Призывы

Улучшение результатов

Несколько лет назад Роберт Л. Бутби проводил большую евангельскую кампанию в Вашингтоне. С ним работало несколько молодых пасторов, на практике знакомившихся с искусством евангелизма. Однажды после собрания один из них обратился к Бутби с вопросом: «Брат Бутби, в чем заключается секрет завоевания людей и приведения их к решению отдать себя Христу? Как я могу сделать свои призывы более эффективными? Почему, когда вы работаете с людьми, то у вас обращаются намного больше людей, чем у меня?»

Бутби подумал с минуту и потом спокойно и искренне произнес: «Молодой человек, вы ведь не ожидаете, что после каждой вашей проповеди люди обратятся ко Христу, не так ли?»

Молодой человек ответил: «Не каждый раз, конечно. Но я хотел бы, чтобы мои результаты были лучше — вот почему я прошу у вас совета».

Евангелист ответил: «Успеха не будет до тех пор, пока вы не будете настроены завоевать хоть одного человека после каждой своей проповеди».

Какая мудрость! В каждую аудиторию Бог поместил людей, которые уже готовы принять решение. Цель проповеди не только в том, чтобы привнести новые знания, проповедь предназначена не только для просвещения разума. Евангельская проповедь должна направлять и вести людей ко Христу.

Призывать людей — одна из наиболее важных целей евангельской проповеди. Призывать — это по-библейски. Это часть плана Божьего для спасения людей. Бог Сам взывает к восставшему Адаму в Едемском саду голосом, полным самой нежной любви: «Где ты?» (Быт. 3:9). Когда израильтяне готовы были восстать против Бога, Моисей призвал их принять решение. Он прямо воззвал: «Кто Господень — ко мне!» И Иисус Навин опять дал возможность Израилю решить, на чьей они стороне, словами: «Изберите себе ныне, кому служить» (Ис. Нав. 24:15).

Иисус призывал людей публично. И как только Дух Божий достигает умов и сердец живущих на земле, они публично исповедуют свою веру. Иисус призвал Матфея, когда тот спокойно наслаждался общением с друзьями; Он призвал Петра, когда тот был занят тем, что чинил сети на берегу Галилейского моря. Иисус нашел Закхея, когда тот сидел на дереве, и последний открыто признался в своей вере во Христа.

В толпе, которая заполняла все пространство вокруг Него, Иисус обращается к женщине, спросив:

«Кто прикоснулся ко Мне?» Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: почему Иисус спросил именно так? Почему Он хотел, чтобы она публично призналась в своей вере? Разве Он не оказывал давление? Ведь Его вопрос наверняка смутил ее? Иисус знал, что выражение углубляет впечатление. Он знал, что когда человек публично признается в своей вере, то сама эта вера укрепляется.

В Книге Деяния святых Апостолов Павел говорит:

«Во всякую же субботу Он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян. 18:4, см. также 19:8). Когда апостолы делились с людьми Божьей истиной, они призывали их к решению. Их целью было не только проповедовать, но убеждать. Их целью было не только склонить, но и обратить. Вся цель проповеди сводится к принятию решения.

Вот как сказал об этом доктор В. Коллер:

«Результат проповедования — в реакции человека на слышимое. Иоанн Креститель был наделен наивысшим даром как служитель Святого Писания: когда люди слышали Иоанна, они следовали за Иисусом» (Как проповедовать без шпаргалки,. 19).

Евангельская проповедь и семинар по обучению

Я занимался проведением самых разных семинаров и встреч по евангелизму в течение многих лет. Тут были и «Пятидневный план — как бросить курить», «Как бороться со стрессом», и семинары для родителей, семинары по питанию, семинары по Книге Даниила и Откровению. Библейские семинары, сконцентрированные на Христе и Его деятельности, несут в себе больше силы воззвания, чем семинары по здоровому образу жизни, однако я заметил, что на любом семинаре очень трудно призывать людей к тому, что требует от них ответной реакции. Конечно, можно использовать специальные вопросы и потом просить людей поднять руку в ответ. А если семинар посещает большое количество людей, то вы можете пригласить людей встать. Но, как мне кажется, атмосфера, складывающаяся на семинарах, очень отличается от той, которая царит на публичных евангельских собраниях.

Во время больших евангельских встреч все элементы, побуждающие к решению, собраны в один фокус. Евангельская проповедь и евангельская музыка создают атмосферу, через которую Святой Дух может работать с сердцами людей и вести их к решению. Обычно семинары не дают возможности соединить эти два элемента вместе.

Бытие человека складывается из нескольких сторон — физиологической, эмоциональной, умственной и духовной. Любые попытки, сконцентрированные только на умственной деятельности — а семинары в большинстве своем именно на эту сферу и направлены, — ведут к потере большого количества людей.

Может быть, некоторые возразят, что в публичном евангелизме слишком много эмоций. Они полагают, что решения должны приниматься на уровне разума и что эмоции не должны иметь ничего общего с принятием решения. Я однозначно согласен с тем, что некоторые призывы слишком направлены на эмоции. Есть евангелисты, которые большую часть времени рассказывают вызывающие эмоции истории, используя преимущества большой аудитории, манипулируя волей людей. Но когда я говорю с человеком с глазу на глаз, у меня нет возможности сделать этакий вызывающий слезы эмоциональный призыв.

Последнее время я все больше думаю о том виде призыва, который использовался в адвентистской Церкви в ранние времена ее зарождения. Говоря об адвентистском движении в 1843-м и в 1844 годах, Елена Уайт описывает такой призыв, который приведет грешника к покаянию и обращению:

«Призыв, обращенный к тем, кто верит в правду Слова Божьего, заключается в том, чтобы они поднялись, и тогда многие откликнутся» (Евангелизм, с. 284).

Обратите внимание на некоторые элементы этого предложения. Призыв был направлен в сторону интеллекта — к тем, «кто верит в правду Слова Божьего», — эти люди были призваны откликнуться. Когда человек получает интеллектуальную информацию и убежден в истине, эмоции подсказывают ему принять то или иное решение.

Билли Грэм так говорит об эмоциональных призывах:

«Некоторые люди обвиняют нас в слишком большой эмоциональности. Я бы сказал, что у нас ее слишком мало. В этом кроется причина того, почему мы теряем так много людей. Мы не только должны завоевывать их умы, мы должны затронуть их сердца. Мы должны заставить людей чувствовать их веру».

Сперджен дает следующий совет молодым проповедникам:

«У грешника есть как сердце, так и ум. У грешника есть как эмоции, так и мысли, и мы должны взывать и к тому, и к другому. Грешника не удастся обратить до тех пор, пока он не почувствует, что он виноват в своих грехах» (Сперджен. Завоеватель душ, с. 126).

Евангельское воззвание

Такое воззвание имеет силу привлекать людей ко Христу. Когда евангелист действительно заинтересован в том, что он делает, когда он наполнен Святым Духом, его призыв к людям отдать жизнь Христу коснется глубины их сознания.

Вот какие слова евангелист может сказать: «Сегодня Сам Бог говорил с вами. Вы слышали Его голос. Он призывает вас сегодня. Сегодня Он говорит «Придите»».

«Не откладывайте это решение. Иисус обращается к вам. Он говорит: «Я люблю вас и хочу простить вас»».

«Святой Дух взволновал сегодня ваше сердце. Бог, может быть, никогда уже не будет призывать вас так неотступно, как сейчас. Руки Христа широко распахнуты навстречу вам. Он приглашает вас сделать это сегодня».

«Вслушайтесь в Его голос, зовущий сейчас: «Мое дитя, Я люблю тебя. Приди сегодня. Приди со своими грехами. Приди со своими слабостями. Приди со своими страхами. Приди со своими сомнениями»».

«Сегодня — и не важно, кто вы — продавец, домохозяйка, рабочий, бизнесмен, студент — придите к Иисусу. Сегодня, независимо оттого, кто вы, несмотря на то, где вы сейчас находитесь — сидите впереди или в самом крайнем ряду, — придите к Иисусу. Он примет вас сегодня. Он просит вас об этом сегодня:

Он говорит сегодня к вашим сердцам».

«Придите сейчас, во время пения псалма «Я слышу нежный зов Христа». Вслушайтесь в эти прекрасные слова: «Я истина и свет. Ходи во свете, верь в Меня, вступи со Мной в завет». Если вы хотите сказать Иисусу: «Господи, я доверяю Тебе, я хочу быть Твоим», — скажите это сейчас».

В таком воззвании есть сила. Святой Дух использует ее, чтобы побудить людей пройти вперед к кафедре. Лично я считаю необходимым использовать особые «карточки-решения», но такие карточки нравятся не всем,

Некоторое время назад я проводил евангельские собрания в Питсфильде, штат Массачусетс, и там я постоянно использовал такие карточки. Как только они были розданы, я приглашал людей бросить их в специальную коробку, если весть была им понятна. Я призывал их высказаться о той истине, которую они слышали.

Один из участников наших встреч, жена которого уже много лет посещала адвентистскую церковь, долгое время страдал от алкоголизма. В течение многих лет его жена преданно искала помощи у Бога. Каждый вечер он приходил на наши собрания только из уважения к ней, но не проявляя интереса к вести. Я, например, заметил, что он передал свою карточку соседу. Было очевидно, что он сомневался во всем.

На протяжении всех встреч он не проявлял никакого позитивного интереса. В конце концов в один из вечеров я призвал собрание помолиться о присутствии Святого Духа. Как только этот мужчина услышал призыв, он встал и прошел вперед. Дух Божий вдохновил его этим вечером. Я сомневаюсь, что этот человек вообще когда-либо принял бы решение, если бы мы использовали только карточки. Но призыв с кафедры и влияние Святого Духа привели его к такому решению.

В другой раз одна из женщин подошла ко мне и сказала: «Пастор, я думала о принятии решения, но не могла решиться. Во время вашего первого призыва я так и не встала. Но во время вашего призыва открыть сердце для влияния Святого Духа я почувствовала, что Дух Святой достигает моего сердца. Я не могла больше сопротивляется, и я встала».

Психология призыва

Р. Ж. Фиш делает такое замечание о психологии воззвания:

«Человек устроен так, что ему необходимо иметь возможность ответить на впечатление, произведенное Священным Писанием. Кто-то очень хорошо сказал, что сильное впечатление без возможности ответного выражения может привести к депрессии. Проповедуя, предоставляйте возможность для посвящения, иначе вы приведете в смущение тех, кто слышит весть Святого Писания, спровоцировав их промедление» (Знать, как приглашать, с. 10).

Когда человек слышит весть о Боге, у него возникает желание ответить. Иногда он не может ответить только потому, что ему не указали дорогу, по которой его ответ должен направиться. В таком случае ответить ему бывает очень сложно.

Психологи говорят, что существует большая взаимосвязь между желанием действовать и фактическим действием. Чем больше первое, тем более вероятно, что за ним последует второе. Время — это важнейший фактор, который влияет на взаимосвязь действия и решения. Время — необходимый ключ. Чем больше интервал между решением и желаемым действием, тем меньше вероятность, что человек совершит его.

Итак, обращаться к людям с призывом принять Христа, а затем давать им неделю на размышления — это огромная ошибка. В течение такого времени вся эффективность призыва пропадет. Приглашайте людей, которые верят, что нужно правильно соблюдать субботу, посетить церковь уже в ближайшую субботу, — и это укрепит их намерение и приведет к решению.

Людей необходимо побуждать к принятию решения:

1) как только они получат достаточно знаний о данной истине, 2) когда все главные несогласия и возражения с их стороны будут устранены, 3) когда они поверят, что Божья воля в том, чтобы принять это решение и что Сам Бог ведет их по этому пути. Чем длиннее время между убеждением и непосредственным действием, тем реже возникает желание совершить это действие.

Я, несомненно, признаю, что существует множество средств, чтобы выразить свое желание ответить на призыв Божий. Например, люди могут ответить тем, что заполнят предлагаемую им карточку, или поднимут руку, встанут, или выйдут ближе к кафедре. В любом случае, как мне думается, Бог создал человеческий мозг так, что видимый, особый ответ укрепляет желание и необходим для большинства людей.

Билли Грэм собрал довольно внушительную коллекцию писем от психологов, которые одобряют выход вперед, к кафедре. Психологи понимают, что человек изначально нуждается в том, чтобы выразить свои внутренние убеждения в публичном действии.

Роберт Самнер заключает, что крайне нелогично убеждать человека в чем-либо без того, чтобы не побудить его к решительному и немедленному действию.

А. Е. Грюндштафф добавляет:

«Нет ничего более губительного для зарождающейся веры, чем сначала подготовить человека принять решение, а потом отказать в утверждении этого решения» (Эффективное приглашение, с,. 146).

Суть другого психологического фактора заключается в следующем: когда человек действует на основе определенного отношения, то такое отношение укрепляется. По мере того как люди соглашаются принять Христа и подтверждают это крещением, в их сердцах, в их жизни происходит воскресение. Обряды в церкви более чем символичны. Они представляют собой богатые эмоциями, динамичные опыты в жизни верующего. Чем больше мы поступаем определенным образом, тем более убежденными становимся.

Недавно исследователи провели эксперимент среди школьников. В начале года им дали тест, с тем чтобы определить их отношение к тем, кто обманывает. Среди других вопросов был один, относительно наказания, которое должен понести обманщик. Все ребята были достаточно строги. Одни предписали финансовые штрафы, другие говорили о физическом наказании, третьи же были готовы исключить их из школы.

Спустя полгода исследователи предложили школьникам еще один тест, сформулированный таким образом, что давало возможность обмануть. Некоторые из них так и сделали. В конце года им дали точно такой же тест, что и в начале года. Затем результаты каждого из двух тестов были сравнены с тестом, который был дан в середине года, для того чтобы определить, есть ли какая-то связь между актом обмана и самим отношением к обманщикам. Результаты показали, что в конце года те из детей, которые обманули в среднегодовом тесте, были намного более склонны к снисходительному отношению к обманщикам, нежели другие.

Мы давно решили, что отношение влияет на действие. Сейчас мы видим, что действия также влияют на отношения. Если вы хотите, чтобы кто-то поверил в определенную доктрину, предоставьте ему возможность действовать в соответствии с его верой. Такие действия усиливают и укрепляют веру. Человек, который верит, что соблюдение субботы есть истина, и публично об этом заявляет, а затем начинает соблюдать ее, имеет намного более крепкую веру и более глубокое посвящение, чем тот, кто верит, но ничего не делает.

Однажды я видел мультфильм, в котором муж крепко обнимал жену и много раз ее целовал. Подпись гласила: «Я люблю тебя. Я люблю тебя. Я люблю тебя. Я люблю тебя». И потом, более мелким шрифтом: «Так я убедил себя». Целуя свою жену, человек углублял любовь к ней в своем сердце. Он полюбил ее еще больше после того, как поцеловал.

Важные элементы призыва

Эта часть подводит нас к очень важным практическим вопросам: как же должен звучать призыв? На какие важные моменты следует обратить внимание?

Сперджен говорит, что наиболее важным элементом призыва является искренность человека, который призывает. Аудитория должна быть уверена в том, что вы верите в чрезвычайную важность вашего призыва, что вы искренни в своих убеждениях, что вы полностью уверены в том, что Сам Бог побуждает вас делиться этой важной вестью.

Когда Билли Грэм собрался ехать в Шотландию, ему сказали, что там очень трудно работать. Его предупредили: «Никто не отзывается на выступления». Во время своей проповеди он очень волновался и не знал, что делать. Завершая ее, он под водительством Святого Духа обратился к слушателям с прямым призывом. Сначала никто не сдвинулся с места. Тогда Грэм встал и, по своему обыкновению, сложил руки, склонил голову и стал молиться. Когда по окончании молитвы он поднял голову, то увидел, что сотни людей вышли вперед. Шотландское духовенство, сидевшее впереди, было растрогано до слез, чувствуя его искренний молитвенный призыв, который тронул многие сердца.

Призыв должен быть не только искренним и молитвенным — он должен быть понятным. Лейгтон Форд говорит:

Когда я прошу людей выйти вперед в конце евангельского собрания, я стараюсь очень ясно объяснить им, что я имею в виду. «Сегодня, в конце моего выступления я собираюсь попросить вас выразить свое решение определенным образом. Я хочу попросить вас встать и выйти вперед. Это будет зримым выражением вашего внутреннего желания следовать за Христом. Когда вы даете обещание кому-то и в знак дружбы жмете руку; когда молодая пара, выражая взаимную любовь, в знак верности обменивается кольцами — это все зримые проявления их чувств и намерений. Так и я прошу вас выразить свое отношение к Божьему призыву тем, чтобы вы вышли вперед. Это не делает вас христианами. Вы можете подходить сюда тысячу раз, и это не приведет абсолютно ни к каким изменениям. Однако сейчас, выходя сюда, вы тем самым говорите:

«Господи, я прихожу к Тебе и оставляю позади все то, что плохо и грешно. Я верю, что Христос — мой Спаситель, и я иду, чтобы следовать за Ним в Его Церкви, начиная с сегодняшнего дня»» (Евангельское приглашение, осень 19&4 г.).

Людям необходимо понять, что именно означает ваше приглашение. Это должно быть очень ясно оговорено. Вы приглашаете людей принять Христа? Тогда скажите это. Вы приглашаете их подготовиться ко Второму пришествию Иисуса или отказаться от каких-то вредных привычек? Скажите им! Вы приглашаете тех, кто раньше знал Христа, вновь обратиться к Нему? Если вы приглашаете людей соблюдать субботу, отказаться от нечистой пищи, креститься — ясно и понятно скажите им об этом. И, конечно, надо знать меру, чтобы не включить слишком многое в один призыв.

Обычно я обращаюсь к собранию примерно так:

«Если вы никогда не знали Христа, я приглашаю вас сделать это сегодня. Если однажды вы пришли ко Христу, но потом отвернулись от Него и дали возможность некоему другому руководить вашей жизнью — придите!»

Данный призыв эффективен в начале евангельских встреч. Немного позже он может звучать следующим образом: «Если вы верите в то, что вы слышали Божью истину, если вы убеждены, что Божья воля в том, чтобы вы последовали ей, если вы хотите сказать:

«Да, Иисус, я пойду за Тобой и последую Твоей истине», —я приглашаю вас сейчас подняться с ваших мест и выйти вперед».

Для того, чтобы призыв был эффективным, он должен содержать элемент безотлагательности. Евангелист должен верить, что среди собравшихся людей в данный момент присутствуют те, кто не замедлит откликнуться. В каждом случае пламенный призыв должен побудить людей принести свои грехи и обратиться к Богу. Этим ощущением незамедлительности Бог может побуждать аудиторию к действию.

8 октября 1871 года Дуайт Муди выступал с проповедью под названием «Что мне делать с Иисусом?». В заключение он сказал: «Я хочу, чтобы вы унесли весть с собой и подумали об этом. На следующей неделе, когда вы вернетесь, я приглашу вас принять решение следовать за Господом». Певец Санкей, всегда сопровождавший проповеди Муди, запел: «Сегодня Спаситель зовет, пусть все вокруг обрушивается и смерть близка».

Санкей не закончил гимна. Во время пения раздался шум и грохот. К утру Чикаго уже лежал в руинах. До самой смерти Муди не простил себе и сожалел о том, что он попросил людей прийти на следующей неделе, чтобы решить, хотят ли они быть со Христом. Он говорил:

«Я не должен был давать им неделю на размышления. Если они погибли навеки, они поднимутся и будут судить меня. Я больше никогда не видел этих людей. И я не увижу их до тех пор, пока мы не встретимся в другом мире. Но это был урок, который я извлек и которого мне никогда не забыть. Вот он: когда я проповедую, то я представляю людям Иисуса и непосредственно, сразу же стараюсь добиться от них быстрого решения. Я бы лучше предпочел отрезать себе правую руку, чем дать людям неделю на размышления о том, как им впредь относиться ко Христу» (Евангелист — пастырь, с. 186,187).

Ощутимая нота безотлагательности в призыве дает возможность Святому Духу властно работать в сердцах и мыслях людей.

Служитель готовился к выступлению в колонии преступников. За день до этого он поехал навестить эту тюрьму. Его провели по всему зданию и наконец показали зал для собраний — большую аудиторию, которая была рассчитана на 1500 мест.

«Завтра она будет полна», — сказали ему.

Два места в первом ряду были обшиты черным. Когда проповедник спросил, почему это так, ему ответили: «Те два человека, которые будут здесь завтра сидеть, приговорены к смертной казни. Приговор будет приведен в исполнение в понедельник — их ждет электрический стул».

«Они приговорены к смерти, — тихо повторил служитель. И затем сказал: — Значит, это будет последняя в их жизни проповедь?»

«Да, ваша проповедь будет последней, услышанной ими».

Проповедник теперь знал все, что хотел узнать. Он должен был найти тихое место и подумать. По возвращении домой он отправился в свой кабинет, взял приготовленную проповедь, которую собирался говорить на следующий день, просмотрел ее и разорвал. «В ней нет никакой пользы, — сказал он. — Она не помогает людям решать их нужды».

Он склонился на колени и начал молиться: «Господи, вразуми меня, что мне сказать этим двум обреченным людям».

Братья и сестры! Такие стулья есть в каждой аудитории. Каждый раз, когда вы проповедуете, посмотрите в глаза людям, слушающим вас. Мы обращаемся к людям, осужденным на смерть.

Если нам необходимо достичь сердец людей, наше собственное сердце должно быть наполнено Святым Духом. Прежде чем их сердца разобьются в печали по греху, наши сердца должны разбиться в искреннем принятии воли Божьей. Прежде чем поделиться Хлебом Жизни, мы сами должны получить его из рук Христа. Прежде чем мы поведем людей ко кресту, мы должны сами подойти к нему и прочувствовать всю ужасную цену греха. Только когда мы будем жить в ожидании скорого пришествия Христа, мы сможем проповедовать о Его пришествии другим. Наша способность вести других к решению следовать за Христом прямо пропорциональна глубине нашего собственного посвящения.

Пастор, твоя роль — не только в том, чтобы слегка пощекотать интеллектуальное любопытство человека;

твоя роль заключается в том, чтобы расширить познание истины. Твоя роль в том, чтобы вести людей к познанию Христа, наставлять их принципами Христа и приводить их к решению следовать за Христом. Никогда не удовлетворяйся чем-то меньшим.

Задание

1. Определите ваше отношение к эмоциональному призыву.

2. Какой ключевой фактор отмечают большинство психологов относительно внутреннего отношения и зримого действия?

3. Напишите призыв для крещения, который включал бы в себя элементы мотивации, убеждения и выгоды. Проверьте, чтобы ваше воззвание было понятно, соответствовало теме, побуждало к немедленным действиям и было ориентировано на Христа.