Часть 1. Почему малые группы

Личное благовестие проведение евангельских программ — большинство выбирают либо то, либо другое. Но есть другой путь — библейский. Путь, который революционен по своей сути и эффективности, — это малые группы. Ричард Пил

Глава 1. Сила библейской основы

«А вы верите в малые группы?» — этот вопрос нельзя расценивать однозначно. Это поздно заданный вопрос. Это то же самое, что спрашивать, верите ли вы в дождь или в автомобили. Малые группы существуют! Они растут с небывалой скоростью по всему миру, где Божественное движение живо и действенно. Дэвид П. Хейни

Члены церкви Ван Нойс едва сдерживали ликование в тот день, когда 84 человека приняли крещение. Если бы это событие явилось завершением какой-нибудь популярной и удачной евангельской программы, это не было бы таким большим сюрпризом. Если бы это было результатом совместных усилий нескольких церквей, это не было бы чем-то необычным. Если бы это было результатом активной работы большой церкви в течение года, это событие и тогда не было бы таким удивительным.

Но это произошло в небольшой церкви, которая насчитывала всего 184 члена, в которой за всю ее 40-летнюю историю ни разу не крестилось так много людей в один день.

Как же это произошло? Бог совершил это через членов церкви, которые, чтобы обращать души, собрались и решили работать по принципу малых групп. Это самый простой, экономичный и плодотворный способ из всего того многообразия методов, что существуют сегодня. Бог проявляет Свою силу в наших общинах, когда мы объединяемся с Ним и с нашими братьями и сестрами. И такое единение наиболее удачно может проявиться в работе в малых группах.Давайте зададим вопрос: как же удалось десяти самым большим церквам мира вырасти до таких размеров? Они организовали своих прихожан в малые группы, помогающие людям приходить к Богу. Но не число членов церкви приводит меня в восторг, когда я говорю о методе малых групп. И вовсе не потому, что я хочу быть пастором большой церкви, я стремлюсь к тому, чтобы в моей церкви работали малые группы. Души — это не безликие люди, напротив имени которых можно поставить «галочку» после крещения. Я радуюсь возможности работы с малыми группами, так как этот метод возвещения Евангелия имеет очень прочное библейское обоснование. Когда мы строим что-то на основании Слова Божьего, то можем ожидать больших результатов, ведь Он всегда благословляет Свое Слово!

В седьмом томе «Свидетельств для церкви», на 71-й странице, Елена Уайт пишет: «Одно предложение Евангелия имеет намного большую ценность, чем десять тысяч идей и аргументов, высказанных людьми». И в 4-м томе этой же работы, на странице 27, мы читаем: «Лучше всех других знаний — это понимание Слова Божьего».

Основано на Слове

Основание — это чрезвычайно важный аспект. Сегодня много всего, начиная от хозяйственных сумок и кончая мостами, от детских кроваток до автомобилей сделано не на века. Почему? Да потому, что все они были сделаны без внимания, наудачу, без какого-либо структурного единства.

Отношения, так же как и вещи, слишком часто строятся на зыбкой основе. Возьмем, к примеру, семьи. Почему так много людей не могут построить счастливые супружеские отношения? Потому что семьи не основываются на библейских принципах, где первое место отводится Христу. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126:1). Бог есть то основание, на котором строится дом, но люди часто забывают об этом, обнаруживая позже, что они построили свои отношения на песке. Так же, как Бог должен быть основой нашего дома, Он должен быть и фундаментом Его дома — церкви. Несмотря на то, что мы знаем, что Христос — Основание церкви, очень часто мы не обращаем на это должного внимания и наша церковная семья рушится.

Вспомните взлеты и падения народа Божьего израильтян, когда они оставили путь Бога и пошли своей дорогой. Они вышли из Египта, дав возможность Ему стать их главой, и смогли добраться до Ханаана за 40 дней. Но затем, восстав, были вынуждены бродить по пустыне еще 40 лет. Бог добился, чтобы они снова вернулись к Нему, и они снова оказались в Ханаане, затем лишь, чтобы снова повторять те же ошибки, поскольку потеряли веру в Бога. «Как поступлю с тобою, Ефрем? — воскликнул Он, — Как предам тебя, Израиль?.. Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!» (Ос. 11:8).

Но, несмотря на все это, Бог желает помочь Своему народу. Но это желание должно быть обоюдным — нам необходимо следовать Его принципам. Сегодня многие церкви стремятся к росту. Но если они используют человеческие идеи и полагаются на них больше, чем на Бога, то они потерпят неудачу. Хитроумные уловки, не основанные на Писании, могут вызвать интерес и привлечь внимание членов церкви и прихожан только на короткое время, но с их помощью вам не удастся добиться ничего, потому что они не основаны на камне Слова Божьего. Да благословит Господь Свое Слово!

Сегодня церкви, стремящиеся приобретать души, основываясь на непрочном фундаменте, оставляют желать много лучшего.

1. Христиане не возрастают духовно, так как их некому научить. Они навсегда остаются духовными младенцами.

2. Число крещений очень невелико.

3. Пасторы разочарованы и испытывают стресс из-за того, что много работают, но не видят результатов своего труда.

Церковь должна развивать работу проповеди Евангелия. Если церковь находит, что она с каждым годом все больше и больше увязает в проблемах, что членам ее что-то мешает нести служение проповеди Евангелия, то тогда необходимо применить действующую модель, описанную в Евангелии, для успешной проповеди — модель евангелизма по методу малых групп.

Малые группы в Евангелии

Самая первая малая группа — это Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Они едины по Своей природе, характеру и целям, едины в сердце и мыслях. Посмотрите, как Они вместе работают, сохраняя вместе с тем свою индивидуальность: «Сотворим человека по образу Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1:26, 27).

Когда Бог создает Еву, то Он указывает причину создания малых групп, говоря: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). Он создал мужчину и женщину как социальных существ, живущих счастливой жизнью только в группах, исполненных любви. Семейный союз, созданный Богом, является доказательством важности малых групп. Мы все рождены в группе под названием семья, которая удовлетворяет самые основные человеческие потребности. Таким же образом каждое вновь рожденное дитя Бога нуждается в воспитании, которое может дать только малая группа. Большая церковь не может дать той близости, которая необходима для развития. Мы не можем полностью отражать образ Божий, решив жить как одиночки, в изоляции. Мы должны общаться, чтобы узнавать друг друга, любить и быть любимыми.

Модель малых групп в Ветхом Завете

Однажды вечером Моисей сидел около своей скинии, обессиленный от попыток быть пастором самой большой и самой неуправляемой общины в мире. Его церковь насчитывала 603550 человек (Исх. 38:26). Если к этому числу прибавить женщин, подростков и детей, то это число могло превысить три миллиона. Какой служитель сегодня смог бы работать с таким количеством людей? Как смог бы он быть пастором такой бесчисленной общины? Нет ничего удивительного в том,что Моисей воскликнул: «Как же мне одному носить тягости ваши, бремена ваши и распри ваши?» (Втор. 1:12).

У Бога был ответ для Моисея, и он пришел через Иофора, его тестя. Ты должен найти «способных, боящихся Бога… праведных и ненавидящих корысть» людей (Исх. 18:21) — вот что сказал Иофор. Он советует назначить их «тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками» (Исх. 18:21).

Иофор объясняет все преимущества этой системы:

1. «Они понесут с тобою бремя» (Исх. 18:22). И таким образом Моисею будет легче нести ответственность.

2. У тебя будет возможность быть «для народа посредником пред Богом и представлять Богу дела его» (Исх. 18:19).

3. И утвердится мир и согласие в стане (см. Исх. 18:23). Моисей прислушался к словам своего тестя и организовал

людей в группы по десять человек. Исходя из общего количества людей, которые были в стане, Моисею требовалось по меньшей мере:

60 000 десятиначальников;

12 000 пятидесятиначальников;

6 000 стоначальников;

600 тысяченачальников.

Итого 78 000 лидеров групп!

Это первый зримый пример разделения народа Божьего в Ветхом Завете. Иногда приходится слышать, как пасторы говорят, что непрактично и невозможно разделить большую церковь на малые группы. Быть может, Моисей думал точно так же, когда он слушал Иофора. Тем не менее, после того как Моисей прислушался к его совету, ему удалось организовать не просто большую церковь 300 или 3 000 человек — но нацию, насчитывающую три миллиона человек.

Были ли это легко? Нет! Но цель оправдывала труды. Следуя совету Бога, данному ему через Иисуса Навина, Моисей стал сильным, хорошим руководителем.

Иисус продолжил следовать Божественному руководству и привел людей в обетованную землю. Бог хотел, чтобы израильтяне поселись на всей обетованной земле. Он хотел, чтобы они заняли каждый уголок этой земли, а не только малую часть ее в Ханаане. Но их лидер Иисус Навин состарился раньше, чем была выполнена его задача. «Господь сказал ему (Иисусу): ты состарился, вошел в лета преклонные, а земли брать в наследие остается еще очень много» (Ис. Нав. 13:1).

Но израильтяне сдались. Они остались довольны. Они перестали воевать и стали наслаждаться молоком и медом. Они стали благодушными землевладельцами, вместо того чтобы быть завоевателями.

Такой же феномен виден во многих церквах, когда они достигают определенной отметки в своем количественном и духовном росте. Без понимания того, что происходит, люди начинают думать: «Эта община уже достаточно большая. Мы не хотим становиться слишком большими и безликими. Мы, несомненно, достигли очень многого в этой церкви. Нам придется основать другую церковь, если мы хотим большего». А хотя бы один думает: «Ну, а сейчас мы можем отдохнуть после битвы». Некоторые даже решат: «Другие члены церкви имеют более сильные навыки проповеди, чем я. Они придут и будут бороться вместо меня».

Когда пионеры нашей церкви основывали церкви в разных городах, они испытывали чувство удовлетворения от выполненной работы. Но было бы настоящей трагедией, если бы через 80 или 100 лет эти церкви все еще оставались маленькими общинками, потерянными среди тысяч и миллионов жителей.

Когда Бог видит, как мы занимаем наши земли, Он не надеется лишь на краткое «настоящее». Он хочет, чтобы мы заняли весь город, даже весь мир. Если мы хотим когда-либо достичь этого идеала, то это должно быть сделано через хорошо организованные группы.

Организовать церковь в малые группы, представляющие собой готовые к бою, хорошо обученные команды, способные занять «все» земли для нашего небесного Командующего — это нелегкая задача, выполнение которой потребует хорошей дисциплины. В этой борьбе приобретать души нелегко. Необходимо заплатить определенную цену. Но мы получим вдвое больше удовлетворения, если применим метод Божий — организацию в церкви малых групп.

Иисус Навин пытался заставить израильтян подняться и двигаться далее, и Бог помог ему найти решение этой проблемы. Ссылаясь на решение, предложенное Моисею через Иофо-ра, Бог посоветовал Иисусу Навину разделить землю так, чтобы все израильские группы расположились в строгом порядке.

«Раздели землю сию в удел девяти коленам и половине колена Манассиина. А колено Рувимово и Гадово с другою половиною колена Манассиина получили удел свой от Моисея за Иорданом к востоку, как дал им Моисей» (Ис. Нав. 13:7, 8).

Иисус Навин, будучи пожилым и опытным человеком, не забыл ни о малых группах, ни о важности децентрализации обязанностей и разделения задач между руководителями. Этот библейский принцип можно применить и в наши дни как один из путей роста церкви.

Другой отрывок из Ветхого Завета говорит о том же. В Книге Чисел Бог говорит, чтобы двенадцать племен разделились на группы и стали ставить шатры при знамени своем (Чис. 2:1-33). Израильские подразделения шли на войну по коленам (см. Ис. Нав. 4:8-13).

Неемия выстроил заново стены Иерусалима в рекордные сроки только благодаря тому, что разделил людей на малые группы, и каждая группа работала под руководством своих начальников (см. Неем. 3:5).

Даниил и его три друга представляют еще одну малую группу. Находясь в плену в чужой стране, они поддерживают и вдохновляют друг друга даже в самый трагический момент (см. Дан. 2:49-3:29).

На протяжении всего Ветхого Завета мы встречаем схему, по которой должна работать церковь. Мы видим красоту общения в группах, начиная от Бытия и кончая Малахией — от семейной группы, появившейся со времени творения, и семьи Ноя, состоящей из восьми человек, переживших потоп, до небольших групп, которые любили собираться и говорить о Боге: «Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его»» (Мал. 3:16).

Принципы деления церкви на малые группы, изложенные в Ветхом Завете, очень логичны. Когда большая группа подразделяется на мелкие, каждый человек может почувствовать намного больше заботы и личного участия от руководителя и других членов группы. Й к каждому человеку, в свою очередь, находится индивидуальный подход, и его способности к про-поведи могут быть развиты и направлены в творческое русло. Процесс развития малых групп развивает таланты и способности каждого члена этой группы. Невзрачные на вид люди начинают новую жизнь. Вспыльчивые успокаиваются. Пассивные, скромные «скучные» члены начинают сиять, они становятся все более и более активными по мере их участия в работе малых групп. Библия говорит: «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» (Притч. 27:17).

Модели малых групп в Новом Завете

Основой служения Христа была малая группа, в которую входило всего двенадцать человек. Они пришел на землю спасти «людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Но как Он совершил это? Тратил ли Он время на проповедь на улицах? Стучался ли Он в двери, делясь вестью, которую принес в этот мир? Нет. Он избрал двенадцать учеников. Это было настолько важно для Него, что Он провел целую ночь в молитве, прежде чем собрать свою группу вместе (см. Лк. 6:12-16). В последующих главах мы обсудим процесс избрания лидеров настоящей церкви.

Удивительно, но Иисус приобрел всего лишь несколько душ, находясь на земле. Он не работал в одиночку. Он проводил большую часть своего времени вместе со Своей группой. Он не пытался спасти мир без человеческой помощи. В этом процессе учения, проповеди и исцелений Его малая группа сопровождала Его. Они наблюдали за тем, как Он служил людям, и слушали Его слова. После того, как расходились толпы, они спрашивали и говорили с Ним о Его методах.

Иисус обучал их очень медленно, так как Он очень спешил! Он отдавал ученикам много времени, так как дни Его на земле были сочтены. Он отдавал Свою энергию нескольким, чтобы завоевать любовь миллионов. Он никогда не планировал суматошное, высокопредставительное кругосветное путешествие. Он концентрировал Свои усилия на одной малой группе в одной маленькой стране.

Есть ли логика в поведении Иисуса? Была ли необходимость работать год за годом с такими незначительными результатами? Нет никакого смысла тяжело работать, если работа не приносит ожидаемых результатов. Я всегда говорю членам моей церкви: «Не говорите мне о том, как тяжело было рожать. Просто покажите мне младенца».

Многие церковные руководители говорят о том, как много они трудятся на административной работе, находясь в пути целыми днями, целыми вечерами, никогда не берут отпуска, и все равно видят очень малые или вообще не видят результатов своей деятельности.

Наши церкви сегодня нуждаются в возрождении простого метода проповедования, которым пользовался Иисус. Общественный евангелизм, «погоня за тысячами» слишком часто приводит к обращению лишь некоторых. Иисус же приходил к нескольким с тем, чтобы обратить миллионы. Его работа имела очень тихий характер. Даже тогда, когда Он творил чудеса, Он часто просил тех, для кого Он совершил добро, никому не рассказывать об этом.

Иисус никогда не восхищался толпами. Он не искал встреч с ними. Однажды Он стоял перед толпой и рассказывал ей притчу о сеятеле. В этой притче Христос обратил внимание на то, что только те, кто слушает Его, в конечном итоге получат семя и будут спасены.

Но совместные усилия всегда радовали Иисуса. В Евангелие от Марка, во 2-й главе, 3-5-м стихах мы читаем, как во время Его проповеди в доме четверо пришли к Нему с расслабленным, которого они несли на руках. Эти люди проделали дыру в крыше, чтобы попасть вовнутрь. Библия говорит, что Иисус, «видя веру их», дал расслабленному надежду на спасение.

Необходимо больше совместных усилий. Церковь как единое целое слишком безлика. Она не может быть сострадательна в достаточной степени. С другой стороны, группа может высказать свое сочувствие и сделать так, что это окажет очень большое влияние. Иисус всегда вознаграждает веру членов группы, тех, кто берется совершать великое для Него. Помните, что сказано в Библии: «Иисус, видя веру их». Не веру одного, но веру нескольких человек.

Конечно, вера — это нечто индивидуальное, наша личная вера спасет лишь нас. Но очень многие могут погибнуть только потому, что мы испытываем недостаток веры! Проявите в группе вашу веру в Иисуса и дайте Ему возможность вознаградить вас тем спасением, которое Он дарует людям!

Иисус большую часть Своего времени проводил со Своей группой из двенадцати человек, но преображение Его наблюдали лишь три человека. Я всегда говорю лидерам моих групп: «Не унывайте! Вы можете видеть славу Иисуса в самом сердце вашей группы!».

Иисус использовал метод малых групп не только в обучении своих учеников, но и тогда, когда Ему нужно было управлять толпой. Прежде чем Он накормил толпу хлебами и рыбой, Он попросил учеников рассадить людей по рядам (см. Лк. 9:14). Такая организация давала гарантию того, что никто не будет обойден. Всем хватит. Никто не уйдет голодным по причине того, что его забыли в суматохе. Иисус использовал метод малых групп, так как Он заботился о каждом человеке как о самой важной индивидуальности, а не просто элементе толпы.

Мы не так хорошо работаем в наших церквах сегодня. Например, во время церковных обедов стесняющийся посетитель может быть просто не замечен. Простое обслуживание людей от столу к столу как форма организации группы дает гарантию того, что каждому будет уделено внимание. Иногда людей исключают из членов церкви только из-за того, что они были потеряны в толпе. Они постоянно опаздывали в церковь, рано уходили или вообще пропускали служения, они приходят и уходят незамеченными в надежде на то, что никому до них нет никакого дела. Эти люди страдают от духовного голода, а их постепенно исключают из церковных списков.

Эта трагедия не может произойти тогда, когда ваша работа построена на методе малых групп. Каждого члена церкви знает по крайней мере каждый в его малой группе. Так каждый получит поддержку от своей группы во времена неудач и несчастий, их посещают, им звонят, когда они отсутствуют или больны. Иисус дал нам замечательный пример. Он указал нам путь. Производит ли это на вас впечатление?

Модели малых групп в ранней Церкви

Ученики Христа приняли и продолжали использовать метод малых групп. Иисус научил их входить в дома людей. Такую модель Он использовал тогда, когда послал двенадцать и еще семьдесят учеников проповедовать в близлежащих местах. Они должны были входить в дома и оставаться там, проповедуя другим посредством этой малой семейной группы. Снова мы находим Иисуса, который Сам более предпочитает проповедовать «в домах», чем в общественных зданиях:

«Тогда Иисус… вошел в дом. И приступивши к нему, ученики Его сказали …» (Мф. 13:36-43).

«И находясь в доме Он также учил их…» (Мф. 13:44-52).

«И когда вошел он в дом», Иисус предупредил Петра. (Мф. 17:25-27).

«И когда был в доме, спросил их (Его учеников): о чем дорогою вы рассуждали между собою?» (Мк. 9:33-50).

Вот в такой домашней обстановке Иисус говорил своим ученикам одну из самых запоминающихся Своих проповедей о качествах настоящего руководителя. Он говорил о человечности, терпимости и такте.

«И в доме» (Мк. 10:1-12) Он рассказал Своим ученикам о разводе и повторном замужестве.«И Он, вошед в дом фарисея, возлег» (Лк. 7:36-50). Там Он преподал очень важный урок на основе поведения Марии, которая помазала Его ноги миром.

Ученики наблюдали за этим и принимали метод малых групп в рамках семьи, дома. Фактически церковь Нового Завета началась в день Пятидесятницы в верхней комнате дома одного верующего. Новые верующие все еще рождаются в малых группах, и вы увидите, как новые церкви рождаются в домах членов вашей общины, которая следует принципам проповеди в малых группах!

В Книге Деяния святых Апостолов мы можем найти очень много фактов, свидетельствующих о богослужениях в домах. «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб…» (Деян. 2:46). Итак, мы знаем, что Бог не ограничивался только церковными зданиями.

Интересно однако, что Иисус никогда не приказывал Своей Церкви построить дом поклонения. Эта также относилось и к ученикам, которые не построили ни одной церкви, чтобы заменить синагоги, или святилище, которое они посещали в Иерусалиме. Вместо этого святилище их было на небесах, где они поклонялись верой (см. Евр. 4:16; 6:18-20; 1, 2; 9:11-24).

Несомненно, нам нужны церковные здания. Но что произойдет в том случае, если пасторы и церковные руководители будут проводить больше времени, созидая малые группы чем копая ямы для фундамента и участвуя во всех заседаниях комитетов по строительству?

Что произойдет, если церковные ресурсы будут перераспределены так, что больше времени и денег будет тратиться на организацию малых групп вместо строительства новых зданий?

Вы вероятно, ломаете себе голову, спрашивая, где же община будет встречаться во время гонений. Это будет происходить не в больших зданиях, но в малых группах, по домам.

Направляясь на поиски моделей малых групп в Новом Завете, мы находим, что апостол Павел также работал с домашними церквами. Он встретился в доме иудея в Коринфе, где «многие крестились» (Деян. 18:4-8).И в Фессалониках Павел снова был в доме Иасона (см. Деян. 17:5-7). Церковь была также основана в доме Акилы и Прискиллы (см. 1 Кор. 16:19). Другие домашние церкви были основаны в доме Нимфана (см. Кол. 4:15) и у Филимона (см. Фил. 1:2).

Как прекрасно, что те, кто обрел в церкви свой духовный дом, привнесли церковь и в свои собственные дома! Из этих домашних церквей ранние христиане начали распространять Евангелие до того, как они перевернули мир вверх дном и Ирод начал гонения. Петр, как вы помните, оказался в темнице, но церковь молилась о нем, и Бог по Своей милости освободил его. Эта молитвенная группа собиралась в доме — в доме Марии, матери Марка (Деян. 12:5).

Метод малых групп для проповеди Евангелия имеет Писание своей основой. Библия — это надежный фундамент для такого метода благовестил. Этот метод, подчеркнутый в Писании, не только не создает больше работы для церковных руководителей, но он осветит путь и облегчит бремя каждого служителя.

А вы хотите видеть, как растет ваша община? Вы сможете увидеть это! Когда мы последовали библейскому принципу проповеди через малые группы, в церквах Ван Нойс и Норуак произошел резкий рост. 148 членов церкви Ван Нойс, работающие в малых группах, привели так много душ для Царства Божьего, что мы вынуждены были начать проводить два служения уже спустя год с того момента, как эта программа началась. Церковь Норуак испытала то же самое — сейчас там вместо одного служения проводится два, так как здание не может принять всех желающих. И все это люди, которые пришли в церковь благодаря работе малых групп.

Метод Иисуса работает. Он сгруппировал двенадцать человек вокруг Себя, с тем чтобы они могли служить примером для других, научившись от Него. Вот так весть о Царстве Божьем пронеслась через века, и число его граждан будет продолжать расти. Павел призывал молодого проповедника Тимофея следовать этому плану. Он призывал и пасторов, церковных руководителей и членов церкви следовать тому же плану. «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2).

Это так называемый принцип Тимофея: отдавать свою жизнь для других, чтобы они делали то же. Это4 и есть план роста Божьей Церкви на этой земле.

Это требует определенного времени обучения и воспитания. Членов группы необходимо научить вместе молиться, как изучать Библию, как общаться, планировать работу, как эффективно функционировать в качестве «малой церкви» в рамках большой общины.

И большая церковь будет расти и расти по мере того, как малые группы станут источником новообращенных — их рождения и воспитания.

«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом» (Мф. 13:31, 32).