Важное значение культового языка в Книге пророка Даниила 8:9-14

Анджел М. Родригес

Редакционный обзор. Правильно ли с точки зрения экзегетики истолковывать Дан. 8:14 («На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится»), увязывая этот стих с обрядом Дня искупления в Левите 16? Согласно тезису данной главы это не просто желательно, но и необходимо сделать, чтобы видение было понято правильно.

Автор рассматривает целый ряд слов и выражений из указанного отрывка (8:9-14), которые прямо или косвенно относятся к еврейской религии, то есть к израильской системе служения в святилище. (Исследователи, как правило, используют термины «культ», «культовый» по отношению к религиозным системам поклонения древних. Это нейтральная терминология, и она не несет никаких пренебрежительных оттенков.)

Слова, которые Даниил использует в этом отрывке, такие, как «место/основание» (makon), «святилище» (miqdas; qodes), «продолжение» или «ежедневная жертва/непрерывно-сжигаемое приношение» (tamid), напрямую связаны с еврейской системой поклонения Глагол rum в своей форме Hophal в выражении «отнята была» также имеет отношение к святилищу. В особенности же это верно для глагола «быть праведным/справедливым» (sadak) и его формам существительного и прилагательного. Даниил использует этот глагол в простой пассивной форме — nisdaq (cm. 14), но его корень, sdq, многократно появляется в псалмах, «гимнах» еврейского культа. Прочие термины, встречающиеся в отрывке, к примеру, «воинство» (saba’), «рог» (qeren), «истина» ( (e) met) и «нечестие/восстание» (pesa’), можно рассматривать как имеющие косвенное отношение к системе служения в святилище. То есть это термины, используемые в связи с отправлением культа, но они могут появляться также и в других контекстах.

Такое использование святилищной или культовой терминологии ясно указывает на связь между рассматриваемым пророчеством Даниила и израильским культом, как он изложен в Книге Левит. Отсюда вывод, что сходная терминология предполагает сходные понятия. Другими словами, и данное пророчество, и Книга Левит имеют отношение к понятию о святилище и его реальности. Дабы разобраться в применении Даниилом святилищных терминов, исследователь обязан обратиться к Книге Левит и еврейскому культу за их подробным объяснением.

Один из важных терминов, использованных Даниилом, подчеркивает правильность такой методики. Речь идет о термине или выражении «tamid». Согласно пророчеству, «небольшой рог» нападает на небесного Вождя. Он отнимает у небесного Вождя «tamid» и надругается над «местом святыни Его». Анализ использования слова tamid в Книге Левит показывает, что этот термин тесно связан со служением священников во внешнем дворе святилища. Он ни разу не использован по отношению к служению в самой скинии. Следовательно, наиболее точный перевод выражения hattamid («tamid» с определенным артиклем) в Книге Даниила будет звучать как «непрерывное заступничество», а не «ежедневная жертва», в отличие от общепринятого варианта.

Пророчество Даниила указывает, что Вождь воинства не только царская, но и священническая фигура. Таким образом, оно обращает наше внимание на заступничество Вождя в интересах Его народа в Святом небесного святилища. Имеется в виду именно то служение, которое пытается — и успешно — прервать «небольшой рог». Поскольку «tamid» относится только к служению Вождя в первой части святилища, то возникает законный вопрос: а как же тогда священнический труд во Святом святых? И оказал ли «небольшой рог» воздействие на ежегодное очищение святилища? Книга Даниила 8:14 отвечает на этот вопрос.

Судя по его использованию в Псалтире, глагол sadaq («быть праведным/справедливым») и родственные ему формы существительного и прилагательного выражают (по отношению к служению в святилище) идеи праведности, очищения и оправдания. Поскольку культовые термины и собственно дух культа преобладают в Книге Даниила 8:9-14, автор утверждает, что мы свободны утверждать культовое применение корня sdq в этом отрывке (nisdaq). Поэтому он переводит nisdaq как «быть признанным праведным/оправданным/очищенным». Автор предполагает, что Даниил использовал nisdaq, а не taker («чистить/ очищать»), еще один культовый термин, так как первый имел более богатое, более широкое значение и потому мог с большим успехом описать процессы осуждения, оправдания и спасения, включенные в космические масштабы этого апокалиптического пророчества.

Выражение tamid, использованное в данном пророчестве, указывает на священническую деятельность Вождя во Святом небесного святилища. Поскольку это святилище является концептуальной основой пророчества, то было бы логично упомянуть также Его священническую деятельность во Святом святых. На мысль о таком упоминании наводит слово nisdaq (cm. 14). День искупления был единственным днем всей системы культа, когда святилище очищалось/ оправдывалось.

Очищение/ оправдание святилища (ст. 14) — это не тот ответ, который требует нападение рога. «Небольшой рог» нападает, но он не оскверняет. Вопрос, заданный в стихе 13 «На сколько времени?», должен относиться к завершению деятельности «небольшого рога». Ответ таков: видение и деятельность рога будут продолжаться до истечения 2300 дней, до того времени, когда святилище очистится, то есть до Дня искупления. Рог повлияет на служение Вождя во Святом, но он не способен помешать Его служению во Святом святых. Это служение начнется по окончании 2300 дней и положит конец попыткам рога овладеть святилищем.

Во свете этого Дня искупления процессы оправдания/ очищения, которые произойдут в антитипический День искупления, включат в себя несколько направлений: Бог и Его святилище будут оправданы, Его народ будет судим и очищен, то есть его верность вновь подтвердится, запись его грехов будет стерта, неверные же подвергнутся уничтожению. Сатана и силы зла, которых он использует, будут навечно ниспровергнуты.

Структура главы

1. Вступление.

2. Культовая терминология.

3. Sdq в культовой терминологии.

4. Sdq в Книге Даниила 8:14.

5. День искупления и Книга Даниила 8:14.

6. Заключение.

Вступление

Аналитическое прочтение древнееврейского текста Книги Даниила 8:9-14 дает возможность обнаружить вот такой важный факт: пророк использует здесь культовую терминологию. То есть он пользуется набором слов, заимствованных в израильской системе служения в святилище. Данная терминология применяется, главным образом, в связи с деятельностью «небольшого рога». Ниже мы проанализируем культовые формы выражения в исследуемом отрывке, дабы прояснить смысл пророчества. Мы увидим, что факт наличия культовой терминологии в этом отрывке является основой правильного понимания этого видения.

С точки зрения методики мы сначала обсудим значение культовых терминов, употребленных в этом отрывке. Особое внимание будет уделено термину tamid. В завершение исследуем возможную культовую значимость корня sdq, от которого образовано слово nisdaq в 8:14.

Культовая терминология

1. Место святыни Его (mekon miqdaso). Даниил 8:11. И mekon («место»), и miqdas («святыня») в Книге Даниила 8:11 являются культовыми терминами. Makon («место») употребляется в Ветхом Завете 17 раз. В 14 случаях оно используется по отношению к святилищу. В двух случаях из оставшихся трех оно употребляется в связи с престолом Божьим, предполагая косвенное отношение к святилищу — «Правосудие и правота — основание [makon, опора] престола Твоего» (Пс. 88:15, 96:2).

Makon используется для обозначения святилища. В таком применении оно могло бы означать «жилище» (Исх. 15:17; 3 Цар. 8:13; 2 Пар. 6:2; Ис. 18:4). Идея «основания» может также передаваться посредством makon (Пс. 103:5). Это слово, по-видимому, обозначает базис (371) . Следовательно, перевод «место» следует понимать как «местонахождение» (372) . Когда makon используется по отношению к святилищу, оно может обозначать место, где находится земное (Езд. 2:68; Ис. 4:5) или небесное святилище (3 Цар. 8:39, 43, 49; 2 Пар. 6:30, 33, 39; Пс. 32:14).

Miqdas («святилище») в Дан. 8:11 является весьма распространенным в Ветхом Завете термином, используемым для обозначения святилища. Он относится к «святилищу» как к единому целому. В большинстве случаев miqdas означает земное святилище (Исх. 25:8; Лев. 26:2 и т.д.). Однако в нескольких местах miqdas относится и к Божьему небесному местопребыванию (Пс. 67:33-36; 95:5, б) (373) . Этот термин также очень часто применяется для определения святилища как объекта нападения врагов Бога (Пс. 73:7;Ис. 63:18;Иер. 51:51; Плач Иер. 1:10).

2. Святилище (qodes). Даниил 8:13, 14. Это еще один термин, используемый для обозначения святилища. Он может относиться к святилищу в целом (Исх. 30:13; Чис. 3:28; 1 Пар. 9:29), к Святому (Исх. 28:29; 29:30; 3 Цар. 8:8), или даже к Святому святых (Лев. 16:2). Слово qodes повсеместно используется в главе 16 Книги Левит для обозначения святилища как объекта очищения (374) .

3. Воинство (saba’). Даниил 8:10-13. Это военный термин, применяемый для обозначения армии (375) . Он очень часто используется в культовом контексте. К тому же в форме множественного числа он применяется как культовое имя Бога (Yahweh S (e) ba’ot, «Господь воинств») (376) . Интересен тот факт, что saba’ («воинство») используется по отношению к служению левитов в святилище (Чис. 4:3, 23, 30; 8:24, 25). Итак, налицо явная связь между saba’ («воинство») и культом.

4. «Отнята была» (huraym). Даниил 8:11. Это глагольное выражение происходит от древнееврейского глагола гит, который означает «поднимать, нести» Rum используется довольно часто в культовом контексте в значении «жертвовать, дарить» (Чис. 15:19-21) и «удалять, откладывать» (Лев. 2:9; 4:8) (377) . Даниил в данном случае использует глагол в форме Hophal, что является каузативной пассивной формой корня rum. Когда это глагольное образование используется в культовом контексте, оно обозначает акт удаления из жертвы той части, которая особым образом принадлежит Богу (Лев. 4:10; ср. 22:15), или священникам (Исх. 29:27). Ответственность за удаление этих частей из жертв была возложена на священников.

5. Рог, истина, нечестие (qeren, ‘ (e) met, pesa’). Даниил 8:9-14. В Книге Даниила 8:9-14 есть еще три термина, которые имеют или могут иметь некоторую культовую значимость. Один из них «рог» (qeren) в 8:9. Он напоминает нам о рогах, расположенных на четырех углах алтаря в святилище (Исх. 27:2; 29:12; Лев. 4:7; 16:18). Эти рога, возможно, символизировали силу Бога (378) . Еще один термин — «истина» (‘ (e) met) в 8:12. Строго говоря, «истина» не обязательно культовый термин (379) . Однако он может нести культовый подтекст. Например, в Книге Малахии 2:6 повеление, которое священник должен был передать народу, было названо «законом истины» (380) . Наконец, мы находим термин «нечестие/преступление» (pesa’) в 8:12. Тот же самый термин употребляется в Книге Левит 16:16, чтобы обозначить грехи, которые могут быть искуплены в День искупления, если народ смирится и раскается.

6. Постоянство (tamid). Даниил 8:11-13. Мы должны проанализировать еще один культовый термин, а именно — tamid. По-видимому, он является ключевым для всего отрывка. Это определенно культовый термин. Обычно слову tamid приписывают значение «ежедневный», но для него в большей степени подходит значение длительности, непрерывности (381) .

Большинство комментаторов переводят tamid в 8:11- 13 как «ежедневные жертвы» (382) . Основной причиной такого перевода служит тот факт, что tamid нередко употребляется в связи с утренними и вечерними жертвами. Довольно часто слово tamid можно встретить в определении всесожжения: ‘olat tamid — постоянное всесожжение (Исх. 29:42; Чис. 28:3; Неем. 10:33). Однако у Даниила tamid не несет функцию прилагательного или причастия. Перед ним стоит определенный артикль — hattamid. Следовательно, в данном случае слово выполняет функцию существительного. Такое употребление этого термина в абсолютном смысле присуще только Даниилу.

Поскольку Даниил употребляет tamid помимо термина ‘olah («всесожжение»), следовательно, приводить его в переводе неправильно. Кроме того, термин tamid применяется в Ветхом Завете не только для обозначения жертвоприношений. Он также используется в отношении «хлебов предложения» (Исх. 25:30; Чис. 4:7), светильников (Исх. 27:20; Лев. 24:2), курения (Исх. 30:8) и огня над алтарем (Лев. 6:13). Сузить значение слова hattamid до «жертвы» значит упустить из виду разнообразие применения tamid в рамках культа. Hattamid следует понимать в возможно более широком смысле.

Изучение термина tamid в культовых контекстах показывает, что он использовался для обозначения многих видов деятельности, которые священник призван был постоянно исполнять в святилище. Более того, tamid использовался по отношению к священнической деятельности, исполняемой во дворе и в Святом святилища. Мы не должны упускать из виду тот немаловажный факт, что tamid никогда не употребляется для обозначения деятельности, совершающейся во Святом святых.

Весьма вероятно, что когда tamid употребляется в абсолютной форме, как в Книге Даниила, он относится к культовым актам, совершаемым во Святом либо имеющим косвенное отношение к Святому. Теологическое понятие, лежащее в основе этой деятельности, — это понятие заступничества, ходатайства, посредничества. Выражение hattamid правильнее переводить как «постоянное посредничество». Таким образом, оно относится к постоянному служению священника в святилище, совершаемому в интересах народа.

Промежуточные выводы

Давайте на минутку остановимся и посмотрим, как культовая терминология, уже изученная нами, помогает нам в понимании 8:9-14.

Прежде всего, исходя из культового языка обсуждаемого отрывка, мы ясно видим, что есть по крайней мере «терминологическая связь» (т. е. встречаются одинаковые термины) между этим отрывком и культом, иными словами, системой богослужения во святилище. Поэтому будет уместно обратиться к Книге Левит, чтобы лучше понять, что же пытается рассказать нам пророк.

Во-вторых, мы не должны забывать, что те или иные термины используются для передачи идей и понятий. В данном случае понятия о святилище. Следует также установить «концептуальную связь» между Дан. 8:9-14 и израильским культом. Пророк исходит из предположения, что его читатели знакомы с системой богослужения, поэтому он использует культовый словарь, не объясняя значение его слов.

В-третьих, культовая терминология помогает понять природу и деятельность «небольшого рога». В данном отрывке политические интересы «небольшого рога» оставлены без внимания. Акцент же делается на отношение рога к культу и к культовому сообществу (Божьему народу). «Небольшой рог» представляет собой, по существу, антикультовую силу. Но он не просто противостоит каким-то культовым обрядам. Этот рог целенаправленно действует против культа Яхве. Он растет в таком направлении, в котором не растет ни один другой зверь, а именно — вверх.

«Небольшой рог» нападает на «воинство небесное». Здесь речь идет (saba’), возможно, о культовой страже, аналогичной левитской, поскольку наряду с прочим левиты несли ответственность за защиту святилища от вторжения посторонних (Чис. 3:5-10; 18:1-10, 1 Пар. 9:23- 27) (383) . В этом состояла одна из самых важных их обязанностей. Святилище ни в коем случае не должно было подвергнуться осквернению.

Когда «небольшой рог» нападет на святилище, он прежде всего должен сразиться с saba’, культовой стражей. В этом сражении он «низринул на землю» часть культовой армии (min-hassaba’). Это выражение употребляется в Ветхом Завете и обозначает поражение (384) . Рог способен одолеть стражу.

Теперь он вступает в борьбу с Вождем армии/ воинства (sar-hassaba’), и святилище — его подлинная цель. Рог достаточно могуществен, чтобы отнять (гит, Hophael форма) у Вождя Его постоянное священническое служение в святилище, tamid. Отняв у Вождя то, что принадлежит исключительно Ему, «небольшой рог» тем самым покажет, что он сам желает занять место священника. Дабы возвыситься еще более, рог надругается над «местом» святилища Вождя. Данное выражение означает либо буквальное, либо метафорическое разрушение основания святилища. «Небольшой рог» преуспевает в своих действиях, направленных против Яхве.

Согласно 8:12, рог сделал нечто большее. С интерпретацией этого стиха связаны некоторые трудности, тем не менее общая идея вполне ясна.

Глагол tinnaten («предано») дан в пассивной форме. Подлежащим здесь, возможно, является слово, обозначающее «небольшой рог». Дополнением к глаголу служит слово «воинство», а непрямым дополнением, по-видимому, tamid (385) . Буквальный перевод будет звучать примерно так: «И воинство предано над tamid». Это значит, что, отняв tamid у Вождя, рог ставит свою собственную армию смотреть за tamid.

«Небольшой рог» имеет полную власть над tamid. У него есть и культовая стража, чтобы «защищать» tamid. Эта сила, противоборствующая Яхве, способна осуществлять защиту через «нечестие» (b (e) pasa’). Рог восстал против Бога. Восстание (pesa’), которое можно было искупить в святилище (Лев. 16:16), в данном случае не может быть искуплено, поскольку «небольшой рог» нападает на сам инструмент искупления. Это восстание до предела.

Власть рога над tamid предполагает, что он управляет и torah («наставление»). Этот враг Божьего святилища способен повергать на землю истину (‘ (e) теt), Божественное повеление, бывшее под контролем священства. В Книге Даниила 7:25 упоминается то же самое действие как попытка «отменить у них праздничные времена и закон».

Совершенно ясно, что пророк посредством культового языка открывает саму природу рога и главную цель его намерений и действий. Эта мятежная сила нападает на святилище и овладевает tamid; это сила, противоборствующая Яхве.

В-четвертых, культовый язык, используемый в Дан. 8:9-14, дает нам понять, что «небольшой рог» не подвергает святилище какому-либо пагубному воздействию.

В этом отрывке нет ни единого культового термина, который передавал бы идею порчи (386) . Здесь же говорится о нападении на святилище. Ангел-толкователь определяет это действие как осквернение (halal). Мы читаем в 11:31: «И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище и прекратит [tamid]».

Эта сила не проявляет никакого уважения к святости храма. Она относится к храму и службам в нем как к обычному явлению (halal, «передавать в общее пользование») (387) . В культовой практике «осквернение» и «порча, загрязнение» — это не одно и то же. Следовательно, рог является не пагубно влияющим, но мятежным, оскверняющим фактором.

В-пятых, культовый язык в Дан. 8:9-14 оставляет открытым вопрос: о каком святилище говорит пророк? Мы уже видели, что термины, использованные в этих стихах для обозначения святилища, могут быть отнесены как к небесному, так и к земному святилищу. Возможно, они употребляются здесь для обозначения обоих святилищ сразу. Однако упоминание о Вожде, похоже, указывает на то, что пророк более всего тревожится о небесном святилище.

Деятельность Вождя чрезвычайно важна; «небольшой рог» хочет управлять Его деятельностью. Особое внимание следует уделить тому факту, что tamid принадлежит Вождю. Мы уже отмечали — tamid совершалась израильскими священниками. Отсюда вытекает вполне логичное предположение, что Вождь — это священническая фигура. И действительно, термин вождь (sar) употребляется в Ветхом Завете для обозначения первосвященника (/ Пар. 24:5) (388) . Рог, таким образом, присваивает право на священническое служение Вождя.

Однако мы не должны упускать из виду, что Вождь, упомянутый здесь, не просто священник-человек. Он — Вождь небесных воинств. Согласно Книге Иисуса Навина 5:13-15, этот Вождь — небесное существо (389) . В Книге Даниила он также назван «Владыкой владык» (8:25), «Христом Владыкой» (9:25) (390) и «Михаилом, князем великим» (12:1).

Этот же Владыка, вероятно, назван «Сыном человеческим» в 7-й главе (391) . Все перечисленные титулы наводят на мысль о том, что Владыка представляет собой также и царственную фигуру, поскольку в нем мы видим сочетание царских и священнических функций.

В 8-й главе ударение делается на священническую функцию Владыки. Деятельность, которой он занимается, с культовой точки зрения раскрывается благодаря использованию термина tamid. To есть работа израильского священника, постоянно осуществлявшаяся в святилище, взята за основу для описания деятельности Владыки. Он ведает tamid, постоянным посредническим служением в святилище.

Таmid употребляется только в связи со Святым и имеет отношение к служению священника именно здесь. Отсюда следует, что Владыка совершает работу, равноценную той, что выполняет священник во Святом. Если мы правы, то можем сделать вывод, что «небольшой рог» тем или иным образом повлияет на служение Владыки во Святом. Даниил говорит, что он отнимет у Владыки tamid, то есть постоянное служение во Святом.

Всякий, кто знаком с израильским культом, тут же задаст вопрос: а как же священническая работа во Святом святых? Наносит ли «небольшой рог» ущерб ежегодному очищению святилища? Вот здесь Дан. 8:13, 14 становятся особенно важными.

Sdq в культовой терминологии

Ключевым термином в Дан. 8:14 является nisdaq. В переводе его смысл передается словом «очистится». Глагольный корень, от которого образован nisdaq, — sadaq, его, как правило, переводят как «быть правым», «быть оправданным», «быть праведным, справедливым» (392) .

Корень sdq в формах глагола, существительного и прилагательного употребляется в культовых средах, то есть в связи со святилищем и его обрядами.

Это особенно характерно для Псалтири. Тут мы должны помнить, что большая часть псалмов написана в культовом контексте. Весьма вероятно, что большинство из них были сочинены с целью использовать их в особых обрядах и на религиозных праздниках (393) . Принято считать, что между псалмами и богослужением в святилище существует тесная взаимосвязь. Следовательно, вполне естественно, что корень sdq употребляется в псалмах с отчетливыми культовыми ассоциациями и выражает культовую идеологию».

Возможно, псалмы, наиболее ясно выражающие культовую связь sdq, принадлежат к разряду, известному как «Песни восхождения» или «Тора восхождения» (394) . Эти псалмы устанавливают условия, исполнение которых требуется от тех, кто хочет получить доступ в святилище. Псалом 23:3-6 служит тому прекрасной иллюстрацией, в нем мы можем обнаружить некое подобие разговора между священником и верующим:

Верующий: Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?

Священник: Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно, — тот получит благословение от Господа и милость [праведность, sedaqah] от Бога, Спасителя своего.

Верующий: Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова! (395)

Эти требования предполагают завет. Верующий должен заявить о преданности завету, верности явленной воле Яхве (396) . Хотя цитированный псалом делает ударение на этических требованиях завета, подобное признание преданности включает также и то, что можно назвать «обрядовыми заповедями» (Втор. 26:13-/5) (397) .

Дабы получить доступ в святилище, от человека требовалась верность завету в целом. Тот, кто мог сделать такое признание, был, несомненно, праведен (398) .

Исходя из псалма 14:1, 2, становится ясно: для того чтобы его культовое участие было узаконено, израильтянин должен был обладать «праведностью» (sec/eg) (399) . «Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно [tamim] и делает правду [sedeq, буквально «проявляет праведность»].

Соблюдение непорочности, требуемое от жертвенного животного (Лее. 1:3, tamim), теперь требуется от израильтянина. Здесь термин «безупречный» приравнен к термину «праведность». Однако эта праведность не является результатом человеческих усилий. Скорее это дар Божьей спасающей благодати человеку (Пс. 4:2; 16:1; 34:24; 3Цар. 8:58, 61). «Праведность» (sedeq), требуемая от верующего, неотделима от искупления и прощения (400) .

Человек, желавший войти в святилище, должен был не только признать свою верность завету, но также исповедовать свои нарушения завета. Человек со смиренным духом и сокрушенным сердцем исповедовавший свой грех, также становился праведным.

Псалом 31:1 — «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!»

31:5 — «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»».

31:11 — «Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные» [saddiqim].

Праведные, упомянутые в стихе 11, это те, которые исповедали свои грехи, свои нарушения завета и были прощены Господом (401) . Мы встречаемся здесь с новой мыслью: верующий не приносил с собой праведность в храм, но обретал ее в храме как дар (402) . Там он получал «благословение от Господа [священническое благословение] и милость [священническое объявление о праведности] от Бога, Спасителя своего» (Пс. 23:5).

Общепризнано, что одна из функций священника, являющегося Божьим представителем, состояла в оглашении культовых объявлений после выполненного культового исследования (403) . Когда израильтянин приносил в святилище жертвенное животное, священник должен был осмотреть его. Такие выражения как «это всесожжение»/‘olah hu’ (Лев. 1:13), «это приношение хлебное»/minhah hu’ (Лев. 2:6), «это жертва за грех»/hatta’t hu’ (Лев. 4:21), «он нечист»/tame’ hu’ (Лев. 13:11), «он чист»/tahor hu’ (Лев. 13:13, 17), являются священническими объявлениями, оглашающими результаты его культового исследования.

Священник должен был объявлять, приятна или нет жертва Господу. Если жертва объявлялась неприемлемой, то она не вменялась приносящему ее (ср. Лев. 7:18). «Суждение о культовом животном всегда отождествлялось с суждением о самом приносящем ее» (404) . С отвержением жертвы отвергался и приносящий ее.

Согласно Псалтири, когда верующий приходил в храм, он получал праведность от Бога через священническое объявление. Книга Иезекииля 18:5-9 разъясняет, что такое объявление о праведности было известно в рамках культа. Здесь мы встречаемся с так называемым «катехизическим рядом заповедей» (405) того же самого рода, что и в «Песнях восхождения» (406) .

После этого перечня заповедей мы встречаем утверждение «он — праведник»/saddiq hu’. С точки зрения грамматики выражение saddiq hu’ эквивалентно выражениям, упомянутым нами выше. Все они представляют собой именные предложения (без сказуемого), используемые как части сложного предложения, построенные на местоименном третьем лице единственного числа в функции сказуемого. «Он — праведник» — это священническое объявление (407) .

Мы предположили, что Господь через священника объявляет человека праведником, верным завету. Этот человек мог стать и тем, чьи грехи прощены. Он также получал праведность в святилище. Иногда объявление о праведности было актом оправдания. В «Псалмах порочности» можно встретить утверждения, подобные следующему:

Суди меня, Господи, по правде моей [sedeq] и по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника [saddiq] подкрепи (Пс. 7:9, 10; ср. 34:24, 25).

По-видимому, псалмопевец был ложно обвинен в преступлении. Он идет в святилище, ища встречи с Богом. Он хочет, чтобы его объявили праведным. Таким образом он будет оправдан.

Псалтирь указывает, что человек, посетивший святилище в поисках праведности/оправдания, получал их через священническое объявление о праведности. Человек, объявленный праведным, получал доступ в храм.

Интересно и очень важно отметить, что, согласно Книге Левит, дабы иметь доступ в святилище, было необходимо «очищение» (tahor). Это очищение достигалось посредством священнического труда. Например, прокаженный, однажды объявленный нечистым, не мог пойти в святилище (Лев. 13:46). Только после того, как священник объявит его «чистым» (tahor), доступ в святилище становился для него возможным (Лев. 14:110}. То, что в Книге Левит было объявлением о чистоте, в Псалтири является объявлением о праведности. Быть объявленным чистым (ритуально), значило то же самое, что и быть объявленным праведным (нравственно).

Два эти понятия — праведный/чистый — встречаются вместе в одном из самых значимых мест Ветхого Завета, а именно в Книге Исайи 52:13-53:12. Повсюду в этой поэме мы находим культовую терминологию (408) . Происходящее с Рабом Господним истолковывается там в культовых категориях. Раб является и жертвой, и священником. Эти две функции соединены в главе 53:11 — «Чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, [объявит многих праведными] и грехи их на Себе понесет».

Заметьте, что как священник Раб обладает определенным знанием, которое позволяет Ему делать культовое объявление («чрез познание Его»). Но Он также и жертва. Будучи ею, Он объявляется праведным («Праведник») и может объявить как священник «многих» праведными (yasdiq, «объявлять праведным»). Суд, произведенный над жертвой, производится над многими.

Заметьте также, что за объявлением о праведности следует утверждение: «И грехи их на Себе понесет». Выражение «нести грех» — это культовое выражение, отражающее идею прощения и очищения (409) . Многие объявляются праведными не потому, что они праведные, но потому, что Раб очистил их. Культовое объявление о праведности и очищение от греха — это одно и то же.

Таким образом, существует, видимо, теологическая связь между праведностью и чистотой; связь, означающая, что оба понятия практически стали синонимами, по крайней мере в культовых контекстах. Последние исследования корня sdq показали: он действительно употребляется в синонимическом параллелизме с формами корня thr, «быть ясным, чистым» (Иов 4:17,17:9), и bor, «чистота» (Пс. 17:21}. В других местах он является синонимом zakah, «быть чистым, непорочным» (Пс. 50:6; Иов 15:14; 25:4) (410) . Совершенно ясно, что семантический диапазон корня sdq включает идеи чистоты и очищения. Более того, связь корня sdq с культовыми терминами и понятиями ясно указывает на то, что он играет значительную роль в самом культе.

Исследования Псалтири показывают, что корень sdq находился в самом сердце культа. Культ в целом, похоже, вращается вокруг понятия sdq: верующий входит в храм через «врата правды» (Пс. 117:19) (411) , он приносит «жертву правды» (Пс. 4:6; 50:21; Мал. 3:3), и священник, «облеченный правдою» (Пс. 131:9), ходатайствует от имени приносящего жертву перед Яхве, Богом правды (Пс. 10: Т). В результате верующий получает в храме «милость [праведность] от Бога» (Пс. 23:5). Через священника Бог объявляет человека праведным. Поскольку верующий был объявлен праведным/очищенным/оправданным, он может в полной мере участвовать в культе и возрадоваться перед Господом.

Sdq в Книге Даниила 8:14

Предшествующий анализ показал, что корень sdq употребляется в различных местах в окружении культовой терминологии и собственно духа культа. Таким образом, нет ничего необычного в том, что мы обнаруживаем его в Дан. 8:14 также в окружении культовой терминологии. Затрудняет же использование sdq в 8:14 тот факт, что его глагольная форма nisdaq — уникальна для Ветхого Завета. Nisdaq — это форма Niphal глагола sadaq. В этой форме глагол выражает идею возвратности или пассива. Контекст предполагает, что данный глагол в этом случае нужно брать как пассив. Вопрос в том, как мы должны его переводить. Выдвигались различные предложения: «быть очищенным», «быть оправданным», «быть восстановленным в своей правоте» и т.д.

Мы уже видели, что в культовых контекстах корень sdq мог выражать идеи праведности, очищения, оправдания. Дан. 8:14 принадлежит к отрывку, где преобладает культовая терминология и собственно дух культа. Следовательно, мы с большой долей уверенности можем говорить здесь о культовом употреблении корня sdq.

Мы можем передать смысл nisdaq как «быть объявленным праведным/ быть оправданным/ быть очищенным». Даниил употребил nisdaq, а не taher («очищать/ чистить»), потому что sdq «более широкий корень, чрезвычайно богатый по смыслу. Он главным образом направлен на описание юридического и сотериологического процесса осуждения, оправдания и спасения» (412) . Он очень хорошо укладывается во вселенские масштабы его апокалиптического пророчества.

Дан. 8:14 указывает на время, когда святилище будет объявлено праведным/очищенным/оправданным. Существовало ли такое время в рамках иудейского культового календаря? Единственным моментом, когда такое объявление могло стать реальностью, был День искупления. Это, как нам кажется, единственное логичное заключение, к которому может прийти всякий, знакомый с израильским культом.

День искупления был единственным днем в культе, когда святилище очищалось/оправдывалось. Более того, сам контекст 8-й главы Книги Даниила подтверждает наше заключение. Мы уже отмечали, что в предыдущих стихах упоминается только священническая деятельность в Святом. Было бы вполне логично сказать также и о священнической деятельности в Святом святых. Такое упоминание содержится в 8:14.

Очень часто между nisdaq и «небольшим рогом» предполагается наличие некоторой связи. Полагают, что очищение необходимо из-за деятельности «небольшого рога». В этой связи нам необходимо продолжить исследование данного вопроса в контексте культового языка, использованного в Дан. 8:9-14.

Мы видим, что деятельность «небольшого рога» направлена против культа. Он берет верх над воинством, святилищем и получает власть над tamid, священническим служением в Святом. Во всем этом рог преуспел (8:12). Был задан законный вопрос: «На сколько времени?» — и получен ответ: «На две тысячи триста вечеров и утр (413) и тогда святилище [будет объявлено праведным/ очищенным/оправданным]»(5:14).

В стихе 13 поднимается вопрос относительно окончания деятельности «небольшого рога». Этот вопрос касается конца периода времени. Ответ ясен: видение (414) и деятельность «небольшого рога» будут продолжаться до истечения 2300 дней, до того времени, когда святилище будет очищено, то есть до Дня искупления.

Необходимость очищения/оправдания святилища появилась не из-за «небольшого рога». Мы уже указывали, что культовая терминология, использованная в Дан. 8:9-14, не дает свидетельства в пользу идеи об осквернении святилища «небольшим рогом». Даниилу сказано, что «небольшой рог» будет воздействовать только на служение Владыки в Святом. Он не сможет вмешаться в Его работу во Святом святых. Эта работа должна начаться по окончании 2300 дней и положить конец власти рога над святилищем.

Если очищение/оправдание святилища не является необходимостью, вызванной попытками рога, то перед нами встает важный вопрос: почему святилище необходимо очистить? Непосредственный контекст не дает ответа, но заметьте, что tamid упоминается в предыдущих стихах, и они нам не говорят, почему tamid важен и необходим. Нам даже не объясняют, что это такое. Когда мы захотели узнать, что означает tamid, нам пришлось признать, что это культовый термин. Затем мы продолжили анализ его употребления в культовых контекстах. Если теперь мы хотим узнать, что означает очищение/ оправдание святилища и почему оно необходимо, мы должны исследовать обряд Дня искупления в иудейском культе. Следовательно, нам нужно перейти от Книги Даниила 8:14 к Книге Левит 16.

День искупления и Дан. 8:14

День искупления упоминается в Ветхом Завете лишь в нескольких местах (Исх. 30:10; Лев. 16; 23:26-32; 25:9).

Двумя наиболее важными упоминаниями являются главы Книги Левит 16 и 23:2.6-32. Обряды, исполнявшиеся в тот день, по-видимому, имели целью выразить по крайней мере три основные идеи.

1. Бог и Его святилище были оправданы. Удаление греха/нечистоты из святилища открыло нечто очень важное о сущности Бога и Его жилища. Через ежедневные искупительные жертвы исповеданный грех передавался в святилище от имени раскаявшегося грешника (415) . Только лишь ради цели искупления грех/нечистота допускался в самое присутствие Божье. Но даже предназначенные к искуплению грехи не могли оставаться неограниченно долго в святом жилище Бога. День искупления провозглашал, что святость/чистота не имеет ничего общего с грехом/нечистотой. Они были необратимо отделены друг от друга, открывая особым образом истинную сущность Бога и Его святилища.

В этот важный день грех/нечистота не только удалялся из святилища, но также переходил на Азазела. Эта демоническая фигура, похоже, символизирует сам источник нечистоты. Перенося грех на Азазела, Яхве возвращал нечистоту в ее же источник. В День искупления Яхве одерживал победу над силами зла. Пока люди покоились, Господь действовал от их имени.

2. Народ был очищен. Очищение святилища и очищение народа были тесно увязаны одно с другим. В очищении святилища в День искупления очищение людей достигало своего завершения. Их грехи наконец удалялись от лица Господа. Теперь они сами могли оставаться в присутствии Божьем. Само назначение завета тогда устанавливалось заново: Бог останется жить среди Своего народа; Он будет их Богом, и они пребудут Его избранным народом и в дальнейшем.

3. Бог судил Свой народ. Бог повелел Своему народу не делать никаких дел и смирять души свои (‘anah nepes) в День искупления (Лев. 16:29), вероятно, путем поста. Покоем и смирением люди демонстрировали свою полную зависимость от милости Яхве. Это личное отношение было связано с очищением святилища.

Удаление греха из святилища означало окончательное очищение только для тех, кто оставался в абсолютной зависимости от Божьих милости и силы. В тот день Господь выносил приговор Своему народу. Иудей, не смирившийся и не пребывавший в покое, объявлялся виновным. Этот человек истреблялся из народа своего (Лев. 23:29, 30). Данная формула уничтожения была отрицательным вердиктом, выносимым после Божественного расследования. Положительный вердикт являлся объявлением о чистоте. Яхве судил Свой народ.

Три понятия, рассмотренные только что, похоже, имели фундаментальное значение в День искупления в рамках израильского культа. Основываясь на нашем предыдущем исследовании, мы можем утверждать, что провозглашение оправдания/очищения святилища в Книге Даниила означает, что:

А. Бог и Его святилище должны быть оправданы. Священническое служение Владыки небесного воинства, упомянутое в Дан. 8:11, проводилось от имени Божьего народа. Это было служение ходатайства, а, следовательно, согласно ветхозаветному закону, прощения греха. Очищение святилища, о котором говорится в 8:14, ясно продемонстрирует, что вовлечение святилища в проблему греха было действенным способом избавления от этой проблемы и что перемещение греха в святилище ни в коей мере не повлияло на характер Божий. Удаляя грех Своего народа из святилища, Бог открывает Себя как святого, чистого и праведного Бога. Он также откроет Себя как всемогущего Бога, который неизменно побеждает злые силы этого мира (ср. Дан. 2, Т).

Б. Народ Божий будет очищен. Книга Даниила устремлена в то время, когда спасение Божьего народа станет окончательным. Члены его уже святые Всевышнего Бога. Тем не менее они все еще ждут осуществления своего спасения. Оправдание/очищение святилища, упомянутое в 8:14, является также и оправданием/очищением Божьего народа. Грехи этих людей будут вычеркнуты. Их очищение завершится. И тогда утвердится вечное царство.

В. Бог будет судить Свой народ. Оправдание/очищение святилища в Книге Даниила включает также и совершение суда. Глагол, использованный Даниилом для обозначения очищения святилища (sdq), является правовым термином. В нем правовые и культовые понятия сведены вместе. Очищение святилища тесно связано с культовым объявлением о чистоте святых Божьих. Господь судит Свой народ. Люди остаются в отношении полной зависимости от Бога в самых тяжелых обстоятельствах. Именно об этом говорится в главе 7. Сцена суда, описанная в этой главе, является подходящей параллелью к главе 8:14 (416) . Святым дается суд и оправдание (7:9, 10, 13, 14, 21, 22). Запись об их грехах, безусловно, удаляется из святилища. Неверные же истребляются (Лев. 23:29, 30; ср. Мф. 7:21, 23; 22:1114). Так очищается святилище.

Рассматриваемый нами отрывок (8:914) позволил нам заглянуть в святилище, где Вождь небесных воинств совершает служение. Его священнический труд включает не только ежедневные служения, но и служение, эквивалентное ежегодной службе, Дню искупления. Дабы понять важность служения Вождя в День искупления, мы вкратце исследовали значение этого обряда в Книге Левит. Мы выяснили, что в День искупления Бог открывал Себя как чистого и могущественного Бога, Который побеждает силы зла. Бог окончательно очищал Свой народ, удаляя его грехи из святилища и позволяя людям постоянно жить в Его присутствии. Тот день был также и днем суда. Пророчества Даниила, относящиеся к концу мира, обращены к тому времени, когда эти события станут окончательными во вселенском масштабе и зло будет окончательно искоренено во вселенной.

Заключение

Наше исследование показало, что Даниил использует культовый язык в главе 8:9-14, дабы выразить культовые идеи. Следовательно, существует взаимосвязь между этим отрывком и культом. Изучение термина tamid определило, что он обозначал священническое посредническое служение, совершаемое от имени народа в Святом святилища. Наше исследование корня sdq показало, что он используется в культовых контекстах и что он был ключевым понятием культа. Употребление sdq, особенно в Псалтири, означает, что он выражал в культе ту же самую идею, которую выражал taker в Книге Левит. Даниилу был известен этот факт, и он смело употреблял sdq по отношению к священническому труду в Святом святых в День искупления.

«Небольшой рог», как мы отмечали, в своей антикультовой агрессии способен властвовать над святилищем. Он воздействует на служение Вождя в Святом. Когда Владыке наступает время начать Свое служение в Святом святых, «небольшой рог» теряет власть над святилищем. Он не может воздействовать на служение Вождя в Святом святых. Это служение и его значение описаны в 16-й главе Книги Левит. Служение Вождя небесных воинств в Святом святых включает оправдание Божьего характера, очищение Его народа, суд святых перед тем, как Царство Божье будет утверждено на земле.