4. Новозаветная модель роста

Погодные условия очень важны для фермера, так как от них во многом зависит будущий урожай. Точно так же обстоит дело и со сбором урожая душ. Рост церкви не может продолжаться, если она не взлелеяна в надлежащем климате. Церковь никогда не сможет быть жизнеспособным инструментом Христа, если она не источает атмосферы любви, заботы и участия.

Прежде чем какая-либо церковь может быть вовлечена в эффективное служение в обществе, она должна сначала удостовериться, что общине свойствен надлежащий климат. Короче говоря, церковь, являющаяся сообществом любящих верующих, — это группа людей, исполненных Духа и готовых поделиться-«плодом Духа» с погибающим миром.

В 22-й главе Евангелия от Матфея наш Господь указал на три основные миссии церкви относительно взаимоотношений:

а) взаимоотношения между верующим и Богом;

б) взаимоотношения между верующим и другими верующими;

в) взаимоотношения между верующим и неверующим.

Первое повеление: «Возлюби Господа, Бога твоего» является вертикальным и двусторонним. Второе и третье повеления: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» являются горизонтальными и также двусторонними. «Самый сильный аргумент в пользу Евангелия — любящий и открытый людям христианин» (Е. Уайт, Служение исцеления, с. 470).

«Любовь является основой благочестия. Чтобы ни говорил человек, если в нем нет бескорыстной любви к своему ближнему, он не имеет чистой любви и к Богу. Но мы никогда не сможем иметь этот дух любви, стараясь любить других. Все, что нам нужно, — это любовь Христа в сердце. Когда наше «я» исчезает во Христе, любовь возникает самопроизвольно. Совершенство христианского характера достигается тогда, когда желание помогать другим и милосердие к ближним становятся устойчивой, а главное, непроизвольной внутренней потребностью» (Е. Уайт, Наглядные уроки Христа, с. 384).

В этом и заключается христианское совершенство. Когда Бог обитает в нас, Его характер проявляется в нашей жизни, и мы становимся любящими христианами. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Миссия Церкви на пороге XXI столетия — создать климат, в котором вера развивается дома, в школе и в церкви, в котором любовь воспитывается в духе сердечности и открытости, где Христос является центром нашей жизни и где делятся любовью с окружающими.

Нам как верующим необходимо заботиться о двух вещах: нашем состоянии и наших поступках. Мое состояние — это то, кем я являюсь. Мои поступки — это то, что я совершаю. Для церкви, которая своей главной целью ставит спасение заблудших, гораздо важнее заботиться о своих действиях, чем о своем состоянии. Нам гораздо легче изучать то, как мы должны поступать, нежели то, кем мы должны быть.

Мы, служители Церкви, должны работать над тем, как нам поступать, но более всего нас должно заботить, кем мы являемся. Я все более и более обнаруживаю в своей жизни, что скорее прошу Бога сделать меня любящим человеком, чем помочь мне любить людей; сделать меня терпеливым, нежели предоставить мне возможность проявить терпение; сделать меня сострадательным, чем иметь сострадание; сделать меня слугою, чем помочь мне служить людям; сделать меня щедрым человеком, нежели научить меня больше отдавать.

Иисус собственным примером подтвердил Свое учение. Он омыл ноги ученикам потому, что был слугою; но Христос не просто исполнил роль слуги (см. Ин. 13:12-16). Иисус сделал это с любовью. Он не просто любил Своих учеников в некоторых случаях (см. Ин. 13:34, 35). Иисус не только учил, что человек должен душу свою положить за друзей (см. Ин. 15:13), но и явил дух самопожертвования в Своем распятии. Иисус поступал согласно тому, Кем Он являлся, — Сыном Божьим. Мы же как руководители должны поступать согласно тому, кем мы являемся, — новыми творениями во Христе, преобразованными в Его подобие (см. Рим. 8:29). Поэтому утверждение: «Церковь заботится о вас» не должно быть просто словами; скорее это должно стать образом жизни Церкви, поскольку она исполняет миссию, которую поручил ей Иисус Христос.

Фермеры хорошо знают, что главное в растении — корни и плоды. Если у растений крепкие корни, то при надлежащей подготовке почвы и саженцев, своевременном поливе, благоприятной погоде и соответствующей заботе о посаженном они должны дать хороший урожай. Это — мое бремя, когда речь идет о служении малых групп. Мне бы хотелось видеть церковь активно вовлеченной в обучение прихожан тому, как быть усердными работниками в Божьем винограднике. Однако этого не произойдет до тех пор, пока мы не создадим надлежащего климата, в котором служение может быть взлелеяно в среде верующих.

Подготовка к служению

Христианство в начале своего существования было «непрофессиональным» движением. Забрав рыбаков от лодок и сетей, Иисус сделал их «ловцами человеков». Он был уверен, что обычные люди могут стать слугами Божьими. Он созидал Свою Церковь на таких верующих, как Петр. Из числа простых людей Он призвал учеников, которых позднее послал благовествовать народам.

В наше время вполне может быть, что самым главным и часто единственным препятствием личному благовествованию является неправильное понимание задачи руководителей церкви и работы рядовых членов, в результате чего руководство не решается наделять прихожан ответственностью, а прихожане, со своей стороны, не хотят брать на себя ответственность быть служителями Христа — как внутри церкви, так и вне ее.

Если церковь существует в условиях иерархической структуры, это подрывает ее силу, жизнеспособность и пылкость. Воля Главы Церкви Иисуса Христа не может быть исполнена, если руководство церкви и ее члены не работают сообща. Джон Р. В. Стотт утверждает: «Я не преувеличиваю, говоря, что если община живет в условиях иерархической структуры, — тем самым она уничтожает новозаветную доктрину Церкви».

Библейское понимание народа Божьего, который следует повелениям Иисуса Христа, помогает нам осознать опасность ереси о разделении христиан на классы по иерархической структуре. Христос, как подтверждает Павел, «есть все и во всем». Он говорит о Христе как о Том, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3). Иисус общается со Своим народом удивительным образом. Это общение является тайной, которая «есть Христос в вас, упование славы». Апостол Павел говорит относительно своего служения: «Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1:28). Этот отрывок, наряду с другими, проясняет, что каждое дитя Божье имеет равную долю духовного наследия. Надежда, слава и возможность возрастать до зрелости в одинаковой мере принадлежат всем нам.

Отрицая различия между служителями и прихожанами, мы тем самым подтверждаем равенство всех верующих! Некоторым это кажется угрожающей доктриной. Такое понимание низводит служителей до уровня прихожан. Фактически равенство в церкви должно восприниматься как призвание к служению каждого верующего, чтобы наиболее полно реализовать его потенциал как представителя Божьего народа! Важнейшим основанием для этого является утверждение, что все верующие равны. Как грустно слышать, когда люди оправдываются: «Я всего лишь прихожанин». Как грустно, когда христианские учебные заведения гордятся своими выпускниками, считающими, что их служение гораздо важнее служения других членов Церкви.

Библейская концепция народа Божьего требует, чтобы мы, подобно Моисею, Иисусу Навину и Иосии, призывали весь народ Божий к истинному единству. Подобно им, мы должны показать всем верующим, для чего необходимо это единство, через могущественные действия Божьи и Его призыв. Народ Божий должен со всей ответственностью и готовностью относиться к тому служению, на которое призывает его Господь.

Важность руководства

В Священном Писании есть один особенный отрывок, который делает принцип служения руководства совершенно ясным. Мать Иакова и Иоанна попросила Иисуса дать ее сыновьям руководящие посты. Иисус воспользовался случаем, чтобы преподать урок относительно духовного руководства. Он противопоставляет светское и духовное руководство. «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:25-28).

Обратите внимание на различие между светским и духовным руководством.

1. Мирские правители господствуют над людьми

Но в Церкви Христовой нет ничего выше, чем быть одним из Божьего народа. Когда Иисус сказал, чтобы никому не называться учителями, Он не стремился внушить неуважение к руководителям. Напротив, Спаситель предупреждал против установления чьего-либо авторитета над Церковью вместо Бога, Который является единственным Господом. Нет никого «над» народом Божьим, кроме Иисуса Христа — Главы тела (см. Мф. 23:8-10).

2. Правители мира пользуются властью

В этой фразе подразумеваются право и власть управлять поведением других, включая всевозможные разрешения, благодаря которым приводятся в исполнение приказы. Однако Христос не дает нам никакой власти принуждать людей к повиновению.

3. Миссией Церкви является служение

Служение — антитеза власти. Вместо того чтобы управлять людьми, слуга находится под властью другого человека. Вместо того чтобы господствовать, слуга проводит свою жизнь в подчинении. Вместо того чтобы указывать другим, что делать, слуга должен повиноваться. В то время как слуга своим активным служением может дать пример другим, он не имеет никакой власти принуждать их следовать за собой.

То, что слуга, а не начальник, является руководителем христианской церкви, и есть доказательство ее сверхъестественной природы.

Бог стремится к преобразованию личностей. Его цель состоит в том, чтобы мы все более и более уподоблялись Христу в наших взаимоотношениях, ценностях, чувствах, обязательствах, поведении. Цель христианского руководства — не создать идеальную церковную структуру, но привести верующих к личной заинтересованности в спасении душ.

В церкви руководители должны создать условия для роста личности. Их роль заключается в том, чтобы, служа другим, научить людей успешному служению ближним. Такого рода служение включает в себя индивидуальную работу с каждым членом Церкви. Это означает, что руководитель церкви должен узнать, какими дарами тот или иной человек может послужить Господу. Христос — Глава Церкви, и Его воля проявляется в Его народе как действия Духа, как голос Божий в них.