. Просто будешь за меня молиться и оказывать моральную поддержку.

— Что ж, — согласился он, — если так, я согласен.

Том получил неподдельное удовольствие, встретившись с этой семьей, он вник в духовные запросы всех ее членов и на обратном пути не умолкая говорил о нашей встрече. Он погрузился в размышления о возможностях помочь этой семье и всей душой хотел присоединиться ко мне вновь на следующей неделе.

Я твердо убежден, что подобных Тому христиан много — гораздо больше, чем мы думаем, — им понравится благовествовать, если только кто-нибудь покажет им, как это делается, и они сумеют духовно возродиться. Мы не только сами дряблы, лениво демонстрируя, как надо направлять души ко Христу, но, хуже того, мы нередко подавляем энтузиазм братьев к благовествованию. Возможно, мы остерегаемся того, чтобы они не совершили каких-нибудь ошибок. Но ведь только на ошибках мы и учимся. Ошибки, сделанные нами, очень многому нас учат. Разве можно научиться плавать, не вымокнув при этом, не наглотавшись воды, не борясь за то, чтобы остаться на поверхности? Иного способа не существует.

«Если каждого в его скромной жизни побуждали бы делать все то добро, на какое он способен, если бы ничьи удерживающие руки не подавляли подобного усердия, тогда там, где сегодня один слуга Христов, их было бы сто» (Желание веков, с. 251). В книге «Путь ко Христу» Елена Уайт приводит уже другое соотношение: «Если бы последователи Христа ясно понимали свои обязанности, то тысячи проповедовали бы Евангелие язычникам там, где сегодня этим занимается лишь какой-то один вестник» (с. 81).

Подобные соотношения — 1:100 и 1:1000 — не только несут нам большую надежду и веру в то, что мы можем многого достичь, но и наполняют нас сожалением о несчетных упущенных возможностях, открывавшихся для умножения числа учеников. Потенциальные ученики повсюду, и число свидетельствующих о Христе может быть увеличено до сотни вместо существующего одного, если мы позволим Ему помочь нам преодолеть нашу косность и зажатость.

Однако умножение числа учеников не происходит в одно мгновение. Оно начинается с малого и требует времени. Сотня начинается с единицы. Один верный ученик посвящает себя Христу, и Господь начинает с него. Но если мы ждем результатов грандиозных и моментальных, то нас постигнет разочарование. «Один человек, приобретенный для Христа, станет орудием в приобретении других, результатом этого будет непрерывный рост числа благословенных и спасенных» (Служители Евангелия, с. 184).

Более того, благовествование женщине-самарянке как раз и есть тот пример, который преподал нам Христос. «Та единственная женщина, к которой Он обратился, стала средством достижения многих других людей, пришедших ко Спасителю. Именно таким способом и распространялось по земле дело Божье. Пусть сияет ваш свет, и от него загорятся другие огни!» (Тамже, с. 195).

Помню, однажды я проповедовал о необходимости свидетельствования. Завершил проповедь призывом посвятить себя миссионерскому служению. Все многочисленное собрание, как один человек, искренне и воодушевленно встало, обновленно устремленное ко свидетельствованию. Но, как и можно было предвидеть, через некоторое, весьма короткое время их рвение остыло, и программа выдохлась. В чем допущена ошибка? Размышляя над происшедшим, я вновь обратился к примеру Иисуса. Он отдавал предпочтение небольшим, но благотворным делам. Поэтому я стал молиться: пускай хотя бы один человек присоединится ко мне, чтобы я мог удвоить Христово свидетельство его жизнью. Впоследствии этот единственный человек стал основой мощного ядра благовестников, которые воодушевили всю церковь на служение окружающим.

Вы удивитесь, обнаружив, что многие христиане с многолетним стажем охотно участвуют в миссионерских мероприятиях. Конечно, с другой стороны, они могут не выполнить порученного или не продолжить начатого, если им просто вручить адрес и послать одних. «Есть люди, которые всю жизнь считают себя христианами, но никогда не прилагают никаких усилий, чтобы привести хотя бы одну душу к Спасителю. Они оставляют эту работу служителю Церкви. Служитель может быть очень хорошо подготовлен к своему призванию, но он не в состоянии сделать того, что Господь поручил рядовым членам Церкви» (Желание веков, с. 141).

Возвращаясь к аналогии, которую употребил Христос в Ин. 21:15-17, призывая Петра пасти Его овец, мы можем сказать, что духовный пастырь (см. Деян. 20:28) вполне подготовлен для того, чтобы увеличить численность стада. Однако это не первостепенная его обязанность. Он должен прежде всего питать и направлять овец, наблюдать за их деятельностью, снабжать их всем необходимым, чтобы они могли рождать новых овец. Именно эту работу Христос предуготовил для овец, и именно таким способом и должно увеличиваться стадо. Очевидно, что овец порождают овцы.

Джон Ралеф Мотт в течение всей своей долгой и плодотворной жизни (1865-1955 гг.) был гением христианского мира в деле благовествования и миссионерской деятельности. Считается, что именно он открыл христианскому миру новый подход, смысл которого заключен в одной строке: «Более преуспел тот, кто умножает число работающих, чем тот, кто сам выполняет работу». Дуайт Л. Муди сказал: «Лучше научить работать десять человек, чек самому трудиться за десятерых».

Невольно начинаешь волноваться, когда задумываешься о беспредельных возможностях, которые открываются при следовании примеру Христа. Представьте только, что может произойти, если в каждой церкви один истинный ученик Христа найдет еще одного и научит его благовествовать. Это удвоит его свидетельство. И если к этому небольшому ядру из двух человек присоединятся еще двое, то свидетельство возрастет вчетверо, и так далее. «Нет пределов полезности тех, кто, отбросив все личное, открывает свое сердце для работы Святого Духа и ведет жизнь, полностью посвященную Богу» (Служение исцеления, с. 159).

Иисус сравнивал Царство Небесное с горчичным зерном. В нем есть жизнь, и в нем заключены огромные возможности, которые проявятся, если посадить его в почву. О горчичном зерне Он сказал, что оно, «хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:32). Приступив к созиданию Царства благодати на земле, Иисус начал не с того, что призвал гигантские массы помощников, но с того, что нашел лишь двоих людей, а именно: Андрея и Иоанна (см. Ин. 1:36-39).

Роберт Колеман обращает особое внимание на пример Христа. Он пишет: «Не имело значения, что группа, с которой все начиналось, была немногочисленна — ее члены умножались и учили этому своих учеников. Такой путь вел Церковь Иисуса к победе — эта победа стала возможной благодаря тем посвященным людям, которые так хорошо знали Спасителя и кого Святой Дух побуждал благовествовать окружающим на примере Христа. Как бы чрезмерно просто это ни казалось, именно этим путем Благая весть завоюет мир. У Него не было иного плана» (Глобальная стратегия евангелизма, с. 106).

Далее Колеман поясняет, что «результаты работы по евангелизации, таким образом, не могут быть выявлены немедленно, о ней следует судить не по докладам на конференциях, но только по той эффективности, с которой будет вестись работа в следующем поколении». И, наконец, он пытается выявить истинный критерий успеха любой церкви. Успех зависит ни от того, «сколько имен занесено в списки, ни от того, насколько увеличился бюджет церкви, но скорее оттого, как много христиан посвятили себя приобретению душ и обучению их приобретать новые» (там лее, с. 110).