22. В христианской жизни существует только одно осмысленное усилие — оно направлено на поиск Бога. Все остальные усилия будут самопроизвольными (Ин. 15:5; Флп. 4:13).

Предположим, что однажды воскресным утром вы решили поменять местами колеса на своем «датсуне». Вы поставили автомобиль на домкраты и сняли все четыре колеса. В это время жена позвала вас обедать. И пока вы ели, ваша четырехлетняя дочка вышла во двор поиграть. Ее мяч закатился под «датсун», и она полезла под машину, чтобы достать его, сбив при этом один из домкратов.

Вы слышите ее вопль и, приподнявшись, выглядываете в окно. Двор хорошо просматривается, и вы сразу понимаете, что произошло. Тогда вы…

Что вы делаете в этот момент? Откидываетесь в кресле и говорите жене: «Похоже, нашу Мэри придавило машиной. Думаю, надо пойти и снова приподнять «датсун» домкратом. Но прежде ты не могла бы дать мне еще один кусочек яблочного пирога?»

Или вы бросаетесь со всех ног во двор и приподнимаете край автомобиля, с тем чтобы освободить дочь?

Что вам легче было бы сделать? Подождите, не торопитесь с ответом. Что легче — сидеть за столом и есть вкусный пирог или поднимать автомобиль, даже если это небольшой «датсун»? Для чего потребуется больше усилий, и в каком случае сжигается больше калорий? Где приходится больше напрягаться?

С другой стороны, если вы любите своего ребенка, что для вас было бы тяжелее? Ответ однозначный, не так ли? Нужна немалая сила, чтобы приподнять за край автомобиль ради спасения ребенка; но, чтобы удержать себя за столом, потребовалось бы еще большее усилие!

В христианской жизни важно понимать разницу между преднамеренным усилием и самопроизвольным. Когда речь идет о том, что мы не должны бороться с грехом и дьяволом своими собственными силами, у людей иногда создается впечатление, что мы говорим о пассивной религии, в которой отсутствуют усилия. В прошлом столетии существовала странная секта под названием квиетисты. Члены этой секты считали, что людям вообще не нужно прилагать никаких усилий. Они должны просто сидеть и покачиваться. Наверное, даже этого было бы много — нужно только сидеть. Обо всем, что необходимо сделать, Бог позаботится без нашей помощи.

Но Бог никогда не спасает нас без нашего соучастия. Столь часто возникающая проблема заключается в непонимании того, в каком направлении нам нужно прилагать усилия. Этот вопрос нередко обсуждается теологами многие часы. Полагаю, ясный ответ на него содержится в двух библейских текстах, представляющих собой своего рода миникурс праведности по вере. Это краткие утверждения относительно Божественной силы и человеческих усилий. Возможно, вы уже обратили на них внимание при изучении Библии.

Эти тексты — Евангелие от Иоанна 15:5 и Послание к Филиппийцам 4:13. Слова Иисуса: «Без Меня не можете делать ничего» и высказывание апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Поставьте их рядом. Если без Христа мы не можем делать ничего, а с Ним мы можем все, то что тогда остается делать нам? Прийти к Нему и оставаться с Ним.

«Все, что человек может сделать для своего спасения, — это принять приглашение: «Кто жаждет, пусть берет воду жизни даром»» (Избранные вести, кн. 1, с. 343). И помните, что идея спасения включает в себя не только прощение греха, но также силу для послушания и, наконец, само небо — то есть оправдание, освящение и прославление.

Как нам обрести Христа? Как нам взять воду жизни? «Благодаря такому общению со Христом через молитву и постоянному изучению великих и драгоценных истин Его Слова мы как алчущие души насытимся и как жаждущие освежимся из источника жизни» («Нагорная проповедь Христа», с. 113).

Осознанные усилия, прилагаемые изо дня в день родителями в общении со своим ребенком, иногда бывают тяжелыми. Но в критический момент они становятся самопроизвольными. Нет таких родителей, которые любили бы своего ребенка и рассуждали, сколько потребуется сил, когда их дитя в опасности. Нет, они не раздумывая бросаются ему на помощь.

Что касается христианства, то в нем требуются все виды усилий. Но единственное осмысленное усилие — это поиск тесного духовного общения с Богом. А уже все прочие усилия непременно придут сами собой.