Подготовка к библейской беседе

При изучении Слова Божьего необходимо прежде всего знать Библию, а также всем сердцем любить Бога и пребывать в близком общении с Ним. Без этого основного условия не может быть успеха. Интересна история про одну молодую женщину, которая как-то раз взяла в руки книгу, где описывался путь христианина в этой жизни, с намерением внимательно прочесть ее. Она не была христианкой, и у нее не возникало желания оставить светские удовольствия, поэтому книга показалась ей скучной. Прочитав несколько страничек, она отложила ее в сторону. Вскоре после этого она познакомилась с молодым человеком, чья жизнерадостность, искренность и высокая нравственная чистота покорили ее сердце. К своему удивлению, она вскоре узнала, что автором книги, в которой она не нашла ничего интересного, был ее возлюбленный. Ей захотелось узнать, что же он написал в ней. С этих пор книга приобрела для нее особое значение, стала вестницей вечных истин. В жизни своего друга она увидела отражение принципов, о которых шла речь в этой книге, и продолжала читать страницу за страницей с неослабевающим интересом. Такая перемена произошла в ней потому, что она познакомилась с автором этой книги и полюбила его. Точно так же и мы при изучении Библии должны ощущать тесную связь с ее Автором. В центре всякой библейской беседы должна стоять главная тема: «Христос и Его смерть на кресте как основа Евангелия». Сделайте Иисуса центром всякого упования. Христос — основание всякого истинного учения.

Рядовой библейский труженик в наши дни может иметь в своем распоряжении обширную серию разработанных библейских бесед, раскрывающих суть трехангельской вести и связанных в ней истин. Эти библейские беседы явились плодом многолетних исследований опытных служителей Евангелия и оказались необычайно эффективными в деле разъяснения истины. Ныне общепризнанно, что работникам, не имеющим опыта, лучше пользоваться этими умело подготовленными беседами, чем разрабатывать свои собственные. Наиболее полный сборник библейских бесед содержится в книге под названием «Библейские чтения в кругу семьи». В этой книге мы найдем свыше двухсот бесед, отвечающих почти на четыре тысячи вопросов. В них начинающий библейский работник найдет надежное руководство при проведении бесед с людьми.

Подготовка библейских бесед означает нечто большее, чем простое переписывание вопросов и ответов из брошюры или журнала. Как бы ни была привлекательна и глубоко продумана беседа, начинающий должен проработать ее сам. Чтобы сражаться с голиафами, бросающими вызов Божественной истине, он должен иметь в своих руках не оружие библейских символов, а свое собственное оружие и уметь владеть им.

Желательно прежде всего рассмотреть план и найти основу, на которой построена беседа. Хорошо бы также проследить ход мыслей того, кто составлял беседу, и постараться представить общую картину. Затем необходимо самому на основе личного опыта построить в соответствии с заданной темой здание истины. При этом мы можем использовать те же тексты и придерживаться того же хода мыслей, но делать это мы должны по-своему.

Из своего опыта начинающий должен внести в беседу нечто свое, но не с той целью, чтобы это «свое» предложить в качестве образца, а для того, чтобы расширить и углубить свои познания. Изберите тему беседы, подберите к ней тексты. Подготовьте вступление, основную часть и заключение. Поработайте над темой еще, учитывая слабые места вашей беседы, а также дельные замечания руководителя и слушателей. Прежде чем отправиться к людям с вестью истины, необходимо потренироваться в экспериментальной аудитории. Проведение бесед в такой аудитории принесет вам неоценимую практическую пользу. Избегайте подражания. В любых случаях старайтесь пользоваться своими методами. Если даже ваши познания в сравнении с познаниями других людей будут выглядеть недостаточно глубокими, все же, если вы выступите во имя Господа с оружием истины в руках, как некогда выступил с камнем и пращой в руке Давид, то вы непременно одержите победу.

«Бог намерен совершать Свою работу через тех, кто желает быть орудиями в Его руках» (Свидетельства, т. 96, с. 107). Бог избирает такие орудия, которые шлифуются и совершенствуются при всяком благоприятном случае, чтобы развить и применить на деле свои познания. Чтобы достичь этой цели, наши работники могут воспользоваться библейскими курсами, которые доступны каждому.

Что необходимо знать каждому библейскому работнику

Вовсе необязательно, чтобы каждый адвентист — служащий, рабочий или домохозяйка, которому в повседневной жизни часто представляется возможность открывать истину Слова Божьего другим, имел, скажем, такую же подготовку, как и штатный работник конференции, который постоянно помогает служителю в проповеди Евангелия и имеет в своем распоряжении целый список приглашений провести библейские беседы. Тем не менее каждому рядовому библейскому работнику необходимо хорошо знать следующее:

1. История адвентизма и выдающиеся даты, связанные с подъемом и развитием адвентистского движения.

2. Основные пункты вероучения Церкви АСД.

3. События, связанные со временем испытания, ожидающим каждого члена Церкви.

4. Основные доктрины, которых придерживаются другие церкви и религиозные течения.

Здесь почти неограниченное поле исследования для каждого, кто желает приобрести исчерпывающие познания. Однако в помощь адвентисту, занятому повседневной работой, мы решили включить в эту книгу краткую историю адвентизма, основные даты и факты.

Основные пункты вероучения Церкви АСД

Никто не может стать членом Церкви АСД, не познав и не приняв основных пунктов вероучения, на которых основана Церковь. Время от времени полезно вновь исследовать эти основные пункты вероучения с тем, чтобы иметь пред собой ясное видение истины и уверенно идти по избранному пути. Для рядового библейского работника особенно важно усвоить те пункты истины, которые указывают путь в Царство Божье, так как ему придется отвечать на множество вопросов и иметь дело с ошибочными воззрениями многих адвентистов. Мы должны хорошо знать основы вероучения и уметь приводить точные, бесспорные факты.

Время испытания, ожидающее каждого члена Церкви

Чтобы у нас не сложилось превратного представления, будто можно миновать искушения последних дней, полагаясь на авторитет других, а не на свой духовный опыт и познание в Слове Божьем, полезно вспомнить о тех увещеваниях и предостережениях, которые даны верующим людям последнего времени. Об этом мы читаем следующее:

«Члены Церкви будут испытаны каждый в отдельности. Они будут поставлены в такие обстоятельства, где им придется свидетельствовать об истине. Многие из них предстанут пред судьями и правителями мира сего. Однако они упустили возможность приобрести тот духовный опыт, который им так необходим сейчас, в этот момент кризиса. Они испытывают угрызения совести оттого, что пренебрегли данными им преимуществами и не использовали благоприятные возможности. Готовы ли вы как член Церкви быть испытанным в отношении познания истины и тех качеств, которые побудили вас стать адвентистом? Достаточно ли у вас посвящения, благочестия и святой ревности, чтобы устоять в тот момент, когда вы подвергнетесь искушению?»

«Придет время — и это так же верно, как то, что Бог говорит через меня, — когда вас повлекут к правителям и потребуют от вас отчета в нашем уповании. Время, которым мы часто не дорожим, мы должны посвятить приготовлению к предстоящему кризису. Такое поручение мы имеем от Господа» (Е.Уайт).

Кто любит истину, объединяющую адвентистов в один народ, и следует ей, должен заботиться о том, чтобы его свидетельство было понятным и определенным. Наше возвещение истины должно быть решительным и бескомпромиссным и в то же время исполненным духом любви.

Вилкокс, бывший в течение многих лет редактором журнала «Ревью энд Геральд», обращает наше внимание на высокий уровень служения, к которому должны стремиться как рядовые члены Церкви, так и ее руководители. В одной из своих статей он пишет: «Сатана использует любую возможность, чтобы ослабить четкую позицию адвентистов в вопросе возвещения вести для нашего времени. Мы должны более, чем когда-либо, поддерживать те великие фундаментальные истины, которые сделали нас народом. Если мы следуем истинам, благодаря которым мы стали адвентистами, они помогут нам сохранить это высокое звание до конца.

Мы можем выражать свою солидарность с другими церквами и организациями в достижении ими определенных целей. Мы можем объединиться с ними в деле пропаганды воздержания и проведении других нравственных реформ; но ни на одну минуту мы не должны забывать о том, что Бог призвал нас совершать особую работу — возвестить миру весть, предназначенную для настоящего времени. Пророческие слова, сказанные в отношении древнего Израиля: «Они будут жить одни и не будут числиться между народами», относятся к Израилю нашего времени. К такому уровню жизни и к такому положению Бог призывает Свою Церковь во все века. Он призывает Церковь Остатка, то есть последнего, заключительного периода, выйти из мира и отделиться. Если только мы будем таким народом и сумеем сохранить в себе отличительные черты этого народа; если только будем добросовестно, верно и непоколебимо возвещать вверенную нам весть, то мы можем ожидать, что благословение Божье будет неизменно сопровождать нас в нашей работе».

Основные пункты вероучения других церквей и религиозных течений

Составной частью нашей миссионерской подготовки должно быть знание нами основных пунктов вероучения других церквей и религиозных течений. Идя с Библией из дома в дом и открывая людям сокровища истины, мы можем сталкиваться с самыми разными учениями, которых они придерживаются. Многие из них в своих убеждениях вполне искренни и честно отстаивают свое вероисповедание. Немало тактичности и рассудительности требуется для того, чтобы пробудить в них желание исследовать возвещаемую нами истину и придерживаться того, что содействует их благу. В связи с этим библейский работник должен хорошо разбираться в основных вопросах вероучения, которого придерживаются другие церкви, с тем чтобы понимать точку зрения своего собеседника.

Необходимо помнить, что недостаточная подготовка, как правило, ведет к неудачной проповеди. Те, кто возвещает Слово Божье, должны быть наперед предостережены и вооружены, с тем чтобы никто не мог поколебать их ни в одном пункте их вероучения, чтобы они могли словом истины умело отражать и побеждать всякое заблуждение.

Подробно описать различные стороны церковных вероучений на страницах данной книги не представляется возможным.

Построение библейской беседы

1. План беседы.

Библейская беседа состоит из трех

частей:

а) введение;

б) основная часть;

в) заключение.

Вступление должно быть кратким, играющим роль введения в тему. Постарайтесь подобрать такое название темы, которое бы звучало ясно и доходчиво.

Основная часть содержит в себе весь ход беседы. Один текст вытекает из другого и поясняет главную мысль. Таким образом, шаг за шагом раскрывается Божественная истина в ее многогранном значении.

Заключение подводит итог всей беседы.

Необходимо запечатлеть в сознании слушателей ясно выраженную, определенную мысль. Заключение должно содержать следующее:

— резюме, или итог, всей беседы;

— четкий вывод;

— призыв принять истину и следовать ей.

Заключение должно быть кратким. Не следует приводить большое количество текстов; нужно завершить беседу естественно и просто.

Один из библейских работников предлагает в конце подготовленной беседы привести заключительный текст. Исследуя стих за стихом, читатель, естественно, не станет останавливаться на этом заключительном тексте, а пожелает узнать, какая же мысль содержится в нем. Секрет всякого повествования состоит в умении завершить его на самом интересном месте. Того же принципа следует придерживаться и при подготовке библейской беседы.

Вступление имеет большое значение. Основная часть беседы посвящена разъяснению Божественной истины. Заключение может усилить впечатление, возникшее у слушателя, или же ослабить его, в зависимости оттого, как оно составлено. При подготовке библейских бесед обязательно опирайтесь на три этих важных момента.

2. Краткость.

Это качество имеет исключительно важное значение. Ограниченное число библейских текстов, ясных и соответствующих теме, — залог успешного проведения беседы. Раньше при проведении библейской беседы использовалось от 100 до 150 текстов. Но опыт показал, что использовать такое количество текстов нецелесообразно. Ныне признано, что для раскрытия любой темы вполне достаточно порядка 10-20 вопросов-ответов. Если же раскрытие темы требует больше времени, необходимо тему разбить на части с соответствующими заголовками. Каждая часть должна быть логически завершена во избежание нагромождения фактов, относящихся к другим разделам, что может привести к возникновению путаницы в уме слушателя и затруднит восприятие.

3. Ограниченное число текстов.

Начинающий обычно стремится наиболее полно раскрыть тему. С этой целью он приводит массу текстов. Однако здесь нужно иметь осторожность. Чтобы дать необходимый совет, как правило, достаточно одного текста, хотя при этом можно было бы подобрать еще десяток других, также соответствующих теме. Иногда бывает целесообразно привести еще один-два дополнительных текста, чтобы подчеркнуть развиваемую мысль. Однако чаще всего одного текста вполне достаточно.

4. Связь текстов с темой.

Убедитесь, что каждый текст точно отражает ту мысль, которую вы хотите раскрыть. Сосредоточьте свое внимание на изложении текста строго по теме, не позволяя никаких отступлений, сколь бы интересными они ни были. Избегайте текстов, которые уводят слушателей от темы и создают путаницу. Строго придерживайтесь темы. Сохраняйте ясный ход мыслей. Это важное правило подчас упускает из виду даже опытный библейский работник. Несмотря на целый ряд удачных текстов и свободное изложение, можно все же иметь один существенный недостаток — утратить единство мыслей. В результате в сознании слушателей возникает путаница из-за обилия побочных идей, которые повисают в воздухе, вместо того чтобы служить надежной предпосылкой для заключительного вывода. Очень важно расположить тексты таким образом, чтобы они подходили один к другому, как звенья одной цепи, и в результате могли привести к ясному и доходчивому заключению.

5. Формулировка вопросов.

Имея в виду определенную мысль, которую вы желаете раскрыть с помощью текстов, задавайте вопросы таким образом, чтобы слушатель при чтении текстов мог убедиться в правильности своего ответа. Умение ставить вопросы очень важно. Формулируйте вопрос так ясно и просто, чтобы у слушателя появилось желание отвечать на него. Затем укажите соответствующий текст. Вопросно-ответный метод обладает тем преимуществом, что позволяет проводящему беседу формулировать свои вопросы таким образом, чтобы в соответствующих библейских текстах на них можно было бы найти ясный и точный ответ. Это один из видов проповеди Слова Божьего, когда Библия толкует сама себя без чьих-либо комментариев. Люди, которые не умеют исследовать Библию и считают ее трудной для понимания, с удивлением убеждаются, что она объясняет саму себя и притом так ясно, что эти объяснения понятны даже ребенку. Поэтому библейская беседа как метод имеет преимущество перед проповедью за кафедрой, когда проповедник в подтверждение высказанной мысли приводит тексты из Писаний. Когда же люди сами читают эти тексты, истина запечатлевается в их сознании с большей силой.

6. Запас знаний.

Подготовьтесь к беседе основательно, однако не старайтесь за один раз изложить по теме все, что вы знаете. Говорят, что библейский работник должен знать в десять раз больше того, что ему требуется по теме. Старайтесь излагать тему кратко, доходчиво и ясно и всегда помните, как важно иметь обширный запас знаний, которым можно воспользоваться в каких-то сложных ситуациях. Порой критически настроенные люди проверяют глубину знаний библейского работника, иногда неосознанно, но чаще с намерением сбить с толку и привести в смущение. Не старайтесь блеснуть вашим интеллектуальным багажом или знанием фактов, которые могли бы произвести впечатление на людей несведущих; однако мы тем не менее должны постоянно повышать свой уровень и быть готовыми в любой ситуации дать толковый ответ.

Как можно подготовить библейскую беседу, пользуясь следующими практическими советами

Изберите тему.

Прежде всего, решите, о чем вы намереваетесь провести беседу. Если тема неконкретна, то это, безусловно, отразится на всей беседе. При выборе темы следует учитывать три фактора:

1. Духовные нужды слушателей.

2. Актуальность темы.

3. Обстоятельства.

Вы должны стараться определить духовную нужду ваших слушателей и их уровень знания Библии. Нужно также молиться и о руководстве Духа Божьего, чтобы Он помог вам напитать нуждающихся духовной пищей. При проведении серии бесед, кроме того, необходимо соблюдать последовательность развития мысли.

Подберите подходящие тексты.

Избрав тему, вы приступаете к выбору текстов. Прежде всего отметьте тексты, которые всплывут в памяти при размышлении над темой. Когда вы больше ничего не можете вспомнить, возьмите Симфонию и по отдельным словам вы найдете еще ряд текстов, связанных с темой беседы. Целесообразно также посмотреть по книге библейских доктрин, не пропустили ли вы какой-нибудь текст. Подобрав нужные тексты, не пытайтесь тотчас же классифицировать их. Сделайте к каждому из них краткую запись, касающуюся основной мысли или цели, для которой можно использовать данный текст.

Составьте план беседы.

Когда вы подобрали необходимый материал, приступайте к составлению плана. План должен состоять из нескольких разделов, снабженных соответствующими заголовками. Эти разделы должны заключать в себе главные мысли, которые получат свое развитие в беседе. Поэтому им нужно дать краткие и ясные названия. Что касается количества разделов, на этот счет определенного правила нет, однако чем меньше их будет, тем лучше. Обычно достаточно трех-четырех. Постарайтесь расположить разделы таким образом, чтобы между ними была видна определенная взаимосвязь, а также их связь с темой. Например, составляя беседу о Втором пришествии Христа, можно составить такую схему:

Тема: Второе пришествие Христа.

Разделы:

1. Обетование пришествия Христа.

2. Каково будет пришествие Христа?

3. Когда явится Христос во второй раз?

4. Цель пришествия Христа.

Построив план беседы, займитесь расстановкой библейских текстов. Не следует использовать в беседе все подобранные тексты, чтобы она не оказалась слишком затянутой. Поэтому используйте только те тексты, которые наилучшим образом подходят к теме. Выбирайте наиболее простые из них, содержащие в себе конкретную мысль, которую вы хотите развить. Текст, который требует пространного объяснения, в беседу лучше не включать. Многие, особенно начинающие, стараются втиснуть в беседу слишком много материала, тем самым совершая ошибку. Перенасыщение даже самой лучшей пищей не приносит никакой пользы. Лучше разделить беседу на две части, чем за один раз преподнести слушателям больше, чем они могут воспринять. Разработайте основательно три или четыре вопроса, и ваша беседа будет иметь гораздо больше успеха, чем если бы вы пытались сообщить все, что можно сказать по данной теме. Чтобы раскрыть один вопрос, порой бывает достаточно и одного текста. Умейте вовремя остановиться. Если вопрос разъяснен, то дальнейшее растолкование его только ослабит впечатление.

Семь правил

1. В начале беседы постарайтесь использовать самый убедительный текст.

Первое впечатление обычно самое сильное, и оно надолго остается в памяти. Постарайтесь раскрыть основную мысль в самом начале. Это приблизит вас к цели. Веские слова в начале беседы рождают в сознании слушателей убежденность в том, что благодаря выстроенной системе рассуждений вы непременно достигнете поставленной цели.

2. Не прибегайте к трудным выражениям.

Истина Божья просвещает грешника. Ее лучи, проникая в омраченное грехом сердце, приводят такого человека к обращению. Однако его плотское сердце воспринимает духовное с большим трудом. Поэтому при разъяснении истины пользуйтесь простыми словами и приводите такие тексты, которые доходчиво и ясно подтверждают вашу мысль. Воздерживайтесь от разъяснения сложных текстов, по крайней мере, до тех пор, пока ваши слушатели не приобретут более глубокие духовные познания и не будут способны воспринимать «твердую» пищу.

3. Постарайтесь не задавать много вопросов. Достаточно задать шесть или семь вопросов. Желательно провести всю беседу за полчаса.

4. При ответе на собственные вопросы будьте кратки. Здесь имеются в виду вопросы, возникшие в ходе

беседы, на которые вам нужно дать ответы из Библии. Обо всем, что вы намерены сообщить слушателям, говорите лаконично. Помните, что Слово Божье — могущественная сила. Используйте те слова, которые наиболее ясно раскрывают принципы истины. Остальное предоставьте Духу Святому, Который обладает способностью убеждать слушателей.

5. Заканчивая беседу, приведите текст, который как бы подведет итог сказанному. Еще раз подчеркните те места, которые вы недостаточно осветили, чтобы слушатели не пришли к неверному заключению. Обобщите всю тему, чтобы слушатели имели возможность проследить весь ход беседы. Вновь подчеркните ту истину, которую вы высказали вначале. Затем сообщите тему следующей беседы, чтобы таким образом пробудить у слушателей интерес к дальнейшему исследованию.

6. Формулируйте каждый вопрос таким образом, чтобы избранный вами текст точно отвечал на него.

Не задавайте вопросов, на которые вам приходится отвечать своими собственными словами. Пусть на вопросы отвечает сама Библия, иначе люди могут сказать: «Это ваши слова, а не то, чему учит Библия». Ваши слова могут показаться неубедительными. Силой убеждения обладает только Слово Божье.

7. Старайтесь на каждый вопрос отвечать только одним библейским текстом.

Избегайте всякого усложнения. Ставьте своей целью помочь слушателям сохранить в памяти донесенную до них истину. Лишние доказательства приводят лишь к путанице. Обычно на один вопрос достаточно ответить одним текстом.

Пособия для библейских бесед

Пособий, необходимых библейскому работнику, немного, но каждое из них играет важную роль для достижения успеха в деле Евангелия.

1. Библейский справочник должен быть среднего формата, иметь четкий шрифт и хороший переплет. Это главное пособие библейского работника. Библейский справочник приобретается на всю жизнь. Ссылки и примечания, которыми он снабжен, делают его вдвойне полезным для каждого.

2. Симфония. Лучше если это будет полная симфония. Особо хотелось бы рекомендовать Симфонию с ключом к еврейским и греческим словам.

3. Книги, статьи, посвященные доктринальным вопросам, и периодические журналы.

4. Подшивки из газет и журналов. Газетные и журнальные вырезки надо сгруппировать под соответствующими заголовками для удобства поиска нужного материала. Исторические факты, разбор пунктов истины, текущие события, комментарии известных писателей или проповедников при разъяснении истины окажутся для вас весьма ценным материалом.

Последовательность тем

Красота и притягательная сила Божественной истины запечатлевается в душе человека лишь тогда, когда он видит в ней гармоничное целое. Истины, которые несет в себе трехангельская весть, подобны звеньям одной цепи, связанным между собой. Нарушить последовательность тем значило бы прервать эту цепь. Истину о Христе нужно возвещать последовательно; стих за стихом и правило за правилом, пока отдельные звенья ее не образуют единую гармоничную цепь.

Последовательность тем имеет очень большое значение. Библейские беседы, которые проводятся рядовыми членами Церкви, естественно, не могут отличаться той четкой системой, которая прослеживается в миссионерской деятельности работников полей. Тем не менее те, кто идет из дома в дом и проповедует Слово Божье, должны владеть искусством сочетания тем в их последовательности сообразно обстоятельствам.

Конкретного правила, как строить последовательность тем, не существует. Многое зависит от склада ума тех, кто участвует в беседах, а также от опытности того, кто их проводит. В таких случаях нужно предоставить Святому Духу полное руководство. Наряду с этим существует наработанная расстановка тем, подготовленных опытными библейскими работниками. Эти серии могут служить хорошим руководством при составлении бесед.

Последовательное расположение тем библейских бесед основано на Евр. 6:1, где сказано: «Оставивши начатки учения… поспешим к совершенству». Начиная со Слова Божьего, темы бесед шаг за шагом идут по восходящей линии вплоть до двадцать пятой, завершающей темы «Духовные дары». Они разбиты на пять разделов. Из «Царства» читатель, как по ступенькам, поднимается до «Спасения», а оттуда — до «Реформы», «Жизни» и «Совершенства».

Ниже приводится еще одна серия тем, которые с успехом могут быть использованы библейскими работниками.

1. Чем окончится история мировых государств? (Дан. 2)

2. Откровение Божье для людей. (Богодухновенность Библии)

3. Как понимать Библию?

4. Приближение конца мировой истории. (Второе пришествие)

5. Следует ли ожидать пришествия Христа в наши дни?

6. Посредством чего люди получают спасение?

7. Тысячелетнее Царство.

8. Что такое Небеса и где они?

9. Три ступени, ведущие к Небесам?

10. Существует ли мерило праведности?

11. Два закона.

12. Знамение Божье для нашего времени.

13. Попытки доказать отмену субботы.

14. Испытание Божье в наши дни. (Суббота)

15. Где находятся умершие?

16. Каков наш долг перед Богом? (Десятина)

17. Разъяснение пророчества, относящегося к последнему времени. (Семьдесят седмин)

18. Какое дело совершает Христос в наши дни?

19. Далек ли от нас День суда?

20. Печать Божья и начертание зверя.

21. Строгость Божья. (Послушание закону о соблюдении субботы)

22. Верный памятник Христа. (Суббота)

23. Как сохранить здоровье?

24. Истинное стадо. (Церковь Христа)

25. Дух Пророчества.

26. Ступени христианского совершенства.

27. С чего начинается новая жизнь? (Крещение)

В тех случаях, когда представляется целесообразным проведение библейских бесед в полном объеме, мы рекомендуем серию из восемнадцати бесед в таком порядке: 1, 3, 8, 9, 5, 7, 11, 12, 14, 16, 21, 23, 15, 24, 25, 26, 27.

Библейские работники, имеющие большой опыт проведения бесед, могут пользоваться несколько иной расстановкой тем, приводимой ниже:

1. Второе пришествие Христа.

2. Тысячелетнее Царство.

3. Признаки пришествия Христа.

4. Состояние умерших.

5. Святилище.

6. Пророчество о 2300 днях.

7. Два закона.

8. Христос и суббота.

9. Что говорит Новый Завет о первом дне недели?

10. Седьмая глава Книги Даниила и отмена субботы.

11. Язычество и папство. Роль США в пророчестве.

12. Начертание зверя.

13. Семь последних язв.

14. Пришествие Илии.

15. Христианские обряды.

17. Десятина.

18. Духовный рост членов Церкви.

19. Дух Пророчества.

20. Два завета.

21. Последний призыв на Вечерю Господню.

В серию бесед дополнительно можно включить специальные темы:

1. Что должен делать человек, чтобы обрести спасение?

2. Как Бог относился к нарушению закона?

3. Вера.

4. Молитва.

5. Истинный свет.

6. Вечный завет.

7. Завет мира.

8. Лисинята.

Руководители библейских бесед, предлагающие придерживаться вышеупомянутой последовательности при распределении тем, исходят из следующего: «Разъяснение пунктов истины должно быть последовательным. Сначала нужно объяснить то, что просто для понимания, а потом более трудное». В тему библейской беседы не следует включать те пункты истины, с которыми слушатели еще не ознакомлены. Чтобы понимать их, слушатели должны прежде получить соответствующую подготовку, иметь познание некоторых фундаментальных истин. Например, какая тема предшествует «Тысячелетнему Царству»? Естественно, что такой темой является «Второе пришествие Христа». События, которые произойдут прежде, чем будет связан сатана, должны быть изложены в первую очередь. Иначе в голове слушателей возникает путаница: они не будут знать, о чем идет речь. Точно так же прежде, чем говорить о начертании зверя, необходимо познакомить слушателей с тем, что такое зверь и его образ.

Школьный учитель никогда не станет проводить со своими учениками уроки алгебры, не познакомив их прежде с элементарными правилами математики. Точно так же обстоит дело и с разъяснением некоторых сложных пунктов вероучения. Предположим, будет разбираться тема «Семь последних язв», хотя еще ничего не известно о Святилище, 2300 вечерах и утрах и следственном суде. Но как можно говорить о язвах, если они будут изливаться в конце времени благодати или в конце суда? Как связать их с первой чашей, которая изольется на людей, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его? (Откр. 16:2).

И можно ли раскрыть эту тему в свете намерений Божьих, не исследовав прежде 13-ю главу Книги Откровение, дающую характеристику зверя и образа его? Беседа о гневе Божьем проводится с целью предостеречь людей от Божьего возмездия. Это возмездие постигнет тех, кто отвергает печать Божью, соблюдение субботы как дня и принимает начертание зверя — соблюдает установленный людьми первый день недели. Из всего сказанного видно, к чему приводит нарушение четкой последовательности тем. Красота и гармония возвещаемой истины тускнеет и не оказывает должного влияния на слушателей.

Приводим полный перечень тем библейских бесед, предлагаемых начинающему библейскому работнику:

1. Слово Божье.

2. Пророчество 2-й главы Книги Даниила.

3. Второе пришествие Христа.

4. Признаки пришествия Христа.

5. Тысячелетнее царство.

6. Участь нечестивых.

7. Обитель спасенных.

8. Пророчество 7-й главы Книги Даниила.

9. Христос — наш Первосвященник.

10. Следственный суд.

11. Закон и Евангелие.

12. Суббота.

13. Суббота в Новом Завете.

14. Начало соблюдения воскресного дня.

15. Происхождение злых ангелов.16. Добрые ангелы и их служение.

17. Природа человека и состояние умерших.

18. Спиритизм.

19. Борьба между Христом и сатаной.

20. Печать Божья и начертание зверя.

21. Долг христианина.

22. Иисус спасает погибшее.

23. Вера.

24. Церковные обряды.

25. Драгоценные обетования.

26. Храм тела.

27. Услышанная молитва.

28. Работа Святого Духа.

Иногда к каждой из этих тем прилагаются соответствующие тексты, оказывающие помощь при размышлении над ней. С этой целью двадцать восемь тем выпускаются с приложением, состоящим из «Пророческой карты» и указателя тем. Это так называемый «Краткий курс библейских бесед» для людей, занятых на работе. Там, где обстоятельства не позволяют провести все 28 бесед, библейский работник должен уметь провести сокращенную серию этих бесед. По возможности нужно проводить по две беседы в неделю, учитывая, что в наш бурный век короткие серии более эффективны по времени и более доступны для восприятия. Ввиду этого целесообразно также комбинировать темы. Не следует считать, что сокращенный курс библейских бесед может дать такую же основательную подготовку, как и более полный. Однако он может пробудить в слушателях интерес к посещению евангельских собраний и к самостоятельному исследованию Священного Писания с помощью заочных библейских курсов. Библейский работник должен уметь перестраивать свои намеченные планы сообразно конкретным обстоятельствам.

Сокращенная серия библейских бесед включает в себя следующие темы:
Серия 1

1. Пророчество 2-й главы Книги Даниила.

2. Признаки пришествия Христа.

3. Христос — наш Первосвященник.

4. Следственный суд.

5. Природа человека и состояние умерших.

6. Закон и Евангелие.

7. Суббота.

8. Начало празднования воскресенья.

9. Печать Божья и начертание зверя.

10. Иисус спасает погибшее.

11. Драгоценные обетования.

12. Обитель спасенных. Серия 2

1. Второе пришествие Христа.

2. Тысячелетнее царство.

3. Природа человека и состояние умерших.

4. Закон и Евангелие.

5. Следственный суд.

6. Суббота.

7. Печать Божья и начертание зверя.

8. Работа Святого Духа.