Поиски благоприятных возможностей для евангелизации

Очень часто рядовой библейский работник не достигает желаемого успеха в своем миссионерском труде из-за неумения перейти от тщательной теоретической подготовки к практической работе с людьми. Порой он спрашивает себя: «С чего мне начинать? Как мне отыскать благоприятные возможности для проведения библейских бесед?»

Будучи христианами, мы ведем борьбу с хитрым врагом. Он не берет в расчет искренность наших намерений и серьезность нашей подготовки. Ему важно одно — преградить путь к успеху на ниве Евангелия. Стремясь добиться этого, он наносит существенный вред намерению Божьему — завершить евангельскую работу во всем мире путем объединенных усилий служителей и рядовых членов Церкви. Пусть каждый труженик бодрствует, чтобы быть способным противостоять любым уловкам сатаны запугать и лишить его мужества. Пусть каждый доверится руководству Святого Духа.

Всякий, кто становится служителем Божьим, должен тщательно ознакомиться с евангельским поручением (см. Деян. 1:8). Из Книги Деяния Апостолов мы узнаем, что начало евангельской работы было положено в Иерусалиме. Отсюда следует, что начинать миссионерское служение надо в том городе или селе, где вы живете. Начните эту работу в своей семье. В притче о потерянной драхме (Лк.15:8-10) заключен принцип, которого мы должны придерживаться, трудясь на ниве Евангелия. Чтобы найти потерянную драхму, женщина поступила следующим образом: прежде всего она зажгла свечу, которая символизирует Слово Божье (Пс. 118:105); и когда свет Божьего Слова осветил дом, была обнаружена нечистота греха. После того как нечистота греха была удалена, начались поиски утерянной монеты. Притча ясно свидетельствует о том, что потерянная драхма была найдена. Поиски женщины не оказались напрасными. Чувство радости наполняет ее сердце, и она тотчас же сообщает добрую весть своим подругам. Точно так же и мы с помощью Слова Божьего должны отправиться на поиски гибнущих душ. Но прежде мы должны очистить свое сердце от всякой нечистоты греха, которая становится ясно видна под лучами Божественного света. Только после этого наши поиски увенчаются успехом. Драгоценная душа будет найдена — в своей ли семье, в семье соседей, знакомых, а то и вовсе незнакомых людей.

О том, как начать евангельскую работу, мы читаем следующее: «Трудитесь везде и повсюду. Начните с того, кто к вам ближе всего, — с собственной семьи, сколь бы скромным и незначительным вам ни казалось это дело. Идите к своим соседям и окружите их вниманием настолько, чтобы их сердца были согреты вашим бескорыстным служением и любовью. Имейте к ним сострадание; молитесь за них и ищите возможности сделать для них доброе дело. Соберите вокруг себя несколько человек и откройте их омраченным сердцам Божье Слово. Не проходите мимо своих ближних без слова утешения или ободрения, чтобы, если возможно, спасти хотя бы некоторых» (Служители Евангелия, с. 336, 337). Возможностей для проведения библейских бесед с людьми очень много, больше, чем когда-либо. В связи с этим мы читаем такие слова:

«Многие, читающие Слово Божье, не могут постичь его истинного значения. Вопрошающие взоры мужчин и женщин, исполненные тоски и надежды, устремлены к небу. В трепетной молитве и слезах обращаются к Богу те, кто жаждет получить Святого Духа и иметь свет истины и благодати. Многие находятся у границы Царствия и готовы откликнуться тотчас, как только их позовут».

Сотни, тысячи вестников посылает Бог на евангельскую ниву и поручает им идти из дома в дом и проповедовать Слово Божье. Самое главное для библейского работника — иметь такое расположение духа, которое позволило бы Духу Божьему вести его за Собой к тем людям, которые ищут света.

Примером того, как Дух Святой помогает воспользоваться благоприятным случаем для проведения библейской беседы, может служить рассказ о Филиппе во времена раннехристианской Церкви (см. Деян.8:26-35).

«Филипп и ефиоплянин символизируют собой ту работу, к какой Господь призывает Свой народ. Ефиоплянин отображает широкий слой людей, нуждающихся в таких миссионерах, как Филипп. Миссионеры, подобные Филиппу, слышат голос Божий и идут туда, куда Он посылает их. Многие в этом мире читают Слово Божье, но не могут понять его истинного значения. Эти души нуждаются в тех мужчинах и женщинах, которые имеют познание о Боге и готовы возвестить им Его Слово».

Ныне так же, как и во дни Филиппа, Дух Господень помогает тем, кто доверил свою жизнь руководству Божьему, найти искренних искателей истины. Такие встречи с людьми, которые становятся возможными благодаря Духу Божьему, приносят обильные плоды.

Контакты с людьми

1. Литература.

Распространение среди людей печатных изданий способствует четкой организации и проведению библейских бесед по темам, которые в них указаны. Этот метод налаживания контактов с людьми является одним из самых давних и успешных. Наметьте для себя квартал или несколько кварталов и заходите в каждый дом, предлагая людям литературу, способную пробудить в них живой интерес к истине. Вы можете посоветовать им прочесть различные брошюры и журналы. Каждую неделю приходите в те же дома с новой литературой, подобранной таким образом, чтобы истина могла возвещаться в четкой последовательности. Таким образом завязываются знакомства и беседы, которые приводят к прекрасным результатам. Важно, чтобы работа по распространению литературы шла в ногу с проведением библейских бесед, являясь как бы подготовительным этапом или частью миссионерской работы.

Один из способных и опытных руководителей библейских курсов — секретарь Миссионерского отдела Церкви АСД дает в связи с этим следующий совет: «Опыт показал, что в подавляющем большинстве случаев для работников открыты двери тех домов, в которых внимательно и систематически изучается наша литература. Это обстоятельство выдвигает перед нами чрезвычайно важную задачу. Дело в том, что тысячи наших тружеников, на протяжении многих лет распространяющих литературу, не видят плодов своего труда. Одна из главных причин этого заключается в том, что они не умеют пробудить в читателях интерес к исследованию Слова Божьего. Такой интерес, как правило, возникает в процессе посещения людьми евангельских собраний или в результате участия в библейских беседах. Очень многих мы оставляем в неведении, тогда как могли бы приобрести их для Царствия Божьего, если бы вместе с раздачей литературы старались привлечь их к систематическому участию в библейских беседах. Только немногим читателям понятна программа библейских бесед настолько, чтобы они обратили на нее особое внимание и изъявили желание получить ее. Следовательно, им нужно помочь в этом. Краткая разъяснительная работа с целью привлечения читателей к библейским беседам, проводимая одновременно с распространением литературы, дает хорошие результаты. К примеру, можно обратиться к одной из читательниц с таким письмом:

«Уважаемая Мария Ивановна! Уже несколько недель вы получаете журнал нашего издательства «Признаки времени». Надеюсь, вы читаете его с интересом. Может быть, некоторые из статей вам не совсем ясны и вы желали бы более подробно познакомиться с учением Библии о тех тревожных событиях, которые происходят в современном мире? Часто наши друзья, читающие нашу литературу, выражают желание принять участие в библейских беседах, которые мы проводим в индивидуальном плане. Такие беседы, каждая из которых занимает не более тридцати-сорока минут, мы могли бы проводить один раз в неделю и у вас дома. Я уверен, что вы найдете такие беседы весьма полезными и по достоинству оцените их. Когда я сам, читая журнал, заинтересовался важными событиями, отображенными в нем, мой добрый друг и наставник разъяснил мне их значение и пробудил во мне стремление к дальнейшему исследованию Священного Писания. Вскоре мне захотелось поделиться с другими открытыми мне истинами, и это побудило меня исследовать Слово Божье вместе с ними, что я предлагаю и вам, уважаемая Мария Ивановна. Я буду весьма рад, если вы позволите мне провести у вас библейскую беседу в любое удобное для вас время. Если вы не возражаете, я приду во вторник в половине третьего. Будет очень хорошо, если вы захотите пригласить кого-то из друзей. Я уверен, что мы проведем это время с большой пользой. Итак, до свидания, до встречи во вторник».

2. Радиовещание.

Радиопередачи, звучащие в эфире, слушают миллионы людей во всем мире. Благодаря радио весть Третьего Ангела обрела крылья. Ныне радио — одно из важнейших средств возвещения людям спасительной евангельской вести. Слушателей наших передач можно найти в любом городе, в любом селе. Они могут поддерживать постоянную связь с «Голосом Пророчества» и другими радиостанциями, а также получать нашу литературу и уроки библейских курсов. Однако все эти методы евангелизации должны сочетаться с индивидуальными посещениями и проведением бесед. Если мы будем регулярно посещать те дома, где люди слушают наши радиопередачи, поощрять их в этом и привлекать к участию в библейских беседах, тогда двери многих домов будут открыты для Благой вести и евангельская работа по радио будет еще более эффективной.

3. Заочная библейская школа.

Для многих людей печатные библейские беседы служат хорошим пособием для самостоятельного изучения Библии. Однако у них могут возникнуть вопросы, которые они хотели бы лично обсудить с тем, кто проводит эти беседы. Здесь для рядовых библейских работников открывается широкое поле деятельности. Необязательно проводить систематические беседы с тем, кто занимается изучением Библии. Достаточно время от времени давать ему дружеские советы, что пробудит в нем интерес к дальнейшему исследованию и поможет ему стать истинно верующим человеком.

4. Евангельская работа.

В то время как библейские работники оказывают проповедникам всестороннюю помощь в евангельской работе, рядовые члены Церкви также могут быть активными миссионерами, распространяя литературу и посещая людей, которые проявляют интерес к истине. Но все это они должны делать под руководством проповедника. Они должны сотрудничать с ним, вместо того чтобы забегать вперед, стараясь разъяснить какой-то вопрос вместо него. Таким образом рядовые служители могут оказать проповедникам существенную помощь и в то же время приобрести глубокое познание истины и большой опыт работы с людьми.

5. Сбор добровольных пожертвований.

Ежегодно от имени миссий сборщики добровольных пожертвований посещают тысячи домов. В этом проявляется всесторонняя и наиболее интенсивная деятельность Церкви. Она охватывает богатых и бедных, знатных и простых людей всех национальностей. Основная цель этой деятельности — сбор средств для работы евангельских миссий. Но наряду с этим здесь имеет место и миссионерский труд.

Одним из видов такой работы является проведение библейских бесед с теми, кто проявляет желание больше знать об истине. Фамилии и адреса таких людей обычно сообщаются сборщиками добровольных пожертвований. Сбор добровольных пожертвований дает широкую возможность налаживать личные контакты с людьми.

6. Случайные встречи.

В повседневной жизни у нас нередко появляется возможность сказать несколько слов случайному попутчику в поезде, автобусе, трамвае или в ожидании транспорта. Завязавшийся разговор мы можем перевести на религиозную тему и пригласить собеседника посетить библейское собрание. Агент или почтальон, который заходит к вам в дом, может быть в числе тех, кто читает Священное Писание, но не понимает его истинного значения. Такие люди стремятся к свету. Если Дух Святой скажет вам: «Пойди к этому человеку и скажи: «Разумеешь ли ты, о чем читаешь в Писаниях? И понятно ли тебе значение событий нашего времени?»» — не медлите повиноваться святому зову. Нередко в ответ вы можете услышать такие слова: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» Такие случаи — благоприятная возможность для вас завязать с человеком знакомство и пригласить его на беседу.

7. Доброжелательное отношение к соседям.

Дружелюбие стоит нам недорого, однако ценится очень высоко. Поддерживайте со всеми соседями добрые отношения. Если вы любите делиться с соседями тем, что у вас есть, к примеру плодами, выросшими в вашем саду или на огороде, то их симпатии будут на вашей стороне. Если вы проявляете сострадание к людям и оказываете им поддержку во время болезни или несчастья, то двери многих домов будут открыты для вас. Каждый, кто занимается в библейской школе, обязан провести определенное число библейских бесед с теми, кто не является членом Церкви. Чтобы добиться этого, можно поступить так: пойти к соседу или другу и сказать, что вы, обучаясь в библейской школе, проходите практику и вам необходимо провести ряд библейских бесед со своими знакомыми. Ваш сосед или друг может откликнуться на вашу просьбу. Такие встречи будут весьма полезными и поучительными как для вас, так и для вашего собеседника.

8. Книгоноши.

Миллионы книг доставляются людям на дом нашими книгоношами. Обычно после раздачи книг книгоноша спешит по другим адресам. Однако весьма важно по прошествии некоторого времени еще раз посетить тех, кому он вручил книги, с тем чтобы укрепить и развить в них интерес к истине. Такие посещения открывают благоприятную возможность пригласить людей на библейские беседы. В каждой общине должны быть списки интересующихся адвентистской литературой, а учащиеся библейской школы обязаны посещать таких людей и помогать им исследовать истину.

9. Приглашения на дом.

Необязательно проводить библейские беседы в домах других людей. Весьма полезен такой совет по этому поводу: «Пригласите соседей к себе домой и исследуйте вместе с ними драгоценное Слово. Призовите их к совместному участию в пении и молитве». Члены одной адвентистской семьи, чей дом находился возле проселочной дороги, прибили к калитке дощечку с надписью, которую мог прочесть каждый прохожий. Надпись гласила о том, что в этом доме в определенные дни проводятся библейские беседы и для участия в них приглашаются все желающие. Это необычное объявление привлекло внимание многих, и в результате люди стали собираться на беседу. Как правило, объявления вывешивают для того, чтобы привлечь внимание туристов и других приезжих рекламой или сообщениями о продаже товаров. А тут вдруг людей призывают: «Приходите вместе с нами исследовать Слово Божье».

10. Кулинарные курсы.

Домохозяйки, как впрочем и многие другие люди, проявляют большой интерес к искусству приготовления пищи. Члены Церкви, хорошо знакомые с многочисленными рецептами в этой области, могут организовывать кулинарные курсы, которые послужат базой для исследования Библии. Разъясните связь основ физического здоровья с духовным состоянием человека. Говоря об умеренном питании, о пользе вегетарианства, подведите слушателей к пониманию истины, где взору исследователей откроются бесценные вечные сокровища.

11. Общительность.

«Если люди приглашают вас к себе домой, воспользуйтесь этой возможностью. Раскройте перед ними Библию и начните изъяснять великие истины, которые содержатся в ней. Ваш успех будет зависеть не столько от вашего знания и образованности, сколько от способности найти путь к сердцам людей. Будучи общительными, вы сможете овладеть вниманием -слушателей быстрее, чем с помощью самых красноречивых слов. Беседа о Христе в домашних условиях или же в небольших собраниях, устраиваемых в частных домах, нередко оказывается более успешной в деле приобретения душ, чем проповеди, произносимые перед многочисленной аудиторией» (Служители Евангелия, с. ориг. 193).

Всегда готовы дать ответ

К библейским беседам не всегда можно приготовиться заранее. Так же не всегда имеется возможность проводить их регулярно, по заранее намеченному плану. Бывают случаи, когда необходимо засвидетельствовать свою веру в трехангельскую весть без подготовки среди суетливой толпы людей, пришедших в магазин за покупками, а может быть, даже среди собравшихся в зале суда. В таких случаях ни полный, ни сокращенный курс библейских бесед помочь не может. Нужно всецело положиться на Духа Святого, Который напомнит то, что изучалось ранее. Поэтому библейский работник должен неустанно исследовать Слово Божье и быть всегда готовым с кротостью и смирением дать убедительный ответ из Писаний. Таким образом он сможет участвовать в евангельском служении во всякое время и на всяком месте.

Использование благоприятных возможностей

Договорившись о проведении библейской беседы, необходимо сдержать свое слово: прийти точно в назначенное время и приступить к беседе. Впервые идя на встречу со слушателями, библейский работник обычно испытывает большое волнение. Память о первой беседе остается у него на всю жизнь. Воспоминания одной молодой женщины о первой проведенной ею беседе могут оказаться весьма полезными для многих начинающих библейских работников. Она рассказывает следующее:

«Наверное, никто не был столь робок, как я, когда откликнулась на призыв идти из дома в дом и проповедовать Слово. Никогда не забуду мою первую беседу и то волнение, какое я испытала при этом, видя, что незнакомый мне человек открывает Библию и говорит об истинах, которым я была научена».

Многие студенты из близлежащего колледжа проводили свои летние каникулы в «Городской миссии». Там опытные преподаватели вели курсы по изучению библейских доктрин, распространению литературы; они рассказывали слушателям о том, как договориться о проведении библейских бесед, как проводить их в различных условиях, учили умению убеждать слушателей в Божественной истине.

«Преподаватели весьма наглядно и убедительно разъясняли студентам, какое место должна занимать библейская работа в связи с проповедью трехангельской вести; и каждый студент был искренне рад принять участие в этом благом деле. Со времени полученного видения прошло много лет, но то, что в нем было открыто, не потеряло своего значения».

Библейские занятия с самого начала включали в себя теорию и практику. Занимающиеся на курсах поочередно проводили библейские беседы перед большой аудиторией. Затем эти беседы подвергались критическому разбору. Такой разбор был полезен, так как содействовал приобретению опыта. Несколько часов в день отводилось евангельской работе вне стен аудитории, распространению литературы и поиску возможностей для проведения библейских бесед.

«Примерно в середине курса студентов посылали по указанным адресам для проведения библейских бесед на дому. Мне выпало провести занятие в одном из пригородов, куда нужно было добираться трамваем и автобусом. И вот я отправилась туда. Моя задача казалась мне столь ответственной, что по мере приближения к месту назначения я волновалась все сильнее. Наконец объявили мою остановку, и я вышла из автобуса. Найти улицу и нужный дом не составило труда. Подходя к дому, я мысленно обратилась к Богу за помощью. Затем, войдя в подъезд, позвонила. На пороге появилась миловидная женщина с добрым лицом. Ее приветливый вид вселил в меня уверенность. На мой вопрос: «Здесь ли проживает госпожа Иванова?» она ответила: «Да, это я». И в свою очередь спросила: «А вы, наверное, тот библейский работник, который должен посетить нас сегодня?» Не осмеливаясь приписать себе столь высокое звание, я смущенно ответила, что пришла, чтобы провести свое первое занятие, и рада с ней познакомиться».

После этого мы уселись за письменный стол, положив перед собой Библию и записную книжку. Прежде всего мы преклонили колени для молитвы. Слова, произносимые нами, были какие-то робкие и неуклюжие, но они шли от чистого сердца. И в тот миг Дух Святой почил на нас и наполнил благословенным миром. С этого момента между нами, казалось, возникло взаимопонимание, растопившее лед отчужденности, и мы стали самыми лучшими друзьями — сестрами в великой семье Божьей, так как я нашла в этой женщине искреннего и серьезного искателя истины.

«Слово Божье» — такова была тема нашей первой беседы. Сначала прозвучало вступление, затем один за другим были прочитаны тексты из Священного Писания. Никогда эти тексты не казались мне столь значительными и привлекательными! Каким восторгом было наполнено мое сердце, когда я объясняла моей единственной слушательнице Слово Божье и замечала, с каким интересом она слушает и воспринимает истину. Казалось, что она нашла в Библии именно то, что Бог желал открыть ей и каждому человеку. Вскоре мы расстались как друзья-христиане в ожидании новой встречи на следующей неделе.

Это было началом моей долговременной библейской работы, которую я потом проводила во многих городах. С тех пор я еще не раз испытывала волнение при встрече с какой-либо трудностью, однако воспоминание о моей первой беседе подкрепляло меня. Отправляясь на встречу с людьми, я неизменно ощущала в себе присутствие Святого Духа, Который помогал мне побеждать трудности и давал мужество и мудрость. Я могу с уверенностью сказать, что «открывать Божье Слово другим людям — это большая радость». Я радуюсь тому, что ныне в этом благом деле участвуют подобно мне многие члены Церкви».

Призыв звучит ко всем, кто имеет познание истины настоящего времени. Каждый должен начать свою работу с первой библейской беседы. Если вы еще не применяли полученные знания на практике в евангельской работе с людьми, то постарайтесь сделать это как можно скорее. Победив робость и смущение, вы испытаете великую радость служения, какой вы не знали раньше.

Ответы на вопросы, которые могут возникнуть в связи с проведением беседы

У библейского работника может возникнуть целый ряд вопросов, связанных с проведением библейских бесед на дому с одним человеком или с группой людей. Поэтому было бы полезно рассмотреть наиболее часто встречающиеся вопросы и дать ответы на них, основываясь на опыте многих библейских работников.

1. Сколько времени должна занимать библейская беседа?

Исключая краткие приветствия при встрече и при расставании, библейская беседа не должна превышать тридцати — сорока пяти минут (но желательно не более получаса). Будьте конкретны, точны и практичны. Никогда не затягивайте беседу сверх намеченного времени. Каждого человека ждут другие дела, и время для него дорого. Краткое приветствие при встрече и при расставании будет оценено людьми по достоинству.

2. Как часто должны проводиться библейские беседы?

Обычно проводится по одной беседе еженедельно.

Практика показала, что это наиболее разумный план проведения бесед. Впрочем, могут быть и исключения, когда допускается две и даже три беседы в неделю. Это делается для того, чтобы в кратчайший срок изучить весь цикл бесед.

3. Сколько текстов из Писания следует использовать в одной беседе?

В среднем вполне достаточно от пятнадцати до двадцати хорошо подобранных и точно соответствующих теме текстов. Некоторые темы можно раскрыть с помощью десяти текстов, тогда как для других тем их необходимо двадцать и более. Помните, что люди в основном незнакомы ни с Библией, ни с тем, как находить тексты. Поэтому если в одной беседе приводится большое количество текстов, внимание слушателей рассеивается и беседа может стать для них утомительной. Нужно стремиться к краткости и ясности изложения.

4. Целесообразно ли проводить беседу не только с тем, к кому вы пришли, но и с теми, кто захочет принять в ней участие? Если да, то сколько человек должны присутствовать на беседе?

Беседа с одним человеком наиболее целесообразна для начинающего библейского работника. Индивидуальная дружеская беседа часто приносит наилучший результат. Не менее важно при этом поддерживать связь с другими членами семьи и стараться заинтересовать их всех. Возможно, ваш собеседник захочет пригласить на беседу одного или двух друзей. Не возражайте против этого. Бывают случаи, что на беседу приходят от десяти до двадцати человек. Такой группой руководить трудно. Зато перед вами открываются широкие возможности. Каждый член группы должен иметь перед собой Библию, уметь находить нужный стих и читать его по очереди. Проводящий беседу должен учитывать желание собеседников. Однако по возможности ему надо придерживаться намеченного плана, потому что в таком случае истина раскрывается с большей последовательностью и слушатели имеют возможность задавать вопросы по ходу беседы и высказывать свое мнение.

5. Как должен вести себя библейский работник при встрече с людьми?

При встрече с людьми перед началом беседы, как правило, возникает небольшой разговор, общее знакомство и т.д. Эти минуты необходимо использовать для того, чтобы создать атмосферу дружелюбия и заинтересованности. Нужно осведомиться о состоянии здоровья тех, кто по болезни не может присутствовать на беседе, уделить внимание престарелому или больному члену семьи, в которой вы проводите беседу, подружиться с детьми и стараться во всем проявлять сочувствие и внимание. Держаться нужно естественно и просто, не быть чопорным, но говорить о возвышенном, не допуская легкомыслия. Не забывайте про цель посещения, зная, что ваше посещение — это не случай поговорить и провести время, а прежде всего поручение от Господа. Не пускайтесь в пространный разговор, который уведет вас от цели посещения и помешает вам своевременно приступить к объяснению темы. Приходите для проведения беседы точно в назначенное время, всем своим поведением свидетельствуя, что, хотя вы и явились с дружеским визитом, поручение, возложенное на вас, весьма важно и требует серьезного отношения.

6. Как скоро по окончании библейской беседы работник должен расстаться со своими собеседниками?

С той же предусмотрительностью, как и при встрече с людьми, библейский работник должен отнестись и к моменту расставания с ними. Подойдя к концу беседы и в нескольких словах обобщив сказанное, необходимо проститься с присутствующими, и как можно скорее, не желая показаться навязчивым или невежливым. Всякий разговор по окончании беседы может отвлечь внимание от того, что было сказано. Работник должен позаботиться о том, чтобы ничто не могло испортить впечатление от беседы. Сказав несколько учтивых слов на прощание и договорившись о следующей встрече, он должен покинуть дом. Иногда, желая выразить свою признательность, хозяйка дома приглашает собравшихся после беседы за стол. По возможности от этого нужно отказаться, тактично объяснив, что библейские беседы — это не вечеринки, при которых уместно застолье. В то же время необходимо всячески дать понять, что вы искренне благодарны за любезное приглашение.

7. Должна ли библейская беседа походить на богослужебное собрание?

Библейский работник должен проводить беседы так, чтобы они не были похожи на официальное религиозное собрание. Он приходит в дом как близкий друг, а не как проповедник. Не следует своих собеседников поучать, их нужно наставлять.

«Близкая, дружеская беседа — наиболее эффективное средство возвещения истины. В кругу семьи, в доме соседа или у постели больного — всюду можно с Библией в руках открывать людям Божье Слово и возвещать им утешительную весть об Иисусе» (Свидетельства, т. 6, с. 426-429).

8. С чего нужно начинать библейскую беседу?

Библейскую беседу всегда следует начинать краткой,

но искренней молитвой. С Библией в руках нужно обратить внимание своих собеседников на то, что Книга, которую они будут исследовать, не похожа ни на какую другую книгу и что без помощи Святого Духа ее постичь невозможно. Поэтому необходимо просить у Бога мудрости и руководства свыше. Если беседа проводится с верующими людьми, то можно перед началом попросить кого-нибудь из присутствующих совершить молитву. В этих случаях следует поступать весьма тактично, чтобы не привести кого-либо в смущение. Благоразумнее всего, по крайней мере на первых порах, молиться тому, кто проводит беседы.

9. Каково должно быть положение собравшихся во время молитвы?

Во время молитвы желательно преклонить колени. Однако там, где это может показаться неудобным и вызвать смущение, лучше молиться стоя с наклоненной головой. Если беседа проводится среди католиков и других верующих, которые научены молиться стоя на коленях, проводящий беседу также должен преклонить колени; в противном случае собравшиеся могут отнестись к нему с некоторым неуважением. Там, где люди привыкли к коленопреклоненной молитве, призыв открывающего собрание «преклонить колени для молитвы» кажется естественным, и все склоняют колени. Люди не сразу привыкают к молитве в тесном домашнем кругу. Поэтому необходимо быть очень внимательным и предусмотрительным, чтобы не дать кому-либо повода к смущению. Видение, которое было дано вестнице Божьей, показывает, как нужно вести себя в подобных случаях: «В семейном кругу за столом сидели два библейских работника. В руках они держали раскрытую Библию и возвещали людям Иисуса Христа как Спасителя, дающего им прощение грехов. Затем все в искренней молитве обратились к Богу, и сердца присутствующих смягчились под влиянием Духа Божьего. Из их молитв исходила обновляющая сила. Я видела, что в момент объяснения Слова Божьего из Библии исходили мягкие лучи света».

Молитвенный дух более важен, чем то положение, которое мы занимаем во время молитвы.

10. Когда и каким образом должна оканчиваться библейская беседа?

Составьте беседу таким образом, чтобы она оканчивалась на самом интересном месте. Остановитесь на таком моменте, который вызвал бы у слушателей интерес к дальнейшему исследованию. Школьный учитель хорошо знает психологию своих учеников и понимает, что успешное усвоение изучаемого предмета во многом зависит от объяснения материала. Насколько оно будет динамичным и увлекательным для них, настолько он сможет удержать их внимание до конца урока. Автор любого сериала следует тому же принципу. Он прерывает каждую главу на самом интересном месте словами: «Продолжение следует». Того же принципа следует придерживаться и в разъяснении библейских истин. Составьте свою беседу таким образом, чтобы в конце ее в сознании слушателей могла сложиться общая картина того, что будет изучаться в следующий раз, и чтобы у них возникли жизненно важные вопросы. Каждый стих должен служить ступенькой на пути к величественной истине. И хотя беседа сама по себе может казаться оконченной и содержать определенный вывод, тем не менее необходимо позаботиться о том, чтобы в самом конце пробудить у слушателей интерес к дальнейшему исследованию Божественной истины, которая отчетливо вырисовывается в их сознании, как отдаленная величественная вершина.

Когда вы достигнете этой кульминационной точки, окончите беседу коротко и определенно. Достаточно остановиться на основных моментах и вплотную подвести слушателей к теме следующей беседы. В дальнейшем беседы можно оканчивать конкретным призывом ходить во свете. В заключение надо совершить краткую молитву. На этот раз желательно, чтобы при совершении молитвы участники беседы стояли. После собрания необходимо по возможности быстрее распрощаться со своими собеседниками во избежание посторонних разговоров, которые могут ослабить впечатление, произведенное на сердца людей Духом Святым.

11. Уместны ли пение и музыка перед началом библейской беседы?

Многое зависит от общей обстановки и настроения участников беседы. Если в помещении есть какой-либо музыкальный инструмент, можно предложить перед началом беседы спеть знакомый псалом. Нужно выбрать такой псалом, который бы соответствовал теме и подчеркивал содержание беседы. Целесообразно, но не всегда обязательно начинать беседу с пения. Если проводящий беседу не может руководить пением и рядом нет никого, кто мог бы аккомпанировать на музыкальном инструменте, то в этих случаях благоразумнее от пения воздержаться. В общем и целом домашняя библейская беседа не должна походить на официальное богослужение.

12. Как нужно обращаться с Библией?

Библия — самая священная из всех книг, и с ней следует обращаться благоговейно. Библию мы должны считать самым высшим авторитетом. На нее не следует класть ни блокноты, ни книги, ничего постороннего. Мы должны почитать ее как Слово Божье, которое может быть для нас запахом на жизнь, но может оказаться и запахом смертоносным на смерть. Некоторые из проповедующих, особенно те, кто выступает за кафедрой, чтобы подчеркнуть какой-либо момент, заносят свой кулак над Библией, орудуя им, как молоточком аукционера. Будем помнить о том, что наша задача — не блеснуть красивым или выразительным жестом, а разъяснить истину.

«К Слову Божьему мы должны относиться с благоговением. Библия должна быть для нас самой почитаемой Книгой. С ней нельзя обращаться небрежно и нельзя ее использовать для неблаговидных целей. Никакое изречение из Библии нельзя приводить ради шутки или для того, чтобы показать свое остроумие» (Воспитание, с. 244).

13. Обязательно ли, чтобы каждый из присутствующих имел Библию и следил за текстами в ходе беседы?

Такой метод проведения беседы надо всячески поощрять. Может оказаться, что в доме, где вы проводите беседу, нет Библии. В таком случае захватите с собой еще одну-две Библии с тем, чтобы каждый из собеседников был обеспечен драгоценной Книгой. Разъяснив, сколь важно каждому иметь Библию, предложите тем, у кого ее нет, приобрести ее.

14. Что делать в том случае, если участвующий в беседе не умеет находить тексты и не знает расположения библейских книг?

Такие случаи нередки, и библейский работник должен знать, как при этом поступить. Не спешите. Дайте собеседнику время найти нужный текст. В то же время можно ему подсказать, что Книга Откровение, как известно, последняя книга Библии или Книга Иеремии — это одна из книг Ветхого Завета, страница такая-то и т.д. Иногда необходимо помочь собеседнику найти указанный текст. Не приступайте к чтению текста до тех пор, пока участники беседы не найдут его. Будьте тактичными, ведите себя просто, чтобы никому не дать повода к смущению. Со временем участвующие в беседе научатся находить тексты быстрее. Когда вы заметите, что они приобрели в этом определенный навык, выскажите одобрительное замечание.

15. Уместно ли просить собеседника читать тексты вслух?

Это зависит от обстоятельств. Когда участвующему в беседе предлагают прочитать текст, он обычно с радостью делает это, а вся беседа становится более интересной и оживленной. Если же кто-либо не привык читать вслух и боится произнести какое-то слово неправильно, не следует просить такого человека читать текст, чтобы не смутить его. Будьте в таких случаях осмотрительными.

16. Какое положение следует занимать проводящему беседу? Должен ли он стоять или сидеть?

Проводить беседу лучше сидя, за исключением, разумеется, тех случаев, когда собралось много народу. Когда слушателей много, тогда беседа носит характер домашнего собрания. Выступающий должен стоять, чтобы его могли слышать все. Когда библейский работник и слушатели сидят за столом, каждый с Библией в руках, тогда возникает атмосфера дружеского общения, чего трудно добиться в большом собрании, где выступающему приходится стоять.

17. Как должен поступать проводящий беседу в том случае, когда беседа чем-то прервана?

Беседы, проводимые на дому, могут часто прерываться. В этом отношении проповедь с кафедры перед большим собранием имеет несомненное преимущество. Слушатели сидят молча, и ничто не прерывает беседу. Однако библейским работникам приходится проводить беседы на дому, нередко в кругу большой семьи. В таких случаях они должны знать, что делать, если что-либо помешает беседе, например, звонок неожиданного посетителя, плач ребенка или же внимание, которое нужно срочно уделить детям. Проводящий беседу должен сохранять спокойствие и терпение, восстановить нить беседы и вернуть слушателей к тому моменту, на котором беседа была прервана. Когда внимание слушателей чем-то отвлечено, благоразумно войти в молитвенное состояние. Это один из тех трудных моментов, когда на просящего нисходит обилие благодати.

18. Как нужно относиться во время беседы к детям, находящимся в доме?

Когда на беседе присутствуют дети, их нужно привлекать к исследованию Слова. Достаточно бывает дать им в руки Библию и предложить перелистывать страницы вслед за взрослыми. Если дети умеют читать, попросите их прочесть какой-нибудь коротенький текст. Нужно стараться заинтересовать детей с тем, чтобы они оставались спокойными и не мешали матери сосредоточиться на беседе. Многие библейские беседы практически сводятся к нулю из-за частых перерывов, связанных с детьми, которые не привыкли видеть свою мать сидящей среди дня с книгой в руках и стараются использовать этот необычный случай, чтобы привлечь к себе внимание присутствующих. Иногда случается, что женщине приходится брать с собой детей, когда она намерена посетить соседей, чтобы провести с ними беседу. В таком случае детям нужно объяснить, как важно это посещение и не менее важно, чтобы они вели себя на людях тихо и были послушными. Воспитанные дети являют собой красноречивое свидетельство влияния истины на семейную жизнь.

19. Когда и каким образом проводящий беседу должен удостовериться, понятна ли слушателям рассматриваемая истина и каково их отношение к ней?

Человек темпераментный обычно старается высказать свое мнение либо за, либо против того, что говорилось об истине. Но есть люди молчаливые, внимательно прислушивающиеся к тому, что говорится, следящие по ходу беседы за текстами, но не высказывающиеся о том, согласны ли они с объяснением истины или нет, верят ли они в нее или нет. Проводящий беседу должен добиваться того, чтобы слушатели выразили свое согласие с тем, о чем шла речь. Не бойтесь задавать такие вопросы: «Что вы думаете о пройденной теме? Понятна ли она вам? Понятно ли вам, что это есть учение Библии?»

Таким образом можно добиться того, чтобы слушатели высказали свое мнение, свидетельствующее, понятно им то, о чем шла речь, или нет. А это, в свою очередь, даст вам возможность в случае необходимости провести дальнейшее объяснение по данной теме. Удостоверьтесь в том, что присутствующие восприняли истину, а не только в том, что им было просто интересно слушать. Некоторым людям необходимо разъяснять истину неоднократно и многообразно. Способный и внимательный работник следит за тем, чтобы в сознании слушателей возникло полное понимание и ясность. Согласие с каждым последующим моментом в разъяснении истины побудит слушателя принять окончательное решение повиноваться повелениям Божьим. Во время беседы необходимо искать момент, когда можно обратиться к присутствующим с евангельским призывом. Однако при этом важно соблюдать осторожность, чтобы призыв был понятен и звучал естественно. Работники на ниве Божьей должны постоянно молиться о руководстве Святого Духа, чтобы знать, когда и каким образом призывать людей стать на сторону Бога.

20. Какую подготовку должен иметь библейский работник, чтобы правильно отвечать на возражения по поводу истин, которых придерживаются адвентисты седьмого дня?

Это требование чрезвычайно важно, потому что враг всякой истины неустанно направляет свои стрелы неверия, насмешек и клеветы на всех искренних свидетелей Божьих. Хотя нам и не следует страшиться, так как истина будет для нас «щит и ограждение», тем не менее длянас важно серьезно подготовиться, чтобы на возражения скептиков дать ясный, вразумительный ответ. Хорошо знать, на чем основана критика противников истины. Это дает библейскому работнику значительное преимущество. И хотя несмотря на все наши старания мы можем оказаться в затруднительном положении, Дух Святой подскажет нам верный ответ и пошлет милость и благодать для благовременной помощи. В большинстве случаев возражающие против истины твердо придерживаются своих убеждений. В беседе с ними необходимо быть тактичным, терпеливым и снисходительным. При объяснении Слова Божьего люди должны видеть нашу убежденность и верность Богу. О важности серьезной подготовки писал служитель Евангелия Вернер: «В основательной подготовке таится секрет уверенного и свободного изложения мыслей, секрет высокой образованности и культуры. От нее зависит внутренняя логика беседы, которую сознательно или неосознанно воспринимают все слушатели. Проводить же беседу, обладая скудным запасом знаний, — значит подвергнуть себя риску быть уличенным в невежестве и лишиться доверия людей. Надежный проводник, ведущий за собой слушателей по узкому пути истины, пользуется их неизменным доверием».

В призыве Духа Пророчества мы находим такие слова: «Возлагая на себя священную обязанность учить других, вы вместе с тем возлагаете на себя обязанность досконально исследовать каждую тему, которую вы хотите раскрыть в своей беседе».