1. Христос в нас

Однажды летом мне довелось работать литературным евангелистом в провинциальных городках штата Индиана. Первые несколько недель были поистине ужасны, ведь мне, неопытному второкурснику, предстояло продавать христианские книги совершенно незнакомым людям. Вспоминается случай, происшедший со мной тем жарким летом. Один как перст, оторванный от друзей, я отправился на своей изрядно обшарпанной машине в небольшой городок.

Покинуть машину, придававшую мне уверенности, и начать стучаться в двери я был не в силах. Колесил по главной и притом единственной в городе улице так долго, что местные, жители заподозрили во мне злоумышленника и потребовали полицейских разобраться в происходящем. Шериф, произведя расследование, вникнул в мое затруднительное положение и меня все-таки отпустил, предварительно сделав строгое внушение: «Молодой человек, решитесь наконец хоть на что-нибудь! Или приступайте к работе, или покиньте город!»

Повинуясь его совету, я ринулся под защиту стен гостиницы. Там, мучительно размышляя над своим поведением, я осознал, насколько нужна мне помощь Божья. Конечно, разнообразные способы установить контакт с людьми мне были известны, но уверенности в присутствии Христа, в Его поддержке мне явно не хватало. Рассуждать о присутствии Христа в своей жизни несложно, но почему же, в таком случае, сейчас я не в состоянии реализовать все эти познания на практике?

В то утро произошло нечто такое, что кардинально изменило мое мировоззрение. Я долго молился и много размышлял над Библией, открытой на тексте Ис. 41:10: «Не бойся, ибо Я — с тобою; не смущайся, ибо Я — Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей». Чем глубже я вникал в смысл этих слов, тем отчетливее воспринимал их так, словно сказаны они лично мне. Заключенное в них обетование предназначалось мне, и я все более и более начинал осознавать, что Бог и ныне Тот же, что и в прежние времена. И Он действительно рядом со мной и делает все возможное, чтобы меня оградить и наделить Своей силой.

Я вышел из гостиничного номера совершенно другим человеком. Да, в моей жизни есть Иисус, Он идет рядом со мной и готов говорить моими устами. Просто я не искал Его всем сердцем. В том и состоит секрет полноценной христианской жизни и успешного свидетельствования — во всестороннем, постоянном и тесном общении со Христом. Иного пути нет. «Мир! Смотри, вот идут Иисус и Филипп!» — я помню, как произносил эти слова за рулем автомобиля, въезжая в городок, из которого два часа назад бежал в страхе.

Подобный ежедневный духовный опыт составляет саму сущность благовествования, без Иисуса мы представляем миру лишь самих себя, но отнюдь не Христа. Центром внимания становимся мы сами, а не Иисус. И в результате мы переполняемся присущими нам страхами и сомнениями. «Вашим личным усилиям, направленным на спасение ближних, должны предшествовать усердные молитвы в уединении… Прежде чем идти к людям, придите к Иисусу… Пусть ваша жизнь свяжется невидимыми нитями с жизнью Иисуса» (Наглядные уроки Христа, с. 149).

Ибо «если мы приходим к Нему с верой, Он откроет Свои тайны каждому из нас». И «сердца наши будут трепетать, когда Он приблизится, чтобы общаться с нами, как с Енохом» (Желание веков, с. 668). Необходимо облечься во Христа и проникнуться Его делами, чтобы обрести способность видеть самих себя и свои поступки с истинной точки зрения. Ситуации, в которых мы оказываемся, остаются прежними, но насколько иначе они воспринимаются, если смотреть на них с точки зрения Христа! Почему это происходит? Потому что Он поселился в нас, и с Ним мы можем обрести победу в любых обстоятельствах.

Елена Уайт пишет в книге «Путь ко Христу»: «Посвящайте себя Богу каждое утро. Пусть это будет вашим первым делом. Молитесь так: «Возьми меня, Господи, я всецело принадлежу Тебе. Я слагаю все свои планы к Твоим ногам. Используй меня сегодня в Твоем служении. Пребудь со мной, чтобы все мои труды в Тебе совершались». Это необходимо делать каждый день. Каждое утро посвящайте себя Богу на предстоящий день. Подчиняйте Ему все свои планы. Будьте готовы выполнить их или отказаться от них, следуя тому, что Он в Своем предвидении укажет вам. Таким образом, вы можете изо дня в день отдавать свою жизнь Богу» (с. 70). Далее она еще глубже раскрывает, как подобное духовное общение со Христом кардинально изменяет и жизнь человека, и его служение. «Вы полагаетесь не на себя, а на Христа. Ваша немощь соединяется с Его силой, ваше неведение — с Его премудростью, ваше бессилие — с Его всемогуществом. Вам не следует смотреть на себя и заострять внимание на своей личности. Взирайте на Христа!» (Там лее).

Каждое утро я посвящаю себя Христу, предоставляя себя на дело Его служения, и всякий раз вновь и вновь убеждаюсь в Его присутствии и силе. Я молюсь о том, чтобы среди тех людей, с которыми мне в предстоящий день приведется встретиться, Он указал мне одного-двух, чей взор я смогу направить в Его сторону. Вот почему каждый день — это приключение, ведь мы, по Его провидению, можем завести содержательное знакомство.

«Всякий работник, следующий примеру Христа, будет готов принять и использовать силу, которую Бог обещал Своей Церкви для собирания жатвы земли. День за днем, когда глашатаи Евангелия преклоняют колени перед Господом и обновляют свои обеты посвящения Ему, Он дарует им Своего Духа… Приступая к выполнению ежедневных обязанностей, они уверены, что невидимое посредничество Святого Духа придает им силы стать «соработниками Бога»» (Деяния апостолов, с. 56). Но должен предупредить вас — если вы, предоставляя себя Богу на дело благовествования, действительно собираетесь обратиться к Нему с этой молитвой, следует быть готовым услышать ответ.

Елена Уайт особо подчеркивает первостепенное значение общения с Богом в деле благовествования. «Нет ничего более необходимого в нашей работе, чем практические результаты общения с Богом… Его мир в сердце озарит лицо и придаст голосу убеждающую силу. Общение с Богом облагородив жизнь и характер. Люди поймут, как это было и с первыми учениками, что мы общаемся с Иисусом. Это наделит такой силой, какую не сможет дать ничто другое. Нельзя позволять себе лишаться этой силы» (Служение исцеления, с. 512).

Так правильно выбранные приоритеты ограждают нас от того, чтобы, увлекшись своими программами, мы перестали замечать людей. Ведь мы идем к людям не для того только,,, чтобы распространять информацию, но для того, чтобы «вложить» себя в людей, как это делал Христос. Хотя приведенные ниже слова сказаны по поводу христианского образования, они также применимы и к христианскому благовествованию. «Нельзя считать хорошим образованием простую передачу знаний, потому что подлинное образование — это наделение той животворящей энергией, что передается от ума к уму и от души к душе» (Желание веков, с. 250).

Да, пока дело благовествования не завершено, оно должно не разделять нас с людьми, но служить выражением нашего неуклонно возрастающего к ним интереса. Лауренс Ричарде перечисляет различные аспекты свидетельствования для молодежи в порядке возрастания их значимости и утверждает, что самый важный фактор — это «люди, объединившиеся к вместе для выполнения программ, приводящих к определенным результатам» (Служение молодежи, с. 39).

Истинное свидетельствование позволяет людям познать, что значит принять Господа и устремиться к Нему. Именно пребывающий в нас Христос распространяет вокруг нас благоухание Своей жизни (см. 2 Кор. 2:14). Пока любящий и наделяющий силой Христос живет в нас, Он свободно являет Себя окружающим. Вот та захватывающая сила, которая привлекает сердца и их преображает. «Без живой веры во Христа как нашего личного Спасителя невозможно оказать влияние на наш грешный, сомневающийся мир. Мы никогда не сможем дать людям то, чего не имеем сами» (Правила счастливой жизни, с. 37).

Основополагающий момент христианского свидетельствования — наше общение с людьми: умение слушать, наша заинтересованность их делами и влияние, которое оказывают они на нас. Именно наше отношение к окружающим, наша повседневная жизнь позволяют людям отчетливо осознать любовь Христа и Его силу, переливающуюся в их души из наших. «Если в нашем сердце живет любовь Христа, ее приятное благоухание невозможно скрыть от людей. Ее святое влияние почувствуют все, с кем мы будем общаться» (Путь ко Христу, с. 11).

Из этого также следует, что сущность нашего «я» не может не проявляться сознательно или бессознательно, вокруг нас складывается определенная атмосфера, которая влияет на всякого, кто в ней оказался. Если мы исполнены благоухания Христовой любви, то будем эту любовь являть, но ежели мы одержимы своим «эго», оно непременно себя проявит. Что бы мы ни делали, мы все равно влияем на людей тем или иным образом. Различие лишь в том, окажется ли это влияние добрым или злым.

В качестве иллюстрации давайте представим, что каждый человек несет сосуд, наполненный до краев. Некоторые напитки освежают и придают сил, другие же отвратительны на вкус и даже приводят к болезням. Когда мы «сталкиваемся» с кем-то в нашей повседневной деятельности, то, конечно проливаем на другого только тот напиток, который несем! Вопрос вот в чем: что выплескивается на окружающих при соприкосновении с нами? Приближаются ли они от этого ко Христу или, напротив, удаляются от Него?

Я верю, что как члены Церкви мы «пресыщены» множеством евангельских методов и программ. Каждая из них необходима и занимает свое место, но от них нет пользы, если они не основываются на Христовом методе благовествования. Ибо без Христа, Его величества Свидетеля, благовествование невозможно. Всякая евангельская деятельность должна основываться на Личности Христа. Он единственный, Кто умеет находить общий язык с людьми, умеет их понимать и увлекать за Собой.

Именно к этому Христос нас и призывает. «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). Именно в общении с Иисусом мы познаем Его и уподобляемся Ему. Только полностью погрузившись в Него, мы сможем обрести и повсюду распространять вокруг себя благоухание Его истины (см. 2 Кор. 2:14). Чем прочнее мы связаны со Христом, тем плодотворнее наше свидетельствование окружающим. «Чем в большей степени мы посвящаем себя Христу, тем больше несем благословений и возвышающе действуем на человечество» (Правила счастливой жизни, с. 37).

Опасность, которая подстерегает нас в рамках современных схем евангелизации, заключается в том, что, погружаясь в миссионерский труд, мы забываем Господина нашей деятельности. Если мы не примем мер предосторожности, то утратим радость просто находиться рядом с Ним и учиться у Него. Перед глазами Иисуса, Который прежде всего наш Учитель, всегда был Отец — у Него Он черпал силы на служение ближним. Разве допустимо ссылаться на свою занятость, тем самым объясняя недостаточное общение с Иисусом? Если уж Он, напряженно трудясь ради спасения человечества, ощущал горячую потребность близкого общения с Отцом, то что говорить о нас, слабых человеческих существах!

«С точки зрения раввинов, смысл религии заключен в непрерывной деятельности… Эта же опасность существует и сегодня. Когда люди добиваются успеха в какой-либо области работы для Бога, возникает соблазн полагаться на человеческие силы и возможности. Тогда человек начинает меньше, молиться и меньше верить. Подобно ученикам, мы подвергаемся опасности пренебречь нашей зависимостью от Бога и искать спасения в своей деятельности… Ни один человек не был так отягощен трудами и ответственностью, как Иисус. И притом как часто Его находили молящимся! Каким постоянным было Его общение с Богом!» (Желание веков, с. 362).

Величайшее достижение благовествования — явить жизнь Христа в собственной жизни. Мир отчаянно желает видеть тех, кто бы мог явить Его любовь, силу и сострадание. «Мир нуждается сегодня в том же, в чем и девятнадцать столетий назад, — в откровении Христа» (Служение исцеления, с. 143). Но как мы являем Христа в практической повседневной жизни? Как мы можем достичь истинного успеха в завоевании душ? Иными словами, как благовествовать подобно Христу?

Если мы собираемся привлекать людей к Богу силою Христовой любви (а это единственный путь), то в таком случае нам следует всецело и жить, подобно Христу, и действовать, подобно Ему. И если мы намерены повлиять на окружающих примером Христа и постараться, чтобы они услышали Его призыв, наше «я» должно умереть, и нам следует «сокрыться» во Христе, сделав Его средоточием нашей жизни (см. Кол. 3:3, 4). Наше «я» должно померкнуть, чтобы ярче засияла Христова жизнь. Недостаточно, чтобы Христос помогал нам жить, — надо, чтобы Христос в нас жил. Павел отчетливо это понимал, когда писал: «Ибо для меня жизнь — Христос», а также:« И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Флп. 1:21; Гал. 2:20).

Невозможно переоценить эту духовную основу основ благовествования, ибо она есть самая сердцевина наших христианских устремлений. Без этого наилучшие методы свидетельствования, даже и метод Христа, несомненно, будут механическими и эгоцентричными. Иными словами, нам надо всей душой полюбить Христа и увлечься завоеванием людей для Него, прежде чем мы позволим себе увлечься теми или иными программами. Благовествуя о Нем, нам необходимо прославлять Его. Рой Дж. Фиш и Дж. Е. Конан описывают эту духовную реальность как внутренний духовный импульс: «Нам недостает вовсе не программ — а силы!.. Вовсе не команды, исходящие извне, двигают нами в деле спасения погибающих — это движение, исходящее от Пребывающего в нас… За всей нашей успешной работой ради погибающих стоит внутренний импульс от Святого Духа, Который замещает в нас Христа» (Каждый член Церкви сегодня благовествует, с. 74,75).