Бог определяет причину болезней

Религиозно-нравственные и социальные взгляды пророков

Пророки Ветхого Завета, определяя и оценивая все жизненные проявления современного им общества, обращались к Книге Закона Божьего. Пятикнижие Моисея (Тора) в практике пророков выступает как основной документ богооткровенной истины. Отсюда пророки черпают знание о Боге — Творце мира, о Его справедливом законе. Здесь же содержится и весть о завете милости и спасении для всех людей через грядущего Мессию. Пророки не вырабатывают своих критериев добра и зла и не изобретают собственных рецептов избавления от мирового зла; они пользуются Божьим откровением, данным свыше. И хотя мы применяем словосочетания «теология Исаии», «теология Иеремии» и т. д., они вовсе не означают, что каждый из них имел собственную богословскую систему; это свидетельствует только о том вкладе, который внес каждый из пророков в развитие единого богословского учения, данного в Пятикнижии. Всякая весть в их устах являлась развитием принципов, изложенных в Книге Закона. Закон этот вечен и неизменен. Им они пользовались, чтобы разоблачать лжепророков. Этим же мерилом вестники Божий безошибочно измеряли религиозные и моральные понятия в жизни своих современников, социально-экономические связи, взаимоотношения между народами.

Учение пророков о необходимости высшего авторитета

Важнейшей вестью всех пророков была истина о том, что Бог — это высший авторитет во всех сферах жизнедеятельности человека. «Познайте, что Я Бог, и что нет другого кроме Меня, — Бога истинного и спасающего», — говорит Господь устами своих пророков. Рассмотрим более подробно этот главенствующий принцип необходимости Высшего Авторитета. Высший сверхъестественный Авторитет нужен для разрешения прежде всего мировоззренческих и моральных проблем человека. Человек ограничен во времени и возможностях. Он сознает, что окружающий его мир существует не по воле людей и управляется не человеческой силой. Небо, звезды, земля существовали до человека и остаются после его смерти. Человек всегда старался определить, какова связь между его временным существованием и бесконечным миром. В стремлении определить, как это бесконечное соотносится с ним, он не хотел осознавать себя пасынком природы. Чувство сиротства было противоестественным человеку: «Что есть человек, что Ты помнишь о нем?»

Осознание Высшего Авторитета, который есть причина Бытия, глубоко заложено в самой природе человека. Это — незримая, уходящая в небо взаимосвязь, которая должна соединить временное и вечное, ограниченное и бесконечное. В богооткровенной религии Ветхого Завета этот принцип первостепенности Высшего Авторитета выражен в первой заповеди десятисловного Закона Божия. «Я Господь Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2. 3). «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Четвертая заповедь того же закона указывала, что Бог есть Творец неба и земли и всего, что их наполняет. Таким образом, весь мир подвластен Единому Авторитету, имеет единое происхождение и содержится единой силой. Отсюда принцип универсального единства вселенной и человека.

Первая заповедь также и человека наделяет высшим достоинством, утверждая живую связь с Высшим Авторитетом вселенной. Человек предстоит непосредственно перед Богом и неподвластен никаким промежуточным божествам: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Быт. 20:3). Эта фраза говорит о том, что все люди имеют одного Творца и законодателя, а потому равны по природе и достоинству, имея равное происхождение. Равное достоинство людей является основанием для равных прав и обязанностей личности. Отсюда берет начало заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Таким образом, понятия «Бог — Человек — Природа» получили цельное определение соподчиненности и единства мироздания. Это и есть то вертикальное измерение, в котором человек может справедливо определить свое место. С другой стороны, горизонтальное измерение определяет отношение человека к человеку и обществу в равновесии и гармонии. Поскольку Единый Творец открывал Себя в качестве живой, нравственной, исполненной любви и человеколюбия Личности, то вся вселенная и человек были объяты и соединены духом этой универсальной и святой любви взаимного служения. Из Священного Писания мы узнаем, что грех разорвал взаимосвязь между человеком и Богом. Грех был нарушением Закона Божьего и, в первую очередь, первой из десяти заповедей. Как результат отрыва человека от универсального единства вселенной возник дух автономии, выразившийся в эгоизме и индивидуализме. И этот процесс размежевания и противоборства формировал историю человечества на ранних этапах ее развития.

В межличностных отношениях эгоизм порождает вражду между отдельными людьми. В сфере социально-экономических отношений эгоизм проявился в эксплуатации человека человеком. В Древнем мире он был особенно ярко выражен в рабовладельческом строе.

В политическом устройстве общества эгоизм проявился в монархической деспотии, в культе личности кесарей и правителей.

Национальный эгоизм породил национализм, шовинизм, превосходство одного народа над другим, что повлекло за собой многочисленные междуусобные войны.

Расизм — это проявление того же эгоизма в сфере межрасовых отношений.

Вот насколько глубоки и опасны результаты нарушения единства, утверждаемого первой заповедью Закона Божьего. Поэтому главнейшей задачей всех пророческих вестей всегда было следущее: обратить внимание людей на первостепенное значение Бога в разрешении всех жизненно важных проблем. Пророк Исаия говорит о Боге: «Ибо Господь — судья наш, Господь — законодатель наш. Господь — царь наш: Он спасет нас» (Ис. 33:22).

Что касается морали, то Бог здесь также выступает как Законодатель. Только одному Богу присуще абсолютное знание добра и Он один дает исчерпывающее определение зла. Он один способен видеть точную границу между добром и злом, поэтому Он единственный и непогрешимый Законодатель. Его суд — это совершенный и безошибочный суд. Поэтому Он является Высшим Судьей всех живущих. В разрешении проблемы избавления от зла, т. е. спасения человека от духовной и физической гибели, Бог — единственный Спаситель.

Далее мы постараемся кратко рассмотреть вопросы, касающиеся того, как в эпоху пророков сложились такие основные сферы человеческой жизнедеятельности, как религиозная жизнь, социально-экономическое устройство, государственный строй, международные отношения. Пророки Божий точно определили причины болезней общества, считая их результатом нарушения Закона Божьего, заключенного в Десяти Заповедях.

Они указали не только на предусмотренные Богом средства избавления от этих болезней, но также и на последствия, которые скажутся в будущем на судьбах этих народов в результате их непослушания, либо, наоборот, принятия слов Божьих.

Язычество и его последствия

Повсеместное распространение язычества у народов Древнего Востока и всего остального мира свидетельствует о присутствии некой общей закономерности в религиозном миропонимании людей. Мы постараемся рассмотреть две стороны этой закономерности:

1. Повсеместное язычество свидетельствует о присущей человеку потребности поклонения перед Кем-то Высшим.

2. Неверное понимание характера этого Высшего разума и понижение его до примитивных форм.

Если первое является выражением определенной естественной необходимости, то, как все врожденное, оно имеет изначальное происхождение. Мы уже рассмотрели вопрос о Высшем Авторитете, явленном в богооткровенной религии Ветхого Завета в лице Живого Бога. Правильное понимание этой истины способствует развитию цельного и гармоничного миропонимания, создавая тем самым основу для единства людей. Отвергнув истину о Едином Боге, люди не смогли обойтись без высших авторитетов. Место Живого Бога заняли идолы. Народам Древнего мира (и особенно Древнего Востока) были свойственны различные формы язычества. Перечислим некоторые из них:

1. Поклонение небесным светилам (сабеизм) было особенно присуще египтянам, вавилонянам, ассирийцам и арабам.

2. Поклонение животным (зоотеизм) также было развито среди египтян и ефиоплян.

3. Культ плодородия, с выделением мужского и женского начала (ваализм и астартизм) — у хананеев и амореев.

4. У финикийцев, аммонитян, моавитян- поклонение перед идолами Молоха (с обилием человеческих жертвоприношений).

5. Вера в духов (анимизм), населяющих леса, реки, жилища, встречается почти у всех народов.

Все это вело к созданию новых религий, построению храмов и капищ, сооружению истуканов, идолов (фетишей) в честь наименованных божеств, к выделению класса жрецов и жриц, к учреждению ритуалов и обрядов. Признавая национальное божество своим попечителем и покровителем, язычники принимали и богов своих соседей, зачастую заимствуя друг у друга обряды и понятия. Язычество, во всех своих разновидностях, было нарушением второй заповеди десятисловия: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения, того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4. 5). Мы видим, что эта заповедь как раз и ограждала человеческий ум от порабощения стихиями мира.

Какой ущерб принесли различные культы народам мира?

Прежде всего, они уводили от знания Живого Бога и содействовали разъединению народов, так как у каждого народа были свои национальные божества. Язычество не способствовало умственному развитию человека, потому что идол был поставлен выше его самого, хотя по своей природе и способностям был ничто. Чему он мог научить человека, если сам был изделием рук человеческих? Закон умственного и духовного развития заключается в том, что мы стремимся достичь каких-то своих, определенных идеалов. Если наш идеал по своей природе ниже нас или подобен нам, то мы будем скользить вниз, духовно деградировать.

Язычество культивировало и освящало разврат, поощряло проституцию в честь Астарты (храмовая проституция) и другие пороки051 . Оно порождало суеверия и парализовывало волю людей перед стихиями природы. Известны случаи суеверного трепета перед животными: кошками, коровами, обезьянами; перед «священными» жуками; суеверный страх перед затмениями солнца и луны, появлением комет. Все эти явления жрецы использовали для укрепления своего влияния.

Пророки Божий во все века вели принципиальную борьбу с язычеством, разоблачая суеверия во всех его формах. Пророк Иеремия за 570лет до Р. X убеждал израильтян не бояться небесных явлений: «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников, и не страшитесь знамении небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов — пустота». Об идолах он говорит: «Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла. по и добра делать не в силах» (Иер. 10:2. 5).

Язычество не было изначальным явлением, оно исторически возникло в результате утраты истины о Живом Боге. Апостол Павел свидетельствует о людях: «Но как они, познавши Бога, не прославили его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце. Называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так. что они сквернили сами свои тела; Они заменили истину Божью ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки» (Рим. 1:21-25). Когда язычество пребывало в зените своего могущества и расцвета, распространившись от Эфиопии и Египта па востоке и до Испании на западе, тогда, когда евреи сами постоянно впадали в идолопоклонство, пророки Божии на протяжении ряда веков неустанно твердили о неминуемом крушении язычества: «Так говорите им (народам): боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иер. 10′:11).

В религиозной жизни языческих пародов должны были произойти события, предсказанные пророками:

1. Проповедь о вере в Единого Живого Бога всем языческим народам.

2. Эта проповедь получит силу через Мессию (Христа).

3. Крах языческих систем окружающих народов.

В дальнейшем мы поочередно рассмотрим все три пророческих учения и определим, как впоследствии история подтверждала исполнение каждого из них.

Взаимосвязь между язычеством и рабовладельчеством

Какова связь между этими самыми характерными явлениями Древнего мира? Бесспорно, язычество порождало и порождает рабство во всех его видах. Разрыв живой связи с истинным Богом вылился в то, что люди перестали ценить достоинство человеческой личности, созданной по образу и подобию Божьему. «Дух рабства» разделил людей на господ и рабов, но те и другие продолжают пребывать в рабстве греха. Вот причина возникновения универсальной системы угнетения человека человеком. У всех народов Древнего мира было рабство, ставшее высшим проявлением эгоизма в сфере социально-экономических отношений. В разных странах Востока оно приобретало разные формы. В Египте, который был назван «домом рабства», существовала система всеобщей государственной эксплутации. Все население Египта считалось рабами фараона. «Централизация экономики, низведение юридически свободных и полусвободных лиц до положения невольников перед лицом деспотической власти фараонов, постоянное вмешательство государства во все сферы жизни и хозяйства — все это можно видеть в древнем Египте. В Вавилоне наряду с государственным рабовладением был широко развит частный сектор, сильные и довольно самостоятельные города, рабовладельческая знать и жрецы (огромное количество рабов приписывалось к храмам)»052 . В Финикии торговля рабами, их ввоз и вывоз составляли существенную часть «товарооборота». В древнем Израиле, ввиду жестокости человеческой природы, Бог не отменил рабство, но ограничил его. Рабство существовало в двух формах — рабы-иноплеменники и рабы-евреи. Последние составляли наиболее бедную часть крестьян, продававших себя в долговую кабалу. Сроки их зависимости были ограничены. После семи лет хозяин обязан был отпустить раба па свободу, вернув ему землю и снабдив всем необходимым для дальнейшего ведения хозяйства. На всех рабов и рабынь, независимо от национальности, распространялась четвертая заповедь Закона Божьего о субботнем покое в седьмой день недели (все рабы 53 дня в году отдыхали). Такого права не имели рабы ни в одном народе.

Нарушение рабовладельцами закона, регулирующего взаимоотношения с должниками, особенно отказ от освобождения рабов в седьмой год, вело к обезземеливанию большей части крестьян. Это подрывало экономическое равновесие среди населения и вело страну к гибели. Те же злоупотребления погубили Вавилон и другие страны Востока. Пророки Божий Амос. Осия, Исаия и Иеремия бесстрашно поднимали свой голос против злоупотреблений богатых земледельцев и знати.

В Греции и Риме рабовладельчество достигло классического уровня. Оно было юридически узаконенным и сросшимся с нравами и общественным устройством. Постоянные восстания рабов непрерывно потрясали античный мир. Христианство не призывало к восстаниям рабов, видя их обреченность и неминуемые кровопролития. Учение Христа подорвало духовную сущность рабства, утверждая равное достоинство всех людей перед Богом и друг перед другом. Идеи равноправия людей разрабатывались в дальнейшей истории в различных гражданских правовых теориях и законодательствах многих стран мира.

Государственный деспотизм

«Древневосточные государства все были деспотиями. В них все более и более развивался деспотизм власти управителей; поглощение личности государством и ослабление личной инициативы в единицах, несмотря на частые вспышки анархии и своекорыстное поведение людей во взаимных отношениях»053 . Здесь мы впервые слышим о «царях царей», об обожествлении монархов. Как свидетельствует история, «…правитель в условиях развитого деспотизма считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной и судебной, но и вместе с тем считался сверхчеловеком, ставленником богов. Обожествление личности царя — важная особенность древневосточной деспотии»054 .

В таком режиме еврейский народ прошел разные фазы своего государственного устройства. В начале, во времена судей, ему предоставлялась возможность развивать родовую демократию. Господь был вые шим правителем народа, Он назначал судей, которые регулировали спорные дела и были военачальниками во время нашествия иноплеменников Однако частое уклонение от воли Божьей и идолопоклонство лишило иудеев мужества и самостоятельности. По их единодушному желанию были допущена царская власть: «Мы будем как прочие народы, чтобы цари наш выходил и входил перед нами».

Впоследствии многие цари дома Давидова и цари Северного Израиля, подражая языческим деспотам.становились тиранами. Пророки обличали царей, немало вестников Господних поплатились за это жизнью: Урия, Исаия, Иоанн Креститель и другие (см. Евр. 11).

Апофеоз деспотии — культ личности правителей — и в последующие века сопровождает историю народов и свидетельствует нам о том, до какой степени склонна человеческая природа к самопревозношению и эгоцентризму.

Вот те роковые, вполне определенные результаты нарушения первой заповеди Закона Божьего, когда отвергается высший Авторитет, а человеческое «Я» превозносится превыше всего, попирая заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Войны — средство обогащения

Постоянным явлением в истории международных отношений были беспрерывные войны. «Да и вообще международная история Древнего Востока есть история разрушения городов и разорения стран, истребления, порабощения, увода в плен целых населений. Война, сама по себе, — явление варварское, а в истории Древнего Востока и совсем уж невозможно провести границы между вторжением варваров в культурную страну и завоевательными походами культурных народов на варваров»055 .

Древние редко прибегали к политической демагогии, чтобы оправдывать свои захваты. Зло выступало во всей своей наготе, не прикрываясь благовидными предлогами. «»Я пронесся как опустошительный ураган», — говорит о себе ассирийский царь Сеннахериб. «Я призвал (в завоеванный Елам), — объявляет о себе другой царь, Ашшурбанипал, — диких зверей, змей, животных пустыни и газелей». Вот сущность всей военной истории не одной Ассирии, но и других культурных народов Древнего Востока»056 .

Пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль постоянно призывали царей Иудеи не участвовать во всевозможных военных заговорах и коалициях, удерживая их от военных авантюр, потому что время священных войн против хананеев давно миновало. Пророк Аввакум восклицает: «Горе строющему город на крови и созидающему крепости неправдою!.. Бесславие замыслил ты для своего дома, истребляя многие народы, и ты согрешил против души твоей. Злодейство твое на Ливане обрушится на тебя за истребление устрашенных животных, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех живущих в нем». (Авв. 2:10, 12, 17).

Такого рода войны были нарушением шестой заповеди Закона Божьего «не убивай» и десятой заповеди «не пожелай того, что у ближнего твоего», которые даны были для охраны жизни и имущества людей от посягательства. Впоследствии Христос еще явственнее провозгласит тот же принцип: «поднявший меч от меча и погибнет».

Перед нами Древний мир, мир эпохи пророков. Вся структура общества, все его болезни и пороки сформировались и явились как следствие нарушения определенных законов жизни, данных Богом в начале человеческой истории.

Характер всех естественных жизненных процессов — семейной жизни, совместного труда, управления обществом, проявление личных дарований, проходя через фактор эгоизма, извращается, и в результате складывается некий духовный антимир, явно оформившийся в истории Древнего Востока. Эта же закономерность проявляется в жизни отдельной личности и в ряде других сообществ во все последующие века. Несмотря на различие проявлений эгоцентризма среди разных народов, явственно просматриваются общие для всех пороки, как последствия нарушений каждой из десяти заповедей. Вестники Господни не только вскрывали сущность болезней своих современников, но и указывали па средства исцеления, предусмотренные Богом. В каждом конкретном случае они говорили о возможности раскаяния и изменении жизни через приближение к Богу. Они также указывали на грядущего Мессию — Спасителя. Благодаря жертвенности Христа самоотверженная любовь Божия сокрушит силу греха в самом его истоке, ибо будет направлена против сатанинского духа эгоизма, породившего все грехи в мире. Спасение Божие будет предложено всем народам земли, каждому ее жителю, но примут его только те, кто добровольно станет сопричастником Нового Завета.

Главные обобщения

1. Пророки Божий излагали полученные вести в соответствии с Книгой Закона (пятикнижие Моисея), применяя принципы закона к конкретным жизненным проблемам, которые были актуальны в их время. Они указывали также на последствия в будущем.

2. Важнейшей своей задачей пророки считали возвеличивание первостепенности Божественного Авторитета во всех сферах жизнедеятельности человека.

3. Учение о Едином Истинном и Живом Боге, Творце всего мира является основанием духовного единства всей вселенной. Первая заповедь Закона Божьего свидетельствует о высшем достоинстве всех людей перед Богом. Эта же заповедь утверждает равное достоинство всех людей друг перед другом.

4. Разрыв с Богом, осуществляющим духовное единство Вселенной, является нарушением Закона Божьего. Это породило в человеке дух греховной автономии — эгоизм (себялюбие).

5. В ходе дальнейшего развития общества дух эгоизма исказил все сферы жизнедеятельности людей.

6. Нарушение первой заповеди привело к многобожию, а нарушение второй заповеди, охраняющей ум человека от порабощения стихиями природы. — к разделению и вражде.

7. Рабовладельчество явилось результатом порабощения человека человеком, оно имело повсеместные масштабы и разные формы. Господь стремился оградить порабощенных от чрезмерного господства над ними.

8. Правители народов проявляли деспотизм в разных формах. Господь обличал тиранов через пророков. Деспотизм явился высшим проявлением человеческой гордыни и эгоизма.

9. Между народами Древнего мира шла постоянная борьба за гегемонию и захват чужих земель. Это было нарушением шестой и десятой заповедей, которые даны были для охраны жизни и имущества людей.

10. Назначение пророков Божьих вовсе не ограничивалось обличительными речами, вестники Господни всегда указывали на средства исправления, призывая к покаянию и сближению с Богом. Они возвещали учение о грядущем Спасителе.

051 См. Олинник В. К вопросу о влиянии языческого культа любви и плодородия на религиозные взгляды израильтян: Дипл. работа/Заокская духовная академия, Заокский, 1996

052 История Древнего Востока, под ред. Кузищина В. И. М, Высшая школа. 1979, с. 442.

053 Кареев Н. И, Общий ход всемирной истории, Заокский. Источник жизни, 1993, с. 51.

054 История древнего Востока, под ред. Кузищина В. И. М., Высшая школа, 1979. с. 8; см новый материал по этому вопросу: Религии Древнего Востока. И. Ф. Восточная литератуpa. РАН., М., 1995, статья Зубова Л. Б.. Павловой О. И. Религиозные аспекты политической культуры Древнего Востока. Образ царя.

055 Кареев Н. И. Общий ход всемирной истории, Заокский, Источник жизни, 1993, с. 49.

056 Там же, с. 50.

«Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Матф. 11:28-30