Приложения

Соподчиненность и дальнейшее развитие библейских пророчеств

Пророчество, данное Адаму и Еве (Быт. 3:15).

Включает последующие пророчества:

О Первом и Втором пришествии Иисуса Христа.

О борьбе Церкви Божьей во все века.

Об окончательной победе Царствия Божьего.

Великое пророчество, данное праотцу Ною (Быт. 9:24-27).

Включает последующие пророчества:

О народах многих.

Пророчества Исаии, Иеремии, Иезекииля о Египте и Ассирии.

Пророчества Даниила о Вавилоне, Мидо-Персии, Греции, Риме и европейских народах.

В Библии существует определенная закономерность: ранее высказанное пророчество вмещает в себе последующие пророчества. Последующие пророчества расширяют и конкретизируют предыдущие. При этом следует помнить следующий принцип: безусловные пророчества остаются без изменения, в условных пророчествах сохраняется принцип условности, который вносит определенные изменения или уточнения.

Вести к другим народам Востока

Пророчество о Египте

26 веков Египет под властью разных народов

Пророчество об Ассирии

26 веков непрерывного запустения Ассирии

Пророчество о Вавилоне

15 веков частичного ослабления и полного запустения Вавилона

Пророчество о Тире

26 веков полного запустения континентального Тира

Пророчество об Аммоне, Моаве, Едоме (Иордания)

14 веков под властью арабов

Пророчество об арабских народах

36 веков жизнедеятельности арабских народов

За 400 лет до нашей яры закончилась эпоха написания ветхозаветних пророчеств. И к этому времени все здесь указанные пророчества уже были в полном объеме в Библии.

Исполнение многих библейских пророчеств осуществляется в ряде длительных исторических процессов.

Первое из «семи чудес света»- древнеегипетские пирамиды

Маяк в Алекссандрии египетской. III в. до Р. X.

Висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII в. до Р. X.

Храм Артемиды в Ефссс, VI в. до Р. X.

Народы Древнего Востока создали богатую цивилизацию, но не обрели ни счастья, ни покоя. Духовный кризис Древнего мира проходил на фоне его величайших культурных достижений.

Египетские девушки под инжировым деревом

Древнегреческая ваза

Изображение греческой женщины

Город Иерусалим был в центре внимания пророков Божьих. Более всего их беспокоила судьба святого города, в котором совершалось духовное падение. Это неминуемо приближало суды Божьи.

Предупреждения, данные древнему Израилю и Иерусалиму, относятся и к современному миру, и, в особенности, к христианам: «…это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1 Кор. 10:6).

Сердцем Иерусалима был храм Иеговы. Иудеи чрезвычайно гордились своей национальной святыней. Божественный же голос возвещал: «…небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? …А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и па трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:1,2)

Четыре могущественных империи Египет, Ассирия, Вавилон, Мидо-Персия, сменяя друг друга, боролись за господство в Древнем мире в эпоху пророков.

Тиглатпаласар III, царь ассиирийский, 744-727 до Р. X.

Меродах-Валадан II, царь вавилонский, 722-710,703 гг. до Р. X.

Тахарка, фараон египетский, 690-664 гг. до Р. X.

Кир Великий, царь Персии, 559-529 до Р. X.

Навуходоносор II, царь вавилонский, 604-562 до Р. X.

Саргон II, царь ассирийский, 722-705 до Р. X.

ЦАРИ ЭПОХИ ПРОРОКОВ

В мире, где господствовали деспотическая власть царей и религиозный догматизм, человеческая личность была связана узами религиозно-государственного союза.

Дарий I, царь Персии, 552-486 до Р. X.

Язычество было массовой формой религиозного сознания всех народов эпохи пророков. Одновременно это являлось нарушением первой и второй заповеди десятисловного Закона Божьего. В то время, когда язычество в Египте, Ассирии, Вавилоне, Греции, Риме процветало, пророки Божьи предвозвестили падение всех его «досточтимых богов». «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и, из-под небес» (Иер. 10:11)

Исида, египетская богиня

Зевс, главный бог греческого пантеона

Тот, божество мудрости в Египте

Мардук, главный бог Вавилона

Богиня Афина

Процессия семи вавилонских богов

Народы, участники великой драмы, которая развернулась в эпоху пророков.

Что общего может быть между нами и этими древними народами? Опасности, межнациональные войны, болезни и надежда на спасение, которую издревле даруют нам пророчества о Спасителе Иисусе Христе. Мы, живущие «у пределов Севера», — живые свидетели того, что вера Христова но слову пророков достигла и наших поколений.

Таким образом ассирийцы и вавилоняне гнали в плен евреев, сирийцев, египтян

На таких кораблях финикийцы пересекали воды морей

Легкое греческое судно готовится к бою

Иудей, умоляющий о пощаде

Армянин, приносящий дань персидскому царю

В степях Причерноморья кочевали скифы, сарматы, а впоследствии — южные славяне

Семь веков длилась бесплодная борьба между Египтом и Ассирией за обладание Палестиной и Сирией

Ассирийская боевая колесница

Египетская боевая колесница

Персидская боевая колесница

Атака вавилонских боевых колесниц

Греческая боевая колесница

Культ силы, культ героев был общепризнан среди пародов Древнего мира. В то время, когда все «культурные» и варварские народы старались утвердить себя посредством военной силы, Господь провозгласил через пророков торжество духовного начала над насилием. Правда на Земле будет восстановлена «не воинством, не силою, но Духом Моим», говорит Господь (Зах. 4:7).

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ ЭПОХИ ПРОРОКОВ

В то время, когда цари, утверждая свою волю, высекали повеления на каменных плитах, пророки Божьи записали волю Его на свитках из овечьей кожи, и история привела приговор Всевышнего в исполнение. «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен, то что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис. 46:10).

Ассирийский текст Синаххерима, сообщающего о своих успешных завоеваниях в эпоху паря Езскии. VII в. до Р. X.

Вавилонский текст, сообщающий о победе Навуходоносора и пле нении иудейского царя Иехопии в 597 г. до Р. X.

Декрет Кира, предоставляющий свободу народам, порабощенным Ва-вилопом 538 г. до Р. X.

Фрагмент свитка Книги пророка Исаии, найденный в Кумранских пещерах. 1Q Is

Декрет Артаксеркса I, изданный в эпоху Ездры, подтверждающий право переселенцев из Вавилона па восстановление юридического статуса Иудеи

МЫСЛИТЕЛИ-СОВРЕМЕННИКИ БИБЛЕЙСКИХ ПРОРОКОВ.

Несомненной заслугой этих мудрых людей было признание ограниченности человеческого разума Библейские пророки также осознавали естественные ограничения человеческой природы, по. подобно пророку Даниилу, они провозглашали: «Есть на небесах Бог, открывающий тайны» (Дан. 2:28).

Будда, 556-476 гг. до Р. X. «Предайте смерти анализирующий интеллект, пронзите его одним ударом и выбросьте голодным псам»

Конфуций, 551-479 гг. до Р. X. «Мы не знаем, что такое жизнь; можем ли мы знать, что такое смерть»

Сократ, 469-399 гг. до Р. X. «Я знаю, что ничего не знаю»

Лао-Цзы, 579-499 гг. до Р. X. «Кто говорит — ничего не знает; знающий молчит»

Платон, 428-347 гг. до Р. X. «Мы в действительности ничего не знаем»

Эпименид, VI в. до Р. X. «Прорицателям известно только уже совершившееся»

Прошло 25 веков со времени эпохи великих мудрецов древности. Насколько человечество преуспело в своих поисках?
Н. И. Бердяев (1874-1948), русский религиозный философ: «У Платона и Аристотеля нет философии истории. Философия истории зачинается в древнем Израиле, в откровении Бога, в истории, в сознании пророков».
В. В. Розанов (1856-1919), русский философ: «Человек не делает историю, он живет в ней, блуждает без всякого ведения для чего и к чему».
Ортега-И-Гассет Хозе (1883-1955), испанский философ истории: «Неизвестно, что же есть сама история.»
Ницше Фридрих Вильшелъм (1844-1900), немецкий философ: «В нашей позиции относительно философии новым является то, что мы не обладаем истиной».
Карл Ясперс (1883-1969), немецкий философ: «Никто не может знать, что же действительно старое и что, собственно говоря, будущее. Эпоха не ясна в своей сущности, поэтому, не понимая ни себя, ни ситуацию, люди борются, быть может, против подлинного смысла».
Иоганн В. Гете (1749-1832), немецкий писатель и мыслитель: «Библия — это книга народов, ибо она судьбу одного народа делает символом всех остальных».
С. Аверинцев современный литературовед: «В Библии господствует длящийся ритм исторического движения, который не может замкнуться, и каждый отдельный отрывок которого имеет свой полный и окончательный смысл лишь по связи со всеми остальными».

Пророчества о первом и втором Пришествии Иисуса Христа

Содержание пророчества

Где записано а Ветхом Завете

Подтверждение в Новом Завете

Весть о рождении Иисуса Христа

Ис. 7:14; 9:1-6

Мф. 1;23; Лк. 2:11

Место рождения (г. Вифлеем)

Мих. 5:2

Мф, 2:5, 6

Время деятельности 26-31 г. по Р. X.

Дан. 9:25

Мк. 1:15; Мф. 3:13

Территория Его особо активной деятельности (Галилея)

Ис. 9:1, 2

Мф. 4:16

Его представление пароду Иоанном Крестителем

Ис. 40:3

Мф.З:3;Мк. 1:3

Его помазание Духом Святым

Ис. 11:1,2

Мф. 3:16 Ин. 1:32

Его проповедническая деятельность и исцеления

Ис. 61:1-3

Лк. 4:16-19 Мф. 4:23-25

Ею пастырское попечение о людях

Иер. 23:5 Иез. 34:23, 24 Ис. 40:11

Ин, 10:11

Его противостояние человеческим преданиям, противоречащим Закону Божьему

Ис. 29:13

Мк. 7:6, 7

Его торжественный въезд в Иерусалим

Зах. 9:9

Мф. 21:5

Очищение храма от торговцев. Проповедь па Елеонской горе и предсказания о разрушении Иерусалима и храма

Пс. 68:10 Дан. 9:26

Ин. 2:14-18 Мф. 24:15

Предательство Иисуса Иудой за 30 серебренников

Зах. 11:12, 13

Мф. 26:15 Мф. 27:5-9, 10

Заключение Нового Заве га

Иер. 31:31

1 Кор 11:24-28

Отвержение Мессии Своим народом

Ис. 53:3

Ин. 1:11

Истязание Иисуса и Его добровольная жертва за грехи людей

Ис. 52:14 Ис. 53:5, 7

Мф. 26:67, 68 1 Петр, 2:24

Распятие Иисуса

Зах. 12:10

Ин, 19:37

Его погребение в фобе богатого человека

Ис. 53:9

Мф. 27:57-60

Его пребывание во гробе и воскресение (прообраз в Кн. Ионы)

Иона 2:1 Пс. 15:10

Мф. 12:40 Деян. 13:35-37

Первосвященническое ходатайство за преступников

Ис. 53:11, 12

Евр. 7:24, 25

Второе пришествие во славе

Ис. 24:19-21 Ис. 66:15, 16

Мф. 24:30 Откр. 1:7

Воскресение праведных

Ис. 26:19

1 Фес. 4:16

Длительное опустошение Земли и наказание нечестивых

Ис. 24:19-22

Откр. 20:1-3

Сотворение Нового неба и Новой земли

Ис. 65:17; 66:22

Откр. 21:1

Вечное Царство Христа

Ис, 60:19 — 21 Ис. 9:7

Откр. 22:5 Лк. 1:32, 33

По существующим оценкам в Книгах пророков содержится 243 пророчества о Христе. В одной только Книге пророка Исаии — 62 мессианских фрагмента073 В данной таблице приведены не все пророчества Ветхого Завета, а только те, которые относятся к эпохе пророков.

Изумительноые свидетельства о Христе. Имена и духовные свойства Мессии

«Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и назовут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий. Отец вечности, Князь мира». Ис. 9:6.

Семя
 

Камень
 

Святое Семя

Ис. 6:13

Камень

Дан. 2:34

Корень

Ис. 6:13

Камень испытанный,

 

Росток

Ис. 53:2

краеугольный, драгоценный.

 

Ветвь

Ис. 11:1

крепко утвержденный

Ис. 28:16

Отрасль

Зах. 3:8

Камень преткновения

Ис. 8:14

Отрасль Господа и плод земли

Ис. 4:2

Камень с семью очами

Зах. 3:9

Давид
 

Свет
 

Пастырь Давид

Исз. 34:23

Свет для язычников

Ис. 42:6

Царь Давид

Иср. 30:9; Ос. 3:5

Свет для пародов

Ис. 49:6

Раб Мой Давид

Исз. 37:25

Свет Иерусалима

Ис. 60:1

Его человеческая природа
 

Его Божественная природа
 

Младенец

Ис. 7:14; Ис. 9:6

Происхождение от дней вечных

Мих. 5:2

Отрок

Ис. 42:1-3

Отец вечности

Ис. 9:6

Страдающий раб

Ис, 52:13-15

Князь мира

Ис. 9:6

Муж скорбей

Ис. 53:3

Бог крепкий

Ис. 9:6

Как бы Сын

Дан. 7:13

Сын Божий

Дан. 3:25

человеческий

 

 

 

Жертва за грех:

Взял на Себя наши немощи ……………………………………………… Ис. 53:4

Изъязвлен был за грехи наши ………………………………………….. Ис. 53:5

Наказание мира нашего было на Нем………………………………. Ис. 53:5

Господь возложил на Него грехи всех нас………………………… Ис. 53:6

За преступления народа Моего претерпел казнь……………….. Ис. 53:8

Как овца, веден был Он на заклание ………………………………… Ис. 53:7

Понесет грехи многих на Себе…………………………………………. Ис. 53:11

Его душа принесет жертву……………………………………………….. Ис. 53:10

Отдал душу Свою на смерть …………………………………………… Ис. 53:12

Будет пронзен…………………………………………………………………. Зах. 12:10

По истечении 62 седмин предан будет смерти …………………. Дан. 9:26

Меч поразит Пастыря ……………………………………………………… Зах. 13:7

Его первосвященническое служение:

Ходатай за преступников………………………………………………….. Ис. 53:12

Оправдает многих……………………………………………………………. Ис. 53:11

Завет для народа …………………………………………………………….. Ис. 42:6

Ангел завета……………………………………………………………………. Мал. 3:1

Вождь завета ………………………………………………………………….. Дан. 11:22

Ангел лица Его………………………………………………………………… Ис. 63:9

Господь оправдание наше ………………………………………………… Иер. 23:6

Божественные и личностные свойства Духа Святого в пророчествах:

И почиет на Нем Дух Господень ……………………………………… Ис. 11:2

Дух премудрости и разума

Дух совета и крепости

Дух ведения и благочестия Дух Господень вел их к покою… Ис. 63:14

Они возмутились и огорчили Святого Духа Его………………… Ис. 63:10

Изолью Дух Мой на дом Израиля…………………………………….. Иез. 39:29

Изолью Духа Моего на всякую плоть ………………………………. Иол. 2:28

Изолью Духа благодати…………………………………………………… Зах. 12:10

Судьбы народов востока в библейских пророчествах

Лее начал рыкать — кто не содрогнется
Господь Бог сказал — кто не будет пророчествовать.

Ам. 3:8

Содержание пророчеств

Текст в Библии

Когда дано пророчество

Исполнение пророчеств

ЕГИПЕТ Египет станет слабым, зависимым царством. Из Египта не будет больше правителей

Иез. 29: 14-15

587 г. до Р. X.

Египет потерял окончательно национальную независимость вскоре после 525 г. до Р. X., в период персидского владычества. Коренное население Египта -копты — уже не сумели добиться политической независимости (сегодня их ок. 2 млн чел.)

АССИРИЯ Государство и его столица навсегда исчезнут с лица земли

Наум.; Соф. 2, 13-15

ок. 630г. до Р. X.

Ассирийская держава рухнула около 612 г. до Р Х, с тех пор никогда не была восстановлена (корен ное население — ассирийцы, сегодня их ок. 1 млн чел)

ВАВИЛОНИЯ Государство, его столица и народ исчезнут с лица земли, страна превратится в пустыню

Иер. 51; 50:41-46

594г. до Р. X.

Вавилония была завоевана персами и 538 г. до Р. X., постепенно пришла к полному запустению; народ исчез со страниц истории; город Вавилон погребен под песками (раскопки начаты и конце XX в )

АММОНИТЯНЕ, МОАВИТЯНЕ, ЕДОМЛЯНЕ Перестанут именоваться среди народов, их земли будут подчинены сынам Востока (арабами)

Исз. 25: 4-5,7,10; Иср. 48, 49

ок. 588 г. до и. э. 605-594 гг. до Р. X.

Во II веке до Р X. подверглись арабским нашествиям; окончательно завоеванны арабами в 639 г. по Р X, с тех пор и до наших дней страна принадлежит арабам — «сынам Востока», как их называет Библия (сегодня это Иордания).

ФИЛИСТИМЛЯНЕ Совершенно исчезнут с лица земли

Иер. 47:4

между 605-594 г. до Р. X.

Филистимляне — воинственный народ, к началу нашей эры совершенно исчезли со страниц истории

ЕФИОПЛЯНЕ, ПЕРСЫ Будут принимать участие в политической жизни в конце истории Земли

Иез, 38:5

585г. до Р. X.

Ефиопляне — древний народ; сохранили свою государственность и культуру до наших дней; принимают участие в современной истории

АРАБЫ Будут жить на своей земле; завладеют землями Моава, Аммона и Едома; будут весьма многочисленны

Иез. 25: 4, 5, 7 Быт, 16:10, 11 Быт. 17:20

58$ г. до Р. X. за 15 веков до Р. X,

Арабы (измаильтяне в Библии) живут доныне па своей исконной территории; в VII в. по Р. X. завладели землями многих народов [ в т. ч Моава и Аммона (Иордания)]; до наших дней весьма многочисленны (св. 180 млн. чел.)

ЕВРЕИ Будут рассеяны среди всех народов земли, но не исчезнут

Втор. 28:64 Иер. 15:4, 7.

за 15 веков до Р.Х.; 627 г. до Р, X.

После завоевания Иерусалима римлянами в 70 г но Р. X. евреи рассеяны среди всех народов; несмотря НА Преследования, не исчезли (сегодня их свыше 15 млн. чел; в Израиле — 3,6 млн. чел.)

Примечание: Далее мы прилагаем таблицы пророчеств о крушении языческих религий, о распространении проповеди Евангелия среди различных народов мира. Хронологические таблицы Израильских и Иудейских царей и пророков приведены в соответствии с последними исследованиями истории Израиля, Ассирии, Египта и Вавилона. Исполнение пророчеств подтверждается историческими источниками и материалами археологических раскопок в районе Ближнего Востока.

Пророчество об исчезновении языческих религий народов Передней Азии

«…боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из под небес» (Иер. 10:11}

Краткое содержание пророчества

Где записано и когда

Когда и как исполнилось

ПРОРОЧЕСТВО О ПАДЕНИИ ИДОЛОВ ЕГИПЕТСКИХ
«И потрясутся от лица его идолы Египетские »

Ис. 19:1 ок. 700 г. до Р. X.

Эти пророчества прозвучали в то время, когда египетские идолы были весьма почитаемы среди пародов Персидские, греческие, римские завоевали чтили египетских богов, но пророчество предсказало их гибель. Египетские культы в Риме отравлялись еще и IV в. но Р. X , но уже к концу IV в древнеегипетская религия была полностью упразднена.

«Я посещу Амона, который в Но» (г. Но-Амон, или г. Фивы)

Иер. 46:25 605-594 гг. до Р. X.

Остатки храма Амона (главного бога Египта) находятся в Луксоре и представляют собой грандиозные развалины К оракулу Амона в Ливии обращались цари разных народов Александр Македонский, Ганнибал, Крез, Персей. Культ Амона проник в Грецию и Рим. Был окончательно упразднен в IV в по Р Х Сильнейшее землетрясение в правление Августа в 11 г до Р X способствовало окончательному yпадку Фив (см. прим. 1 )

«Так говорит Господь Бог истреблю идолов и уничтожу лжебогов в Мемфисе» (г. Ноф)

Иез. 30:13 ок. 587 г. до Р. X.

Пески засыпали святилище бога Птаха и храм быка Аниса. Развалины этих храмов обнаружены, и здесь проводятся раскопки (см прим 2)

ПРОРОЧЕСТВО ОБ ИСТРЕБЛЕНИИ ИСТУКАНОВ АССИРИИ «Из дома бога твоего истреблю истуканов и кумиров, приготовлю тебе в нем могилу»

Наум. 1:14 ок. 640 г, до Р. X.

Столица Ассирии, Ниневия, и все ее идолы погибли в 612 г до Р X Последний царь Ассура собрал свои сокровища во дворе храма, под жег их и бросился в пылающий костер (см прим 3)

ПРОРОЧЕСТВО О ПАДЕНИИ ИДОЛОВ ВАВИЛОНА «Пал Вил (Бел), низвергся Нево (Набу), низверглись, пали вместе, не могли защитить носивших, и сами пошли в плен»

Ис. 46:1, 2 VII в. до Р. X.

Храм Бела-Мардука в Вавилоне представлял собой четырехугольную пирамиду с семью террасами, размером в основании — 91,5x91x5 м Каждая терраса посвящалась одному из семи верховных богов Вавилона. Золотой идол Бела имел высоту 6м. Навуходоносор — великий царь халдеев — обращался к нему как ко «всемогущему владыке». Персы, завоевавшие город, вна-чале чтили вавилонских богов, но впоследствии царь Ксеркс велел снять золотого идола и увез его. Так «по шел в плен» «всемогущий Бел» (См прим 4)

ПРОРОЧЕСТВО ОБ ИСТРЕБЛЕНИИ ВААЛОВ «Истреблю остатки Ваала…»

Соф, 1:4 ок. 630 г, до Р, X.

Особенно распространенный культ в Передней Азии. Поклонение этому идолу сопровождалось оргиями и человеческими жертвоприношениями С крушением язычества исчезли и эти идолы (см прим 5)

Примечание

I См Павлова О И Амон Фиванский Ранняя история культа М , Наука, 1984, с 4, 5 (Фивы — древнее название города Луксора, в Египте)

2 См. Нюстрем Э Библейский словарь Торонто Мировая христианская миссия 1989, с 281 (Город Ноф — библейское название города Мемфиса, в Египте)

3 См Белявский В А Вавилон легендарный и Вавилон исторический М , Наука, 1971

4 Там же, с 298

5 См Тураев Б А История Древнего Востока Л , ОГИЗ 1936, с 239

Пророчество о спасение всех народов, принявших Евангелие и уверовавших в Бога Живого

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14)

Краткое содержание пророчества

Где записано и когда

Когда и как исполнилось

АВРААМУ «Я благословлю тебя, и возвеличу имя твое и будешь ты в благословение… и благословятся в тебе все племена земные»

Быт. 12:2, 3

За 18 веков до Р X , когда мир был погружен в грубое идолопоклонство и междоусобные войны, Господь предвозвестил Аврааму, что вера в Живого Бога распространится по всему миру. Все племена земные через эту веру получат доступ к вечным благословениям

ИСААКУ «И благословятся в семени твоем все пароды земные»

Быт. 26:4

Через потомков Авраама, через его семя cмогут получить благословения все народы земли, т.к. Христос будет одним из его потомков (Гал 38)

Через Давида О МЕССИИ СКАЗАНО «Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников» Через пророка Исаию О МЕССИИ СКАЗАНО «Поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников»

Пс. 21:28 За 1000 лет до Р. X. Ис. 42:6 за 700 лет до Р. X.

Спустя ряд веков после этих пророчеств Христос провозгласил «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа» (Мф 28 19) После воплощения Христа Его учение распространилось по всему миру. Буквально в каждом народе появились Его последователи. Египет и Эфиопия стали видными цент рами раннего христианства. Христианство проникло в Грузию в IV в , в Армению — в III в., в Абиссинию — в 327 г. , к готам — в 360 г., в Галлию — в V в, в Ирландию — в 432 г., в Ирландию — в 565 г., в Германию — 722 г., в Польшу — в 966 г, па Русь — в 988 г. (не полный перечень)

Через пророка Исаию О МЕССИИ СКАЗАНО «Все концы земли увидят спасение Бога нашего» » Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли»

Ис 52:10 49:6

Весть спасения содержащаяся в Евангелии распространилась в XIX и XX столетиях по всему миру. К концу прошлою века Библия переведена различными библейскими обществами на 300 языков к середине XX в — более чем на 1500 языков. Согласно данным ООН за 1978 г. «Библия самая распространенная Книга на земле». Евангелие проповедуется «всякому племени, народу и языку»

Примечание Обратите внимание на особо оговоренные в пророчествах признаки

1 Проповедь Евангелия произойдет благодаря Первому пришествию Христа

2 Слово Господне вышло из Иерусалима (Ис 2:1-3)

3 Весть распространится среди всех народов земли

4 Время действия ее продлится до конца истории мира

5 Противодействие проповеди Евангелия будет оказано на всех этапах истории (Дан 7 8, 9: 11, 12 Мф 24 Мр 13 Лк 21)

Читай о распространении христианства Христианство Энциклопедический словарь

М Большая Российская Энциклопедия 1995, т.3. с. 416-458

Также см Поснов М. Э. История Христианской Церкви. Брюссель Жизнь с Богом

1964 1988 с 79 80

Е. Уайт Пророки и цари Гл. Надежда для язычников Заокскии Источник жизни 1993

с 29

Р Сантала Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писании СПб Библия для

всех 1995 с 156

Пророки и Цари с VIII ПО V вв. до Р.Х.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НАХОДКАХ В КУМРАНСКИХ ПЕЩЕРАХ БЛИЗ МЕРТВОГО МОРЯ

«Семь драгоценных свитков были найдены пастухом-бедуином в 1947 году. Бродя в поисках пропавшей козы возле Хирбет Кумран, что на берегу Мертвого моря, он увидел небольшую пещеру. Пастух бросил в пещеру камень и услышал звук удара о глиняный кувшин. Войдя в пещеру, он нашел там большие кувшины со свитками»074 . Ученые Еврейского университета после немалых поисков выкупили у арабов все свитки.

Затем были обнаружены и другие пещеры, в которых так же хранились остатки манускриптов. Так было обследовано около 40 пещер и найдено около 800 свитков. Над расшифровкой древних записей трудятся крупнейшие востоковеды мира. Работа над свитками и их публикации продолжается.

«Книга пророка Исаии — единственная Книга Библии, которая сохранилась целиком. Она написана на полосах пергамента, сшитых один с другим; их общая длина свыше 7 метров. Манускрипт был списан в 100 г. до Р. X. и является древнейшей из Книг Библии, которыми мы располагаем «.

«Более одной четверти всех кумранских рукописей приходится на библейские ветхозаветные Книги… Хотя и во фрагментарном виде, из пещер дошло до нас различное количество экземпляров ветхозаветных Книг:

Псалмов — 30, Второзакония — 25, Исаии — 19, Бытия — 15, Исхода — 15, Левит — 8, Малых (двенадцать) пророков — 8, Даниила — 8, Числа — 6, Иезекииля — 6. Иова — 5, Самуила — 4, Иеремии — 4, Руфи — 4, Песни песней — 4, Плач Иеремии — 4, Судей — 3, Царей — 3, Иисуса Навина — 2. Екклесиаста — 2, Притчи — 2. Ездры. Неемии — 1, Хроник — 1″.075

Приняты следующие обозначения найденных документов, например:

1 Q Isa. I Q Isb.

Первая цифра обозначает номер пещеры. Буква Q — Кумран.

1 s — сокр. обозначение Книги (Исаии), а — пространный, Ь — краткий свитки.

Книга Иезекииля: 11Q Ez.

Книга Иеремии: 4 Q Jer.

Книга Даниила: 4 О Dan. и т. д.

До находок древнейших библейских текстов в районе Кумрана библейские критики подвергали сомнению многие места в Библии, но трудились они напрасно. «Изучение уже опубликованных библейских текстов обнаружило примечательный факт: бесчисленные исправления библейского текста, предложенные научной библейской критикой за последние два столетия, как правило, не подтверждаются в настоящее время древнейшими библейскими рукописями из Кумрана. Это говорит о том, что дошедший до пас масаретский текст (textus receptus) основан на хорошей рукописной традиции»076 .

Сокращения-

ANET — The Ancient Near East in Pictures, Relating to the Testament By James B. Pntchard. Prmceton University Press, 1969

SDA BSSB — Seventh-day Advcntist. Bible Students Source Book. Review and Herald Publishing Association Washington, DC, v. 9

Примечание: Некоторые документы, косвенно касающиеся библейской истории можно найти в русском издании Хрестоматии по истории Древнего мира. В 3 томах. (Под. ред. Струве В. В.) М , Учпедгиз, 1950, переизд 1963, т. 1. так же см Хрестоматия по истории Древнего Востока, т. 1, 2. М., 1980

Большинство из приведенных здесь документов хранятся в Британском музее в отделе WA См. Т. С. Mitchcl, The Bible in British Museum, British Museum Press 1992

Хронологическая таблица пророчеств Иеремии

Главы

Даты

См. гл.

Главы

Даты

См. гл.

1

627

ш. 1:2

30

596

гл. 30:2

2-6

627/26-616

гл. 2:1

31

596

гл..31:1

 

 

ПЦ 409,410

32

588/87

гл. 32:1

7-11

609-605

гл. 7:1

33

587

гл. 33:1

12

600 (?)1

гл. 12:1

34

588/87

гл..34:l

13

597

гл. 13:1,18

35

605

гл. 35:1, 11

14

627/26-616

гп.2:1;14:1

36:14

605/04

гл. 36:1

15

627/26-616

гл. 2:1: 15:1

36:5-32

604

гл. 36:9

16

627/26-616

гл. 2: 1:16:2

37

587

гл. 37:4

17

609 (?)2

 

38

587/86

гл. 38:6

18

605/04(?)3

гл. 18:1

39

588-586

гл. 39: 1-2

19

605/04

гл. 19:1

40

586

гл. 40:1

20

605/04

гл. 20:1

 

 

(ср. гл. 39:2. 9)

21

588/87

гл. 21:1

41

586

гл. 41:1;

22:1-19

605/044

гл. 22:1, 10, 18

 

 

ПЦ 460

22:20-30

597

гл. 22:20-24

42

586

гл. 41:1

23

597 (?)5

гл. 23:1

43

586

гл.4!:1

24

597

гл. 24:1

44

586-576(?)6

гл. 44:1

25

605/04

гл. 25:1

45

604

гл. 45:1

26

609-605

гл. 26:1

46-51

(605/04-594/93)7

гл. 46:2; 47:1;

27

594/93

гл. 27:1

 

 

49:34; 5 1:59

 

 

(ср. гл. 28:1)

52

597-561

гл. 52:1, 31:

28

593

гл. 28:1

 

 

SDABC. т. III,

29

596

гл. 29:1

 

 

с. 92, 93

Расположение последующих глав Книги пророка Иеремии, основанное на предварительной хронологии, должно представляться следующим обратом:

Иосия (640-609): .-л. 1-6; 14-16.

Иоаким (609-598): гл 17, 7-11: 26: 35; 22.1-19: 25: IS-20; 36:1-4; 45: 36:5-32; 12

Испания (598-597): гл. 22:20-30; 13:23.

Седекия (597-586): гл. 24; 29-31: 46-51 (>), 27; 28; 21; 34; 32; 33; 37-39.

После падения Иерусалима в 586 л: гл. 4044; 52.

Выделенные даты представляют собой пересчет дат еврейского религиозного календаря на современное летоисчисление. Даты, сопровождаемые знаком [(?)] — только предположительные

1 Точная дата не установлена, но вписывается в хронологический период между гл. 11 и 13,

2 Точная дата не установлена, но по свидетельствам предшествует разрушению храма, описанному в главах 7-11. (см. ПЦ 4)1, 412) 3 Точная дата не установлена, но увязана по смыслу с гл. 19. 4 Точная дата не установлена, но дана в начале правления Иоакима (См. ПЦ 430).

5 Точная дата не установлена, но вписывается в хронологический период между гл. 22:20-30 и гл. 24.

6 Точная дата не установлена, но, возможно, вписывается в то десятилетие, когда Иеремия был уведен в Египет, т. с. после 586 г.

7 Эта группа пророчеств против народов, окружавших Иудею, возможно, относится к 605/04 (см. гл. 46:2) и 593 гг. (см. гл. 51:59). Относясь к указанным датам, эти главы сгруппированы здесь для удобства Данные этой таблицы и примечания к ней взяты из SDABC, т. 4, с. 348.

Хронологическая таблица пророчеств Иезекииля

Главы

День

Месяц

Годы от пленения ц. Иехонии

Календарь

Годы до S-S

Р.Х.1 F-F

 

 

 

(1)

 

(597/96)

(597/96)

1-7

5

4

5

Июль

593

592

8-19

5

6

6

Сентябрь

592

591

20-23

10

5

7

Август

591

590

24,25?

10

10

9

Январь

588

588

29:1-16:

12

10

10

Январь

587

587

30:1-19 ?

 

 

 

 

 

 

26-28

1

11

 

587/86

587/86

30:20-26

7

1

11

Апрель

587

586

31

1

3

11

Июнь

587

586

33(34-39?)

5

10

12

Январь

585

585

32:1-16

1

12

12

Март

585

585

32:17-32

15

12

12

Март

585

585

40-48

10

Р

25

Апрель

573

 

29:17-21

I

1

27

Апрель

571

570

1 Даты до Р. X. здесь приведены в двух колонках, т. к. имеет место разница во мнениях, а именно: использовал ли Иезекииль вавилонский (от весны до весны) год или иудейский (от осени до осени), что равно возможно (см. т. 3). Первая колонка дат (озаглавленная S-S) представляет B.C. годы, в которые события произошли бы, если бы Иезекииль считал годы плена Иоакима с 597 г., основываясь на годе, берущем начало весной; вторая колонка (F-F) показывает даты тех же событий, но при использовании года, начинающегося с осени.

Год 1, 597/96 до Р. X., начинается либо почти через месяц, либо почти через 7 месяцев после 2-го Адара, когда Иоаким был пленен; это нсвключающее исчисление. Включающее исчисление, с 598/97, как во 2 Царств, представлялось бы более логичным для ряда календарных лет, отсчитываемых от события, которое не нуждается в «прибавочном годе», предшествующем году 1. Некоторые придерживаются взгляда, что Иезекииль считал включительно от депортации Иоакима «на оборот года» после 1-го нисана. Это подходило бы к весеннему, а не осеннему исчислению. (Возможное объяснение невключающего исчисления могло бы быть той теорией, основывающейся на археологических находках, что Иоаким все еще считался царем в изгнании и что для Езекии в Вавилоне годы «пленения» означали годы царствования Иоакима, рассчитанные от добавочного года.)

Поскольку весенние и осенние годы частично совпадают, в течение полугода, две возможные даты до Р. X., помещенные вверху для каждого события, приходятся иногда (если брать месяцы с 7-го по 12) на тот же самый год до Р. X.; и напротив (в месяцы с 1-й по 6) — на последующие годы. Данные этой таблицы и примечания к ней взяты из SDABC, т. 4, с. 572,

073 См. Р. Сантала. Мессия в Ветхом таете… Библия для нссх. СП6, 1995, с. 136, 151

074 Данные «Храма Книги» (Музей Израиля. Иерусалим).

075 Амусин И. Д. Кумранская община. М., Наука, 1983, с. 35.

076 Там же, с. 43, 44.