Глава 2. Сила пророческого руководства

Я закончил эту работу полностью и окончательно убежденный, что миссис Уайт является тем, кем она себя провозглашала, а именно — смиренной служанкой Бога, которой Он дал откровения, авторитетные и вместе с тем уникальные, чтобы вести и направлять людей в эти последние дни к пришествию. Ф. Д. Николь

«Позвольте мне быть с вами совершенно откровенным, — сказал одни из пасторов на конференции по руководству и евангелизации, которую я проводил на Среднем Западе в Соединенных Штатах. — Вы прочитали нам некоторые выдержки из Елены Уайт, где говорится о проповеди через малые группы. У меня есть несколько человек в церкви, которые не оценивают ее высказываний, так как они не верят, что она была пророком. Они отвергнут идею малых групп только потому, что она исходит от Елены Уайт».

На это я ответил: «У нас отличные результаты в двух церквах, где мы следовали советам Священного Писания и Елены Уайт. «Верьте Господу, Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам» (2 Пар. 20:20). Мы доказали, что этот текст действительно истина».

Однако для тех, кто сомневается и не испытывает большого доверия к пророческому дару Елены Уайт, существует много подтверждений из Писания, доказывающих эффективность проповеди методом малых групп. Мы уже говорили об этом в предыдущей главе.

Изучение Библии и работ Елены Уайт, касающихся этого вопроса, еще более укрепило мою уверенность в том, что Елена Уайт была пророком. И как раз по этой самой причине в этой главе я привожу вам ее высказывания, касающиеся организации и работы малых групп.

Много лет назад Елена Уайт указывала членам церкви на целесообразность организации малых групп для работы спасения душ. «Формирование малых групп как основы христианских усилий было представлено мне Тем, Кто не может ошибаться» (Свидетельства для церкви, том 7, с. 21,22).

Почему верующие не чувствуют более глубокой, более серьезной заботы о тех, кто находится вдали от Христа? Почему бы двум или трем не собраться вместе и не молить Бога о спасении каких-то конкретных людей, а потом еще об одном? Давайте сформируем группы в наших церквах для служения. Давайте сделаем так, чтобы разные люди сошлись вместе и начали привлекать людей, подобно тому, как рыбак ловит рыбу. Дайте им возможность искать души и приводить их из мира к спасительной чистоте любви Христа (там же, с. 21).

Елена Уайт говорила о том, то идея проповеди методом малых групп исходит от Бога. После того как мы просмотрим все библейские ссылки на такой метод работы, нам ничего не останется сделать, как согласиться с тем, что это действительно план Божий.

Такая методика малых групп настолько важна, что Елена Уайт предполагает, что независимо от того, каким методом Его Церковь будет работать, работа будет намного более эффективной, если эти усилия будут проводиться через малые группы.

Это значит, что все служители Бога получат только пользу от того, что будут работать вместе в малых группах. У литературных евангелистов работа шла бы намного успешнее, если бы они «вместе усиливали любовь и единство, направляли бы друг друга для продвижения работы вперед, каждый получая силу и энергию от помощи и поддержки других» (там лее, с. 22).Пасторы добивались бы больших результатов, если бы они регулярно встречались хотя бы с двумя или тремя другими пасторами. Учителя субботней школы, люди, занимающиеся вопросами здорового образа жизни, врачи, молодежные лидеры — все они могут добиться намного большего успеха, если будут работать вместе.

Пересекая этнические барьеры, неоднородные группы, «вместе усиливая любовь и единство», смогли бы смести стены, разделяющие два мира, и работать более эффективно вместе.

План работы малых групп был разработан много веков назад и представлен Моисею его тестем, Иофором; план был использован Иисусом тогда, когда Он выбирал учеников и работал с ними, ему следовали апостолы, когда шел процесс становления раннехристианской церкви. Не следует удивляться тому факту, что этот метод работы должен снова и снова обращать на себя повышенное внимание в последнее время. «Формирование малых групп как основа работы было представлено мне Тем, Кто не может ошибаться» (Свидетельства, том 7, с. 21,22).

Я думал об этом высказывании — «до» и «после» внедрения метода малых групп и могу сказать только одно — план Бога работает. До организации в церкви малых групп мы крестили, может быть, 30-35 человек каждый год. Но с тех пор как мы следуем вдохновенному совету работать через малые группы, количество крещенных в год увеличилось в пять раз!

Большая часть церковной работы, за исключением евангелизма, как ни парадоксально, выполняется группами. Например, большинство церковных программ воплощаются в жизнь с того момента, как церковный совет принимает соответствующее решение. Это малая группа. Другие малые группы в церкви, такие, как классы субботней школы, очень успешно работают вместе, достигая различных целей. Но по каким-то непонятным причинам мы игнорируем идею проповеди через малые группы! Сама цель существования церкви — проповедь игнорировалась и была передана в руки нескольких евангелистов!

Малые группы существуют для всех!

«Если в церкви большое количество членов, дайте возможность людям сформировать небольшие группы и работать не только внутри церкви, но и с целью обращения неверующих» (там же, с. 22).

В данном отрывке сказано о том, что пасторы больших церквей должны организовывать в своих больших общинах малые группы для приобретения душ. Но как насчет небольших церквей и членов-одиночек? Что же должны делать они?

Если в одном месте есть два или три человека, которые знают истину, дайте им возможность сформироваться в бригаду работников. Давайте им возможность держаться друг друга и не разрывать установленную связь, проявлять любовь и направлять друг друга для продвижения работы вперед, получая силу и энергию от помощи и поддержки других (там же, с.22).

Этот совет подразумевает, что даже два человека могут работать вместе как группа и быть более сильными в проповеди, чем если бы они работали по одиночке. Иисус высказал точно такую же мысль: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18:19).

Весть ясна. В каждой общине, независимо от ее размеров, процесс проповеди не будет удачным до того момента, пока отдельные члены, которые пытаются сделать что-то поодиночке, не соберутся вместе, чтобы молиться и работать в группах.

Бессильные малые группы

Многие группы собираются вместе с различными целями. Но для двух, трех или более людей недостаточно просто собираться вместе. Только когда «собраны во имя Мое — там Я посреди них» (Мф. 18:20).

Что это значит — молиться в малых группах «во имя Иисуса»? Это больше, чем просто упоминать Его имя в начале и в конце молитвы. «Это молиться в мыслях и духе Иисуса, в то время как мы верим Его обещаниям, опираемся на Его милость и делаем Его работу» (Путь ко Христу, с. 101).

Всесильные малые группы

Как только люди собираются вместе в разуме и духе Иисуса для того, чтобы совершать Его дело, они становятся сильными завоевателями душ. Идеальная малая группа — от восьми до двенадцати человек. Однако «двенадцать учеников» все-таки лучше, но Христос может совершить потрясающие вещи только через двух или трех из нас. Он ведь открыл Себя на Горе преображения только трем ученикам. Он может делать то же самое и сегодня. Он придет, чтобы быть прославленным в малых группах, которые собираются для Его прославления. Его присутствие станет стимулом духовного роста каждого отдельного человека в группе.

Дайте возможность малым группам собираться вечером, днем или ранним утром для того, чтобы изучать Библию. Дайте им иметь время молитвы с тем, чтобы они могли быть укреплены, просвещены и освещены Святым Духом. Такую работу Христос хочет совершать в сердце каждого служителя. Если вы откроете дверь, чтобы принять это, то вы получите великое благословение. Ангелы Бога будут рядом с вами. Вы будете черпать силу и энергию от листьев дерева жизни. Дайте возможность каждому рассказать о своем опыте простыми словами. Это принесет больше утешения и радости душе, чем все музыкальные инструменты, которые могут быть использованы в церкви. Христос войдет в ваше сердце. И только таким путем вы сможет достичь так необходимой вам целостности (Свидетельства, том. 7, с. 195).

Заметьте, как должна функционировать группа. Они должны вместе молиться, вместе изучать Библию и делиться друг с другом опытами. Результатом этого будет благословение, и Христос придет в ваши сердца! Что за замечательное обетование! Эта цитата заканчивается необычной мыслью о том, что только такими средствами христиане могут достичь целостности. Что это значит? Слово «целостность» означает быть законченными, полными, нераздельными. Христиане, в душах которых есть трещины, незаконченность, становятся единым целым в малой группе.

Задача для христиан заключается в том, чтобы «иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Но мы не научимся узнавать и любить друг друга, находясь в больших группах. Более тесные личные отношения начинаются тогда, когда люди заботятся друг о друге.

Очень трудно проводить служение с теми, кого мы плохо знаем. Точно так же другим трудно служить нам, если они не знают нас. Но как раз те самые люди, которых не знают большинство в церкви, могут быть теми, кто больше всех трудится для того, чтобы упорядочить свою жизнь. Очень часто эти люди не любят, и не заботится ни о ком в церкви, даже о самих себе. Они не ответственны ни перед кем, кроме Бога, но может случиться и так, что они также являются чужими для Него. Никто их не знает и поэтому никто не может обратиться к ним с вопросами: «А как дела у вашего сына? А вы уже нашли работу?» и так далее. Нужды таких людей не известны никому, и люди не стараются помочь им, так как их никто не знает.

Но предположим, что малая группа поставила своей задачей заботиться о таких людях и окружать их вниманием? Что за влияние группа могла бы иметь на таких изолированных, отчужденных или застенчивых и одиноких членов церкви!

«Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя» (Рим. 14:7). Мы влияем на других, а люди, в свою очередь, оказывают влияние на нас. Если мы каким-то образом отрезаны от влияния других христиан, то начинает страдать наша личная духовная жизнь. Мы теряем поддержку, такую нужную нам в духовной борьбе, чтобы достичь нашей духовной целостности. Мы должны питаться в малых, любящих группах, ведомых Святым Духом, с тем чтобы мы могли достичь духовного совершенства и помочь остальным сделать то же самое. Почему Бог так стремится установить группы в церкви? Так как Он хочет, чтобы члены Его Церкви были подготовлены и вооружены для служения по мере того, как они трудятся вместе друг с другом и вместе с Его Святым Духом и Его святыми ангелами.

Люди очень важны для Бога, и Его целью является спасение каждого. Он знает, что этот процесс может идти в малых группах лучше, чем в больших.

Представление Христа в семье, около костра и на небольших собраниях в личных домах обычно приносит больше успехов и результатов в завоевании душ для Христа, чем все те проповеди, которые проводятся на открытом воздухе или даже в залах и церквах (Служители Евангелия, с. 193).

Почему же малые группы так сильны в деле проповеди? Да потому, что «в таких небольших собраниях Иисус Христос Сам будет присутствовать, как Он обещал, и сердца будут затронуты Его милостью» ( Служение исцеления,

с. 152).

Бог желает вдохнуть новую энергию в Церковь через малые группы

На последней странице нашего церковного бюллетеня каждую неделю печатается цитата, которая постоянно вдохновляет наших членов. В ней говорится:

Пусть в каждой церкви будут хорошо организованные группы работников, которые трудятся для победы этой церкви… Пусть такая работа начинает проводиться без всякого промедления… Когда такие силы будут работать во всех наших церквах, тогда появится обновляющая, реформирующая, полная энергии сила в самой церкви, так как члены делают ту самую работу, которую Бог дал им делать (Служение благотворительности, 107, 108).Давайте внимательно рассмотрим это утверждение. Во-первых, «в каждой церкви». Имеется в виду и ваша, и моя церковь, и церковь вашего друга — любая церковь на любом континенте. Бог желает, чтобы группы развивались в каждой церкви, ни одна не должна быть исключением.

Вторая мысль, которую необходимо отметить, — это то, что эти малые группы должны быть «хорошо организованы», чтобы завоевывать души. Хорошая организация жизненно необходима. Это не должно переходить определенные рамки. Здесь и заключается разгадка того, почему многим группам не удается успешно функционировать. Они плохо организованы. «Все, что несет в себе далее слабый намек на работу для Бога, должно быть настолько близко к совершенству, насколько это возможно для человеческого ума» (Служители Евангелия, с. 460).

Это предложение стало целью и девизом нашей церкви. Лидеры групп старались организовать группы так тщательно, как это только возможно. Руководители и члены церкви были настолько вдохновлены советами Бога, что они отдали все самое лучшее, отдали самих себя на служение. Хотя даже в таком случае мы не застрахованы от ошибок, мы верим, что Иисус нам поможет.

Если пастор тратит очень мало времени на подготовку к служению и обучению лидеров групп; если пастор, руководители и члены церкви участвуют лишь в поверхностной, формальной молитве; если они не стараются и не прикладывают все свои силы, чтобы организовать малые группы со всей «тщательностью»; если они доверяют своим усилиям больше, чем Христу, — в таком случае успеха ждать не приходится. Безответственное, эгоистичное отношение — вот формула неудачников.

В последующих главах мы рассмотрим программы, которые были использованы в церквах Ван Нойс и Норуок, чтобы подготовить членов и руководителей к завоеванию душ через малые группы.

«Та самая работа…»

Служить людям через малые группы — вот «та работа, которую Бог дал им (членам церкви), чтобы они ее выполняли» (Служение благотворительности, с. 107, 108). Елена Уайт говорит, что очень немногие люди делают эту работу:

Беда многих в церкви состоит в том, что они делают все, что угодно, кроме того, что является задачей первостепенной важности, того, что Бог хочет, чтобы они делали. Они чувствуют, что не могут подойти к людям в простоте и попытаться во имя Иисуса приблизиться к их сердцам. Такая работа от сердца к сердцу очень часто игнорируется (там же, с. 108).

По мере того как члены вашей малой группы в церкви учатся подходить к сердцам людей с тем, чтобы их сердца открывались Иисусу, их собственные сердца будет переполнять радость. В этом есть чувство огромного удовлетворения, умиротворенности и облегчения, когда вы сознаете, что делаете ту саму работу, которая делает Иисуса счастливым. Очень неприятно находиться в состоянии, когда ты не знаешь точно, делаешь ли ты ту работу, которую должен делать. Но в процессе совершения работы Божьей есть нечто, что дает нам отдых. Когда мы ставим Его работу на первое место, то все остальное остается на втором плане.

Очевидно, что важность формирования малых групп становится первостепенной задачей каждой церкви, которая хочет сделать значительное усилие для завоевания душ. Что может быть более важным, чем определение того, какие методы вы и ваша церковь будете использовать для эффективной работы? И путь, по которому можно пойти, — это малые группы!

Следуйте примеру Иисуса, описанному в Священном Писании и в книгах Духа пророчества, и начните сегодня организовывать малые группы у себя в церкви. Это должны быть не просто какие-то группы, но тщательно сформированные в соответствии с моделью, связанной вместе общей целью, построенной на Слове Божьем и советах Елены Уайт. Для каждого, кто хочет проводить дальнейшие исследования по книгам Духа пророчества, вы найдете много материалов по малым группам, организованным для проповеди. Тех цитат, которыми я поделился с вами в этой главе, было достаточно, чтобы убедить меня начать работу с малыми группами, и я был более чем поражен достигнутыми результатами. Ваша церковь может испытать то же самое через использование силы малых групп!