История возникновения библейских бесед

Выражение «библейские беседы» дано Церковью АСД, и для некоторых, возможно, не вполне понятно. Чтение Библии, что само по себе является нашей христианской обязанностью, а также и несомненным преимуществом, — это одно дело, а библейские чтения с другими людьми, — дело совсем другое. Хотя это выражение понятно адвентистскому народу уже много лет, тем не менее в свое время было предложено заменить его выражением «как проводить библейские беседы», которое, по мнению большинства, более точно отражает сущность этого метода индивидуальной работы с людьми.

Пример применения метода индивидуальной библейской беседы мы находим в летописи ранней христианской Церкви (см. Деян. 18:2, 5, 24-28). Здесь повествуется о двух друзьях апостола Павла — Акиле и его жене Прискилле. Это были рядовые члены Коринфской церкви, ремеслом которых было делание палаток. Они были наставлены апостолом Павлом в вопросах веры и хорошо знали христианское учение. Столь велика была их ревность о Господе, что они при первой возможности старались разъяснить истину другим и не побоялись с этой целью обратиться даже к красноречивому Аполлосу, который был известен как муж, хорошо «сведущий в Писаниях».

Однако, хотя Аполлос был искренним служителем, ему недоставало познания истины того времени.

Слушая его, Акила и Прискилла сразу же заметили этот его недостаток. Сокрушаясь о том, что Аполлос находится в неведении, ничего не зная о драгоценной истине, которая уже была открыта им, они поступили так, как поступил бы на их месте всякий благоразумный христианин: они пригласили его к себе в дом, где точнее «объяснили ему путь Господень».

Как интересно, наверное, было присутствовать на этой библейской беседе, где два простых христианина, исполненные Духа Божьего и ревности к истине, разъясняли Аполлосу Священное Писание. Несомненно, в ходе беседы они просили его открывать Библию и читать соответствующий текст.

В результате этой беседы Аполлос принял новый свет и благодаря своему красноречию воздействовал на умы и сердца тех, кто слушал его, убеждая их принять истину в более глубоком значении.

Мы храним священную память об Акиле и Прискилле, которые своим благородным примером показали, как можно сделать Библию понятной и доступной другим людям. Подобно тому как среди адвентистского народа бережно хранится память об ученице Тавифе из Иопии, помогавшей ближним в их нуждах, точно так же должны помнить об Акиле и Прискилле те, кто служит ближним в деле духовного возрастания. Их пример побуждает каждого члена Церкви проводить библейские беседы как у себя дома, в кругу своей семьи, так и в домах своих соседей и друзей.

Дух пророчества указывает, что «мысль о проведении библейских бесед пришла к нам с неба» (Служители Евангелия, с. 192). Церковь, на которую возложена величественная и важная задача — возвестить первую, вторую и третью ангельскую вести, должна хорошо изучить методы библейской беседы, получившие одобрение Самого Бога.

Первая библейская беседа

Обстоятельства, при которых в наших рядах возник вопросно-ответный метод изучения, таковы: начиная с 1844 года, когда возникло адвентистское движение, трех-ангельская весть возвещалась главным образом посредством проповеди. Лидеры адвентистского движения хорошо знали Библию, и, беря из нее какой-нибудь текст, прямо с кафедры наставляли верующих. В помощь проповеди очень успешным и перспективным методом в деле возвещения истины оказалось распространение литературы, в котором принимали участие все члены Церкви.В 1882-1883 годах впервые был выработан метод проведения библейских бесед. О том, как это произошло, мы узнаем из воспоминаний пионеров адвентистского движения.

Проповедник С. Хаскелл, один из лидеров адвентизма и основатель миссионерского общества, прозванный «отцом миссионерского и литературного дела», как-то раз выступал с проповедью в дачной местности в Калифорнии, где отдыхало немало верующих людей. Калифорния и в то время была известна как прекрасный уголок природы, славящийся обилием солнца и цветов, а также хорошим климатом — идеальные условия для отдыха. Однако, читая в журнале «Ревью энд Геральд» об адвентистском собрании, которое произошло в 1882 году в этой местности, мы находим упоминание о «необычной грозовой буре», пронесшейся над некоторыми районами Калифорнии и вызвавшей наводнение, что сделало их труднопроходимыми. Такое необычное для этой местности явление вызвало у дачников, пришедших на собрание, немалое удивление. Тем не менее при столь необычных обстоятельствах Богу было угодно показать, что Свои намерения Он открывает детям Своим как и когда Ему угодно.

В середине проповеди, с которой выступал Хаскелл в то утро перед большой аудиторией, разразилась гроза, и рев разбушевавшейся стихии был настолько силен, что казалось, продолжать проповедь бесполезно, так как люди не могли расслышать то, что говорил проповедник. В этот момент Дух Святой побудил Хаскелла прибегнуть к необычному способу. Сойдя с кафедры, он прошел в центр помещения и собрал людей вокруг себя. Затем, вместо того чтобы продолжать проповедь, он указал тексты из Священного Писания, которые должны были читать собравшиеся в ответ на вопросы, которые он задавал. Например, он предложил такой вопрос: «Кто автор Священного Писания?» И кто-то из присутствующих четко прочитал такие слова: «Все Писание богодухновенно…» (2 Тим. 3:16, 17). Еще один прочитал другой отрывок: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:21). Затем вновь раздался звучный голос Хаскелла: «Для какой цели дано Писание?» И в ответ послышались слова: «Для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16, 17).

Все со вниманием ожидали следующего вопроса и ответа на него. «Что необходимо с нашей стороны?» Кто-то прочитал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Затем одна из женщин взволнованно произнесла: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою… Уставами Твоими утешаюсь; не забываю слова Твоего» (Пс. 118:11, 16).

Истины, высказанные таким образом, произвели на верующих глубокое впечатление. Было очевидно, что это новый и очень эффективный метод проповеди. На собрании, о котором идет речь, Елена Уайт не присутствовала. Однако обо всем происшедшем ей с волнением рассказал ее сын, находившийся там. На следующий день Хаскелл и другие проповедники встретились с Еленой Уайт. Вестница Божья сказала им, что собрание, о котором она слышала, происходило в согласии с тем светом, который она получила от Господа. Ей было показано в видении, как сотни и тысячи адвентистов с Библией в руках шли из дома в дом и проповедовали истину.

Одобрение нового метода проповеди воодушевило Хаскелла, и он тотчас же начал составлять план библейских бесед. Интересно отметить, что две первые темы библейских бесед, разработанные Хаскеллом, имели для верующих того времени важнейшее значение. С тех пор план этих бесед почти не изменился. Первая библейская беседа называлась «Пришествие Господа», вторая — «Суббота». Тот факт, что эти беседы включали в себя по 150 вопросов и еще большее количество текстов Священного Писания, свидетельствует о том, насколько они были поучительны. Однако следует заметить, что дальнейший опыт выявил непродуктивность столь длинных бесед. Ныне общеизвестно, что полезнее привести в ходе беседы несколько текстов, подобранных строго по теме, нежели множество мест из Библии, но без системы.

Руководство, выработанное адвентистами после того памятного собрания в Калифорнии, свидетельствует о библейских беседах как об одном из эффективнейших методов проповеди истины. В нем, в частности, говорится: «Мы рекомендуем всем общинам и группам адвентистов, соблюдающих субботу, по возможности проводить библейские беседы подобно тем, которые проводились в Калифорнии. С помощью таких бесед мы имеем возможность познать Священное Писание, а также ознакомить других с истиной для настоящего времени».

С тех пор проведению библейских бесед стало уделяться важное значение; в них должны были принимать участие как служители, так и рядовые члены Церкви. С 30 октября по 7 ноября 1883 года в Батл-Крике (штат Мичиган) были организованы десятидневные библейские курсы с целью подготовки верующих к евангельскому служению, особенно в деле проведения библейских бесед. Руководителем этих курсов был назначен С. Хаскелл. Затем всем адвентистам было разослано приглашение посетить эти курсы. Вот выдержка из него: «Мы призываем не только юношей и девушек, но и людей пожилого возраста. Даже убеленные сединой старцы с успехом могут ходить из дома в дом, рассказывая людям о тех благословениях, которые они получили от Бога, и изъясняя им Священное Писание».

В сообщении о первых библейских курсах говорилось следующее: «Курсы, имеющие целью дать подготовку в проведении библейских бесед, начались 30 октября в Батл-Крике; занятия проводились с неослабевающим интересом. Сюда съезжались умудренные опытом братья из различных уголков страны; столь многолюдного собрания у нас еще не было. Присутствовало свыше 300 человек, всех неизменно интересовали вопросы проведения библейских бесед. Число посещающих курсы возросло с нескольких сотен до тысячи и более, причем значительный процент составляли жители Батл-Крика. Проведение этих бесед будет продолжено на конференции, их возглавят проповедники из различных частей поля».

Во время этих курсов, привлекших внимание всех адвентистов к проведению библейских бесед и заложивших прочные основы этой работы, от вестницы Божьей был получен следующий совет: «Мы еще недостаточно содействуем успеху трудящихся на великой евангельской ниве. В служении мы должны поддерживать простоту, чтобы работа не превратилась в формальность. К делу Божьему нужно привлекать побольше кротких, благочестивых тружеников. Я знаю, что Господь с радостью примет их старания, если они посвятят себя Ему. Если они будут сотрудничать с Ним, то станут носителями света, сходящего на них от престола Божьего. В их бескорыстном служении будет явлен Христос. Таким образом, библейские беседы их стараниями станут средством распространения истины среди множества людей. Верующие мужчины и женщины имеют возможность успешно потрудиться на пользу этого благого дела. Наши сестры несут ответственность перед Богом за полученные от Него таланты, которые по их вине таятся под спудом».

В программы адвентистских колледжей стали включаться специальные занятия по проведению библейских бесед, а в ряде крупных городов создавались учебные центры, которые назывались городскими миссиями. В них под руководством опытных учителей осваивали теорию и практику студенты колледжей, а также члены Церкви всех возрастов. Изучая суть и значение трехангельской вести, а также способ ее возвещения с помощью проведения библейских бесед в домах людей, они должны были помимо этого по нескольку часов в день заниматься миссионерской работой: раздавать литературу, приобретать навыки знакомства с людьми и умения завязать с ними беседу. Словом, они должны были осваивать все, что связано с искусством проведения библейских бесед, которое составляет неотъемлемую часть той главнейшей из всех наук, которую мы называем «наукой приобретения душ».

Проведение библейских бесед согласно описанию Хаскелла

Проповедник Хаскелл в своих записях дает весьма интересное и поучительное описание проведения библейских бесед в те времена, когда эта работа только начиналась. Вот что он пишет: «Наиболее успешным для городских миссий по сей день представляется план проведения библейских бесед на дому и организация подписки на журнал «Знамение времени». Проведение библейских бесед, как правило, не ограничивается членами одной семьи. После первой такой беседы назначается вторая, на которую хозяева дома приглашают своих соседей. Таким образом, у членов семьи возникает желание привлекать к евангельской истине своих соседей.

На библейских беседах в подобных случаях присутствует нередко от пяти до пятнадцати человек. Все сидят вокруг большого стола, перед каждым лежит Библия. Задаются вопросы, касающиеся библейских тем, и кто-нибудь отвечает на них, или же читаются тексты, а все стараются найти им объяснение с помощью других текстов из Писаний. По субботам и воскресеньям проводятся собрания или беседы в помещении миссии. Библейские беседы проводятся также на кораблях. Некоторые из наших сестер подвизаются в этом деле с таким же успехом, как и наши братья. Научить членов Церкви со знанием дела проводить библейские беседы столь же важно и необходимо, как и дать им навыки любой другой миссионерской деятельности.

Кто-то имеет к этому виду миссионерской работы природные способности, тогда как других необходимо тщательно готовить… Одно ясно: Бог стоит за истину и поможет тем, кто не только ощущает свою нужду в Нем, но и осознает, насколько важно для них научиться трудиться на ниве благовестия с полной отдачей.

Журнал «Библейские беседы»

Чтобы поставить дело подготовки и проведения библейских бесед на прочную основу, Генеральная Конференция стала издавать ежемесячный журнал объемом в 24 страницы под названием «Библейские беседы».

Относительно издания этого журнала, вышедшего в свет в январе 1884 года, сестра Робинсон, первой среди женщин-адвентисток ставшая руководительницей по проведению библейских бесед, писала следующее: «Тем, кто подготовит и вышлет издателям четыре библейские беседы, будет оформлена бесплатная годовая подписка на журнал «Библейские беседы». Это предложение заинтересовало многих, и вскоре издательством было выпущено 12000 номеров. К концу года спрос на журнал настолько возрос, что двенадцать годовых номеров целесообразно было издать теперь отдельной книгой под названием «Библейские беседы». С этой книгой связано становление и дальнейшее развитие библейских бесед».

В годовом сборнике бесед было собрано 162 статьи, 2800 вопросов и ответов, диаграмм, примечаний и выдержек из текстов. Весь этот материал прислали в издательство более десятка авторов. Известный интерес для нас в связи в этим может представлять перечень тем, предложенных в сборнике, а также количество вопросов к ним.

Тема

Количество вопросов

Святилище

149

Закон Божий

111

Духовные дары

126

Десятина

98

Беседы

58

Новая земля

48

Суббота

61

Писания

27

Пророчества об Америке

104

2300 вечеров и утр

22

В 1891 году было выпущено исправленное и дополненное издание книги «Библейские беседы» под известным ныне каждому адвентисту названием «Библейские чтения в кругу семьи». С тех пор были изданы миллионы экземпляров этой книги. В сравнении с другими нашими книгами она получила наибольшее распространение. Эта книга стала руководством для тысяч верующих в исследовании истины и поныне является настольной книгой для тех, кто хочет «принимать участие в миссионерской работе: ходить из дома в дом и проводить библейские беседы» (Свидетельства, т. 9, с. 141).

Первый руководитель библейских бесед

В те дни считалось (как, впрочем, и теперь), что одно дело верить в эффективность библейских бесед как один из методов миссионерской деятельности, проявлять к ним определенный интерес и самому принимать участие в их проведении, и совсем другое дело — целиком посвятить себя этой благородной работе.

Сестра А. Робинсон, которая вместе с мужем принимала участие в подготовке бесед по методу проповедника Хаскелла, первой среди женщин возглавила проведение библейских бесед с членами Церкви АСД. Ее сын вспоминал о том, как ей было поручено провести первую библейскую беседу. Вот что он писал:«Это было в то время, когда адвентистам было предложено подготовить библейские беседы по вопросу об истине настоящего времени и прислать их в редакцию для публикации. Моя мать, жена адвентистского проповедника и опытный педагог, охотно откликнулась на просьбу издательства, послав несколько статей. Критический анализ в присутствии других братьев проводил проповедник Израиль. Авторство статей сохранялось в тайне. В этот момент он заявил собравшимся, что сегодня не вполне здоров и просит извинить его, что не может закончить начатый разбор.

После этого проповедник Израиль попросил сестру Робинсон продолжить критический анализ статей. Смущенная таким поворотом дела, моя мать поспешила заявить, что не сможет этого сделать, что она ни разу в жизни не проводила библейских бесед и потому просит назначить кого-то другого. Однако Израиль все-таки настоял на том, чтобы сестра Робинсон руководила проведением библейских бесед. Когда он покинул помещение, матери ничего не оставалось, как продолжить занятия. Это была ее первая беседа со слушателями. С тех пор она стала постоянно проводить библейские беседы. Она была одним из самых активных и талантливых руководителей в этом деле и до самой смерти (в 1933 г.) не покидала своего благородного поста».

Интерес к библейским беседам у приверженцев других вероисповеданий

Следует отметить, что адвентисты первыми разработали и освоили систему библейских бесед как важного средства распространения истины и что их примеру последовали некоторые другие конфессии. Но нетрудно понять, почему этот метод евангелизации имеет ныне немногих последователей. Большинство людей отступили от фундаментальной истины о том, что вся Библия есть Слово Божье и ее необходимо исследовать и воспринимать именно с этих позиций. Ныне наступило время возобновить движение за то, чтобы восстановить Библию в ее правах, поднять знамя Слова Божьего и указать людям на то, что Библия — это единственный надежный путеводитель. В связи с этим полезно обратиться к следующему высказыванию Елены Уайт:

«Многие, читая Писания, не могут уразуметь их истинного смысла. Души, жаждущие света, благодати, Святого Духа, возносят к небу молитвы, прошения и проливают слезы. Они находятся на пороге Царствия Божьего и ждут, когда их пригласят войти» (Деяния апостолов, с. 109).

Настало то время, когда адвентисты призваны стать носителями Божественной истины. Это время, когда «все небо с большим интересом наблюдает за Церковью, чтобы видеть, что делают ее отдельные члены для освещения тех, кто находится во тьме» (Христианское служение, с. 89).

«Откройте Священное Писание тому, кто находится во тьме, и вы не станете жаловаться на усталость и отсутствие интереса к истине. У вас появится забота о спасении душ и возникнет сознание того, что в вас пробудилась живая вера, наполняющая ваше сердце радостью. Вы увидите, что тот, кто из живительного источника напояет других, будет напоен и сам».