Как предотвратить отступничество

Тема 1. Профилактика отступничества

Рене Санд

Почему нужен курс по предотвращению отступничества?

Мы понимаем проповедь Евангелия как ось, вокруг которой вращается жизнь Церкви. Именно для этого Христос и создал Свою Церковь.

Она была создана для проповедования Евангелия всякому племени, колену, языку и народу, и когда Церковь выполнит свою миссию, то будет преобразована в «вечное Царство Христа».

Одна из примечательных особенностей нашей Церкви заключается в том, что она всегда внимательна к количеству крещаемых и следит за этой статистикой. Нам всегда хочется видеть больше обращенных, и нам ни в коем случае нельзя отказываться от такого настроя. В противном случае мы собьемся с пути и перестанем понимать, для чего существует наша Церковь.

Если бы наша Церковь удерживала всех, кого она крестит, то насколько больше сегодня у нас было бы членов? Насколько больше людей у нас могло бы быть, если бы все пребывали в единстве друг с другом и сохраняли верность Иисусу и Церкви?

Наша задача — рассмотреть тему профилактики отступлений с практической точки зрения на основании повседневной жизни Церкви. Мы будем обсуждать не столько саму проблему, сколько методы ее профилактики. Мы ищем не просто лекарство, но эффективную вакцину, опираясь на известный постулат: лучше предотвращать, чем врачевать.

Нам нужны не теории, а фактический опыт, приобретенный внутри Церкви. Я родился в адвентистской семье и получил большую часть своего образования в адвентистских учебных заведениях. 30 лет проработав пастором в разных местах и церквах и на разных уровнях ответственности, я могу сказать вместе с Петром и Иоанном: «Мы не можем не говорить о том, что видели и слышали».

Причины отступничества

Как Церковь мы очень сильны в доктринах. Благодарение Господу за это благословение, и мы ни в коем случае не должны потерять хорошую доктринальную подготовку

Так уж сложилось, что когда мы думаем о профилактике отступничества, то планируем максимально тщательно изучать доктрины с тем или иным человеком. Например, после евангельской кампании мы часто организуем дополнительное изучение доктрин, чтобы дать новообращенным прочный духовный фундамент.

Все, что мы делаем для более глубокого изучения и понимания Библии, приносит, конечно же, большую пользу, но отступничество отнюдь не всегда объясняется незнанием или непониманием Библии. Из Церкви уходят люди с самым разным уровнем библейского знания — от поверхностного до углубленно богословского.

Отступничество — это скорее социологическая, чем теологическая проблема. Только 2% из тех, кто уходит из Церкви, больше не верят в ее учение. Остальные 98% уходят потому, что у них возникают осложнения в области личностных взаимоотношений, и они, как правило, формулируют их так: «В Церкви нет любви»; «когда у меня возникла серьезная проблема, никому не было до меня дела»; «я остался в полном одиночестве, потому что когда я стал адвентистом, все друзья отвернулись от меня»; «в Церкви сформировались замкнутые группы друзей, в которые почти невозможно попасть».

Реальный мир

Мы живем в перенаселенном мире. В людях нехватки нет. Сегодня мы живем также в век коммуникаций. Никогда еще у нас не было таких возможностей налаживать связи и обмен информацией. Люди селятся все ближе и ближе друг к другу Сельские районы пустеют, а города разрастаются бешеными темпами.

В этой ситуации возникает проблема, которая кажется аномалией. Тем не менее она реально существует. Это проблема одиночества, оторванности от общества.

Одиночество -болезнь больших городов, населенных множеством людей. В Церкви растет число одиноких членов: холостяков, вдов, разведенных, и все они отражают реальность окружающего нас мира: существование огромного количества людей, пытающихся справиться с трудностями личной жизни.

Общество в целом ищет пути выхода из этой тупиковой ситуации и предлагает самые разные решения.

Наука разрабатывает свои подходы к этому всеобъемлющему социальному недугу, и все большее число психиатров и психологов специализируются на его устранении. Чем же занимаются эти профессионалы? Они просто выслушивают людей. В основном говорят не они, а их пациенты. Клиенты платят за то, чтобы их выслушали, а профессионал пытается разрешить возникшие затруднения.

Одиночество — это одна из самых страшных болезней нашего времени, и значительная часть человечества страдает от него. Люди не были созданы одинокими. Когда Бог завершил творение нашего мира, Он специально позаботился о том, чтобы не оставить человека одного. В Быт. 2:18 мы читаем: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».

Обычно мы истолковываем слова в Быт. 2:18: «Не хорошо быть человеку одному» в том смысле, что Бог дал Адаму женщину. Но это только начало, сам же вопрос гораздо глубже. Мужчина и женщина не являются двумя независимыми друг от друга людьми. Творение Евы ознаменовало собой создание семьи, которая стала главной ячейкой нормального общества. Семейная жизнь есть основополагающая потребность человечества, ее иногда даже называют «важнейшим общественным инстинктом».

Однако наш лучший пример — это Сам Иисус. Интересно отметить следующее: когда мы анализируем Его жизнь на предмет общительности, то прежде всего впечатляет Его общественная деятельность. Она поистине многогранна. При внимательном ее рассмотрении понимаешь, что Иисус бывал в церквах и на рабочих местах, в местах досуга и на праздниках, в частных домах, на свадьбах и похоронах, организовывал своего рода походы в горы, рыбачил со Своими учениками, общался с богатыми и бедными, с членами Церкви и с язычниками.

Иисус не пропускал ни одного общественного мероприятия, хотя именно за это Его критиковали руководители Церкви, по данной причине отказывавшиеся верить в то, что Его миссия — от Господа. Они преследовали Его и в конце концов расправились с Ним. Иисус был на редкость общительным человеком. Его окружало множество друзей, которые всегда уютно чувствовали себя в Его присутствии.

Иисус применял такой метод, лучше которого ничего нельзя придумать. Лишь следуя этому методу, мы сможем добиться успеха. В современном мире, где одиночество является серьезным недугом, — та общественная жизнь, которую вел Иисус, становится идеальным лекарством.

Церковь должна обращать внимание на социальное взаимодействие и общение, поскольку именно через эту дверь уходят многие принявшие Иисуса и отдавшие Ему свою жизнь. Поскольку люди не находят способов удовлетворения своих социальных потребностей внутри общины, им приходится искать отдушину вне Церкви, чтобы не чувствовать себя одинокими.