Проведение библейской беседы

Осветив вопрос предварительной подготовки к евангельской работе с людьми, в которой должны принимать участие рядовые члены Церкви, мы переходим к рассмотрению методов проведения библейской беседы, которые, как показала практика, оказались наиболее удачными. Методы беседы

Пример Спасителя.

Стремясь возвестить истину таким образом, чтобы люди могли воспринять ее, мы должны внимательно изучить метод, которым пользовался в Своих проповедях наш Спаситель.

«Он разъяснял истину просто, без всяких прикрас. В Его изложении она выходила величественной и прекрасной. Его речь была чиста, благородна и ясна, как струящийся поток. Для тех, кто привык слушать лишь скучные, однообразные поучения раввинов, Его голос казался подобным самой мелодичной музыке. Но несмотря на то, что Его слова были простыми, «Он учил как власть имеющий…» Его учение было основано на Священном Писании, к Которому Он относился как к непререкаемому авторитету. О чем бы Он ни говорил, Он говорил так убедительно, что противоречить Его словам, казалось, было невозможным» (Христос — надежда мира, с. 253). Христос учил людей с помощью притч. Он прибегал к событиям и явлениям повседневной жизни как к средству, благодаря которому мысли людей можно было направить на созерцание духовных истин. Он вникал в насущные нужды и интересы людей так, как в них может вникнуть лишь тот, кто хорошо знаком с людскими проблемами. Пример такого подхода мы видим в повествовании о беседе Иисуса с самарянкой. Женщина пришла к колодцу, чтобы набрать воды, и Иисус привлек ее внимание тем, что стал говорить с ней о воде и о том, что в данный момент интересовало ее. Посредством простой просьбы — напиться воды из колодца — Он преподал ей Божественный урок о живой воде. Если бы Он прочитал ей длинную проповедь, изобилующую множеством текстов, то лишился бы возможности просветить ее грешную душу Божественным светом. Однако посредством простой беседы, в основе которой лежал взаимный интерес, был открыт путь к разъяснению вечной истины. Другой подобный пример мы видим в рассказе о бога-том юноше, который подошел к Иисусу и спросил, что ему необходимо сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус выделил в беседе то, что интересовало молодого человека более всего. Да, юноше нужно было посвятить и себя самого, и свое богатое имение служению Богу ради приобретения жизни вечной.

Пример апостолов.

Апостолы учились у Великого Учителя. Их обучение основывалось как на проповеди, так и на примерах из жизни. Поэтому отнюдь не случайно именно у апостолов мы находим наиболее совершенные методы возвещения Божественной истины. Ниже приводится краткая характеристика Евангельской работы апостолов:

1. Учили как свидетели (Деян. 2:32).

2. Говорили о том, что видели и слышали (Деян. 4:20).

3. Свидетельствовали и увещевали (Деян. 2:40).

4. Проповедовали во имя Иисуса Христа (Деян. 4:10-13).

В наши дни в центре всякой беседы также должен находиться Иисус Христос. Теория истины необходима, чтобы люди могли увидеть стройную цепь истины, составленную из отдельных звеньев. Однако ни одну беседу нельзя проводить, не показав в ней Христа распятого как основание всего Евангелия» (Служители Евангелия, с. 158).

В рассказе о Филиппе и евнухе ефиоплянине мы видим, что их беседа началась в тот момент, когда евнух был увлечен чтением; Филипп разъяснил ему смысл Писаний, которые тот старался уразуметь.

Можно также привести пример Павла — великого апостола язычников; обращаясь к афинянам, он упоминает о жертвеннике, который увидел на улице, — то, что его слушателям было хорошо знакомо. Начав с жертвенника и странной надписи, которые всем были известны, он направил мысли людей на то, что им было неведомо, — на истинного Бога, на суд и воскресение Христа из мертвых. Начинать беседу с того, что в данный момент интересует людей, а не с того, к чему должны быть направлены их помыслы, чрезвычайно важно. Об этом должен помнить каждый библейский работник.

Библия толкует саму себя.

Библия объясняет саму себя. Необходимо лишь сравнить одно место из Писаний с другим. Слово Божье — это живое Слово. Оно всемогуще; оно проникает в намерения и помышления сердечные, служит средством, через которое Дух Истины обращается к нам. Поэтому, поясняя живое Божье Слово, мы не должны быть многословными. Нести Слово Живого Бога и быть орудием, посредством которого это Слово достигает сознания слушателей, — самое ответственное и святое дело. Из уст библейского работника никогда не должны исходить фразы типа: «Этот стих означает то-то и то-то». От чтения одного стиха переходите к другому, который более ясно показывает значение предыдущего. Таким образом, когда один текст Священного Писания поясняет другой, нужда в собственном толковании отпадает. В этом заключается вся привлекательность и все преимущество библейской беседы. Она дает возможность Библии толковать саму себя.

Простота изложения.

Можно изложить библейские истины так, что слушатели не поймут их значения. Беседа окажется для них бесполезной, и они испытают разочарование, потому что им не удалось понять то, что библейскому работнику кажется таким простым. Он же свою неудовлетворенность в связи с неудачей обычно объясняет так: «Да, в этом я не ошибся, я так и думал. Будучи образованным, можно успешно исследовать и толковать Библию. Но я недостаточно образован, и мне нечего пытаться беседовать с людьми». И все же когда Библия разъясняется простыми словами, когда один текст поясняется другим, тогда у слушателей возникает желание самостоятельно исследовать Слово. Нередко исследователь говорит такие слова: «Я никогда прежде не думал, что Библию можно понимать, не имея институтского образования. Теперь я вижу, что это возможно и что это совсем нетрудно». Приятно слышать от людей слова о том, что мы хорошо знаем Библию. Но не столь важно произвести на них впечатление своей эрудицией, гораздо важнее убедить их в истинности сказанного нами. Похвала в адрес библейского работника, даже высказанная вскользь, считается неуместной.

Нужно стремиться к тому, чтобы наша проповедь была как можно проще и убедительнее, чтобы она могла достичь сердец слушателей. Это главное. И совсем необязательно в беседе блистать красноречием. Иисус мог бы излагать Свое учение столь глубокомысленно, что люди не смогли бы понять Его. Но Его проповедь была столь проста, что простые люди всегда с интересом слушали Его. В этом Он — пример для нас.

Учить, а не поучать.

При проведении библейской беседы не следует совсем отказываться от метода проповеди или лекции. До известной степени он даже необходим. Однако нельзя все время говорить и поучать. Способный учитель побуждает своих учеников мыслить. Наставляя людей из Писаний, Иисус нередко спрашивал их: «Что вы думаете об этом? Как вы считаете?» Старайтесь задавать такие вопросы, которые бы побуждали людей, прежде чем ответить, хорошенько поразмыслить, а не требовали лишь однозначного ответа «да» или «нет», для чего не нужно много думать.

Ясно и определенно.

Адвентисты седьмого дня, от всего сердца посвятившие себя служению Богу, отличаются определенностью своего учения. Такие слова, как «может быть», «если», для них не существуют. Бог поручил им возвещать миру ясную весть. По мере того как мы возвещаем людям истину и проводим с ними библейские беседы, мы все более убеждаемся, что Дух Божий помогает нам говорить просто, ясно и убедительно. И все же при этом вовсе необязательно быть красноречивым. Но зато как важно говорить со всей силой убеждения! Удостоверьтесь, что ваше толкование истины понятно слушателям, прежде чем перейти к следующему вопросу. Избегайте при этом сухости изложения и резких сравнений. Если мы замечаем, что человек хорошо разобрался с данным пунктом истины, то нет нужды возвращаться к нему в следующей беседе в ущерб другим темам. В подобном случае уместно упомянуть об истине, которая всем знакома, и перейти к объяснению следующей темы. Один писатель выразил сущность этого принципа в следующих словах: «Разъяснять людям то, с чем они хорошо знакомы, — значит вызвать у них чувство неприязни и раздражения».

Вопросно-ответный метод.

О том, как возник этот метод, мы уже говорили в главе «История возникновения библейских бесед». На протяжении многих лет этот метод весьма удачно использовался и доказал свою эффективность. Очень важно уметь составить вопрос таким образом, чтобы соответствующий текст точно отвечал на него, и мы должны обратить на это серьезное внимание. Вопрос, побуждающий искать ответа на него, и указание на конкретный текст, в котором содержится точный ответ, рождает в людях желание принимать участие в библейских беседах, Такие вопросы, как: когда, где, каким образом, который, кто, что и почему, всегда желательны. Однако при этом нужно стараться располагать их в таком порядке, чтобы они не казались скучными и однообразными. Возьмем в качестве примера библейскую беседу о Втором пришествии Христа, в которой расположение вопросов таково:

1. Каким образом явится Христос? Деян. 1:11; Мф. 25:31.

2. Когда придет Христос? Мф. 24:33,36.

3. Куда придет Христос? Мф. 24:26-37; Откр. 1,7; 1 Фес. 4,16, 17.

4. Каков признак Его пришествия? Мф. 24:14, 29, 30.

5. Кто увидит Его при пришествии? Откр. 1:7.

6. С какой целью придет Христос? Ин. 14:2-8.

Введение в тему

Одно из основных правил, требующих соблюдения такта и чувства меры, касается введения в тему и последовательности тем при проведении библейских бесед. Исходя из общих принципов в качестве вводных тем можно избрать следующие: «Богодухновенность Библии», «Второе пришествие Христа» или «Пророчество из 2-й главы Книги Даниила». Более глубокие и сложные темы, такие, как: «Начертание зверя», «Отмена субботы» и «Состояние умерших», можно изучать во вторую очередь. Желательно завоевать интерес слушателей ко всему циклу проводимых бесед. Для этого нужно выбирать такие темы, которые бы отличались простотой, ясностью и убедительностью. Впрочем, здесь возможны исключения. Бывает, что слушатели проявляют к некоторым темам особый интерес. Может быть, этим темам и не следовало бы уделять первоочередного внимания, если бы в сознании слушателей не возникло неясных вопросов, которые необходимо выяснить прежде, чем они смогут сосредоточить свое внимание на других темах. В таком случае специальную тему нельзя откладывать на неопределенный срок. Иногда можно ее преподать слушателям как вводную беседу. При этом следует проявлять осмотрительность, чтобы не увлечься второстепенными темами. Целесообразно рассмотреть не более одной-двух специальных тем, добиваясь активного участия в беседе всех слушателей и их искреннего согласия с исследуемой истиной. Затем можно перейти к запланированным темам. Относительно введения в тему определенный известный интерес имеют советы, которые дал один опытный библейский работник: «Некоторые высказывания отличаются от других тем, что производят более глубокое впечатление. Поэтому очень важно, чтобы в самом начале беседы были сказаны такие слова и приведены такие тексты, которые способны вызвать у слушателей живой интерес. Это не означает, однако, что мы сразу же должны пустить в ход все свое красноречие. Многие из нас вообще лишены такого дара, и поэтому попытка казаться красноречивыми выставит нас перед людьми в смешном виде.

Приведем такой пример. Предположим, я пришел к вам домой провести беседу по теме: «Пророчество 2-й главы Книги Даниила». После того как мы уселись, я говорю: «Сегодня мы будем рассматривать вторую главу Книги Даниила», и затем называю заглавный текст. Вызовет ли у вас такое начало живой интерес? По всей видимости, нет. Но, предположим, ту же беседу я начну такими словами: «Бог имеет определенное намерение, которое всегда остается неизменным. Сегодня нам предстоит исследовать откровение Божьего намерения относительно всего мира, а также то, как это намерение исполняется в наши дни. Пророк Даниил в своей книге освящает нам историю нашего мира». Такое введение в библейскую беседу пробуждает в слушателях желание узнать, как, почему Божьи намерения всегда неизменны, тогда как планы и намерения человеческие очень часто рушатся. Истинная история мира, нашедшая свое отражение в Библии, вызывает у них интерес к исследованию. Заинтересовав слушателей, пункт за пунктом проведите всю беседу до конца. Заключительные слова выделите особо, подчеркнув, что мы живем в конце пророческого периода мировой истории, которая вскоре окончится важным событием-установлением Царства Христа, Князя мира, и оно будет стоять вечно. После этого можно объявить, что тема следующей беседы такова: «Что значит быть гражданином вечного Царства?» Вы поговорите о том, что такое рождение свыше и жизнь истинного христианина. Последующие беседы можно будет проводить на темы: «Второе пришествие Христа», «Признаки Второго пришествия» и т.д.

Метод поиска библейских текстов

Как правило, люди, с которыми библейские работники проводят беседы, не очень хорошо знакомы с Библией, потому что не привыкли к самостоятельному исследованию. Поэтому рассчитывать на то, что они знают расположение библейских книг, не приходится. Нужно стараться сделать беседу простой и интересной. Объявлять текст лучше всего так: сначала назвать книгу, затем главу и стих. Это дает слушателю возможность искать указанное по порядку. Труднее всего бывает найти книгу. Для этого нужно дать слушателям достаточно времени и тактично помочь им найти названную книгу, подсказав, что такая-то книга находится в Ветхом или Новом Завете, в начале, середине или же конце Библии. После того как указанная книга найдена, соответствующую главу и стих найти легко. Правда, иногда римские цифры трудны для слушателей, и здесь им также нужно помочь. Такой метод поиска текстов усваивается новичками довольно легко. Однако по мере накопления опыта библейский работник должен стараться привносить в него что-то новое. Как в этом вопросе, так и во всем остальном он должен избегать однообразия и повторов.

Ясность речи

Чрезвычайно важно, чтобы библейский работник внятно читал и говорил. Незнакомый голос непривычен для слушателей, и бывает, что они его не совсем понимают. Следует также учесть, что немало людей имеют плохой слух. И, к сожалению, людей с таким недостатком становится все больше.

Часто тот или иной слушатель не решается переспросить что-то, что он не расслышал, из-за стеснительности или нежелания прерывать говорящего. В результате он не в состоянии постичь всего смысла беседы.

Среди небольшой группы людей, сидящих за столом, нетрудно говорить так, чтобы каждый мог все отчетливо слышать. В Библии мы находим слова о том, что вестники истины «читали из книги, из закона Божия внятно и присоединяли толкование, чтобы народ понимал прочитанное» (Неем. 8:8). Ясная и правильная речь при проведении библейской беседы — чрезвычайно важное требование.

Важность четкой дикции неоднократно подчеркивается в наставлениях вестницы Господней:

«Интонация голоса имеет большое значение; ибо обладает способностью трогать сердца слушателей» (Свидетельства, т. 2, с. 515).

«Каждым словом и даже интонацией голоса покажите, что вы сочувствуете тем, кому грозит опасность вечной гибели» (Свидетельства для проповедников, с. 150).

Человек, проводящий библейские беседы в собрании или на дому, должен научиться говорить и читать с приятной, мелодичной интонацией, способной расположить слушателей.

Пособия для бесед

Со времени возникновения библейских бесед как метода работы были достигнуты большие успехи в наглядном обучении. Верно говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наш Спаситель придерживался этого правила. Он учил людей притчами и разъяснял истину с помощью простых примеров, которые каждому были хорошо понятны. Очень важно, чтобы и мы, Его последователи, искали пути и средства, с помощью которых можно было бы сделать истину наглядной. Для этого в помощь библейскому работнику выпускается целый ряд простых и удобных пособий, таких, как карты, киноленты и диаграммы.

Удобна для пользования малоформатная пророческая карта с приложением, включающим краткий курс библейских бесед для людей, занятых на производстве. Для многолюдного собрания она, конечно, не подойдет. Кстати, ее можно вложить в Библию и пользоваться ею как справочником. Это очень удобно. Хорошо, когда пророческие символы нанесены на карту по отдельности. Если же развернуть перед слушателями всю карту со всеми изображениями зверей и пророческими символами, то это им может показаться непонятным и вызовет недоумение. Поэтому лучше в течение одной беседы показывать только один фрагмент. В домашних условиях, когда беседа проводится с одним человеком или небольшой группой людей, хорошо использовать фильмоскоп. Обычно применяется цветная пленка, диапозитивы с изображением символов, диаграмм и картин, которые сопровождаются текстом из Священного Писания. Таким образом, работник имеет возможность проводить беседу даже при выключенном свете, читая текст с экрана либо позволяя присутствующим читать по очереди, а сам отвечает на возникающие вопросы.

Кинопленка с диапозитивами помогает пробудить в слушателях живой интерес к беседе. И это положительная сторона. Отрицательный же аспект заключается в том, что беседу приходится проводить в темноте, когда слушатели следят за картинами и не имеют возможности учиться самостоятельно находить в Библии соответствующие места. Необходимо заботиться о том, чтобы ничто постороннее не отвлекало слушателей от цели. Наша задача — не развлекать слушателей, а открывать им Слово Божье. При этом нужно стараться пользоваться только такими пособиями, которые помогут запечатлеть в их сознании все, о чем шла речь.

Сколько времени должна длиться библейская беседа

Нередко возникает вопрос: «Сколько времени должна занимать библейская беседа?» Точного правила в этом отношении нет. Однако следует заметить, что времени требуется ровно столько, чтобы слушатели могли усвоить тему. Обычно для этого достаточно тридцати пяти — сорока минут. Многое также зависит от темы занятий и от способностей библейского работни-ка. Нужно учитывать еще умение слушателей следить за текстами и основной мыслью беседы. Нельзя спешить, но и не следует затягивать беседу настолько, что она делается для присутствующих утомительной. Проводящий беседу в этом отношении должен поступать особенно тактично и рассудительно. Всегда нужно помнить о том, что в беседе нужно использовать ровно столько библейских текстов, сколько необходимо для четкого и точного разъяснения темы. Продуманная и хорошо проработанная беседа нередко помогает сократить время беседы и добиться более эффективных результатов. Строго придерживаясь темы, можно сократить лишние стихи. В среднем беседа, рассчитанная на рядового слушателя, должна включать в себя от десяти до шестнадцати стихов, не более. Из этого не следует делать вывод, что проводящему беседу можно ограничиться этим числом. В своем распоряжении он должен иметь гораздо больше текстов, так как он не может заранее определить, как будет развиваться ход беседы. Он должен быть готов ко всяким неожиданностям. И еще раз следует подчеркнуть, что библейский работник должен иметь в своем распоряжении материала в десять раз больше того, который он намерен использовать в беседе.

Обзорный план беседы

Очень хорошо, если слушатели будут иметь в своем распоряжении перечень текстов, которые будут рассматриваться в ходе беседы. При изучении краткого курса библейских бесед они могут служить удобным путеводителем. Иногда библейский работник заранее подготавливает копии плана беседы, которую он намерен провести, снабдив их текстами и краткими записями. Такую предусмотрительность слушатели оценят по достоинству. Ведь в противном случае приходится записывать тексты в процессе изучения, что мешает им сосредоточиться и затягивает беседу.

Как избежать опасности уйти от основной темы

Проводя беседу, можно подчас уйти от основной темы. Это может произойти либо по вине слушателя, либо по вине того, кто проводит беседу. Поэтому необходимо все время быть начеку. Например, в беседе на тему «Тысячелетнее царство» почти всегда приводится текст из Откр. 20:4. Этот текст весьма содержательный, но применять его надо осторожно. Его обычно приводят в начале беседы. Однако если объяснить его весь сразу, то можно неожиданно для себя оказаться в сфере совершенно иной темы и отойти от основной цели беседы. То же самое касается и использования многих других текстов. Чем больше мы отвлекаемся от текущей мысли, тем более ослабевает интерес слушателей к главной теме. Можно допустить ошибку и иного рода: высказать мысль, которая имеет непосредственное отношение к теме, но которую мы не можем подтвердить ясными словами: «Так говорит Господь». Например, из Духа пророчества мы знаем, что Гавриил — это ангел, занявший место Люцифера. Проводя беседу на тему «Происхождение зла», мы затрагиваем эту мысль о Гаврииле. И, конечно, найдутся любознательные, которые попросят обосновать это утверждение. Но обосновать его в нескольких словах будет очень трудно. А ведь совсем необязательно говорить слушателям о том, кто занял место Люцифера. Необходимо избегать всех второстепенных фактов и держаться главной темы.

Бывает, что слушатели задают вопросы, относящиеся к другой теме. Таким образом они ставят библейского работника в затруднительное положение. В таком случае возможны три выхода:

1. Ответьте на вопрос в двух словах и быстро перейдите к прерванной мысли.

2. Если вам почему-либо трудно ответить на вопрос сразу, пообещайте вернуться к нему в конце беседы. Таким образом вам удастся удержать внимание слушателей на главной мысли.

3. Тактично объясните слушателям, что в следующей беседе (если таковая состоится) будут объяснены все возникающие вопросы, на которые вы не ответили сейчас ввиду недостатка времени и во избежание путаницы.

Неуместные вопросы часто возникают потому, что нам не удается до конца завладеть вниманием слушателей. Поэтому необходимо развивать в себе способность увлекать слушателей своим рассказом и при этом всегда быть тактичным. Тогда мы избежим многих неуместных вопросов.

Отношение к противникам истины

Библейский работник должен все время быть бдительным, чтобы неожиданно возникшее возражение не могло застать его врасплох и привести в смущение. Предположим, в семейном доме в соседнем кругу уже проведены три беседы. И результаты многообещающие. Вдруг во время следующей беседы является незнакомый человек. Этим человеком может оказаться приходской священник или друг этой семьи, который считает своим долгом оберегать интересы семьи от влияния, как он полагает, ложного учения. Рядовой библейский работник, идущий из дома в дом и проповедующий Слово, может быть принят за волка в овечьей шкуре, и кто-нибудь постарается сорвать с него эту «маску» и явить всем «настоящего волка». Свое истинное намерение такие люди часто прикрывают выражением сожаления по поводу того, что человек, сам заблуждающийся, берется учить других библейской истине. Одновременно они желают показать свои глубокие познания и правильное толкование при рассмотрении вопросов, поднятых специально для того, чтобы сбить с толку и привести в смущение работника, проводящего беседу.

В такие минуты искренний служитель Бога полностью отдает себя руководству Святого Духа и надеется на библейское обетование: «Что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Мк. 13:11). Никогда не вступайте в спор с противником, но старайтесь с позиций скромного ученика рассказывать, основываясь на личном опыте, о той радости и благословении, какие принесло вам Слово Божье, на все обвинения и ошибочные выводы отвечая ясно: «Так говорит Господь». Такие случаи являются суровым испытанием, но в итоге победа оказывается на стороне истины. Ниже мы приводим мудрый совет вестницы Господней, как нам поступить, если мы окажемся в подобной ситуации: «Когда вы желаете открыть людям истину, нередко среди них появляются те, кто намерен возражать вам. Но если на их возражения вы будете тоже отвечать возражением, то это приведет к нескончаемому словопрению, которое недопустимо. Продолжайте свою речь в утвердительном тоне. Ангелы Божьи наблюдают за вами. Они знают, каким образом воздействовать на тех, с кем вы намерены вступить в спор. Не занимайтесь разбором провокационных вопросов, но стремитесь усвоить положительные истины. Этого можно добиться внимательным исследованием, искренним посвящением и молитвой. Да будут светильники ваши светящи и горящи, и да светит свет ваш пред людьми, дабы они, видя ваши добрые дела, могли прославить Отца нашего Небесного» (Свидетельства, т. 9, с. 174-178).

Два типа вопросов и как на них отвечать

Затруднительные ситуации в ходе беседы возникают не только по вине библейского работника. Нередко слушатели задают вопросы, которые можно разделить на два типа:

1. Вопросы, в которых выражено стремление почерпнуть познания.

Они могут быть по теме или не по теме. Но в данном случае это не имеет значения.

2. Вопросы, которые задаются с целью высмеять или посрамить.

Им не стоит придавать большое значение, так как они немногочисленны по сравнению с теми вопросами, которые задаются с искренней целью. И тем не менее на них надо отвечать. При этом нужно быть осмотрительным. Такие вопросы задавали Иисусу те, кто хотел уловить Его в словах. Но Он отвечал так, что никто более не осмеливался задавать Ему подобные вопросы. Когда Никодим задал Иисусу искренний вопрос, исходящий из глубины его сердца, то Иисус ответил ему также искренне (см. Ин. 3).

В Евангелии от Матфея 19:16-25 мы читаем рассказ о юноше, который пришел к Иисусу и задал Ему от чистого сердца вопрос, волновавший его. Вопрос юноши понравился Небесному Учителю, потому что он был искренним. И Христос проникся чувством симпатии к юноше и дал ему ясный ответ, настолько ясный, что для юноши не оставалась никакого сомнения.

В деле Божьем необходима не только энергия, но и мудрость, такт и умение. Наш Спаситель призывал учеников быть «мудрыми, как змеи, и кроткими, как голуби». Об этом наставлении Божественного Учителя нужно помнить всегда, при всяком служении. Евангельский работник в своем служении должен отличаться особой глубиной восприятия и духовной проницательностью. Робким и малодушным дается верное обетование: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков — и дастся ему».

Долина суда

Наука о приобретении душ для Христа включает в себя три стадии исследования. Библейский работник должен быть хорошо знаком с духовным состоянием своих слушателей и, не отступая от истины, суметь провести их через опасные мели к принятию решения.

Три упомянутые стадии можно определить следующим образом:

1. Интерес.

Необходимо пробудить в слушателях живой интерес к истине. Этот интерес надо изо дня в день развивать и углублять по мере того, как слушателям открывается чудесная сокровищница Божьего Слова и они убеждаются, что оно есть воистину живое Слово, применимое ко всем обстоятельствам жизни и служащее руководством и утешением в любых трудностях и переживаниях.

2. Убеждение.

Интерес слушателей должен перерасти в убеждение. Это достигается лишь с помощью Святого Духа. Человек способен разъяснить истину и представить ее слушателям в таком виде, чтобы она вызвала интерес. Но сделать так, чтобы она стала их личным убеждением, он не в состоянии. Однако нам даны ободряющие слова: «Если будете возвещать Слово так, как это делал Христос, то возвещаемая вами истина произведет на слушателей глубокое впечатление. Они придут к убеждению, что это есть Слово живого Бога» (Свидетельства, т. 9, с. 143).

Убеждение — это процесс незаметный. Трудно сказать, когда к человеку приходит убеждение. Наша задача — с непоколебимой верой и постоянством возвещать людям истину в любви, в духе Христа и все последствия возложить на Бога. Об Иисусе сказано, что Он заботился о том, чтобы малейший начаток веры в человеке не угас, но перешел в убеждение. Так и библейский работник нашего времени должен научиться замечать тот момент, когда в сердце слушателя рождается убеждение, и быть готовым это убеждение развивать и укреплять в нем.

3. Принятие решения.

В Библии мы читаем такие слова: «Толпы, толпы в долине суда» (Иоил. 3:14). В эту долину суда библейский работник должен привести своего слушателя, нежно, но вместе с тем твердо и решительно держа его за руку. В суровой борьбе, с которой столкнется этот человек, библейский работник не должен оставлять его. Напротив, он должен поддерживать его и молиться за него, пока тот не одержит победу и не перейдет на сторону истины, чтобы умножить ряды членов Церкви.

Переход слушателей на сторону истины

Чрезвычайно важно суметь убедить людей так, чтобы они выразили готовность принять истину. Неспособность некоторых наших работников убедить ближнего принять решение стать верующим человеком является главной причиной того, почему в наши ряды вступают сравнительно немногие. Библия говорит: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл. 3:1). Как наступает время родиться человеку в этот мир, так наступает время духовного рождения. Принятию человеком решения, как правило, предшествует психологически сложный момент. Многие души не приняли весть для нашего времени только потому, что, когда наступил решающий момент, они не встретили ни чуткого внимания, ни поддержки.

Некоторые спрашивают: «Когда можно ожидать, что люди перейдут на сторону истины?» Стоит ли ждать, пока не будут пройдены все до одного пункты истины? Конечно, нет. Нужно убеждать людей всякий раз, когда исследуется новая тема. Например, во время изучения темы «Состояние умерших» уместно задать слушателю такой вопрос: «Принимаете ли вы за истину то, что говорит Библия о состоянии умерших?» Если он скажет «нет», тогда выясните, каковы его возражения, и постарайтесь ответить на них словами «так говорит Господь».

Ответив на возражения слушателя и видя, что он все еще не убежден, целесообразно на время отложить затронутый вопрос. Склоните его к молитве о том, что ему пока не ясно. Перейдите к рассмотрению других пунктов истины, к которым слушатель проявляет интерес. Исследование вопроса о состоянии умерших со временем необходимо возобновить, и постепенно этот вопрос становится для слушателя вполне ясным. Такого же порядка следует придерживаться и при рассмотрении таких тем, как «суббота», «крещение» и другие. После рассмотрения каждой темы уместно спросить: «Вполне ли ясно представленное свидетельство?» Если слушатель ответит утвердительно, задайте ему конкретный вопрос: «Как вы будете теперь поступать?» Если вы исследуете истину о субботе, разъясните слушателям необходимость повиновения этой заповеди (см. Ис. 58:13, 14; 56:1, 2, где изрекаются благословения тем, кто удерживает ногу свою во святой день Господень). Напомните слушателям, что этот святой день нужно начинать молитвой в пятницу вечером при заходе солнца.

Решающий момент

Момент, когда мы слышим призыв к обращению, является решающим для нас. Вестница Божья говорит об этом так: «Многие убеждены, что мы обладаем истиной, и тем не менее они как бы скованы железными цепями. Они боятся стать на сторону истины. Многие находятся в долине суда. Они нуждаются в ясном призыве, который побудил бы их сложить свое оружие и стать на сторону Господа. Именно в этот решающий момент сатана старается связать их самыми сильными узами.

Но мы имеем от Бога заверение в том, что ко всякому, кто находится в затруднении, посылаются небесные ангелы и «Дух Святой ходатайствует за него». Верьте словам обетования: «Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его» (Ис. 59:19)».

Вложите в свой призыв всю свою искренность и желание спасти ученика. Спросите его: «Что мешает тебе ходить во свете истины, как она открыта тебе Богом?» В его ответе вы можете почувствовать нерешительность и опасение. Тогда разъясните своему собеседнику, каковы препятствия на пути полного посвящения себя служению Господу. Подчеркните, что Бог никогда не забывает Своих обетовании и никогда не оставляет тех, кто надеется на Него. А те, кто пренебрегает истиной и отворачивается от света, избирают тьму и теряют право на вечную жизнь. Люди откликаются на призыв по-разному. Некоторые переходят на сторону истины быстро и решительно, в то время как в других происходит долгая внутренняя борьба. Тем не менее наступает миг, когда человек всей душой готов принять призыв. Если же библейский работник не находится под водительством Духа Святого и не готов в нужный момент сказать человеку слова призыва, тогда душа этого человека потеряна. Момент принятия решения, или выбора, — это решающий момент для каждого человека.

Ответы на возражения, касающиеся соблюдения субботы

Наибольшее препятствие, с которым сталкивается слушатель в «долине суда», — это препятствие, связанное с соблюдением субботы. Житейские трудности часто встают на нашем пути, как непроходимые горы, а ложные суждения побуждают нас откладывать принятие истины со дня на день. Именно в таких случаях библейский работник должен быть хорошо знаком с обетованиями Священного Писания, с помощью которых он может успешно опровергнуть все неосновательные оправдания и побудить ученика принять твердое решение соблюдать субботу.

Ниже приводятся лишь некоторые из множества всевозможных оправданий и тексты из Библии как ответы на них:

1. Как я могу зарабатывать на пропитание и в то же время соблюдать субботу?

Библия на это отвечает: «Не заботьтесь, что вам есть…» (Мф. 6:25, 26).

«Не видел… потомков просящими хлеба» (77с. 36:25).

«Нет скудости у боящихся Его» (Пс. 33:10).

«Найдет живость… и не будет чувствовать ослабления» (Ис. 57:10).

«В Нем жизнь твоя» (Втор. 30:19, 20).

«Человек и за кусок хлеба сделает неправду» (Притч. 28:21).

2. Я могу потерять свою репутацию и занимаемую должность.

Библия на это отвечает так: «Не бойтесь поношения от людей» (Ис. 51:7). «В деле рук наших споспешествуй нам» (Пс. 89:16,17). «Для чего мне… душу мою полагать в руку мою» (Иов 13:14, 15).

3. Я собираюсь купить машину и должен прежде оплатить расходы.

Библия дает такой ответ:

«Машина может стать современным идолом» (см. Ис. 2:7, 8).

«Идолы совсем исчезнут» (Ис. 2:18).

4. Я строю дом и должен покрыть связанные со строительством расходы.

Библия отвечает:

«Если Господь не созиждет дома, то напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126:2).

«Человек, который построил дом свой на песке, безрассудный» (Мф. 7:24-27).

5. Я должен прежде кое-что накопить.

Библия отвечает на это:

«Ищите же прежде Царствия Божия» (Мф. 6:33, 34).

«Благословение Господне — оно обогащает» (Притч. 10:22).

«Богатство без благословения Божия приносит печаль» (Притч. 28:20).

«Ожидание нечестивых… приводит к бедности» (Притч. 11:23, 24).

«Закон уст Твоих лучше тысяч золота и серебра» (Пс. 118: 72, 127).

6. Вряд ли Бог желает, чтобы я ради соблюдения субботы ущемлял себя.

Библия на это дает такой ответ: «Мои мысли — не ваши мысли» (Ис. 56:8, 9). «Блажен муж, который хранит субботу» (Ис. 56:1, 2). «Они не думают, что худо делают» (Еккл. 4:17). «Послушание лучше жертвы» (1 Цар. 15:22-26).

7. Я боюсь идти по тернистому пути.

Библия говорит:

«Не бойся, ибо Я с тобою» (Ис. 41:10).«Стопы наши не уклонились от пути Твоего» (77с. 43:19).

«Обращал стопы мои… спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои» (77с. 118:59, 60).

«Совращающиеся на кривые пути останутся с делающими беззаконие» (77с. 124:4-6).

«Удали ногу твою от зла» (Притч. 4:26, 27).

«Если удержишь ногу твою ради субботы…» (77с. 58:13).

8. Как мне быть с соблюдением субботы?

Библия отвечает:

«Долго ли вам хромать на оба колена?» (3 Цар. 13:21).

«Расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему» (Мер. 6:16).

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его» (Откр. 22:14).

Призыв молиться за других

В течение всего курса библейских бесед библейский работник должен поддерживать связь с пресвитером, который может оказать ему большую помощь в работе. Эта помощь особенно нужна ему в тот момент, когда ученики готовятся стать на сторону истины. В это время как никогда необходима теснейшая взаимосвязь и сотрудничество между пресвитером, библейским работником и учениками.

Необходимо обратиться с призывом ко всем членам Церкви единодушно молиться за тех, кто стоит перед выбором. В критический момент они могут оказаться либо среди победителей, либо среди побежденных. В связи с этим мы читаем такое наставление: «Просите членов Церкви молиться за тех, над обращением которых вы трудитесь. Представьте их Церкви как те души, о которых необходимо ходатайствовать в молитве. В нашем призыве члены Церкви увидят нужду оставить свои мелочные затруднения и возложить на себя великое бремя заботы о спасении погибающих… Поступая так, выбудете иметь своим руководителем Святого Духа, Которого пошлет вам Бог. Он поможет вам обратить сердце грешника» (Свидетельства, т. 6, с. 20, 21).

Труженик Божий никогда не должен терять веры и надежды на евангельском поприще, хотя порой ему встречаются люди, которые склонны оправдываться и медлить с принятием решения.

«Служители Божьи должны быть преисполнены решимости и желания самоотверженно трудиться в благородном деле приобретения душ. Помните, что есть души, которые могут погибнуть, если мы как орудия Божьи не станем твердо и неустрашимо трудиться для их спасения. Господь возложил на нас великую работу. Будем исполнять ее добросовестно, от чистого сердца. На примере собственной жизни покажем, что сделала для нас истина Божья».

О Христе сказано: «Он не ослабеет и не изнеможет». Так и Его последователи не должны отступать от того, кто ведет с самим собой упорную борьбу за то, чтобы быть послушным истине. Бог долготерпелив и многомилостив. Он не желает, чтобы погибла хоть одна душа. Он никогда не покинет тех, кто послушен Ему и возложил на Него все свое упование. Библейский работник должен по своему личному опыту знать, что значит идти путем веры, и быть свидетелем исполнения обетовании Божьих.

Если мы отдаем себя Богу в полное распоряжение и в своей работе следуем Его указаниям, то Он берет на Себя ответственность за ее успешное завершение. Даже на минуту мы не должны допускать мысли, что нас может постигнуть неудача. Мы сотрудничаем с Тем, Кто не знает неудач.

«Проведение библейских бесед побуждает людей к исследованию Слова Божьего. Они могут принять или отвергнуть свет истины. И в этом они ответственны перед Богом» (Служители Евангелия, с. 192).

Нижеследующие слова драгоценного обетования служат для библейского работника постоянным утешением: «Бог не оставит без награды того, кто трудился в Его благом деле. Он увенчает успехом самое скромное усилие с нашей стороны, совершенное во имя Его».

Некоторые принимают истину не сразу. Но когда они пройдут через окончательное испытание, они станут на ее сторону. О том, в каком состоянии будут находиться те, кто принял весть, и на кого она оказала преобразующее влияние, вестница Божья говорит следующее: «Эта весть будет распространяться не столько путем доказательств, сколько глубоким убеждением Духа Божьего. Доказательства уже были даны. Семя было посеяно, и теперь оно взойдет и принесет плоды. Познания, распространяемые миссионерами, уже оказали свое влияние, однако многим людям, на которых истина произвела впечатление, что-то помешало понять и принять ее. Теперь же лучи света проникают повсюду, истина ясно открыта, и искренние дети Божьи разорвут узы, связывающие их. Семейные связи, обязанности перед церковью окажутся бессильны остановить их. Истина станет драгоценнее всего остального. Несмотря на сплоченные силы противников истины, большое число обращенных встанет на сторону Господа» (Великая борьба, с. 612).

Если мы добросовестно возвещаем истину, не переставая молиться, трудиться и уповать на Бога, Он не оставит наш прилежный труд без награды.