Вступление

Много лет назад я встретил студента, заканчивавшего факультет психологии в американском университете. Некоторое время мы обсуждали разные пустяки, а потом разговор перешел на профессиональные темы, и он признался, что те многие психологи, у которых ему пришлось учиться, вызывали у него лишь отчуждение, смущение и чувство пустоты. «Мне не довелось повстречать человека, чье мировоззрение помогло бы мне обрести смысл и цель жизни, — сказал он, всматриваясь в мои глаза. — А вам когда-нибудь приходилось читать труды по психологии, которые бы вас не разочаровали?»

Чем больше я его слушал, тем яснее становилось, что неудовлетворенность этого человека коренится в сфере духовной, — и я начал рассказывать ему о Христе. Об Иисусе как исторической Личности, Который жил в нашем мире 2000 лет назад и Который испытал всю сложность нашего человеческого бытия. Чувствуя, что мне удалось завладеть его вниманием, я продолжил: «Мой опыт подсказывает мне, что Иисус — величайший Психолог из всех, когда-либо живших на земле: Он до конца понимал людей, подобных нам с вами, Он наполнял жизнь смыслом, истинной любовью и полнотой существования».

Затем я посоветовал студенту самому познакомиться с Иисусом по текстам Евангелий. «Весьма надеюсь, что все, рассказанное вами об Иисусе, — истина, — наконец с ноткой предвкушения в голосе произнес он. — Поскольку я уже не раз пытался найти ответы в психологии и философии, мне несложно повторить свой поиск и применительно к Иисусу».

Мне самому изучать жизнь Иисуса нравится гораздо больше, чем что бы то ни было еще. Меня восхищает Его способность столь близко сходиться с людьми, которых Он встречал. Несомненно, Он обладал даром общения и был величайшим Психологом из всех, когда-либо живших на земле. Поистине Иисус виртуозно владел талантом межличностного общения. Кто мог лучше Его разобраться в сложностях человеческого ума и сердца? Никто. В конце концов ведь это Он создал нас по Своему образу и подобию, даровав нам столь могучие способности мыслить, чувствовать и реагировать.

Следовательно, рассматривая Христа как пример Благовестника, не стоит заблуждаться, будто предметом нашего рассмотрения являются некие идеи, программа или стратегия. Скорее в результате изучения Личности Христа мы обретаем? сердечную близость с Ним, проникаемся Его мудростью, а’ наши поступки начинают соответствовать Его поступкам. И„ постепенно мы «начинаем видеть окружающих людей с Его точки зрения и поступать, подражая Ему. Продолжительное общение с Ним и уподобление Ему приводит к тому, что качественно изменяется наше общение с другими. Все наше поведение обусловлено Иисусом, Он становится объектом нашего изучения и нашей стратегией Такая жизнь по Христу, наполненная Его силой, притягивает людей, с которыми мы общаемся, и они убеждаются в том, что мы были с Господом (см. Деян. 4:13).

Апостол Павел, описывая наше благовествование о Христе, употребил два замечательных слова: аромат и благоухание. Поскольку Он «всегда дает нам торжествовать во Христе…», то и «благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте» (2 Кор. 2:14, 15). Но каким образом мы распространяем подобный аромат и благоухание? Необходимо помнить, что мы можем делиться только тем благоуханием, которое нам присуще. Таким образом, для того, чтобы благоухание, подобное Христову, исходило от нас, чтобы мы уподобились Ему, необходимо находиться с Ним в постоянном общении. И тогда всякий, столкнувшись с нами, ощутит исходящий от нас Дух Христов.

Елена Уайт пишет, что «каждый из нас должен лично слышать Его голос, обращенный к сердцу. Когда смолкают все посторонние голоса, и мы в тишине замираем в ожидании перед Богом, молчание души делает голос Бога более отчетливым. Он повелевает нам: «Остановитесь и познайте, что Я Бог» (Пс. 45:11). Это существенная подготовка ко всякому труду для Бога. Среди спешащей толпы и крайнего физического и эмоционального напряжения жизненных сил, вызванного нашим стремительным образом жизни, тот, кто находит час для уединенного общения с Богом и природой, окружен атмосферой мира и света… Его жизнь будет источать благоухание и откроет Божественную силу, которая достигнет человеческих сердец» (Служение исцеления, с. 58).

Прежде всего, важна сама суть благовествования: Христос поселяется в нашем сердце и в нас являет Себя. Таким образом, пребывание со Христом неразрывно связано с благовествованием о Нем. Иисус подтвердил этот важнейший принцип, сказав ученикам: «А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною (Ин. 15:27). Дитрих Бонхёффер, великий немецкий богослов и мученик (он был казнен нацистами в 1945 году), писал: «Когда нас призывают следовать за Христом, это равнозначно получению повестки прибыть в исключительное Его распоряжение» (Цена ученичества, с. 63).

Да, Бонхёффер знал, что значит полностью и всеобъемлюще быть посвященным Христу и Ему служить. И нам также надо соединиться с Ним настолько, чтобы и жизнь наша, и служение походили на Его жизнь и Его служение. Когда мы пребываем в Нем, мы поступаем так, как Он поступал (см. 1 Ин. 2:6), любим других так, как любил Он (см. Ин. 15:12, Еф. 5:2), и притом имеем ум Христов (см. 1 Кор. 15:12, Флп. 2:1-8). Когда мы прильнем ко Христу, «Он настолько сольется с нашими помыслами и целями, настолько приведет наше сердце и ум в согласие со Своей волей, что, повинуясь Ему, мы будем исполнять не что иное, как свои желания. Очищенная и осветленная, наша воля будет радостно участвовать в служении Христу» (Желание веков, с. 668).