Вести к окружающим народам

«Увы, шум народов многих! шумят они, как шумит море…» (Ис. 17:12).

Народы, окружавшие Израиль, — филистимляне, финикийцы, арамеи Сирии, моавитяне и аммонитяне, едомляне и племена пустынной Аравии, — представляли то первое человеческое «общежитие», где сложились международные отношения и созрела первая после потопа многонациональная цивилизация. Вместе с Вавилоном, Египтом и Ассирией они составили тот культурный мир, который в науке получил общее название «Древний Восток». Как отметил ученый: «История цивилизации на Древнем Востоке к этому времени насчитывала две с половиной тысячи лет. За этот срок население Египта и стран Благодатного полумесяца создало огромные богатства, самую передовую и блестящую культуру в мире, но не обрело ни счастья, ни покоя. Все блага цивилизации составляли достояние немногих, а уделом трудового народа были рабство, беспросветный каторжный труд и нищета. Имущественное неравенство и острые социальные конфликты подрывали силы цивилизованных сообществ»058 .

Народы, окружавшие Израиль, не были оставлены без света истины. На протяжении веков им давались свидетельства; это было постоянное проявление силы Бога Израилева, Его чудесные свершения, которые передавались из поколения в поколение. Об этом свидетельствовали и сами язычники: «Ибо Господь ваш есть на небе вверху и на земле внизу» (Ис. Нав. 2:11).

Каждый из упомянутых в Библии народов проявил свое отношение к Живому Богу: египтяне — во времена исхода; вавилоняне — в день чудесного знамения на солнце, во время болезни царя Езекии и потом, во времена вавилонского пленения; филистимляне — во время судей, когда ковчег Господень оказался в их власти; финикияне — во времена царя Хирама II, при строительстве храма Давидова; аммонитяне, моавитяне и едомляне во все времена, т. к. жили в непосредственной близости от Иудеи; ассирийцы — во время поражения их 180-тысячной армии под стенами Иерусалима, сирийцы — в ходе исцеления Неемана от проказы. Все эти народы в разное время получали сильнейшие доказательства того, что Бог маленькой горной страны иудеи не только всемогущий, но и праведный и многомилостивый, наказывающий в первую очередь свой народ за его нечестие и идолослужение. Как уже было упомянуто, засуха, длившаяся в Северном Израиле 3,5 года по слову Илии, отмечена в исторических записях Сидонских царей, также как и сведения о поражении армии Синаххериба содержатся в параллельных свидетельствах историков.

Кроме этого, в разные времена пророки Божьи находились непосредственно среди языческих народов: Иосиф и Моисей — в Египте, Даниил и Иезекииль — в Вавилоне, Иона в Ниневии, Илия и Елисей — в Сирии и Финикии. Все они обращались к этим великим народам в кризисные моменты их истории.

Кроме того, проникновение большого количества иноземцев из окружающих народов в Иудею и Израиль, где они могли становиться членами народа Божьего, принимая закон и веру в Живого Бога, а также еще большее расселение евреев среди окружающих их племен со времени ассирийского пленения содействовало распространению свидетельства окружающим народам. Даже национальная трагедия евреев во время вавилонского плена была воспринята язычниками как результат их неверности по отношению к своему Богу. Во всех многообразных контактах проявился характер не только евреев, но и их соседей, сформировалось их отношение к Живому Богу, к известным принципам справедливости и человеколюбия, и это определило их дальнейшие исторические судьбы. Пророчества Амоса, Исаии, Иеремии и Иезекииля содержат Божью оценку жизненного опыта этих народов и указывают на те результаты, к которым они придут, каждый в отдельности. Ценность пророчеств уникальна, ибо они были даны в эпоху, когда эти народы еще жили полнокровной жизнью и никто из них не мог предвидеть, каковы будут последствия тех путей, которые они избрали.

Но вот, по прошествии двух тысячелетий, перед нами факты исполнения древних пророчеств — убедительное свидетельство промысла Божьего в жизни человеческого общества на всех этапах его истории. Пророчества:

— к народам земли филистимской,

— к странам Моава и Аммона,

— к финикийскому городу Тиру.

Грозные предупреждения царям и знати соседних государств Моава и Аммона, а также Едома и Тира высказаны в пророчествах Исаии, но они касаются также злопыхателей и грабителей из всех сословий.

Четырнадцатая глава содержит следующее пророчество относительно земли филистимской: «Не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя; ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракой. Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности: …Распадешься ты вся, земля Филистимская; ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах его» (Ис. 14:29-31).

Это пророчество было дано около 715 года до Р. X. Вскоре последовали одно за другим нашествия на филистимскую землю: в 711-м (Ис. 20), в 701 и в 690-м гг. За пятнадцать веков до Р. X. филистимляне, именуемые «народами моря», вышли из Кафтора (Крита) и поселились на западном берегу Средиземного моря. Филистимская военная федерация состояла из пяти главных городов: Аскалон, Азот, Геф, Газа и Экроп. В союзе они составляли грозную военную силу. Высокорослые филистимляне долгие годы нападали на Иудею с запада, нарушая мирную жизнь ее народа.

Пророк предсказал распад этого союза и исчезновение остатка всего воинственного народа: «Распадешься ты вся, земля филистимская». Вслед за ассирийцами на филистимскую землю устремились вавилоняне. Вскоре вся военная федерация рассыпалась, филистимляне, как нация, постепенно исчезли, и на страницах истории мы уже не встречаем упоминания о филистимлянах как о самостоятельном народе.

Примечание: Об этом же пророчествовал и Амос за несколько десятилетий до Исаии (см. Ам. 1:68).

Пришло время вспомнить и о гордых жителях соседнего Моава: не они ли вместе с аммонитянами и едомлянами участвовали в военных заговорах против Иудеи? Не они ли коварно посылали послов к царю Езекии, искушая его вступить в военный союз против Ассирии? Не они ли первыми изменяли своим обещаниям и клятвам и потом вместе с ассирийцами избивали бегущих иудеев? Не их ли предупреждал Исаия: «Пусть поживут у тебя мои изгнанные Моавитяне, будь им покровом от грабителя» (Ис. 16:4). Согласно более точному переводу, «эта весть была дана Моаву за целое столетие до того, как вавилоняне напали на Иудею, когда тысячам иудеев пришлось искать приют в Моаве (Иер. 40:11). Однако в то время моавитяне не вняли этому совету и весьма радовались скорбям, выпавшим на долю иудеев» (Иер. 48:26, 27).

Моав и Аммон, расположенные на плодородных землях восточного берега Иордана, были родственными иудеям семитскими племенами. Истоки их истории и культура уходят к праотцам Лоту и Аврааму. Эти предания сохранились в памяти народов, и потому им следовало бы проявить сострадание к соседям, оказавшимся в бедственном положении.

Земли Моава и Аммона были густо населены, остатки их многочисленных городов сохранились доныне в виде заросших тернием развалин. Это также и следы нашествий, которые последовали по пророчеству Исаии: походы Тиглапаласара III в 732 г. до Р. X., затем Саргона. Синаххериба, а спустя 150 лет — вавилонское нашествие 582 г. От многочисленного народа остался только, как и сказано у Исаии, «остаток очень малый и незначительный» (Ис. 16:14).

Важно отметить, что передавая это пророчество, Исаия не злорадствует, подобно моавитянам, но сердце его глубоко скорбит: «Исчезло с плодоносной земли веселие и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют; виноградарь не топчет виноград в точилах… Оттого внутренность моя стенает о Моаве, как гусли» (Ис. 16:10, 11).

Примечание: Спустя столетие Иеремия и Иезекииль еще раз пророчествовали о Моаве и Аммоне; дополнительные сведения об этих пророчествах смотри далее в этой главе.

Коротко остановимся и на пророчестве о г. Тире. Ровесник царства Давидова, Хирам II, царь Тирский, содействовал укреплению и развитию островного и континентального Тира. Многочисленные города-колонии финикийцев усеяли берега Средиземноморья и атлантического побережья Европы. Господин морей — город Тир — вел непрерывную торговлю с разными странами. Тирские купцы считались богатейшими людьми, первыми миллионерами и бизнесменами Древнего мира. Процветающий город был «Торжищем народов», центром работорговли, на рынках которого подобно животным продавали людей (см. Ам. 1:9). Закованные в цепи пленники смотрели с тоской, когда их увозили на кораблях от родных берегов в дальние страны. Но теперь та же участь постигла и жителей непреступного острова. «Переселяйтесь в Фарсис, рыдайте, обитатели острова!.. Кто определил это Тиру, который раздавал венцы, купцы которого были князья, торговцы — знаменитости земли?.. Рыдайте корабли Фарсиские! Ибо твердыня ваша разорена» (Ис. 23:8, 9, 14).

Господь дает предупреждение через Исаию, что Тир вначале подвергнется семидесятилетнему наказанию — «забудут Тир на семьдесят лет», а потом он вновь будет вести свою торговлю (Ис. 23:15-17).

Эти времена наступили для Тира спустя столетие, когда армия Навуходоносора II начала блокировать Тир с берега. Торговые партнеры Тира на континенте несли огромные убытки, поскольку город находился в осадном положении. Прибрежный Тир был разрушен, а островной едва сдерживал осаду. По окончании нововавилонского владычества, длившегося около 70 лет, Кир персидский снова дал самоуправление городу, как и Сидону, чтобы использовать их флот в борьбе с Египтом059 .

Пророки Иезекииль и Иеремия впоследствии дали Тиру грозные предостережения.

Пророчество против Ассура

На протяжении всей жизни Исаии кровавая звезда Ассирии полыхала па небосклоне истории. Три нашествия в течение двенадцати лет пережила Иудея. И все же если мы посмотрим на политическую карту Древнего мира той эпохи, то увидем, как маленькая Иудея, окруженная со всех сторон покоренными народами, па протяжении ста двадцати лет ассирийского владычества чудом сохраняла свою государственность и пережила саму Ассирию. Правда, некоторые из царей Иудеи, ввиду своего маловерия, платили дань Ниневии. За это время пала Самария, столица Израиля, пал Дамаск, снесен был с лица земли и вновь отстроен Вавилон, дважды завоеван Египет…

Известно, что после уничтожения ассирийской армии Ангелом Господним цари Ассура продолжали свирепствовать в странах «Благодатного полумесяца», но суеверный страх гнал их подальше от Иерусалима.

В самый критический момент, когда Синаххериб угрожал Иерусалиму, Исаия бесстрашно заявил: «Так говорит Господь… народ Мой, живущий на Сионе! Не бойся Ассура… Еще немного… и придет Мое негодование, и ярость Моя обратится на истребление его. И поднимет Господь Саваоф бич на него…» (Ис. 10:2426).

«И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч истребит его, — он избежит меча, и юноши его будут податью» (Ис 31:8).

В исторических документах отмечено, что какая-то эпидемия поразила войска Сеннахирима060 .

«Действительность показала, что Исаия был прав. Сеннахирим похоронил свою славу под стенами Иерусалима. Иудея была не только пощажена, но и прославлена»061 .

Есть у Исаии еще два пророчества, касающиеся Ассирии: «Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его» (Ис. 30:33).

Известно, как погиб последний царь Ассура. Когда халдеи и мидяне окружили Ниневию в 612 г. до Р. X. и сопротивление было уже бесполезно, монарх повелел собрать все свои драгоценности, из всего этого соорудили целую гору во дворе, а сверху устроили седалище для царя и его жены. Затем нелепые сооружение подожгли со всех сторон. Так, спустя сто лет после его произнесения, буквально исполнилось пророчество Исаии

И наконец, пророчество о том, что потомки ассириян будут служить господу (см. Ис. 19:25). Оно нашло свое исполнение в первые века христианской веры. Даже сегодня беспристрастная энциклопедическая справка отмечает, что на земле живут около 1 млн. ассирийцев, и многие из них исповедуют христианскую веру.

Когда весь мир дрожал перед рыканием ассирийских львов, на свитке, сшитом из овечьих кож. старец Исаия записал Божий приговор — и история привела его в исполнение.

Пророчество о Египте и Эфиопии

Вести, касающиеся Египта и Эфиопии, Исаия изложил в 18, 19. 20 и 30-й главах.

Мы уже подробно анализировали пагубность египетского влияния на судьбы Иудеи и всех ее соседей. Теперь вам остается выяснить, когда и в какой степени исполнились пророчества Исаии, так наглядно представленные в 20-й главе и датируемые 711 г. до Р. X.

При жизни Исаии Египет еще сохранял независимость от Ассирии. Первое сокрушительное нашествие на страну фараонов возглавил Асархаддон в 671 г. до Р. X., т. с. спустя сорок лет после пророчества, когда Исаии уже не было в живых. Второе, еще более сокрушительное нашествие совершил Ашшурбанапал в 661 г. Столица Верхнего Египта Фивы была разрушена, страна разделена на части, управляемые наместниками, ставленниками Ассирии.

Идолов вывезли в Азию. Множество пленных шли по дорогам Палестины, как это и предсказал Исаия. Среди них были сильные воины; обнаженные, жалкие, со связанными руками, они нескончаемыми вереницами уходили на чужбину. Такими их изобразили ассирийские художники. На высокой скале рядом с дорогой Асархаддон велел высечь надпись, повествующую о его «деяниях» в Египте и об огромной добыче.

Народы могли убедиться, что могущественная держава фараонов, которая после всемирного потопа создала одну из величайших цивилизаций Древнего Востока, не удержала скипетра в своих руках.

В 19-й главе Исаия описывает потрясения, которые должен был пережить Египет в ближайшие времена, в результате чего «дух Египта изнеможет в нем». Его экономика и военная мощь придут в упадок, советы мудрых фараоновых наставников потеряют смысл, и весь пантеон идолов будет потрясен. Крушение могущества, основанного на насилии и деспотизме, создает предпосылки для того, чтобы египтяне обратились к Господу и Он исцелил их (см. Ис. 19:22).

Тексты с 17-го по 25-й являются условным пророчеством, которое увязывает судьбы Иудеи, Египта и Ассирии в единый религиозный процесс. Если бы Иудея осуществила намерения Божий, тогда эта страна под влиянием Святого Духа стала бы центром религиозной жизни Востока. Египтяне пережили бы события, описанные в этой главе, принесли бы жертвы и дары, дали бы обеты Господу и исполнили бы их.

Из Египта в Ассирию вместо старой военной дороги протянулась

бы большая дорога мира. Увы, эти добрые и святые намерения Божий люди не осуществили. Иудея в своем национальном эгоизме не поднялась до уровня, предложенного Богом. Но любовь Божья нашла возможность использовать эти пророчества в эпоху Евангелия. В первые века нашей эры христианская церковь в Египте была одной из самых многочисленных. Тысячи мучеников умерли за веру во Христа. Александрия Египетская стала одним из центров раннего христианства. Что касается потомков ассириян, мы уже упоминали о том, что и среди них нашлись тысячи пламенных последователей Христа. Таким образом, дорога Египет — Иудея — Ассирия стала путем, по которому шли апостолы и ученики того «Мужа Скорбей», о котором писал Исаия (см. Деян. 8:30).

Семь веков шла бесплодная борьба двух военных титанов Востока — Египта и Ассура. На одной и той же придорожной скале в Палестине высечены надписи о подвигах фараона Рамзеса II и, несколько ниже, Асархаддона, царя Ассирии. Тот и другой хвастались разбоем и грабежом, один прославлял Амона, а другой — Ашшура, своих богов. Но по пророчеству Исаии исчезли фараоны и цари Ассирии, навеки исчезли их боги Амон и Ашшур… Кроткий Иисус, который не возвысил голоса Своего на улицах, стал упованием многих поколений египтян и ассирийцев, ибо «на имя Его будут уповать народы» (Мф. 12:21).

Примечание: В Эфиопию весть спасения проникла через царедворца-евнуха (см. Деян. 8:30). Там возникли христианские общины, и в последующие века христианская вера сохранилась среди эфиоплян. Многие из них соблюдали субботу Господню.

Так же и в Египте: коренное население — копты — приняли веру во Христа (сегодня их осталось около 2-х млн. человек).

Пророчества Иеремии и Иезекииля о Египте: Иер. 46; Иез. 29-32 Подобно пророку Исаии, пророки Иеремия и Иезекииль весьма определенно пророчествовали о Египте. Каким он был в их пору? Какие изменения произошли в Египте столетие спустя после Исаии? В истории этой великой державы Древнего Востока известны четыре периода могущества. В рассматриваемое нами время Египет переживал четвертую фазу своего расцвета, которая получила в истории название Позднего царства. Это была 26-я династия со столицей в г. Саис, расположенном в западной части дельты Нила. Фараоны Саисской династии вновь объединили Египет под своей властью и активно включились в борьбу за ассирийское наследство. Они претендовали, как и прежде, на Сирию, Финикию, Палестину, включая Иудею, а также на восточный берег р. Иордан.

О том, какими видели себя фараоны, ясно говорят их политические претензии. Нехао II смело устремился к г. Кархемишу, чтобы сразиться с Навуходоносором, молодым царем Вавилона, и несмотря на то, что в 605 г. до Р. X. потерпел сильнейшее поражение, не потерял интереса к сирийским делам. Под 587 г. мы читаем о том, что следующий фараон, Априй, идет на выручку осажденному Иерусалиму, но снова вынужден отступить в свои пределы.

Саисские фараоны вели грандиозные строительные работы, украшали храмы, собирали огромное наемное войско численностью до 400 тысяч человек, имели сильный флот.

Как говорит историк, «… саисской эпохе не были чужды ни религиозный и патриотический подъем, ни энергия, ни культурный блеск. Некоторые явления даже как будто указывают на жизнеспособность нации и возможность дальнейшего развития, и мы действительно увидим еще не раз доказательства того, что Египет пока еще не изжил себя в культурном отношении»062 . Понятно, почему пророк Иезекииль говорит о фараоне: «Ты, как молодой лев между народами и как чудовише в морях, кидаешься в реках твоих и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их» (Иез. 32:2).

Итак, маленькая Иудея в те годы была лишь ничтожной политической песчинкой, заурядной провинцией, роль которой, по понятиям великих держав. — оставаться одной из подвластных территорий. Что для них был Бог Иудеев, Его храм и тем более пророки?

С такими же взглядами на Египет и Иудею столкнулись в своей среде пророки Исаия, Иеремия и Иезекииль. Их современники метались между двумя крайностями, по временам их посещала сладостная мечта о мировом господстве, но после неудач все чаще приходило желание раболепно заискивать перед Египтом, чтобы укрыться под его сенью. Египет был намного ближе к Иудее, нежели Ассирия или Вавилон.

На протяжении всего отведенного им времени пророки Исаия, Иеремия и Иезекииль убеждали современников не ожидать тщетной помощи от Египта, а уповать на Бога Живого: «в тишине и уповании крепилась вера ваша». Но несмотря на то, что пророчества Исаии о пленении египтян ассирийцами сбывались дважды, несмотря на то, что Господь велел «начертать навеки и навсегда», чтобы не полагались иудеи на военную помощь Египта, то же искушение вновь постигло их во дни Седекии. Здесь мы коснемся пророчества о Египте, которое нередко подвергается сомнению со стороны критиков.

Был ли осуществлен Навуходоносором поход в Египет, о котором так подробно предсказывали Иеремия (46:26) и Иезекииль (29:19, 20)

Мы процитируем высказывания по этому вопросу, имеющиеся в следующих исторических источниках:

1. У Иосифа Флавия (С. Арр. 1, 19) о том, что вавилоняне завладели Египтом, так же как Сирией, Финикией и Аравией.

2. Магасфен у Страбона (XV, 1, б)063 .

3. «В дошедших до нас обломках одного текста Навуходоносора… в связи с описанием своего похода в 37 году царствования (567 г. до Р. X.) против фараона Яхмоса II»064 .

4. «В 567 году до Р. X. Навуходоносор вторгся в Египет и прошел всю страну до Фив»065 .

5. Историк Авдиев в «Истории Древнего Востока» также подтверждает, что один или несколько походов в Египет имели место, что там даже был воздвигнут город, именуемый «Вавилон».

6. «Поход (или один из походов) состоялся в 567 году до Р. X.; результатов его мы не знаем, но если Вавилону и не удалось удержать в своих руках египетскую территорию, то он сумел все же предотвратить египетское вторжение в Палестину»066 .

Таким образом, пет основания утверждать, что Навуходоносор не совершил поход в Египет.

Более полно эти пророчества исполнились во время персидских походов в Египет в 525 г. Персидские цари-завоеватели принимали титул «царь Вавилона». Тогда, когда Египет еще стремился к господству, когда его культура и религия обладали сильным влиянием, пророки Божий предсказали следующие политические и религиозные процессы, которые должны произойти в будущем:

1. Впредь Египетское царство станет слабее других царств и не вознесется более над народами, несмотря на то, что Египет будет населен как прежде.

2. Египетская религия исчезнет с лица земли.

3. Потомки египтян примут веру в Живого Бога и признают страждущего Мессию своим Спасителем.

По первому вопросу из истории достоверно известно, что после 525 г. до Р. X. Египет подвергался непрерывным завоеваниям персами, греками, арабами, турками, французами, англичанами и до настоящего времени является слабым государством. «Египет, — отмечает академик Н. И. Кареев, — с тех давних пор уже не имел самостоятельного исторического существования, а только выносил на своих плечах ряд чужеземных завоеваний»067 .

По второму вопросу из истории известно, что языческий культ Амона и других богов был популярен у завоевателей Египта. Известно, что великий полководец Александр Македонский признал себя «сыном Амона» и совершил путешествие к оракулу Амона в Ливийский оазис068 .

Чтили египетских богов и римские завоеватели. Отмена языческого культа в Египте произошла только девять веков спустя после пророчеств Иеремии и Иезекииля и десять веков спустя после пророка Исаии. Во время произнесения пророчеств историческая действительность была совсем другой, и речи пророков казались дерзким прожектерством. И все-таки идолы Египта были упразднены, и сегодня нет поклонников у некогда досточтимых Амона, Ра или Осириса, упраздненных во время царствования Федосия в IV в. по Р. X.

По третьему вопросу мы уже дали разъяснение пророчества Исаии из 19-й главы. В I в. по Р. X. вера Его с большим успехом распространялось в Египте. Александрия стала одним из центров христианства в Африке. Там же был совершен первый перевод Библии на греческий язык, содействовавший распространению веры в Живого Бога па всем Востоке, а так же проложен путь для проповеди Евангелия в последующие века. Эфиопия и Египет сохранили христианство среди коренного населения (в Египте — копты).

Таким образом, каждый из трех предсказанных исторических процессов нашел свое исполнение на протяжении многих веков после смерти пророков. Они поверили слову Божьему, не видя исполнения, но веруем ли мы, увидев исполненное?

Египет как могущественная держава пережил Иудею на 60 лет, Ассирию — на 100 лет, Вавилон — на 13 лет, пророка Иеремию — на 60 лет, Исаию — на 160 лет. Можно было полагать, что Египет и дальше останется великой державой, или же он совсем исчезнет с политической арены, как Ассирия, или некоторое время еще просуществует как зависимая держава, а потом исчезнет, как Вавилон. Но ни одной из трех предполагаемых возможностей не суждено было осуществиться. Коренное население Египта, копты, остались покоренным народом; они не исчезли, как вавилоняне или филистимляне, но и не вернули политической независимости. Они существуют, но это самый слабый народ из всех находящихся в этом регионе мира, ими владели поочередно из века в век соседние государства.

Выводы:

1. Пророчество о слабости Египта было произнесено, когда Египет еще претендовал на роль великой державы; из провидения вытекало:

а) окончательная потеря национальной независимости произошла только двести лет спустя после пророка Иезекииля, т. е. к середине IV века. В персидский период египтяне несколько раз поднимали восстания, и можно было ожидать, что они свергнут иго персов;

б) период власти фараонов оканчивается в то же время, т. е. к середине IV века до Р. X.

в) период национальной слабости и зависимости египтян (коптов) длится 24 века;

2. Пророчество о крушении идолов египетских было дано в ту эпоху, когда они были еще весьма популярны, и исполнилось только спустя восемьсот лет после Иеремии.

3. Египтяне (копты) приняли по пророчеству Исаии, веру в Живого Бога, спустя семьсот лет. Но так как весть к язычникам берет свое начало от Мессии (согласно пророчеств Исаии), то и эта сторона пророчества исполнилась. Коренное население Египта (копты) приняли не иудаизм, а христианство.

Ввиду гордости фараонов Бог лишил Египет его политического могущества, однако, проявляя милость и желая спасти многих египтян, Он открыл им свет истины. В первые века христианства Египет сыграл важную роль в истории Церкви.

Главные обобщения

1. Народы Древнего Востока «создали самую блестящую культуру в мире, но не обрели ни счастья ни покоя». Господь позволил народам «ходить своими путями», чтобы они могли убедиться, к чему приводят эти пути, когда люди оставляют Бога и Его совершенный закон.

2. Пророчества Исаии, Иеремии, Иезекииля к окружающим народам — филистимлянам, финикийцам (Тир и Сидон), к аммонитянам и моавитянам, сирийцам, египтянам, ассирийцам и вавилонянам содержат вести, указывающие на грехи, наиболее характерные для каждого из них.

3. Воинственные филистимляне, поднявшие меч, падут от меча и исчезнут с лица земли. Жители финикийского города Тир, уповавшие на свое богатство, собранное благодаря работорговле и коммерции, сами пойдут в плен и обнищают. Моавитяне, аммонитяне, злорадствующие и мстительные, будут страдать от разорений и насилия, хвалящиеся своим многолюдством, они станут «остатком весьма малочисленным».

4. Ассирия, несмотря на свою несокрушимую военную мощь, будет разбита на глазах у всех, кого она побеждала. Все, видящие ее могущество, увидят ее полное исчезновение. «Посвищут и подивятся, видя как не стало грабителя».

5. Гордый Египет — самая древняя цивилизация, колыбель рабовладельческого строя — будет уничтожен, его вельможи и воины пойдут в рабство. Его идолы, самые грандиозные в мире, потеряют своих поклонников.

6. Вавилон — краса царства, гордость халдеев, ниспровержен Богом, как Содом и Гоммора. Вавилон — средоточие ложной премудрости, превозносящийся своей наукой, утомленный множеством советов своих, не мог предвидеть своего будущего. Его самая плодородная в мире земля превратится в пустыню. Самый цветущий, но изнутри наполненный пороками и изменой, город превратится в место, где будут жить шакалы и выть по ночам гиены.

7. В истории действуют закономерности Завета Божьего. Что сеют люди, то и пожинают. Неужели для нас это только бесплодные уроки, из которых нечему научиться? Пророки раскрывают причину неудачного опыта народов. Мудрость, сила, богатство и слава в условиях, где господствует греховный эгоизм и гордыня, приводят к насилию человека над человеком, и, в конечном счете, в силу действия незыблемого нравственного закона, общество приходит к противоположным результатам: к заблуждению, разорению и бесчестию.

8. Бог не по изволению сердца Своего огорчает людей, когда сокрушает их губительных идолов. И делает это не для того, чтобы показать Свою власть над человеком. Но когда люди мучат своими грехами друг друга. Он обнажает грех, чтобы все увидели истинную причину страданий. Обнажается глубинный корень всех бедствий — эгоизм, развившийся в человеке в результате разрыва с источником всеобъемлющей любви Божьей

9. Наука спасения и подлинного счастья изложена в вестях пророков. Из них мы узнаем о том, как воплотившийся Мессия станет светом для многих людей всех языческих народов. В них с победоносным торжеством и силой воспето грядущее Царство Божие.

10. В пророческой Книге Нового Завета — Откровении ап. Иоанна- Вавилон и Египет употребляются как символы для обозначения тех сил в истории, которые противодействуют Богу перед Вторым пришествием Христа069

058 Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. ML, Мысль, 1971. с. 13.

059 См. Тураев В. Л. История Древнего Востока. Л., 1936. т. 2, с. 194

060 См. Всемирная история. М.. ГосПолитиздат, 1956, т. I, с. 551

061 В. А. Тураев. История Древнего Востока. Л.. ОГИЗ. 1936. т. 2, с. 50 и 71

062 В. А. Тураев. История Древнем Востока. Л., ОГИЗ, 1936. т. 2. с. 105.

063 См. Лопухин Л. П. Толковая Библия. СПБ.. 1903-1913, переизд., Стокгольм, 1987, т. VI.

064 В. А. Тураев. История Древнего Востока. Л., ОГИЗ, 1936, т. II, с. 87; то же см. ANET, 1974. р. 308.

065 В. А. Белявский. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., Мысль, 1971.

066 Всемирная история. М., Госполитиздат, 1956, т. I, с. 563.

067 Кареев Н. И. Общий ход всемирной истории. СПБ, 1903, с. 33.

068 См. Павлов О. И., Амон Фиванский. Ранняя история культа. М., Мысль, 1984, с. 3.

069 См. Дюкан Ж. Стенание земли. Заокский, Источник жизни, 1993, с. 245-248.