8. Готовы ли вы к переменам?

В сильных и растущих церквах пастор несет служение, подобное тому, которое несли пасторы первоапостольской Церкви. Пасторы имеют те же дары, что и руководители ранней Церкви, но они осознают, каковы особенности их работы. Наряду с доверием Святому Духу, чтобы наделять слуг Божьих силой для работы, порученной им, пастор должен отвечать многим другим требованиям, способствующим успеху его служения.

В любой точке земного шара, где Евангелие продвигается вперед и церкви растут, имеет место христианское руководство, которое отражает новозаветное учение. Кроме того, в церквах, обеспокоенных только внутренними вопросами, имеется множество пробелов в пасторском руководстве. Из-за ошибок пасторов часто страдает дело Божье, так как оно совершается с гораздо меньшей силой, чем могло бы совершаться.

Требуется время, для того чтобы церковная община доросла до того, чтобы заботиться о других и спасать погибших. Я упоминаю об этом по той причине, что с этим сталкивается почти каждый пастор, а также потому, что люди нередко склонны считать, будто пастор должен уделять все свое время работе внутри церкви. По мнению некоторых прихожан, пастор уделяет им слишком мало внимания. Поэтому пастор должен терпеливо наставлять прихожан, что его работа предполагает также служение и вне церкви. Этот образовательный процесс очень важен для служения пастоpa. Необходимо учить наших людей тому, как заменить старые модели новыми; и задача эта не из легких. Однако если церковь стремится следовать образцу новозаветной модели, она должна начать делать это незамедлительно.

Мы должны осознать, что традиционная церковь с ее устаревшими взглядами не в состоянии отвечать нуждам быстро развивающегося мира. Только когда мы уясним, каково истинное назначение Церкви, мы должным образом поймем, что мы призваны «созидать людей».

Не менее важно для нас осознать потребность в близких взаимоотношениях в наших общинах, способных придать силу и значимость нашей жизни. В мире, который стремится обезличить нас и обращаться с нами как с толпой, очень важно не позволять такому равнодушному отношению вкрадываться в наше общение.

Поскольку от нашего понимания Бога и Его Церкви зависит выполнение нашей миссии, мы должны быть уверены, что выбранный нами путь продвижения основан на ясном осознании того, что говорит Христос о Церкви. Так как Он является ее Главой и Устроителем, мы должны позволить Ему Самому показать нам, какой должна быть Его Церковь.

Благовествование должно быть прежде всего делом Божьим. То, что человек говорит и делает, благовествуя, должно быть определено тем, что делает Бог, а также тем, что Божественная весть сама должна определять цели и методы Его вестников, поскольку рост Церкви — это не то, что делаем мы, но что Бог посредством Святого Духа делает через нас.

Из Книги Деяния святых Апостолов мы видим, что апостолы использовали в своем служении те методы работы с людьми, которым их учил Иисус. Видя пример первоапостольской Церкви, мы осознаем, что идея относительно того, что община должна быть многочисленной, неверна. Апостолы были научены и подготовлены Иисусом в атмосфере малых групп. Позже под влиянием Святого Духа они оставили пример того, какой должна быть церковь на протяжении всех веков. Апостолы Петр и Павел, о которых мы знаем больше всего, постоянно совершали два вида служения: работа внутри церкви и проповедь Евангелия окружающему миру. Дух Божий побудил Петра, который был призван воскресшим Господом пасти Его овец (см. Ин. 21:16), совершать сразу два служения (забота о церкви и проповедь неверующим) в доме Корнилия (см. Деян. 10). В служение Павла входило благовествование, пасторская забота, организация новых церквей и богословское поучение. В Деян. 20:17-38 Павел излагает перед церковью в Ефесе направления своего служения как пример для подражания. Он совершал служение евреям к грекам, проповедовал толпам людей, а также проводил личные беседы.

Поскольку христианская Церковь должна выполнить свою основную задачу возвещения Евангелия Иисуса Христа всем народам мира, миссия эта должна начаться в местной общине. Это значит, что каждое церковное общество, каким бы малым оно ни было, и каждый член его, призывающий имя Иисуса Христа, должны задать себе следующие вопросы.

1. Является ли распространение Благой вести о Боге, явленной в Иисусе Христе, нашим главным приоритетом?

2. Стараемся ли мы понять библейскую концепцию слова церковь и вовлечены ли мы в активную работу на ниве Божьей, распространяя Его Слово окружающему миру?

3. Стремимся ли мы разработать стратегию миссии, соответствующей библейскому образцу, или же пытаемся использовать любую модель, которая, как нам кажется, соответствует нынешнему времени?

4. Являемся ли мы членами Церкви, для которой гораздо важнее проведение евангельских программ, чем спасение людей?

Только когда мы зададим себе эти вопросы, мы сможем до конца уяснить наше понимание Бога и мира. Бог разрушает барьеры, возводимые людьми. Любые преграды, препятствующие делу Божьему, должны быть устранены.

В новозаветной Церкви Бог творит новую семью, которая уничтожает все кастовые, классовые и расовые барьеры. Когда Дух Божий снизойдет на Его народ, они расширят свои границы и пригласят всех прийти на Вечерю. Всякий раз, когда вы собираете людей вместе, раскрываете им Слово Божье и делитесь с ними своими опытами, Господь обязательно благословляет вас. Самые быстро растущие церкви в мире — это те церкви, которые уяснили простые истины из новозаветной модели церковного роста. Интересно отметить, что одна из самых быстро растущих церквей в мире имеет очень маленькую стоянку для автомобилей.

Как я уже говорил ранее, выражение «рост церкви» исходит не от человека. Оно берет свое начало в Боге. Бог желает, чтобы церковь росла и расширяла свои границы. Однако без создания малых групп истинного роста не будет. Эти группы известны как домашние церкви. Как бы они ни назывались, им необходимо оказывать поддержку.

Церковь является единственным учреждением, которое остается неизменным, когда все вокруг изменилось. Все больше и больше христиан, стремясь к переменам в своем доме, сопротивляются переменам в церкви. Тому есть причина. Все перемены воспринимаются как некая потеря. Даже когда перемены радостные, как, например, бракосочетание, повышение в должности и т. п., все же остается чувство, что мы оставили позади нечто, чего уже никогда не вернуть.

Христианские руководители должны быть инициаторами перемен. Мы призваны к тому, чтобы постоянно продвигаться вперед, организовывая новые виды служения гибнущим душам. Нам нужны перемены. Мы должны идти к высшей цели. Мы должны возрастать во Христе. Нам нужно исправить неверное в этом мире. В процессе поисков, какими бы благородными они ни были, мы нуждаемся в серьезном осмыслении того, как достичь цели, а также того, как произвести перемены наиболее безболезненно.

Перемены в людях могут произойти только тогда, когда они недовольны существующим положением. Если мы удовлетворены традиционной Церковью, зачем нам тогда перемены? Если один человек может найти достаточно людей, которым что-либо не нравится, и возникнет группа, движимая общей целью, появляется возможность изменить то, что им не нравится. Задача инициатора перемен заключается в том, чтобы обеспечивать решение этих проблем. Когда пастор призывает общину возрастать во Христе, он должен пробудить в людях желание измениться и стать лучше.

Точно так же обстоит дело и с сопротивлением переменам. Если людям предложить перемены, угрожающие их«комфортным зонам», их недовольство будет направлено на удаление причины, грозящей потенциальными переменами. Наша цель — представить перемены таким образом, чтобы поддержать и ободрить людей, а не обескуражить их.

Церковь нуждается в понимании того, что она есть часть Царствия Божьего, которая находится среди этого мира. Как постоянно пребывающее тело Христово на земле она ведет присущий ей образ жизни. Она стремится к тому, чтобы научить своих членов проникать во владения сатаны и силой Христа бороться и побеждать это царство тьмы.

Грустно, что большинство церквей почти слились с миром. Мы не станем отрицать, что у них есть надлежащее богословие, но их учение об устройстве церкви нарушает ясное учение нашего Господа, и сатана использует это против народа Божьего. Однако Евангелие рассеивает все ложные принципы общины и формулирует Божий план построения Царства, которое принимает весь народ Божий.

Слишком долго мы неверно понимали значение слова «церковь», того, что оно в действительности обозначает. Церковь — это, главным образом, «народ» — как служители, так и прихожане. Мы уже достаточно потерпели от мнения, что служители должны быть обособленным классом. Для многих прихожане являются аудиторией, перед которой выступает служитель. В религии, как и в спорте, пассивность оборачивается против нас самих. Наша задача состоит в том, чтобы приводить ко Христу людей с самыми разными интересами. Мы должны убедить их, что члены церкви являются единой командой.

Наша задача состоит в том, чтобы найти путь, посредством которого все христиане — прихожане и служители — могли бы видеть себя служителями Иисуса Христа. Если эта идея будет воспринята серьезно, мы одержим духовную победу. Я очень осторожно предлагал церкви возможную альтернативу наших собраний. Эта альтернатива, известная как домашние церкви, столь же стара, как и новозаветная церковь; и если мы сегодня осуществим эту идею в наших общинах, то откроем нашему народу секрет настоящего роста церкви.