Современный Израиль: загадка истории

Два месяца прожил я летом 1994 года в современном Иерусалиме. Это, конечно, совсем крошечный отрезок времени, не позволяющий вникнуть в жизнь города настолько, чтобы затем написать что-то серьезное о еврейском государстве и его народе. С другой стороны, новизна и яркость впечатлений пробуждают желание поделиться с читателями заметками, сделанными во время путешествия по жемчужине Ближнего Востока, попытаться ответить на некоторые вопросы…

Самолет быстро приближается к восточному побережью Средиземного моря. Над нами — беспредельная голубизна неба, внизу — столь же безбрежная бирюза моря. Кажется, что весь мир соткан из светлой лазури, и от этого на сердце становится светло и радостно, — наверное, так будет и Там после Второго пришествия. В такие мгновения начинаешь лучше понимать слова Священного Писания: «Где был ты, когда Я полагал основания? Скажи, если знаешь… При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божий восклицали от радости?» (Иов. 38; 4, 7),

Чудны дела Твои, Господи!

Но преимущество взирать с ангельской высоты на наш мир очень кратковременно, ибо наш дом — земля, и вот самолет уже выруливает на бетонку аэропорта Бен-Гуриоп в Тель-Авиве. Еще через час такси мчит нас по горным перевалам к Иерусалиму. Все необычно, интересно: и природа, и дома, и люди. Впервые попавшему сюда даже не верится, что это та земля, о которой столько написано в Библии. Какая она сегодня, земля обетованная? Вот горы: они невысоки, но каменисты — это выжженные солнцем древние глыбы. Через них человек просек автомагистраль. Множество горных склонов обработано, и на них посажены оливковые деревья. Сделать это было, видимо, нелегко, но каждый квадратный метр красновато-бурой почвы очищен от бесконечных камней.

Природа величественна, сказочно красива! Здесь есть все: пальмовые рощи, плантации цитрусовых, виноградники. А буквально через километр можно увидеть совсем пустынные участки, поражающие человеческое сознание невообразимым буйством природы. Божьей волей сочетавшей причудливые деревья с камнями-исполинами. Человек и техника бессильны навести тут порядок, да и стоит ли это делать?

Подъезжаем к Иерусалиму. Особенность Израиля в том, что каждый его уголок индивидуален, так же ни с чем не сравнимы и застройки Вечного города. Старый и Новый Иерусалим, еврейские, арабские, христианские кварталы, другие районы — все это очень древний и молодой, многоликий и многоголосый город. И каждый уголок, каждая улица его по-своему вещают о быте, культуре и истории народа.

Наше внимание, конечно же, в первую очередь обращено к Старому городу. Ведь это тот самый исторический Иерусалим, в котором некогда на возвышении находился храм Бога Живого. Что от него осталось? Что здесь сегодня? Несколько дней мы осматривали храмовую площадь. Она находится в восточной части Старого города, на возвышении, именуемом в Библии Мориа. Площадь эта большая, здесь некогда располагался комплекс зданий, террас и аллей, воздвигнутых Соломоном, а потом, в эпоху Ездры, начал строиться и был закончен при Ироде Великом Второй храм. Храмовая гора обнесена стеной, ставшей настоящей крепостью. Старый город можно обойти кругом вдоль храмовой стены. Правда, в верхней своей части она надстроена позже. На востоке храмовая площадь окаймлена «золотыми воротами».

У подножия восточного склона горы протекает поток Кедрон. Теперь он закован в бетонную трубу, а в древности бурно мчал вниз по камням. Христос со Своими учениками часто переходил через этот поток, чтобы подняться на противоположную Елеонскую гору.

Итак, прежде чем попасть на площадь храма, нам приходится пройти по узким улочкам арабской части Старого города к Дамасским воротам. Пройдя через них, попадаем в «совсем старый» город. Эта часть сохраняет средневековую планировку улиц. Кажется, что мы попали в туннель, вокруг которого — мозаика домов, бесконечная вереница магазинчиков. Торгуют здесь всем, начиная от икон и крестиков и кончая старинными монетами, арабскими украшениями, японскими часами, обувью и тысячами мелочей, которые осуетили жизнь современного человека настолько, что он забывает о Боге.

Наконец экзотические преграды позади, и мы приближаемся к северной стороне храмовой горы. Бдительная храмовая полиция пропускает сквозь ворота, наблюдая не за тем, чтобы вы не пронесли в сумке, скажем, бомбу, а за одеждой и внешним видом. Вы должны быть благочестивым человеком, и потому никто не порывается войти на святую площадь в шортах или пляжном костюме. Бесполезно. Дочери Израиля у святой стены должны выглядеть так, как заповедано в Законе. Это же правило распространяется и на досужих туристов обоего пола, независимо от племени и языка. Что ж, старые добрые традиции могут вызвать только симпатии.

Мы на храмовой площади. Здесь за порядком наблюдают арабы, делая это не менее бдительно, чем еврейские солдаты снаружи стен. Почему арабы? Потому что на храмовой площади в седьмом веке были построены арабские мечети, главная из них — мечеть Омара, увенчанная огромным позолоченным куполом. Внутри этой мечети есть скала — это то место, где когда-то праотец Авраам возложил на жертвенник Исаака. Здесь, на самой вершине горы Мориа, по преданию, стоял жертвенник всесожжения, на котором приносились утренние и вечерние жертвы.

Благоговейная тишина, так отличная от возбужденных улиц, заставляет забыть о земном. Три мировые религии обращают сюда свои взоры — иудейская, магометанская и христианская. Скала ограждена, и мы. не ступая па святое место, можем лишь мысленно перенестись в далекие века, представить себе поднимающийся к небу дымок от жертвенного огня…

Северная часть храмовой площади пуста. Вероятно, здесь и стоял сам храм, где были Святое и Святое святых.

Непередаваемые чувства испытываешь и при виде горы Елеонской. У подножия ее находится Гефсиманский сад. Перейдя Кедроп, поднимаемся к заветному месту. Здесь много цветов, зелени. А вот и старинные, бережно хранимые оливковые деревья. Некоторые из них, возможно, были свидетелями гефсиманских страданий нашего Господа. Стволы оливковых деревьев живут очень долго, а ветви, старея, отваливаются, на их месте растут новые. Рядом с садом выстроен современный храм, внутри него находится, как предполагают, камень, возле которого молился накануне казни Христос.

Несколько слов о Голгофской горе. Есть два предполагаемых места ее нахождения. Одно там, где в IV веке был воздвигнут храм Гроба Господня. Но в XIX веке генерал Гордон, обозревая окрестности Иерусалима, пришел к выводу, что Голгофа располагалась в другом месте. И место это, действительно, очень схоже с библейским описанием. Находится оно на северной стороне, за стеной Старого города — это скалистый холм, похожий на большой череп. Внизу есть сад, а в нем — могила в пещере. Многие верят, что именно об этом месте пишут евангелисты.

Думаю, никто точно не знает, какое из двух мест и есть истинная Голгофа. Но все равно: по этим местам ходил Иисус, учил людей истине, лечил от болезней. Именно здесь совершались величайшие события Божественного плана спасения.

Как читатель помнит, Иисус плакал о земном Иерусалиме. «Город мира» не выполнил своего предназначения. Многократно на протяжении двух тысячелетий Иерусалим переходил из рук в руки: римляне, византийцы, персы, арабы-мусульмане, крестоносцы, турки-мамлюки, турки-османы, англичане захватывали его. Город десятки раз горел, по каменистым плитам его улиц проходили армии различных народов, исполняя пророчество: «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников». Что можно добавить к этим историческим фактам? Сегодня над Иерусалимской цитаделью развеваются белые знамена с голубыми шестиконечными звездами. Минуло девятнадцать столетий — и вновь существует еврейское государство. Может, это и есть исполнение пророчества о собирании Израиля в конце времени в землю обетованную? Не думаю, что можно легко ответить на этот вопрос. Слишком поспешны с выводами те, кто так утверждает. Но с другой стороны, если это не исполнение пророчества, то почему Господь допустил такое уникальное явление? И если вновь возникло государство, то что Он хочет этим сказать евреям и всем тем, кто знаком с Библией? Согласно Священному Писанию, собирание евреев, о котором говорит пророчество, будет обусловлено глубоким раскаянием парода во грехах (см. Втор. 4:29-31; 2 Пар. 6:24, 25) и обретением новых сердец, новых жизненных принципов.

Но миллионы людей едут в Израиль, побуждаемые совсем иными, утилитарными, земными мотивами; среди них немало неверующих, даже не слышавших о пророчестве, и променявших Бога на маммону. Чаще всего причиной миграции в Израиль являются национальные чувства. Национальное же и культурное возрождение и становление государства — это еще не исполнение пророчества, а, на мой взгляд, подготовительные процессы к этому великому шагу. Библейские пророки, по Божьему откровению, всегда ставили перед Израилем более высокие цели, нежели достижение политической независимости и экономическое процветание. В эпоху царя Озии, когда Израиль достиг значительного политического могущества. Господь провозгласил: «Хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится (спасется)» (Ис. 10:22).

Мне мыслится, что в современном Израиле происходит многоплановый процесс, в котором Бог желает преподнести еще один, может быть, самый значительный урок за всю многовековую историю евреев. Подобно тому, как исламский фундаментализм теряет свою притягательную силу именно в тех странах, где он так решительно проявил себя, подобно тому, как коммунистические идеи получили свою истинную оценку только после семидесятилетнего культивирования их в жизнь ряда народов Европы и Азии, точно так же политический сионизм не достигает своих высоких целей именно в современном Израиле, и это становится особенно очевидным после осуществления долгожданной мечты о восстановлении собственной государственности.

Наш XX век богат созреванием великих идей, которые пленяли умы людей на протяжение ряда столетий. Приближается окончательная «жатва» всемирной истории, о которой говорит Библия. А во время жатвы все растения принесут плоды «по роду своему». Духовные и экономические ценности современной цивилизации стремительно проходят экзамен на жизнеспособность. Демократические институты, свобода личности, экономическое процветание — все, о чем так долго мечтали гуманисты, философы и мыслители многих поколений, сегодня раскрывают свою краткодневность и немощность в свете библейского откровения. Грех является той реальностью, которая медленно, но неотступно разъедает даже самые благоустроенные государства. Грех приводит к противоположности самые благие начинания, люди увлечены собой, своим энтузиазмом, забывают об Источнике истинного успеха.

И все же есть нечто весьма отрадное в том, что рушатся наши излюбленные идолы. Крушение освобождает паше сознание от заблуждений, помогает возвратиться к Источнику. В этом величайшее преимущество нашего времени. Мы можем воочию увидеть пророчества и осознать, как бессилен человек на Земле без Бога. Сегодня Спаситель

даст нам последние уроки, напоминает сказанное: «Приидите ко Мне, вес труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

Историю современного Израиля можно понять только в контексте всемирной истории, предсказанной пророками Библии. Поэтому нынешние быстротекущие политические, экономические, социальные и культурные процессы молодого государства, носящего древнее имя «Израиль», приближают развязку. Какой она будет — трудно представить. Но финал обязательно будет, ибо сказал пророк Захария: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:10).

Итак, экзотика и красоты Израиля не есть то главное, что видит приезжий в этом новом государстве. У нового — древние корпи. И не будет истинного мира в Иерусалиме до тех пор, пока души жителей его не придут в единение с «Князем мира» (см. Ис.9:6).

«Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Ис, 65:17).