Глава 11. Сила молитвы

И пришел день в моей жизни, когда я искренне молился: «Господи, мне нужна Твоя сила!» Прошло время, но я не получил силы. Боль мою уже невозможно было вынести. «Господи, почему Ты не ответил на мою молитву?» И, казалось, Он ответил очень просто: «С такими мелкими планами тебе не нужна Моя сила». Карл Бейтс

Кто-то сказал однажды: «Дьяволу не страшно никакое изучение без молитвы, работа без молитвы, религия без молитвы, проповедование без молитвы. Он смеется над нашими потугами и мудростью, но он трясется от ужаса, когда мы молимся».

Очень много было сказано в этой книге о силе малых групп, но сейчас я хочу сказать, что сила малых групп все же очень относительна. Будучи христианами, мы можем получать силу, только если мы «подстрахованы» искренней молитвой. И христианские малые группы не являются исключением. В них самих нет силы. Это такое служение, которое должно «заряжаться» силой молитвы.

Поскольку церковь — это духовное тело, связанное с Христом посредством молитвы, из этого следует, что всякое достижение церкви, ее победа получены только благодаря молитве. Если церковь много молится, то у нее будет и много силы. Но если она недостаточно обращается к Богу в молитве, то и получит она не слишком много. И если церковь не молится вообще, то ей нечего ждать от Небесного Отца.

В этом нет ничего нового. Бог всегда давал силы и энергию в ответ на молитвы Своих детей. Моисей был тем, кого использовал Бог для освобождения Своего народа от египетского гнета. Мы вспоминаем многие случаи, когда «сильная рука» Бога действовала в защиту людей через Моисея. Но мы должны учитывать и то, что молитва также играла существенную роль в избавлении Израиля от власти Египта. В Исходе, в 3-й главе, стихах 7-10 говорится: «И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его… И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей…»

Этот текст рассказывает нам о том, что Божьи люди молились и что Бог услышал их молитвы и ответил на них.

В Новом завете мы находим факты, подтверждающие то, что молитва предвосхищала излитие Святого Духа на учеников. Библия говорит, что ученики все слились в едином аккорде молитвы. Прежде чем провести даже одну проповедь, они молились в течение десяти дней.

Но мы, кажется, склоняемся к тому, чтобы забыть данный факт, и обращаем наше внимание в большей степени на потрясающие результаты Пятидесятницы, нежели на десятидневный молитвенный страж.

Молитва может совершать удивительные вещи для Царства Божьего. «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны» (Деян. 4:31).

Было бы здорово видеть, как вашу церковь сотрясает от силы, полученной в ответ на ваши молитвы, не правда ли?

Я никогда не забуду то, что случилось со мной, когда я был молодым. Это произошло во время служения рукоположения пасторов. В тот момент, когда произносилась молитва, святилище наполнила такая сила, что я думал, будто стены здания поистине сотрясаются, и видел, как двигались занавески на окнах. Не верите? Я бы тоже не поверил, если бы сам не был свидетелем этого.

С тех пор я никогда не испытывал ничего подобного, но всегда чувствовал великую силу Бога в то время, как члены нашей церкви собирались вместе, чтобы молиться. Это убедило меня в ценности и силе молитвы в деле развития малых групп. Я бы никогда не стал развивать такую систему, предварительно не проведя долгие часы в молитве. Как я уже говорил вам во введении к этой книге, мы не практикуем молитвенных недель в нашей церкви — мы молимся в течение всего года.

Семичасовая молитвенная встреча: наш год молитвы начинается в первую субботу каждого января. С 3 часов дня до 10 часов вечера, в эту особую субботу, у нас проходит особенное молитвенное служение. Тут и песнопения, и проповедование Евангелия, но превыше всего стоит молитва. Церковь наполнена энергией все семь часов служения, и члены церкви служат Богу и получают силу и мудрость для того, чтобы начать наши евангельские встречи.

Для этого особого служения я обычно приглашаю пять различных проповедников, чтобы они выступили с сильной вестью. Я забираю первые и последние часы, а мои гости выступают в середине. Это помогает в случае, если мы не укладываемся в рамки проведения встречи, так чтобы последнему из гостей не пришлось сокращать свое выступление, а я, заканчивая, могу сократить свое.

Мы начинаем и заканчиваем каждый час молитвой. Между молитвами мы слушаем искреннее пение и проповеди. Последний час проходит в слушании свидетельств — члены церкви делятся теми победами, которые они одержали.

Каждый час мы молимся об одной конкретной общине (куда входят три группы). Пресвитер или лидеры групп делятся с присутствующими особыми просьбами о молитве. Такой опыт помогает в начале каждого года вверять нашу деятельность и всю нашу церковь в руки Божьи.

У нас всегда есть некоторые просьбы о совершении молитвы в начале каждого часа, но они всегда согласуются с нашим миссионерским планом. Мы заканчиваем день тем, что все беремся за руки и поем. И когда эти семь часов кончаются, все мы испытываем такое чувство, будто находились в присутствии Бога не больше десяти минут. Никто не покидает церковь усталым. Все чувствуют прилив бодрости и энергии. Окружение и обстановка, которую создает эта встреча в начале года, вдохновляет разные группы проводить свои собственные молитвенные недели в течение года. Однажды одна из групп провела молитвенную встречу, которая длилась всю ночь. Группа чувствовала необходимость в этом.

Я никогда не выступаю против того, чтобы группы проводили подобные встречи, так как сильные группы составляют сильную церковь.

Три уровня молитвы

Уровень 1: Молитвы для каждой группы

Когда все группы организованы, то я подготавливаю особую форму-список всех групп и их членов. Эти формы раздаются членам церкви, а затем просматриваются и обновляются каждую четверть для особых молитвенных просьб.

Целью, таким образом, является то, чтобы все члены могли каждый день молиться за одну конкретную группу. Так как в каждой группе определенное количество человек, это может быть сделано на основе календаря. Первого числа каждого месяца все группы молятся за группу № 1, второго числа — молитвы будут вознесены за группу № 2, третьего числа все будут молиться за группу № 3 и так далее.

Поскольку у всех членов церкви есть имена каждого члена группы, то они могут молиться за конкретных людей, упоминая их имена в соответствии с особыми нуждами. Существует три общих просьбы, за которые молятся всегда. И они заключаются в следующем:

1. Чтобы группа могла стать сильной.

2. Чтобы каждый член (и тут упоминается имя) привел к познанию Христа по крайней мере двух человек в год.

3. Чтобы лидеру группы были даны особые дары и способности.

Этот первый уровень молитвы дает возможность каждому члену молиться практически за всех членов церкви поименно каждый месяц. Это нечто такое, чего не происходит в обычных церквах, но когда у вас в церкви работают группы, сделать это очень легко.

Уровень 2: Молиться каждый день за вашу группу

Второго уровня молитвы можно достичь внутри отдельной группы. Группа, к которой принадлежу я, — эта та группа, за которую я молюсь. Группа, к которой принадлежите вы, и является той, за которую вы молитесь.

Есть великая сила в том, что члены групп молятся за каждого ежедневно. Мы все не раз слышали слова: «Семья, которая вместе молится, будет вместе всегда». Точно то же можно сказать и о группе. Нам известны неудачные попытки организовать малые группы в церквах. Неудачи случаются тогда, когда молитве не уделяется достаточно времени.

В семьях родители могут возвести заграждение вокруг своих детей с помощью молитвы. Лидеры и члены групп могут сделать то же самое — установить заграждение вокруг своих групп.

Я заметил, что быстрее увеличиваются те группы, которые делают это посредством молитвы. Дьявол не может совершить свою работу внутри группы, которая молится и постится. Я всегда чувствовал, что дьявол должен очень хорошо верить в силу молитвы, и не потому, что сам он молится, но потому, что он страдает от молитв истинных христиан. Он желает уничтожить или, по крайней мере, разочаровать руководителя группы, но руки его связаны и ему не позволено сделать и шагу в то время, когда мы искренне молимся.

Воистину правда то, что «оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы. И всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:4, 5).

Существуют «твердыни», которых дьявол противопоставил церкви и группам. Молитва может их разрушить и позволить Духу Бога продвигать Его дело вперед. Как это может быть сделано?

Вспоминайте каждую неделю тот завет, в котором сказано о ежедневной молитве о каждом члене вашей группы. Группа, это моя ближайшая «семья», мой «Иерусалим», в котором я планирую духовно расти и работать на Бога. Группа нуждается в том, чтобы я за нее молился. И точно так же сам я нуждаюсь в молитве моей группы обо мне. Каждую неделю, когда группа встречается, она уделяет особое время для того, чтобы люди поделилась своими горестями и радостями, высказали свои особые просьбы для молитвы. О такого рода просьбах молятся каждый день, по меньшей мере три раза. И на следующей неделе, когда я вновь возвращаюсь к своей группе, я вижу, что моя просьба получила ответ. Это вдохновляет меня молиться еще больше.

Побуждая людей молиться каждый день так часто, как это возможно, за каждого члена группы, — это второй уровень молитвы, установленный в нашей церкви.

Уровень 3: Каждый член малой группы — это духовная опора для другого

На ранней стадии организации малых групп, после второй или третьей встречи, когда прошли основные выборы и все обязанности распределены, можно с уверенностью сказать, что заложена основа для третьего уровня молитвы. Этот уровень представляется наиболее сильным. Он держит в узде два первых и создает основу для достижения целостности и полноты всех членов группы.

Вот как это происходит. Лидер группы пишет имена членов на отдельных листках бумаги. И затем он распределяет эти написанные на бумаге имена среди членов группы: женщины получают имена женщин и соответственно мужчины — мужские. Таким образом, каждый из членов группы становится духовной опорой того человека, имя которого написано на полученной им листе.

Забота о другом члене церкви, постоянные наблюдения за ним, молитвы, работа над его личным духовным состоянием — это дорога с двухсторонним движением. Это приносит пользу как тому, кто дает, так и тому, кто получает. И как только все в группе обменялись именами, каждый становится как источником, так и получателем духовных благословений. Это огромная помощь пастору. Например, если человек перестает приходить на собрания или начинает разочаровываться, я в первую очередь разговариваю с тем, кто является духовным наставником этого человека. Я делаю это потому, что заинтересован в них обоих. Тот, кто потерял воодушевление, нуждается в помощи, а другому следует больше внимания обратить на то, как оказать ее. Сила молитвы должна использоваться для того, чтобы возродить слабого и разочаровавшегося. Это жизненно необходимо. Вот почему Бог называет грехом то, что мы не молимся: «И я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямый» (1 Цар. 12:23).

Мы должны молиться: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Мы должны молиться, а не избегать этого. Слишком много христиан приходят и уходят из церкви каждую неделю, не заботясь о своих братьях и сестрах. Кто-то начинает разочаровываться? Кому это интересно! Это никого не волнует! Когда превалируют такого рода отношения, нет ничего удивительного в том, что люди уходят из церкви.

Не секрет, что может сделать Бог, когда члены церкви заботятся друг о друге и пытаются решить проблемы своих братьев и сестер.

Иуда, старший сын Иосифа, чувствовал ответственность, объясняя, как необходимо относиться к младшему брату Вениамину: «Ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего» (Быт. 44:34).

Иуда не всегда чувствовал, что он должен поступать именно так. Раньше он не заботился ни об отце, ни о братьях. Он был занят исключительно собой. Но впоследствии он не только стал заботиться о своем брате, но проявлял заботу, любовь и уважение к отцу.

Возрожденные христиане обращают больше внимания на духовное состояние своих братьев и сестер во Христе. Они хотят быть духовной опорой, они желают любить, заботиться и молиться о своих собратьях во Христе. Подобно Иуде, они чувствуют, что просто не могут идти к Небесному Отцу в одиночку. «Ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною?»

Именно это чувство ответственности мы стараемся развить на четвертом уровне молитвы в нашей церкви.

Молитвенное служение малых групп

Нам было сказано, что «частью плана Бога является освящение нас ответом на нашу молитву веры, на которую Он бы не ответил, если бы мы не попросили» (Великая борьба, с. 525)

Каждая адвентистская церковь должна это знать. Каждый член ее должен это знать. Почему? Потому что церковь, которая состоит из малых групп, это церковь с наивысшими потенциальными возможностями. Церковь должна знать, что в планы Бога входит делать что-то для нас, причем такое, что Он никогда бы не сделал, если бы мы не обращались к Нему в молитве. И группа, которая молится, помогает небесам работать для нас. А не в этом ли заключается идея, которую мы видим в следующих словах Иисуса?

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:18-20).

Что говорят эти слова Иисуса лично вам? А вы чувствуете силу малых групп? Даже группы из «двух или трех»? А вы видите ту власть, которая может сдвинуть небеса? Вы, наверное, привыкли думать, что небеса руководят землей? В этом правиле, кажется, есть исключение. В каком-то смысле все происходит наоборот. Земля влияет на небеса, но еще более правильно было бы сказать, что небесами движет церковь.

Когда Бог говорит: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе», мы ясно видим, что действия на земле предвосхищают действия на небе. Когда двигается земля, двигаются и небеса. Когда земля несколько слабеет, то же самое происходит и с небесами. Небеса могут быть ведомы землей. Конечно, побуждение к действию исходит от Главы, но если церковь не действует в соответствии с этим, то Бог также бездействует. Так, в полном смысле слова, Бог позволяет Своим детям возложить руки на Его голову и почувствовать движение судьбы, увидев потрясающие эффекты.

Вы когда-нибудь чувствовали, что Бог делает нечто в вашем доме, школе, в вашей церкви и конференции? Вы можете увидеть проявление Божьей силы через молитву в вашей группе.

Происходило ли когда-нибудь так, что Святой Дух убеждал вас делать что-то такое, что противоречило вашему стилю жизни или вашей церкви? Вы можете связать себя молитвой в группе. Но в вашей группе должно быть согласие и гармония.

Как сильно Бог желает возвратиться и забрать Свою церковь к Себе! Как хочет Он завершить Свою работу! Но в настоящее время Он ждет. Что же Его сдерживает? Мы. Мы являемся теми, кто не позволяет Богу «делать Его работу здесь, на земле, так, как Он делал ее на небесах». Мы повторяем эту фразу в наших молитвах и не понимаем до конца ее содержания. Мы должны не просто «произносить наши молитвы», мы должны начать молиться в согласии со Святым Духом так, чтобы дело Божье не страдало!

Молитва обладает огромной силой, но только тогда, когда мы пребываем в согласии с телом и с Главой тела. Вот что это значит молиться во имя Иисуса Христа. Это значит молиться так, как молился бы Иисус, будь Он на нашем месте.

У Иисуса была миссия, которую Он должен был выполнить. Он начал выполнять ее, когда еще находился на земле. Сейчас Он на небесах, но Он хочет закончить Свою миссию через церковь на земле. А выражают ли христиане желание, полны ли они энергии, чтобы закончить работу, которую Иисус начал, еще когда жил на земле? А члены церкви действуют во имя себя или ради Его церкви и Его имени? Делаем ли мы то, что Он хочет, чтобы мы делали, или мы делаем то, что мы сами хотим делать? Ответ на этот вопрос говорит нам, во имя кого мы действуем. Мы молимся во имя Его или во имя наше? Мы прославляем Бога, когда наше желание совпадает с Его желанием, но это происходит только тогда, когда мы действуем во имя Его.

Каждый в отдельности, мы являемся членами церкви. Мы те, посредством которых Бог хочет действовать. Это всегда было планом Бога. Бог сказал: «Вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих, и хотите Мне указывать в деле рук Моих?» (Ис. 45:11).

В планы Бога всегда входило предоставить сокровища небес в распоряжение Его детей на земле (см. Исх. 17:9-11; Иез. 36:37),

Здесь, в нашей церкви, мы нашли, что молитва является тем ключом, который открывает двери небес для наших малых групп. Для того чтобы система малых групп работала у вас в церкви и чтобы они росли, вам необходимо использовать этот ключ. Но если вы хотите использовать силу Бога у вас в общине, молитесь вместе в малых группах во имя Иисуса и смотрите, что произойдет. Это никогда не перестанет удивлять и вдохновлять вас!