4. Общение Христа

Еще юношей я нередко оказывался в обстоятельствах, когда был вынужден рассказывать окружающим о своей вере. Даже сейчас во мне по-прежнему живо воспоминание об угрызениях совести, которые терзали меня из-за недостаточно активного участия в миссионерской деятельности. Когда мои душевные муки становились непереносимыми — а это происходило достаточно регулярно, — я в страхе изъявлял согласие посетить соседей, чтобы раздать несколько брошюр. Моя болезненная застенчивость весьма затрудняла общение с малознакомыми людьми.

Когда наша команда перед выходом на благовествование совершала молитву, прося Бога о содействии, я про себя молился, чтобы никого в домах не оказалось. Мне хотелось спокойно оставить брошюру на пороге и тихо-тихо убраться вон. Я подходил к двери и, еле слышно постучав, через несколько мгновений спешил к следующему дому.

И вот я, воровски озираясь, приблизился к одному дому, стукнул в дверь и, всунув брошюру в щель, бросился прочь. В этот момент плотный, очень солидный человек, случайно оказавшийся рядом и видевший мои действия, властно подозвал меня и потребовал объяснить, почему я настолько поспешно скрылся, что даже не дал хозяевам возможности подойти к двери. Не буду пересказывать все то, что он произнес, но все это касалось меня и моего благовествования. В этот момент мне хотелось только одного — где-нибудь спрятаться, чтобы наедине пережить свой провал.

Теперь, когда люди говорят о том, как естественно и энергично я выгляжу, когда выхожу проповедовать Благую весть, я поражаю их рассказом о своих прежних опытах, в частности эпизодом, который вы только что прочитали. Я сделал открытие: чтобы Христос мог использовать меня в деле благовествования, мне нет необходимости быть экстравертом — просто Христос преображает меня Своей силой и наполняет меня Своей любовью. Можете не сомневаться, что каждый человек _ какими бы способностями и каким бы темпераментом он ни обладал — способен направлять ко Христу людей. Фактически только тогда, когда мы развиваем и используем данные нам духовные дары, мы можем наиболее полно служить Христу. Иными словами, нам следует проявлять Божью любовь к окружающим тем способом, который удобен нам, и таким образом, который соответствует нашей индивидуальности. «Бог желает, чтобы наша хвала восходила к Нему, отмеченная нашей индивидуальностью» (Служение исцеления, с. 100). «Берегите данную вам Богом индивидуальность Не становитесь тенью другого человека. Ожидайте, что Господь будет работать внутри вас, рядом с вами и через вас» (там же, с. 499).

Мне по-прежнему трудно первому вступать в общение с человеком, особенно если я с ним незнаком. Мне всегда требуется некоторое время, чтобы освоиться в чьем-либо присутствии. До сих пор помню, как я с группой студентов ходил благовествовать в городской парк. Пока некоторые из нас с превеликими усилиями пытались с кем-нибудь завязать легкий разговор, один прыткий и бесстрашный студент строевым шагом подошел к молодой матери и принялся засыпать ее вопросами о личной жизни, бойко рассуждая о том, будет ли она спасена или проклята, если умрет прямо сейчас. Мы ясно видели, что женщина оторопела, а потом, подхватив своих двоих детей, ринулась прочь. Наш приятель, не желая, чтобы его «свидетельство» осталось безрезультатным, кинулся вдогонку, обрушивая на нее новые вопросы, и не отставал от нее, пока она не пустилась бежать.

Вернувшись, он заявил, что исполнил свой долг и, несомненно, предоставил ей возможность обратиться к Богу. Проблема в том, что одержимость программой сделала его совершенно невосприимчивым. Когда мы внимательны к людям, нас интересуют их чувства. Они сами указывают пути общения с ними. Им удобно или неуютно? Обращают ли они на вас внимание или отвергают ваши аргументы? В последнем случае лучше прекратить свидетельствовать, оставив дверь открытой для какой-то будущей встречи, когда этот человек будет более восприимчив.

Я слышал, как один член Церкви хвалился своим умением завязать разговор с людьми, которых он видит впервые. В своем бестактном и ложно направленном рвении он не тратил времени на вступление, но начинал сразу с основного. Он утверждал, что — куда бы он ни летел самолетом, оказывался ли он в автобусе или метро, обедал ли в ресторане — старается сесть так, чтобы рядом было свободное место. И когда ничего не подозревающий человек спрашивает, свободно ли место, этот «миссионер» говорит, улыбаясь: «Место не занято, но я — да. Пожалуйста, садитесь, и я вам все сейчас об этом расскажу». Не буду утверждать, что столь прямолинейный подход непригоден абсолютно во всех случаях, но почему бы не возглашать Благую весть не столь принудительным образом? Ведь это дешевая уловка — воспользоваться ситуацией и вынудить человека слушать заранее приготовленные нами слова, не заботясь о том, что прежде надо заслужить желание быть услышанным.

Подобное «благовествование» — выразительный пример потребления людей. В сущности, цель оправдывала средства. Однако завоевание расположения любящего существа не всегда легкое занятие. И вот почему некоторые применяют подобные приемы: это гораздо проще, чем слушать, заботиться и вкладывать в других всего себя. Более того, в нашем обществе многих не интересует, полезно ли данное мероприятие или нет, людей заботит лишь одно — приятное ли их ждет общение. Разумеется, общение с ближними может быть приятно и нести выгоду, но это не должно быть нашим главным стимулом. Только безграничная любовь Бога к человеческому роду должна побуждать нас к поступкам. Может ли соль быть «солью земли», если она не соприкасается с землей? Может ли свет быть «светом миру», если он сокроет себя? Оба эти приведенные Христом примеры ясно наставляют нас — необходимо соприкасаться с окружающим миром, потому что Его жизнь уже приправила солью и преобразовала нашу собственную жизнь.

Сатана ловко подменяет данное нам Господом ясное поручение быть солью и светом мира. Он старается не допустить ни малейшего нашего участия в погибающем мире, умно играя на наших страхах быть неправильно понятыми. Некоторые, уютно устроившись в обществе своих церковных друзей, не проявляют ни малейшего желания встречаться с людьми вне Церкви, опасаясь, что какой-нибудь «неудобный» человек нарушит установившийся порядок общения.

Дьявол получает от всего этого удовольствие — ведь он хорошо знает, что единственная надежда грешного мира основывается на жизнетворном влиянии представителей Христа. Он также полагает, что соль не имеет отношения к солонке и что свет должен быть сокрыт за завесой. Поэтому он делает все возможное, чтобы верующие были бездеятельны. Добиваясь этого, он стремится достичь двух целей: христиане умалят и даже лишат окружающих благовестия, а это означает уничтожение и тех, и других.

Павел Литл пишет: «Когда департамент здравоохранения опасается распространения эпидемии, скажем, лихорадки, то он принимает меры, чтобы изолировать вирусоносителей. Если всех заболевших поместить в карантин, инфекция распространяться не будет. Аналогичным образом надежная превентивная мера против распространения Евангелия будет состоять в изоляции его носителей (христиан) от окружающих. Враг рода человеческого пытается достичь этого положения простым способом: всего лишь убедив нас в том, что мы должны держаться вместе, избегая ненужных контактов с нехристианами, если не хотим неприятностей» (Как утратить свою веру, с. 28).

Брать на себя инициативу общения с окружающими кому-то, разумеется, проще, чем другим. Мне, например, всегда намного легче общаться с теми, с кем я сталкиваюсь ежедневно. С людьми, с которыми мы в буквальном смысле соприкасаемся на работе, в магазинах, в банке и прочих учреждениях. С теми, с кем у нас общие дороги. Мне интересней с теми, кто кажется более перспективным в смысле результата. Поскольку у нас есть точки соприкосновения с подобными людьми, они (и мы тоже) не так боятся собеседника. Более того, подобные первые контакты скорее перерастут в содержательное общение, в особенности, если будут подкреплены частыми встречами. Подобно любой другой достойной внимания деятельности, установление контактов может быть делом сложным, тем более вначале. К примеру, несколько лет назад работа на компьютере казалась занятием немыслимой сложности для тех, кто, как и я, не имеет технического образования. А теперь я набираю эти слова на клавиатуре, вижу их на экране, и мне трудно поверить, что раньше, когда я только начинал, меня сковывал страх. Но после соответствующего обучения и ряда целенаправленных усилий я уже спокойно обращаюсь с техникой и даже получаю от этого удовольствие. Вспомните о том времени, которое вы потратили, обучаясь плаванию или вождению машины. Вам приходилось беспокоиться о том, чтобы скоординировать много различных движений, и все это только для того, чтобы удержаться на поверхности или не съехать в канаву. Но терпение и немного практики — и эти несовместимые, казалось бы, действия становятся автоматическими.

Люди общаются друг с другом в силу множества причин. Часто они делают это отнюдь не альтруистически, а из эгоистических соображений. Поскольку столь многими манипулируют, столь многих используют и эксплуатируют, то стоит ли удивляться, что наши попытки заговорить с ними выглядят как стремление достичь какой-то выгоды, Разве не по этой причине мы в ответ слышим такие, например, вопросы: «А что в результате вы будете иметь?», «А чего на самом деле вы пытаетесь добиться?», «Чего вы хотите?», «В чем вы заинтересованы?», «Что вы продаете?». Подобные вопросы незамедлительно показывают, насколько людям надоело быть объектами манипуляций.

У многих имеется отрицательный опыт отношений с людьми, использовавшими нас в своих интересах. После этого остается такое ощущение, будто вас предали. Однажды я покупал новую машину у исключительно вежливого и дружелюбного продавца. Но как только купчая была оформлена, он стал вести себя со мной так, словно никогда прежде меня не встречал. Он вел себя так же, и когда я пригнал машину на техосмотр. Может быть, мы похожи на этого продавца? Мы делаем над собой усилие, намереваясь познакомиться с человеком и донести до него Благую весть. А затем, когда он присоединяется к Церкви или когда мы теряем надежду, что он когда-либо это сделает, мы избавляемся от него, как от горячей картофелины, обжигающей пальцы.

Никогда не забуду свою встречу с молодыми людьми, которые поначалу вели себя крайне надменно, не снисходя до беседы со мной, а затем неожиданно стали выказывать дружелюбие. Эта мгновенная трансформация была мне приятна, хотя я и удивился. Впоследствии я узнал, что они хотели выиграть приз, полагавшийся тому, кто приведет на евангельскую кампанию наибольшее число гостей. «К несчастью, в наше время многие нехристиане подозрительно относятся ко всякому христианину из-за прежнего опыта общения с демонстрировавшим дружелюбие человеком, у которого на самом деле были скрытые мотивы. Многие нехристиане отказываются слушать что бы то ни было о нашем Господе до тех пор, пока не удостоверятся, что мы останемся их друзьями в любом случае — даже если они отвергнут Иисуса Христа. Нам следует любить людей ради них самих» (Как утратить свою веру, с. 70).

На первом этапе Христос не просто общался с людьми — Он желал им добра. Он устанавливал контакты с людьми для их же собственного блага — просто потому, что они были теми, кем они были, и потому, что люди для Него всегда важнее всего. Но как Он это делал? Он искал доступа к их сердцам, и они «чувствовали, что Он глубоко заинтересован в их делах и счастье» (Служители Евангелия, с. 45).

Однажды мне случилось оказаться в городе, где жил знакомый служитель Церкви, и я решил зайти к нему — поинтересоваться, как идут дела. Я вошел в его офис, и он стал бомбардировать меня вопросами об истинной причине моего визита. «Вы ищете работу? Вам что-нибудь нужно?» Я быстро объяснил, что просто ненадолго заскочил поприветствовать его и узнать, как у него дела. Поболтав несколько минут, мы вместе помолились, и я могу со всей определенностью сказать, что он был приятно удивлен и глубоко тронут моим искренним по отношению к нему жестом. «Простите, пожалуйста, — принес он свои извинения, — но создается такое впечатление, что у всех людей, которые ко мне приходят, обычно есть какая-нибудь просьба или проблема. Я не привык к людям, которые заглядывают ко мне просто потому, что я им интересен».

Иисус общался с людьми просто потому, что Он их любил, и потому, что важнейшие устремления их душ Он принимал близко к сердцу. Не следует искать оправдание или причину, по которой необходимо идти к людям. Самая главная причина для проявления инициативы состоит в том, что они просто люди. Именно поэтому Христос пришел в мир. Он сделал это именно ради людей — не ради их положения или их достижений, но потому, что они представляют собой ценность сами по себе.

Несколько лет назад некто представил меня человеку, занимавшему очень высокий пост в церковной иерархии. Вначале он был холоден и скован, но потом, как это бывает на театральной сцене, мгновенно переменился, узнав о моем руководящем положении. Мгновенно он стал вполне дружелюбным. Хотя я остался тем же, кем и был прежде, он начал воспринимать меня иначе.

Как трагично то, что мы, претендующие на звание последователей смиренного Христа, проявляем такое предубеждение. Иисус сказал Своим ученикам: «Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26). И сегодня Он сказал бы нам: «В Моем Царстве все равны. Единственное величие в этом Царстве — это величие смирения; единственный способ отличиться — посвятить себя служению другим» (Желание веков, с. 650).

Создается впечатление, будто люди общаются друг с другом только в том случае, если находится тому какое-то оправдание или им необходимо решить какую-то проблему. Они начинают извиняться за «беспокойство» и «трату» времени. В результате они обречены видеть последующие взаимоотношения в свете исходной предпосылки к общению.

Более всего миру не хватает именно того общения, которое дарил людям Иисус. Но мы можем заполнить этот вакуум, потому что Его любовь заполняет нашу жизнь, и, поступая так, мы приятно удивим людей, они поймут, что в этом мире есть последователи Христа, которые любят их так, как Он их любил, — во имя их же пользы.

Осознаем ли мы, что обладаем поражающей воображений силой, равной которой во Вселенной ничего нет, и сила эта, может изменять сердца? Иисус первый обратился к самарянке, и последствия были настолько обширны, что коренным образом изменилась не только ее жизнь, но и жизнь людей из ее селения (см. Ин. 4:1-42).

Обычно люди не склонны делать первый шаг, чаще лишь откликаются. Мы ждем, чтобы другие взяли инициативу в свои руки. Если они нас приветствуют, то и мы им кланяемся, а если они нас не замечают, то и мы их тоже. В таком случае мы, в некотором смысле, пренебрегаем своим исключительным правом действовать, тем самым позволяя, чтобы поступки или бездействие других определяли наше отношение к этим людям. Однажды я видел пастора, который объявил: «Я — это я, а вы — это вы. В этот мир я пришел не для того, чтобы угождать вам, а вы не для того, чтобы угождать мне. Если случится так, что мы встретимся, то это хорошо, а если нет, то и это хорошо».

Его философия оставила во мне ощущение пустоты. Даже животные в этом вопросе проявляют больше чувства. В Библия описано множество случаев, когда Христос в общении брал на Себя инициативу. Жизнь — если следовать Его примеру — отнюдь не пассивна. Ибо христианин — «сторож брату» (см. Быт. 4:9), и он следует наставлению: «не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп. 2:4). В Рим. 14:7 возвещено: «Никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя».

Каждый из нас является своеобразным катализатором, с помощью которого Бог изменяет наш мир к лучшему. Когда царит грусть — мы распространяем радость; когда царит отчаяние — мы излучаем надежду; а когда вокруг ненависть — мы делимся Его любовью и творим мир. Чувства неуверенности и собственной неполноценности могут помешать нам проявить инициативу, но если мы осознаем, что Он всегда стоит на нашей стороне, делая все возможное, чтобы явить Свою любовь и истину, наше доверие Христу неизбежно возрастет.

Одно время я старался заучивать вопросы, которые собирался задавать людям во время миссионерской работы. Но все равно волновался по поводу того, в какой последовательности их задавать и в какое время. Не один раз оказавшись в неловком положении, я изменил свой подход. Решил заранее вопросы не готовить, но просто внимательно слушать и давать другому человеку возможность самому решить, какие вопросы я ему должен задать.

Однажды я зашел в библиотеку народного университета и сел напротив одного из студентов. Прошло несколько минут, прежде чем наши глаза встретились. Я кивнул на учебники и записи, которые он делал, и спросил:

— У вас, вероятно, скоро экзамен?

— Да, но я еще не подготовился, — тут же ответил он.

— А какой это экзамен? — не отставал я.

— Биология. А эту биологию я просто ненавижу!

— Да, похоже, нам всем приходится изучать предметы, которые не вызывают у нас восторга, — вздохнул я. — Ну а какой ваш основной предмет?!

— Вы не поверите, но это биология!

— Почему же вы специализируетесь именно в том предмете, который ненавидите?

— Потому что мои родители вдалбливают мне, чтобы я был врачом.

Внимательное отношение к другим позволяет нам не только задавать подходящие вопросы, но и сосредоточиваться на интересах этих людей.

В Мф. 5:13 Иисус называет нас солью земли. Нет нужды говорить, что именно соль добавляется в пищу, а вовсе не наоборот! Соль берет на себя инициативу. Если кто-нибудь начнет пищей сдабривать соль, это вызовет удивление. Сколько возможностей мы упускаем, не беря на себя инициативу, не улыбаясь искренней улыбкой, не предлагая крепкого рукопожатия, не произнося ободряющего слова и не молясь с человеком! Нельзя недооценивать подобные незначительные, но искренние жесты. Они нередко широко раскрывают двери для благовествования.

Часто нам не удается использовать положительный заряд, заложенный в этих жестах дружелюбия. «Христианская способность к общению слишком мало используется народом Божьим… В особенности надо развивать способности к общению тем, кому посчастливилось ощутить Христову любовь, ибо только через общение они могут приобретать души для Спасителя» (Свидетельства, т. 6, с. 172). Елена Уайт также призывает нас не «избегать общественных связей, не отгораживаться от других». Почему? Потому что «вряд ли они станут первыми искать нас», и потому что «наше общественное влияние, освященное благодатью Христа, следует использовать, чтобы обращать людей к Спасителю» (Желание веков, с. 152). Вот почему нам не следует занимать позицию, в соответствии с которой тот, кто стремится установить с нами дружеские взаимоотношения, первый должен приложить к тому всяческое старание. Даже если наши собеседники не проявляют дружелюбия, нам надлежит его проявлять — и ситуация силою любви Христа, может коренным образом измениться.

Ревекка Пипперт так говорит о тех, кто ожидает, чтобы нехристиане первыми вступали в общение: «Какое откровенное искажение библейской заповеди о соли и свете миру! Замкнувшиеся в себе христиане оказываются изолированы от мира, тогда как они призваны идти в него. Как можем мы быть солью земли, если никогда не покидаем солонки?» (Из солонки, с. 12).

Соль насыпана в солонку для того, чтобы ею пользовались, а не для того, чтобы ее хранили на полке в качестве декоративного украшения. Соль насыпают в солонку с одной-единственной целью — чтобы ее добавлять в пищу, которой она придает вкус. Елена Уайт пишет: «Чтобы предохранить вещество от порчи, его необходимо смешать с солью, которая должна пропитать его насквозь. Так и сила Евангелия может дойти до людей только при условии личного общения с ними» (Правила счастливой жизни, с. 36).

Каким образом мы извлекаем соль из солонки? Как нам принудить «ловцов человеков» отправиться на рыбалку? И как добиться того, чтобы жнецы оказались среди созревших хлебов? Часто мы смотрим вокруг, размышляя: а есть ли такие души, которые можно приобрести для Христа? Очевидное равнодушие людей к Благой вести может угнетать нас настолько, что мы даже начинаем молиться Господу, чтобы Он поспешил и позаботился об урожае. Но обратите внимание на слова Иисуса, знающего толк в жатве (Мф. 9:36-38), Который, глядя на народ, предложил ученикам молиться не за щедрый урожай. Напротив, Он сказал, что урожай обилен и готов к уборке. С урожаем проблем нет, а если они и есть, то только со жнецами. Поэтому Иисус просил Своих учеников: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Их мало, недостаточно, чтобы выполнить неотложное дело сбора урожая.

Мы живем среди того же «народа», с которым общался и Иисус. Это всегда созревший и готовый для уборки урожай. Нам вовсе нет необходимости ждать, чтобы урожай сам к нам явился, — это нам надо к нему идти. Но, честно говоря, на первый взгляд, окружающие нас люди отнюдь не выглядят так, будто они готовы и жаждут, чтобы их собрали для Царства Христа. Если бы мы увидели мир глазами Иисуса, то поняли бы, почему окружающие поначалу кажутся нам скованными и безразличными.

В их жизни может быть очень много трудностей — наверняка так оно и есть. Возможно, им приходится преодолевать непосильные препятствия. Многие из них вынашивают несбыточные мечты. И что бы они ни предпринимали, ничто не в состоянии утолить жажду их душ. Но если они начинают чувствовать ощутимую любовь Христа, которая вполне реальна, и если убеждаются, что истинный мир и полное удовлетворение — то, о чем они отчаянно мечтают, — возможны во Христе, не исключено, что эти люди окажутся на удивление восприимчивыми.

Господин жатвы, Иисус, верный Свидетель, и Дух Святой неустанно трудятся, подготавливая для нас жатву. Когда мы идем на контакт с окружающими, следует делать это с твердым убеждением, что Триединый Бог уже подействовал на их сердца. Нет ничего более ободряющего, чем уверенность, что в деле благовествования мы никогда не остаемся в одиночестве. Бог не только работает вместе с нами во время самого благовествования — Он и прежде сделал на этом поприще немало, и дальше будет трудиться. Помню, как, будучи ребенком, хвастался я моему отцу своими успехами во время уборки урожая: «Папа, посмотри, как много я смог сделать!»

«Да, но помни, сынок, что большую часть работы Господь сделал до твоего появления. Господь одарил нас семенами, почвой, дождем, солнцем и чудом развития растений».В книге «Путь ко Христу», на странице 28, говорится о том, как Триединый Бог трудился, преображая человеческое сердце: «Тот же Божественный Разум, Который так мудро все устроил в мире природы, обращается к людям и вызывает в их сердцах невыразимую жажду. И ничто в этом мире не может утолить ее. Дух Божий призывает их искать источник мира и покоя — благодать Христову. Через видимое и невидимое влияние наш Спаситель постоянно пытается отвлечь людей от греховных наслаждений, не могущих насытить душу, и привлечь их внимание к неисчислимым преимуществам, которые они могут обрести в Нем».

Он не только тщательнейшим образом изучил каждого человека, с которым мы входим в соприкосновение, но и делает все возможное, чтобы с нашей помощью завоевать сердце этого человека. В конце концов это Его святая обязанность, Он за это в ответе, а мы — Его верные соработники, которые трудятся вместе с Ним и у Него учатся.

Идти за Христом и трудиться с Ним вместе — вот наилучшее лекарство от страха и чувства неполноценности. «Не бойся, ибо Я — с тобою; не смущайся, ибо Я — Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:10). С Ним мы чувствуем себя в безопасности, мы сильны Его силой, и наша свобода — Его любовь. Пребывая с Ним в мире, мы более не напряжены и знаем, что дела пойдут лучше.

Никогда не забуду, как я встретил некоего Жака, профессора философии из Франции (утверждавшего, что он атеист), в аэропорту Тананариве на Мадагаскаре. Он сидел напротив меня совершенно отчужденный. Я стал молиться, чтобы Дух Святой помог мне найти к нему подход. Это неплохое начало, причем в любом случае. Иисус пребывал с нами, и это упрощало дело. На ломаном французском я поздоровался с ним и высказал некоторые соображения по поводу того, что вылет все время откладывали (в этой части мира явление совершенно обыденное).

Проявив неподдельный интерес к нему и его занятиям, я заметил, что он все более открывается. После того, как я некоторое время слушал его внимательно, он умолк, посмотрел на меня внимательно и сказал: «Извините мою болтливость. Мне кажется, что ваш нескрываемый интерес спровоцировал меня на это. Может быть, теперь вы расскажете, кто вы и чем занимаетесь?»

Да, должен признаться, что я всегда использую возможность с кем-либо поговорить. Чувство уверенности не покидает меня, потому что я никому не навязываюсь. Дух Святой уже потрудился над сердцем Жака. По-христиански искренние участливость и любовь потрясают души людей. Почему? Потому что большинство из нас настолько погружены в собственную карьеру, бытовые проблемы, настолько озабочены манипулированием людьми, что когда кто-нибудь искренно и бескорыстно принимает участие в нашей жизни, это нас приятно удивляет.

Я познакомил этого французского философа со своей философией жизни. Заметив, что он весь обратился во внимание, я сказал: «По личному опыту знаю, что Бог — это реальность. Он мой лучший Друг, Ему можно доверять, Он меня любит без всяких оговорок, Он удовлетворяет мои самые глубинные потребности, и я начинаю видеть смысл существования». Мы еще некоторое время беседовали, пока не объявили посадку в самолет. Тут он со всей серьезностью сказал: «Как бы мне хотелось, чтобы у меня была вера в Бога, подобная вашей…» Помолчав, он добавил: «Возможно, это как раз то, чего я ищу. Сам удивляюсь, что я вам это говорю, но мне кажется, что я постараюсь достичь еще больших глубин».

Да, Дух Святой посредством бесхитростных контактов с людьми, в которые мы вступаем, и скромного искреннего нашего свидетельства смягчает даже самые твердые сердца, подготавливая их к покаянию. «Своей общительностью и близостью к людям вы сможете повернуть ход их мыслей скорее, чем своими самыми талантливыми проповедями» (Служители Евангелия, с. 193). Из всего множества обстоятельств провидение Божье выбирает те, в которых оказываемся мы. И если наши души созвучны с Его великим желанием спасти потерянных, и мы берем на себя инициативу, то нас ожидают поразительные результаты, о которых при других обстоятельствах нечего было бы и мечтать.

Но в какой мере мы должны отдавать себя другим? Часто мы заходим в этом столь же чрезмерно далеко, как и в самоизоляции. Ответ нам подсказывает Сам Христос. Да, Он отождествил Себя с людьми, но для того, чтобы преобразить их по Своему образу и подобию. К примеру, мы можем зафиксировать как отождествление, так и трансформирование в эпизоде с женщиной, которую привели к Нему, чтобы побить камнями (см. Ин. 8:2-11). Идентификация — Иисус спросил ее: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?»

Она отвечала: «Никто, Господи».

«И Я не осуждаю тебя», — ободрил ее Он. Но это еще не конец истории. Трансформация — Он призывает ее вести праведный образ жизни, поскольку Он принял ее: «Иди и впредь не греши».

В подобном воплощенном служении мы, указывая на Христа, Который силен удовлетворить самые глубинные нужды людей, полностью проникаемся нуждами и чувствами людей. Только надежно утвердившись на Скале — в этом надежнейшем положении, — мы в состоянии привлечь людей, отождествить себя с ними и направить их стопы к вышнему.

Мы одновременно и принадлежим миру, и не от мира сего. Мы должны изменить мир, не допуская, чтобы мир изменил нас (см. Ин. 17:15). Р. Фиши Д. Конан так поясняют эту важную мысль: «Церковь поистине должна быть в мире, но при условии, что мир не воцарится в Церкви. Корабль, когда его спускают на воду, не тонет, — он тонет тогда, когда вода попадает внутрь… Дело Церкви — спасать людей, и она утрачивает эту способность прямо пропорционально степени проникновения мира в Церковь» (Каждый член Церкви сегодня благовествует, с. 48).