Часть 5. Кто делает малые группы успешными

Человек, который пытается что-то сделать, но ему это не удается, лучше того, кто пытается ничего не делать, и у него это получается. Французский журнал

Глава 12. Сила пасторского руководства

Если ваша церковь не растет и вы не знаете, почему, посмотрите пристальней на работу пастора. В некоторых случаях вам не придется копать дальше, чтобы понять, в чем состоят главные барьеры вашего роста. С. Питер Вагнер

Тот, кто сказал, что «у женщины дела не прекращаются никогда», не разговаривал с пастором! Большинство пасторов в церквах чувствуют себя так в конце дня. Всегда остается нечто, что просто необходимо сделать. Даже когда пастор переходит работать в другую церковь или выходит на пенсию, он все равно будет чувствовать себя так, будто он ушел с работы, не выполнив и половины того, что хотел сделать.

Для пастора, который серьезно относится к своей работе, постоянное чувство «невыполненности» свой работы может привести к физическим, эмоциональным и даже духовным проблемам.

Но есть способ решения этой проблемы. Существует путь, по которому можно идти, быть лидером в церкви и испытывать полное удовлетворение от своей работы. Для пастора есть способ точно знать, что все выполняется в срок и что его служение окружено благословением и поддержкой Бога. И это происходит только тогда, когда в нашем служении мы идем по стопам Бога, а не следуем нашей логике. Когда пастор работает в соответствии с планом Бога, Его наставлениями, то в этом заключается сила, и эта сила может быть явлена в спасении сотен людей. Служение малых групп — это идеальный путь для пастора, желающего следовать за Богом.

Профессиональные и одаренные пасторы

Сегодня в христианской церкви много пасторов. Но не все пасторы, которые работают сейчас, являются призванными. Более того, есть пасторы, которые никогда и не станут призванными. Сам титул «пастор» важен не так, как его функции.

Кто такой пастор? Ответ на этот вопрос является фундаментом развития малых групп в церкви. В общем смысле его понимали так, что пасторы — это те люди, которые получили определенное теологическое образование и им платят за то, чтобы они руководили какой-то конкретной церковью. Но в таком определении кроется проблема, так как должность пастора является библейской должностью, а последняя не имеет ничего общего с тем теологическим образованием, которое можно получить сегодня.

Например, меня называют пастором уже более 20 лет. Все это время мне платили за то, что я руководил различными церквами. Моя конференция наняла меня на работу, так как я обладал необходимым образованием. Я закончил магистерскую программу в семинарии, но разве это делает меня пастором? Разве Бог призывает становиться пасторами людей, имеющих исключительно законченное образование и получивших дипломы?

В Библии ясно говорится: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4:11).

Христос дал церкви пасторский дар. Я не могу согласиться с тем, что те, кто обладает этим даром, должны непременно иметь богословское образование. Если Христос дал этот дар церкви, то в каждой общине должны быть мужчины и женщины, у которых есть этот дар, независимо от образования. Я находил таких людей в каждой церкви. Те, у которых есть пасторский дар, будут являться самыми лучшими лидерами групп.

Когда член церкви искренне верит в Бога, когда его глубоко волнует духовное благосостояние членов церкви, которое проявляется в непреодолимом желании молиться, навещать, звонить или писать тем, кто нуждается в заботе и помощи, у него почти наверняка есть особый дар пасторства, независимо от того, получил ли он специальное образование. Иисус дал церкви пасторов!

Служение малых групп только выиграет, если вы привлечете к работе таких членов. Бог призвал их служить, и они должны это делать.

Работа пастора-профессионала

Что же такое работа пастора, которому платят за его труд? Заключается ли она только в проповедовании? Но мы все призваны это делать. Может быть, учить каким-то важным доктринам церкви? Но мы все должны знать доктрины достаточно хорошо, чтобы уметь рассказать и преподать их другим. Может быть, навещать людей? Но любой настоящий христианин захочет нанести визит. А может быть, главная задача состоит в том, чтобы заседать и быть председателем различных комитетов? Очень многие люди, обладающие тактом, могут это делать. Может быть, пастор должен навещать больных? Многие люди, в которых сильно чувство духовности, могут это делать. Может быть, пастор должен давать советы? Но и простые рядовые члены, у которых есть образование, могут это делать. Может быть, управление и руководство? Но в церкви достаточно людей с деловой жилкой, которые с легкостью это делают. А может быть, конструировать церковные здания? Но любой архитектор может выполнить это не хуже. Может быть, проводить посвящение детей и хоронить мертвых? Или вести собрания и богослужения? Но любой пресвитер местной церкви должен уметь делать такие вещи.

Работой оплачиваемого, профессионального пастора не может быть работа, которую могут сделать все остальные. Несмотря на то, какими бы важными вам ни казались все эти задания и обязанности, они не могут заменить основную работу пастора, которому платят из фонда десятины. Даже не говоря о том, что большинство из вышеперечисленных работ действительно являются частью работы профессионального пастора, они все-таки не составляют его основную работу.

Вопрос остается открытым: в чем же заключается конкретная и самая, важная работа, которую следует совершать служителю Церкви адвентистов седьмого дня?

Было бы несправедливо использовать чье-то положение в любой организации для осуществления личных желаний какого-то человека. Вот почему людям платят деньги на работе. Каждая организация имеет свои цели и задачи, и она нанимает людей, чтобы они совместными усилиями помогали ей достигать поставленных целей и задач. А есть ли у Бога план для пасторов, которому они должны следовать 4 для того, чтобы помочь Церкви адвентистов седьмого дня достичь ее целей и задач? Да, у Него есть такой план, и он заключается в том, чтобы пасторы смогли обучить членов церкви служить.

Самой важной работой пастора является подготовка членов его церкви к служению

Многие годы я искал ответа на вопрос о работе пастора. Я посетил много специальных семинаров и занятий и прочел много книг, пытаясь найти то, что Бог ожидает от меня. И чем больше я искал, тем более запутаннее мне все казалось.

Когда я занимался общественным евангелизмом, я пытался настроить своих слушателей на то, чтобы они выбросили из головы все ненужные идеи. Я просил их забыть все, что они слышали от родителей или родственников относительно того, что есть истина. Я просил их открыть сердца для одной только истины — Библии и уверял их, что они не будут разочарованы.

Мой вызов самому себе, а также и другим служителям заключался практически в одном и том же. Мы должны забыть все, что слышали о том, как должна выполняться наша работа, и открыть наши сердца для тех истин, что написаны в Библии и книгах Духа пророчества. Христос ожидает от Своих служителей того, что они будут являться воспитателями церкви в работе Священного Писания. Они должны учить людей, как искать и спасать потерянных. Но этой ли работой они заняты! И многие ли хотят раздуть еле тлеющий огонек веры и истинного посвящения в умирающей церкви? Скольким церквам, подобно больным овцам, оказывается забота со стороны тех, кто на самом деле должен искать потерянных овец стада! И все время миллионы и миллионы погибают, не зная Христа! (Желание веков, с. 825).

На основании этих слов работой пастора является образование для служения. Если это является образцом, которому мы должны следовать, то необходимо по-настоящему это делать. Вот еще одна цитата, которая более конкретно указывает на работу пастора: «Каждая церковь должна являться школой обучения христианских работников… И там должно быть не только обучение, но и реальная работа под руководством опытных наставников. Дайте возможность учителям показать вам, как работать среди людей, и другие научатся тому, как учить, руководствуясь их примером» (Служение исцеления, с. 149).

Мысль о том, что каждая церковь должна быть школой, не очень-то привлекла меня вначале, когда я только прочитал ее. Такая концепция требует дисциплины, но в этом есть как раз то, что требует и желает Бог. Он хочет, чтобы церковь была не только школой изучения Священного Писания, но также центром, из которого члены церкви направляются, чтобы работать для Него. Церковное здание не должно быть местом, куда мы приходим, но оно должно быть местом, из которого мы уходим.

Обучение, организация и стратегия того, как свидетельствовать, — вот в чем заключается работа пастора. «Дайте возможность тем, кто принадлежит к стаду Христа, проснуться и, распознав свои обязанности, направить служить многих членов» (Христианское служение, с. 61).Обучение и привлечение членов церкви к работе для Бога — вот в чем заключается работа пастора, которая отличается от другого служения в Церкви адвентистов седьмого дня. Никто другой не способен лучше сделать эту работу, чем профессиональный пастор. Почему? Чтобы организовать воинство Бога к захвату лагеря дьявола, потребуется все ваше время. Это работа на полную ставку. Пастор должен иметь время для изучения, молитвы, подготовки и организации своей работы — для того, чтобы выполнять ее хорошо. Он должен быть «на посту» двадцать четыре часа в сутки. Некачественная подготовка здесь не пройдет.

Идеал, которого нужно достигнуть, несомненно, высок: «В каждой церкви члены должны быть научены до такой степени, что они будут посвящать все свое время завоеванию душ для Христа» (Там же).

Цель полностью вооруженного рядового члена не достигается случайно, точно также, как нельзя хорошо подготовить действующую армию, если командир там будет работать только полдня.

В церкви есть много того, что было сделано с любовью и очень хорошо. Некоторые лидеры стали настоящими профессионалами. Но главный вопрос остается в силе: какой смысл в том, чтобы делать хорошо то, что может быть сделано позже или с чем может справиться кто-то другой? Жизнь слишком коротка, чтобы концентрироваться на мелочах.

Самая лучшая помощь, которую служители могут оказать членам церкви, это… планирование для них работы. Давать им нечто, что может быть сделано для других… И научить всех работать (Свидетельства, том 6, с. 49).

Должны быть установлены определенные приоритеты. У нас нет времени на то, чтобы выполнять работу на периферии. Если вы голодны, нужна ли вам лекция о том, как правильно питаться, или вы предпочтете, чтобы кто-нибудь подсказал вам, где достать тарелку супа? Если вы спите, нужна ли вам лекция о том, как важен сон или каким образом нужно спать правильно?

Специализироваться в малом

Если пасторы будут проводить свое основное время, выполняя второстепенную работу, то они никогда не станут полноценными служителями. Сатана искушает участием в бесполезных спорах, вспыхивающих между церквами то и дело, в то время как мир вокруг гибнет на глазах. Мы не должны зажигать огонь раздора между братьями, сплетничать, выражать свою гордыню и тому подобное внутри церкви. Я обнаружил, что большинство стычек, споров и сплетен в церкви чудесным образом прекращаются, если вы научили людей и показали им, как работать с другими. Лучше вам не ждать, когда у вас появится безукоризненная церковь, — этого не случится до тех пор, пока ваша община не займется настоящим служением.

Бог не дал служителям работу, заключающуюся в том, чтобы правильно организовывать церкви. Как только вам покажется, что вы сделали эту работу, вам придется ее переделывать снова. Члены церкви — вот на кого надо обращать больше внимания и на кого необходимо работать, так как они становятся духовно слабыми… Бог не изливает Свои благословения, так как Его народ еще на работает в гармонии с Его повелениями (Свидетельства, том. 7, с. 18).

Шокирующим может показаться тот факт, что пасторы вовлекают себя в такое количество дел, которые являются совершенно ненужными или которые могут быть сделаны через других. И, что самое плохое, большинство из них не добивается лучшего в служении и миссии, которая была завещана нам Богом.

Очевидно, что все проповеди, которые были услышаны, не развили и не создали самоотверженных работников. Люди слушали слишком много различных проповедей; но разве их учили, как работать на тех, за кого умер Христос? (Христианское служение, с. 58, 59).За сотни лет слишком много служителей просто «грели места», слушая проповеди, и ждали перевода в другую церковь. Но только слушать Слово Божье не достаточно.

Что мы можем ожидать кроме регресса в религиозной жизни, когда люди слушают проповедь за проповедью и не применяют данные им наставления в жизни? Возможности, которыми Бог наделяет нас, если их не тренировать, ослабевают (Свидетельства церкви, том 6, с. 425).

Ребенок, который только родился, растет и развивается, но если он не будет активным в течение всей жизни, то он остановится в развитии.

Для церкви представляют опасность те люди, которые находятся без движения и не упражняют себя. Они ослабевают, и через них такой процесс происходит во всей церкви. Некоторые церкви хвастаются успехами увеличения членства в течение многих лет, но давайте не будет обманывать самих себя. На кладбищах тоже с каждым днем становится все больше могил! Нам необходима зрелость в понимании христианского опыта, вот что приведёт к росту «Тела Христова» год за родом. И этого могут добиться только группы. Подобно тому, как человеческое тело растет посредством деления клеток, точно так же Церковь как тело Христа будет расти посредством деления Его клеток-групп.

Когда дитя произносит свое первое слово, гордые родители сразу же сообщают об этом восхитительном факте всем, кого они знают. Позже, когда ребенок начинает узнавать буквы в алфавите — это становится еще большим достижением. Бабушки и дедушки, тети и дяди и все другие родственники радуются такому явному прогрессу в развитии. Но все это обернулось бы большой трагедией, если бы ребенок, достигнув совершеннолетия, все еще был бы развит на уровне познания алфавита.

Есть много христиан в наших церквах, которые не ушли в своем развитие дальше алфавита, так как они не участвуют в делах спасения других. Из-за того, что такая работа упускается из вида и на нее не обращается никакого внимания, так много молодых учеников никогда не продвигаются дальше знания алфавита христианского опыта. Свет, который горел в их собственных сердцах, когда Иисус разговаривал с ними, обещая прощение грехов, может привести к тому, что они будут помогать другим в беде… Те, кто служит другим, будут направляться Пастыреначальником. И самой великой темой будет то, как спасти гибнущие души (Желание веков, с. 640). Как дети нуждаются в родителях, точно так же вновь родившийся христианин нуждается в духовных родителях, которые помогли бы ему повзрослеть.

Как только организована церковь, сделайте так, чтобы служитель поручил членам церкви выполнять какую-то работу. Их необходимо будет научить тому, как работать, чтобы добиться успеха (Свидетельства, том. 7, с. 20).

Проповедование не является самым важным

Мысль о том, что проповедование отходит на второй или даже на третий план, может быть, не слишком-то привлекательна. И некоторых это может даже обидеть. Для меня очень трудно было признать, что проповедование не является моей первостепенной задачей. Но сейчас я это хорошо понимаю. Получив похвалы после публичных выступлений, я с разочарованием узнал из книги Духа пророчества, что должен приучить своих членов не ожидать проповеди каждую субботу.

Мне было несколько раз показано, что служители не должны слишком много проповедовать… Нашим людям нельзя давать понимать, что им необходимо слушать проповедь каждую субботу. Те, кто часто слушает проповеди, даже в том случае, когда истина представляется им ясным и четким языком, извлекают из

этого очень мало (Евангелизм, с. 348).

Мне было трудно признать эту концепцию, особенно когда я прочитал строки из 1 Кор. 1:21: «То благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих». По моему мнению, это текст ставит проповедование на самое высокое место. Мы должны признать, что являемся посланниками Бога проповедовать воссоединение с миром (см. 2 Кор. 5:20).

Вопрос состоит в том, кому мы должны проповедовать — миру или членам церкви? Если проповедь была выбрана Богом как средство спасения мира, то нет никакой надобности проповедовать тем, кто уже спасен, крещен и кто сам должен идти и проповедовать! Это было бы подобно проповедующим посланникам, так как христиане все являются таковыми. Христианине не должны проповедовать друг другу — они должны обращаться к тем, кто потерян!

Так, обучение рядовых членов искусству проповеди и научение их трудиться для Бога — вот первостепенное и высшее призвание пастора. Если только научить рядовых членов, они смогут выполнять то, что является основным приоритетом служения, а именно — проповедовать потерянным.

Опасность надежды на проповедь

Некоторое время назад один из моих друзей по служению, говоря об одной большой церкви в моей конференции, сказал мне, что то, в чем нуждается эта община, так это проведение хороших богослужений. Я спросил, почему, на что он ответил: «В этой церкви есть много образованных людей, и они требуют хороших проповедей. Если в конференции работают мудрые люди, то они будут посылать в эту церковь лучших проповедников, и эта община будет счастлива».

Я задал себе вопрос: неужели самой главной целью конференции будет забота о том, чтобы община была счастлива? А является ли это правдой для пастора? Есть ли разница между тем, чего церковь хочет, и тем, в чем она нуждается? Как насчет того, чтобы сделать счастливым Бога? Счастлив ли Он видеть, как церкви превращаются в места, где люди готовы конспектировать каждое слово проповедника, наученные пасторами, которые превратили себя в хороших машин по производству проповедей? Машин, которые работают в течение 20 или даже 30 лет, не способствуя никакому росту и не помогая общине взрослеть.

Вы заметили, что существует очень много церквей, которые не развиваются, замораживаясь в том виде, в котором они были, или даже уменьшаясь после 40 лет хороших проповедей? Давайте посмотрим, что же хорошего привносят все эти проповеди? Очень неприятно понимать, что некоторые из церквей, в которых служили лучшие проповедники, глубоко думающие люди и выдающиеся ораторы, становились мертвыми.

Не ужасно ли это? Сорок лет хорошего проповедования одним и тем же людям! Но община так и не изменилась. Она продолжает быть все такой же гордой, завистливой, пустой, ведущей такой образ жизни, к которому они привыкли, и постоянно стремящейся к лености и праздности. Посмотрите, сколько хорошего принесли все эти проповеди? Подумайте о двадцати часах в неделю, которые уходят на то, чтобы подготовить их, потому что позор тому пастору, который смеет появиться в церкви в субботу с плохо подготовленной проповедью! Но что это за проповедь, если она не достигает своей цели и не заставляет людей думать и двигаться?

Несколько дней назад моя близкая подруга приехала навестить нашу семью, я спросил, как прошла суббота. Она сказала: «Я не смогла пойти, но мой муж сказал, что проповедь была замечательной». Она остановилась на минуту и добавила: «Вы знаете, пастор, это предел духовной зрелости моего мужа. Он может определить, хорошая была проповедь или нет, но совершенно не развивается. Более того, в эту самую субботу, примерно час спустя как он вернулся из церкви, он поссорился со мной из-за какой-то мелочи. Вы видите, ему нравятся хорошие проповеди, которые он слышит каждую субботу, и он каждый раз посещает молитвенные собрания, но еще ниодна проповедь не помогла ему. И я иногда спрашиваю себя — а насколько вообще проповедь может помочь?»

Проповеди, имеющие цель

Пожалуйста, не поймите меня превратно, я не выступаю против проповедования. Как я уже говорил ранее в этой книге, я ревностно охраняю свою кафедру. Мои проповеди всегда служат каким-то целям и задачам. И все равно я думаю, что пользу от моих проповедей получают только те, кто в своей жизни стремится к росту только через те средства, которые по-настоящему преображают людей, — через личное изучение Библии, молитву и миссионерскую деятельность.

Способность проповедовать не указана как один из даров Святого Духа. Но, несмотря на это, это одно из средств, которое выбрал Бог для спасения мира. Я признаю это и принимаю участие в этой деятельности. Но необходимо отметить, что тем, кто уже был спасен, никогда не говорилось, что они должны слушать хорошие проповеди для того, чтобы становиться зрелыми и духовно расти. По мере того, как вы читаете книгу Елены Уайт «Путь ко Христу» как совершенную книгу, описывающую те шаги, которые вы должны сделать для спасения, вы увидите, что слушание хороших проповедей не является одной из этих ступенек.

Настоящая цель посещения церкви

Некоторые могут спросить, зачем же тогда ходить в церковь? Ну, во-первых, не забывайте, что вы посещаете церковь в субботу, которая является святым днем Божьим. Вы как часть тела Христа не хотите оказаться где-то, в то время как вся ваша церковь встречается в особом месте. Но когда мы посещаем церковь, прежде всего мы идем туда не для того, чтобы услышать проповедь. Мы идем туда, чтобы прославить Бога несколькими путями: через возвращение десятины и пожертвований, что является важным аспектом поклонения; через пение и музыку, а в особом случае мы прославляем Бога в молитвах. Мы должны молиться до, во время и после богослужения в то время, как мы находимся в святилище. Бог сказал, что Он хочет, чтобы Его дом был назван домом молитвы. Грустно, когда молитва является очень редким событием во святилище Бога. И, конечно, мы также поклоняемся Богу в то время, как слышим Его Слово.

Если вы являетесь искренним и посвященным христианином, стремящимся достичь небес, благословение и то воздействие, которое оказывает на вас проповедь, не будут сравнимы ни с каким другим воздействием, которое обычно ощущает человек после очередной проповеди в церкви.

Выгодная позиция

Для начала скажу, что поскольку суббота начинается с заходом солнца в пятницу, Бог видит вас молящимися, полными слов благодарности Ему за субботу. Субботним утром вы с утра приезжаете в свою церковь. За исключением тех случаев, когда вы находитесь в отпуске, вы не заезжий «турист», который ездит в разные церкви каждую субботу. Некоторые называют таких людей «парашютисты», они не знают, в какой церкви приземлятся в следующую субботу. Итак, субботним утром вы рано приезжаете в церковь, чтобы занять лучшее место (см. Еккл. 5:1,2). Вы сохраняете молитвенный дух, вы сохраняете дух доброжелательности по отношению к вашим братьям и сестрам. Ваше благородство никогда не позволяет вам спать, или просто разговаривать, или шептаться с соседями. Ваше благородство должно проявиться в соответствующей одежде и поведении.

Вы слушаете проповедь так, как вы слушали бы голос Бога, говорящего через Его служителя. Вы с молитвой конспектируете его слова. И если пастор говорит нечто беспокоящее вас и оставляющее неприятный осадок, никогда не жалуйтесь, не критикуйте и не обижайтесь, просто задайте себе вопрос — а почему мне неприятно это слышать? Тогда вы поймете, что проблема существует в глубине вашего сердца, и признаете Слово Бога, возрадуетесь, изменитесь, станете зрелым и начнете духовно расти. Вы покинете святилище с молитвой, благодаря Бога за пастора, за Его Слово, и будете просить Бога укрепить вас в желании жить согласно тому, что было сказано.

Всю следующую неделю вы продолжаете встречать Бога день ото дня, свидетельствовать тем, с кем вы работаете, и приводить их ко Христу.

Если то, что я только что описал, как-то отражает ваш опыт, то я думаю, что субботняя проповедь вдохновляет вас и является для вас благословением. С другой стороны, если вы только называетесь христианином, который практически никогда не молится, не сохраняет настоящих отношений со Христом и не трудится во спасение, в этом случае, мой друг, никакая проповедь вам не поможет.

Я боюсь, что больше членов церкви, чем мы осознаем, пошли по этому пути и поверили, что в слушании проповеди каждую неделю заключаются их обязанности как христиан. Но не само слушание, а деятельность согласно проповеди, вот что является действительно важным.

Но если грустно видеть членов церкви, вся христианская жизнь которых заключается только в слушании хороших проповедей, путешествиях по всему городу в поиске случайных ораторов и приобретении кассет с их записями, то еще более прискорбно видеть таких служителей, для которых все служение заключается в проповедовании.

Такие служители должны прислушаться к совету: «Люди слушали слишком много различных проповедей… Очевидно, что все проповеди, которые были услышаны, не воспитали самоотверженных работников… Этот факт надо учесть, поскольку он выливается в самые серьезные последствия» (Свидетельства, том 6, с. 431).

Когда мы сравниваем время, которое тратится на составление проповедей, и время, которое мы тратим на то, чтобы выработать миссионерские планы и планы воспитания «самоотверженных работников», становится ясно, что мы не верим в то, что «практической работой можно добиться намного большего, чем проповедью» (там же, с. 302).Но планирование работы все еще остается тем рецептом, который выписывает Великий Врач церкви: «Лучшее лекарство, которое вы можете дать церкви, — это не проповедование, но планирование работы. Если люди заняты работой, то отвергнутые скоро забудут свою отверженность, слабые станут сильными, посредственные умными и все будут готовы представить истину как она есть». «Те, кто наиболее активно желает выполнять работу проповеди для Христа, — это те, кто более всех духовен и посвящен. Их активность составляет основу их духовности. Есть опасность потерять то, что лежит на поверхности. Такое не должно случаться — на место длинных проповедей приходит мудрое образование для тех, кто вновь обратился к вере. Воспитывайте их, поручая выполнение какой-то части работы, чтобы их первая любовь не остыла, но пылала с еще большей силой» (Евангелизм, с. 356).

Слышать проповедь и не воплощать сказанное в жизнь — все равно, что строить дом на песке. Да будет вам известно, что никто не становится зрелым только потому, что он слушает проповедь. Мы становимся зрелыми только тогда, когда «живем» тем, что услышали, и поступаем в соответствии с этим. Когда мы «живем» проповедью, в этот момент начинается рост. Иисус очень хорошо сказал об этом: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного!» (Мф. 7:21).

Итак, мой друг, все проповеди, которые ты слышал, ничего не стоят до тех пор, пока ты не станешь «делать» их постоянно в своей жизни. Фактически это выглядит даже еще хуже: «Члены церкви научены верить и доверяться проповеди… не принося никаких плодов, но более возрастая в эгоизме и неверии» (Свидетельства, том 6, с. 434). И не забывайте, что каждая проповедь, которую вы слышите, налагает на вас ответственность за тот свет, который вы получаете.

Иисуса больше всего волновало то, чтобы эту истину поняли и приняли. В основном Он Сам учил людей. Он был известен как Великий Учитель в большей степени, чем Великий Проповедник. Нам был дан совет: «Учите так, как, учил Христос, изучайте Его пример, Его методы обучения. Он проповедовал всего несколько раз…» (Евангелизм, с. 441).

Мы говорим о Нагорной проповеди, но лучше было бы назвать «обучение у горы». В Священном Писании просто сказано: «И Он, отверзши уста Свои, учил их…» (Мф. 5:2).

Когда Иисус и Иоанн действительно проповедовали (Мк. 1:14; Мф. 3:1), то они всегда выступали перед неверующими, призывая их покаяться и смириться, ибо царство уже близко.

Почему же Христос так мало проповедовал? Потому, что Он делал только то, что принесло бы самые большие результаты.

Вы знаете, что мы запоминаем только 20 процентов всего, что слышим? И это происходит лишь в том случае, если первое сообщение не перекрывается вторым. В течение десяти дней, если мы не применим на практике то, что запомнили, мы теряем эту информацию, мы ее просто забываем. Нам было сказано: «Люди будут слушать проповедь за проповедью, но воспринимать они будут лишь малую часть того, что слышат, и это потеряет силу воздействия на разум» (Евангелизм, с. 442).

Большинство членов церкви — включая и самого проповедника — по прошествии десяти дней не помнят и одного процента того, что говорилось им в субботу после обеда. Все, что они запомнят, так это то, что это была «хорошая проповедь». Ничего удивительного в том, что Иисус сравнивал это с возведением дома на песке (см. Мф. 7:26).

Не стройте свой христианский опыт на песке. Настаивайте на том, чтобы вас привлекали к работе. Требуйте, чтобы вас обучили, как служить Христу. Вы должны это самим себе, так как «на небесах не будет ни одного бездельника или ленивого. И Бог покажет важность этого всем церквам, которые находятся в сонном состоянии» (Свидетельства, том 6, с. 434).

Из всего того, чему меня учили в школе, лучше всего я умею писать и читать. И причина этому проста: в этом я постоянно практиковался с тех пор, как закончил школу. Я так много всего учил по математике, умел работать с дробями, квадратными корнями и всем остальным. Но я все это забыл, так как не использовал на практике. А с тех пор, как мы начали активно прибегать к помощи калькуляторов в нашей работе, я постепенно даже забываю такие элементарные вещи, как деление и умножение. Давайте не будем забывать, что «проповедование — это не самая важная вещь» и что «работники, следующие методам, которыми следовал Иисус, — вот кто завоюет души…» (Служители Евангелия, с. 468)

Методы, которые использовал в своей работе Христос, радикальным образом отличаются от того, чем пользуются люди сейчас. Его методы были элементарно простыми и экономичными, но в то же время наиболее продуктивными. Он просто работал в малой группе. Он учил эту группу работать день и ночь, объясняя все на примере Своей жизни. Он проповедовал очень мало, у Него была лучшая система воспитания навыков. На самом деле, самая действенная система, чтобы действительно обучить человека, — это система формации. А как раз противоположностью этому является то, что мы используем в настоящее время, а именно систему информации.

Когда родители учили меня тому, что необходимо принимать душ каждой день, то они не рассказывали мне, какими преимуществами обладают мыло и вода. Они не читали мне лекций по поводу происхождения мыла, его формы, размеров, аромата и цвета. Они просто говорили: «Мигель, иди прими душ». Я не хотел этого делать и пытался возразить: «Но, пап…». И отец ту тут же спокойно мне отвечал: «Я сказал, иди прими душ», и затем, если надо, шлепал меня, чтобы ускорить процесс. Почему мои родители так поступали? Да потому, что они формировали меня.

Иисус всегда хотел сформировать в нас настоящих миссионеров. Он велел нам вовлекаться в работу проповеди. Он не просит нас выполнить невыполнимое задание. Мы же, вместо того чтобы выполнять и подчиняться воле Бога, развили нашу собственную систему духовных упражнений, которая состоит в слушании хороших проповедей. Несмотря на то, что Священное Писание — это сила, мне не нужно никаких усилий, чтобы сидеть и слушать проповедь. Даже дьявол приходит в церковь каждую субботу.

Для того, чтобы сидеть и слушать проповедь в субботу, не требуется никаких усилий. Это может быть очень даже привлекательно. Проповедовать тоже не представляет большого труда, и это тоже может показаться весьма привлекательным. «Служителю может нравиться проповедование как процесс, так как он полон приятных вещей, и это относительно легко делать; но ни один служитель не должен оцениваться по его способностям оратора» (Свидетельства, том 5, с. 255). Напротив, делать то, что ожидает от нас Бог, требует от каждого дисциплины и проявления силы воли. Спасение приходит тогда, когда мы послушны.

Я никогда не забуду одного пастора. Он был очень талантливым оратором. Каждую неделю он слышал только исключительно хорошие отзывы о своей проповеди. Проходили года и месяцы; он замечал, что он растет как оратор, но церковь не росла вместе с ним. Наоборот, церковное духовное состояние было отнюдь не лучшим. Сплетни и распри между членами церкви становились все острее и острее с каждым днем. Он чувствовал, что потерял контроль над ситуацией, и впал в депрессию.

Однажды в субботу он решил сделать нечто новое. Когда подошло время говорить проповедь, он просто встал и сказал: «Братья, сегодня моя проповедь будет заключаться в…» и он прочитал слова из Евангелия от Иоанна, из 13-й главы, 34-й и 35-й стихи: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Он прочитал эти строки и сел на свое место.

Община стала проявлять знаки смущения и растерянности. Тогда пастор снова встал и прочитал эти строки еще раз. Некоторые подумали, что пастор просто сошел с ума. Почему он так странно себя ведет? И еще раз пастор повторил ту же процедуру, добавляя, что он верит в то, что Слово Бога никогда не возвращается обратно к Нему бесплодным. Некоторые люди стали понимать смысл услышанных ими слов. Кто-то встал, подошел к своему соседу и попросил у него прощения за то, что он его обидел. Несколько минут спустя одна из сестер подошла к одной из дьяконис и тоже попросила у нее прощения за свое поведение. И такому примеру последовали многие, находившиеся в тот момент в церкви. Присутствие Святого Духа можно было чувствовать во всем святилище.

И пастор сказал в заключение: «Если бы я прочитал проповедь о любви, то люди подошли бы ко мне как всегда и сказали, какую замечательную проповедь они услышали, в то время как их сердца оставались бы испорченными, полными ненависти и зависти. В этот день члены церкви сами проповедовали себе, и, более того, после этого они решили на практике попробовать то, что Бог хотел сказать им во славу Свою».

А вы поняли, что я пытаюсь вам доказать? Я рисковал быть не понятым вами. Но ноша моя слишком тяжела, и я должен поделиться ей.

Бог указал нам на необходимость проповедовать. Это предполагалось делать во имя спасения мира, во имя обращения людей ко Христу. Но теперь мы знаем, что проповедование миру и проповедование церкви — это две различные вещи. Одна направлена на обращение и спасение людей, а другая должна обучать, образовывать, вдохновлять и укреплять обращенных для дальнейшего развития к зрелости, и это уже начинает происходить в жизни людей по мере того, как они ищут возможности служить Богу день ото дня. Если такому духовному процессу нет места в жизни члена церкви, все проповедники мира не смогут ничего сделать с таким человеком. И служитель, который сталкивается с идеей развития своего служения посредством хороших проповедей, даже если он знает, что его члены духовно мертвы (живой член церкви всегда ищет возможности проповедовать, потому что жизнь всегда стремится к воссозданию себе подобных), не делает ничего существенного со своими проповедями, и — даже более того — он может принести больше вреда, нежели пользы. Послушайте: «Что мы можем ожидать кроме деградации в религиозной жизни человека, когда люди слушают проповедь за проповедью и не претворяют эти наставления в жизнь? Способности, которые дает нам Бог, если их не использовать, дегенерируют» (Свидетельства, том 6, с. 425).

Как вы видите, та концепция, которую я представляю, очень четко обрисована в книге Духа пророчества. В моем служении это помогло мне понять и последовать этому принципу роста церкви.

А не интересно ли вам будет узнать, что страны, в которых церковь растет более быстро, не могут похвастать наличием достаточного количества профессиональных служителей? Во многих странах Межамериканского дивизиона есть пасторы, которые отвечают за 30 и более церквей. Этого даже не достаточно, чтобы проповедовать по две проповеди каждый год в каждой церкви. Практически все эти церкви привели к крещению больше людей, чем самые большие церкви в Америке, где от 3 до 6 рукоположенных пасторов работают на полной ставке. Только подумайте об этом! Подумайте о полупустых церквах повсюду в Северной Америке, так как многие оставили их. Почему они это сделали? Потому что им не читалось достаточно хороших проповедей? Нет. У них этого было предостаточно.

Люди в других частях света видят своего пастора один или два раза в год, чтобы он прочитал им «хорошую» проповедь! Но религия этих людей, которые на самом деле не имеют пасторов, заключается в ежедневных опытах со Христом. Они исполнены Духа, так что когда они приходят в церковь, то целью их является прославление Бога за то, что Он сделал для них, с ними и через них на прошедшей неделе. Им не нужны никакие «хорошие» проповеди. Они получают благословения каждую субботу независимо от того, кто им проповедует. Эти люди пришли к пониманию того, что «простое слушание проповедей субботу за субботой, чтение Библии страницу за страницей или объяснение стиха за стихом не принесет пользы ни нам, ни тем, кто нас слышит, до тех пор, пока мы не привнесем истину Библии в наш каждодневный опыт» (Служение исцеления, с. 514).Проповедование говорит нам, какой путь выбрать. Обучение показывает этот путь. Нашим людям был показан путь, потому они уже являются членами церкви. Но показано ли им было то, что действительно означает — быть на этом пути? Невозможно делать это только с кафедры, я знаю. Я пытался, и у меня не получалось это в ранние года служения. Мое служение показывает мне, что ничто так не способствует объединению членов и не помогает им видеть, что значит быть христианином, более, чем участие в служении малых групп.

И снова я надеюсь, что меня правильно поняли. Я люблю проповедовать. Я даже известен как весьма солидный проповедник. Я принадлежу к тем, кого пробивает пот, когда они проповедуют. Но эта работа не моя. В мои обязанности входит изредка напоминать принципы церковной жизни и церковного роста для того, чтобы у моего служения была ясная перспектива. Итак, когда Дух пророчества говорит мне, что «наши люди не должны слушать проповедь за проповедью каждую субботу» (Евангелизм, с. 348), то я надеюсь, мы с вами знаем, что это просто потому, что необходимо потратить время на обучение для служения, для того чтоб быть послушными нашему Богу, Который хочет, чтобы мы были не только членами церкви, но учениками, готовыми к получению и принятию Священного Писания во имя славы Того, Кто призвал нас быть проповедниками праведности для спасения многих.

Ответственность быть во Христе

Многие почувствуют облегчение, когда прочитают слова: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1). Как замечательно знать, что те, кто во Христе, те, кто принял крещение, не осуждены, но свободны в Нем!

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему Христос не осудил женщину, которая совершила прелюбодеяние? Все другие обвиняли ее, но Иисус сказал: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11). Почему Он не осуждал ее? Потому, что она уже была осуждена, как и все мы и каждый из нас, который рожден согрешить. С другой стороны, почему Иисус осудил мнение фарисеев, когда Он обращался к ним: «порождения ехиднины»; «окрашенные гробы»; «ваш отец дьявол»? (Мф. 3:7; 23:27; Ин. 8:44).

Причина, по которой Иисус обвинял фарисеев, а не блудную женщину, в том, что фарисеи считали себя детьми Бога. Они были призваны служить, но не выполняли своей миссии.

Есть обязанность, которая уже подразумевается, если вы говорите «быть во Христе». Торжественная задача дана тому, кто был призван Богом, и оплачиваемые пасторы не единственные, кто должен выполнять эту работу, так как не только они были призваны. Библия говорит:

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Петр. 2:9).

Этот текст говорит о призвании в проповедники каждого верующего. Все и каждый из нас были призваны из тьмы, и все мы должны провозглашать Свет. Иисус сказал, что Он есть Свет мира, и затем Он поворачивается на 180 градусов и говорит ученикам: «Вы — свет мира» (Мф. 5:14).

И далее Он сказал: «… Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21).

Поручение Спасителя ученикам относится ко всем верующим. Оно распространяется на всех верующих во Христа до конца времен. Роковая ошибка думать, что спасение душ — дело только рукоположенного служителя. Всем, кого посетило небесное вдохновение, доверено и Евангелие. Все, получившие жизнь во Христе, призваны трудиться во имя спасения своих ближних. Для этого создана Церковь, и, взяв на себя ее священные обеты, мы тем самым обещаем стать соработниками Христа (Желания веков, с. 822).А члены церкви признают концепцию, содержащуюся в этой цитате? Научили ли их тому, что Священное Писание налагает обязанность поделиться этими знаниями с людьми, вас окружающими? Для того, чтобы малые группы процветали, жизненно важно, чтобы члены церкви были научены понимать, что все они служители.

Служители и члены церкви желают объединиться как один для работы на благо церкви… Работа служителя по праву является и работой рядового члена (Ревью энд Геральд, 9 июля 1985 г.).

Будучи профессиональным служителем, я должен постоянно напоминать себе, что моя работа не заключается в использовании моих собственных талантов, но она должна развивать таланты членов церкви через обучение их служению. Как и любой другой пастор, я знаю, что у меня есть некоторые таланты, и соблазн состоит том, чтобы развивать только их. Но я должен ответственно подходить к той работе, на которую меня приняли, и это касается всех ее аспектов. Моя работа очень специфична, и никто не сделает ее за меня. Так как я очень люблю проповедовать, то я думал в течение определенного времени читать хорошие проповеди каждую субботу -хорошо выполнять свою работу. Но даже несмотря на то, что моим прихожанам нравились мои проповеди, Бог открыл мне, что мне следует делать. Это основывалось на той работе, которую я уже выполнял. И затем я обнаружил следующие цитаты:

Целью работника не должно быть только представление большого списка проповедей, которые он читает, но то, что он сделал в работе по спасению душ, обучению работников (Медицинское служение, с. 301).

В миссионерской работе было показано, что независимо от того, насколько вы талантливы как проповедник, если один аспект работы игнорируется, если людей не учат, как надо работать, как проводить встречи, как успешно проповедовать, то в этом случае работа потерпит практически полное поражение (Свидетельства, том 5, с. 256).

Деятельность, об игнорировании которой Елена Уайт говорит нам, — это то самое, чему мы учим лидеров групп. Мы учим их проводить встречи и успешно проповедовать людям. Результатом будет много крещений!

В последний раз, когда крестилось 1300 человек, я лично привел, может быть, десять из них. Всех остальных привели рядовые члены. Начиная от простого приветствия у дверей до дня крещения, все с самого начала до конца было сделано теми людьми, которые участвуют в служении малых групп. Я рад тому, что мои члены церкви привели столько людей Христу! И моя работа состоит в том, чтобы обучать и тренировать, обучать и тренировать, обучать и тренировать.

Так делают мормоны и свидетели Иеговы. Их численность резко возросла без оплачиваемых пасторов. Иронично то, что местная церковь, которая функционирует без пастора, организуется более быстро и легко и приводит большее количество людей, чем моя церковь, в которой есть оплачиваемый пастор. Дело в том, что эти церкви практикуют то, о чем мы только проповедуем. С самого детства я жил в разных городах, но к нам в дом ни разу не приходили из Церкви адвентистов седьмого дня и не предлагали начать уроки изучения Библии. С другой стороны, я не успевал прожить в доме и трех месяцев, как к нам приходил кто-нибудь из Церкви свидетелей Иеговы! Какой парадокс!

Несколько лет назад я путешествовал по Корее, где находится самая большая церковь на земле. Членство в ней подходит к миллиону человек. Было запоминающимся опытом посетить их богослужения и молитвенные собрания. Члены этой церкви чаще посещают собрания среди недели, чем все члены в моей конференции, вместе взятые. Эта церковь — живой пример и свидетельство того, что могут сделать малые группы. Весь этот рост можно приписать заслугам главного в группе. Пастор сказал мне, что это самая большая и самая маленькая церковь в мире. Община в целом большая, но индивидуальные группы маленькие, и каждый член церкви принадлежит к какой-то из них.

Итак, вы видите, что многие другие церкви практикуют те же принципы, о которых нам было сказано, но которые мы не хотим замечать. Такие церкви доказывают, что эти принципы действуют. Бог хочет, чтобы Его народ был в авангарде. Мы можем этого добиться, если пасторы будут делать ту работу, которую они должны делать. И когда это произойдет — то во всех церквах произойдет взрыв евангелизма!

Пастор и посещения: рыбачить или смотреть за аквариумами?

Посещать членов церкви только потому, что вы давно их не видели, или вообще приходить без всякой на то причины, кроме выражения чувства товарищества, никогда не имело для меня большого смысла.

Много пасторов практикуют посещение членов церкви. Такие пасторы с трудом будут воспринимать идею малых групп или любую другую сильную программу. В сутках только двадцать четыре часа. Если отнять часы на личное время, на семью и отдых, то будет совершенно невозможно развить программу служения малых групп, если в церкви есть хорошая система посещений. Но, конечно, необходимость навещать так часто, как это делалось раньше при наличии малых групп, отпадает. Мы также должны помнить, что совершенно бесполезно навещать тех, кто уже пришел и нашел Христа и сам должен ходить и искать заблудших и приводить их к познанию истины.

Несколько лет назад я начал серьезное исследовательское изучение Библии и книг Духа пророчества по вопросу посещений. Я пришел к некоторым потрясающим выводам. Я обнаружил, что в работу пастора вовсе не входит навещать своих членов церкви, и более того, людям наносится неизмеримый вред, когда к ним приходят слишком часто. Позвольте мне это объяснить. Во-первых, я должен пояснить, что имею в виду, когда говорю о пасторском посещении. Существует разница между посещением пастора и посещением с миссионерской целью, которое также совершается пастором. Можно привести много цитат из работ Елены Уайт, где содержатся советы пасторам относительно того, как они должны совершать миссионерские посещения. По мере того, как пастор учит людей, посещения с миссионерской целью становятся в десять раз важнее. Такие посещения должны совершаться пастором в сопровождении какого-то другого члена церкви. Книги «Евангелизм» и «Служители Евангелия» содержат большое количество ссылок на то, как пастор должен посещать членов, но такого рода замечания всегда делаются в контексте миссионерской работы. Более того, я нашел только одну цитату, где под пасторским посещением подразумевается нечто другое.

Картина ясна. Работа пастора состоит не в том, чтобы навещать людей, за исключением тех случаев, когда они потеряны. В этом случае посещение носит евангельскую направленность.

Я верю, что когда навещаю членов церкви, это приносит пользу. В начале этой книги я упомянул о том, что когда приехал работать пастором в новую церковь, то побывал в каждом доме. Я верю в то, что это служит основой для построения будущих взаимоотношений. Но я наношу визиты с определенной целью: я должен знать, кто из членов церкви готов помочь в разработке и выполнении миссионерских планов. В конце каждого посещения я напоминаю им, что до тех пор, пока они не будут обращаться ко мне как к пастору с возникшими проблемами, я не приду в их дом еще раз. Если они нуждаются во мне как в пасторе, я уверяю их, что они могут звонить мне в любое время дня и ночи. Я являюсь их пастором, и служить им входит не только в мои непосредственные обязанности, но и является моим преимуществом. Но до тех пор, пока они не чувствуют того, что я им нужен, мое время слишком ценно, чтобы тратить его на пустые разговоры. Следует помнить, что мы были призваны ловить рыбу, а не сторожить аквариумы. А в большинстве своем мы все-таки склоняемся к тому, чтобы надзирать над нашими членами, быть сторожами аквариумов в большей степени, чем ловцами людей. Никто не может развить в себе эту возможность служения, когда все, что он делает, заключается в стремлении завоевать внимание своего пастора.

Если я хочу быть хорошим и ответственным родителем, я не могу трястись над своими детьми постоянно, как будто они все еще маленькие. Я должен предоставить им определенную свободу, чтобы расти и взрослеть. И если у меня не хватает мудрости сделать это, то я могу сильно им повредить. Применяя точно такие же принципы к служителям, Елена Уайт говорит:

Время, которое вы посвящаете, вовлекая тех, кто принимает весть предупреждения, не даст и десятой части той силы, которую они получили бы, если бы взяли работу по спасению душ в свои руки. Ангелы ждут того момента, когда они смогут благословить работников целиком и полностью посвященных Богу. Притча о потерянной овце должна быть уроком для каждой души, которая была освобождена из пут сатаны. Мы не трясемся над девяносто девятью, но идем и спасаем потерянных… Божественное присутствие будет с ними, чтобы дать силу, смелость, веру и надежду. Открытые люди будут работниками вместе с Богом (Свидетельства служителям и работникам Священного Писания, с. 232).

Эти слова всегда будут означать, что для того чтобы быть посвященным Богу и с открытым сердцем приходить к своей работе и работать вместе с Ним, вы должны освободить себя от забот о девяноста девяти и сосредоточить свое внимание на потерянных.

Но, несмотря на то, сколько советов уже было дано по этому вопросу, кажется, что постоянные посещения членов церкви — это очень соблазнительный путь в служении. Далее в книге Духа пророчества говорится: Мы чувствуем боль при виде того, как некоторые из наших членов слишком забояться о церквах, затрачивая усилия, но и ничего не получая взамен. Поле работы — это мир. Дайте им возможность идти в мир неверующих и трудиться с тем, чтобы привести еще больше людей к познанию истины (Свидетельства, том 6, с. 406).

Истиной является то, что в эти заключительные времена мы, должно быть, раним сердце Бога, когда проводим так много времени, общаясь с теми, кто уже знает истину, вместо того чтобы проводить это время в поиске и обращении тех, кто потерян.

Посмотрите следующие четыре цитаты, и вы увидите, как все должно быть ясно.

У вестников Бога нет времени останавливаться и тратить свое время на тех, кому уже известна истина и у кого есть все преимущества (Свидетельства служителям и работникам Священного Писания, с. 233).

Дайте возможность каждому, кто любит Христа, понять, что сейчас наступило время работать, и не среди овец, которые уже находятся в стаде, но искать и находить потерянных (там же).

Те, кто имеет доступ к святым вещам, должны полностью посвятить себя работе. Они должны выработать в себе интерес и глубокую любовь к потерянным душам. Если у них этого нет, то тогда они неправильно поняли свою миссию и им следует искать применения своего труда для обучения других, так как иначе они принесут больше вреда, чем пользы (Свидетельства, том 2, с. 340, 341).

Некоторые из служителей спят, и люди тоже спят подобно им, но сатана бодрствует… Есть служители, которые проповедуют истину, но которых самих надо обращать… Женщины и мужчины живут в последние часы испытательного срока, и они все еще не заботятся ни о чем и глупы, а у служителей нет силы, чтобы поднять их, так как они сами пребывают в состоянии спячки. Спящие проповедники проповедуют спящим людям! (Там же, с. 336, 337).

На семинаре, который я проводил для служителей, мы просматривали и изучали некоторые из таких высказываний. Я видел, как это задело президента конференции и некоторых работников. После дискуссии об этом президент встал и сказал: «Я думаю, что эти вдохновенные строки всегда были в красных книгах, но у нас не было времени прочесть их, так как мы тратили время на то, чтобы посещать дома наших прихожан!»

Существуют места, где люди хотят, чтобы пастор навещал их с периодичной последовательностью. Некоторые пасторы стали специалистами этого дела. Некоторые завоевали любовь и поддержку членов церкви путем регулярного посещения их домов. Как грустно сознавать то, что вы становитесь специалистом в ненужной и даже потенциально опасной деятельности. Вот еще некоторые свидетельства по этому вопросу:

Члены церкви, о которых слишком много заботятся и над которыми слишком много работают, становятся религиозными слабаками… Это ослабляет тех, кто знает истину, так как они расширяют их познания, затрачивая свое время и таланты, которые должны отдаваться непосвященным… Как долго церковные члены не будут делать попытки отдавать другим то, что было дано им, так долго неизменным результатом будет духовная слабость. Самая большая помощь, которая может быть оказана нашим людям, — это научить их работать для Бога и зависеть во всем от Него, а не от служителей (там же, том 7, с. 18, 19).

Я понял, что служитель, обладающий пасторским даром, получает очень много от посещения членов церкви. Вот как раз здесь наступает тот момент дисциплины, которая требует от нас делать то, что необходимо, а не то, что вам нравиться. Я пришел к печальным выводам, что чем в большей степени служитель наделен пасторским даром, тем меньше растет церковь. И вы можете прийти к таким же точно выводам сами. Это наблюдается повсеместно. Такое состояние остается постоянным доказательством того, что бесцельное посещение, которое совершает пастор, не делает и крупицы добра в деле исполнения миссии Священного Писания. Я пришел к выводу, что в самых больших церквах, которые растут благодаря сильному руководству, служитель никогда не посещает своих членов. Что за парадокс! Вдумайтесь в эти слова:

Обычно случается так, что от служителя ожидается, что он будет навещать практически всех, входящих в его церковь, посвящая свое время и пытаясь вдохнуть силу туда, где она совсем не требуется. Редко случается так, что церквам больше нравятся служители, которые работают среди них, и эти церкви будут находиться в более выгодном положении, если эти служители сохранят дистанцию и дадут самой церкви возможность поработать. Усилия таких служителей построить церковь только разрушают ее. Теория истины, которая снова и снова представляется людям, не сопровождается священной силой Бога… таким проповедованием и примером служители уводят людей в мир мнимой безопасности. Если бы они оставили церкви и пошли открывать для себя новые поля работы и работали по поднятию большего количества церквей, они… затем поняли бы, как осторожны должны быть, чтобы своим примером и влиянием не разочаровать и не ослабить тех, для кого необходимо затратить столько молитвенного труда, чтобы обратить их к истине (там же, том 2, с. 340).

По моему мнению, посещение членов церкви представляется важной и полезной деятельностью до того момента, пока это делается обученными дьяконами и пресвитерами, а в нашем случае — обученными лидерами групп, но не пастором.

Тем не менее если церковь на заботится о том, чтобы иметь сильную программу служения, то для пастора может быть важным начать посещение членов, но только для поддержания их, и единственное, что можно сделать, — удерживать членов не благодаря их возрастанию и зрелости, как это должно быть.

Я знаю, что в отдельных случаях пастор просто обязан навестить того или иного человека. Болезнь, например, является одной из таких особых ситуаций. Есть и другие. Я предоставил моей церкви пятнадцать причин, по которым они должны звонить мне, так как я чувствую, что мне как пастору важно быть с ними в этот момент. Я не против того, чтобы вы посещали дома людей. Я против, чтобы вы приходили к вашим прихожанам без какой-либо особой причины, чтобы поболтать или просто потому, что вы давно не виделись. Христос, более чем члены церкви, должен быть предметом наших размышлений и забот.

Христос надеется, что Его служители будут воспитателями церкви по работе распространения Священного Писания. Они должны учить людей, как находить и спасать потерянных. Но это ли они делают? И многие ли хотят раздуть еле тлеющий огонек веры и истинного посвящения в умирающей церкви? Скольким церквам, подобно больным овцам, оказывается забота со стороны тех, кто на самом деле должен искать потерянных овец стада! И в это время миллионы и миллионы погибают без знания Христа! (Желание веков, с. 825).

Служить по приказанию Бога не легко и не популярно. Служить согласно нашей логике может быть достаточно популярным, но всегда бесплодным. Так чьей же логике надо следовать? Логике Бога или логике нашего сознания?

Вряд ли Христа сделало бы популярным то, что Он навестил Иоанна Крестителя в последние дни, которые тот провел в тюрьме. Точно так же и с Лазарем — Христос пошел к нему в дом только после его смерти. Очевидно, что у Христа был особый план. В свете всех тех цитат, которые я привел ранее в этой главе, кажется, что у Бога есть особый план в том, чтобы рекомендовать служителям не надзирать над церковью, а обращать все новых и новых членов. Мы хотим, чтобы «Тело» Христа зависело от «Головы», а не от пастора, который просто является частью Тела. Члены церкви должны помнить, что тот Источник помощи для пастора есть и у них и они могут использовать его во время разочарований и бед.

В своей церкви я постоянно крещу людей, которых не знаю, поскольку все они приведены в церковь прихожанами. Я научил людей распознавать, когда обращенный готов принять крещение, и этого для меня достаточно. Когда они приходят, чтобы принять крещение, я знаю, что они хорошо подготовлены. Я радуюсь, поскольку, чтобы принять крещение, им совсем необязательно знать меня. Они знают Иисуса, и это самое главное.

Работа пастора включает в себя много аспектов. Но самое важное — это обучение и дисциплина членов церкви. Этого можно достичь более легко, когда пастор посвящает время и таланты достижению этой цели и делает это посредством малых групп, которые находятся под руководством избранных и обученный лидеров

В Послании к Колоссянам, в 4-й главе, 17-м стихе Павел говорит: «Смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе». Работа пастора — это дар и в то же врем огромная ответственность, возложенная не него Самим Христом. Поскольку Он дает дар и налагает ответственность, Он же является Единственным, Кто может судить о том, как вы работу выполняете. Если вы пастор, пусть Бог даст вам Своей милости, с тем чтобы вы смогли выполнить Его служение, во славу Его имени.