Значение индивидуальной работы с людьми

«Бог ожидает индивидуального служения от каждого, кому Он даровал познание истины настоящего времени» (Свидетельства, т. 9, с.30).

Прежде всего нужно разобраться в том, что значит «индивидуальное служение». Можно ли, обладая качествами библейского работника, тем не менее не иметь успеха в индивидуальной работе с людьми? И разве не всякое христианское усердие является индивидуальным служением?

Индивидуальную работу или служение можно определить как искусство проникновения в человеческое сердце. Библейский работник сам по себе может быть симпатичным человеком, уметь ясно, логично и доступно изъяснять Слово, иметь радушный прием в каждом доме. Но возникает вопрос: овладел ли он при всем при этом искусством проникновения в душу человека, искусством доверительной, дружеской беседы?

«Господь желает, чтобы Его благое Слово могло быть запечатлено в каждой душе. В значительной мере этого можно добиться путем индивидуальной работы с людьми. Таков был метод Христа. Он старался побеседовать с каждым человеком в отдельности. Нередко через одного человека истина становилась достоянием многих тысяч».Ничто не может заменить личного общения с людьми. Много времени ежедневно Иисус уделял тем, с кем Ему приходилось постоянно соприкасаться. Возьмем, например, Его беседу с женщиной-самарянкой, которая жарким днем пришла почерпнуть воды из колодца. Учитель, утомившись от дневного труда, отдыхал у колодца. Был полдень; Он пришел сюда не с тем, чтобы проповедовать или встретиться с кем-то. Тем не менее каждый момент Его жизни был невольным выражением Его заботы о спасении человеческой души. Как просто Он обратился к этой самарянской женщине, чье сердце было полно предрассудков; устав в пути, Он попросил дать Ему напиться. На свой неучтивый ответ женщина услышала слова, каких никогда не слышала раньше. Они открыли ей, сколь велика ее нужда как грешницы; Господь милостиво предложил ей Воду Жизни, которая раз и навсегда сможет утолить ее духовную жажду. Христос коснулся самых сокровенных тайников ее мятущейся души и побудил женщину признать ее личную нужду. Когда она откликнулась на Его призыв, Он попросил ее тотчас позвать всех, кого она знала, чтобы и они могли услышать чудные слова спасения. Вот это и есть «индивидуальная работа», «индивидуальное служение», которое Бог ожидает от тех, кому Он даровал познание истины.

Индивидуальный подход к людям имел и апостол Павел. В Книге Деяния Апостолов повествуется о том, что он весьма убедительно свидетельствовал перед царем Агриппой о своем обращении и использовал этот момент личного общения с царем, чтобы возвестить ему истину. Апостол Павел знал и о том, какую жизнь вел царь Агриппа, и о его великой нужде. Поэтому он старался использовать возможность запечатлеть в его сердце святое Слово Божье. Находясь под водительством Духа Божьего, Павел задает ему такой вопрос: «Веришь ли, царь Агриппа, пророкам?» И, не дожидаясь ответа, говорит: «Знаю, что веришь». Глубоко задетый словами Павла, Агриппа сказал: «Ты не много не убеждаешь меня сделаться Христианином» (Деян. 26:27, 28). Это еще один пример индивидуальной работы с людьми.

Как правило, такой метод служения заключается в личной беседе с каким-либо человеком. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы во время разговора ваш собеседник ощущал на себе действие Святого Духа и воспринимал истину не только разумом, но и сердцем.

Индивидуальную работу можно проводить в том доме, где кто-либо из членов семьи не подчинил свою жизнь Христу. Муж, жена, отец, мать, сын или дочь, сосед, друг, директор или рабочий — с каждым из них мы должны проводить личные беседы.

В связи с этим интересно следующее высказывание Елены Уайт: «Многие погибшие души могли бы быть спасены, если бы их ближние — простые люди — приложили усилия для этого. Многие ждут, пока к ним не обратятся лично. В каждой семье, среди соседей, земляков — везде для миссионеров Христа найдется работа. Если мы христиане, эта работа будет для нас счастьем. Как только человек обращается в веру, в его душе сразу же рождается желание поделиться с другими тем, какого драгоценного Друга обрел он в Иисусе. Спасительная и освящающая истина не может быть сокрыта в его сердце» (Христос — надежда мира, с. ориг. 141).

Жаждущих познания истины мы должны искать повсюду: в церкви, в кругу семьи, на ферме, в заводском цеху или в учреждении. Нам нужно неустанно просить Бога в молитве о том, чтобы Он в каждом конкретном случае помог нам понять, когда и с чего следует начать. Иисус призвал каждого из Своих учеников в отдельности в тот момент, когда они занимались повседневным трудом. В ответ на Его призыв четверо учеников оставили свои рыболовные сети и последовали за Ним. Матфей также не раздумывая расстался со своим прибыльным ремеслом. Метод Христа, которым Он пользовался в деле приобретения душ, привлек большое внимание евангелиста Иоанна. Он приводит почти два десятка случаев, когда Иисус лично беседовал с кем-то. Христос никогда не забывал про того, с кем Он однажды имел личную беседу. Вспомним ту памятную беседу Его с Никодимом, о которой говорится в 3-й главе Евангелия от Иоанна. Гордый фарисей не мог вычеркнуть из памяти тот свой разговор с Учителем. Однако лишь три года спустя он полностью обратился. Несмотря на то, что Никодим так долго пребывал в нерешительности, Иисус все же надеялся на него. Точно так же и библейский работник. Ни при каких условиях он не должен разочаровываться в людях. Он должен стараться соединить их со Христом нежными узами веры и любви. Нерешительному Петру Христос сказал: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22:32). Его неизменная любовь к Петру и заинтересованность в его спасении привели того к истинному обращению. Так и библейский работник должен проявлять твердую, непоколебимую веру и постоянно пребывать в молитве.

«Много может сделать усиленная молитва праведника». Пусть ваш собеседник знает, что вы молитесь о нем. Помогите ему в молитве обрести Бога. Если он не знает, как молиться, объясните ему, что несколько слов, выражающих искреннее смирение сердца, будут услышаны и не останутся без ответа. Молитва — это ключ к небесному сокровищу во всякое время нужды.

Как-то раз один верующий человек, занимаясь утром сбором пожертвований, подошел к двери бакалейного магазина, через которую входили и выходили покупатели. Войдя в помещение и увидев, что владелец магазина свободен, он подошел к нему и объяснил цель своего посещения. Бакалейщик пришел в неописуемую ярость и заявил, что не желает иметь ничего общего ни с этим делом, ни с Церковью вообще. Он рассказал о своей жене, которая, по его словам, была прекрасной христианкой, а теперь ее нет в живых, и он тяжело переживает эту утрату. Тогда верующий человек сказал ему, что он может встретиться со своей женой в день при-шествия Христа, но к этому надо готовиться. Когда в этих теплых, спокойных словах бакалейщик ощутил призыв отдать себя на служение Христу, слезы потекли по его лицу и в нем произошла чудесная перемена. Тихая молитва верующего совершила свое дело: необходимая помощь была оказана. Бог готов помочь нам во всякое время нужды.

Враг всякой правды неустанно стремится помешать трудящемуся на ниве Божьей. Тот, к кому обращен евангельский призыв, пользуясь его оружием, говорит: «Я не готов». Пока враг будет поддерживать в нем это состояние медлительности и нерешительности, исполнение намерений Божьих будет задерживаться. Будем на страже своей души: усердной молитвой и глубоким посвящением разорвем цепи нерешительности и сомнения. Бог надеется на Своих детей. Как же мы сможем огорчить Его? «Мы должны быть соработниками с Богом, ибо Он не желает завершить Свое дело без человеческого участия» (Христианское служение, с. 9). Вас не должна подавлять мысль о том, что мы недостойны сотрудничать с Богом в великом плане спасения. Наш первоначальный ответ на призыв к служению может быть подобен словам пророка Исайи, который воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами» (Ис. 6:5).

Исайя был призван совершить великую и трудную работу, в сравнении с которой призыв к рядовым членам Церкви идти из дома в дом с Библией в руках и проповедовать Евангелие кажется нам не столь уж значительным. Однако этот призыв исходит из того же Источника, и мы должны ответить на него в том же духе. Когда уст Исайи коснулись горящие уголья с жертвенника, он нашел в себе мужество сказать: «Вот я, пошли меня!»