Введение в курс

Первое пророчество прозвучало на заре истории; в то время, когда наши прародители со страхом ожидали справедливого приговора Творца за грех, они неожиданно услышали весть надежды: между семенем искусителя и семенем жены будет положена вражда, которая завершится победой семени жены над семенем змея (Быт. 3:15).

В этих кратких и выразительных символах содержался весь план спасения человечества, вся его центральная идея. В последующие века в панораме пророческих предсказаний будут открываться картины великой духовной борьбы света со тьмою, Иисуса Христа с сатаной.

Библия содержит около 5000 пророчеств, отражающих различные оттенки этого Вселенского противоборства. Последняя же книга Библии провозглашает: «И увидел я новое небо и новую землю…» (Откр. 21:1).

В Священном Писании пророческие книги и отдельные пророчества составляют около четверти объема всего текста. Уникальное свойство Библии — ее пророческая особенность — выделяет ее из всей массы мировой религиозной литературы.

Под «пророком» обычно подразумевают предсказателя будущего, между тем в Библии против такого узкого понимания профетизма выступает уже само понятие «наби» (пророк). Этот термин, по-видимому, происходит от аккадского слова «набу» (призывать) и, очевидно, «наби» следует переводить как «призванный Богом». В то же время греческое слово «профетес» буквально означает того, кто передает что-либо от другого, а в Ветхом Завете есть прямые указания на то, что пророк — это посланник или вестник. Главная задача пророка — быть учителем праведности, благочестия, нравственного поведения, служить реформатором, передавать вести, содержащие наставления, советы, предупреждения, предсказания будущих событий и объяснения их духовного смысла.

Весть о грядущем Спасителе является главной, золотой питью, которая вплетена в многоцветную ткань пророческого Откровения. «Они свидетельствуют о Мне…», — эти слова Христа относятся к пророческим Книгам Ветхого Завета. Любое библейское пророчество имеет не только возможность предвидения, но содержит и духовный урок, — то наставление, которое Бог желает преподать людям. «…Чтоб увидели и познали, рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие» (Ис. 41:20).

Развитие пророческого учения

Библейская история делится на несколько периодов пророческого откровения, и в начале была устная передача пророчеств. Нам известно, что в эпоху от грехопадения до потопа Енох, седьмой от Адама, пророчествовал о Втором пришествии Христа на землю (Иуд. 15). Пророчество Ноя было передано Симу, Хаму и Иафету (Быт. 9:25-28). Сюда же относится пророчество, данное Аврааму (Быт. 17). Во дни Моисея, который сам назван великим пророком, в стане народа пророчествовали Елдад и Модад (Чис. 11:26).

Со времени Самуила начинается следующий период пророков — учеников Илии и Елисея, когда возникли целые пророческие школы. Сыны пророческие вели благочестивый образ жизни, жили вместе большими группами (4 Цар. 6:1), у них был общий стол. Вероятно, в этих пророческих кружках изучали Слово Божье и своей проповедью и песнопениями укрепляли дух благочестия в народе.

Наконец, со времени Амоса (начало 700-х гг. до Р. X.) помимо устных выступлений начинает развиваться письменная форма пророческой вести, пророки записывают полученные откровения, ставшие достоянием следующих поколений.

В библейский канон вошли следующие шестнадцать пророческих Книг, которые принято разделять на две группы — «большие» и «малые» пророки: Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Малахия и Захария. В Новом Завете к разделу пророческих книг отнесена Книга ап. Иоанна «Откровение»,

По времени жизни пророков и написания книг их можно разделить на четыре группы:

I. Пророки, жившие до ассирийского завоевания Израиля, т. е. по 722 г. до Р. X.: Иона, Амос, Осия.

II. Пророки, жившие в период от ассирийского плена до вавилонского плена (722-606 гг. до Р. X. ): Михей, Наум, Иоиль, Исаия, Софония, Аввакум.

III. Пророки, жившие накануне и во время вавилонского пленения: Авдий (?), Иезекииль, Иеремия, Даниил (626-538 гг. до Р. X.).

IV. Пророки, жизнь которых протекала после возвращения из вавилонского плена: Аггей, Захария, Малахия (538-420 гг. до Р. X.).

Пророчество Иисуса Христа, данное ап. Иоанну на острове Патмос в эпоху Нового Завета (I в. по Р. X.), выделяется особо.

Такое распределение пророческих книг по времени их написания способствует лучшему пониманию той исторической последовательности, которую отражают эти книги.

Предвидение и его возможности

Обладает ли человек способностью предвидеть? Какова возможность естественного предвидения?

Бесспорно, человек в некоторой степени наделен возможностью видеть наперед развитие событий. Естественное предвидение основано на знании определенных жизненных закономерностей развития и на опыте переживания подобных ситуаций, имевших место в прошлом.

В природе и в обществе действуют определенные законы, причины и следствия. Причинно-следственная связь многих явлений хорошо изучена. Еще древние люди умели «различать лице неба», определять, когда будет ненастье, а когда — хорошая погода (Мф. 16:2,3). Сегодня в этой области знаний человечество достигло значительных успехов, поэтому упрек Спасителя в различении значений времени приобрел еще большую актуальность. Предвидение возможно в технической деятельности людей, в области экономики и социологии. Правомерность такого рода предвидения подтверждает и Священное Писание (Лк. 12:54). Более того, Бог желает, чтобы люди развивали свою способность предвидеть, дабы избежать ошибок и нежелательных последствий нарушения нравственного закона. Однако как об этом свидетельствует сама жизнь, степень естественного предсказания весьма ограничена и несовершенна.

Причинно-следственная связь — это не простая цепочка, в которой одно звено связано с другим. Как справедливо заметил в своих размышлениях Макс Борн, чередование многих явлений — это целая ткань связанных друг с другом причин и следствий. Поэтому ни один человек не может знать обстоятельств своей кончины, а также того, что произойдет с ним завтра.

Священное Писание убеждает нас в том, что божественное предвидение является совершенным и всеобъемлющим, касается ли это жизни одного человека или определенного города, народа ли, человечества в целом. Следовательно, практическая польза от изучения пророчеств Библии заключается в том, чтобы избежать многих несчастий и возможных катастроф в личной, семейной, церковной и общественной жизни.

Главная цель Божьих пророчеств — раскрыть совершенную волю Божью и Его любовь, спасти как можно больше людей от гибели, предупредить человечество и указать ему, где его подстерегают опасности.

Условный характер пророчеств

Мы подошли к одной из самых важных особенностей библейских пророчеств. Существует ли судьба, рок — то, о чем иной раз говорят: «на роду написано», предопределены ли свыше гибель или спасение человека, города или народа?

Понятие «судьба» — не библейское, а чисто языческое. В эллинистической мифологии богиня судьбы Тихэ изображалась в виде величественно восседающей женщины, под ногами у которой беспомощно барахтается человек, настигнутый своей судьбой.

Библия учит, что Бог наделили нас правом свободы выбора. «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня…» (Втор. 11:26, 27, 28 п.ч.).

«Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иер. 18:7-9).

Ярким примером условного пророчества является пророчество Ионы о городе Ниневии, столице Ассирии. За свои беззакония город подвергался божественному приговору: «Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена». Жители Ниневии вняли голосу предостережения и каждый глубоко раскаялся в злых делах. Бог отменил Свой приговор. Но последующие поколения возвратились к своим злым делам, чаша беззакония была наполнены, и в 612 г. до Р. X. пророчество о разрушении города исполнилось с потрясающей силой. Этот город исчез навеки, как предсказали пророки Исаия и Наум.

Принцип условного исполнения пророчеств пронизывает все истории Ветхого и Нового Заветов. Богоизбранный народ Ветхого Завета имел возможность получить все благословения, предсказанные ему на условии веры и послушания. Иерусалим мог стать центром, из которого Царствие Божье распространилось бы во все концы, как об этом предсказывали Моисей, Исаия или Иезекииль, но Израиль как народ не оправдал возложенных на него надежд.

Реальная возможность исполнения условных пророчеств

Возникает закономерный вопрос: «Насколько реальны условные пророчества?» В особенности пророчества, предсказывающие положительный финал? Всем известно, что избрать путь добра возможно, но пройти им до конца в греховном состоянии немыслимо. Кроме собственных пороков, различные внешние обстоятельства зачастую препятствует достижению намеченной доброй цели.

Насколько же реальны были пророчества Иезекииля, изложенные в 40 — 48 главах и детально описывающие величие Иерусалима и храма, которое могло бы стать реальностью после возвращения из вавилонского плена?

Одновременно с Иезекиилем в вавилонском плену жил пророк Даниил, который записал другое пророчество о том, что «город и святилище разрушены будут народом вождя, который прийдет, и конец его будет как от наводнения» (Дан. 9:26).

И первое, и второе пророчество находятся в полном согласии с принципом условности, высказанным Богом за 700 лет до этого через Моисея. Обе исторические перспективы были реальны. Несмотря на греховное состояние израильтян после вавилонского плена, пророчество Иезекииля могло исполниться буквально, но только при условии веры и их полного сотрудничества с Богом.

Праведность Божья, которую они могли принять верою, явилась бы могущественной гарантией исполнения этого пророчества в его первоначальном варианте. Таким образом, и в этот период истории Бог предоставил людям реальную возможность избежать событий, предсказанных через пророка Даниила. Фактическая же история Израиля в этот период представляла только частичное исполнение Божьих обетовании, пропорциональное их вере. Поэтому, к сожалению, исполнилось пророчество, данное через Даниила, в подробностях и деталях, предсказанных провидением.

Безусловная сторона библейских пророчеств

Что же в библейских пророчествах является предопределенным?

В конечном итоге добро и истина восторжествуют на нашей планете именно по той причине, что Бог предначертал такую перспективу в Своем Слове и Он осуществит ее. Зло во всех его проявлениях будет осуждено и уничтожено навсегда. «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе» (Рим. 6:23).

Бог позволит, чтобы естественные события развивались на земле до самого конца и достигли своей критической точки; во что это выльется — повествуют пророчества. Он вступится и совершит «дело решительное на земле» тогда, когда станет совершенно ясно, куда завели людей их собственные пути.

Будем благодарны Богу, что Он не оставил нас на произвол наших собственных «судеб», которые, в отрыве от Бога, каждого ведут к печальному финалу. Будем благодарны Богу, что Он не оставил нашу Землю, и, в конечном итоге, она будет цветущим миром, несмотря на то, что естественный ход событий готовит ей ужасную картину.

Спасение всех народов не могло быть поставлено в зависимость от того, будут ли израильтяне покорны Богу. Поэтому миссия вселенского Евангелия была возложена на новозаветную Церковь. Но и в новозаветное время снова действует тот же принцип условности: «Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен» (Рим. 11:22).

Безусловными являются только пророчества о Суде Вечном, о воскресении из мертвых, о наказании нечестивых и торжестве спасенных. Те пророчества, которые говорят о процветании земного Иерусалима, исполнятся в вышнем, небесном Иерусалиме в несравненной славе, превосходящей всякое земное представление.

Основные принципы библейской типологии

Библейские книги содержат весьма наглядный способ раскрытия смысла Божьих пророчеств. Этот метод называется типологическим. Что это такое? Многие события, которые имели место в древности в Ветхом Завете, снова как бы повторяются в Новом Завете. Более того, Откровение говорит, что подобные им события произойдут перед Вторым пришествием. Например, падение древнего Вавилона, которое совершилось в далеком прошлом, снова должно как бы повториться в будущем. Или бедствия, называемые язвами, которые постигли древний Египет, ожидаются еще раз в конце истории мира.

Апостол Павел, напоминая христианам события древнего Исхода, когда евреи вышли из египетского рабства, утверждает: «Все это происходило с ними как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11). (Слово «образы» по-гречески — «типы» или «примеры»).

Образность, или типология, является одним из основных способов, который используют библейские пророки, чтобы описать события будущего. Древнее еврейское святилище и все служение, установленное в нем Богом, было целой системой образов, которые указывали на события будущего. «Это тень будущего», — говорит Писание.

Каждое животное, которое умирало на жертвеннике за грех человека, указывало на великую жертву, которую принесет Иисус Христос, умирая на голгофском кресте за грехи мира. Первосвященники, служившие в этом храме, также были прообразами будущего служения Иисуса Христа как небесного Первосвященника в небесном храме в Новом Завете. Типом, или прообразом, может быть предмет, животное, человек, страна или историческое событие. Типология использует наглядность, иллюстративность, в то время как пророчество словесно повествует о событии, которое произойдет в будущем. Таким образом, Слово Божие многообразно представляет истину, используя и наглядность, и повествование (Евр. 1:1).

Само по себе всякое историческое событие неповторимо. Это необходимо помнить при истолковании пророчеств. Если в древности произошло падение буквального Вавилона, то в наши дни «падение Вавилона» имеет не буквальный, а духовный смысл. Такие понятия, как Израиль, Иерусалим в пророчествах Нового Завета, являются также не буквальными географическими понятиями, но обозначают Церковь Божию, состоящую из всех народов (см. Гал. 4:21-26).

Типология существует только потому, что в Библии и истории действуют единые и универсальные закономерности Божественного Завета.

Основные принципы изъяснения пророчеств

«И при том мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему… зная прежде всего то, что никакого пророчества нельзя разрешить самому собою» (2 Петр. 1:19-20).

Истолкование пророческого слова — дело, жизненно необходимое для Церкви. Понимание пророчеств есть дар Божий, который нужно развивать. «Духа не угашайте, пророчества не уничижайте», — говорит ап. Павел.

Мы приведем некоторые советы по толкованию пророчеств:

1. Исследуйте пророчество во всей его совокупности. Заметьте, кому оно было сказано, для кого и каковы были обстоятельства, вызвавшие его. Помните, что оно первоначально давалось применительно к историческим обстоятельствам, вызвавшим его. Оно было дано Богом в ответ на нужды Его народа в то время.

2. Имейте в виду условные аспекты предсказания и постарайтесь определить, были ли эти условия выполнены.

3. Узнайте, как более поздние вдохновенные писатели обращались с этим пророчеством, и на основании этого определите, имеет ли оно значение для народа Божьего в последнее время.

4. Помните, что сообщение о том, как Бог поступал с народом в прошлом, записано в назидание всем последующим поколениям. Оно должно помочь нам познать волю Божью для всех, кто желает служить Ему от всего сердца в наше время.

Особенности божественного откровения в даре пророчества

Кто же такие были пророки Божьи и что представляют их пророчества? Мы признаем на основании Священного Писания, что люди, именуемые пророками, в момент своего провидения находились под сверхъестественным влиянием. Оно проявлялось с такой силой, что пророки были потрясены: так, Даниил изнемог и заболел от тех видений, которые представлялись его взору (см. Дан. 8:27;10:8); сравните также рассказ о Валааме и об апостоле Иоанне на острове Патмос.

«Пророки нисколько не походили на исступленных пифий (греческих прорицательниц), в момент высочайшего мистического напряжения самосознание их не угасало… Иной раз пророк, устрашенный трудностью грядущего, даже противился небесному зову, но автоматом он никогда не был и всегда оставался человеком. Именно поэтому он мог, в конечном счете, стать свободным соучастником Божьих замыслов. Он следовал призыву во имя верности Богу и любви к Нему»002

«Кого Я пошлю? И кто пойдет для нас?» — вопрошает Господь. И пророк Исаия отвечает: «Вот я. Пошли меня…» «Это не блаженная прострация «самадхи» и не «турия» (сон без сновидения), а подлинная встреча лицом к лицу. При всей непостижимой близости Бога и человека они не исчезают друг в друге, а остаются участниками мистического диалога»003 . Это не были люди с расстроенной психикой. Их жизненный опыт и социальное поведение свидетельствовали о высокой нравственности, твердости духа, способности вынести порицания толпы.

Остановимся вкратце на особенностях самих пророчеств. Среди них ярче всяких драгоценностей алмазной россыпью сияют многочисленные предсказания о Первом пришествии Иисуса Христа в мир. Пророки, жившие за несколько веков до этого события, получили откровения лишь об отдельных эпизодах из жизни грядущего Мессии, никто не имел всей полноты знания. Каждый вестник Господень как будто держал в своих руках несколько драгоценных камешков одной великой мозаики, созерцать которую во всей ее цельности не дано было никому из них.

Краткая и наполненная различными событиями жизнь Иисуса сосредоточила и вобрала в себя все, о чем говорили пророки. Эта живая, полная драматизма картина впоследствии была описана евангелистами, которые в совершившихся событиях с изумлением узнавали записанные в древних свитках пророчества. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне. Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1. 2).

Изучаемая нами эпоха библейских пророков располагается посередине между эпохой Исхода и эпохой, предшествовавшей Первому пришествию Иисуса Христа, и является как-бы соединительным звеном в истории Древнего Востока.

Пророки приготавливали мир к Первому пришествию Иисуса Христа. Своей жизнью и пророчествами очи создали целый ряд образов и выработали такой понятийный язык, который впоследствии использовали евангелисты и апостолы Христовы, свидетельствуя миру, что Иисус из Назарета есть истинный Мессия, обещанный Богом, Искупитель человеческого рода.

Исследуемый нами исторический мир Древнего Востока является как-бы моделью или иллюстрацией последующих исторических миров — Античного, Средневекового и Нового времени, хотя между ними существует бесспорное различие. Сам Бог устами Своих пророков дал истинную оценку событиям той древней эпохи, и потому духовный опыт последующих поколений может быть осмыслен в свете Божьей оценки подобных же явлений прошлого. В подтверждение этого Генрих Гейне сказал: «Человечество идет вперед, но человек остается тем же». Бог же говорит о Себе: «Ибо Я — Господь, не изменяюсь». Это дает нам право признать духовное единство человеческой истории, измеряемой Словом Божьим.

001 Карл Ясперс. «Смысл и назначение истории». М., Республика, 1994.

002 Э. Светлов. Вестники Царства Божия, Брюссель, 1972.

003 Там же, с. 16.