VI. Покаяние

27. Покаяние — это сожаление о грехе и оставление грехов. Покаяние — это дар. Поэтому сожаление о грехе есть дар, и оставление грехов есть также дар (Деян. 5:31).

В начале моего служения я находился в очень неприятном положении. Я не был обращенным и не знал, как стать обращенным. Я не был спасенным и не знал, как стать спасенным. А для того, кто не обращен и не спасен, евангельское служение, согласитесь, не самое приятное занятие.

Настало лето. Приближалось время лагерных собраний. Одна из моих обязанностей как нового служителя состояла в том, чтобы за неделю до начала собраний помогать устанавливать палатки на территории лагеря. Служители, приставленные к этой работе, установили первый ряд палаток, чтобы было где укрыться, а затем решили отдохнуть! Мы ведь не привыкли к такого рода физической деятельности.

Во время недолгого отдыха, сидя возле палаток, мы предались всевозможным рассуждениям на богословские темы — о том, где будет Армагеддонская битва и есть ли у ангельских крыльев перья… Мне предоставил ся удобный случай.

Обратившись к одному из служителей постарше, я спросил: «Что бы вы ответили человеку, спросившему вас, как стать спасенным?» (Такая формулировка показалась мне достаточно безопасной.)

Он ответил: «Я сказал бы ему, что нужно покаяться».

«А если вас спросят, что значит покаяться?»

«Каяться — значит сожалеть о своих грехах и оставлять их».

«Хорошо, а как оставить свои грехи?»

«Ну, как… покаяться!»

Я сказал: «Постойте, так вы говорите, что для того, чтобы оставить свои грехи, нужно покаяться, а чтобы покаяться, нужно оставить свои грехи?»

«Вот именно!» — просиял он, очевидно, довольный моим ясным пониманием сути вещей.

Классическое определение покаяния содержится в книге «Путь ко Христу»: «Покаяние подразумевает сокрушение о соделанном грехе и оставление его» (с. 23). Но истина, которую я упустил, заключается в том, что покаяние — дар. Это не то, что мы производим, а то, что мы принимаем. И в этом вся суть.

В Книге Деяния святых Апостолов 5:31 говорится, что покаяние — Божий дар. В «Избранных вестях» мы читаем: «Покаяние, также как и прощение, есть дар Божий во Христе» (кн. 1, с. 353). Поэтому всякое покаяние, которое пытаемся произвести мы сами, в любом случае не будет истинным. Мы можем сожалеть о последствиях наших злых дел. Мы можем сожалеть о результатах, к которым приводит жизнь во грехе. Но если мы не принимаем покаяния, являющегося даром Божьим, мы не продвинемся дальше этого.

Сожаление о грехе, сожаление о жизни без Бога может исходить только от Самого Бога. Мы не можем заставить себя сокрушаться. Истинное сожаление о грехе — это дар.