Книги Ездры и Неемии

Место в каноне

В Талмуде (Baba Bathra 15a) книги Ездры и Неемии рассматриваются как одна: «Ездра написал свою книгу». Это, однако, не означает, что Ездру считали и автором книги Неемии, поскольку в Гемаре читаем: «Но кто окончил ее?» Тут же дается ответ: «Неемия, сын Ахалиин». По-видимому, это замечание надо понимать в том смысле, что Неемия завершил эту работу, присовокупив к ней свою собственную. Кроме того, обе книги рассматривали как единую Иосиф (против Апиона i.8), Мелитон Сардийский (в «Церковной истории» Евсевия — iv.26), а также Иероним в своем «Оправдательном прологе» (Prologus Galeatus). Вульгата называет книгу Неемии второй книгой Ездры (liber secundus Esdrae).

В одной еврейской рукописи 1448 года текст был разделен на две книги, что сохранилось в современных еврейских Библиях, однако даже в них примечания масоретов, указывающие на количество стихов в каждой книге, даются после книги Неемии, и срединным стихом назван отрывок из Неемии 3:32.

В Септуагинте обе книги объединены и озаглавлены Esdras B, чтобы отличить от Esdras A, апокрифа. Первым такое деление в Септуагинте засвидетельствовал Ориген. Обе книги на самом деле тесно связаны между собой, однако в книге Неемии (7:6-70) повторяется вторая глава Ездры, и это показывает, что изначально они не представляли собой единого целого. Можно только предполагать, почему их стали рассматривать как одну. Быть может, это произошло потому, что в книге Неемии продолжается история, начатая в книге Ездры, а, может быть, для того, чтобы согласовать общее число канонических книг с числом букв еврейского алфавита.

Связь между книгами Ездры и Неемии

Некоторые исследователи считают, что вавилонского плена не было и, следовательно, не было и возвращения из него. Основным представителем такой точки зрения является К .К. Торри, считающий, что книга Ездры не имеет под собой никаких исторических оснований. По существу, такой же позиции придерживается и Густав Хельшер.

Некоторые ученые, и особенно Баттен и Лагранж, считают, что деятельность Неемии предшествовала работе Ездры (такая точка зрения, в основном, возникла благодаря влиянию католического исследователя А. Ван Хунакера, который много писал на эту тему). Они полагают, что Неемия действовал во время царствования Артаксеркса I (465-424), а Ездра — во время Артаксеркса II (404-359).

Ван Хунакер считает необходимым следующим образом изменить порядок библейского текста: Ездра 1:1 — 4:3; 4:24b — 6:22; 4:4-24а; Неем. 1:1 — 7:5; 11:1 — 13:31; Ездра 7-10; Неем.8-10. Однако, несмотря на то, что служение Неемии действительно можно связать с царствованием Артаксеркса I, отсюда никоим образом не следует, что деятельность Ездры разворачивалась позже, и поэтому обе книги мы будем рассматривать в соответствии с традиционным порядком следования.