2. «Приправленные солью» Христа

Похоже, в наше время больше, чем когда-либо прежде, раздаются непрекращающиеся стенания о том, насколько больно наше общество. Повсюду люди судорожно вздыхают от неисполнившихся надежд и чувства беспомощности перед лицом колоссальных проблем. Мы не знаем, как справиться с растущей преступностью, насилием, наркоманией, нравственным разложением, распадом семей, СПИДом, загрязнением окружающей среды (а это лишь начало списка), то есть всем тем, что подрывает саму основу нашего общества.

Многие реагируют на эти сложные проблемы эмоциональной отчужденностью, тем надеясь оградить себя от разрушения. Недавно я повстречался с членом Церкви, который признался, что уклоняется отдела благовествования, потому что «все проблемы, с которыми ко мне обращаются, я сам тщетно пытаюсь решить». Затем он пояснил: «Неоднократно я пробовал преподавать Библию, но всякий раз приходилось помогать решать проблемы тех, кого я учил, и неожиданно оказывалось, что на Библию почти не остается времени».

Занимаясь благовествованием, я гораздо больше, чем прежде, осознаю свою величайшую потребность в Христовой любви, мудрости и силе. Психология и социальные науки немало помогают человеку, но они не в состоянии кардинально решить целый ряд проблем. Подобные решения мы можем обрести только во Христе. В то же время в отношении к миру недопустимо равнодушие, поскольку всеведущий Христос, Которого заботит судьба каждого человека, от мира не отрешился. А значит, и нам надо следовать Его примеру. Конечно, когда речь идет о помощи людям, необходимо соотносить наши идеалы с действительностью. Но как можем мы, будучи учениками Христа, приходить в уныние, если мы доверились Ему? Разве можем мы позволить себе быть равнодушными, если мы изучаем жизнь и служение нашего Господа? Этот мир по-прежнему принадлежит Отцу, и Он любит его, и ради него Он отдал Своего Единородного Сына. Эта идея утверждается достаточно ясно, ибо «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Бог любит всех, кого мы встречаем. Разве можем мы, в таком случае, пренебрегать людьми, ради которых Иисус отдал Свою жизнь!

Слова Христа, сказанные ученикам: «Вы — соль земли», открывают нам смысл нашего существования в этом заблудшем мире. Подобно тому как соль проникает в каждую клетку пищи, тем самым ее изменяя, так и Бог призывает нас совершить нечто похожее — идти в мир и изменить его для Христа.

Во времена Христа соль была продуктом огромной важности. Во многих культурах она заменяла деньги. Латинское слово «саляриум» (salarium) означает «соленые деньги», от этого корня происходит современное английское слово «зарплата». Римляне нередко выплачивали солдатам жалованье солью. Английская пословица «он не стоит своей соли» означает, что данный человек недостаточно производительно работает, не отрабатывает свое жалованье.

Соль ассоциировалась у людей не только с торговлей и заработной платой, но и с дружбой, честью и преданностью. Даже в наши дни бедуины, живущие в пустынях Ближнего Востока, скрепляют договор о мире при помощи соли. Арабы также освящают узы дружбы совместной трапезой, сдобренной солью. И сегодня они, желая подчеркнуть доверительные и дружеские отношения с кем-либо, говорят: «Он вкушал за моим столом соль» или: «Между нами — соль». Это означает, что они ели вместе, тем самым признавая друг друга друзьями.

Сам Господь в пустыне запечатлел Свой союз с израильтянами «заветом соли», означающим Его неизменную им верность (см. Чис. 18:19). В Нагорной проповеди Иисус, описывая Своих последователей и их миссию, употребил слово«соль». Состояние «соли земли» (см. Мф. 5:13) — это смирение, жажда праведности, милосердие, чистота сердца, миротворчество — все, о чем говорится в стихах 1 — 12. Оно включает в себя все выдающиеся добродетели, о которых упоминается выше.

Подобно тому как мы являемся светом миру (см. Мф. 5:14), став светом в Господе (см. Еф. 5:8), мы становимся солью земли, будучи приправленными солью Господа. Сила соли не проявится в нас до тех пор, пока мы не соединим свою жизнь со Христом. Иного пути быть просто не может. У. Филипп Келлер нашел потрясающий духовный образ, напомнив нам об удивительном преобразовании, которое происходит с натрием и хлором, когда они в результате химической реакции образуют хлорид натрия, то есть соль. Он приходит к выводу, что «подобно этому и наши жизни, соединенные с Его Божественностью, становятся величайшей творческой силой общества» (Соль для общества, с. 96). Какая забота Господа о нас явлена в Его словах, что мы есть соль земли! Всякий раз, когда Христос сравнивает нас с чем-либо, нам следует обращать на это особое внимание.

Соль давно известна в связи со множеством присущих ей свойств и способов применения. По некоторым оценкам, существует 14 тысяч способов использования соли. Какие же свойства в обществе проявляют «приправленные солью» христиане?

1. Соль вызывает жажду

Когда мы едим нечто достаточно соленое, то, естественно, начинаем поглощать воду или любую другую жидкость. Несколько лет назад мы пригласили приятеля на обед. Как раз в тот момент, когда он звонил в дверь, моя жена Эвелин сообщила мне, что, как выяснилось (несколько, однако, поздновато!), основное блюдо пересолено. Поначалу мы об этом забыли. Задушевный разговор продолжался и за столом… Мне вдруг захотелось пить, и я машинально осушил не только свой стакан, но и тот, который поставили для нашего гостя. Уже позже я осознал свою ошибку, когда он, взглянув на свой пустой стакан, попросил воды.

Подобно тому как соль вызывает у людей жажду, так и мы побуждаем людей жаждать воды живой. Но не следует забывать, что не мы являемся той самой водой, — только Христос Мы не более чем соль, тот катализатор, который направляет других к единственному Источнику, Который только и может утолить нестерпимую духовную жажду. Утолил ли Христос нашу духовную жажду? Откликаются ли те, с кем мы общаемся каждодневно, на наше свидетельствование? Начинают ли они ощущать влечение ко Христу, или, напротив, мы их от Него отталкиваем?

Возможно, кто-нибудь однажды все-таки скажет вам: «Как бы я хотел познать Того Бога, Которого знаете вы!» Или: «Действительно ли Бог Таков, Каким вы Его собой являете? Если Он действительно Таков, я также хочу посвятить свою жизнь Ему». Кэти, молодая женщина-христианка, посещающая народный университет, рассказала мне, как она однажды свидетельствовала о Христе в студенческом городке. В начале учебного года она решила уделить особое внимание одной знакомой из своего общежития. Изо дня в день она молилась за каждого из ее соседей, искала возможности выслушать эту женщину и проявить о ней заботу, ободрить ее и завязать с ней дружественные отношения. Прошло несколько недель — чистота и истинная христианская сущность Кэти привлекли внимание окружающих, и постепенно все соседи по этажу потянулись к ней со своими заботами и проблемами. «Скажите, почему вы такая! — спросил ее кто-то. — Нам так хочется мира и счастья, которыми обладаете вы».

Она стала посланцем Бога среди своих соседей, потому что Христос сделал ее солью земли. Ее дружеское отношение к соседям привлекло их к Господу. Они возжаждали того, чем обладала она. В результате некоторые из них посвятили себя Христу, Которого они столь отчетливо увидели в ее жизни. Только представьте себе, какие бы произошли великие преобразования, если бы в каждом учебном заведении, да и вообще повсюду, оказалось больше людей, подобных Кэти. Наблюдая за их жизнью, окружающие начинали бы испытывать сердечную жажду, утолять которую они бы пошли ко Христу. Истинно, что «всякий, который пьет живую воду, сам становится источником жизни. Получающий становится дающим» (Служение исцеления, с. 102).Мы живем в мире, который погибает от духовной жажды. Толпы людей пытаются — однако совершенно напрасно — утолить ее удовольствиями, властью, положением, но истинного удовлетворения они не в состоянии обрести. Бессмертные слова Августина со страниц его «Исповеди» к Богу до сих пор бьют в набат неизменной своей истинностью: «Ты создал нас для Себя, и не успокоится сердце наше, пока не обретет Тебя». Где еще можно найти подобный покой и мир, кроме как у Источника жизни? И кто может к Нему направить, как не христиане, ставшие солью земли?

Однажды я летел в Сиэтл, и рядом со мной оказался миллионер. Мы разговорились, и он почувствовал, что я искренне интересуюсь его проблемами. После того, как он поведал мне о всех грандиозных сделках, которые он совершил, и о всех интересных местах, которые он посетил, я тактично спросил, удалось ли ему после всего пережитого обрести ощущение полноты существования и чувство удовлетворения. Похоже, мой вопрос его весьма заинтриговал, и на какое-то время он погрузился в размышления, после чего тихо произнес с ноткой разочарования в голосе: «Мне бы так хотелось ответить вам: да…» Затем, внимательно вглядевшись в мое лицо, словно надеясь найти в нем некую разгадку, он продолжил: «Вы не поверите, но при всем том, что я имею, чего-то очень важного мне не хватает, и за всю свою жизнь я к этому даже не прикоснулся». Я слушал его и тихо молился, чтобы Бог сделал меня той концентрированной солью, которая поможет моему собеседнику возжаждать Спасителя.

Разве кто-то еще — или что-то еще — может удовлетворить присущую людям потребность найти смысл жизни и испытать чувство удовлетворения? Какие вечные ответы можем мы дать страдающим без Христа людям? Духовная неуспокоенность людей свидетельствует об их глубинной зависимости от своего Создателя и о жажде, источник удовлетворения которой находится вне их. Люди могут искать удовлетворения жажды в светском гуманизме, оккультизме, восточных религиях, а в последнее время — в движении типа «Новый век». Келлер так описывает отчаянные попытки людей удовлетворить эту жажду: «Многие и многие из тех, кто ныне очарован популярными ложными философиями, почти не осознают, что безысходное отчаяние гуманизма, полная пустота теории эволюции и выхолощенность лжеучений ведут их в никуда и лишают надежды» (Соль для общества, с. 110). Елена Уайт заметила: «Нет такого человека, который был бы в состоянии утолить голод или жажду души… Нам незачем утолять жажду у мелкого ручья, когда перед нами великий источник, у которого мы можем вдоволь напиться» (Правила счастливой жизни, с. 18, 19).

2. Соль придает особенный вкус пище

Нам порой трудно оценить, насколько соль изменяет вкус однообразной и надоедающей пищи, а только такая пища и доступна миллионам людей во всем мире. Мне иногда приходится слышать, как учащиеся наших колледжей жалуются на качество пищи в столовой. Когда я слышу их стенания, то невольно начинаю сравнивать их пищу с той, которую мне довелось видеть в различных частях света. Людям подчас приходится питаться одной кукурузой или рисом — и так изо дня в день, и притом далеко не вдосталь. Представьте себя на их месте. Почти невозможно заставить себя проглотить подобную безвкусную и однообразную пищу без добавления драгоценной соли, превращающей пищу в нечто съедобное.

Живя среди людей, которые едва сводят концы с концами, мы вспоминаем знаменитые слова Генри Фореа: «Множество людей живут на грани отчаяния». Вновь и вновь они пыта ются скрасить свое существование побрякушками нашего времени, но от них ничего не остается, кроме скверного привкуса во рту.

Один знакомый рассказал мне, как он, пытаясь оградить своих двоих сыновей от скуки, полностью истощился, придумывая идеи и занятия. Выбившись из сил, он признался, что вообще больше ничего не может придумать. В тот день он обратился ко мне за помощью, потому что один из его сыновей пожаловался: «Папа, нет никаких сил и дальше изнывать от скуки. Разве нельзя заняться чем-нибудь интересным?» В запальчивости дети продолжали: «Если дома ничего не изменится, то мы уходим, чтобы хоть как-то повеселиться». Отец был более чем озадачен: «Разве допустимо развлекаться каждый день?» По всему было понятно, что занятия этого мира не могут сделать их счастливыми. Особый привкус, который соль придает пище, символизирует жизненную силу, «изюминку» жизни, надежду и радость во Христе, которые, подобно соли, пропитывают безжизненное и безнадежное общество. Мы те, кто может привнести отвагу, уверенность и энтузиазм в жизнь окружающих. Елена Уайт говорит: «Соль, как приправа, представляет нам жизненную силу христианства: сердце, полное любви Христовой, и жизнь, проникнутую праведностью Иисуса» (Правила счастливой жизни, с. 36).

Люди будут продолжать бороться с удушающими дрязгами жизни, если у них остается надежда и забрезжит свет в конце тоннеля. Виктор Гюго, известный французский писатель, писал, что «для человека похвала значит гораздо больше, чем даже насущный хлеб». Марк Твен вторит: «Я могу продержаться два месяца на одном удачном комплименте».

Но какую похвалу можем получить мы в этом отчаявшемся мире? Как бы вы себя чувствовали, не имея абсолютно никакой цели в жизни, не видя смысла жизни, согбенные под тяжким грузом дилемм (необходимости выбирать из двух не-желательных возможностей), не имея никакой надежды в будущем? Вильям Шекспир в своей трагедии «Макбет» написал: «Вон, вон, истаивающая свеча! Жизнь есть не более чем блуждающая тень, скверный актер, который живет только на сцене, и больше его никто не слышит: это повесть, рассказанная идиотом, исполненная звуком и ненавистью, ничего, в сущности, не означающими». К счастью, эта пессимистическая философия ошибочна. Христос через Своих последователей, которых Он назвал «солью», привносит в нашу жизнь полноту смысла и надежду. Келлер поясняет эту концепцию таким образом: «Люди Божьи — реалисты. Мы признаем, что живем в разлагающемся обществе. Повсюду мы замечаем уродства и тление. И все же посреди этого уродства наши сердца полны надежды. Ибо надежда наша основывается не на людях, а на благости и милосердии Божьем… Мы можем поднять голову и увидеть звезды, в то время как остальные смотрят вниз и видят одну только грязь» (Соль для общества, с. 111, 112).

Из всех людей последователи Христа более других в этом мире способны ободрить, придать жизни непередаваемый аромат и радость — и на то есть серьезнейшая причина. С другой стороны, если человек мрачен, критикует и пессимистично смотрит на окружающий мир, это свидетельствует о том что «соль» в его служении утратила силу. Привнести в жизнь людей благоухание означает относиться к ним так, как относился к ним Христос, то есть отыскивать в них положительные качества и развивать их. Так поступал Христос. «В каждом человеке Он видел безграничные возможности… Взирая на них с надеждой, Он внушал им надежду. В Его присутствии отверженные и падшие души осознавали, что они тоже люди, и страстно желали стать достойными Его уважения» (Воспитание, с. 80).

Возможно, кто-нибудь предостерегал вас не терять бдительности в общении с некоторыми людьми, присоединившимися к Церкви, или при устройстве на новую работу. Со мной подобное случалось. Но, вместо того чтобы подозревать в людях наихудшее, я пытался думать о них как можно лучше, предоставляя им возможность начать все сначала. Протягивая им дружескую руку, выслушивал их и обращался с ними с любовью и уважением. Я старался видеть и усиливать то положительное, что в них есть, и развивать их способности к добру и возрастанию.

Апостол Павел сравнивал соль с милосердными, исполненными добра словами: «Слово ваше (да будет) всегда с благодатию, приправлено солью» (Кол. 4:6). Однако многие из нас не’ умеют говорить милосердно и ободряюще, потому что мы к окружающим относимся свысока. Вот почему мы нуждаемся в благодати Божьей. «Воспитывайте в себе привычку говорить о других только хорошее. Обращайте внимание на лучшие качества тех, с кем общаетесь, и как можно меньше замечайте их ошибки и недостатки». Кроме того, не следует упускать из виду, что «мы не можем позволить себе тратить попусту время на выявление ошибок и промахов у других… Само выискивание ошибок и недостатков в других развивает зло в тех, кто этим занимается. Постоянно выискивая промахи у других, мы становимся похожими на них» (Служители Евангелия, с. 479).

Чем больше я ободрял других, тем больше замечал, что это приводит к проявлению в них самых лучших черт, и со временем мы и вовсе становились друзьями. Те, кто предостере-гал меня от подобных людей, не ошибались, — по сути, они были правы. «Вычислили» они их вполне правильно. Но наша первоочередная миссия — быть «солью» для окружающих не ограничена тем, чтобы выявить, каковы эти люди, но общаться с ними таким образом, чтобы в них ожило самое лучшее, а отнюдь не худшее. Даже когда дело касается наших, коллег, мы склонны не замечать их положительных черт. Воспринимая как должное большинство их хороших черт, мы редко выражаем свою благодарность.

Однако мы незамедлительно замечаем малейшие промахи других и начинаем их осуждать. Мы поступаем так, словно в них не было, и быть не может никакого добра, а есть один только этот мимолетный промах. Как бы я желал, чтобы мы были более уравновешенны и честны в этой области человеческих взаимоотношений. Да, нам следует быть объективными, но давайте помнить о бесчисленных случаях, когда люди воздавали нам великим служением. Вместо того чтобы молчать, когда дела идут хорошо, и подмечать только промахи и неудачи или хотя бы неправильное с нашей точки зрения поведение, давайте лучше никогда не забывать, что мы в этом мире призваны нести добро и спасение, пробуждая в людях высокие чувства.

Однажды мне случилось навестить завуча школы. Она вспоминала о долгих годах, которые она посвятила работе, и ее рассказ тронул меня. Неожиданно я выпалил: «Должен вам сказать, что я высоко ценю ту любовь, которую вы много лет отдавали нашим молодым людям».

Со слезами благодарности на глазах она ответила: «Благодарю вас! Совсем немного тех, кто нашел время посетить меня и сказать слова благодарности».

Мы живем в мире, который во многих отношениях духовно не только безвкусен, но и даже горек. Мои родители при помощи соли исправляли вкус оливок, которые росли в нашем саду. Совершавшееся изменение всегда меня поражало. Горькие плоды становились вкуснее. Соль в состоянии превратить оливки в довольно-таки вкусную еду. Это в точности иллюстрирует то превращение, которое, как ожидает Христос, мы должны совершить с окружающими. Если мы — соль мира, то давайте улучшим его горький вкус. Кто-нибудь, возможно, скажет, что наша обязанность — всего лишь возвещать Евангелие, а в какой это будет сделано форме, не имеет значения. Дескать, важна не форма, а содержание. Однако аромат бывает иногда просто хорошим, а иной раз привлекательным и возбуждающим. Поэтому наше призвание быть «солью» заключается в возвещении Благой вести Христа в такой дружелюбной и привлекательной манере, которая не может не привлечь людей. Так действовал Христос, и Он желает, чтобы и мы поступали так же. «Свои благословения Он преподносит так, чтобы пробудить в нас желание обладать ими» (Желание веков, с. 826).

3. Соль растапливает лед

Зимой мы разбрасываем ее по скользким тротуарам, чтобы растопить лед и тем самым обеспечить безопасность для прохожих. Как только частички соли входят в соприкосновение со льдом, создается впечатление, что они начинают выделять тепло. Подобен этому и огонь Христовой любви — если он горит ярко в наших сердцах, то всем вокруг становится теплее. Комментируя Мф. 5:13, Елена Уайт прибегает к образу духовного тепла, которое распространяется вокруг нас. Она пишет: «Мы должны приблизиться к людям настолько, чтобы их сердца согрелись нашей бескорыстной любовью. Искренно верующие распространяют вокруг себя живительную силу, дающую новую силу душам, с которыми они работают» (Правила счастливой жизни, с. 36).

Мы живем в мире, который очень часто бывает холоден, бесчувствен и безразличен. Стоит ли удивляться, что проявление по отношению к другим искренней любви и заботы, причем без всякой корысти, приятно удивляет и потрясает души. Однако, вне всякого сомнения, мир владеет монополией на холодность. Холодны даже некоторые церкви. Но как такое может быть? Ведь Христос — Источник тепла. Если Он пребывает в чьем-нибудь сердце, то не может не являть Свое тепло и любовь. Таким образом, когда мы встречаем христианина, от которого веет холодом, или попадаем в церковь, где царит безразличие, невозможно удержаться от мысли, что Христос там не пребывает.

Если мы не согреваем этот холодный как лед, умирающий мир настолько, что он оживает, тогда он смертельно заморозит нас. Однажды я проходил мимо старого разрушенного дома, у которого не было уже не только крыши, но и некоторых стен. Прячась от пронизывающего ветра, я зашел внутрь и заметил, что все выглядело ветхим — кроме очага, который находился в углу той комнаты, что прежде называлась гостиной. Подойдя к камину, я увидел, что он сохранился великолепно. В нем даже лежало несколько поленьев. Но повсюду был лед.

То же самое происходит и с холодными христианами и церквами. Очаг нашей жизни выглядит надежно — есть дымоход, лежат дрова, — но без огня Христовой любви, зажженного в нашем сердце, мы остаемся холодными и безжизненными. Результат ужасающий, потому что такое наше состояние влечет разрушительные последствия: разочарование тех, кто по праву ожидал найти в нас, называющих себя последователями Христа, Христову любовь и тепло, но этого тепла не нашел.

Люди вскоре осознают, что мы не более чем муляж, в котором нет внутреннего огня. «Холодная, мрачная религия никогда не притягивала души ко Христу. Она, напротив, отдаляет от Него, направляя в сети, которые расставил сатана, чтобы уловить заблудших» (Служители Евангелия, с. 478). Да растопит огонь Его любви холод наших сердец и наших домов, и тогда, воспламенившись, мы сможем растопить лед в сердцах тех, кто живет рядом с нами!

4. Соль несет исцеление

Во времена Христа солью с успехом пользовались как эффективным дезинфицирующим средством. В настоящее время медикаментозные свойства соли недооцениваются. Поскольку многочисленные аптеки битком набиты разнообразными лекарствами, то о соли порой и не вспоминают.

Я вырос на берегу Средиземного моря, и знаю на практике целебную силу морской соленой воды в случае всяческих порезов и нарывов. Часы, проведенные в морских волнах, ускоряют процесс заживления. Даже сегодня мы признаем полезность теплых соляных ванн в случае простуд и воспалений горла.

Во время второй мировой войны израненные пассажиры корабля «Атения» смогли выжить благодаря тому, что регулярно погружались в соленую воду. Чарльз Боуэн, который и сумел спасти людей, приказал проводить этот способ лечения немедленно после нападения немецких подводных лодок. У него кончились медикаменты, поэтому он был вынужден прибегнуть к этому способу лечения пострадавших. Ни один из пассажиров не умер, а Боуэн заслужил всеобщую признательность за лечение соленой водой (см. Соль для общества, с. 116, 117).

Вокруг нас так много боли и изломанности, так много людей изранены в жизненной схватке! С кем бы вы ни заговорили, через несколько минут вы непременно узнаете, что этот человек пытается преодолеть сложнейшие обстоятельства своей жизни. Люди борются с разочарованием, депрессией, отчаянием, предательством, отсутствием цельности, психика не выдерживает тяжести несбывшихся мечтаний и надежд. Я никогда не переставал удивляться, как люди могут выдерживать такое количество наказующих ударов. И это касается не только тех, кто находится вне церквей, — на членов Церкви также все чаще обрушиваются эти разящие удары. И становится очевидным, что не только неверующие нуждаются в христианском свидетельстве, каждому человеку необходима Христова любовь.

Церковь должна быть тем местом, где израненные люди могут рядом со Христом и Его народом обрести исцеление и обновление. Служение Христа должно стать нашим служением, ибо Отец возложил на нас ту же ответственность, что и на Сына, — нести примирение этому исковерканному миру (см. 2 Кор. 5:18-20). Более того, Христос так описал Свое служение людям: «Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам — открытие темницы» (Ис. 61:1).

Вот почему мне так нравится поговорка, что церковь — это больница для грешников, а вовсе не музей для святых. Представьте себе больного, который, оказавшись в хорошо оснащенной больнице, не встречает там никого, кто вообще оказывает помощь. Каждый понимает, что все ресурсы больницы направлены на излечение пациента. Выздоровление человека становится приоритетной целью. Действительно, всякая больница существует исключительно для этой цели. А что же Церковь? Является ли в действительности она больницей для тех, кто нездоров или покалечен? Все ли ее ресурсы направлены на то, чтобы пришедший мог духовно исцелиться? Почему случается так, что иной раз мы даже членов Церкви не ободряем и не излечиваем? Они могут годами находиться в Церкви рядом с нами и при этом не испытывать никакого облегчения. Иной раз они оставляют Церковь, так и не узнав истинной любви, о которой мы столь много говорим, любви, которая являет себя в конкретных делах доброты и дружелюбия. Иисус сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). «Спаситель отдал Свою драгоценную жизнь, чтобы основать Церковь, способную служить страдающим, скорбящим и искушаемым» (Служение исцеления, с. 106).

Последние исследования, проведенные Роджером Дадлеем и Гарольдом Уэстом и направленные на выяснение причин, по которым отдельные адвентисты седьмого дня оставили свою Церковь, отчетливо показали, что чаще всего людей побуждает к этому отношение к ним в Церкви (Где те, которые прежде были у нас? — Адвентист Ревью, 4 мая 1989 г., с. 19). В статье «Прежде они были с нами» приведено не оставляющее равнодушным анонимное письмо одной из тех, кто оставил адвентистскую Церковь. Эта женщина пишет: «По большей части я была безымянным, никем не замечаемым лицом… Церковь может быть доктринально безупречна, но постарайтесь, пожалуйста, чтобы эта доктрина поддерживалась щедрой любовью, которая проявляет себя в гостеприимных улыбках, теплых рукопожатиях, последующем общении и дружбе» (Вильям Джонсон. — Адвентист Ревью, 7 сентября 1989 г., с. 10).

Мы могли бы привести много разных способов применения соли в качестве иллюстрации христианского служения. К некоторым из них мы обратимся в последующих главах. Поистине Иисус, чтобы описать Свое влияние на мир, которое Он осуществляет посредством людей, использовал весьма многозначный символ! Без преувеличения можно сказать, что соль исподволь овладевает инициативой, затем проникает повсюду и пропитывает все. Поскольку именно ее добавляют в пищу, а не наоборот, то нам в общении с миром, который так нуждается в Иисусе Христе, следует проявлять инициативу.

Так давайте же изнывающему от жажды миру предложим живую воду! Давайте же одарим мир, которому неведомо истинное наслаждение, ароматом, утонченностью вкуса и жизненной силой! Мир, безразличный и холодный, согреем теплом Христовой любви! Давайте предложим исковерканному и изъязвленному миру исцеление и новые силы. Давайте будем настолько приправлены солью, что сможем распространять эту соль! Бонхёффер подчеркивает, что Христос сказал: «Вы — соль земли», а вовсе не: «У вас есть соль земли» (Цена ученичества, с. 130). Способность к благовествованию не возникает в результате составления доверенности, и ее не получишь в обмен на что-либо, нам принадлежащее, — она приобретается только самоотдачей. Ибо мы есть соль, и подобно тому, как она истаивает, необходимо действовать и нам с вами. Действительно, отдавая самих себя на служение другим, мы тем самым великую любовь делаем осязаемой. Любовь Христа, «обитающая в сердце… облагораживает всю жизнь и распространяет вокруг себя благословение; поэтому она одна в состоянии сделать нас истинной солью земли» (Правила счастливой жизни, с. 38).