Пророк Исаия и его время

(Конец царства Ахаза и период царствования Езекии с 714 по 686 гг. до Р. X.)

Шестнадцатилетний период царствования нечестивого царя Ахаза в Иерусалиме подходил к концу. К этому времени в Иудее еще более обострились социальные противоречия. Теперь обнаружилось и стало очевидным то зло, которое на протяжении прошедшего столетия постепенно проникло во все сферы жизни. Проассирийская группировка, состоящая из знатных иудеев (князей), зажиточных горожан и крупных землевладельцев, прочно утвердилась при дворе. Языческая культура во всех ее проявлениях — религиозных и социальных — наиболее удовлетворяла этот класс. Языческий культ как нельзя лучше соответствовал религиозным понятиям этих людей. Ваалы и Астарты не были так требовательны, как Иегова, их жрецы довольствовались только приношениями и не тревожили порочную совесть. Выслушивать льстивые речи лжепророков было куда приятнее, нежели суровые обличения пророков Михея, Исаии и их молодых учеников, для которых правда, милость и суд были основой каждой проповеди. В лихолетье Ахаза таких людей изгоняли и преследовали только потому, что верхушка общества хотела спокойно, не подвергаясь укорам, продолжать свое безбожное существование. Другим предлогом для гонения пророков было их противостояние ассирийскому господству.

С устранением Закона Божьего устранялась и преграда, мешавшая отнимать земли у неимущих и обогащаться за счет обездоленных. Иудейские вельможи подражали ассирийским аристократам в роскошном убранстве своих домов, в изысканности одежды и чувственных удовольствиях. Это требовало больших денег, и они различными путями вытягивали их из карманов своих обедневших братьев.

Еще до правления Ахаза, в благоприятные времена, Исаия стал духовным вождем всех, стремившихся к нравственной чистоте и духовности истинной религии. Он был душой того «остатка», о котором говорилось в предыдущей главе. Историки религии говорят, что в те времена «…явственно давало о себе знать религиозное направление, известное под названием «эбионим Ягве»— «бедняки Господни». Именно в них пророк мог видеть тот святой «остаток», который будет спасен от всех исторических потопов». Кто же были эти люди?

«В основном они принадлежали к небогатым сословиям. Свое название они получили не из-за обездоленности своего положения, а потому что всех их отличала нищета духа, нравственная чистота и любовь к Богу. У Амоса слова «нищий» (ани) и «праведный» являются синонимами (Ам. 2:6, ср. Иер. 20:11)»019 .

Эти люди, презрев материальное благосостояние, сосредоточили свое внимание на нетленном духовном богатстве истины, они жаждали правды, как высшего приобретения. И именно такие люди окружали Исаию. Они противостояли Ахазу и «князьям» в их предательской и хищнической политике, запятнавшей Иерусалим кровью пророков.

К концу правления Ахаза в Иерусалим приходили тревожные вести о гибели многих городов Северного царства. Вереницы пленников навсегда покидали окрестности Самарии, а на их место ассирийцы пригоняли толпы рабов из Вавилонии и других порабощенных стран. Ассирийская военная машина смешивала народы, лишая их национальных очагов.

Ахаз и его приближенные в те дни повторяли поговорку: «Мы заключили союз со смертию, и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас» (Ис. 28:15).

Да, на какое-то время вассальное заискивание и богатая дань, ежегодно отправляемая ассирийским царям, отодвигали время порабощения и полного разорения. Однако близорукая политика царя, предательство национальных интересов, отвержение истинной религии лишили их Божьей защиты и поддержки народа.

Во время правления нечестивого царя Ахаза язычество заполонило всю страну. Царь и народ уклонились от поклонения живому Богу.

После смерти Ахаза молодой царь Езекия очистил храм от идолов и к радости всех верных Богу людей восстановил истинное служение.
Период реформ Езекии (714 г. до Р. X.)

Назревали перемены. Народ не доверял проассирийской партии. Изгнанные пророки указывали, что гибель Израиля произошла вследствие отвержения Ахазом Закона Божьего. Ведь и израильские цари делали то же: откупались данью, вели беззаконный образ жизни — и вот пришел конец, именно тот конец, который предсказали пророки Божьи Амос и Осия.

Молодой наследник царского престола Езекия (Езекии было двадцать пять лет, когда умер его отец Ахаз, — 4 Цар. 18:1-2), обладавший проницательным умом и чуткой совестью, не мог не видеть того жалкого наследия, которое надлежало ему принять. Его сердце искало прочной духовной опоры, и он нашел ее в вере Живому Богу. Только Сам Бог мог совершить духовное обновление народа.

Молитвы Исаии, его пламенные речи были услышаны. И Езекия «в первый же год царствования своего, в первый месяц, он отворил двери дома Господня, и возобновил их; и велел прийти священникам и левитам, и собрал их на площади восточной, и сказал им: послушайте меня, левиты! Ныне освятитесь сами, и освятите дом Господа, Бога отцов ваших, и выбросьте нечистоту из святилища. Ибо отцы наши поступали беззаконно, и делали неугодное в очах Господа, Бога нашего, и оставили Его, и отвратили они лица свои от жилища Господня, и оборотились спиною… И вот, пали отцы наши от меча; а сыновья наши, и дочери наши, и жены наши за это в плену доныне. Теперь у меня на сердце — заключить завет с Господом, Богом Израилевым, да отвратит от нас пламень гнева Своего» (2 Пар. 29:3-6, 9-10).

Огромная толпа левитов, священников и множество народа с радостью слушали вдохновенную речь молодого царя. Его прихода к власти и коренных перемен ждали с нетерпением. Исаия и многие другие возлагали на молодого Езекию большие надежды. Очищение храма, а также левитов и священников, было самым первым и наиважнейшим делом реформы, которой предстояло охватить многие стороны общественной жизни. Возвращение людям духовной опоры, обновление их союза с Вечным и Живым Богом стало тем великим началом, за которым последовали другие перемены.

Грандиозным и величественным было празднование Пасхи. На этих торжествах присутствовали не только иудеи, но и прибывшие из колен Манассии, Завулона и Ефрема. После окончания всех торжеств народ двинулся во все концы царства, разрушая на своем пути языческие жертвенники, срубая освященные деревья, ниспровергая идолов на высотах. Такая религиозная ревность была похвальной, но ее было недостаточно. Надлежало сломить укоренившиеся языческие устои и обычаи. Исаия был учителем и советником царя и, конечно, принимал активное участие во всех святых начинаниях и действиях Езекии. Сердце его ликовало, видя столь благоприятные перемены в народе. Замечательны хвалебные слова, изложенные им в 27-й главе: «В тот день воспойте о нем — о возлюбленном винограднике: Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновенье напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него. Гнева нет во Мне… Разве прибегнет к защите Моей, и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною… И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца» (Ис. 27:2, 3, 5, 9).

С дубравами и истуканами было покончено, служение в храме возобновилось, улучшилась работа в судах, упорядочивалась и хозяйственная жизнь народа. Но Исаия знал, что произведенные реформы были только началом великого труда, потому что реформация богослужений и быта еще не гарантирует глубинных перемен в сознании. Исаия допускал возможность возвращения к старому и поэтому он всеми силами стремился закрепить достигнутый успех, призывая народ обращать внимание не столько на обряд, сколько на сущность, не столько на религиозную церемонию, сколько на Живого, личностного Бога, ищущего общения с каждым человеком. О трудах Езекии в те годы читаем, что он «действовал во всем благоразумно».

Новые испытания

Еще одна большая задача стояла перед Езекией и его приближенными — это укрепление обороноспособности страны и ее столицы. Для этой цели были выполнены фортификационные работы, прорублен в скале канал для подачи воды в Иерусалим (см. 2 Пар. 32:5, 30). Канал найден современными археологами: длина его около 600 м, по нему воды источника Тихона подземным путем поступали в город. Это были трудоемкие, но необходимые мероприятия.

Но самой живительной и целебной водой стало для народа Слово Божье. Священники читали и толковали «Тору» всем жителям страны.

А время готовило новые испытания и искушения. Они были самыми различными по своему характеру. В Египте воцарился эфиопский царь Шабака (ок. 715 г. до Р. X.). Он хотел предохранить Египет от вторжения ассирийцев и поэтому прилагал все усилия, чтобы Езекия вступил с ним в военный союз против общего врага. Сторонником этого военного союза был влиятельный царедворец Езекии — писарь Севна. Благодаря своему дипломатическому таланту он оказывал губительное влияние на царя Езекию. Пророк Исаия по внушению Божьему выступил против заключения военного союза с Египтом. Полагаясь на человеческую помощь, иудеи обращали свои взоры на военную силу Египта, забывая о заступничестве Божьем. Они не думали о том, что спешно сколоченный военный союз был ненадежен. Египтяне рассматривали Иудею как буферное государство, которое должно было принять на себя всю тяжесть первого удара со стороны Ассирии. К этому блоку присоединились некоторые филистимские города, а также Моав и Едом. Ненадежность таких союзников была еще более очевидна, нежели слабость союза с Египтом. Партия «князей Иуды», возглавляемая писарем Севной, склоняла царя вступить на путь военных авантюр. Между тем экономическое положение страны после правления Ахаза оставалось слабым, и страна еще не приготовилась к войне. Преждевременно возбуждать ярость ассирийцев было крайне рискованно и опасно,

В то время, когда египтяне и филистимские послы посещали Иерусалим, а внимание народа поглотили нездоровые слухи, Исаия выступил с вестью от Бога. Двадцать вторая глава Книги Исаии так описывает это тревожное время: «Так сказал Господь, Господь Саваоф: ступай, пойди к этому царедворцу, к Севне, начальнику дворца, и скажи ему: что у тебя здесь, и кто здесь у тебя, что ты здесь высекаешь себе гробницу? — Он высекает себе гробницу на возвышенности, вырубает в скале жилище себе. Вот, Господь перебросит тебя, как бросает сильный человек… И столкну тебя с места твоего, и свергнут тебя со степени твоей» (Ис. 22:15, 16, 19).

К этому времени относится ряд пророчеств о Египте и Эфиопии (18-19 гл.), Моаве (16 гл.), Сирии (17 гл.), Тире (23 гл), филистимлянах и аравийских царствах. В дальнейшем мы подробнее остановимся на них, но сейчас только заметим, что все указанные страны входили в ненадежный военный союз против Ассирии. И все их армии, вместе взятые, не могли противостоять военному колоссу Ассура. Непоследовательность и коварство этих царьков, их взаимная неприязнь не создавали надежных предпосылок для серьезного отпора агрессору. Каждое из этих обществ имело свои пороки и переживало свои духовные кризисы. Через пророка Исаию каждому из них Господь открыл их будущее.

Не Ассур был главной опасностью времени; духовное разложение, отступление от Закона Божьего — вот что вызвало суд Неба. Ассур был лишь орудием гнева Божьего, Его правосудия. Но и Ассур понесет наказание за свой грех в определенное для него время (см. Ис. 31:8).

Весьма важно осознавать, что гнев Божий не имеет ничего общего с порывистым, спонтанным гневом человека. Это духовное проявление Его характера, без которого Бог не был бы абсолютно праведным и Его любовь превратилась бы в сентиментальность. Бог не может описать нам, смертным, Свой гнев и Свою любовь на каком-либо другом языке, кроме несовершенного человеческого. Его гнев так же постоянен в отношении ко греху, как и Его любовь — к Своему творению.

Суды Божьи не имеют ничего общего с карательными и мстительными действиями людей. Они направлены на высокую цель исправления, воспитания и спасения как отдельного человека, так и целого народа.

Пророки Божьи часто обращались со словами предостережения к послам тех народов, которые посещали Иерусалим. Исаия, Иеремия, Иезекииль, Амос, Осия и другие были глашатаями Божьими не только для Израиля и Иудеи, но и для всех окружающих народов.

И вот теперь, когда Египет снова стал зачинщиком очередного военного конфликта и пламя войны могло охватить многие страны, Исаия поднимает свой голос. Двадцатая глава описывает, что Господь повелел ему привлечь внимание людей необычным способом. И вот в один из дней уважаемый и известный всем старец Исаия появился на улице города нагой, повторяя слова: «Так поведет царь ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии… нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту. Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Ефиопии, надежды своей, и из-за Египта, которым хвалились» (Ис. 20:4, 5).

Конечно, Севна и другие враги Исаии злопыхательствовали. Они убеждали царя Езекию и египетских послов не обращать внимания на юродство пророка. Они высоко мнили о себе и считали, что их великосветские манеры и роскошная одежда придают особую убедительность их словам. Но старец, просветленный свыше, видел те бесконечные вереницы пленных, которые в будущем пойдут по дорогам Палестины, он видел слезы матерей и слышал горький плач детей, подгоняемых безжалостным конвоем. О, если бы благоразумие взяло верх! Он готов пойти на любые унижения, чтобы спасти многих. До этого случая народ знал Исаию как степенного, полного благородства и достоинства мужа. Они слышали его речи во дворах храма. Кто и когда мог говорить так, как говорил Исаия? Его речь, подобно торжественной музыке, захватывала тысячи слушателей. «Но когда мир в своей мудрости не познал Бога в премудрости Божьей, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1:21). Так пусть же теперь народ слушает речь обнаженного Исаии, пусть все запомнят ее, дабы, когда придет время, вспомнили, что не пустые слова говорил он.

Шли дни. Люди перестали обращать внимание на «чудачества» старца. Во дворцах союзники скрепляли печатями договоры, давались торжественные обеды в честь высоких гостей.

Ассирия некоторое время безмолвствовала, выжидая удобного момента. Первый молниеносный удар был нанесен по земле Филистимской. Благодаря этой стремительной операции ассирийцы захватили стратегически важную дорогу, соединяющую страны всех союзников. Блокировав восточное побережье, они отрезали Иудею от Египта. Весь филистимский берег, как по волшебству, наводнили ассирийские войска. Верховный главнокомандующий Саргона начал осаду Азота (711 г. до Р. X.). Но и это не образумило партию Севны, которая продолжала внушать Езекии мысль, будто Египет не допустит поражения своих союзников.

День за днем пророк Божий твердил о поражении Египта, и в конце концов Езекия оставил внушаемые дьяволом заманчивые планы, когда узнал, что под ударами стенобитных машин рухнули стены Азота. Союзники, предавая друг друга, спешили принести повинную властелину Азии. И снова тяжкая дань, которая непосильным бременем ляжет на народ, чтобы растворится затем в бездонном чреве Ниневии. Отдавая именные золотые чаши, из которых «князья Иуды» пили за успех своей политики, не вспомнили ли они о наготе Исаии?

Болезнь Езекии и его исцеление

«В те дни заболел Езекия смертельно» (4 Цар. 20:1).

Теперь, когда монарх почувствовал приближение смерти, будучи скован тяжким недугом, его сознание воскрешало картины прошлого, те годы, когда он стоял в только что очищенном храме и славил Бога, даровавшего ему право совершить великую перемену в жизни народа. Он вспомнил и задушевные беседы с пророком Исаией, покой и радость тех дней. Радость от сознания того, что выбранная цель соответствует воле Божьей. Но затем начались годы борьбы, сомнений и неуверенности вследствие рискованной политики. А теперь предстояло оставить все и погрузиться во мрак гробницы иудейских царей. О, пусть снова придут те дни, пусть Бог пошлет Свое исцеление!

Пророк Исаия предупреждает царя и народ не вступать в союз с Египтом и филистимлянами, ибо это окончится катастрофой для Иерусалима.

Неожиданная и тяжелая болезнь царя Езекии побудила его снова обратиться к Богу. Господь послал царю исцеление через пророка Исаию.

И вот Исаия снова в знакомых палатах. Но не радостную весть принес он царю от Бога: «Сделай завещание, ибо ты не выздоровеешь, а умрешь!» И заплакал Езекия, и помолился Господу, и вознес к Нему всю скорбь своего сердца. И Бог снова простер свою милующую руку над умирающим, подобно тому, как раньше Он простер ее над смертельно больным государством — Иудеей. Пророк еще не покинул город, как был к нему глас Господень. Пятнадцать лет жизни прибавлено Езекии Провидением. Никакой человек никогда не получал такой вести. С радостью спешит Исаия, неся слова избавления. Он тут же принимается лечить больного, сообщая, что через три дня царь пойдет в храм Господень. Езекия, стоящий между жизнью и смертью, просит знамения от Бога и получает его. По его просьбе солнечная тень возвращается на три ступени солнечных часов, построенных некогда Ахазом. Теперь уже нет ни малейшего сомнения: Бог природы явил Свою силу. Солнце подвластно Ему, земля и время — все в Его ведении. И это не экзальтация, не бред воспаленного сознания — это то Божье чудо, за которым последуют другие чудеса. В третий день царь почувствовал себя настолько хорошо, что сам отправился в храм, чтобы прославить Бога. А ведь этот день мог стать днем его погребения. День траура заменен днем торжества. Это прекрасно!

Но, видимо, было бы лучше, если бы Бог исполнил Свое первоначальное решение относительно Езекии. Ибо вскоре произошли события, которые стали началом национальной трагедии. Три года спустя родился наследник царя — Манассия. По выздоровлении царя Езекии прибыли весьма почетные послы от вавилонского царя Меродах-Валадана (Мардук-Палиддина). Они пришли с самыми лучшими пожеланиями — поздравить царя с выздоровлением. Их взволновало непонятное небесное явление, о котором они хотели узнать подробнее. Вавилонские звездочеты и астрологи вели постоянные наблюдения за небесными явлениями. Любое изменение на небе, каждая комета и звезда были предметом их пристального наблюдения. Но подобного возврата времени, которое произошло в связи с исцелением Езекии, они объяснить не могли. Они знали, что Бог Езекии совершил чудо, и хотели подробнее услышать об этом Боге. Какая это была прекрасная возможность открыть им истину о Творце мира!

Прибытие посольства из Вавилона польстило честолюбию Езекии, ему было приятно сознавать, что столица мировой языческой культуры обратила внимание на маленькую Иудею и ее царя. Царь решил показать им богатые сокровища дворца, которые хранились в нем с древних времен. Он настолько увлекся этим, что забыл о главной цели их визита. И о самом главном — величии и любви Живого Бога — Езекия не сказал им ни слова. У вавилонян же было одно тайное желание — они хотели снова заключить союз с Иудеей против Ассирии.

Когда послы удалились, к царю снова пришел Исаия. Он спросил о цели визита послов из Вавилона. Царь поведал ему, как он показывал свои сокровища. Пророк с сожалением ответил, что придут дни, когда все эти сокровища будут унесены в Вавилон, ибо если лучший из иудейских царей соблазнился тщеславной похвальбой, то чего же ожидать от остальных? Не долго еще ждать, когда вавилоняне сменят ассирийцев в роли гегемонов Азии. А сейчас их глаза видели блеск золотых чаш, сияние изумрудов и жемчуга, и в их сердцах зародилась зависть, со временем принесшая свой плод. Еще одно необдуманное действие, еще одно отступление от воли Небесного Бога! О, если бы можно было вернуть назад время и прожить этот день по-другому!

«В 705 г. пришла весть о смерти Саргона. Охватившее врагов и данников Ассирии возбуждение передалось и Иерусалиму. Вскоре Исаия понял, что Езекия вновь оказался на волоске от войны. Однако теперь повторение прежней ошибки могло оказаться поистине роковым. Новый царь Ассирии Синаххериб был противником куда более грозным, чем его отец Саргон…»020 Затем последовали одна за другой ужасные вести. Синаххериб разграбил Вавилон и угнал в Ассирию около 200 тыс. жителей. После этого он дал приказ своим бесчисленным воинам повернуть к Средиземному морю. Его стенобитные машины появились у ворот Тира и Сидона. И снова злосчастные союзники разбежались, спасая каждый свою душу. И как прежде, египетский фараон сделал попытку вмешаться в азиатские дела, но был отброшен и поспешил в свои укрепления. Сценарий повторился, ибо предыдущее ничему не научило его участников. Но что же станет с бедной Иудеей на этот раз?

«Пошел Синаххериб, царь ассирийский, на все укрепленные города Иуды и взял их». Это случилось в 701 г. до Р. X.

В анналах библиотеки Синаххериба бесцветная клинопись глиняных таблиц содержит страшные подробности похода: «Езекию, иудея, который не склонился под иго мое, я окружил и завоевал приступом боевых машин и натиском таранов, боем пехоты, подкопами, лестницами и «собаками» — 46 городов его могучих, крепости и мелкие селения, что в их окрестностях, которым нет числа; 200150 человек малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот без числа я вывел и счел добычею. Его самого, подобно птице в клетке, я запер внутри Иерусалима»021 .

С невыразимой скорбью говорит об этом времени Исаия: «И осталась дшерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город» (Ис. 1:8). Огромная подать, наложенная на Иудею, на этот раз раздела всю страну донага — 150 кг золота и 9 т серебра!

Итак, когда первым уроком, преподанным историей, пренебрегают, следует другой, более тяжелый, а если не поймут и его, то третий урок может оказаться последним. Теперь все больше людей прислушивалось к словам Исаии. Надежда на Египет растаяла, «боевые союзники» вызывали только горькое разочарование. Обнищавшие поселяне толпами шли к уцелевшему Иерусалиму, чтобы услышать слова пророка. Общая скорбь соединила людей, и все явственнее ощущалась необходимость помощи свыше. И теперь, когда никто уже более «не смел пискнуть и пошевелить крылом», как образно выражались гордые ассирийцы, люди увидели всю тщетность человеческой зашиты. На измученные сердца подобно елею струились слова Исаии: «Я Господь, утешу их…» «Я живу на высоте небес и во святилище и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять сердца сокрушенных… Встань, пленный Иерусалим, сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона!» (Ис. 57:15; 52:2).

«Я, Я Сам — Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же. что трава, и забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю; и непрестанно, всякий день страшишься ярости притеснителя, как бы он готов был истребить? Но где ярость притеснителя?» (Ис. 51:12-13).

Такими ободряющими словами Исаия поддерживал народ, оставивший идолов и ищущий защиты у своего Творца. Теперь пришло время говорить слова ободрения и надежды, именно теперь, когда надменные царедворцы заламывали руки и метались в отчаянии по опустевшим палатам.

«Вот, сильные их кричат на улицах; послы для мира горько плачут. Опустели дороги; не стало путешествующих; он нарушил договор, разрушил города, — ни во что ставит людей» (Ис. 33:7-8).

Для пророка нет ничего случайного в том, что постигает человечество. Кем был Ассур? Лишь орудием воспитания. Но, опьянев от разбоя, он возомнил себя владыкой мира. Он говорит: «Силой руки моей и моею мудростью сделал я это, ибо я умен; и переставляю границы народов, расхищаю сокровища их и низвергаю с тронов, как великан, и рука моя хватает богатства народов, как гнезда».

Было бы утомительно перечислять все самовосхваления надменных завоевателей. Спустя несколько лет они снова отправились по знакомому маршруту, чтобы разграбить уцелевшее. Историки, исследовавшие документы и записи древних царей, нашли, что в 690 г. до Р. X. последовал еще один поход ассирийцев в Палестину, третий за время царствования Езекии.

Этот поход Синаххериб возглавил сам, но армию разделил на две равные части. Синаххериб с одной половиной войска решил преградить путь египтянам, собранным под предводительством фараона Тахарки у города Лахиса. Другая половина, возглавляемая главнокомандующим Рабсаком, подступила к Иерусалиму. Здесь произошли события, хорошо известные из трех книг Библии: Ис. 36, 37; 4 Цар. 18; 2 Пар. 32. Вся спесь ассирийцев нашла свое выражение в богохульной речи у ворот Иерусалима во время переговоров: «И сказал им Рабсак: «Скажите Езекии, так говорит царь великий, царь ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь? Я думаю, что это одни пустые слова, а для войны нужны совет и сила. Итак, на кого ты уповаешь, что отложился от меня?»»

Далее Рабсак начал произносить вызывающие речи, обращенные к народу, стоявшему на стенах и башнях, понося Бога Живого. «Неужели спасет Бог Иерусалим от руки моей?» (Ис. 36:9). Потрясенные иудейские военачальники, вернувшись, пересказали Езекии все слова Рабсака.

«Когда услышал царь Езекия, то разодрал одежды свои, и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень» (Ис. 37:1).

Отсюда, из храма, он послал своих первых людей — Елиакима. начальника дворца, Севну, писаря, и старших священников, покрытых вретищем, к пророку Исаии. Исаия не злорадствовал и не мстил Севне, он был преисполнен святой ревности и дал самый лучший ответ, какой только можно было услышать в такой час: «Так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые слышал ты, которыми поносили Меня слуги царя ассирийского. Вот, Я пошлю на него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечем в земле его» (Ис. 37:6-7).

Ассирийский военноначальник угрожает царю и народу. Езекия взывает к Господу о помощи.

Чудное избавление ниспослано Господом. Опасность удалена… Да будет имя Господне благословенно от века и до века.

Через некоторое время в стан Синаххериба пришла тревожная весть о том, что египтяне под руководством фараона Тахарки движутся навстречу ассирийцам. Теперь нужно было немедленно покончить с Иерусалимом, и Синаххериб шлет туда богохульное и устрашающее письмо. С этим письмом пошел Езекия в дом Божий и развернул его перед алтарем, вознося пламенное моление своей души. Исаия передает Езекии ответ Бога на его молитву: «Не войдет он в этот город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. По той же дороге, по которой пришел, возвратится, а в город сей не войдет, говорит Господь. Я буду охранять город сей» (Ис. 37: 33-35).

Когда утренняя заря следующего дня озарила окрестности Иерусалима, огромный лагерь ассирийцев безмолвствовал. «И встали поутру, и вот, все тела мертвые», — кратко сообщает Слово Божие. Долгие дни в долине Еномовой восходил дым от сжигаемых трупов непобедимого ассирийского воинства.

В сторону Неневии, оставляя за собой столбы пыли, спешно удалялись колесницы царя Синаххериба и его приближенных. Через несколько лет, во время торжественного жертвоприношения «в доме бога своего», когда Синаххериб преклонился перед своим идолом, его сыновья Адрамелах и Шарецер вонзили свои мечи в величайшего из царей Ассирии, а сами убежали в землю Араратскую.

В ближайшее десятилетие Иудея отдыхала от войны. Снова пришли послы из Эфиопии и вельможи из Египта, но на этот раз для того, чтобы возблагодарить Господа за чудесное избавление, совершенное у стен Иерусалима. Как и прежде, в этот сложный период Исаия был действенным орудием справедливого и любвеобильного Бога.

Первое видение Бога во храме во всей Его славе (см. Ис. 6) придало определенную окраску всему служению Исаии. Он видел Бога как «Святого Израилева» и никогда более не забывал этого. Он видел человеческий грех во всей его чудовищности и этого тоже никогда не забыл. Он также был прощен и принят на служение Божье. На протяжении всей жизни он проповедовал праведность Божью, предупреждал о судах за грех и утешал свой народ, зная любовь Божью, зная о его желании простить и зная о тех блаженствах, которые ожидают всех, оставшихся верными Ему.

Книга Исаии представляет собой собрание видений и пророчеств, относящихся к различным периодам жизни пророка. Не везде легко проследить последовательность изложения; с одной стороны, потому что наш склад мышления не всегда согласуется с образом мысли пророков и провидцев; с другой стороны, потому что мы не знаем принципов, согласно которым материал был построен именно таким образом. В некоторых местах события явно изложены в хронологической последовательности, в других материал разбит по темам. В виду того, что Исаия был пророком, полет его мысли оставался свободным, охватывая все периоды времени. Вот он описывает суды Божьи над Иерусалимом, который, он знает, в любой миг могут настигнуть ассирийцы. Но здесь же он говорит о всеобщем суде Божьем над злом — о конце мира, таком, каким его описывает последняя книга Нового Завета, и о становлении царствия совершенного мира и справедливости. И в том, что вокруг него происходит, он видит воплощение универсальных и вечных принципов завета. В одно мгновение он переносится от частного к общему и обратно.

Проследив путь, пройденный пророком, мы сможем лучше понять основные вести, раскрытые в его чудесной книге. Их мы постараемся осветить в следующей теме.

Примечания к главе

Вероятно, было три похода Ассирии на Иудею и ее соседей.

Во время первого похода (711 г. до Р. X.) Саргон захватил Азот (см. Ис. 20) и заставил всех союзников платить дань.

Во время второго похода Синаххериб наложил дань на Иерусалим и увел многих иудеев в плен (701 г. до Р. X.).

Во время третьего похода Синаххериб (в 690 г.) подступил к Иерусалиму, но вдруг армия его была смертельно поражена «вспыхнувший эпидемией неведомой болезни»022 .

В Библии второй и третий походы слиты в одно событие.

019 Светлов Э. Вестники Царства Божия, Брюссель, Жизнь с Богом, 1986, с. 114.

020 Светлов Э. Вестники Царства Божия, Жизнь с Богом, Брюссель, 1986, с. 165.

021 Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament (ed. by J. B. Pritchard), Princeton, 1958. P. 200 (в дальнейшем ANET). См. также Хрестоматия по истории Древнего Востока, М» 1963, т. 1

022 История Древнего мира. М., Наука, 1989, т. II, с. 35.

Святое Семя, — Младенец,

кроткий Отрок, — Муж скорбей…

Такими образами Дух Божий предвозвестил первое пришествие Христа в наш мир. Ис. 7:14; Ис. 9:6; Ис. 42:1-7; Ис. 53.