Глава 13-2. Сила посвященных людей

Спасение не стоит ничего, но ученичество стоит всего, что у нас есть. Билли Грэм

Главный пресвитер церкви Ван Нойс вошел в церковное здание после жатвенного служения. Когда он подходил ко мне и приветствовал меня, я заметил, что он широко улыбался, а в руках была банка, полная денег. «Пастор, я был пресвитером в этой церкви в течение тридцати лет, и никогда у нас не было такого успеха при жатвенном сборе. Малые группы влияют на все».

Его свидетельство удивило меня. Я не ожидал, чтобы малые группы оказали такое сильное влияние на жатвенный сбор. Я знаю, что группы могут каким-то другим образом повлиять на человека. Один из прихожан рассказывал, что он проводил много библейских уроков, но ему никак не удавалось привести к крещению ни одного человека. Но как только он стал членом малой группы, через какое-то время у него уже было четыре человека, готовых посвятить себя Богу и начать новую жизнь, и он до сих пор ревностно трудится на ниве евангелизма. Это только лишь два примера действия малых групп.

В других церквах я тоже видел, как работает эта сила. В течение сорока лет членство церкви Ван Нойс никогда не превышало 180 человек. В церкви Норуак был даже спад количества крещенных за год — с 50 до 43, затем до 23, и последняя цифра была 13. Использование малых групп внесло новую струю в жизнь этих церквей. В очень короткое время им пришлось проводить по два богослужения, так как здания стали слишком малы, чтобы вместить всех желающих прославлять Бога каждую субботу.

Через программу малых групп каждая церковь, у которой возникали проблемы с членством, может преодолеть эти трудности и начать расти. Это программа, которая будет не только постоянно приводить в церковь новых людей, но и вдыхать жизнь и энергию во всех ее членов. Когда члены церкви становятся теми инструментами, посредством которых люди находят Христа и Его Церковь, это вдохновляет их как ничто другое.

Как я уже упоминал в введении к этой книге, из 1300 человек, принявших крещение за последний год, я лично имел отношение только к десяти из них. Я хочу быть уверенным, что участвую в работе по привлечению новых людей к Иисусу каждый год. Я мог бы привести многих; и проблема не в том, что я не хочу этого делать. У меня просто нет времени. Большая часть моей жизни проходит в обучении, руководстве и контроле за евангельской работой моих членов. И, поверьте мне, эта работа отнимает все время. Но мне нравится видеть радость людей.

Завоевание душ — это служение церкви, а не только одного служителя. Овца производит овцу, пастух, как бы он ни старался, овцу не произведет. Служитель не может составлять целую церковь. Он только лишь одна ее часть. Служитель — это лидер, и он должен видеть церковь, занимающуюся тем, для чего она была призвана в мир. Нам было сказано: «Служители могут выполнять свою работу, но они никогда не выполнят ту работу, которую должна делать церковь» (Евангелизм, с. 352).

Одно из первых приказаний, которое услышали ученики от Христа, было: «Идите за мной, и я сделаю вас ловцами человеков». Как вы думаете, Он обращался только к служителям или ко всем, кто бы ни последовал за Ним? Я верю, что самая большая ложь, которую дьявол старается привнести в церковь, — это то, что Христос обращается только к профессиональным завоевателям душ. Огромное число церковных членов живут убеждением в том, что работа по спасению душ касается только служителей. Члены церкви думают так потому, что они не учились в семинарии и поэтому не несут ответственности за работу по евангелизму.

«Да и вообще, — говорят многие, — я всего лишь механик, пекарь, плотник, доктор, учитель. Меня не учили свидетельствовать. Пусть пасторы, пресвитеры церкви, дьяконы делают работу, а мы будем за них молиться». Поэтому один из первых библейских уроков в наших малых группах основан на словах Христа «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:18, 19).

Я вдохновляю мою группу обсудить этот текст. Что хочет сказать здесь Христос? Если Христос обещал сделать любого Своего последователя ловцом человеческих душ, то тогда почему практически никто этим не занимается? Почему люди не хотят идти и ловить «человеков»? Некоторые даже не хотят замочить ноги. Почему? Группа продолжает рассматривать текст и «докапывается» до смысла этих слов. А возможно такое, что мы обманывали друг друга все это время? Мы говорим, что мы следуем за Христом, а на самом деле происходит все наоборот? Иисус не сказал: «Идите за Мной, и может быть Я сделаю вас ловцами человеков». Он не сказал: «Идите за Мной, и скорее всего Я сделаю вас ловцами человеков». Нет. Он дал обещание: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков».

Группа приходит к выводу, что это обещание дано рядовым членам, любому, кто следует за Ним. Работа спасения — это Его работа, но в силу того, что мы, быть может, не следуем за Ним, как хотелось бы, и начинаем думать, что эта работа исключительно наша, часто мы неспособны ее совершить. Некоторые люди убеждаются в том, что они не могут говорить о спасении ни с кем. Другие следуют тому, что Моисей сказал о посланном Аароне.

Моисея заботило состояние его людей и он обратился к Богу: «О Господь, неужели Ты не слышишь, как страдают люди Твои в угнетении?» И отвечал ему Бог: «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев… (Исх. 3:7, 8).

Моисей должен был бы почувствовать облегчение, когда услышал, что Господь Сам будет заниматься освобождением Своих людей. Но все изменилось, когда стало понятно, что Бог собирается сделать это через Моисея: «Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» (Исх. 3:10).

Заикаясь и жалуясь, Моисей сказал: «Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?» И Бог отвечал: «Я буду с тобою…» (Исх. 3:11, 12). Помните, что «связь с Ним дает возможность» (Наглядные уроки Христа, с. 333). Бог всегда дает вам возможности и силы, чтобы помочь сделать то, к чему Он вас призвал. Бог всегда обещает Свою помощь всем тем, кто верно и по-настоящему доверят Ему.

Моисей не был убежден и говорил: «Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им?» (Исх. 3:13). И он получает ответ: «Я есмь Сущий». Что это значило? Это значило то, что Я тот, кем всегда был. Нужна тебе сила? Я буду той Силой. Нужна тебе храбрость? Я буду этой Храбростью. Нужна тебе вера, энтузиазм, что угодно? Я — все, что ты хочешь и в чем нуждаешься.

Бог знает, что проповедовать Священное Писание всему миру — это огромная работа. Он знает, что на свете не так много пасторов или профессиональных миссионеров. И даже если бы их было достаточно, в Его планы никогда не входило основываться и доверять лишь только этим источникам. Он всегда рассчитывал на рядовых членов, чтобы они помогали Ему, и Он всегда снабжал их всем необходимым в работе.

Авраам был одним из таких «рядовых членов», кого использовал Бог. Он начал работу в совершенно неизвестной ему стране. Но там он совсем один, без какой-либо заработной платы проповедовал и трудился для Бога. Послушайте, как Амос, пастух и собиратель фруктов, говорит о призыве Бога: «Я — не пророк и не сын пророка; я был пастух, и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю»» (Ам. 7:14, 15).

Бог радуется, превращая людей в замечательные орудия, которые Он сможет использовать. Фактически в Новом Завете Он преображает всю церковь в священников. В Ветхом Завете такое преимущество имеет только одно племя. В Новом Завете мы слышим победные слова: «Но вы — род избранный, царственное священство…» (1 Петр. 2:9).

Великая истина в том, во что многие члены церкви не верят; но, согласно Слову Бога, каждый христианин — будь то мужчина или женщина — является священником. Независимо от того, кто они есть и какое у них образование, христиане награждены ответственностью возвещать другим чудо спасения.

Ранняя церковь понимала эту фундаментальную истину. «Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово» (Деян. 8:4). Кто были эти люди? Первый стих говорит нам, что это были все, кроме апостолов! Это было движение рядовых членов! Проповедовал каждый! Наполненные Святым Духом, мужчина, женщина, ребенок проповедовали на каждом углу Римской империи до того момента, пока их не обвинили в том, что они перевернули мир. Ранняя церковь ворвалась в то общество с евангельской деятельностью социальных программ!

Я начал работу малых групп в церкви Ван Нойс с глубоким убеждением, что каждый христианин призван проповедовать Священное Писание, и первой моей обязанностью стало убедить в этом прихожан. В начале книги я показал вам типы проповедей, которые использую для того, чтобы достичь этих целей. Результаты просто потрясли меня. У людей появляется стимул, они учатся проводить библейские уроки. Они даже стараются найти людей, кому могли бы свидетельствовать. Они больше не относятся к Благой вести безразлично. Они никогда не пропускают служение в церкви в субботу и не опаздывают на него. Они становятся более верными в десятине и пожертвованиях. Они посещают встречи групп по средам, все они приходят на молитвенные собрания.

Только семь месяцев прошло с тех пор, как мы начали программу малых групп, а у нас уже было 84 человека, принявших крещение в один незабываемый субботний вечер. Самым потрясающим фактом было то, что все кандидаты были подготовлены рядовыми членами.

На следующий год результаты были такими, что у нас появились проблемы с помещением. Мы хотели проводить евангельские собрания для того, чтобы позаботиться обо всех заинтересованных, но у нас не хватало места. Где выход из создавшегося положения?

Мы объявляем, что собрания групп с 1 по 16 проходят в первой половине недели, а группы с 17 по 32 собираются во вторую половину недели. У нас просто проходило две евангельские встречи, и я проповедовал семь раз в неделю в течение почти двух месяцев.

Когда меня перевели в церковь Норуак, там было около 70 членов. Мы потратили столько же времени на подготовку, чтобы начать вводить систему малых групп и готовить рядовых членов принять активное участие в миссионерской работе.

До этого времени количество крещений в Норуаке уменьшалось с каждым годом. В 1981 году там крестилось 50 человек, в 1982 году — 43, в 1983 году — только 23 и в первые шесть месяцев 1984 года — прибавилось только 13 новых членов.

И если вы думаете, что служители, которые работали там до меня, были безразличны к церкви или просто лентяи, то я вам скажу, что вы не правы — все было совсем наоборот. Они были честными, активными людьми, которых очень глубоко волновали проблемы их общины. Я знаком лично с некоторыми из них, и знаю, что они работают так же усердно, как и я. Некоторые из них, быть может, работают даже еще напряженнее!

Малые группы были организованы сразу после того, как я приехал туда в конце 1984 года. К 1985 году у нас уже крестилось 70 человек, что увеличило членство церкви в два раза. В1986 году мы крестили еще 143 человека, снова увеличив количество прихожан в два раза. И каждый из вновь крещенных был подготовлен рядовым членом.

Сейчас у нас регулярно крестится около 100 человек в год, и все это в результате усилий членов малых групп.

В Норуаке у нас была очень непростая ситуация, которая могла бы разочаровать некоторых. Большинство людей там говорят только по-испански, но у нас уже были члены церкви, которые владели английским языком лучше, чем испанским. У нас есть церковь, которая жаждет свидетельства, но из-за языковых сложностей мы, кажется, не уделяем достаточно времени всем членам церкви в равной степени.

Необычайный рост церквей Норуак и Ван Нойс объясняется тем, что их члены поверили: это Бог призвал их быть Его свидетелями и они позволили Ему использовать их для этой грандиозной работы.

Вот так началось адвентистское движение и так оно закончится. Эта работа не будет завершена теми, кто лишь сидит в первом ряду.

Иисус умер не затем, чтобы сделать из нас тех, кто преспокойно сидел бы в церкви и слушал проповедь, Он сделал нас «ловцами человеков» — Его инструментами для спасения мира. Все ученики отдали жизнь для проповеди Христа и Его учения. Как же можем мы, живущие во времена завершения работы, проявлять так мало рвения, когда наши духовные предшественники отдали все?

План Бога заключается не только в спасении неверующих через христиан, свидетельствующих об истине, но и в том, чтобы христиане сами росли и развивались через свидетельство, показывая тем самым, что они были спасены. Не обязательно делать что-то плохое, например, убийство, изнасилование, кражу, чтобы оказаться потерянными. Все, что вам достаточно сделать, это примкнуть к церкви и ничего не делать, и вы будете потеряны так же, как и самый закоренелый преступник. Грехи упущения такие же страшные, как и грехи посвящения. Делать то, чего мы не должны делать, в равной степени страшно, как ине делать добро, которое мы должны делать. Результат отражается на других, так же как и на нас самих.

Слишком много христиан считают, что они святы, так как не делают ничего плохого или грешного. Но мораль еще не есть христианство. Я знаю членов церкви, которые могут назвать тысячи грехов, которых они не делают, но они с таким же успехом не могут назвать ничего хорошего, что бы они сделали. Иисус не настраивался на то, чтобы избежать зла. В Библии сказано, что Он пришел творить добро. Грех упущения — это самый страшный грех церкви. Это грех против Света, и хула на Святого Духа.

Прочитайте притчи Христа. Ему было что сказать больше о тех, кто не делал ничего доброго, чем о тех, кто совершал зло. Притча о талантах показывает потерю человека, но не потому, что он совершал зло, а просто потому, что он прятал свой талант. Иисус обвинил фиговое дерево не потому, что оно приносило отравленный плод, но потому, что оно не рождало вообще никакого плода.

Мы хотим приносить плоды. Мы не хотим быть побежденными злом, но предпочтем побеждать зло добром (см. Рим. 12:21). Мораль не приведет нас ни к чему. Мы должны показать, что в нас есть Дух Христа, Который и приводит нас ко спасению людей. Я должен был сказать об этом где-то в этой книге для того, чтобы раскрыть свою собственную душу! Если мы не будем вразумлять и говорить, чтобы предостеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтоб он был жив, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Бог взыщет кровь его с наших рук (см. Иез. 3:18; 33:8). Такое чувство ответственности и христианской жизни всегда является основой служения малых групп.

Несколько лет назад в одной из школ Техаса произошел взрыв. Многие здания были разрушены в течение нескольких секунд. Более 400 человек погибло. Многие семьи потеряли своих любимых. Это была страшная трагедия. Началось расследование. Люди хотели знать, что явилось причиной трагедии. Один из следователей расспрашивал жену человека, который работал в разрушенном здании. Женщина сказала: «Мой муж говорил, что нечто такое должно было случиться». Следователь был очень удивлен.

«Видите ли, мой муж заметил утечку газа в одной из стен, — объясняла дальше женщина, — и он был просто уверен, что однажды это приведет к страшным последствиям».

«Вы говорите, что ваш муж знал об утечке газа и никогда никому не говорил об этом?» — спросил следователь.

«Да, это правда», — отвечала женщина.

Стараясь справиться с волнением в голосе, следователь сказал: «Леди, ваш муж еще хуже преступника. Он отвечает за то, что погибли учителя и дети».

И следователь был прав. Этот мужчина знал об опасности в здании и никогда никого не предупреждал.

А мы, адвентисты седьмого дня, неужели на нас возложена меньшая ответственность за то, чтобы делиться вестью предупреждения, которая была нам передана? Как трагично, ведь Бог однажды сказал, что если мы не предупредим людей, то «беззаконник тот умрет в беззаконии своем» (Иез. 3:18; 33:8).

Нет ничего удивительного в том, что мы чувствуем, как спешит апостол Павел, странствуя по разным местам и рассказывая о Благой вести. Он говорил: «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:31). Но служители не могут делать это поодиночке!

В 1844 году проповедь вести первого ангела «была в большинстве своем обращена к смиренным рядовым членам церкви. Фермеры оставляли свои фермы, механики забрасывали свои инструменты, профессионалы оставляли свою работу… они с готовностью приняли тяжелый труд и страдания для того, чтобы призывать людей принять спасение. Даже несмотря на то, что сатана сопротивлялся этой работе, она неуклонно развивалась, и истина адвентизма была принята многими тысячами» (Великая борьба, с. 368).По мере того как мы приближаемся к концу времени, Бог будет использовать такой же план для провозглашения вести третьего ангела. «Как придет время, Бог будет работать через смиренные орудия, ведя тех, кто посвящает себя на Его служение. Работники будут цениться более по помазанию Святого Духа, нежели по тому, в каких университетах они учились» (там же, с. 606, 607).

План Бога не изменился. Он всегда один и тот же. Независимо от того, что это — проповедь вести первого ангела или третьего. Ему необходимо, чтобы проповедовала вся церковь; каждый ее член. Но во многих местах пасторы оставлены делать работу одни.

Наступает время для служителей вдохновлять, обучать рядовых членов и организовывать их в малые группы, чтобы они могли быть «ловцами человеков», какими их хочет видеть Иисус.

Итак, самый важной вестью этой главы является работа рядовых членов, которая есть работа служения, работа проповеди. Я знаю, что во многих случаях члены церкви не понимают, насколько торжественен их призыв. И причиной этому служит то, что пастор не ведет их к осознанию ответственности. Итак, интересно то, что миру не хватает посвященных и сознательных церковных членов, которые должны служить для тех, кто не знает Иисуса. Но все равно служители являются теми, чья основная задача состоит в обучении церкви выполнять ее торжественную миссию в мире. Вот почему, если у вас есть служитель, который хорошо делает свою работу, то вам необходимо радоваться и иметь желание следовать за тем духовным руководителем, которого вам дает Бог.

Как к служителю, так и к членам церкви относится один и тот же призыв. Единственная разница заключается в том, что задачей служителя является помощь членам. У него есть время подготовиться к этой замечательной работе. Но независимо от этого каждый, включая служителя, был призван заниматься личным евангелизмом.

В нашей церкви каждый член видит свое место и свои обязанности. Вот почему я включаю эту главу в книгу. Я благодарен тому, что мои члены следовали моему руководству. Если бы они этого не сделали, то вся сила моих прихожан равнялась нулю и у нас бы не было ни порядка, ни организации.

А вы знаете, что в Библии нет четкого указания на границу между духовенством и мирянами? Это показывает только то, что рядовой член — это «служитель», а «служитель» — это рядовой член с такими же точно обязанностями, и в первую очередь это касается вопросов евангелизма. Нельзя упускать из виду тот факт, что служитель — тоже овца и что Бог — наш Пастырь. Но церковь, которая растет, — это церковь, где члены следуют за своим пастором и все вместе — за Богом.

Церковь Нового Завета понимает этот принцип очень хорошо. В нашей церкви мы стараемся понять его как можно лучше. Каждый христианин — это священнослужитель, и на него возложены обязанности служить и проповедовать. Мы все священники с торжественным заданием. Иисус — настоящий первосвященник, а мы все священники, которые пройдут пред престолом благодати за наше спасение и за спасение мира.

Почему рядовые члены Церкви адвентистов седьмого дня так медлительны в понимании источника их силы, данной Богом, и их места? Нам было сказано, что «то, что требует роста — это вера в Христа» (Свидетельства, том 7, с. 24). Вера в то, что Бог нелицеприятен и что точно так же, как Он был вместе с Моисеем и с маленьким Давидом, Он вместе и с теми рядовыми членами, которые знают, что делать. То же самое касается и пасторов. Более того, «посвященные христиане, даже если они не получили хорошего образования как некоторые другие… могут, если они смиренны, послушны и благочестивы, удовлетворять реальные нужды семей более успешно, чем это может быть сделано рукоположенным пастором» (там же, с. 21).