Бог предлагает средства исцеления

Центральное пророчество о грядущем Спасителе включает Первое и Второе пришествие Иисуса Христа. Рассмотрим весть о Первом пришествии Иисуса Христа на землю. Она соединяется с другими пророческими вестями:

— об обращении язычников к вере в Единого Живого Бога;

— о падении язычества в районе Передней Азии и далее по всему миру по мере распространения света истины;

— о предупреждении иудеев об их рассеянии между всеми народами в связи с нарушением Завета и последующем их собиранием вестью Евангелия.

Все вести связаны между собой центральной пророческой вестью. Эти взаимосвязи многочисленны. Мы указываем на некоторые пересекающиеся точки, например:

1. Весть о Первом пришествии Мессии связана с вестью о Втором пришествии Христа.

2. Весть о Первом пришествии Христа объединена с вестью о проповеди Евангелия всем языческим народам.

3. Весть о Первом пришествии Христа послужила причиной крушения язычества.

4. Весть о Первом пришествии Христа связана с предупреждением, что иудеи в своем большинстве отвергнут Его, и это послужит причиной их рассеяния.

Внутреннее духовное содержание каждой вести

Каждая пророческая весть содержит информацию о глубоких внутренних закономерностях человеческого духа и психологических особенностях человека. Эти закономерности слабо исследованы людьми и потому, на первый взгляд, кажутся малопонятными. Почему Бог применил такой странный метод спасения человека? Почему Он пришел в унижении, а не в славе? Почему Он позволил, чтобы Христос умер на кресте? Почему для нашего спасения нужна вера? Ответы на поставленные вопросы могут быть истинными и хорошо изложенными, но это не значит, что теперь все станет абсолютно ясно. Следовательно, вера будет присутствовать на всех этапах человеческой жизни вплоть до Второго пришествия Христа. Именно таким путем Бог ведет каждого верующего и ищущего Его человека, что он получает все больше и больше доказательств любви и премудрости Божьей. Но поскольку человек имеет дело с Бесконечным, увеличивается и вера в то, что ему еще не ясно. В пашем духовном развитии происходит умножение знания и веры.

Центральное пророчество Библии

(«Я Господь Спаситель твой» Ис. 62:11)

Божий план спасения от греха и его последствий всегда был предметом высочайшего интереса для всех ангелов Божьих, для жителей непавших миров и для верующих сынов и дочерей Адама и Евы. Узнать этот план и препятствовать его осуществлению стремился сам дьявол и его ангелы. Особый интерес богоизбранного народа к пришествию Избавителя проявился в чаяниях пророков Ветхого Завета. Каким способом произойдет избавление человека от векового зла? Каким образом Бог совершит это дело? Бог Сам пробудил интерес к этому вопросу, и ожидание Мессии-Спасителя передавалось из поколения в поколение. Пророческая информация о грядущем Мессии постепенно увеличивалась и разрасталась.

Изобразим графически последовательность пророчеств о Первом пришествии Спасителя следующей схемой (стр. 197).

Эта весть прозвучала у истоков истории земли в Едемском саду, когда Адам и Ева впервые нарушили волю Божию и вступили на путь неповиновения. Уже тогда Бог произнес хотя и таинственное, но вполне конкретное обещание. Это пророчество говорило о борьбе между семенем жены и семенем змея, о том. что семя змея будет жалить в пяту, но семя жены поразит змея в голову. Змей символически указывал на дьявола-искусителя, а его семя, бесспорно, обозначает всех, кто находится под его влиянием. «Семя жены» было загадочным понятием. Почему не «семя мужа», т. е. Адама? Во всяком случае, это должно было быть дитя, рожденное женщиной. Этот отрывок пророчества всегда оставался загадочным. Исаия за 700 лет до рождения Христа добавил еще несколько уточнений: «се, Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: «Еммануил», что значит «С нами Бог»» (Ис. 7:14). Это пророчество находится в полном согласии с первым. Еврейское слово «алма» обозначает и молодую женщину, и девушку. Все упомянутые признаки получили свое удивительное исполнение в рождении Иисуса в Вифлееме от Девы Марии. Евангелие, описывая зачатие и рождение Иисуса, вполне подтверждает предыдущие предсказания о Христе. Более того, это ключ к пониманию пророчества, данного в Едеме и через Исаию (7 гл.). Ангел говорит Марии: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Так последовательно, шаг за шагом соединяются ветхозаветные пророчества. Как пленка негатива, будучи проявленной, даст четкое изображение на фотографии, так и ветхозаветные пророчества реализовались в картинах жизни Спасителя.

Мы не будем здесь останавливаться на перечне фактов исполнения пророчеств о Христе, т. к. они даны в соответствующих таблицах. Обратим внимание только на три фактора, связанных с воплощением Христа:

1. Необычайность примененного Богом метода спасения людей.

2. Значимость вопросов, которые были подняты и разрешены в результате жизни, смерти и воскресения Христа.

3. Исторические результаты и последствия дела, совершенного Христом.

Первое. Спаситель приходит не так, как сильные мира сего; Он приходит униженный и страдающий. В пришествии Христа не было проявлено какого-либо насилия Всемогущего над людьми. «Воплощение оставило в неприкосновенности человеческую свободу. Бог, явленный в огне и буре, не мог быть отвергнут людьми, а без этой возможности Его явление стало бы победой грубого насилия, свойственной твари, а не Творцу.

Пророчество исполнилось, но Тот, Кого ждали, пришел тихо и незаметно, как бы «инкогнито», открываясь лишь любящим и верным»057 .

Для принятия Его требовался подвиг веры.

Итак, отсутствие давления и насилия над человеком, оставленное за ним право самому избирать и доверять Богу, свидетельствуют о Нем, как о святом Существе, чуждом деспотизма. Совершенная и святая, исполненная любви Личность не может действовать иначе. С другой стороны, человеческая личность, свободно избирающая Бога своим Спасителем, может любить Его и сотрудничать с Ним и быть счастливой, развиваясь нравственно. Без этой свободы выбора человек перестал бы быть личностью, он превратился бы в робота. Спасти человека от скрытых внутренних грехов, от привязанности к ним возможно только с его добровольного согласия. Весть пророков о Царствии Божьем расходилась с представлениями о том, что знал древний человек, и с тем, что подсказывал ему ежедневный опыт. Поэтому Исаия, изумленный откровением страдающего Спасителя, восклицал: «Кто поверил слышанному о нас и кому открылась мышца (сила) Господня?» (Ис. 52).

Необходимо уяснить главное: Царство мира не придет явным образом.

Следующие пророчества поведают нам тайну рождения Царства мира и свободы. Свобода и мир — это плоды «растения», корпи которого уходят в глубины человеческого духа. Чтобы быть Царем мира. Чудным Советником для измученных страстями человеческих сердец, Бог возложил Свой Дух на Своего отрока: «Вот Отрок Мой, Которого Я избрал, возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя, возложу Дух Мой на Него и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать Его на улицах. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит…» (Ис. 42:1-3). Кротость и долготерпение будет свойственна Царю вечности. Князю мира, ибо без кротости и взаимного смирения невозможно установить мир даже между братом и сестрой или между соседями.

Кто, не имея кротости, может сказать, что он «миротворец»? «Вот душа надменная не успокоится». Кто, не имея в своем сердце смирения перед ближним, может говорить, что он созидает? Надменный человек при первой же возможности непременно будет унижать своего ближнего. Эгоизм стал причиной гордыни, гордость рождает вражду и раздоры, зависть и соперничество. Вот почему нет мира в человеческих жилищах. Вражда проникает в семьи, вражда разрушает дружбу, вражда кует мечи и копья, вражда изобретает смертоносное оружие: нет мира у нечестивых

Кто же хочет восстановить справедливость, Тот должен превосходить других в справедливости. Кто хочет, чтобы восторжествовала кротость, должен превосходить всех терпением. Кто хочет научить людей взаимной любви, должен любить больше других. И явить это Он должен свой жизнью не среди ангелов, не среди праведников, но среди грешников. Таков Владыка праведный по пророчеству Захарии, «спасающий, кроткий», однажды въедет на осленке в Иерусалим (см. Зах. 9:9)

Благодаря Своей любви и превосходящей разумение кротости, Он, сильнейший из всех сильных, смирит Себя перед сынами и дочерями земли, чтобы спасти их. «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; липа Моего, не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис. 50:6). Но что это? Неужели этим можно остановить развитие зла? Не слабость ли это? Не юродство ли? На всякое зло мы отвечаем злом, на всякую обиду гневом. А гнев наш порождает гнев другого, и этому нет конца Поэтому и удаляется мир во дни мира из сердец наших. И теперь, взирая на великий подвиг самоотверженной любви, мы можем понять пророчество: Он, Который более других нами оскорбляем, более других испытал нашу неверность и неблагодарность, ответил нам Своим терпением. Своей кротостью, Своим смирением и только потому, что более всех других возлюбил нас. «И мы ни во что ставили Его» (Ис. 53:3).

Пусть только «воззрят на Того, Которого пронзили», пусть только внимательно посмотрят и задумаются о Том. Который «взял на Себя наши немощи и болезни». Который ходатайствовал за нас, пронзенный на кресте, и будет ходатайствовать перед Богом до последнего нашего дыхания. Это уничтожит пашу гордыню, устыдит наш эгоизм и мы сможем силой Его Духа стать созидателями подлинного мира.

Второе. Значимость вопросов, которые были подняты и разрешены жизнью, смертью и воскресением Христа. Поскольку все человечество страдает одной болезнью, в основе которой лежит эгоизм, порождающий все формы насилия, то естественно, что спасение человека возможно через явление самоотверженной любви Божьей. Эта любовь открылась в том, что «Бог отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). В этом центральном событии великого спасения Бог еще раз открыл жителям Земли и всей Вселенной принцип всеобъемлющей любви, свойственной Ему одному. Таким образом, благодаря смерти и воскресению Иисуса Христа снова восстановлена та уходящая в небо взаимосвязь, которая была разорвана грехом. Благодаря Христу прощенный и оправданный человек опять имеет доступ к Богу, имеет надежду на воскресение из мертвых в день Второго пришествия Иисуса Христа.

Ценность каждой человеческой личности неизмеримо возрастает, ее права расширяются в вечности. Оправданный человек имеет право на вечную жизнь, имеет право на вечное счастье. Временная, земная жизнь не обесценивается, а обретает огромную значимость, ибо что посеет человек в этой жизни, то пожнет в вечности. «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» (Пс. 125:5).

Духовные ценности выдвигаются как первостепенные: «О, человек! сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом Твоим» (Мих. 6:8). Евангелие любви Божьей вновь полагает основание для восстановления межчеловеческих взаимосвязей, разрушенных грехом эгоизма.

Мы установили, что духовное единство Вселенной основано на признании авторитета Единого Творца и Жизнедателя. Это особо закреплено в первой и четвертой заповедях Закона Божьего. Истина о биологическом единстве людей была известна еврейскому народу из первой книги Моисея, где родословная все народов восходила к Адаму и Еве (см. Быт. 1:28).

Идея равного достоинства всех людей перед Богом с особой силой прозвучала в проповеди Амоса (9:7) за 800 лет до рождения Христа.

В результате искупления всех людей кровью Спасителя Иисуса Христа единство людей получает новое значение: мы едины не только потому, что созданы Единым Творцом, по и потому, что искуплены Единым Спасителем. Связь с небом становится вдвое сильнее. Это содействует укреплению новых связей между людьми (см. Гал. 3:28, 29; Кол. 3:11).

1. В межличных отношениях заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» получает еще одно значание: «любите друг друга, как Я возлюбил вас».

2. В отношениях между расами и нациями нет основания для национальных и расовых войн. В вопросах спасения богатые не имеют никаких преимуществ перед бедными. Многократно богатые были сурово обличаемы Амосом, Осией. Исаией, Иеремией и другими пророками

Проповедь пророков о равном достоинстве всех людей получила могучее утверждение через искупление, совершенное Христом. Было положено начало дальнейшему развитию общечеловеческой правовой культуры.

Особенности и структура вести о спасении к языческим народам

Эта весть была впервые провозглашена Богом Аврааму за восемнадцать веков до Р. X. Трижды звучала она в следующих словах: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну: и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3);

«От Авраама действительно произойдет народ великий и сильный и благословятся в нем все народы земли» (Быт. 18:18);

«И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:18).

То же обетование дано сыну Авраама Исааку: «Умножу потомство твое, как звезды небесные; и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои и уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26:4, 5).

То же обетование дано внуку Авраама Иакову (Быт. 28:13, 14). Особое благословение сыну Иакова Иуде и его колену: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель и Ему покорность народов» (Быт. 49:10).

Эти пророчества считаются самыми древними. В них ясно выражена сущность завета:

— От Авраама произойдет многочисленный народ, среди которого родится Мессия.

— Этот Мессия принесет благословение всем народам земли.

И то, и другое свидетельствует, что Бог, которому верил Авраам, Единый Живой Бог, имел намерение благословить Авраама, затем всех его потомков и через них все народы земли. Авраам получил благословение за то, что имел веру, с помощью которой соблюдал законы Бога. То же самое Бог ожидал от всех его потомков и всех людей земли. Условия благословения универсальны и одинаковы для всего человечества. Память об Аврааме и данном ему благословении сохранилась во все века.

Спустя семьсот лет, в X в. до Р. X., когда было основано Иудейское царство, Бог желал распространить истину через еврейский народ для всех народов земли. Давид снова многократно пророчествует о будущем обращении язычников: «Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и преклонятся пред Тобою все племена язычников» (Пс. 21:28).

Исаия приводит целую серию текстов: «Я сделаю тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49:6, затем Ис. 42:4. 6; Ис. 55:4, 5; Ис. 56:6, 8 и др.). Но поскольку еврейский народ в целом не оправдал возложенных на него надежд и не использовал предоставленных ему возможностей стать светом для всех народов, то, может быть, не исполнилось пророчество о том. что все народы земли благословятся через этот народ? За свое неверие еврейский народ утерял многие благословения. Однако Божье обетование непреложно, в этом народе хранилась богооткровенная религия на протяжении пятнадцати веков, здесь был храм и служение Живому Богу, среди этого народа жили пророки Божий, среди этого народа всегда оставался верный «остаток», и, наконец, из этого народа пришел обетованный Спаситель мира — Христос. Так что Божие обещание исполнилось: все народы земли получили Слово Божие и Его истину из Иерусалима (см. Ис. 2; Мах. 4) Здесь возникла первая в истории христианская община, отсюда вышли апостолы Христовы, исполненные Святым Духом, и понесли весть спасения всем народам земли (см. Деян. 2).

Золотая нить, соединившая века

Теперь рассмотрим еще один важный аспект этой вести, в котором два великих пророческих учения соединяются воедино. Весть о спасении язычников перекликается с вестью о пришествии Мессии-Спасителя, именно через Него сделается возможным обращение язычников.

1. Следующие тексты указывают, что обращение язычников связано именно с явлением Мессии: Ис. 42:4-6, Ис. 11:10-12. На этот факт впоследствии указывали апостолы, и особенно апостол Павел (см. РИМ. 10:19-21). И Сам Христос засвидетельствовал: «так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк. 24:46, 47). Эта проповедь всем народам мира будет продолжаться до конца истории земли: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14).

2. Пророчество о спасении всех народов вестью Евангелия.

3. Пророчество о крушении языческих идолов.

Эти два пророчества, одно — о распространении веры в Живого Бога Саваофа (Ис. 54:5), другое — об исчезновении языческих богов в Передней Азии, Египте, Эфиопии, а затем и по всей земле (Ис. 2:18), взаимообусловлены.

Когда были получены оба пророчества, все в духовной практике обстояло иначе. Народы превозносили своих идолов, и даже иудеи, оставляя служение Живому Богу, увлекались язычеством. Многочисленные языческие пантеоны Египта, Ассирии, Вавилона, традиционные культы хананеев, популярные идолы арамеев с течением времени рухнули, к концу IV в. по Р. X. не осталось и их поклонников. Вера в Живого Бога через проповедь христианства распространилась во всех языческих центрах: в Египетской Александрии, в Сирийской Антиохии, в Греции, Малой Азии и всей Римской империи вплоть до Великобритании и Шотландии. Христианство проникло на север к славянам и па восток в Индию. Хотя не везде оно утвердилось сразу. Но проповедь Евангелия распространяется «до краев земли» и в XX веке. Все народы мира могут читать Библию и Евангелие: на далеких островах в океане, в Австралии и Новой Зеландии уповают на имя кроткого Отрока, о котором пророчествовал Исаия (Ис. 42:14). Обратите внимание, что вера в Живого Бога распространится не через иудаизм, отвергнувший Христа, а именно через Мессию-Христа, образ которого раскрыт в пророчествах Исаии.

4. Религиозная миссия еврейского народа в истории Древнего Востока.

Древний Восток, в пределах библейского повествования, представлял собой исторический мир, в котором евреям предназначалось место народа, хранящего и распространяющего богодухновенную религию. Библия хранит повесть об историческом происхождении евреев и описывает их жизнь, начиная с Авраама и далее через патриархов. Историческая канва проходит через восемнадцать столетий. Со времени исхода из Египта евреи вступают в историю как новый народ, молодая нация семитского происхождения. Бог избирает их, как Он Сам об этом свидетельствует, не потому, что они многочисленнее других, ибо народ этот был сравнительно мал среди всех окружающих его соседей, и не потому, что они были праведными, ибо их моральный облик мало чем отличался от всех других народов. Бог это делал ради Своего обещания, данного Аврааму, за его верность и послушание. Согласно завета, данного Аврааму Бог желал благословить всех его потомков, которые, по пророчеству, должны были впоследствии стать народом, а через них благословить все человечество. Для этой цели Израиль получает от Бога великий нравственный закон и порядок богослужения Живому Богу. Храм устраивается в строгом соответствии с волей Божьей. Ежедневные жертвоприношения чистых животных символизируют великий подвиг искупления от грехов. Первосвященник, ходатайствующий и очищающий народ, — великий прообраз очищения человека перед судом Божьим. Бог желал, чтобы народ, получивший столь возвышенные и мудрые законы, наглядным образом открыл преимущество его веры, и таким путем весь мир получил бы свет истины. В самом исходе нация получила свидетельство, что ее дальнейшие судьбы будут зависеть от веры и послушания Богу. Двойная перспектива была развернута перед иудеями. Первое — те благословения, которые их ожидают в случае послушания (Втор. 28:15) и благодаря которым они могли бы стать во главе просвещенного человечества в качестве народа священников. Далее там же, в 28, 29 и 30-й главах даны предупреждения о наказаниях, которые выпадут на их долю в случае непослушания и неверия. Таковы были условия завета.

Таким образом, за евреями было оставлено право выбора и были конкретно указаны конечные результаты того или другого выбора. Пятнадцать веков длился процесс воспитания этого народа, пятнадцать веков милость и долготерпение Божие сопровождали непокорных. В эпоху пророков Амоса, Осии, Михея, Исаии, Иеремии, Иезекииля и др., т. е. с начала VIII в. по V в. до Р. X., на протяжении трехсот лет произошли основные события в истории евреев, а также все последующие, которые можно изобразить следующей схемой.

1. В эпоху, предшествующую ассирийскому пленению, пророки Амос. Осия и Исаия неоднократно предупреждали о будущем агрессии и о выселении евреев из Северного царства. Нашествие ассирийцев и гибель Самарии произошли в 722 г до Р. X. Северное израильское царство прекратило свое существование, народ был расселен по всей ассирийской империи.

2. В эпоху, предшествовавшую вавилонскому плену, и в период плена пророчествовали Иеремия, Иезекииль, Даниил, пророки Софония, Авдий, Аввакум. В эту эпоху пророки возвестили:

а) разрушение Иерусалима и Вавилонский плен;

б) освобождение и возвращение народа из плена в землю иудейскую;

в) весть об освобождении из плена в пророческих речах соединялась с вестью об окончательном поражении врагов Божьих и торжестве вечного Царства Божьего. Оба эти события сливались воедино, и поэтому в них просматривается сокращение исторической перспективы (см. Ис. 11. 12, 43, 45. 49. 52, 60; Иер. 31, 33; Иез. 36).

Вавилонский плен длился 70 лет, с 606 по 536 г. до Р. X. Евреи были освобождены из плена Киром, царем персидским. Бывшие пленники в числе 42 360 человек вернулись в Иудею. Им вновь была представлена прекрасная возможность воплотить в жизнь великие замыслы Божий, однако и этот последний период, длившийся более 500 лет, не был ими использован так, как того желал Бог. Поэтому обещание торжества Царства Божьего надолго отодвинулось, оно получит окончательное исполнение только в вечном Царстве Христа (Мф. 25:31; Дан. 2:44). Первые христианские общины образовались из верного остатка евреев, о котором говорили пророки. Слово Господне вышло из Иерусалима.

3. Что же касается иудеев-отступников, то их постигло долговременное рассеяние между всеми народами земли, что и было окончательным исполнением пророчеств (Лев. 26:38; Втор. 28:64; Дан. 9:26; Лк. 21:24).

Свет немеркнущей надежды

Можно ли считать иудеев отвергнутым народом? Апостол Павел ясно указывает: «Не отверг Бог народа своего, который Он наперед знал… Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их» (Рим. 11:2, 23). «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников. И так весь Израиль спасется, как написано: «приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их» (Рим. 11:25-27).

«При заключении евангельской работы, когда будет совершена особенная работа среди людей, не знающих Бога, Он ожидает, что его вестники проявят исключительный интерес к иудейскому народу, находящемуся в рассеянии по всему лицу земли. Когда ветхозаветное писание будет слито с новозаветным, чтобы представить вечное намерение Иеговы, тогда эта обобщенная истина явится для многих иудеев зарей новой жизни, воскресением их души. Когда они увидят Христа евангельской эры, представленным на страницах Ветхого Завета, и когда они поймут, как ясно Ветхий Завет объясняет Новый Завет, тогда их дремлющее сознание пробудится и они познают Христа как Спасителя мира. Многие верой примут Его как своего Искупителя»1.

Главные обобщения

Суммируя вышесказанное, мы видим, что основные вести, содержащиеся в Книгах пророков, имели универсальный характер и не были только порождением духа своего времени. Такие вести сами по себе не могли зародиться в умах самых лучших сынов Востока VIII-V вв. до Р. X. Будучи обычными людьми, пророки обладали хоть и блестящими, но естественными способностями, которых оказалось бы совершенно недостаточно, чтобы противостоять духу времен и его всеуносящему потоку. Сила, с которой они противостояли злу, была силой Божьей, мудрость и принципиальность вестей была откровением мудрости свыше. Значимость пророческих истин имела общечеловеческий характер, время жизни идей, которые они возвещали, измеряется тысячелетиями. Таким образом:

1) Весть о том, что Мессия, которого все ждали, совершит спасение «не воинством и не силою», а через смирение и страдание, была, по верному определению ап. Павла, «для иудеев соблазн, а для еллинов безумием».

2) Весть о том, что все языческие народы узнают о спасении именно через такого рода Мессию, вообще не интересовала ни иудеев времени пророков, ни, тем более, язычников.

3) Весть о крушении языческих богов окружающих народов, когда идолы были почитаемы всеми людьми (в том числе и евреями), не носилась в воздухе как нечто ожидаемое.

4) Весть о рассеянии иудеев между народами, о сокрушении их государства и храма так же была не только нежелательной, но чуждой и враждебной всей нации.

Все эти вести содержались в полном объеме в Книгах пророков уже за 500 лет до Р. X. (Древнейшие свитки Книг пророков, которыми ныне располагает человечество, датируются II в. до Р. X.)

По прошествии длительного времени каждое из четырех пророческих учений получило свое полное исполнение в определенных исторических процессах, охватывающих целые континенты на протяжении двух тысячелетий.

Пророческие вести содержат ряд конкретных признаков, которые спустя столетия нашли свое исполнение в конкретных исторических фактах.

Между всеми пророческими вестями существуют сложные взаимосвязи; исторические процессы, которые развернулись впоследствии, имеют предсказанные взаимосвязи.

Каждое из пророческих учений получило свое исполнение в результате земной жизни Иисуса Христа.

Все пророчества о торжестве Царствия Божьего получат свое чудесное исполнение после Второго пришествия нашего Господа.

057 Эммануил Светлов. Вестники царства Божия. Брюссель, 1986, с. 492,

«Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Ищите Господа, когда можно найти его; призывайте Его, когда Он близко». Ис. 55:8, 9, 6