Глава 1. Споры по поводу природы человека и его участи

Взгляды христиан на характер их человеческой природы во многом определяют их взгляды на свою окончательную участь. Считающие свою природу дуалистической, то есть состоящей из материального, смертного тела и нематериальной, бессмертной души, как правило, верят, что их души переживут смерть тела и будут всю вечность пребывать либо в блаженстве рая, либо в муках ада. Некоторые верующие, например, католики, полагают, что не совершившие тяжких грехов души могут быть очищены в чистилище перед вознесением в рай.

С другой стороны, христиане, считающие свою природу холистической, представляющей собой неразделимое единство тела, души и духа, верят, что их личность, не имеющая бессмертных составляющих, будет воскрешена либо к вечной жизни, либо к вечной смерти. Эти две различные участи, о которых говорят приверженцы дуалистической и холистической природы человека, можно охарактеризовать одну как бессмертие души, а другую — как воскресение мертвых.

Библейский взгляд на человеческую природу и его участь в последние годы привлекает большое внимание исследователей. Ведущие богословы различных вероисповеданий обращаются к данному вопросу в статьях и книгах. Обзор исследований, проведенных за последние пятьдесят лет, показывает, что традиционный дуалистический взгляд стал объектом широкомасштабной критики. Богословы как будто соревнуются, стремясь превзойти друг друга в ниспровержении традиционного дуализма и защите библейского взгляда, согласно которому человек представляет собой единое целое. Когда читаешь богословскую литературу по данному вопросу, создается впечатление, будто христианство сбросило с себя оцепенение и с удивлением обнаружило, что в течение стольких лет оно придерживалось взгляда на человеческую природу, который можно назвать скорее платоновским, чем библейским.

Цели этой книги. Эта книга основана на исследованиях, проведенных многочисленными богословами за последние годы, и ее задача — показать, каким образом библейский холистический взгляд на человеческую природу определяет наше понимание собственной сущности, ныне существующего мира, искупления и нашей окончательной участи.

Цель у данной работы двоякая. Во-первых, утвердить библейский взгляд на человеческую природу. Мы узнаем, что Библия рассматривает человеческое существо как неразделимое единство. Эта истина была признана за последние годы многими исследователями, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В Библии нет разделения человека на тело и душу, или — тело, душу и дух. Все это компоненты, или характеристики, одной и той же личности. Деление на тело и душу уходит корнями в платонизм, а отнюдь не в библейское откровение. Библия исповедует холистический, или монистический, взгляд на человеческую природу, а вовсе не дуалистический. Платоновский взгляд на тело как на темницу души чужд Библии, он нанес огромный вред христианской духовности, сотериологии и эсхатологии.

Вторая цель данной книги — исследовать, каким образом библейский взгляд на человеческую природу связан с нашей нынешней жизнью и с нашим окончательным уделом. В исследованиях богословов просматривается тенденция разбирать библейский взгляд на человеческую природу (библейскую антропологию) отдельно от библейского взгляда на участь человека (библейскую эсхатологию). Попытки соотнести их весьма редки. Однако их нельзя изучать раздельно, потому что библейский взгляд на человеческую природу определяет взгляд на человеческий удел.

Мы с большим старанием и умением разделяем, анализируем и обособляем, но зачастую нам не удается синтезировать и объединять различные части в единую, общую картину. В данном исследовании я делаю попытку показать, каким образом библейский холистический взгляд на человеческую природу обуславливает библейский реалистический взгляд на участь человека, согласно которому тело и душа, плоть и дух, материальный и духовный компонент нашей природы и нашего мира составляют часть Божьего творения, искупления и грядущего обновления.

Порядок изложения. В этой книге мы будем придерживаться следующего порядка действий: во-первых, мы изучим библейский взгляд на человеческую природу, исследовав некоторые другие ключевые слова, используемые для обозначения человека в Новом и Ветхом Заветах. Хотя на первый взгляд это может показаться анализом отдельных составляющих, мы должны помнить, что на протяжении всего исследования под каждым термином мы будем подразумевать всю личность человека — личность как душу, личность как тело, личность как дух. Таким образом, рассматривая различные аспекты человеческой природы, мы всегда взираем на личность как на единое целое. Нельзя забывать, что в Библии, по выражению Дж. А. Т. Робинсона, «любая часть в любой момент может заменить целое» (1).

Второй этап будет заключаться в изучении библейского взгляда на человеческую участь в свете библейского же учения о человеческой природе. Данное исследование свидетельствует, что библейский холистический взгляд на человеческую природу, согласно которому тело и душа представляют собой неразделимое целое, обусловливает библейский взгляд на удел человека, исходя из которого вся личность — тело и душа — будут воскрешены либо для вечной жизни, либо для вечной смерти. Более того, сподобившиеся получить вечную жизнь будут пребывать не в бесплотном, духовном раю, а на этой материальной планете Земля, восстановленной Богом в первозданном совершенстве.

Исследование человеческого удела требует анализа популярных заблуждений, связанных с промежуточным состоянием между смертью и воскресением, раем и адом. Каждой из этих тем, рассмотренных в свете библейского учения, посвящена отдельная глава. В 6-й главе особое внимание уделено изучению такого понятия, как ад, ввиду широко распространенного отвержения традиционного взгляда на ад как на муки людей, находящихся в сознательном состоянии. Конечная цель данной работы — не просто выявить ошибочность превалирующих взглядов, но прежде всего подтвердить библейский холистический и реалистический взгляд на природу и участь человека.

Эта вступительная глава предназначена для того, чтобы дать общий обзор двух основных взглядов на человеческую природу и их влияния на христианскую веру и практику. Она призвана содействовать читателю в понимании важности рассматриваемых в данной книге вопросов. Нам станет очевидно, что убеждения христиан относительно их человеческой природы во многом определяют их понимание самих себя, ныне существующего мира, искупления и своей будущей участи.

1. Два основных взгляда на природу и участь человека

Существуют два основных христианских воззрения на человеческую участь, которые берут начало из фундаментально различных взглядов на человеческую природу. Первое основано на вере в бессмертие души, а второе — на вере в воскресение тела. В своем исследовательском труде «Природа и участь человека» Рейнхольд Нибур высказывает мнение, согласно которому фундаментально отличные христианские верования о человеческой природе и участи вытекают из двух основных взглядов: 1) классического и 2) христианского (2) . Первый ведет происхождение от древнегреческой философии, а второй — от учения Библии. Термин «христианский», отнесенный к последнему взгляду, может ввести в заблуждение, поскольку, как мы увидим далее, подавляющее большинство христиан на протяжении многих веков находилось под сильнейшим влиянием классического взгляда на человеческую природу, которая, как они считают, состоит из смертного тела и бессмертной души. Поэтому я предпочитаю именовать второй взгляд «библейским», ибо он, как покажет наше исследование, отражает учение Библии.

Классический дуализм. Классический взгляд на человеческую природу заимствован, главным образом, из произведений Платона, Аристотеля и философов-стоиков. Они делали акцент на различиях между материальными и духовными составляющими человеческой природы. Согласно философии Платона человеческая природа состоит как из материального, так и из духовного компонента. Материальный компонент — это тело, временная, несущая злое начало оболочка; а духовный компонент — это душа (psyche), или разум (nous), — вечные, несущие доброе начало субстанции. Человеческое тело преходяще и смертно, в то время как человеческая душа вечна и бессмертна. В момент смерти душа высвобождается из телесной темницы, где была заключена на время. Исторически сложившаяся христианская мысль находится под глубоким влиянием этого дуалистического, небиблейского понимания человеческой природы. Последствия вплетения классического взгляда на природу человека в христианские верования и практику не поддаются оценке. Мы поразмышляем над ними чуть позже.

Библейский холистический взгляд. Библейский взгляд на человеческую природу является по сути своей холистическим, или монистическим. В Библии делается акцент на единстве тела, души и духа, составляющих неразделимый организм. Поскольку данная работа в целом направлена на четкое формулирование библейского холистического взгляда на человеческую природу, я лишь упомяну здесь два его значительных отличия от классического взгляда. Во-первых, холистический взгляд на человеческую природу основывается на вере в то, что физическое творение этого мира, включая и сотворение человеческого тела, было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Нет никакого дуализма, или противоречия, между материальным и духовным, телом и душой, плотью и духом, поскольку все они являются частью Божьего «весьма хорошего» творения. Искупление представляет собой восстановление всей личности, тела и души, а не спасение души помимо тела.

Второе отличие от классического взгляда заключается в том, что бессмертие не было присуще человеческой природе от сотворения, человек лишь имел возможность стать бессмертным. Люди не обладают тленным телом и нетленной душой; они наделены смертными телом и душой, которые могут стать бессмертными. Бессмертие, или вечная жизнь, — это Божий дар тем, кто принимает Его спасение. Те же, кто отвергает Божий план их спасения, в конце концов подвергнутся вечному истреблению, но не вечным мукам в неутихающем адском пламени. Причина тому проста. Бессмертие дается как награда спасенным, а не как возмездне нечестивым.

Такова Благая весть Божья. Хотя Адам и Ева были сотворены смертными (с возможностью стать бессмертными посредством вкушения плодов Дерева жизни), и люди по сей день рождаются смертными, мы все-таки можем получить бессмертие, если примем Божий дар вечной жизни. Бессмертие — Божественный дар, а не присущее человеку свойство. Оно обусловлено нашей готовностью принять Божье благодатное спасение всей нашей природы, тела и души. Таким образом, библейский взгляд можно также обозначить как условное бессмертие, поскольку оно предлагается Богом на определенных условиях.

Споры по поводу тела и души. Некоторые читатели могут заявить, что вопрос о теле и душе давно исчерпан и никого более не интересует. Написание книги на эту тему может показаться им напрасной тратой времени. Смею возразить: вопрос о теле и душе далеко не исчерпан и не утратил своей актуальности. Недавнее массовое самоубийство в одном из жилых домов Сан-Диего 39 человек, пожелавших покинуть свои телесные «вместилища», дабы в бесплотном виде достичь кометы Хейла-Боппа, напоминает нам, насколько животрепещущ вопрос о теле и душе. Интерес к посмертному существованию в настоящее время, пожалуй, более велик, чем когда-либо прежде. В средние века вера в загробную жизнь насаждалась посредством исполненных суеверием художественных произведений, где изображалось блаженство святых и муки грешников. Сегодня подобная вера пропагандируется более изощренно посредством медиумов, экстрасенсов, «научных» исследований околосмертных переживаний и деятелей «Нового века», общающихся с духами прошлого. В итоге вопрос о теле и душе привлекает беспрецедентное внимание даже в богословском сообществе. Обзор теологической литературы, вышедшей из печати за последние годы, показывает, что данная проблема гжрячо обсуждается ведущими богословами различных религиозных деноминаций.

В центре дискуссии находится вопрос о том, может ли душа пережить тело и функционировать вне его. Другими словами, создана ли человеческая природа таким образом, что в момент смерти душа, то есть мыслящий компонент, оставляет тело и продолжает существование, в то время как «вместилище» распадается? Традиционно подавляющее большинство христиан отвечают на этот вопрос утвердительно. Они верят, что между смертью и окончательным воскресением тела Бог сохраняет бытие их человеческих развоплощенных душ. При воскресении их материальные тела воссоединятся с бесплотными душами, тем самым усилив либо блаженство рая, либо муки ада.

Эта традиционная и популярная точка зрения в последние годы подвергается массированной критике. Все большее число ведущих богословов евангелического направления отказываются от классического, дуалистического взгляда на человеческую природу, согласно которому смертное тело принадлежит низшему, физическому миру, а бессмертная душа — духовным сферам. Они отдают предпочтение библейскому, холистическому взгляду на природу человека, то есть верят в то, что вся личность — и тело, и душа — переживает смерть и воскресение.

Отказу многих богословов от классического дуализма способствуют несколько факторов. Один из них — возобновленное исследование библейского взгляда на человеческую природу. Тщательное изучение основных библейских терминов, используемых для обозначения человека (тело, душа, дух, плоть, ум и сердце), привело многих исследователей к осознанию того, что они указывают не на независимые составляющие, но на личность в целом, рассматриваемую с различных точек зрения. «Последние исследования показывают, — пишет Элдон Лэдд, — что такие термины, как тело, душа и дух, служат для описания различных углов зрения, под которыми рассматривается вся личность, а не различных, раздельных свойств человека» (3).

Практически любая часть тела может использоваться в Библии для обозначения человека в целом. Нет никакого разделения между смертным телом и бессмертной душой, оставляющей тело и функционирующей вне его. Тело и душа, плоть и дух в Библии представляют собой части одной и той же личности, которая не «распадается на куски» в момент смерти.

Дуализм под огнем критики. Многочисленные библеи-сты в последнее время заявляют, что авторы ветхо- и новозаветных книг оперируют не дуалистическим, а монистическим (холистическим) взглядом на человеческую природу. Их исследования будут рассмотрены в последующих главах. В результате многие современные верующие ставят под сомнение и даже отвергают представление, будто Библия учит о посмертном существовании души вне тела.

Историки Церкви поддерживают данные выводы, утверждая, что дуалистический взгляд на человеческую природу и вера в отделение души от тела после смерти были привнесены в христианство отцами Церкви, находившимися под влиянием дуалистической философии Платона. Этим объясняется широкое распространение этих представлений в христианской Церкви, даже несмотря на то, что они чужды библейскому учению.

Философы и ученые вносят свой вклад в массированную критику традиционного дуалистического взгляда на человеческую природу. Философы критикуют традиционные аргументы в пользу того, что душа представляет собой бессмертную субстанцию, переживающую смерть тела. Они выдвигают альтернативные теории, согласно которым душа есть аспект человеческого тела, а не самостоятельный компонент.

Ученые, в свою очередь, ставят под вопрос веру в независимое существование души, доказывая, что человеческое сознание зависит от мозга и находится под его влиянием. В момент смерти мозг прекращает свое функционирование и мыслительная деятельность во всех ее формах останавливается. Для ученых прекращение всех умственных функций в момент смерти означает, что вероятность осуществления какой-либо посмертной умственной деятельности, приписываемой душе, крайне мала.

Эти согласованные нападки на дуализм со стороны библеи-стов, историков Церкви, философов и ученых приводят либеральных и даже некоторых консервативных христиан к отвержению традиционного дуалистического взгляда на человеческую природу. В своей книге «Душа, тело и жизнь вечная» Джон У. Купер подводит черту под данной тенденцией, утверждая следующее: «Либералы отвергли его [дуализм] как устаревший и утративший свою интеллектуальную состоятельность. В то же время некоторые консервативные протестанты заявили, что поскольку мы должны следовать одной только Библии, а не человеческим преданиям, а антропологический дуализм как раз и есть ни что иное как человеческое предание, не имеющее библейского основания, нам следует реформировать наши конфессии и очистить их от наслоений древнегреческой мысли. Раздельное восприятие тела и души подвергается резкой критике со всех сторон» (4).

Дуалисты обеспокоены. Эти тенденции вызывают серьезную обеспокоенность в рядах тех, кто видит чрезвычайную угрозу своему дуалистическому пониманию человеческой природы. Книга Купера представляет собой одну из многочисленных попыток утвердить пошатнувшиеся позиции традиционного дуалистического взгляда, ответив на вызов, брошенный дуализму. Причина для такого ответа ясно изложена самим Купером: «Если то, что они [исследователи] говорят, соответствует истине, то за сим следуют два обескураживающих вывода. Во-первых, доктрина, признаваемая большей частью христианской Церкви со времени ее основания, является ложной. Второе следствие находится в более личной и экзистенциональной плоскости — вера миллионов христиан в жизнь сразу после смерти является заблуждением» (5).

Купер крайне озабочен последствиями отказа от традиционного дуалистического понимания человеческой природы. Он пишет: «Отсюда неизбежный вывод: практически всем обычным христианам необходимо будет отречься от своих представлений о загробной жизни. Если душа не может разрывать телесные узы, значит, мы не пребываем между кончиной и воскресением ни со Христом, ни с кем-либо еще, ни в сознательном, ни в бессознательном состоянии. Данное заключение вызовет у многих христиан нечто вроде экзистен-циональной тревоги. В более общем смысле, это будет потерей еще одной опоры в строении традиционной христианской веры, расшатанной и вырванной с корнем современными исследователями» (6).

Современные библейские исследования действительно вызывают большую «экзистенциональную тревогу» у миллионов искренних христиан, верящих в то, что их развошющенные души после смерти сразу попадут на небеса. Любой вызов традиционно лелеемым верованиям может привести к разрушительным последствиям. И все-таки христиане, основывающие свою веру на авторитете Священного Писания, должны быть готовы пересмотреть традиционные представления и изменить их, если они окажутся не библейскими.

Нет ничего удивительного в том, что люди, чьи взгляды оказываются под угрозой в результате библейских исследований, демонстрируют весьма бурную эмоциональную реакцию. Оскар Кульман, например, оказался под градом горьких упреков со стороны людей, крайне недовольных его книгой «Бессмертие души или воскресение мертвых?» Он писал: «Ни одна моя публикация не вызывала такой ожесточенной, враждебной реакции» (7). И действительно, нападки стали столь мощными, столь многие были возмущены его утверждениями, что он почел за лучшее уйти в тень на какое-то время. Хочу добавить, что нападки на его книгу нисколько не впечатлили Кульмана, поскольку все они, по его мнению, основывались не на экзегетических аргументах, а на эмоциях и соображениях психологического плана.

Тактика изматывания противника. В некоторых случаях реакция принимает характер мелких беспокоящих нападок. Уважаемый канадский богослов Кларк Пиннок упоминает некоторые виды подобной тактики, используемой для дискредитации тех библейский исследователей, кто оставил традиционный дуалистический взгляд на человеческую природу и, соответственно, доктрину о вечных муках в огненном аду. Например, подобных исследователей связывают с либеральными или сектантскими течениями вроде адвентистов. Пиннок пишет: «Похоже, открыт новый критерий истины, который гласит, что если адвентисты или либералы придерживаются какого-либо взгляда, значит, этот взгляд неверен. Как будто об истинности того или иного мнения можно судить по тому, кто его высказывает, так что необходимость в открытом обсуждении отпадает сама собой. Подобный аргумент, будучи тщетным в серьезной дискуссии, может оказать нужное воздействие на невежд, введенных в заблуждение такой риторикой» (8).

Несмотря на подобную «тактику изматывания противника», библейский холистический взгляд на человеческую природу, отвергающий естественное бессмертие и, соответственно, вечные мучения нечестивых в аду, завоевывает все больше сторонников среди евангельских христиан. Публичная поддержка этого взгляда, прозвучавшая из уст Джона Стотта, авторитетного британского богослова и популярного проповедника, несомненно, упрочивает данную тенденцию. «Как ни странно, — пишет Пиннок, — в данном случае возникает определенного рода ассоциативное признание, то есть элемент той самой тактики, которую используют против приверженцев этого взгляда. Теперь уже никто не может сказать, что на этой позиции стоят только еретики или почти еретики [вроде адвентистов седьмого дня], хотя я уверен, что найдутся люди, которые откажут Стотту в правоверности именно на этом основании» (9).

Сам Стотт высказывает немало опасений по поводу разделений, которые могут вызвать его новые взгляды в церкви, где он является признанным лидером. Он пишет: «Я с великим трепетом высказываю свое мнение, отчасти потому, что испытываю глубокое уважение к давней традиции, считающейся истинным толкованием Священного Писания, от которой мне не легко отвернуться, но еще и потому, что единство всемирного сообщества евангельских христиан всегда имело огромное для меня значение. Однако данный вопрос слишком важен, чтобы закрывать на него глаза, и я благодарен Дэвиду Эдвардсу за то, что он побудил меня высказаться по этому поводу. Я не догматизирую позицию, к которой пришел. Я как бы выдвигаю гипотезу. Но я от всего сердца призываю всех евангельских христиан к откровенному диалогу на основе Писания» (10).

Призыв Стотта, обращенный к евангельским христианам, вряд ли возможно претворить в жизнь. Причина проста. Евангельские христиане связаны своими конфессиональными традиционными учениями в той же мере, что и католики и православные. В теории они признают принцип Sola Scriptura, на практике же зачастую толкуют Писание в соответствии со своими конфессиональными традиционными учениями. Если новейшие библейские исследования поставят под сомнение традиционные доктрины, в большинстве случаев евангелические церкви предпочтут остаться верными традиции, а не Sola Scriptura. Разница между евангельскими христианами и католиками в том и заключается, что последние, по крайней мере, честны в отношении нормативной авторитетности своего церковного предания.

Быть «евангеликалом» — значит придерживаться определенных фундаментальных и традиционных доктрин, не задавая вопросов. Всякий, кто осмеливается усомниться в библейской обоснованности той или иной традиционной доктрины, рискует подпасть под подозрение в «ереси». На крупной конференции 1989 года на тему «Что значит быть евангельским христианином» были подняты серьезные вопросы относительно того, можно ли считать евангельскими христианами таких людей, как Джон Стотт или Филип Хьюз, раз они восприняли концепцию условного бессмертия и полного уничтожения нечестивых. При голосовании по поводу исключения таких богословов из евангелического сообщества, участники конференции в целом высказались в их пользу, но лишь с незначительным перевесом голосов (11).

Почему же евангелические конфессии столь непреклонны в нежелании пересматривать свое отношение к библейским учениям о человеческой природе и участи? Ведь они не стеснялись изменять прочие древние традиционные доктрины. Возможно, одна из причин их твердой приверженности дуалистическому взгляду кроется в том, что с ним взаимосвязано очень много других учений. В начале этой главы мы уже отмечали, что верования христиан относительно сущности их человеческой природы в значительной мере определяют их убеждения, касающиеся участи человека. Отказ от дуализма повлечет за собой отказ от целой группы связанных с ним доктрин. Это можно назвать «эффектом домино». Если падает одна доктрина, за ней упадут и несколько других. Для прояснения данного вопроса мы вкратце рассмотрим некоторые доктринальные и практические следствия классического дуализма. Хотелось бы обратить внимание читателя на их многообразие.

2. Последствия дуализма

Доктринальные последствия. Классический дуалистический взгляд на человеческую природу влечет за собой чрезвычайное множество доктринальных и практических последствий. С доктринальной точки зрения на классическом дуализме зиждется целая масса верований. Например, вера в то, что в момент смерти душа попадает в рай, ад или чистилище, основывается на концепции естественного бессмертия души, продолжающей существование после смерти тела. Это означает, что если присущее душе бессмертие окажется небиблейским понятием, то популярные представления о рае, чистилище и аде необходимо радикально видоизменить, либо отвергнуть вовсе.

Вера в то, что в момент смерти души святых возносятся в блаженство рая, способствовала развитию представлений католиков и православных о заступнической роли Девы Марии и святых. Если души святых пребывают в раю, то вполне логично предположить, что они могут ходатайствовать за нуждающихся грешников, живущих на бренной земле. Посему благочестивые христиане молятся Марии и святым о защите. Подобная практика вступает в противоречие с библейским учением о том, что «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Тем более, если душа не продолжает существование после смерти и не может функционировать вне тела — значит, все учение о посреднической роли Марии и святых должно быть отвергнуто как церковная выдумка. Воистину, пересмотр отношения к библейскому учению о человеческой природе может привести к пугающим последствиям для «заветных чаяний» христиан.

Подобным же образом вера в то, что в момент смерти души тех, кто не совершил непростительных грехов, попадают в чистилище, привела к учению, согласно которому Церковь на земле обладает правом засчитывать заслуги Христа и святых душам, страдающим в этом самом чистилище. Это право осуществляется путем раздачи индульгенций, то есть освобождения от временного наказания вследствие прощения греха. Подобное вероучение привело к скандальной продаже индульгенций, зажегшей искру протестантской Реформации.

Реформаторы развеяли в прах доктрину о чистилище как небиблейскую, но сохранили доктрину о том, что души сразу после смерти оказываются в состоянии либо совершенного блаженства (на небесах), либо непрекращающихся мучений (в аду). Опять же, если вера в существование души после смерти тела окажется небиблейской, значит, популярные представления о чистилище, индульгенциях и о попадании души в рай или ад также должны быть отвергнуты как церковная выдумка.

Работа, которую начали реформаторы, отбросившие доктрину о чистилище, должна быть завершена теми, кто даст новое определение раю и аду в соответствии со Священным Писанием, а не с церковными преданиями. Едва ли за такую фундаментальную задачу возьмется какая-либо из современных протестантских церквей. Любая попытка видоизменить или отвергнуть традиционные доктрины зачастую истолковывается как отречение от веры и может привести к разделению и распаду. Далеко не все церкви готовы заплатить столь высокую цену.

Концепция бессмертия души подрывает доктрину о Втором пришествии. Традиционный дуализм помимо прочего подрывает надежду на пришествие Христа. Вера в вознесение душ на небеса может сделать смутным, а то и вовсе помрачить ожидание Второго пришествия. Если в момент смерти душа верующего незамедлительно возносится в блаженство рая, чтобы быть с Господом, то едва ли он станет трепетно ожидать того часа, когда Христос сойдет для воскрешения спящих святых. Этот христианин будет прежде всего думать о том, как достичь рая немедленно, пусть даже и в виде развоплощенного духа. Подобные переживания едва ли оставляют какое-то место для интереса к пришествию Господа и воскресению тела.

Верить в бессмертие души — значит рассматривать по крайней мере одну из составляющих своей личности как бессмертное естество, неспособное прекратить свое существование. Подобная вера подстегивает уверенность в себе и в возможности своей души взойти к Господу. С другой стороны, верить в воскресение тела — значит не верить в себя или в возможность развоплощенных душ восходить к Господу; другими словами, христианину остается верить во Христа, Который вернется для того, чтобы воскресить мертвых и преобразить живых. Это значит верить в сошествие Господа на эту землю для встречи с верующими, находящимися во плоти, а не в вознесение развоплощенных душ на небеса для встречи с Господом.

В Новом Завете Парусия подчеркивает окончательный исход, заключающийся в сошествии Христа к человечеству, а не в восшествии отдельных душ к Нему. Упование пришествия — это не пустые посулы, но реальная встреча на этой земле между находящимися во плоти верующими и Христом в славный день Его возвращения. Исходом этой встречи будет преображение, которое затронет человечество и естественный мир. Это великое ожидание омрачается и уничтожается верой в личное бессмертие и небесное блаженство сразу после смерти.

Еще одно важное последствие индивидуалистической надежды на немедленное бессмертие заключается в том, что она попирает библейскую общую надежду на окончательное восстановление сотворенного Богом мира и его обитателей (Рим. 8:19-23; 1 Кор. 15:24-28). Когда единственным принимаемым в расчет будущим является выживание собственной души после смерти, к общечеловеческим мукам проявляется лишь поверхностный интерес, а значимость Божьего искупления для всего нашего мира в целом по большей части игнорируется. В результате, как отмечает Авраам Кайпер, «большинство христиан не заглядывает дальше своей собственной смерти» (12).

Неверные представления о новом мире. Классический дуализм вызвал к жизни ошибочные представления о грядущем мире. В понимании большинства людей рай представляет собой нечто вроде духовного дома отдыха где-то в космосе, где прославленные души будут проводить вечность в непрекращающемся созерцании и размышлении. Подобные взгляды навеяны скорее Платоновым дуализмом, чем библейским реализмом. Материальные составляющие этого мира представлялись Платону злом и, следовательно, не заслуживали вечности. Цель человека — достичь духовного царства, где души, освобожденные от оков материального тела, пребывают в вечном блаженстве.

В процессе нашего исследования мы увидим, что и Ветхий, и Новый Заветы отвергают дуализм между земным материальным миром и вышним духовным царством. Последний этап спасения, начало которому будет положено при пришествии Господа, рассматривается в Писании не как бегство с земли, но как ее преображение. Библия описывает грядущий мир не как духовное небесное убежище, населенное прославленными душами, но как физическую планету Земля, на которой живут воскресшие святые (Ис. 66:22; Откр. 21:1).

Практические последствия. Что касается более практических соображений, то классический дуалистический взгляд на человеческую природу привел к культивированию души в отрыве от тела и подавлению физических потребностей и здоровых естественных побуждений. Вопреки библейскому представлению о благости Божьего творения, в том числе и физических телесных удовольствий, средневековая духовность поощряла умерщвление плоти как средство достижения святости. Святыми становились аскеты, посвятившие себя главным образом vita contemplativa и обособившиеся от vita activa. Поскольку спасение души считалось более важным, чем сохранение тела, физическими нуждами организма зачастую намеренно пренебрегали, либо их даже подавляли.

Дихотомия между телом и душой, физическим и духовным, по сей день присутствует в мышлении многих современных христиан. Многие по-прежнему связывают спасение более с человеческой душой, нежели с человеческим телом. Мы описываем миссионерскую работу Церкви как «спасение душ». Этим, по всей видимости, подразумевается, что Души более важны, чем тела. Конрад Бергендофф справедливо отмечает, что «Евангелие не дает повода говорить о спасении, затрагивающем души помимо тел, которым они принадлежат. То, что соединил Бог, философы и богословы да не разделяют. Между тем они виновны в разъединении тел и душ человеческих, созданных Богом как единое целое при творении, и вина их не становится меньше от того, что, по их утверждениям, подобное разделение только на пользу спасению. Пока у нас не будет концепции спасения, которое отвечает всем нуждам человека в целом, нам не удастся понять цель Того, Кто стал плотью ради возможности спасти человечество» (13).

Возникновение современного секуляризма. Некоторые исследователи утверждают, что классический дуализм способствовал возникновению современного секуляризма и постепенному ослаблению влияния христианской веры на общество и культуру (14). Они видят взаимосвязь между современным секуляризмом, исключающим религию из жизни человека, и разделением души и тела, свойственным традиционному христианству. Кроме того, они прослеживают связь между секуляризмом и разделением царства природы и царства благодати, сформулированным, в частности, Фомой Аквинским. По мнению последнего, природный разум вполне достаточен для жизни в естественном мире, в то время как благодать необходима для духовной жизни и достижения спасения. Таким образом, схоластическое разделение тела и души допускало разъединение жизни на два отдельных компонента: vita activa и vita contemplativa, либо, говоря иным языком, секулярную жизнь и духовную жизнь.

Данное разделение в конечном итоге привело к убеждению, что христианство должно заботиться в основном о спасении человеческих душ, в то время как государство должно взять на себя попечение о плоти. Это означает, что государство, а не Церковь, должно заниматься образованием, наукой, технологией, экономическими структурами, социальными и политическими вопросами, культурой и общественными ценностями.

Вследствие принятия концепции разделения души и тела христиане уступили обширные сферы жизни, морали и знания силам, исповедующим секуляризм и гуманизм. Методы преподавания и учебники, даже в христианских школах, отражают скорее гуманистическую философию, нежели библейские взгляды. Совокупное влияние дуализма тела и души просто не поддается оценке. Разъединение человека на тело и душу породило множество всякого рода ложных дихотомий в человеческой жизни.

Дуализм в литургии. Влияние дуализма можно наблюдать даже во многих христианских гимнах, молитвах и стихотворениях. Первое предложение погребальной молитвы, изложенной в англиканском молитвеннике, имеет ярко выраженный дуалистический характер: «Поелику угодно было всемогущему Богу по Своей великой милости призвать к Себе душу нашего дорогого покойного брата, то ныне мы предаем его тело земле» (15). Фраза из другой молитвы, произносимой при том же обряде, выдает отчетливо дуалистическое презрение к физическому существованию: «С Кем души верных по избавлении от бремени плоти пребывают в радости и блаженстве».

Платоническое понятие об освобождении души от телесной темницы ясно прослеживается в строках, написанных христианским поэтом Джоном Донне: «Когда тела оказываются в могиле, там не остается места душам» (16). Многие из наших гимнов представляют собой тщательно завуалированные дуалистические стихи. Как часто мы призываем рассматривать жизнь в этом мире как «изнурительное странствие» и искать окончательного избавления на небесах, «в вышине»!

Примеры гимнов, проявляющих враждебность по отношению к земной жизни, религиозный эскапизм и стремление к иному миру можно легко найти в сборниках песнопений почти всех христианских конфессий. Некоторые гимны изображают эту землю как темницу, из которой верующий, освобождаясь, возносится в небесные обители: «Дом Отца моего не чета земным, он высоко-высоко, выше звезд небесных; когда освобожусь из тленной темницы, эта златая обитель станет моей». Другие гимны живописуют христианина как странника, с нетерпением ожидающего часа расставания с этим миром: «Здесь, на земле столь мрачной, иссушенной, бродил я долго, несчастный, изможденный». «Здесь я странник, мой дом — небеса; земля безотрадна и пуста, а дом мой — небеса». «Хочу я жить не в этом мире… а в стране небесной».

Христиане, доверяющие словам подобных гимнов, могут оказаться разочарованными, когда однажды обнаружат, что их вечный дом не «в небесной стране», а здесь, на этой земле. Бог создал и искупил эту планету, и Он в конце концов восстановит ее для нашего вечного обитания. Библейский взгляд на грядущий мир мы будем исследовать в седьмой главе.

Далеко идущие доктринальные и практические последствия дуалистического взгляда на человеческую природу, рассмотренные здесь нами, должны открыть читателю важность обсуждаемого предмета. Тема, которой посвящена данная книга, это не просто академический вопрос, но фундаментальное библейское учение, оказывающее непосредственное или косвенное влияние на огромное число христианских верований и обычаев.

3. Последствия библейского холистического взгляда

Позитивный взгляд на физический и духовный аспекты. Как и классический дуализм, библейский холистический взгляд на человеческую природу влияет на наше понимание самих себя, этого мира, искупления и нашей конечной участи. Поскольку по ходу нашего исследования мы уже затрагивали различные доктринальные и практические последствия библейского холистического взгляда, то здесь я не стану останавливаться на них подробно.

Библейский холистический взгляд на человеческую природу, согласно которому наше тело и душа представляют собой неразделимое целое, созданное и искупленное Богом, побуждает нас рассматривать и физический, и духовный аспекты жизни в позитивном свете. Мы прославляем Бога не только нашим разумом, но также и телом, поскольку наше тело «суть храм… Святого Духа» (1 Кор. 6:19). Писание увещевает нас представить наши «тела… в жертву живую» (Рим. 12:1). Это означает, что наше отношение к собственному телу отражает наше же духовное состояние. Если мы оскверняем наши тела табаком, наркотиками или нездоровой пищей, мы совершаем не только физическое осквернение наших тел, но и духовное осквернение наших душ.

Хенли X. Барнетт отмечает, что «поступки людей по отношению к ближним и окружающей среде зависят главным образом от того, что они думают о Боге, о природе, о себе и о собственной участи» (17). Если христиане будут рассматривать себя и этот мир с холистической точки зрения как продукт Божьего благого творения и искупления, они придут к убеждению и будут вынуждены поступать как Божьи управляющие, которым вверены их тела и сотворенный порядок вещей.

Забота о личности в целом. Библейский холистический взгляд побуждает нас заботиться о всех аспектах человеческой личности. В своей проповеди и учении Церковь должна восполнять не только духовные, но и физические нужды человека, то есть учить людей, как сохранять эмоциональное и физическое здоровье. Это значит, что церковные программы должны отводить должное место потребностям тела. Правильное питание, физические упражнения и труд на свежем воздухе должны пропагандироваться как важная составляющая христианского бытия.

Принимать библейский холистический взгляд на человеческую природу — значит придерживаться холистического подхода в евангельской и миссионерской работе. Этот подход подразумевает не только спасение людских «душ», но и улучшение условий их жизни посредством развития таких сфер, как здоровый образ жизни, питание и образование. Цель этой работы должна состоять в служении миру, а не в бегстве от него. Вопросы социальной справедливости, войны, расизма, нищеты и экономического неравенства должны быть в центре внимания тех, кто верит, что Бог трудится ради восстановления всей человеческой личности и всего мира.

Христианское образование должно стремиться к развитию всего человека. Это значит, что школьные программы должны быть нацелены на развитие интеллектуальных, физических и духовных аспектов жизни. Добротной программе по физическому развитию учащихся необходимо придавать не меньшее значение, чем академическим и духовным программам. Родители и учителя должны прививать детям правильные привычки в питании, учить их заботиться о своем теле и регулярно заниматься физическими упражнениями.

Библейская концепция целостной человеческой личности имеет определенные последствия и для медицины. В медицинской науке в последнее время получила развитие так называемая холистическая медицина. Приверженцы этого направления «подчеркивают необходимость принимать во внимание человека в целом: его физическое, эмоциональное и духовное состояние, питание, образ жизни и окружающую среду» (18). В 1975 году на торжестве, посвященном очередному выпуску медицинского факультета Университета Джонса Хопкинса, доктор Джером Д. Франк наставлял выпускников: «Лечение, не связанное со служением человеческому духу, по сути своей ущербно» (19). Исцеление и сохранение физического здоровья должно обязательно затрагивать всего человека.

Всеобъемлющее искупление. Библейский холистический взгляд на человеческую природу включает в себя и всеобъемлющий взгляд на искупление, которое охватывает тело и душу, материальный и духовный миры. Разделение между телом и душой, или духом, нередко сопутствует разобщению сфер творения и искупления. Католичество и протестантизм связывают искупление главным образом со спасением каждой души в отдельности в ущерб физическим и всеобъемлющим аспектам искупления. Святые зачастую изображаются как странники, живущие на земле, но оторванные от мира, чьи души в момент смерти сразу же покидают материальные тела и возносятся в абстрактное место, называемое «небесами». Этот взгляд отражает классический дуализм, при этом он не способен, как мы увидим далее по ходу нашего исследования, представить холистический библейский взгляд на творение человека и остального мира.

Прежде мы уже отмечали, что традиционный дуализм порождает определенного рода презрение к телу и естественному миру. Эта отрешенность от мира проявляется в таких гимнах, как «В мире сем нет дома у меня» и «Здесь я странник, мой дом — небеса». Подобное пренебрежение по отношению к нашей планете отнюдь не прослеживается в Псалмах, еврейском сборнике песнопений, где центральной темой служит прославление Бога за Его дивные дела. В Пс. 13 8:14 Давид говорит: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это». В данном случае псалмопевец восхваляет Бога за свое чудесное тело, о чем хорошо осведомлена его душа (разум). Это хороший пример холистического мышления, согласно которому тело и душа составляют часть Божьего дивного творения.

В 91-м псалме псалмопевец призывает славить Бога на музыкальных инструментах, потому что «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи!» (Пс. 91:5,6). Ликование псалмопевца по поводу своего дивно устроенного тела и чудного творения основывается на его холистической концепции сотворенного мира как неотъемлемой части всеохватывающей картины творения и искупления.

Библейский реализм. Библейский холистический взгляд на человеческую природу влияет также и на наше представление о грядущем мире. В 7-й главе мы узнаем, что Библия вовсе не рассматривает грядущий мир как эфемерный рай, где прославленные души будут проводить вечность, облачившись в белые одежды, воспевая гимны, играя на гуслях, молясь, катаясь на облаках и наслаждаясь амброзией. Наоборот, Библия говорит о воскресших святых, которые будут населять нашу планету Земля, очищенную, преображенную и усовершенную благодаря пришествию Господа (2 Петр. 3:11-13; Рим. 8:19-25; Откр. 21:1). «Новое небо и новая земля» (Ис. 65:17) — это не удаленное духовное убежище где-то в космосе; это нынешние небо и земля, обновленные и преображенные до своего изначального совершенства.

Верующие войдут в новый мир не бесплотными душами, но воскрешенными, наделенными плотью личностями (Откр. 20:4; Ин. 5:28,29; 1 Фес. 4:14-17). И хотя ничто нечистое не войдет в Новый Иерусалим, Библия, тем не менее, говорит, что «цари земные принесут в него славу и честь свою… Принесут в него славу и честь народов» (Откр. 21:24, 26). Исходя из этих текстов, можно сделать вывод, что все, имеющее подлинную ценность на ветхой земле, включая творческие, художественные и интеллектуальные достижения человека, найдет свое место в небесном укладе жизни. Сам образ «града» отображает идею активной творческой деятельности и реальных взаимоотношений.

Достоин сожаления тот факт, что этот чрезвычайно конкретный, «приземленный» взгляд на Божий новый мир, изложенный в Писании, был в основном утрачен и подменен в сознании верующих концепцией эфемерных, духовных небес, которая была навязана платоновским дуализмом, а не библейским реализмом.

Заключение. Люди испокон веков придерживаются двух основных, радикально отличных взглядов на человеческую природу. Один обозначается как классический дуализм, а другой — как библейский холизм. Согласно дуализму природа человека состоит из материального, смертного тела и духовной, бессмертной души. Душа продолжает существование после смерти тела и переносится либо на небеса, либо в чистилище, либо в ад. При воскресении душа якобы воссоединяется с телом. Эта дуалистическая концепция оказала огромное влияние на христианскую жизнь и мышление, на представления людей о человеческой жизни, об этом мире, об искуплении и мире грядущем.

В последнее время классический дуализм попал под огонь критики со стороны библейских исследователей, историков Церкви, философов и ученых. Библейские исследователи изучили антропологические термины и тексты и пришли к выводу, что библейский взгляд на человеческую природу далек от дуализма; он явно холистический. В наше время раздается множество голосов, высказывающихся против дуализма и в пользу холистического взгляда.

Приведенный выше обзор продолжающейся полемики по поводу библейского взгляда на человеческую природу свидетельствует о чрезвычайной значимости данного вопроса для всей структуры христианских верований и обрядов. Поэтому нам необходимо тщательно исследовать, что же на самом деле Библия говорит об этом жизненно важном предмете. В главах 2 и 3 мы продолжим изучение библейского взгляда на человеческую природу, а в главах 4-7 перейдем к библейскому учению о конечной участи человека.

Примечания

(1) John А. Т. Robinson, The Body (London, 1952), p. 16.

(2) Reinhold Niebuhr, The Nature and Destiny of Man (New York, 1941), pp. 4-17.

(3 )George E. Ladd, A Theology of the New Testament (Grand Rapids, 1974), p. 457.

(4-6) John W. Cooper, Body, Soul and Life Everlasting. Biblical Anthropology and the Monism-Dualism Debate (Grand Rapids, 1989), p. 3. с. 1. с. 4.

(7) Oscar Cullmann, Immortality of the Soul or Resurrection of the Dead? The Witness of the New Testament (New York, 1958), p. 5.

(8,9) Clark H. Pinnock, «The Conditional View», in Four Views on Hell, William Crockett, ed., (Grand Rapids, 1992), p. 161. с. 162.

(10) John R. W, Stott and David Edwards, Essentials, A Liberal- Evangelical Dialogue (London, 1988), pp. 319,320.

(11) CM. Christianity Today (June 16, 1989), pp. 60-62. Джон Анкерберг, один из участников конференции, заявил, что отвергать традиционную концепцию бессмертия души и вечных мучений в аду — это все равно что отвергать Божественность Христа. (См. К. S. Kantzer and Carl F. Henry, eds., Evangelical Affirmations (Grand Rapids, 1990).)

(12) Цитируется по G. C. Berkouwer, The Return of Christ (Grand Rapids, 1972), p. 34. Тот же взгляд изложен у Russell Foster Aldwinckle, Death in the Secular City (London, 1972), p. 82.

(13) Conrad Bergendoff, «Body and Spirit in Christian Thought», The Lutheran Quarterly 6 (August 1954), pp. 188,189.

(14) Брайан Уолш (Brian Walsh) и Ричард Мидлтон (Richard Middleton) в своей книге The Transforming Vision (Downers Grove, Illinois, 1984) в главе 7 «Развитие дуализма» (The Development of Dualism) изложили свою, довольно убедительную версию того, как дуализм повлиял на возникновение современного секуляризма и на разграничение светской жизни и жизни духовной (религиозной).

(15) Процитировано по D. R. G. Owen, Body and Soul. A Study on the Christian View of Man (Philadelphia, 1957), p. 28.

(16) Из стихотворения Джона Донне (John Donne) «The Anniversary».

(17) Henlee H. Barnette, The Church and the Ecological Crisis (New York, 1972), p. 65.

(18) Encyclopedia Americana, 1983 ed., s.v. «Holistic Medicine», p. 294.

(19) Процитировано по Norman Cousins, Anatomy of an Illness (New York, 1979), p. 133. Среди прочих книг по холистической медицине можно отметить следующие: David Allen et al., Whole Person Medicine (Downers Grove, Illinois, 1980); Ed Gaedwag, ed., Inner Balance: The Power of Holistic Healing (Englewood Cliffs, NJ, 1979); Morton Walker, Total Health: The Holistic Alternative to Traditional Medicine (New York, 1979); Jack La Patra, Healing the Coming Revolution in Holistic Medicine (New York, 1978).