2. Лос-Анджелесская история

Когда в июне 1976 года я переезжал в Лос-Анджелес, я знал, что мне будет нелегко начинать новое служение, и не знал, готов ли я к изменениям в моей жизни. Я чувствовал, что не имею достаточного образования, чтобы отвечать за церковь. Мне казалось, что для меня как пастора самым важным является количество новых душ, принявших крещение в моей церкви за год. Я часто расстраивался и подумывал об уходе. У меня было больше вопросов, чем ответов. И до того, как я нашел ответы, я был готов оставить свое служение и заняться иной деятельностью. «Возможно, — говорил я себе, — если бы я проявил больше усердия в работе и крестил бы на несколько душ больше, я мог бы испытывать радость в служении». Еще как-то раз я решил, что на сей раз добьюсь того, что братья будут искренне гордиться мной.

Я был успешен в том, чтобы помогать другим стать более счастливыми. Я добивался выполнения всех поставленных целей, но в результате чувствовал себя измученным, уставшим и не испытывал никакой радости. Таким ли должно быть служение? Для того ли я избрал пасторское служение, чтобы испытывать одиночество, пустоту и разочарование?

В течение первых четырех лет служения я удостаивался звания «Пастор года», имел высокий показатель церковного роста и самый высокий сбор десятины в конференции. Все эти достижения придавали мне уверенности в себе. Я пытался сделать многое, но это не имело никакой ценности. Я старался быть всем для всех, но это лишало меня радости служения.

В жизни каждого порой наступают времена, когда Господь в наших же интересах решает вмешаться, и это не всегда приятное вмешательство. В Мемфисском аэропорту, возвращаясь домой после проведения молитвенной недели в церкви, где служит мой зять, я почувствовал острую боль в сердце и нижней части живота. Меня срочно доставили в больницу. Операция длилась целый день. Доктор сообщил, что у меня высокое кровяное давление, что мои почки полны камней и что мне предстоит перенести еще одну операцию на левой почке приблизительно через три года. Еще он сказал, что мне нужно сбавить темп, или мне придется дорого заплатить за попытку стать «духовным суперменом». Предсказание доктора о будущей операции исполнилось уже через три недели. Операция длилась не три часа, как меня уверяли, а все пятнадцать. Я потерял много крови, сердце было настолько слабым, что моя жизнь была в опасности, но я знал, что именно Господь ведет меня через все это.

После операции боль не утихла, а, напротив, стала еще сильнее. Я был рассержен на Бога за то, что Он допустил, чтобы все это приключилось со мной. Я просил Его забрать мою жизнь, ибо не мог больше переносить боль. Я чувствовал, что Бог был неправ, когда призвал меня на пасторское служение. Я доставлял немало неприятностей любой медсестре, входившей в мою палату. Мне наложили восемьдесят пять швов, так что я был похож на спальный мешок. Лежа на кровати, я оплакивал свое жалкое состояние.

Прогуливаясь по больничным коридорам с присматривавшей за мной медсестрой, я был настолько поглощен недовольством на Бога, замкнувшись в себе, что ничего не видел вокруг. Я не желал выполнять никаких упражнений, что ускорило бы выздоровление. Я решил оставаться несчастным и делать все возможное со своей стороны, чтобы знать, что и все остальные также несчастны. Как-то раз, когда я проходил мимо одной из палат, пациент по имени Гарри обратился ко мне со словами: «Слава Господу». Я вошел в палату; и все мои жалобы вмиг улетучились, сто-ило мне взглянуть на Гарри. Улыбающееся лицо и грудь — это было все, что можно было назвать телом Гарри, но его дух парил высоко. Гарри сообщил, что всю последнюю неделю он готовился к тридцать седьмой по счету операции, что у него нет желудка и ампутированы ноги. В детстве он упал с крыши двухэтажного дома и получил тяжелую травму. Болезнь нанесла тяжелый урон его слабому организму, и почти каждый год ему приходится переносить сложную операцию. И, несмотря на все это, Гарри утверждал, что быть живым — это благословение.

Я покидал палату Гарри, испытывая жгучий стыд за свое поведение. Я жаловался на свои проблемы, а Гарри прославлял Бога, хотя его несчастья были куда больше моих. Вернувшись в свою палату, я тут же стал просить Господа, чтоб Он простил меня за жалобы, и пообещал: если Он поставит меня на ноги, я сделаю все возможное со своей стороны, чтобы мое служение было успешным.

Даже после этого случая я не понял Божьей воли и продолжал оставаться в стороне от Его работы. Все, чего я ожидал от своих прихожан, — это чтобы они дружно заполняли церковные скамьи по субботам. В результате очень скоро я снова почувствовал опустошение и усталость.

Однажды утром я проснулся и обнаружил, что у меня нет сил для того, чтобы встать с постели. Я проспал всю ночь, однако чувствовал себя разбитым. Холодный пот выступил на лбу и слезы покатились по щекам, хотя я ничем не был расстроен. Я не сознавал, что нахожусь в состоянии тяжелого стресса. Лежа в постели, я чувствовал присутствие Господа, как никогда прежде в своей жизни. Весть, которой Он поделился со мной, была проста и ясна. Бог разочаровался во мне, Он готов был избрать кого-то другого, кто будет следовать Его руководству. Эти слова застали меня врасплох, и я напомнил Господу обо всех своих наградах и людях, присоединившихся к Церкви в результате моего служения. И тут меня осенило: источник всех моих проблем и расстройств — во мне самом. Я сделал служение Богу и церкви «своим» служением.

Это и было причиной всех моих проблем в служении. Я пытался делать все самостоятельно. Я был обеспокоен тем, что пастор — единственный человек в церкви, который выполняет порученную Богом работу — работу, которую должны выполнять все члены церкви. Мне пришлось научить моих прихожан ответственно подходить к служению. Я пришел к выводу, что мое служение в Церкви адвентистов седьмого дня в действительности не имело успеха. Бог призвал меня на пасторское служение, чтобы научить других испытывать радость в служении. Я стремился наслаждаться всем этим сам, но в конце концов испытал разочарование вместе с членами моей церкви.

Прошло три месяца, я выздоровел и был готов возвратиться в свою общину и начать все сначала, однако с иным подходом, обеспечивающим членам церкви активное участие в служении. По возвращении я обнаружил, что церковь хорошо функционировала без меня. Я встал перед собранием и сказал, что начинаю все снова как пастор. Я извинился перед прихожанами, тем самым давая им понять, что даже при том, что церковь за эти годы достигла весьма значительных результатов, я не давал им возможности быть партнерами в служении. Мне было больно признаваться в этом, но это была правда. Будучи пастором, я не вел настоящей пасторской работы — все это время я забывал, что они также являлись служителями.

Чтобы осуществить все это, мне пришлось внимательно изучить новозаветную модель Церкви. В процессе изучения новые методы служения воодушевили меня, и я воспрянул духом. Я обнаружил множество библейских истин, способных полностью изменить мое служение, благодаря чему моя церковь будет расти как никогда прежде.

Когда мы непредвзято смотрим на новозаветную Церковь и сравниваем ее с современными традиционными структурами церкви, то обнаруживаем явное несоответствие. Обе объединяют верующих; обе наделены одной и той же силой и призваны к одной и той же цели. И все же имеется немало различий.

Я исследовал традиционные церковные структуры, которые знакомы всем нам с детства, и нашел их неудовлетворительными. Использовав новозаветную Церковь как критерий оценки современных общин, я стал замечать, какие великие истины мы постепенно упустили из виду. Мы выработали определенные принципы, благодаря использованию которых численность членов Церкви увеличивается; мы решили, что численный рост Церкви — это единственная миссия, которую Бог поручил нам выполнять в этом мире. Однако это серьезное заблуждение.

Мы живем в мире, где люди стали безымянными и безликими; даже в толпе человек может чувствовать себя одиноким и покинутым. Мы живем в то время, когда современные технологии позволяют посылать космические корабли на другие планеты; и все же нам следует научиться заботиться друг о друге, пока мы находимся здесь, на земле. Но как может церковь содействовать этому, если в ней самой одиночество не заканчивается, а, наоборот, начинается?

Почему рядовые члены так пассивны, а руководители общин устали выполнять всю возложенную на церковь работу? Когда последний раз вы видели церковь, в которой каждый член выполнял Божью работу? Когда последний раз во время служения вы ощущали истинный дух общения и участия? Думаю, на любой из этих вопросов вы ответите так же, как и многие из тех, с кем я беседовал: «Это было так давно!»

Столкнувшись с этой проблемой, я снова обратился к новозаветной Церкви, чтобы посмотреть, какое основание заложил Иисус для такой динамичной Церкви и следуем ли мы данному нам образцу.

Каждый раз, когда христианская Церковь возвращалась к выполнению своей истинной миссии, этому предшествовало осознание главных принципов христиан первого столетия. Как река берет свое начало от истоков, так и христианское учение, основывающееся на Иисусе Христе, было передано Им апостолам и христианам первого столетия. Затем влияние других учений стало отражаться на христианском учении. Чем дальше текла река, тем больше она изменялась и загрязнялась из-за этих влияний.

Время от времени реформаторы говорили: «Давайте обратимся к истокам и начнем все заново». Нередко они, сами того не замечая, позже увлекались различными ложными идеями. Следовательно, большинство реформаторских движений только частично возвращались к истокам. Протестантская Реформация положила начало новому отношению к богословским вопросам Церкви, но этого было недостаточно по отношению к церковным структурам. Она преуспела в возвращении к прочному доктринальному основанию, но не сумела вернуться к модели новозаветной Церкви, которую мы видим в посланиях Павла. Иаков Рутц в книге «1700лет — не слишком ли долго?» дал такую оценку Реформации: «Она просто поменяла священника на служителя и заменила мессу проповедью».

Семь характерных особенностей новозаветной Церкви

1. Эта церковь занималась благовествованием

В ранней Церкви часто произносилось слово «благовествование». Это слово было на устах у всех верующих. Ранняя Церковь крестила людей сотнями, а иногда и тысячами. «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41). Ранняя Церковь ясно сознавала свои цели. Она не уделяла особого внимания строительству зданий и не имела величественных соборов. Акцент был поставлен на людях и Церкви, миссией которой было явить Божью любовь погибающему миру. Ранняя Церковь являлась телом Христа, а не учреждением.

В ранней Церкви не было бездействующих членов. Каждый христианин принимал участие в провозглашении Евангелия. Каждый член был ответствен перед другими и перед Богом за работу благовестия. Термин «священство всех верующих» отображает реальность структуры ранней Церкви. Каждый ее член являлся служителем, исполненным желания поделиться своими дарами для созидания Царства Божьего. Короче говоря, в центре внимания ранней Церкви находились люди, служение, общение и семья.

2. Церковь была обществом, созидающим веру

Первые христиане «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). Они достойно проводили время в изучении Слова Божьего и заботе друг о друге. Каждый из них был задействован в Божьей работе; у них была возможность раскрывать свои духовные дары, получать ясные наставления относительно их работы в церкви, а также имели все возможности для дальнейшего повышения эффективности служения. У них было соответствующее окружение, где подлинное сообщество и общение могли быть должным образом испытаны. Вера первых христиан постоянно укреплялась, и они полностью посвящали себя делу Божьему. Важно отметить, что большое место в созидании веры первых христиан отводилось малым группам. Об общении в малых группах неоднократно упоминается в Новом Завете как о «домашней церкви».

3. Новозаветная Церковь уделяла особое внимание общению. «Реальная угроза для жизни сегодня, — писал М. Е. Мак Дональд, — это не уничтожение мира водородной бомбой… но отсутствие общения».

В сегодняшнем мире бар стал наилучшей заменой Божьей Церкви. Если в церкви человек получает Божью благодать, то бар предлагает ему спиртные напитки, способные на время заглушить душевную боль. Однако сегодня бар дает человеку то общение, которого он не находит в церкви. Это весьма демократично. Вы можете поделиться самыми сокровенными тайнами без опасения быть разоблаченным и не испытывая смущения. Бар процветает не из-за того, что большинство людей — алкоголики, но потому, что это одно из немногих учреждений на земле, принимающее всех и каждого. Бары пользуются популярностью потому, что Бог вложил в каждое человеческое сердце желание знать — и быть известным, любить — и быть любимым.

Христос хочет, чтобы Его Церковь была содержательной и гостеприимной, чтобы она была тем местом, где утомленный может найти утешение и помощь в тяжелое время. Церковь должна быть местом, куда любой человек может прийти и сказать: «Я несчастен!», «Я одинок!», «Мне нужен кто-то, кто мог бы позаботиться обо мне!» И без всякого осуждения пришедших нужно пригласить и дать им возможность поделиться своими переживаниями с людьми, которые их поймут. Это было характерно для ранней Церкви. Она выполняла роль большой семьи. Недостаточно относиться к людям просто как к части аудитории. Христиане — это братья и сестры во Христе, истинная семья. И сегодня Христос не желает видеть Свою Церковь намеренно избегающей общения.

4. Новозаветная Церковь была Церковью молитвы

Повсюду в Книге Деяния святых Апостолов можно увидеть, что вся Церковь объединялась для непрестанной молитвы о благосостоянии и безопасности ее членов. Принятые решения основывались на молитвах святых. Всякий раз, когда подходило время для избрания руководителей или нужно было послать кого-то в миссионерское путешествие, молитва была непременной частью принятия решения.

Библия содержит множество примеров того, как верующие собирались для ночной молитвы. Ранняя Церковь всегда полагалась на Божьи обетования и представляла Бога своим Заступником, Было время, когда христиане молились в домашней церкви, чтобы Господь освободил Петра из тюрьмы. Иисус дал Своим ученикам наставление «бодрствовать и молиться», а позже Он повелел им идти в верхнюю горницу и «ожидать» силу свыше. Каждое великое событие, имевшее место в ранней Церкви, являлось результатом их прилежной молитвенной жизни.

Искренняя, усердная молитва — один из моментов, утерянных нами в Церкви. Чтобы быть новозаветной Церковью, мы должны часто и искренне вместе молиться. Именно посредством молитвы было заложено основание ранней Церкви и посредством молитвы она получила силу. Чтобы успешно выполнять дело Божье, первые христиане испытывали потребность в постоянном контакте с Иисусом Христом. Ранняя Церковь привлекала людей, потому что молитва была неотъемлемой частью ее жизни.

5. Новозаветная Церковь была бескорыстной Церковью

«Все же верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:44, 45). «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного» (Деян. 4:34). «Только чтобы мы помнили нищих» (Гая. 2:10). «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях» (Иак. 1:27). Снова и снова упоминается о практике сострадания и бескорыстного разделения материального богатства. Это позволяло ранней Церкви ясно свидетельствовать о Божьей любви и заботиться как о временных, так и о вечных нуждах.

6. Новозаветная Церковь уделяла особое внимание служению от дома к дому

Домашние церкви Нового Завета собирали вместе тех, кто был частью тела Христова. Упоминаются различные домашние церкви. Мы находим собрание верующих в доме Тита Иуста (Деян. 18:7); в доме Лидии, деловой женщины из города Филиппы в Греции. «Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас» (Деян. 16:15). Собрания также имели место в доме Акилы и Прискиллы (Рим. 16:5 и 1 Кор. 16:19), в домах Нимфана и Филимона (Кол. 4:15; Флм. 2). Христиане сознавали, что церковь — это люди, а не здание, и жилища их служили местом размещения собраний, где происходило общение, поклонение Господу и возносились молитвы.

Примечательный отрывок из Книги Деяния святых Апостолов иллюстрирует отношения между двумя видами церковных собраний. В Деян. 2:42-47’мы видим новообращенных верующих, встречающихся «в храме» и вместе преломляющих хлеб «по домам». Встречи в храме давали возможность растущей церкви собираться большой группой. Встречи по домам давали возможность верующим делиться радостью своего общения с соседями, родными и друзьями. Их общение не ограничивалось вкушением пищи, — они несли Божью весть окружающему миру.

Сегодня мы часто забываем о том, что для осуществления духовных целей нам не нужны материальные блага. Ныне общество считает, что успех служения зависит от богато отделанных церковных зданий, но Господь смотрит на это иначе. Ранняя Церковь постоянно занималась свидетельством и благовествованием. Члены Церкви ежедневно поклонялись Богу, проводя встречи как в своих домах, так и в храме. Каждый день люди обращались ко Христу; каждый день они приводили в Церковь своих знакомых.

7. Новозаветная Церковь была наделена силой Святого Духа

«И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили Слово Божие с дерзновением» (Деян. 4:31). Ранняя Церковь не стыдилась свидетельствовать о вере в Иисуса Христа. Это была Церковь, наделенная силой Святого Духа для беспрепятственного совершения сострадательного служения. Одна из характерных черт ранней Церкви, из-за отсутствия которой мы сегодня так много теряем, — это «смелость». О том, что они были смелы в превознесении имени Иисуса, говорит тот факт, что они частенько попадали в темницы. Верующие твердо стояли за своего Господа и, несмотря на угрозу жизни, мужественно и бескомпромиссно проповедовали Евангелие.

Они видели в Иисусе Того, Кого «Бог помазал Духом Святым и силою, Кто ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом» (см. Деян. 10:38). Церковь выполняла свою миссию, будучи руководима Христом и Духом Святым. Ранняя Церковь находила решение своих проблем не на заседаниях или в комитетах, но в простом отклике на руководство Духа Божьего. Сегодня Церковь Божья должна отличаться хорошей организованностью, но это не должно отвлекать ее от выполнения главной миссии.

Не только Дух Божий руководил Церковью, но и она также преобразовывала верующих. В Гал. 5:16 мы побуждены «поступать по Духу», потому что плод, который производит Святой Дух, — это «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22, 23). Ранняя Церковь была преобразована Духом и пожинала плоды этого преобразования. Наделение силой Духа позволило ранней Церкви разрушить все преграды, препятствующие возвещению Евангелия по всему миру. Это позволило им установить отношения, уничтожившие социально-экономические, политические, родовые, религиозные и расовые границы.

Мы сформулировали семь характерных особенностей ранней Церкви, способствовавших ее динамичному росту. Это и есть образец, данный Христом для того, чтобы мы сегодня имели четкую модель Церкви. Однако мы более склонны к тому, чтобы следовать людским традициям. Эти традиции мешают Церкви выполнить столь необходимую работу. Только возвратившись к истокам христианской Церкви, мы можем ожидать расширения общины и полноценной, динамичной жизни внутри нее.