Глава 8 . Совет унывающим

«И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты — равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: „благодать, благодать на нем!“ И было ко мне слово Господне: руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам. Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю? Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его? Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото? И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой. И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли» (Зах. 4 глава). Итак, рассмотрим на основании Библии основные символы данного отрывка. Упоминаемый в отрывке елей (масло, получаемое из маслин) со времен Ветхого Завета использовался в особо торжественных случаях. Так при избрании царя (1 Цар. 10:1); священника (Лев. 8:30) или пророка (Ис. 61:1) их голову мазали елеем, что являлось символом их отделения, помазания на то или иное служение. Сам Христос назван в Библии Помазанником или Мессией. «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» (Дан. 9:25—26); «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Евр. 1:9). И это неслучайно. Ибо елей — это символ Святого Духа. «Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деян. 10:38); «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21—22). Значение елея во взаимосвязи с маслинами раскрыто Самим Богом пророку Захарии. «И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:4—6). Таким образом, маслины — это Слово Божие, которое посредством Святого Духа наполняет сердца людей. Захарии в видении было подчеркнуто, что все на земле совершается не воинством и не силой, а Духом Божьим. Это было особенно важно услышать тогда, когда при строительстве храма народ испытывал различные препятствия, и с человеческой точки зрения шансов на успех не было. Но Бог заверяет, что все будет сделано при помощи Святого Духа, Который сильнее всех планов и усилий людей (Зах. 4:9). «Семилампадный светильник стоял перед завесой во святилище и символизировал работу Святого Духа. Зоровавелю было дано серьезное поручение и, возможно, он опасался, что не сможет справиться с ним; напрягал все свои силы и чувствовал, что для выполнения этой задачи его сил недостаточно. Теперь же он получает от Господа повеление не беспокоиться напрасно, ибо работа, начатая им, будет завершена, … потому что Бог возьмет все в Свои руки. Бог ничего не делает случайно. Он наделяет людей ответственностью, а когда они начинают трудиться для Господа, даёт им для этого силы. Божье дело будет завершено в любом случае, и мы, люди, можем только в изумлении и тишине наблюдать, как Господь совершает наше избавление. Устами пророка Божьего народу дано заверение о том, что храм будет достроен. На протяжении всей ветхозаветной истории мы встречаем примеры, как Бог заступался за Свой народ: переход через Чермное море, питание израильтян манной в пустыне в течение 40 лет, завоевание Иерихона, победа Гедеона с 300-ми воинов и пр. Бог всегда действует среди Своего народа! Строительство храма будет закончено! (Зах. 4:9)». [Мюллер К. И пророки все еще говорят. Заокский: Источник жизни, 2000. C. 98—99]. Именно Святой Дух приводит человека к покаянию, осознанию своей греховности, приводит ко Христу. Именно Он воспитывает наш характер в подобие характера Христова. Сегодня это величественное видение является прекрасным ободрением для тех, кто колеблется, сомневается, у кого кончаются силы, появляется отчаяние. Да, в жизни может быть очень тяжело и сложно. Мы можем столкнуться с невероятными и неразрешимыми препятствиями, как в чисто земных, так и в духовных вопросах. Но давайте в этот момент вспомним видение Захарии. Вспомним, что не воинством и не силою Божьи дети одерживали победы. Их даровал им Святой Дух. Он всегда рядом с нами, будучи силен разрешить любую нашу проблему самым наилучшим для нас образом. Господь желает даровать нам Свои благословения и силу. Ибо явленные в Зах. 4:14 «два помазанных елеем представляют небесные средства, через которые Святым Духом наделяются люди, полностью посвященные Его служению; — миссия двух помазанников состоит в передаче света и силы Божьему народу». [Уайт Е. Свидетельства для служителей. Указ. соч. С. 510]. Хотим ли мы стать такими людьми, соработниками на ниве Божьей? В наш XXI век подобный вопрос покажется многим, наверное, странным: какие-то непонятные выражения: помазанники, маслины, нива Божья. Не устарело ли все это, не веет ли от всего этого каким-то средневековьем и фанатизмом? Нет, это не устарело. Ибо посмотрите на наш мир XXI века: нескончаемые войны, террористические акты, маньяки, половые извращения, коррупция небывалых доселе масштабов, ужасающие стихийные бедствия, постоянные авто- и железнодорожные катастрофы, озлобление людей. Это реальность или миф? Да, это реальность, признает сегодня любой человек, ибо не признать того, что постоянно совершается на твоих глазах, трудно. Да, это страшная реальность, которая демонстрирует сегодня нам присутствие и господство, весьма и весьма ощутимое в нашем мире, злых сил. Кстати, их современное «продвинутое» секулярное общество и не отрицает. Ибо миллионы жителей прогрессивного научно-технического XXI века ходят к спиритистам и колдунам, гадают на картах, заказывают гороскопы, боятся сглаза и порчи, носят амулеты и верят в приметы. Суеверия — это один из ярчайших признаков наших дней, что тоже невозможно отрицать. А раз так, то и понятия маслин, помазания, работы на ниве Божьей не устарели, ибо зло продолжает еще существовать. Хотим ли мы избежать действий сил зла в своей жизни и жизни детей, победить страх и опасения, решить насущные жизненные проблемы, тогда мы должны со всем вниманием вчитаться в пророческие вести 4 главы книги пророка Захарии, открывающие перед нами работу Бога Духа Святого, Который желает вселиться в наши сердца, ведя их ко Христу, к счастью и вечной жизни.