11. Стратегия проникновения

Подобно тому, как соль пропитывает пищу и свет пронизывает тьму, так и мы, «ловцы человеков» и «подобие» Христа, ради Него устремляемся в окружающий нас мир. Где бы мы ни оказывались, мы — всесильные помощники Христа, потому что построили свою жизнь по Его принципам. Новые люди, которым мы помогаем стать учениками, в свою очередь, как и Он, начинают приобретать души. Подражая Христу и объединив наши силы, мы будем направлять к Богу все больше и больше людей, и когда-нибудь Благую весть услышат во всех домах, церквах, общинах и во всем мире.

Кроме символов соли и света, с помощью которых Иисус пояснил, как мы влияем на окружающий нас мир, апостол Павел вводит еще один мощный символ. Во 2 Кор. 2:14,15 он описывает христиан как «Христово благоухание», посредством которого «познания о Себе распространяет нами во всяком месте». В древнем мире санитария находилась на низком уровне, самыми распространенными средствами были ароматические вещества, и люди тратили целые состояния на благовония и духи. Благоухание Христа — сильный и положительный символ. Павел пишет: «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих» (2 Кор. 2:14, 15).

Исследуя исторический контекст приведенного текста, мы приходим к выводу, что у Павла возникала ассоциация с римской триумфальной процессией. Одержав победу на поле боя, римский военачальник через врата въезжал в город на колеснице. На голове у него был венок победителя, а в руке — предмет, символизирующий власть. Сенаторы, городские чиновники и жители приветствовали его по всему пути следования. В толпе встречающих слуги размахивали кадильницами с благовониями, так что облака приятно пахнущего дыма плыли над толпой. Аромат распространялся повсюду. Следовательно, люди буквально вдыхали в себя запах победы.

Иисус — наш победоносный Военачальник над сатанинскими силами зла, а мы шествуем за Ним в триумфальной процессии, распространяя благоухание Благой вести. Ответы на все основные вопросы относительно распространения познания о Христе сосредоточены в 2 Кор. 2:14, 15.

1. Кто есть самый главный Свидетель? Иисус, Который шествует впереди нас.

2. На чем сосредоточено наше свидетельство? Это Христос и Благая весть Его истины.

3. Через кого открывается Христос? Поскольку Он живет в нас, через нас Он и распространяет о Себе познание.

4. Когда мы распространяем Его Благую весть? Всегда, поскольку это образ жизни.

5. Где? Повсюду. Наш Рим — это наш дом, наша церковь, наше место работы, любое место — где бы мы ни находились.

Каково приятное Христово благоухание? Непосредственное и естественное, оно заманчиво, но не навязчиво. Оно тонкое, но при этом сильное. Так как сильное благоухание нельзя полностью заглушить по чьей-либо воле, то «если в нашем сердце живет любовь Христа, ее приятное благоухание невозможно скрыть от людей. Ее святое влияние почувствуют все, с кем мы будем общаться» (Путь ко Христу, с. 77). Являемся ли мы истинным благоуханием Христа? Являем ли мы в нашей жизни все богатство Его приятного благоухания?

Дело в том, что мы все, образно выражаясь, пахнем дурно, если приятное благоухание Христа не наполняет наши жизни. Его благоухание — это заключенная в наших сердцах любовь Христа. За колесницей победоносного римского военачальника шли закованные в цепи пленные — трофеи, свидетельствующие о его победе. Мы также являемся трофеями победы Иисуса над сатаной — только не закованные в железо, но навсегда завоеванные великой любовью Христа. Христова всесильная любовь распространяется с помощью Его метода благовествования и решающим образом влияет на мир.

Наш мир задыхается от недостатка такой любви и отчаянно нуждается в том, чтобы христиане ее распространяли. Это единственная сила, которая может проникнуть сквозь ряды воинства сатаны и спасти многих людей из его плена. Даже современный британский философ Бертран Рассел, красноречивый оппонент христианства, вынужден был незадолго до своей смерти в 1970 году признать, что христианская любовь могла бы многое изменить в этом мире.

Неловко извиняясь, он признал, что «есть нечто, чего нашему миру не хватает… Суть вопроса настолько проста, что мне, пожалуй, даже стыдно о нем упоминать из боязни вызвать иронические усмешки, которыми мудрые циники встретят мои слова. То, о чем я говорю, — простите меня за то, что я это упоминаю, — есть любовь, христианская любовь, или сопереживание. Если это чувство в вас есть, то у вас есть стимул к существованию, есть направление движения, причина для отваги и настоятельная потребность в интеллектуальной честности» (цит. по Кеннет Дж. Холланд. Истина должна также трогать сердца. — These Times, сентябрь 1980 г., с. 26).

Уайн Мак-Дилл, консультант по численному росту Церкви, в процессе работы убедился в существовании четырех уровней подхода к благовествованию. Во-первых, это «словесный уровень», который не более чем отправная точка в деле приобретения душ. Во-вторых, «уровень развития». В-третьих, «уровень посвящения», который церковное руководство обычно считает якобы самым важным, планируя разного рода программы для вовлечения новых членов Церкви. И, наконец, Мак-Дилл настаивает, что он предпочитает четвертый уровень — «уровень переполнения» (Дружба во имя Христа, с. 119).

«Церкви, достигнувшие уровня переполнения, являют качественно иное мышление в деле евангелизации при совершенно иной эффективности. Евангельские программы уже более не событие. Они столь же естественны, как дыхание для тела… В каждой из церквей, где достигалось такое «переполнение», особый упор делался наличное благовествование. Но за кажущейся спонтанностью стоят тщательное планирование, молитва и действия церковного руководства» (там же). Далее он поясняет, в чем состоит сущность уровня переполнения, подчеркивая, что «ощутимое проникновение в неверующее общество происходит лучше всего путем личного общения, которое следует вслед за обычным словесным обращением. Рядовым членам Церкви следует не только поддерживать отношения с уже сложившимся кругом друзей, но и искать новых знакомств» (там же, с. 118).

Вновь возвращаясь к благоуханию как символу благовествования мы вспоминаем о том, как Мария помазала голову Христа. Ее величайшую любовь ко Христу, явленную в этом знаке благодарности, невозможно было сокрыть. Ее любовь была подобна драгоценному нарду, аромат которого наполнил весь дом (см. Мк 14:3-9). Естественно, ее поступок огорчил Симона, потому что он тщательно выбирал тех, кого стоило пригласить, а тут появилась женщина сомнительной репутации. В замешательстве он не решался прогнать ее прочь и тем самым сосредоточить на ней всеобщее внимание. Поэтому просто предпочел ее не замечать, надеясь, что она тихонько сделает все, что полагается, а затем уйдет, не нарушив благопристойности.

Разумеется, мы знаем, что события развивались иначе. Марию волновало только одно — явить свою великую любовь и благодарность Иисусу. Эти чувства требовалось как-то выразить. Она принесла с собой сосуд с дорогим нардом, привезенным с Гималайских гор, — на деньги, которые за него уплатили, можно было жить целый год — и вылила его на голову Иисуса. Благоухание нарда символизировало Христову любовь. Немедленно — к ужасу Симона — могучее благоухание распространилось по всем уголкам дома. И это истинно так, ибо когда Христова любовь наполняет наши сердца, она — подобно нарду — не может не проникнуть во все то, что нас окружает.

Мария была столь очевидно уличена в своем служении любви Христу, что не могла избежать порицания присутствующих. Христос защитил ее: «Оставьте ее; что ее смущаете? она доброе дело сделала для Меня» (Мк. 14:6). В этом отношении весьма важно, что Иисус провел некоторые духовные параллели между распространением благоухания нарда по всему дому и распространением Евангелия по всему миру. И сказал Он: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (ст. 9).

Тем, что мы повсюду источаем благоухание Его любви и спасения, мы делаем «благое» для Самого Иисуса. Но в какой мере мы наполняем мир Благой вестью? Иисус сказал Марии: «Она сделала, что могла» (ст. 8). Он ждет, чтобы мы выполнили только свою часть работы, вне зависимости от того, велика она или незначительна. Он желает, чтобы мы сделали то, на что способны, а каждый из нас в силах сделать для Него хотя бы что-нибудь.

Нам надлежит быть открытым письмом Христа, которое Он для этого мира начертал в наших сердцах Духом Своим, которое «узнаваемое и читаемое всеми человеками» (2 Кор. 3:2). Наиважнейший для нас вопрос следующий: что начертано в наших сердцах? Мы можем поведать окружающим о содержании Благой вести, но как она соотносится с нашей жизнью и свидетельством? Артур Мак-Фи поднимает этот острый вопрос: «Если вы утверждаете, что вы роза, но от вас несет, как от скунса, разве можете вы осудить меня за то, что ваши слова немедленно после того, как влетят в одно ухо, из другого вылетят?» (Благовествование посредством дружбы, с. 76).

Конечно же, один из способов обрести аромат роз — забраться под розовый куст и сидеть там до тех пор, пока благоухание не пропитает все поры тела. Аналогичным образом, если мы хотим распространять благоухание Христа, мы должны полностью в Него погрузиться — общаться с Ним и совместно трудиться. Другого пути попросту не существует.

Мак-Фи приводит стихи неизвестного автора, которому удалось подметить суть истинного свидетельства:

Каждым словом, делом и улыбкой Я пишу Евангелие ближним… Христиане как листок открытый, Где записано, каков Христос в их жизни.

Зло и ненависть, раздоры и коварство — Эта «весть» смертельна для народа. Я гублю людей своим упорством, Извращая образ, славу Бога.

Научитесь слушать, помолитесь, Расскажите ближним о печалях, А о радости поведав, улыбнитесь… Станьте просто другом для начала.

И они придут к Такому Богу, Чья любовь всех нежно охраняет. Покажите к славной вечности дорогу, Где наш Царь нас встретить обещает. (Там же, с. 76, 77)

Вот в чем суть Христова метода. Он практичен, ясен, несложен, универсален и не зависит от времени и места. Иными словами, он прокладывает путь к человеческому сердцу, вне зависимости от воспитания, национальности, расы, образования и культуры благовестника. Он не требует ничего, кроме нас самих. Вооруженные Христовым методом, мы можем проникнуть любовью в жилища, в церкви, к соседям, на рабочие места, и наше присутствие будет ощутимо — Он окажется рядом с нами!

Мы можем начать, не сходя с места. Лучшей возможности приступить к благовестию не представится. Обычно думают, что неоценимое служение Христа людям началось после Его крещения в тридцатилетнем возрасте. А ведь Он занимался личным свидетельствованием в то время, когда работал плотником. Сравнимо ли это с Его последующим, но относительно более коротким служением исцеления, учения и проповедования? Обратите внимание, что говорит Елена Уайт:

«Наш Спаситель провел большую часть Своей земной жизни в тесной мастерской плотника в Назарете, где Он прилежно трудился. Ангелы были с Иисусом, когда Он общался с земледельцами и тружениками, не подозревавшими, что Он — Сын Божий. Иисус был верен в исполнении Своего долга, и когда занимался Своим скромным ремеслом, и когда исцелял больных или шел по бурным волнам Галилейского моря. Так и мы можем жить и трудиться с Иисусом, выполняя самые скромные обязанности, занимая самое невысокое положение» (Путь ко Христу, с. 81, 82).

Очевидно, что Иисус не предполагал учить и не учил тому, что благовествование — это регламентированная программа с твердо установленными сроками, жесткими границами и статистикой. Он полностью доверялся Богу, и потому Его повседневная жизнь была не более чем исполнением воли Отца. Этим же принципом надо руководствоваться и нам, в какие бы ситуации мы ни попадали. Господу заранее известны все те возможности для благовествования, которые нам будут предоставлены. В сущности, по Своей любви и мудрости Он делал и будет делать все возможное, чтобы создать эти ситуации и помочь нам ими воспользоваться.

Видите ли, Христос благовествовал всегда и всюду. Он не шел с единственной целью — проповедовать, но скорее проповедовал, пока шел. И, поступая так, Он на всем Своем пути выяснял, в чем нуждаются люди, и не упускал возможностей им послужить. Интересно, что большинство Его бесед происходило именно в пути. Откройте Евангелие от Марка, и увидите, что почти в каждой главе автор, предваряя описания этих бесед, употребляет следующие обороты: «когда приблизились», «оттуда вышел Он и пришел», «и пришли».

«Где бы Он [Христос] ни был: в синагоге, у дороги, в лодке… на пиру у фарисея или за столом мытаря, Он говорил о том, что имеет отношение к горнему. Природные явления, события повседневной жизни Он увязывал со словами истины… Когда Он начинал говорить, все внимание обращалось к Нему, и каждое Его слово было для кого-то запахом живительным к жизни» (Наглядные уроки Христа, с. 338). Призывая нас следовать примеру Христа, Елена Уайт среди прочего объясняет, как мы можем, общаясь с людьми, во имя Его славы все это применить. «Где бы мы ни были, мы должны находить возможность рассказывать другим о Спасителе… Не резко и грубо, но с тактом, который подскажет нам Божественная любовь, мы сможем рассказывать о Нем» (там же, с. 339).

Ханс Канг, известный немецкий богослов, отмечает, что современные христиане подчас не осознают отчетливо, что значит быть Христовыми учениками, оказывающими влияние на окружающий мир. Более того, он утверждает, что мы утратили первоапостольское понимание служения и жизни в мире. В те далекие времена церковь не была погребена под сложными программами и организационными мероприятиями, напротив, жизнь и профессиональная деятельность последователей Христа были пронизаны благовестием Христа (Почему священнослужители?, с. 13-15, 17-23).

Мартин Лютер также находил в Новом Завете подтверждение концепции о благовествовании как образе жизни. Его огорчало, что члены Церкви лишали себя благословений нести весть людям. Он называл это «наиболее скверной проделкой дьявола». Лютер обращал особое внимание на то, что служение Господу может происходить не только «в церкви, но также и дома, на кухне, в мастерской, на поле».

Христов метод живет в преданных Ему людях, которые становятся устами, руками и сердцем Иисуса. Как бы ни была прогрессивна проводимая программа, она не приведет к успеху, если в нужных местах не окажется нужных людей. Именно в таких местах люди Божьи изо дня в день и оказываются. Они — везде.

Ричард Халверсон пишет о представителях Христа как о «плацдармах царства в области бизнеса, образования, государственного управления и профессиональных занятий». По Хаверсону, подобные плацдармы — Христово концентрированное воздействие на мир. «Подлинное воздействие Иисуса Христа на мир составляется из усилий отдельных христиан в любой момент времени и где бы они ни находились. Врачи, юристы, торговцы, фермеры, преподаватели, бухгалтеры, рабочие, студенты, политики, спортсмены, клерки, служащие… без излишнего шума, постоянно и последовательно своим благове-ствованием воздействуют на мир, в котором живут» (Трагедия безработных. — Christianity Today, 2 сентября 1960 г., с. 9, 10).

Некоторые христиане полагают, что истинное благовествование происходит только там, где их нет. И, намереваясь прийти в это неведомое далеко, они пренебрегают возможностью оказать воздействие там, где они уже находятся. Представьте себе к примеру, христианина, который ради того, чтобы засвидетельствовать некоему далекому атеисту, отправляется в дальний путь, но при этом минует свою жену, детей, прихожан церкви, соседей, сослуживцев. Или представьте себе некоего человека, который ради того, ‘чтобы вовремя прибыть к конвейеру благовествования, на пути туда не обратил бы ни малейшего внимания на тех, кто отчаянно нуждался в его свидетельстве. «Если мы призваны совершать дело Божье в своей семье или среди наших соседей, то нам нет необходимости ехать в дальние страны. Мы можем распространять истину с любовью и на месте — в семье, в церкви, среди людей, с которыми общаемся и работаем» (Путь ко Христу, с. 81).

Таким образом, личное благовествование при ежедневном общении с людьми становится такой же неотъемлемой составной частью жизни, как и дыхание. Это нечто совершенно иное, чем фирма, в которой мы сегодня работаем и которую завтра, если пожелаем, можем оставить. Те, с кем мы постоянно встречаемся в нашей повседневной жизни, образуют неповторимую группу людей, на которую никто не может повлиять в той мере, в какой это доступно нам. Они знают о нас хотя бы что-то, они постоянно нас видят, и это способно привести к становлению исполненных смысла взаимоотношений. Они не отстраняются, когда мы заводим с ними разговор и делимся некоторыми соображениями. И если нам не удается довести разговор до конца, то у нас всегда есть возможность сделать это на следующий день.

Уин Арн, сотрудник Института проблем роста американской церкви, считает, что подобное окружение христианина приоритетно. В одном важном исследовании он предлагал тысячам прихожан различных деноминаций выделить те факторы, которые, по их мнению, определили их пребывание в церкви. От 70 до 90 процентов опрошенных ответили, что наибольшее влияние на них оказали их друзья или родственники, с которыми у них была возможность ежедневно общаться (Люди спрашивают. — Church Grouth: America, март — апрель 1979 г., с. 11).

Участвующим в работе миссионерских конвейеров я задавал следующий вопрос: «Со сколькими людьми, которым необходимо ваше личное свидетельство, вы общаетесь в обычное время?» Я выяснил, что типичный христианин общается примерно с 10-14 людьми. Представьте только, что мы могли бы оказывать влияние не на десятки, а на сотни, тысячи, миллионы людей! Вот почему я советую всем, с кем провожу миссионерские занятия, чтобы они написали на листке бумаги имена всех тех из своего ближайшего окружения, кому необходимо наше благовестие. Затем предлагаю вложить этот список в Библию и молиться за них во время ежедневной молитвы. Этих 10-14 человек надо воспринимать как особое миссионерское мероприятие.

Не перестаешь удивляться, насколько все меняется, когда мы впускаем Бога в свою жизнь. Перед нами распахиваются двери. Это следствие того, что Он уже коснулся сердец и так подготовил внешние обстоятельства, что нам была предоставлена возможность с ними встретиться. Такие обстоятельства, вероятно, существовали и прежде, но мы были еще не готовы видеть людей такими, какими их видит Бог. Однако когда мы присоединяемся к Богу в деле спасения душ, мы начинаем видеть многие вещи в другом свете. И тогда Бог посылает нам тех людей, которых иначе мы не встретили бы, и все это потому, что мы стали восприимчивы к Его водительству и тем преобразованиям, которые Он осуществляет в нашей жизни. Мы стали Его активными посредниками в Божественном деле явления миру любви и пути спасения.

Ханк, христианин, по профессии бухгалтер, познакомившись с Христовым методом, захотел применить его в своем офисе. Хотя, сказал он, в его отделе люди не слишком-то озабочены духовными вопросами, и сомнительно, чтобы кто-либо из его коллег по-настоящему интересовался Богом или религией. Я спросил, насколько далеко простирались его взаимоотношения с коллегами. Он ответил, что они говорят только об отвлеченных вопросах, таких, как погода и спорт. Я предложил ему составить список своих коллег, вложить его в Библию и молиться за них каждый день. Я также убедил его обратиться к Богу с особой молитвой, чтобы Он указал ему того человека, с которым он может завязать на работе исполненные смысла взаимоотношения.

На следующей неделе на работе ничего из ряда вон выходящего не произошло, кроме разве того, что Ханк твердо знал, что Бог активно воздействует на души его коллег. Бог также воздействовал и на сердце Ханка, побуждая его тихо молиться и присматриваться к появляющимся возможностям. Он ожидал не совсем того, что произошло дальше. Ничего сверхъестественного не случилось, казалось бы, все та же рутина, которая всегда ему досаждала. Но все теперь выглядело по-другому, потому что изменился он сам. Почти каждый день, ближе к обеденному перерыву, коллега Кен проходил мимо стола Ханка, хлопал его по животу и говорил: «Похоже, я проголодался. Надо пойти подкрепиться».

Этот ежедневный ритуал раздражал Ханка, но ему удавалось не показывать вида. Но в тот самый день, когда Кен подошел к его столу и произнес обычные слова, Ханк поинтересовался, где Кен обычно обедает. Он решил, подобно Христу, завязать личное знакомство. Его коллега с удовольствием сообщил.

— Я тоже проголодался, — объяснил Ханк. — Вы не будете против, если мы отправимся вместе и посмотрим, чего стоит этот ресторан?

— Прекрасно! Идем, — сказал Кен, направляясь к двери. — Они подают прекрасные сэндвичи, и цены вполне приемлемые.

За столом, сев напротив друг друга, они обсуждали самые различные вопросы. Им понравилось такое общение, и они удивились, что не сходились вместе прежде, хотя и проработали в одной фирме много лет. Через два дня они вновь отправились обедать вместе. Узнав, что Ханк ходит в церковь, Кен заинтересовался этим, поскольку у его сыновей были какие-то проблемы.

— Уже не первый год мы думаем всей семьей начать ходить в какую-нибудь церковь. Но не знаем, с чего начать,- объяснил он.

Впоследствии обе семьи подружились, стали вместе ходить в церковь и изучать Библию. Через несколько месяцев Кен с семьей посвятил свою жизнь Христу. Это событие оказало колоссальное духовное воздействие на жизнь и работу Ханка. Он отчетливо ощутил реальность Бога, Который хочет принять участие в его жизни. В работе для него открылись новые измерения, она стала намного интересней. Отныне он с нетерпением ждал того момента, когда можно будет отправиться на работу, чтобы посмотреть, как и сегодня Бог намеревается использовать его. Ханк вместе с Кеном начали молиться за остальных своих сослуживцев, и Господь открывал перед ними двери для свидетельства.

Христос возвестил людям: несмотря на то, что урожай созрел, совсем немногие готовы его пожать (см. Мф. 9:37). Елена Уайт подчеркивает, что «есть насущная потребность в служении любящих христиан. Многие погибшие души могли бы быть спасены, если бы их ближние — простые люди — приложили усилия для этого. Многие ждут, пока к ним не обратятся лично. В каждой семье, среди соседей, земляков — повсюду для миссионеров Христа найдется работа» (Желание веков, с. 141).

До сих пор мы только вскользь упомянули о числе обращенных в результате личной работы. Необходимо подчеркнуть, что следование за Христом принесет урожай не только обильный, но и весьма качественный. Ведь то, как мы общаемся с ближними во время благовествования, духовного их «вскармливания» и снаряжения на служение окружающим, имеет большое значение для их духовной жизнестойкости и обилия приносимых ими плодов.

По поводу того, как нам следует относиться к Христову методу благовествования, Елена Уайт говорит следующее: «Если мы смирим себя перед Господом и будем добры, терпеливы, мягкосердечны и сострадательны, то обращенных ко Христу будут сотни вместо единиц. Но, хотя мы и исповедуем, что обращены, мы отягощены нашим «эго», которое мы полагаем чересчур ценным, чтобы от него избавиться» (Свидетельства, т. 9, с. 189).