Предисловие

Летом 586 года до Р. X. страшная весть встревожила всю Палестину, Сирию, Египет и страны Ближнего Востока. После длительной осады вавилонской армией пала неприступная крепость Палестины — священный город Иерусалим.

Город горел несколько дней. Страшное зрелище пожара было видно ночью на далеком расстоянии. Жители окружающих горных районов Галилеи и Моава поднимались на вершины, чтобы увидеть отблеск далекого пожарища. Изумленные, они не скрывали своего любопытства и злорадства: «За что это Господь так покарал иудеев? За что?! За то, что они оставили закон Бога своего! Как предвещали им пророки, так оно и произошло! Да! Но те пророки пророчествовали что-то и о нас…» После таких слов разговоры непроизвольно умолкали…

Это произошло в ту эпоху, которую историки называют «осевым временем»001.

И действительно, в странах Востока, особенно в Греции, Индии и Китае, в ту пору шел поиск новых религиозных понятий, намечался перелом в осмыслении мира и самого человека. Именно в VI в. до Р. X. в Китае жили Конфуций и Лао-Цзы, в Индии — Будда, в Греции — Солон, а затем, в пятом веке, Сократ и Платон.

Их пытливый ум не удовлетворяли древние мифы. Это была чудесная для Иерусалима возможность поделиться с другими народами бесценными истинами богооткровенной религии… Иерусалим стоял как бы у великой дороги народов, у мирового перекрестка, соединявшего три великих континента: Африку, Азию и Европу.

Бог избрал этот народ, чтобы через него открыть Свою истину людям всей земли. В Иерусалиме был храм Живого Бога, в священном ковчеге покоились каменные скрижали завета, на которых Сам Бог начертал Свой закон, свое определение добра и зла. В храме совершалось служение искупления человека от греха. Это был единственный на всей земле храм, где Бог небесный открывался людям. Здесь постоянно звучал голос пророков, которые предвещали о грядущем Мессии — Спасителе мира. Каждому крестьянину, жившему в Иудее, с детства была ведома истина о Едином и Живом Боге. То, о чем величайшие философы Греции или Индии только смутно догадывались, было доступно каждому жителю маленькой горной страны — Иудеи.

И вот в это «осевое время» истории на многолюдном всемирном перекрестке разыгралась величайшая драма. Бог Вселенной начал судиться со своим избранным народом! Библейские пророки выступают как Божьи свидетели и его посланники. «Слушайте небеса и внимай земля тому, что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Ис. 1:2). Казалось, что Божьи планы в отношении Израиля потерпели поражение. Князь зла торжествовал победу. Но в великой битве за человека Бог Вселенной не терпит поражений.

Вавилонское пленение нанесло удар по излюбленным идолам еврейского народа; национальная гордыня, увлечение идолопоклонством, беспечность уступили место раскаянию, осознанию своей зависимости от Бога.

Мы живем на пороге третьего тысячелетия… Может быть, нашу эпоху с еще большим основанием можно было бы назвать «осевым временем», но мы оставим этот философский термин и используем пророческое название: «последние дни» (Деян. 2:17).

В связи с расширением всемирно-исторической сцены сегодня весь мир стал «единым общежитием». «Все концы земли», по слову пророка, «сблизились и сошлись». Не только Ближний Восток, но и все народы становятся участниками заключительной драмы истории. Суды Божьи, которые некогда постигли «исторический Израиль», готовы разразиться и над историческим христианством, которое признает себя духовным преемником великого наследия пророков и апостолов. Нужно быть преднамеренно незрячим, чтобы не видеть той аналогии, того подобия проблем, событий и ситуаций, которое сегодня вырисовывается в современном духовном Израиле, в современных «духовных» Вавилоне и Египте.

Пророки видели и предвозвестили единство истории ввиду единых закономерностей Вечного завета и Вечного Евангелия. И все же сквозь сумрак будущего все сильнее и сильнее звучит весть о грядущем торжестве Царства Божьего, весть освобождения человека от всех соблазнов и грехов силою Божьей через веру.

Пророки Библии: Амос, Осия, Исаия, Иеремия, Иезекииль и другие…

Какими они были? Кто вдохновлял их и в какое время они жили? Об этом пойдет рассказ на страницах этой книги. Двадцать шесть веков отделяют нас от тех далеких времен. Что может быть общего между нами и ими? Однажды Генрих Гейне сказал: «Человечество идет вперед, но человек остается тот же». Очевидно, что на улицах древнего Вавилона и Иерусалима не было светофоров, и кареты вельмож не проносились со скоростью современного автотранспорта. Но люди, как и сегодня, устремлялись к местам торговли, заботились об одежде, боялись грабителей, ревновали, любили, ненавидели, собирали богатство…

Народы поклонялись богам из золота и серебра, молились идолам и строили храмы. Жрецы соперничали с царями за власть над людьми. Политические партии боролись за влияние, тайноведцы и астрологи давали прогнозы ближайших событий. И множество, великое множество бедных во все времена, тех, кто изо дня в день пеклись о хлебе насущном, кого обирали грабители, давили налогами царские чиновники. Тех, кто тщетно пытался найти справедливость в судах. Была узаконена проституция и даже «храмовая проституция» в честь богини Астарты, случались массовые пьянки и оргии во время народных празднеств.

Порок был освящен язычеством. Культ силы, культ обладания были свойственны всем народам. Это не значит, что древние не знали нравственных законов добра и справедливости, но вот что читаем в Кумранском свитке, именуемом «Книга тайн», 1,8-11: «Разве не все народы ненавидят кривду? А среди них всех она водится. Разве не из уст всех народов раздается голос истины? Но есть ли уста и язык, придерживающийся ее? Какой народ желает, чтобы его угнетал более сильный, чем он? Кто желает, чтобы его достояние было нечестиво разграблено? А какой народ не угнетает своего соседа?» Правде и добру во все века было очень тесно на нашей земле. Даже библейским пророкам было тесно в родных селениях и родных домах.

Амос, Осия, Исаия, Иеремия, Захария и все их собратья-пророки — это не восковые фигуры ушедших в монастырский затвор аскетов, это и не болтливые жрецы философского и научного знания, неспособные, однако, напитать душу, это и не политики, знающие все еще до того, как взойдут на пьедестал, это и не шарлатаны, ставящие сеансы ясновидения перед любопытной аудиторией… Нет! Это воистину «Святые Божий человеки», но вместе с тем они люди среди людей; избранные и вдохновенные Богом, но все же дети своего времени.

Они никогда не выдавали за свое то, что получали от Бога. Никогда не присваивали себе то, что говорил через них Бог. Никто из их современников не испытал на себе столь тяжелого чувства долга, чувства ответственности за окружающих беспечных грешников. Никто не плакал за родных и соседей и даже за чужеземцев так, как плакали они. Никто так не умолял беспечных грешников: «Остановитесь на путях ваших…»

Непонятые, отверженные, часто гонимые из родных селений и городов, они только отчасти испытали то, что должен был пережить Тот, Кто вместил в Себе всю боль человеческую, — грядущий Сын Божий, Иисус из Назарета. Дух Христов жил в Его пророках, это Он давал им силу противостоять тлетворному духу времени. Это Он дал пережить им опыт победы. Вот почему, читая пророческие Книги Библии, мы не только постигаем истинную философию истории, но получаем духовную силу, чтобы устоять среди нынешнего лихолетья.