Пророк Исаия и его время

(Богословское видение пророка Исаии)

Книга пророка Исаии затрагивает и освещает ряд теологических проблем, ее вклад в развитие библейского богословия весьма значителен.

Исаия жил в эпоху между временем Моисея и временем Первого пришествия Христа. В своей теологии он воссоединил высокие духовные принципы синайского богооткровения с пророчествами о грядущем Мессии. В его время преобладало искаженное понятие самой сути религии. Большинство иудеев имели ошибочное представление о характере Бога, Которому поклонялись, о грехе и праведности, о богослужении и жертвоприношениях, о назначении иудейского народа и роли Иерусалима. Политический мессианизм заменил и совершенно исказил представление о просветительной роли богоизбранного народа. Представление о Мессии-Спасителе также было искаженным. Все эти взгляды нуждались в исправлении. Исаия совершал воистину титанический труд во имя спасения своих современников и для блага грядущих поколений. Дух Божий использовал ум, сердце и талант Своего слуги, чтобы в ярких, полных силы словах и образах вновь провозгласить спасительные вести.

Пророки, жившие после Исаии, евангелисты и апостолы использовали Книгу Исаии как ценный, богодухновенный документ для дальнейшего раскрытия истин искупления.

Святость Божья

«Святой Израилев…» Как часто встречаются эти слова у пророка Исаии! В сочетании этих двух слов вестник Иеговы сосредоточил мысль о неразрывности чистоты и истины с именем Бога Израилева. В религиозном мировоззрении современников Исаии представление о божественном сводилось в основном к атрибутам силы и могущества. Боги могли творить чудеса для своих почитателей, помогать в военных предприятиях, в решении житейских проблем. Такой, чисто языческий, взгляд на природу божества зачастую проникал в среду народа Божьего. Святость Бога в сознании необращенного человека олицетворялась во внешнем великолепии культа. В храмах блистали золотом жертвенники и алтари, от кадильниц к небу восходил фимиам. Таинственность обрядов и ритуальных действий создавали непроницаемую пелену между поклонником и божеством. Святость же человека ограничивалась буквальным исполнением обрядов, обилием жертв и ритуальных омовений. Так было у язычников, так хотели сделать и израильтяне. Хотя в храме Иеговы идолы не присутствовали, но жертвенники и жертвы были и здесь. Где же тогда проходила грань?

Учение о всемогуществе Живого Бога, сотворившего небо и землю, исключало возможность уподобления Его чему-либо видимому на небе или на земле. С детства иудеи уясняли, что Иегова превыше всего, а потому ни солнце, ни луна, ни звезды и никакие видимые стихии на земле не могли зримым образом представлять Его. Святость же Иеговы, Его праведность и чистота могли быть поняты только при проникновении в историю парода Божьего. Поэтому повествование о событиях прошлого должно было играть особую роль в воспитании народа. «Смотрите, чтобы не забыть вам тех великих дел, которые явил Господь Бог ваш», — многократно напоминал Моисей. Священные песни и псалмы всегда воспевали события из жизни прошлых поколений, когда Господь справедливо наказывал беззаконников и притеснителей, посылал избавление угнетенным. Исаия обращается к этой теме в 63-й главе, 9-14-м стихах, и 51-й главе, 9-11-м стихах. Священные истории из жизни патриархов Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, избавление из египетского рабства, судьбы царей Давида и Соломона — все это составляло живой учебник, из которого народ должен был уяснить, как справедлив и свят Бог или же, подобно другим языческим народам, он угаснет под бременем всеобщих пороков? Уроки прошлых семи столетий, когда Израиль, как народ, постепенно возрастал из младенчества и юности, должны были стать надежной платформой для созревания общественного сознания. Вот почему Бог в эти годы провел перед народом целую плеяду особых пророков — учителей и обличителей: Амоса, Осию, Михея, Исаию, пророков, которые, в отличие от Илии и Елисея, не сотворили великих чудес, но духовной проповедью, подобно громогласной трубе, взывали к сознанию и долгу современников.

Святость Бога — чистота Его характера, Его милость — вот та весть, принятие которой могло совершить глубинную перемену в сердцах людей,

Не только опыт прошлого, но и стремительно свершающиеся события тех дней явственно свидетельствовали о великих действиях правосудия. Самой потрясающей вестью, от которой «звенело в ушах», было сообщение о гибели северной столицы — Самарии. Исполнилось древнее пророчество Моисея, это было также исполнением недавнего пророчества Амоса и Осии и, наконец, это же предсказал и Исаия (Ис 7:9; 8:4).

Знал ли народ указанные пророчества? Да, знал, ибо пророки возвещали их в присутственных местах, в храме и на площадях. А со времен Амоса высказывания пророков записывали, и свитки с их речами были доступны всем евреям. Грех Самарии заключался в угнетении бедных, в пресыщенности богатых, в извращении суда, в пьянстве, разврате и идолослужении. Вот почему не стало «твердыни Ефремовой» (Ис. 17:3). Во дворах Вефильского храма были заколоты тысячи жертвенных тельцов, но Бог не принял эти жертвы. Ибо внешнее культовое благочестие и явное беззаконие являлось самым мерзким сочетанием. Не только Самария, но и Иудея была повинна в этом. Бог выразил Свою волю явственно и определенно через Исаию: «Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование… Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния от очей Моих; перестаньте делать зло. Научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову» (Ис. 1:13, 16, 17).

Истинное служение Богу неразрывно связано со служением людям. Всесильный Бог приближает Свои интересы к интересам слабейших членов человеческой семьи. Божественная любовь, объемлющая мир, оскорблена насильниками, воздевающими свои запятнанные кровью руки к небу. Подобная религия отвергается Богом. Его святость и праведность — не заоблачные непостижимые категории, не отвлеченные абстрактные формулы. Истина о неразрывной связи подлинной религии со служением ближнему позднее была изложена словами Христа: «Что вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне». Отражение Своей собственной доброты и благодати Господь желает видеть в людях, носящих Его имя.

Однажды соприкоснувшись со Всевышним, Исаия через всю жизнь пронес чувство беспредельной святости Божьей.

«Восстань, светись, Иерусалим!…» Тема совершенного торжества Церкви Божьей не угасает во вдохновенных песнях пророка.

В то же время голос пророка Михея, современника Исаии, вопрошает: «С чем предстать мне пред Богом небесным? Предстать ли перед Ним с всесожжениями, с тельцами однолетними?.. О, человек! сказано тебе, что — добро , и чего требует (ожидает) от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:6, 8).

Такое восприятие святых и праведных свойств характера Бога, Владыки всего мироздания, давало человеку возможность, приближаясь к Богу, подражать Ему в повседневной жизни.

Грех — причина страданий в мире

Духовная зрелость Исаии проявилась в осознании глубины всеобщего грехопадения. Он был чужд иллюзий самолюбования, в нем не было поверхностного оптимизма и легкомысленной бравады. Он понимал, насколько больны люди и он сам, как частица общества. Его духовный взор особенно обострился после соприкосновения со Святым Израиля (см. Ис. 6:1-5). После этого пророк дает беспристрастный и подлинный анализ греховного состояния современников. Это известная 59-я глава. «Вот, рука Господня не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать». «Никто не возвышает голоса за правду, никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство… Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, ищущий по ним , не знает мира» (Ис. 59:1, 2. 4, 8).

В Новом Завете ап. Павел использует эти слова, чтобы сделать еще более полное обобщение: «Имеем ли мы преимущество? Нисколько; ибо мы уже доказывали, что как иудеи, так и Еллины, все под грехом… Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:9, 23).

Такое глубокое, личное осознание своего духовного состояния было значительным достижением на пути спасения. Самые надежные средства самоспасения отодвигаются в сторону как бесполезные и ничтожные. После этого нет смысла надеяться на «коней и колесниц», на помощь египтян, на свои способности и богатство. Не стоит обращать свои взоры и на царей-избавителей, на героев и гениев, ибо «нет праведного ни одного». Собственная праведность также бессильна спасти от всеразъедающей щелочи греха.

Теперь сознание перешагивает через всю эту груду ложных надежд и устремляется к единственному приемлемому средству спасения: «Только Ты — Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими, Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш» (Ис. 63:16).

«Искупитель наш» — эти слова теперь обращены только к Богу. Он единственный, Кто врачует рану, «Сильный, чтобы спасать». Каким образом будет совершено это спасение? В чем оно будет заключаться? Вот те вопросы, на которые необходимо ответить народу, и пророк Исаия стоит перед этой трудной задачей.

Весть спасения через Мессию

Предрассудки современников возвышались подобно вавилонским стенам на пути правильного понимания вести искупления. Так как в мировоззрении язычников божество преимущественно наделялось атрибутами могущества и власти, то и понятие человеческого величия воплощалось в образе могущественного царя-победителя. Саргон, Синаххериб, Александр Македонский — вот примеры величия и силы.

На каменном основании Саргонова трона высечено изображение царя, на колеснице объезжающего поле битвы. Царские воины набросали перед колесницей груды голов, как символ его жестокости и боевого геройства. Мыслимо ли было утверждать, что в мире, где идеал обладания и культ силы являлись общепризнанными, спасение могло осуществиться через самоотречение и смирение?

Государственный деспотизм освящала языческая религия. Таким образом, человеческая личность была подавлена физически и духовно. Ассирийские цари, налагая свое бремя на народы, требовали не только дани, но, зачастую, и признания их богов. Каким же должен был быть избавитель от этого ига? По принятому всеобщему мнению. Мессия будет великим царем, который освободит евреев от власти чужеземцев и, более того, он покорит все народы. Следовательно, в сознании современников Исаии Мессия мало чем отличался от Саргона, разве только тем, что служить он будет Иегове. Это понятие далеко расходилось с Божьими намерениями. «Мои мысли — не ваши мысли, не ваши пути — пути Мои, говорит Господь» (Ис. 55:8).

Теперь нужно было исправить эти понятия, ибо они неверно направляли духовное развитие Израиля. Только грех (отсутствие личной живой связи с Богом) был причиной всех форм рабства и тайным источником всех бедствий и слабостей народа. Избавитель должен был преобразить духовное состояние и тем самым проложить путь к истинной свободе. Это было под силу только Тому, Кого Исаия называл Святым Израиля. Если бы иудеи последующих поколений восприняли весть об искуплении правильно, так, как она представлена в Книге Исаии, то они были бы готовы увидеть в Иисусе Христе Того, о Ком писал пророк.

Таинственный голос на протяжении веков не переставал звучать в словах вдохновенного псалма: «Вот Я иду, в свитке книжном написано обо Мне, Я желаю исполнить волю Твою, Боже…»

В священных свитках Исаии образ Мессии-Искупителя представлен в определенной последовательности:

Святое Семя — Младенец — Отрок — Муж скорбей.

Святое семя станет корнем и послужит основанием для будущего дерева — народа Божьего (Ис, 6:13).

Семя хранит в себе тайну жизни, вся полнота которой разовьется из него впоследствии. Этот символ находится в полном согласии с пророчеством о Христе, данном еще в раю Адаму и Еве (Быт. 3:15) и затем Аврааму (Быт. 26:4).

Младенец: «Се, дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил» (Ис. 7:14).

«Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут Ему имя: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).

Исаия как бы видит тот день, когда Мария принесет в храм Младенца, жизнь Которого определит судьбы всего мира.

Отрок: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине» (Ис. 42:1-3).

Отрок, исполненный Святого Духа, о котором Лука спустя семь столетий запишет: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и людей» (Лк. 2:52). Своей кротостью и разумом Он привлек внимание иерусалимских учителей: «…слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк. 2:46, 47).

И, наконец. Муж скорбей: Дух Святой открывает завесу будущего, и читатель слышит слова величественно-скорбные, непревзойденные по силе выражения: «Кто поверил слышанному от нас, к кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия: и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и унижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:1-5).

«Так ярко и детально изображено страдание Христа, как будто бы Исаия стоял у подножия креста. Видение это так ясно, что Исаия говорит о нем в прошедшем времени, как будто бы оно уже совершилось. А между тем оно написано было за 700 лет до Голгофы. Предсказание это не может относиться ни к кому другому в истории, как только ко Христу»023 .

Не через насилие над другими, а через самоотверженное служение человеку, не через подавление других Своим величием, а через смирение перед людьми во имя их спасения, не через возмездие разгневанного Бога, а через любовь к страдающему и заблудшему придет избавление от мирового зла, — провозглашал Исаия.

Подобно тому, как мать томится бессонной ночью над больным ребенком, желая его выздоровления, так Господь, сострадая к людям, сойдет к ним среди ночи греха, чтобы взять их немощи и нести их болезни.

В тот момент, когда Исаия решился ходить нагим, чтобы уберечь народ от крайнего обнищания, грозившего обрушиться на его соотечественников из-за близорукой политики царского двора, он лучше всех постиг, что значит жертвовать своим личным престижем ради общего блага. Ему стало ясно, что подобно ему и Мессия вынужден будет перенести унижения ради того, чтобы спасти многих от вечной гибели.

Таким образом, Мессия в пророчествах Исаии — это не завоеватель и не военный стратег, это жертвенная, исполненная великой любви Личность. И метод Его борьбы со вселенским злом заключается не в низвержении с престолов своих соперников, не во внешних религиозных реформах, не в громогласных декларациях. Божья любовь знает Свои пути к обремененному сердцу. Его голос взывает к совести для того, чтобы вдохнуть в душу святое влияние и удалить тлетворность греха. Только в тайниках человеческого сознания мог произойти коренной поворот к добру. «И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покорю тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «Ты Мой народ» (Ис. 51:16).

В мире, где гремели ассирийские боевые колесницы, где апофеоз военного насилия праздновал свое кровавое торжество, Бог через Исаию возвысил идеал кроткого Отрока, Который не повысит голоса и не повредит надломленного. Тот, Кто взойдет в мире, как росток из сухой земли, постепенно Своим тихим влиянием одолеет все формы насилия и лжи. Его жизненная сила от Бога, Который «возложил Дух Свой на Него».

«Я, Господь, призвал в правду, и будут держать тебя за руки и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» (Ис. 42:6). Вот пророчество, свет которого достигнет той эры, когда народы всего мира услышат Евангелие.

История Церкви в пророчествах Исаии

В сознании современников Исаии понятие о назначении Иерусалима и иудейского народа, согласно Божьих планов, также было в значительной степени искажено. Евреи исказили истину Божью о назначении богоизбранного народа и его столицы быть центром религиозного просвещения мира, заменив ее идеей политического мессианизма. Благовествующий Сион был подменен идеей воинствующего сионизма. Уже тогда опасная тенденция воинствовать не словом истины, а плотским оружием, подобно губительному семени, пустила корни в сознании большинства израильтян.

На самых ранних этапах истории еврейской нации ее вступление в землю Ханаанскую и в самом деле сопровождалось военными действиями. Но эти войны имели совершенно другую основу. Нравы хананейских племен, населявших Палестину, были в высшей степени испорчены и развращены. Их религия стала изуверством, сопровождавшимся постоянным убийством людей. Их половая жизнь извратилась самым отвратительным образом. Волшебство и колдовство пронизывали все стороны быта. Бесспорно, такая зараженная и извращенная культура была рассадником зла на земле. Она не могла дать последующим поколениям ничего, кроме морального разложения. И поэтому Израиль, как молодая нация, был призван совершить Божье правосудие над хананеями. Это должно было стать вечным уроком для самих евреев, ибо поселяясь в земле хананеев, они должны были выработать «иммунитет» против подобных «болезней». Но как только иудеи сами приобщились к хананейским порокам, религиозные войны утратили всякий смысл.

Вместо ядовитого хананейского растения Бог насадил благородную маслину, дабы она приносила плоды всем народам. И если бы Израиль осуществил Божьи намерения и принес святые плоды высшей духовной культуры, то все народы мира воспользовались бы благословениями завета Божьего.

Однако из столетия в столетие, из поколение в поколение национальный эгоизм и гордость возводили барьер между Израилем и их соседями. А гордиться-то, впрочем, было нечем. Постепенно Израиль впитал и культивировал пороки язычников, а возвращения к Богу являлись только прекрасными эпизодами в его истории. Исаия призван был ответить на вопрос: «Что будет с этим народом? Оставит его Бог или будет дальше совершать над ним Свою воспитательную работу?»

«И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?» (Ис. 5:3, 4).

Мы сможем лучше понять пророчества Исаии об Израиле и Иерусалиме, когда представим себе историческую перспективу, открывшуюся пророку. Самым кратким образом она была сформулирована в видении Исаии в храме, когда Господь начертал основные ее этапы (см. Ис. 6:1113):

1. Предстоящее опустошение земли Иудейской и Иерусалима — вавилонское пленение с 606 по 538 г. до Р. X. (Ис. 6:11, 12).

2. «…и возвратится…» — восстановление Иерусалима и возвращение народа из плена.

3. Период реставрации Иудейского государства и храма (на этот период отведено было 490 лет, т. е. 70 седьмин).

4. «…она опять будет разорена…» — вторичное и окончательное крушение Иудеи и Иерусалима от рук римлян в 70 г. по Р. X.

5. «Но, как от теревинфа и как от дуба, когда они срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее». Святое семя — Христос — положит основание новозаветной Церкви, которая соединит верный Остаток иудеев и язычников.

6. И, наконец окончательное торжество всех искупленных в вечном Иерусалиме на Новой Земле.

Некоторые из этих событий в речах Исаии представлены как единое действие, например, реставрация земного Иерусалима после плена и торжество спасенных в вышнем Иерусалиме.

Проанализируем поэтапно эти пророчества.

1. Ближайшим событием, которому предстояло совершиться, было нашествие на Иудею ассирийцев, а затем вавилонян. В первые годы правления царя Езекии, после очищения храма, ожидались благоприятные для иудеев перемены во внешнеполитической обстановке. Иудеи надеялись, что проявленная ревность в служении Богу сразу же принесет видимые плоды. Но поскольку международная обстановка ухудшилась, внимание было направлено на приобретение военных союзников. Это стало обычным проявлением недоверия по отношению к силе и защите Творца.

Последовали события, предсказанные ранее: нашествие Саргона, два нашествия Сенаххериба, опустошение земли. Десятки городов и сел лежали в развалинах. Таких потрясений Иудея не переживала со времен Судей. Вера в торжество Иерусалима как державного города была сломлена. Этот период стал тем временем, когда Исаия мог яснее раскрыть идею благовествующего Иерусалима. Пророчество второй главы говорило о конечной цели и миссии Иерусалима — стать центром, откуда все народы получат истину о Живом Боге и Его святом законе. «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы… и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима» (Ис. 2:23). Исаия ясно и определенно говорит, что не боевые колесницы и кавалерия иудеев распространит свое господство над всем миром, а Слово Господне и Его закон выйдут из этого города и распространятся для всех народов.

Однако по причине несоответствия плотского Израиля Божьим идеалам и целям это пророчество получило свое исполнение только после смерти и воскресения Иисуса Христа (Комментарий АСД на Ис. 2). Именно из Иерусалима Его ученики и апостолы понесли во все концы земли Евангелие — Слово Господне. На протяжении многих веков народы, принявшие христианство, со всех концов земли устремляли свои взоры к священному городу. Но это было лишь частичным исполнением этого пророчества. В священном городе подлинную ценность имели только Святое Семя — Христос и Остаток Его народа, которому надлежало «стать светом до края земли».

Вне всякого сомнения, Слово Господне, вышедшее из Иерусалима, является вестью Евангелия, распространение которой приняло глобальные масштабы именно в «последние дни». Дух пророчества указывает на Ис.2:2, 3 как на стихи, «содержащие в себе великое ободрение и являющиеся сокровищницей, наполненной драгоценностями и жемчугами» (Комментарий АСД, т. IV).

Божья Церковь последних дней, выполняющая миссию духовного Израиля, и есть именно та святая «гора» дома Божьего, где люди из всякого племени и народа соединяются, чтобы «ходить по стезям Его».

Возвращение из вавилонского плена и восстановление развалин Иерусалима воспето в ряде торжественных гимнов: «Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святой! Ибо уже не будет входить в тебя необрезанный и нечистый. Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! Сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона! Ибо так говорит Господь: за ничто вы были проданы, и без серебра будете выкуплены». «Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима; ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим» (Ис. 52:13, 9).

Здесь радость избавления из плена воспета в таком восторженном духе, как будто сам пророк был одним из тех, кому предстояло выйти из вавилонской неволи.

После вавилонского плена, по пророчеству Исаии, народ возвратится в Иудейскую землю. Иерусалиму предоставлялась еще одна возможность стать светом среди народов. Это пророчество имеет тройное исполнение:

1) частичное, буквальное — после возвращения из плена;

2) более полное духовное исполнение — в евангельскую эпоху;

3) и, наконец, оно окончательно исполнится на Новой Земле.

023 Геллей Г. Библейский справочник, Торонто, 1989, с. 307

«Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь». Иер. 1:7.