Часть 4. Как работают малые группы

Видение без цели не более, чем мечта, цель без видения не больше, чем тяжелая нудная работа. Видение и цель — это надежда мира. 1730, Церковь в Сассексе, Англия

Глава 8. Сила принципов руководства

Руководство — искусство заставить другого сделать то, что необходимо вам, так, как будто он делает это потому, что сам хочет этого. Дуайт Д. Эйзенхауэр

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, почему один может начать программу и сделает все возможное, чтобы она умерла, а другой возьмется за уже мертвую программу и возродит ее к жизни? Ответ будет один — сильное руководство!

Все, что происходит в церкви или в любой другой организации, зависит от взлетов и падений в руководстве. От этого зависят не только лишь отдельные детали, но абсолютно все. Любая проблема в церкви или в другой организации может быть решена посредством адекватных действий руководящей структуры.

Вы замечали, что основной тенденцией среди руководителей преимущественно является работа с симптомами проблемы, а не с ее источником! Эта тенденция уже сама по себе является симптомом самой основной проблемы: отсутствия роста в руководстве. Когда руководитель растет, то и церковь также растет вместе с ним. Есть тысячи глубоко посвященных служителей и рядовых членов, которые, несмотря на все свои старания, не могут найти мотивации для вовлечения членов своей общины в служение проповеди Евангелия. Им приходится возрастать в своих способностях к руководству, так как наша духовность, наша практическая христианская жизнь не может превзойти нашу настоящую способность вести за собой. И чем больше и крепче руководство, тем более обильным будет урожай в любой сфере, независимо от того, что это — наша способность решать проблемы или наша сила проповедовать Христа.

Я вырос в семье служителя, где у меня была возможность наблюдать за всякого рода церковными руководителями. Некоторые из них не имели ни малейшего понятия, как вести людей за собой. Они не понимали самого простого и основного принципа руководства, и поэтому становились диктаторами, но ни в коем случае не лидерами.

Вскоре после того, как я занялся служением, я начал понимать, что для пастора является необходимым быть сильным руководителем. Пастор может быть не особо силен в других, сферах своей деятельности, но он не может позволить себе быть слабым в области руководства. После того как я просмотрел свои записи, сделанные в колледже, и конспекты семинаров, я понял, что мне никогда не предлагалось проходить какой-нибудь курс по теории и практике руководства. Мне пришлось учиться самому. Быть пастором-лидером намного более сложная задача, чем быть руководителем предприятия или бизнес-организации.

Почему это так? Да потому, что пастор является духовным лидером, который имеет дело с добровольцами в большей степени чем с оплачиваемыми работниками. Например, мои вышестоящие начальники не обязательно должны быть сильными руководителями, чтобы заставить меня делать то, что требуется. Как служитель я являюсь оплачиваемым работником. Желания моего начальника — для меня команда к действию. Но не так обстоит дело с членами церкви, которые пожелали добровольно пожертвовать своим временем и энергией. Они не обязаны сотрудничать, и они в любое время могут выйти из игры. Настоящее руководство заключается в том, чтобы побудить добровольцев к деятельности.

Это особенно прослеживается в работе с малыми группами, так как вы просите людей пожертвовать не только временем, но и отдать всех себя, свою жизнь, внутреннюю энергию для того, чтобы достигнуть цели и добиться успеха.

Каким не должно быть руководство

Существует огромная разница между тем, что называется «занимать руководящую должность» и быть руководителем. Руководить — не значит получить какой-то титул, которой дает возможность требовать от людей таких действий, какие вам необходимы.

Есть люди, которые испытывают голод по чинам, титулам и званиям; люди, которым по большому счету совершенно все равно, как они руководят, им интересна только сама должность и власть, которую эта должность дает. Другие же страстно стремятся занять руководящую должность в церкви, но понятия не имеют, что же такое руководство. Они плохо относятся к своим подчиненным и причиняют им боль и страдания.

Но настоящий лидер никогда не будет причинять боль, совсем наоборот — он будет ее устранять. Итак, давайте посмотрим, как много людей было ранено так называемыми «руководителями». Большинство из нас испытали тяготы неверного руководства. Управление людьми не так важно, как руководство, которое подразумевает влияние на сознание подчиненных и приводит их к необходимости улучшать самих себя. Это всегда является результатом работы настоящего руководителя. Я верю, что когда Бог призывает нас быть руководителями, Он не только предлагает должность и ту власть, которую она дает. Я верю, что Он благословит всех тех, кто стремится приобрести качества, необходимые руководителю, а не один только портфель.

Но в настоящее время происходит кризис руководства. Вы увидите это на самых различных уровнях, начиная от правительства и кончая самой основной структурой — семьей. И причина, почему церковь не растет, а в некоторых случаях даже умирает, кроется в том, что ей не хватает разумного руководства. Это проблема не нова. Еще Бог указал на недостаток руководителей, когда Он сказал: «Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтоб Я не погубил ее, но не нашел» (Иез. 22:30).И снова Он говорит: «Походите по улицам Иерусалима и посмотрите… не найдете ли человека» (Иер. 5:1).

Я думаю, что частью проблемы кризиса руководства тогда и сейчас является то, что люди до сих пор не могут понять разницу между занимаемой должностью и функциями руководителя. Когда Павел говорит: «Если кто епископства желает» (1 Тим. 3:1), он подчеркивает, что мы должны более обращать внимания на функцию руководства, нежели на должность. Библия не поддерживает идею поиска положения или власти: «А ты просишь себе великого; не проси» (Иер. 45:5).

Каким должно быть руководство

В одну из встреч наших руководителей, где мы продолжали рассматривать принципы руководства, я однажды задал вопрос: «А что такое руководитель?»

Незамедлительно один из руководителей групп ответил: «Для того, чтобы мне быть руководителем, я должен иметь последователей. Если никто за мной не следует, то я не могу быть руководителем».

Какое простое, но хорошее и практическое определение!

Мы становимся руководителями тогда, когда люди следуют за нами. И они должны делать это из-за любви и уважения. Настоящий руководитель не тот, за кем следуют из страха. Задача для всех руководителей состоит в том, чтобы преобразовать обычного работника в последователя. Бывает, что человек занимает некую должность или работает, имея подчиненных, но только они сами будут решать, являться ли его последователями или нет. Итак, если люди за вами не следуют, то вы не можете называться руководителями.

Если вы обнаружили, что никто за вами не следует, не отчаивайтесь, потому что вы можете научиться тому, как руководить! Руководителями становятся, а не рождаются. Так же, как проповедники должны учиться искусству проповедовать, доктор обучается делать операции или плотник — строить, и вы можете научиться тому, как вести людей за собой. Пасторы, больше чем кто-нибудь, должны овладевать искусством руководства, так как только в том случае они могут быть настоящими служителями Бога, если они знают, как вести людей. Вы, возможно, слышали выражение «лидер — слуга». Оно означает: «руководить через служение». Первоначально «лидер-слуга» — это слуга Бога, но не слуга людей. И самое великое служение, которое может быть вверено Богом, — это вести Его Церковь. Все настоящие руководители ведут людей служением. По-настоящему служить значит вести людей за собой!

Многие члены церкви неправильно поняли эту концепцию, просто идя на поводу. Некоторые руководители постоянно спрашивают их, куда бы они хотели пойти. Им в принципе все равно, но в глубине души они уже отметили, что вы не руководитель. И более того, если вы постоянно ищите одобрения у ваших членов, вы никогда не найдете его у Бога.

Пасторы должны вести людей, так как они служат Богу и следуют за Ним. Бог, но не член церкви, есть Тот, Кто наградит Своих слуг. Служить Богу — вот первая обязанность пастора, а служить людям — его вторая задача. И лучший способ служения людям — вести их за собой как в духовном возрастании, так и в выполнении евангельских задач.

Искусство руководства развивается в служении, и чем выше та ступенька, на которой вы стоите, тем более силен должен быть дух вашего служения. Иногда лидеры становятся слишком гордыми и лопаются, как мыльные пузыри.

Существует несколько особых принципов, которые можно применить, когда вы учитесь искусству руководства. Мне бы хотелось поделиться основными из них, так как они прошли хорошую проверку и показали высокие результаты в нашей работе в малых группах.

Принципы видения

Любое руководство начинается с видения. Когда нет видения, в руководстве существует множество проблем. Вот почему люди приходят, уходят и ничего не случается. Когда у руководителя есть видение ситуации, то жизнь без событий представить невозможно! Сегодня мы часто встречаем руководителей, воспринимающих свои обязанности только как задания, которые должны быть выполнены; но они никогда даже не помышляют о том, чтобы создать нечто новое или отличное от того, что уже есть.

Руководство начинается с видения. «Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен» (Притч. 29:18). Совершенно ясно, что отсутствие откровения или видения разрушает возможности роста в слишком многих церквах. Если вы будете руководить без видения, то вы все равно привнесете смуту. Видение — это тот фактор, который придает руководству значимость.

Мартин Лютер Кинг является замечательным примером руководителя. Независимо от того, что каждый из нас о нем думает, никто не может отрицать того, что этот человек обладал таким широким видением событий, что это вдохновляло многих следовать за ним. В 1963 году он стоял у мемориала Линкольну и сильными мазками рисовал свое видение на холсте американских умов. Он говорил:

Сейчас наступает время открыть двери всем детям Бога. Сейчас наступает время поднять нашу нацию из зыбучих песков расизма и поставить на крепкий камень братства… несмотря на все трудности и разочарования настоящего момента, я все равно мечтаю… я мечтаю о том, что однажды на красных холмах Джорджии сыны бывших рабов и сыны бывших рабовладельцев смогут сесть вместе за один стол товарищества и братства. У меня есть мечта, что однажды даже штат Миссисипи, опустошенный, полный жарких споров, несправедливости и угнетения, будет превращен в оазис свободы и справедливости. Я мечтаю о том, что двое моих детишек однажды будут жить среди народа, где о них будут судить не по цвету их кожи, но по качествам характера. Я мечтаю о том дне, когда все дети Бога, — черные и белые, евреи и язычники, протестанты и католики будут иметь возможность сплести руки и вместе спеть песню одного африканского спиричуэла: «Наконец-то мы свободны! Наконец-то мы свободны! Спасибо благословенный Бог, наконец-то мы свободны!»

Слова Мартина Лютера Кинга заставляли людей действовать. Они видели мир его глазами и следовали за ним, чтобы воплотить его слова в реальность.

Видение — это картина, которая является как бы ориентиром для вашего мозга: что делать и кем стать. Видение — это песня, которую вы постоянно слушаете. Видение — это задача, которую вы перед собой поставили и которую стараетесь выполнить. Видение — это реальность, которую вы хотите увидеть в ближайшем будущем. И эта реальность, эта мечта, эта песня, эта задача, эта картина становится для вас навязчивой идеей. Вы засыпаете и просыпаетесь с мыслью о ней. Вы неотступно ей следуете.

Видение — это мечта быть здоровым, когда вы больны. Видение — это мечта о свободе, когда вы находитесь в тюрьме. У Генри Форда тоже было видение — он мечтал поставить по автомобилю в гараже каждого дома, каждой живущей на земле семьи.

Видение — это то, что вы видите, как работает ваша церковь и какой она будет завтра. Это видение того, как ваша община увеличивается в несколько раз за короткий период времени.

Бог благословил меня видением того, как нужно проводить евангелизацию в моей общине через малые группы. И затем Он расширил мои знания до глобальных размеров. Вы — это часть моего видения. Я мечтал напечатать эту книгу, чтобы вы извлекли из нее пользу, и я писал ее молясь и прося о том, чтобы Бог дал вам мое видение того, что Он может сделать через вас, так что вместе мы можем провести евангелизацию всего мира. Развивать малые группы у себя в церкви в целях проповеди постепенно стало для меня всепоглощающей страстью. Крещение более тысячи человек — вот плод моей мечты. Я хочу видеть, как рядовые члены церкви становятся выдающимися руководителями.

Я женат на этом видении! Я сплю с мыслью об этом и поэтому же теряю сон. Моя жена знает это. Мои сыновья знают это. Все те, кто близко знает меня, также уверены в том, что проповедь через малые группы есть вся моя жизнь. И Бог наградил это видение потрясающими результатами.

Я искренне верю, что милостью Бога я могу покорить любое препятствие, возникающее у меня на пути. Мое видение не будет сокрушено никакими препятствиями. Я знаю, что столкнусь с проблемами, но я также знаю, что мое видение — это великая сила.

Люди, лишенные видения, — это те, кого поражает первый удар. Когда израильтяне увидели Голиафа, они подумали: «Он такой большой! Мы никогда не сможем его убить!» Но Давид, человек с видением событий, подумал: «Он такой большой! Но как же я могу его упустить!» Он нацелился, выстрелил и убил гиганта. Его видение дало ему правильную перспективу.

Даже когда летом я находился в отпуске на озере Тахое, я все равно не мог не думать о моем видении. Я послал открытки всем лидерам групп, как только мы туда прибыли. И в ту ночь, когда моя семья спокойно заснула в нескольких метрах от красивейшего озера, я все ворочался и не мог заснуть до половины третьего утра. Наконец моя жена проснулась и сказала: «Дорогой, что случилось?» Я сказал: «Я все думаю о своей группе и чего они достигнут без меня».

Это пример того, что может сделать видение. Оно обеспечивает успех в любом начинании и делает из вас настоящего лидера.

Одной из главных задач в работе с лидерами групп было научить их тому, что есть видение и как они могут его приобрести. Я вдохновлял их мечтать о чем-то очень большом — мечтать не только о том, чтобы удвоить количество людей в группе, но, например, начать с малой группы новую церковь. «Малые группы, — так говорю я лидерам, — могут стать церквами, которые переживут все другие церкви. Мечтайте об этом. Бог хочет это сделать, если вы дадите Ему такую возможность. Мечтайте, и мечта преобразит вас!»

Психологи говорят, что человеческий мозг не может четко разграничивать реальность и вымысел. Я думаю, поэтому Иисус сказал: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Он знал, что если вы думаете о чем-то, это значит вы этим живете. «Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он» (Притч. 23:7).

Попробуйте стать настоящим руководителем! А если вы этого не сделаете, то на самом деле вы просто будете играть в игру, которая называется «руководить». И тогда вас уже никто не будет воспринимать всерьез.

Принцип постановки целей

Следующий принцип руководства вытекает из первого. Когда у вас есть видение ситуации, вам необходимо поставить перед собой цели, которых необходимо достигнуть. На примере мирового производства вы увидите, что только те компании достигают определенных успехов, которые ставят перед собой определенные цели и задачи. Если вы посмотрите на самые быстрорастущие церкви мира, вы увидите, что они также ставят перед собой соответствующие задачи.

Когда лидер доходит до этого момента, когда он действительно видит ситуацию, это заставляет его предпринимать какие-то действия. Он ориентируется на поставленные задачи и немедленно начинает вырабатывать стратегию достижения этих целей. Стратегия — это просто план, как достичь поставленных целей и выполнить задачи.

В футболе две команды по одиннадцать человек борются изо всех сил, чтобы забить гол. Задачей каждого игрока является одно — заработать еще одно очко своей команде. Их первостепенной задачей является гол, и они делают для этого все возможное. Если бы у них этой цели не было, они никогда бы не открыли счета. Они бы просто бегали кругами друг за другом. Сегодня слишком много руководителей ходят вокруг да около и «не забивают голы». Некоторые психологии называют это кризисом цели. Я вижу проявления этого кризиса повсюду, особенно в церкви, и просто устал от того, что наблюдаю за тем, как многие искренне верующие христиане просто не могут «забить гол» для своего Бога. Если вы поговорите с ними, то они скажут, что любят Бога и хотят служить Ему. Но, несмотря на все это, они не привели к Нему ни одной души. Почему? У них нет видения, или оно затуманено. Когда вы ставите определенные цели, это поддерживает ваш тонус.

После того как Бог дал мне видение служения малых групп, я записал мои цели. А затем я стал думать о стратегии достижения этих целей. Она такова:

1. Обретите видение.

2. Поставьте предо собой определенные цели.

3. Спланируйте стратегию.

Должен признать, что когда я начал свое служение, у меня не было определенных целей. Я проповедовал неделю за неделей, решал какие-то случайные проблемы и иногда натыкался на тех, кто хотел бы принять крещение. Я начал понимать, что не был служителем в полном смысле этого слова. И затем я прочитал труды Пола Янги Чо, пастора самой большой церкви в мире. Как только я услышал о том, каковы принципы проповеди пастора Чо, я подумал: почему бы их не попробовать и мне. Будучи уверенным в том, что у меня все получится, и усиленно молясь об успехе, я решил использовать в служении малые группы.

Затем я определил некоторые задачи. Одна из первых была — зажечь огонь миссионерства в каждом члене моей церкви. Это не так просто, как выглядит на первый взгляд. Как я могу этого достичь? Мне нужна стратегия. Стратегия укажет мне путь, по которому я могу прийти к поставленной мной цели. Это тоже выглядит довольно просто, но на деле оказывается сложно жить в соответствии с выбранной стратегией.

Позвольте я проиллюстрирую сказанное. Если я хочу добраться из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, я могу пойти пешком, поехать на машине, полететь на самолете или поплыть на корабле. А стратегия, которую я выберу, будет зависеть от того, какой вид транспорта может реально доставить меня в пункт назначения, сколько времени и денег мне для этого потребуется, на какой риск я хочу пойти и каковы удобства каждого вида транспорта.

Поскольку моей целью было зажечь дух миссионерства в каждом члене моей церкви, стратегия моя заключалась в разработке плана, который помог бы мне достичь этой цели в максимально короткие сроки. Поверьте мне, если бы возможно было найти более совершенный путь, чем малые группы, я незамедлительно пошел бы по нему. Но лучшего пути просто не существует!

В 15-й главе, названной «Возможность каждому раскрыть свои способности», я объясняю процесс, который я проводил, чтобы организовать систему. И как только она была организована, я искал пути того, как убедить лидеров групп в необходимости постановки целей. И они, в свою очередь, пытались донести те же знания до членов.

Я спросил каждого лидера, сколько людей он хотел бы видеть крещенными в следующем году. Если это число было двенадцать, то мы делили его по шесть на каждое полугодие, три на квартал и один на месяц.

Нельзя сказать, что мы достигаем всех поставленных нами целей и задач, но мы подходим к ним как можно ближе. Если бы мы не ставили никаких целей, мы вообще бы не продвинулись вперед. Я знаю, что это правда, поскольку пытался управлять без целей. Это просто не работает.

Может быть, вы заметили, что я использую слова «цели» и «задачи» практически как синонимы. Цель для меня — это окончательный полноценный результат, но всегда есть нечто меньшее, но не менее важное — задачи, которые постепенно ведут вас к вашей главной цели.

Иллюстрацией того, как цели и задачи могут помочь вам достичь определенных результатов, может служить ситуация, когда вы просыпаетесь поздно утром. Вы когда-нибудь замечали, что каким-то образом вам удается привести себя в порядок и собраться намного быстрее, чем в обычное утро? Это происходит из-за принципа постановки цели. Когда вы знаете, что вам необходимо достичь чего-то в определенное время, вы сделаете все от вас зависящее и причем так же хорошо, как и в случае, когда времени у вас больше.

В нашей церкви мы очень много внимания уделяем постановке целей и задач, и я просто уверен, что мы не крестили бы и половины людей, если не ставили бы эти задачи перед собой. В приложение я включил раздел, показывающий, как мы сочетаем наши цели со стратегией для того, чтобы воплотить нашу мечту.

В эту главу я также включил примеры задач, которые мы как лидеры ставим перед собой для саморазвития, а также основные составляющие стратегии лидера малой группы. Я верю: кое-что из того, что разработали мои лидеры, — чистое золото.

Следуйте вашей стратегии

Я заметил, что те из лидеров, кто тщательнее всего придерживается выработанной стратегии, добивается самых выдающихся результатов. Итак, имейте в виду, что стратегия чрезвычайно важна для пастора или лидера группы. Каждому лидеру необходима стратегия.

После того, как мы в течение года следовали нашей стратегии в церкви Норуак, которая насчитывала 70 членов, у нас крестилось еще 70 человек. В начале следующего года я сказал лидерам: «Следуйте выработанной вами стратегии, а также должностной инструкции, будьте в гармонии с основной стратегией церкви, и вы увидите, как испанская церковь Норуак удвоит свое членство в течение этого года». На следующий год мы крестили 142 человека.

Как только вы решили определить стратегию, помните, что самая важная деталь состоит в том, чтобы быть точным. Люди часто говорят: «В этом году я хочу быть хорошим христианином». Они никогда не достигнут поставленной таким образом цели до тех пор, пока конкретно не укажут, как они хотят добиться того, что станут настоящими христианами. Вы также должны быть реалистичными. Если у вас есть группа в шесть человек, то будет просто абсурдом сказать: «Мы приобретем 40 человек». Вы должны быть реалистичны в постановке своих целей.

Цели также должны быть личностными. Вы не можете навязывать свои цели членам вашей группы. Вы можете предлагать и направлять, но всегда давайте им возможность выбора. Когда вы ставите цели, вы таким образом упрощаете свою работу и завоевываете уважение, так как каждый знает, куда вы направляетесь. И в конце, когда вы достигли своей цели, вы будете испытывать чувство свершения. Если вы не ставите никаких целей, вы никогда не будете знать, приехали вы уже или все еще находитесь в пути.

У Иисуса была очень четкая стратегия, которая предназначена «еще прежде создания мира» (1 Петр. 1:20). В Послании к Галатам, в главе 4, стихе 4, говорится, что все, что желал Иисус, было в соответствии с определенной схемой. Все демоны были брошены для того, чтобы отделить Его от Его стратегии, но ни у кого не получилось это сделать. Он остался верен Своей стратегии, Своим целям и задачам, которые были направлены на то, чтобы воплотить план спасения.

Он, должно быть, часто пересматривал свою стратегию. И я думаю, что Его действия были определены поставленными Им кратковременными и долговременными задачами. Я могу оценить то, что Иисус сказал фарисеям, когда они пришли, чтобы уловить Его вестью от Ирода: «Подите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу» (Лк. 13:32).

Мы тоже должны поставить цели, которые перекликаются с Божьим планом спасения потерянных. Нам было сказано, что ангелы будут сотрудничать с нами, когда мы будем работать и устанавливать порядок, а не сеять раздор. Очень легко сеять смуту тогда, когда нет целей, но так же легко быть постоянно направленными на определенную цель, определив стратегию ее достижения.

Принцип признания

Каждый год мы проводим банкет, где отмечаем выдающихся лидеров групп и миссионеров нашей церкви. Это проходит в элегантном отеле и бывает запоминающимся событием. Мы прежде всего восхваляем Бога, затем признаем и особенно отмечаем заслуги тех людей, которых Он использует для Своей работы.

На этом банкете, который обычно проходит за неделю до Рождества, бывает практически вся церковь. Это стоит около 18 долларов на человека, но лидеры групп, пресвитеры, миссионеры и те люди, в домах которых проходят собрания групп, не платят. Плюс к этому лидеры групп получают рождественские подарки от членов своих групп, пресвитеры получают подарки от общин, и, как правило, церковь дарит что-то пастору. Часто церковь решает в знак особого внимания подарить что-то и жене пастора.

Каждый год, когда церковь отмечает мои заслуги подарком и теплыми словами, исходящими из самих сердец, у меня появляются новые силы. Это событие помогает мне пополнить мои энергетические запасы и перепосвятить самого себя на лучшее и более продуктивное служение в моей церкви. Почему так происходит? Потому что я всего лишь человек и получаю стимул для дальнейших действий, когда чувствую, что люди благодарны мне за сделанное.

Если даже пастор получает вдохновение и поддержку от слов благодарности, то то же самое может происходить и с рядовыми членами церкви. Я скажу больше — члены церкви нуждаются в этом даже в большей степени.

Принцип вознаграждения по заслугам практикуется всеми, кто добился хоть какого-то результата в жизни. Те, кого удача оставила, или те, кому это неинтересно, — единственные, кто не обращает на этот принцип внимания.

Иисус использовал этот принцип. Посмотрите, как Он отнесся к Петру, когда последний совершил правильный поступок: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17).Получение такой похвалы от Иисуса должно было воодушевить Петра. Я всегда задумываюсь над тем, а не это ли причина того, что Петр стал таким выдающимся свидетелем истины Христовой.

Иногда мы думаем, что вознаграждать духовную деятельность само по себе не духовно и что мы можем испортить человека признанием его хорошей работы. Иисус так не думал. Вспомните, что сказал Он финикийской женщине: «Велика вера твоя». Он похвалил центуриона, сказав: «Никогда не видел Я подобной веры». И мы не должны забывать, что скажет Иисус, когда Он будет приветствовать Своих последователей у дверей Своего дома в конце времени: «Ты добрый и верный раб».

Все это — примеры настоящего признания, отличающегося от дешевой болтовни, которая является проявлением сатаны и приносит только один лишь вред. Тем не менее искреннее признание человеческих заслуг принесет им только самое лучшее.

Мы живем в таком мире, где личность человека ничто, где люди превратились скорее в единицы населения, нежели в настоящие личности. Здесь кроется причина того, почему некоторым руководителям удается все, а другие не достигают ничего. Относитесь к людям как к единицам населения — и вам обеспечен провал, но как только вы признаете в каждом из них личность, то вам откроется дорога к успеху. Лично я служил под началом многих руководителей, но очень редко получал от них знаки признания за мои труды, пусть даже в виде самого обыкновенного письма с благодарностью за мою деятельность. Я говорю это не для того, чтобы выразить свое негативное отношение, но чтобы показать, как часто это несправедливо игнорируется.

Как муж, который должен быть главой семьи, может ожидать хороших отношений со своей женой, если он никогда не признает ее стараний? Если он никогда не говорит, как красиво она сегодня выглядит или как хорошо она готовит? А как насчет родителей, которые никогда не говорят своим детям ничего ободряющего и поощряющего об их успехах в школе? Принцип честного и искреннего признания будет работать где угодно. Прискорбно сознавать, что мы используем его во всех сферах нашей жизни, за исключением той, что касается работы Божьей.

Письма, адресованные группе людей, ничего не значат. То же самое касается опоздавших поздравлений с днем рождения с напечатанными словами и штампованными подписями. Такие вещи случаются, но они даже хуже, чем не получить вообще ничего, так как вызывают только негативную реакцию у того, кто это получил.

Такого рода действия можно допускать с оплачиваемыми работниками, но не с добровольцами. Я чувствую, что если я не буду признавать труды моих лидеров, то я никогда не продвинусь вперед. Я люблю лично звонить или писать поздравительные открытки членам моей церкви. Я также обязательно пишу особое, адресованное только конкретному человеку письмо, когда тот приводит хотя бы одного человека ко Христу. Я не допускаю, чтобы что-то, что касается дела проповеди, проходило незамеченным, без письменного или публичного признания, а иногда и того, и другого.

Существует искушение думать, что признание заслуг людей тешит их. Я же в этом не уверен. И даже если это и так, то это проблемы того, кто получает признание, но не человека, который делает это. Есть работодатели, которые поднимают заработную плату своим сотрудникам, а сотрудники в ответ даже не думают увеличить сумму десятины или пожертвований. Можем ли мы винить в данном случае работодателей за признание заслуг их работников только потому, что работники, в свою очередь, принимают это, обкрадывая Бога и становясь эгоистами?

Мы не критикуем школы за то, что они чествуют своих лучших учеников, точно так же мы не обращаемся со словами критики и в адрес тех, кто получает диплом. Так почему бы нам не признать заслуги тех, кто совершенствует науку проповеди?

Мы склонны делать все наоборот. Мы придумали особые церемонии для того, чтобы чествовать людей, уходящих на пенсию, и как мало признаем их заслуги тогда, когда они все еще полны сил и находятся на службе. Но мы до сих пор предпочитаем предлагать цветы мертвым и превозносить их достоинства перед гробом, в то время как можем относиться к ним с большей добротой, когда они живы.

Признавайте труды людей, и немедленно! Это вдохновляет, дает утешение и приносит уверенность в своих силах, это является вознаграждением. Иисус почтил Марию Магдалину за ее дар и сказал, что ее будут помнить даже после ее смерти за доброту, которой она обладает. Он сказал это в ее присутствии, тем самым, признавая ее заслуги публично. Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему в Библии и в книгах Духа пророчества так много говорится о том вознаграждении от Бога, которое будет дано всем верующим и верным Ему? Разве недостаточно было пообещать вечную жизнь? Почему Бог предлагает улицы, мощенные золотом, а не асфальтом, и особняки вместо простых домов? Почему Он обещает утереть все слезы с наших глаз и дать нам награду? Почему Он вообще упоминает о вознаграждении?

Он делает это с пониманием того, какое воздействие это производит на нас. Он знает, что обещание вознаграждения всегда будет помогать проявляться лучшему в нас. Он дает лучшее, чтобы взамен получить самое лучшее.

А вы извлекли такой урок из вашей руководящей деятельности? Библия часто говорит, что сыны тьмы мудрее сынов света. Руководители самых успешных компаний мира знают, что возможно сделать только то, за что человек получит вознаграждение. Вы можете молиться о результатах, требовать и мечтать о них, но до тех пор, пока вы не наградите людей, никаких результатов у вас не будет. Вознаграждение для лидеров групп состоит в признании того, что они делают.

Вместе с этим я никогда даже не намекал, что жду от них признания моей деятельности, всего сказанного или сделанного мной. Но как только я поблагодарил лидеров групп, они в свою очередь признали мои заслуги, что еще больше сблизило нас в этом замечательном порыве, вдохновило на еще более продуктивную работу.

Обычно говорят о том, что пасторы — это очень важные люди по той простой причине, что они находятся как бы на передовой, но дальше такого утверждения дело не идет. В нашей церкви лидеры групп пользуются вниманием и любовью, их уважают, ценят и благодарят, так как они всегда впереди. Люди, которые посещают нашу церковь, просто рвутся в лидеры, так как они видят, какое место они занимают. Церковь готова сделать что угодно для своих лидеров групп.

Лидер группы всегда желанный гость в моем офисе, его всегда ждут. Он никогда не мешает мне выполнять мою работу. Он никогда не прерывает моей деятельности. Почему? Потому что он — это причина моей жизни. Он значит для меня целый мир. Если бы у меня его не было, то не было бы и крещений. Я был бы неудачником. Я хочу быть добрым ко всем членам моей церкви. Но для лидеров групп я готов пройти одну, две или три лишних мили, и они это знают.

Поощряйте к служению через признание совершаемой деятельности

Есть смешная история про человека, которому его собака принесла в пасти птичку. Человеку стало жаль птицу, и он осторожно достал ее из пасти пса. После того, как птица была освобождена, пес получил в награду кусок сочного мяса. И человеку было вдвойне хорошо — от того, что он спас птицу и вознаградил собаку. Этот человек весь день думал о том хорошем поступке, который он совершил, а потом лег спать. Но через несколько минут он был разбужен своей собакой и чуть не потерял дар речи — из пасти собаки торчало уже две птицы!

Не бойтесь признавать заслуги людей, но обязательно убедитесь, что вознаграждаете именно правильное действие. Если вы одобряете публичные выступления людей, способности собирать средства или любую другую деятельность, сегодня или завтра ваши люди будут заниматься исключительно только этим. Некоторые церкви вознаграждают людей за достижения определенных сумм жатвенного сбора. Насколько более замечательно было бы признавать успехи в миссионерской деятельности!

Следите за тем, чтобы вы всегда признавали такое поведение, которое хотели бы укрепить в людях. Если основной целью церкви является завоевание душ, то именно это и должно получать самое большое признание. Делайте так, и вскоре это приведет вашу церковь к потрясающим изменениям.

Позвольте мне проиллюстрировать это другим примером. Если конференция ежемесячно или ежегодно посылает своим пасторам сравнительный анализ финансовых отчетов и жатвенных сборов, то о чем это говорит? Для меня это означало бы, что деньги ставятся на первое место.

Другой ловушкой, которую следует избегать, если вы хотите вознаградить кого-то, — это признание только части заслуг. Вы ограничиваете свои возможности получения успешных результатов, если признаете только людей определенной расы, национальности или культуры. В дополнение к этому ваши руководители будут смущены и разочарованы и не смогут увидеть всех своих возможностей. Если вы занимаетесь продажей картофеля, то будете приветствовать покупателей независимо от цвета их кожи, будете относиться к ним внимательно и по-доброму. И вы также каким-то образом отметите лучшего продавца картофеля, независимо от цвета его кожи или национальности.

Я отмечаю успехи лидеров групп ежемесячно, каждый квартал, каждое полугодие и в конце года. Я не смотрю на их национальность или на цвет их кожи. Я признаю результаты их деятельности, те результаты, которые, по моему мнению, ожидает от них Бог.

Я наблюдал за тем, как церковь пытается улучшить методы, чтобы добиться больших результатов в проповеди. Миллионы долларов тратятся на то, чтобы найти пути возрождения церквей. И если бы хоть малая толика этих денег пошла на то, чтобы признать заслуги руководителей, которые делают самую большую часть этой работы! Тот, кто приводит ко Христу сотни душ, получает точно такую же благодарность, как и тот, кто крестил одного человека за десять лет.

Мы согласились, что работник должен получать по заслугам. Не доказывает ли это то, что тот, кто делает больше, должен и получить несколько больше, а тот, кто ничего не делает, ничего и не должен получать? В притче о талантах содержится истина о том, что тот, кто использует все свои таланты, получает больше, а тот, кто зарывает единственный свой талант, тот не получает ничего.

Что хотела сказать Елена Уайт, когда писала: «Плохим будет курс — поддерживать из казны Божьей тех, кто в действительности только портит и разрушает Его работу» (Свидетельства, том 3, с. 553). Подразумевала ли она то, что приемлемой политикой могло бы стать оказание большей поддержки тем, кто возвеличивает работу Бога путем привлечения других ко Христу? И могло ли быть так, что многие работники, в том числе рядовые члены, смогли бы пройти путь от посредственности к совершенству, если бы только им было выражено хоть какое-то признание и благодарность от их руководства?

Иногда кажется, что то служение, в котором более всего нуждается церковь, признается менее всего. Это имеет хоть какой-то смысл?

Искренняя благодарность и признание — вот та стратегия, которую мы используем в работе с людьми с самого рождения. Мы используем эти приемы с детьми и дома, и в школе. Это используется везде. Бог Сам использовал это и будет продолжать это делать. Его стратегия заключается в том же. Давайте будем помнить эти принципы по мере того, как мы продвигаемся по дороге, ведущей нас к царству Бога.

Принципы авторитета

Никто не может вести людей за собой, не имея авторитета. Вы можете проводить время с людьми и исполнять обязанности лидера. Но вы не можете по-настоящему вести людей за собой к достижению какой-то цели до тех пор, пока не завоюете авторитет. Существует много приемов руководства. Вы можете обойтись без некоторых из них. Но авторитет не относится к их числу. Авторитет — основа руководства. Вы должны обладать им, если хотите вести людей за собой. Я упоминал уже о кризисе, который претерпевает сейчас руководство. Этот кризис возник потому, что лидеры или потеряли, или никогда и не имели авторитета. И поэтому люди не могут им доверять и не хотят следовать за ними.

Вы когда-нибудь замечали, что сегодня нам недостает авторитетности руководства? Многие родители жалуются на то, что они не имеют авторитета у детей. Быть может, вы знаете о той потере авторитета, которым должен обладать муж над женой. И конечно, большинство из нас согласится с тем, что учителя теряют авторитет у учеников и студентов. Даже у полиции уже нет такой славы и силы, которая была когда-то.

Что же такое авторитет? Это нечто такое, что заставляет людей уважать вас. Вы думаете, что можете требовать уважения от других? Если нет, то у вас нет авторитета. Иисуса уважали потому, что Он обладал авторитетом: «Народ дивился учению Его, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:28, 29). Бедные книжники! У них, должно быть, не было никакого влияния на народ!

Как же Иисус добивался Своего авторитета? Я верю, что это происходило только благодаря абсолютному признанию авторитета Его Отца. Не может быть авторитета без подчинения другому авторитету. Если вы хотите завоевать авторитет, вы должны сами признавать чей-то авторитет.

Центурион, который попросил Иисуса исцелить его слугу, понимал этот принцип очень хорошо. Он сказал: «Скажи только слово… так как я человек подчиненный». Что за замечательная мысль. Он не сказал: «У меня есть авторитет». Он сказал: «Я нахожусь в подчинении». Он знал, что секрет обладания авторитетом кроется в том, чтобы самому признавать авторитет другого. Вот почему он признал авторитет Христа — он знал, что значит испытывать уважение к другому и признавать его справедливость. Бог — Единственный, Кто обладает абсолютным авторитетом. Любой другой будет иметь авторитет только в случае, если он сам знает, что это такое.

Моя церковь отвечает мне как служителю, и я пользуюсь определенным авторитетом у членов до того момента, пока признаю авторитет Бога и тех, кто стоит выше меня по служебной лестнице. Если я отделюсь от моей конференции и выберу свой путь, я потеряю авторитет и моя церковь просто не сможет меня более уважать.

Лидеры групп в моей церкви четко знают, что они могут обладать авторитетом только в том случае, если подчиняются мне как своему пастору. Если церковь заподозрит, что лидеры групп работают как самостоятельные частицы без моего руководства, она не станет мириться с такой ситуацией.

Очень легко подчиняться вышестоящим, если они, в свою очередь, подчиняются авторитету Бога. Когда вы признаете Его авторитет и полностью Ему подчиняетесь нетрудно требовать уважения от других. Вот почему муж, который не имеет авторитета дома, имеет духовные проблемы, но когда он полностью подчинится Христу, то его семья в свою очередь подчинится ему и пойдет за ним.

Точно так же, как вы чувствуете уважение к своим родителям, вы должны чувствовать уважение и к вышестоящим членам церкви. Однажды в моей практике мне не удалось выработать в себе уважение к одному из моих руководителей. Я понял, что нельзя так поступать. Мало того, что вы теряете авторитет, существует еще и универсальное правило, которое называется «законом взаимодействия» и означает, что когда вы делаете зло кому-то, то это зло обязательно возвратится к вам. Все, что бы вы ни делали, обязательно, совершив круг, возвратится к вам.

Если мы хотим, чтобы у нас был авторитет, то мы должны постоянно признавать авторитет другого человека, преимущественно авторитет Бога и тех, кто выше нас. Позвольте мне поделиться некоторыми из основных моментов, на которые я обращаю внимание моих лидеров для того, чтобы помочь им завоевать авторитет.

Хорошо одевайтесь

Есть книга «Одевайтесь для успеха», в которой сказано, как важно правильно одеваться, чтобы завоевать уважение других. Я верю этому. Я говорю своим лидерам: «Если вы находитесь перед теми, кого вы хотите повести за собой, одевайтесь хорошо». В большинстве стран мужчинам лучше носить костюм и галстук, если они хотят добиться эффективного служения. В очень многих социальных группах галстук стал символом уважения. В нашем обществе вы не можете добиться и сникать уважение других, если будете плохо одеваться. Лично я ни разу не позволял себе показаться на глаза своей общине или навестить какого-то дома, будучи плохо и неряшливо одет. Можете этому верить, а можете нет. Я считаю, что успех моих руководителей начинается с того, как они одеваются.

Пунктуальность

Вы не сможете уважать человека, который постоянно опаздывает. Я всегда говорю руководителям групп, что они должны быть готовы к встрече по крайней мере за десять минут до ее начала. Лидеры должны всегда ждать своих членов групп и не требовать, чтобы люди ожидали их.

Относитесь ко всем с достоинством

Относитесь к людям так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам. Трудно понять, почему некоторые руководители неправильно относятся к своим подчиненным. Я слышал о таких пасторах, которые могут накричать на своих сотрудников или проявить к ним другое неуважение. Независимо от того, почему руководитель начинает плохо относиться к своим подчиненным, в конечном счете проигрывает все равно он. И кроме того, он теряет свой авторитет, а руководитель не может себе этого позволить. Относитесь к людям с самым искренним уважением. Они вам не принадлежат. Они не являются вашими детьми. Они — собственность Бога. В процессе обучения моих руководителей я прошу их внимательней присмотреться к тому, как веду себя я, и затем постараться вести себя точно так же со своими группами. Я стараюсь относиться к людям с добротой и достоинством. Я никогда не повышаю голоса и не выказываю недовольства. Почему? Потому что я не могу позволить себе потерять авторитет. Чем меньшим авторитетом вы обладаете, тем больше вам приходится повышать голос. Вы можете видеть это во многих семьях, где муж каждый день кричит на жену, добиваясь уважения к себе. Но вы не можете уважать того, кто плохо к вам относится. Относитесь к своим подчиненным с уважением.

Знать то, что вы делаете

Если бы люди в моей церкви поняли, что я ничего не смыслю в работе малых групп, то они не смогли бы уважать меня. Я не завоевал бы авторитета, который необходим мне, чтобы влиять на них и вести за собой. Я должен знать, что я делаю. Я всегда говорю своим руководителям групп, что они, особенно вначале, должны создать хотя бы видимость того, что они знают, что делают. Записные книжки должны выглядеть соответствующим образом и постоянно обновляться необходимой информацией. Руководители никогда не должны жаловаться на то, что они нервничают или что они не уверены в том, что делают. Конечно же, мы не должны создавать впечатления, что нам известны ответы на все вопросы. Если вас спросят о чем-то, чего вы на самом деле не знаете, смиренно признайте это. Но не сообщайте об этом всем и вся. Если вы сделаете это, то потеряете авторитет.

Будьте уверенны

Вы когда-нибудь видели, как аудитория реагирует на нервного оратора? Тот, кто говорит, должен иметь абсолютный контроль над аудиторией, но когда он находится в нервозном состоянии, то получается наоборот — аудитория контролирует его, и в результате он теряет авторитет. Когда вы ведете людей за собой, вы должны в первую очередь показать, насколько вы уверены в себе.

Когда я начинаю занятия с руководителями, я прошу их написать несколько причин, почему они считают, что их малые группы поступят мудро, если последуют за ними? Каждый лидер группы должен иметь несколько веских причин, почему люди будут за ним следовать. Конечно, вначале это трудно выразить, но со временем получается все лучшее и лучше.

Весь смысл заключается в том, что когда вы знаете, почему люди должны за вами следовать, это приносит уверенность в первую очередь вам. Если у меня нет особых причин, почему люди должны за мной следовать, то, очевидно, я не стою того, чтобы за мной следовали, или вообще не должен браться за это дело.

Подобно удачному продавцу машины, который может предоставить много аргументов в пользу именно его товара, так же и я должен быть уверен, что люди извлекут выгоду из того, что позволят мне быть их лидером. Если у меня нет уверенности в самом себе, как я могу ожидать, чтобы другие почувствовали уверенность во мне?

Этот список черт, которые делают руководителя авторитетным, можно продолжать до бесконечности. Лидеры должны быть богаты духовно, они должны давать четкое обоснование тем или иным своим действиям, они должны быть справедливыми и честными и очень осторожными в своих взаимоотношениях с противоположным полом! Невнимательность и халатность в следовании любому из этих пунктов разрушает авторитет лидера, а без авторитета никто не может руководить.

Авторитет, о котором я говорю, это тот авторитет, источник которого внутри. Он не имеет ничего общего с привлекательной внешностью или высокой должностью. Есть люди, обладающие только внешним авторитетом, такие, как, например, полиция или армия, форма которых уже сами по себе заставляют людей их уважать. Есть и другие, чей авторитет зиждется на символах и манипуляциях. Такой авторитет можно уничтожить в любой момент. Настоящий авторитет исходит изнутри и является свидетельством присутствия в сердце Христа.

Принципы хорошей оценки

Возможно, один из самых важных элементов, в котором лидер должен себя тренировать, — это хорошая оценка и суждение. Посмотрите, какую весть содержит для нас следующее утверждение: «В работе проповеди необходимы как такт, так и великая мудрость» (Служители Евангелия, с. 11). «Такт и хорошее суждение увеличивают нашу эффективность в сотни раз!» (Евангелизм, с. 638).

Что же является причиной хорошей оценки? Приглашение, которое мы находим в первой главе Книги Иакова, стихе 5, не оставляет никаких сомнений в том, где источник этого: «Если же у кого из нас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему». Суждение Бога можно сравнить с умением растолковывать языки, о котором упоминается в Первом послании к Коринфянам, 12-й главе, 10-м стихе. Это один из даров Духа Святого. В Послании к Евреям говорится: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).

Итак, если вы хотите получить справедливый взгляд на мир и если вам необходимо знать «помышления и намерения сердечные», вам необходимо получить мудрость у Бога. Вы честно и открыто будете изучать Священное Писание под руководством Святого Духа. И потом, постепенно, мысли Бога станут вашими мыслями, и как руководитель вы разовьете способность узнавать правду о конкретных людях и обстоятельствах.

Я не сомневаюсь, что мое решение организовать в моей церкви малые группы было продиктовано Богом, и оно эхом откликнулось в человеческом разуме.

Существует великое множество других важных принципов руководства, таких, как самоконтроль, цельность и прямота, лояльность, любовь, возрожденность, сострадание, сила, коммуникабельность, смелость и так далее. Причина, по которой я не останавливаюсь подробно на всех этих качествах, в том, что я отношусь как к должному к тому, что миссионер — это христианин, который старается развить в своем характере качества характера Христа. Пять упомянутых мною принципов представляют собой наиболее важные элементы, которыми пасторы, лидеры групп должны обладать, если они хотят добиться успеха.

Но есть еще один принцип — единственный и обязательный. Он так важен, что его необходимо рассмотреть отдельно. Он указан в Книге Деяния святых Апостолов, в 6-й главе, 3-м стихе: «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу».

Великий дар Бога

Когда Бог дал Своей церкви дар Святого Духа, Он сделал это для того, чтобы быть уверенным, что Его духовное Тело никогда не останется без руководства. Святой Дух — это «Бог с нами». Но враг Христа постоянно пытается заставить людей нападать на территорию, по праву принадлежащую Святому Духу, и предъявлять права на Его верховную власть. Будучи уверенными в руководстве Святого Духа, мы должны помнить, что сатана будет делать все возможное, чтобы обмануть нас и уверить, что мы делаем работу Святого Духа. Он уловит некоторых в самонадеянности, когда они будут пробовать воплотить свои собственные планы и идеи, и попытается настроить их против их же сотрудников, а других он приведет к ложной духовности.

Где же наша защита? Каким образом лидер может быть уверен, что он находится под руководством Святого Духа Бога? Чтобы не попасть в сети к сатане, мы должны очень четко понимать некоторые основы работы Святого Духа:

1. В Своем служении Святой Дух является как бы связующим звеном между Иисусом и людьми. Он занял место Спасителя, и подобно тому как Иисус во время Своего пребывания на земле полностью отдался Своему Отцу, Дух так же предал себя в руки Иисуса. Это единственная причина того, почему Иисус мог сказать своим ученикам после воскресения: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Дух связывает разум Христа с Его последователями. Хороший руководитель признает этот факт и понимает, что его руководителем является Иисус.

2. Однако в отличие от Иисуса, Который пришел, чтобы служить и умереть, Святой Дух представляет господство Иисуса. Он приходит как Повелитель верующих, и когда мы пытаемся превратить Его в своего слугу, Он ждет, когда наше сердце переменится. Быть может, самым большим искушением руководителя является такое поведение, когда он подготавливает планы, принимает решения, а затем передает список обязанностей, которые Он доложен выполнить, Святому Духу. Слишком часто мы начинаем вести себя подобно Алладину, который, чтобы выполнить любое свое желание, просто тер свою волшебную лампу и говорил джинну, чего он хочет. Но никто не должен даже думать о том, чтобы контролировать Бога. Делать это — значить сеять идолопоклонство. Настоящий руководитель — это смиренный последователь Духа Святого, он никогда не смеет даже подумать о том, чтобы контролировать силу Бога и использовать ее в мелочных и эгоистичных целях. Вместо этого следует поддерживать в себе постоянное желание полного подчинения Христу в Его духе.

3. Святого Духа нельзя заставить работать в результате каких-то эмоциональных действий, криков или аплодисментов. В отличие от Ваала, Он находится близко к сострадательному сердцу. Шум и возбуждение абсолютно чужды Его Божественной натуре. Те, кто пытается доказать Его присутствие, обижают Его. Подобно тем израильтянам и фарисеям, которые требовали от Христа знамения, многие христиане сегодня требуют от Духа повторения признаков Его присутствия. Подобно Ироду, они хотят видеть чудеса, такие, как чудесные исцеления или сверхъестественные феномены. Они живут не по вере, но по признаку. Настоящий руководитель действует по вере в Бога и не нуждается в подтверждении своих чувств и переживаний. Если Бог говорит, то Его Слова достаточно.

4. Святой Дух никогда не привлекает к себе внимания. Каждое Его усилие направленно на прославление и возвеличивание Иисуса. Он есть «передающий Бог». Он никогда не допустит, чтобы и тень упала на служение нашего Бога Иисуса Христа. Настоящий руководитель всегда взирает на Иисуса и никогда не откажется от Него. Он принадлежит к тем, кому Христос сказал: «Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Откр. 14:4). Святой Дух никогда не привлекает к Себе внимание. Он слуга в Троице, но в церкви Он должен быть Непревзойденным Правителем.

Настоящий руководитель прежде всего и всегда будет последователем Иисуса, руководимым Святым Духом. Он проверяет каждое свое чувство, каждое обстоятельство и каждое предложение, сверяя его со Словом Бога. Настоящий руководитель признает, что Дух Божий никогда не будет противоречить проявленной воле Божьей в Иисусе. Дар Святого Духа даст все, в чем нуждается руководитель. Молитесь об этом каждый день, и это даст вам настоящую силу для руководства.