3. Проблемы современной церкви

Евангелие, которое мы проповедуем, — неизменно, но методы, с помощью которых оно должно быть представлено миру, — переменчивы и должны быть непременно адаптированы к потребностям людей в ту или иную эпоху. На каждом этапе Церковь должна изменяться, для того чтобы успешно выполнять свою миссию. Как служителя Евангелия меня беспокоит, сможет ли Церковь выжить в современном мире. Чтобы наша весть была своевременной, мы должны изучать тенденции окружающей жизни, или будущее застанет нас сражающимися в нашей духовной войне луками и стрелами!

Те, кто не ощущает никакой потребности в изменении, часто приводят слова: «И врата ада не одолеют ее» как гарантию того, что Церковь не потерпит неудачи. Они не понимают истинного смысла этих слов. Ворота заграждают вход в город или крепость. Ворота выполняют защитную функцию! Бог желал, чтобы Церковь была организована таким образом, дабы ничто не могло остановить ее работу. Он хотел, чтобы Церковь уверенно двигалась вперед. Метафора, выраженная словом «врата», не подходит по смыслу для наступательных действий Церкви, имеющей миссию. Ворота, как предполагается, препятствуют Церкви. Иисус сказал, что ворота никогда не будут препятствовать нашему продвижению. И единственный путь претендовать на Божьи обетования — успешно служить тем, кто находится вне Церкви. Только когда Церковь будет стремиться к общению, она сможет рассчитывать на исполнение Божьих обетовании. Только тогда Церковь может быть побеждающей, когда она постоянно сталкивается с бедствиями. Церковь, не покидающая пределов лагеря, никогда не сокрушит двери цитадели греха. Бог говорит, что такие церкви не могут стать побеждающими, и действительно они обречены на погибель. Обращаясь к Сардисской церкви, Иисус сказал: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3:1).

Церкви могут умирать. Сегодня мы стали многое заимствовать из традиционной церкви. Если мы не готовы к тому, чтобы мужественно встречать трудности и проблемы, мы и в дальнейшем не будем соответствовать времени, в которое живем. Эти характерные особенности методов служения сегодня часто отсутствуют в наших церквах; однако я путешествовал по всей Северной Америке и был поражен тем, что большинство пасторов волнуют те же самые вопросы относительно взаимоотношений.

Нехватка настоящей заботы

В современном мире людей не интересуют лозунги типа: «Наша Церковь заботится о вас». Они хотят видеть в нас характер Христа. Может быть, вы слышали о трагической гибели женщины по имени Женева Уилсон, которой нанесли более двадцати семи ножевых ранений в нью-йоркском метро, в то время как шестьдесят пассажиров наблюдали за происходящим, игнорируя ее крики о помощи. Полиция была встревожена, когда после разговора с очевидцами выяснилось, что почти все из них хотели помочь женщине, но побоялись, что и сами могут пострадать. Самое удручающее в этой истории заключается в том, что такое количество людей, наблюдавших хулиганов-подростков, чувствовали себя беспомощными. Многие люди в наших церквах испытывают то же самое. Есть ранимые люди, которые испытывают одиночество в переполненной церкви. Своими нуждами и переживаниями они могут поделиться лишь с теми, кто понимает их настолько, что способен поддержать и проявить сострадание. Однако, вместо того чтобы церковь проявила участие к нуждам окружающих нас людей, мы остаемся равнодушными. .

Силу Церкви сегодня подрывает недостаток любви. Наше преимущество заключается в том, что мы можем установить искренние отношения между членами Церкви. Многие христиане жаждут искренних взаимоотношений. Люди неверующие как никогда ранее стремятся к духовному возрождению, и задача Церкви — помочь им в этом, сначала через установление дружеских взаимоотношений с другими людьми, а затем — с Иисусом Христом. Самой главной целью возрождения основ первоапостольской Церкви является возобновление служения ближним.

Слишком много влиятельных людей

Христос обещал Церкви, что она «примет силу». Эта сила была обещана не для того, чтобы управлять другими, но чтобы совершать служение; сила эта даст возможность нашим духовным дарам быть более эффективными в представлении евангельской истины неверующим. Источником этой силы является Святой Дух. Сила эта дана всем верующим для того, чтобы они могли успешно работать на ниве Божьей. Однако в наших церквах появились влиятельные люди, считающие, что церковь принадлежит исключительно им.

Они хотят руководить всеми основными отделами в церкви и постоянно пытаются усилить свое влияние. Они позволяют новообращенным присоединяться к Церкви только на определенных условиях. Эти люди заинтересованы лишь в том, чтобы увековечить собственные обычаи. Новые программы и идеи раздражают их, поскольку они предполагают перемены. «Перемена» — непристойное слово в словаре влиятельных людей. Они обычно не заинтересованы в выполнении служения в общине. Собственные потребности и ценности более важны для них, чем нужды Божьей Церкви.

Полагаю, в большинстве общин присутствуют малочисленные группы влиятельных людей. Им часто позволяют доминировать в принятии важных решений. Этим людям нередко позволяется властвовать над церковью даже тогда, когда большинство уверено, что они неправы, поскольку рядовые члены Церкви предпочитают избегать лишних споров.

Люди, имеющие большое влияние в церкви, проявляют недовольство, когда бездействующие члены возвращаются в Церковь. Они отказываются признать тот факт, что сами отчасти могли послужить причиной того, что люди ушли из Церкви. В случае, если новообращенные пытаются предложить что-то таким руководителям церкви, те стремятся дать почувствовать им, что они некомпетентны и не имеют должной квалификации, чтобы предлагать какие-либо новшества. Если наши церкви призваны приобретать окружающих для Учителя, влиятельные люди должны быть поистине обращенными и нести ответственность за миссию Церкви.

Члены церкви не проявляют любви к таким людям, но все же позволяют им занимать все руководящие посты в церкви. Если люди не чувствуют себя частью единого целого, они удовлетворят потребность в общении в другом месте.

Любовь к материальному

Ранние христиане убедились в опасности принуждения людей отдавать свое имущество. Павел жаловался: «Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век» (2 Тим. 4:10). Еще раньше он предсказывал: «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы… более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тим. 3:2-4).

Сегодня Церковь должна уделять немало времени тому, чтобы привлечь внимание прихожан, загипнотизированных удовольствиями этого мира. Склонность к материализму заставляет нас думать в первую очередь о себе, вместо того чтобы обратиться к миру. Церкви умирают по той причине, что в основном сосредоточиваются на себе, а не на нуждах мира. Если вы заглянете в наши церковные финансовые отчеты, то заметите, что больший акцент сделан на организации, нежели на служении, основанном на общении.

Божьему народу необходимо осознать цели своей миссии. Членам Церкви важно сознавать, что их помощь облегчит бремя мира. Это — одна из слабостей современной Церкви. Так как Евангелие должно быть проповедано во всем мире, нам необходимо использовать средства, которыми Бог благословил нас, чтобы мы могли выполнить эту задачу. Но церковь позволила многим другим интересам поглотить средства, которые должны были быть направлены на обращение неверующих. Чтобы современная церковь могла стать эффективным инструментом в руках Божьих, она должна проявлять больше заинтересованности в приобретении людей, нежели в поддержании организации. Мы должны использовать средства, данные нам Богом, чтобы не только возводить здания, но и заполнить их новообращенными христианами.

Утрата понимания миссии

Ранняя Церковь имела ясное понимание своей миссии. Она была призвана идти в мир, чтобы нести людям весть о Христе и о силе креста.

Многие сегодня ошибочно полагают, что посещение собраний — это и есть служение и что наличие учреждения является важнейшей задачей Церкви, но не это является целью служения. Бог призывает нас быть Его светом в этом мире, а не только членом церковного совета. Этот духовный дисбаланс тела Христова задерживает духовный рост рядового члена Церкви. Нашим братьям и сестрам нужно знать, что миссия Церкви — это нечто гораздо большее, чем просто держать двери церкви открытыми.

Церковь должна быть организована таким образом, чтобы каждый ее член чувствовал, что он является неотъемлемой частью церкви. Люди должны испытывать побуждение применять свои духовные дары в служении другим. Необходимо дать понять им, что дело Божье требует отклика от каждого соработника Божьего.

Проблема современной Церкви заключается в том, что рядовые члены полагают, будто работу Божью должны выполнять только руководители Церкви. Это как раз на руку влиятельным людям, которые любят «управлять программами». Церковь в полной мере реализует свой огромный потенциал только тогда, когда народ Божий будет совершать служение. Церкви, уделяющие должное внимание евангельской работе, справедливо утверждают, что их основанием является Иисус Христос. Все, что строится на другом основании, является ошибкой, уничтожающей то, что делает церковь истинной. Церкви, которые своей единственной задачей считают проведение евангельских программ, гораздо больше заинтересованы в самих программах, чем в людях. Они обманывают, когда говорят, что евангельские программы необходимы для того, чтобы привести людей ко Христу. Первое, что ищет церковь, ставящая на первое место проведение евангельских программ, — это специалистов, способных руководить различными церковными мероприятиями. Даже самая малая группа будет искать пастора-профессионала, который может проповедовать, преподавать, советовать, увеличить бюджет, управлять расходами, спасать заблудших, хоронить умерших, благословлять младенцев, причем делать все это вовремя. Всем известно, что рукоположенный пастор проповедует, проводит бракосочетания, хоронит, посещает больных, общается с пожилыми людьми, советуется с пресвитерами и советом церкви. Такой пастор будет регулярно переезжать с места на место, стремясь найти наиболее отзывчивую группу верующих, чтобы приводить заблудших ко Христу.

Однако же, хотя он и желает достичь заблудших, у него нет времени хорошенько узнать их всех. В его плотном графике нет времени для того, чтобы познакомиться с каждым неверующим, пришедшим в его общину. Община, таким образом, может предположить, что достижение неверующих — не самая важная задача для христианина, поскольку их руководитель общается со своими прихожанами только с церковной кафедры. У членов церкви складывается мнение, что единственной их функцией является уход за церковным зданием.

Похоже ли это на структуру вашей церкви? Являетесь ли вы одним из немногих членов, на кого возложено множество обязанностей, и вы вот-вот выдохнетесь? Тогда ваша церковь — одна из тех церквей, которые ставят на первое место проведение евангельских программ. Это церковь, которая использует немногих, чтобы выполнить работу многих. Обнаружить духовные дары в вашей общине можно несколькими путями. Призыв, обращенный Богом к I каждому верующему принять участие в работе Божьей в теле Христовом, никогда не будет реализован на должном уровне. Церковные здания постоянно пустуют и задействованы всего лишь на несколько часов в неделю, так как в них никто не нуждается до наступления субботы. Только одна десятая часть членов Церкви вовлечена в проведение программ. Огромное множество верующих абсолютно бездействуют. И последнее, не менее важное: церковь в целом фактически не имеет никаких контактов с окружающим миром.

Церковь несет служение и весть миру. Мы можем разъяснять весть с помощью книг, газет и журналов, телевидения и радио, но Бог также ожидает, что Его весть будет нести каждый член тела Христова. Церкви сегодня умирают по той причине, что не смогли уделить должного внимания главной задаче, которую поручил им Господь. Миссия Христа заключалась в том, «чтобы взыскать и спасти погибшее». Иисус сказал: «Кто мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12:26). Иисус провел Свою жизнь среди грешников. Вот в чем миссия Церкви сегодня.

Краткое обобщение

Если современная Церковь честно не признается в своих слабостях, она не будет способна верно служить нуждам мира. Важно, чтобы Церковь ощущала нужду в переменах. Сегодня больше, чем когда-либо, для нас важно вернуться к библейской модели истинного и продолжительного роста Церкви, вовлекая в служение всех наших членов. Короче говоря, мы должны открыть Церковь всем людям. У нас должна царить атмосфера, позволяющая новым идеям свободно доходить до тех, кто находится у руля, а наше руководство должно быть духовным и ответственным перед Божьим народом. Нам нужно устранить такие модели церковной организации, которые наделяют силой лишь некоторых, а не многих. Нам нужна новозаветная модель для сегодняшней Церкви.