Оправдание и суд

Иван Блазен

Оправдание верою — суд по делам

Редакционный обзор. В этой главе автор рассматривает два библейских учения, особо подчеркнутые апостолом Павлом: 1) оправдание верою и 2) суд по делам. Библейские исследователи предложили множество объяснений для снятия разногласий, якобы существующих между этими двумя доктринальными положениями христианской веры.

Некоторые богословы утверждают, что концепция окончательного суда — это пережиток иудаизма Павла, и она не годится для христиан. Другие полагают, что новозаветные тексты о суде предназначены лишь для того, чтобы побудить грешника обратиться ко Христу за оправданием, но для верующих они не имеют большого значения. Некоторые же учат, что первоначально грешник оправдывается верою, но окончательно — своим исполнением идеала совершенства, которое достигается посредством благодати. Есть и такие ученые, которые считают, что суд применительно к называющим себя христианами не относится к их спасению или гибели, а только определяет меру награды народа Божьего.

Однако ни одна из перечисленных точек зрения не дает полного представления о двух доктринах Священного Писания. Поскольку оба учения принадлежат Божественному откровению, ни одно из них не может быть умалено или принижено в пользу другого.

Предложенное автором разрешение проблемы, связанной с этими двумя истинами, может быть названо «динамической историко-спасительной концепцией». Она подчеркивает, что спасение «уже» началось здесь и теперь, но что оно «еще не» закончилось. Суть этой концепции заключается в том, что существует только одно оправдание. Оно сопровождает верующего постоянно от начала уверования («уже») до окончательного суда, где реальность оправдания и его действенность испытывается посредством плодов («еще не»). В конце — на суде — Бог рассматривает оправдание вместе с его плодом. Он не делает этого, руководствуясь принципом: «человек спасается верой и делами». Для Него оправдание есть источник освященного плода.

Хотя благословение оправдания на будущем суде становится реальностью даже теперь, Священное Писание ясно учит, что Бог желает видеть на последнем суде только одно: оправданных верующих, которые посредством Его благодати приобрели тесную связь с Ним и принесли плод для Его славы.

План раздела

I. Введение

II. Разум и откровение

III. Оправдание верою и суд по делам

IV. Оправдание и уверенность

V. Суд и уверенность

VI. Противоречия сняты

Введение

Настоящее исследование вносит ясность во взаимоотношение между оправданием только верою, которое дает уверенность в спасении, и судом по делам. Было предпринято много попыток снять кажущуюся напряженность или разрешить противоречие между этими двумя доктринами. Часто эти попытки принимали форму принижения значения или даже отрицания того или другого учения. Я же считаю, что оба учения достойны всякой поддержки, потому что источником обоих служит Священное Писание, и между ними существует внутренняя связь, подобная той, которая существует между понятием о Христе как Спасителе и понятием о Христе как Господе.

Поскольку тема оправдания и суда, затронутая в посланиях апостола Павла, вызывает очень много толков, мое внимание обращено к ней. Однако в своем исследовании я приводил и другие библейские тексты, а также цитаты из Духа пророчества. В качестве исходной предпосылки это исследование рассматривает связь между разумом и откровением. Затем в нем дан анализ библейских текстов и их значения в посланиях апостола Павла на темы об оправдании верою независимо от дел и суде по делам. Мы увидим различные попытки примирить эти две доктрины. Затем мы рассмотрим связь между понятием о Христе как Спасителе и понятием о Христе как Господе, а также связь между даром Божьим и требованием Божьим (часть вторая). Наша цель — представить обсуждение относительно связи между оправданием и судом в новом свете. Исследование заканчивается практическим приложением обсуждения к адвентистскому учению о суде и рассмотрением аспектов суда в теологии апостола Иоанна.

Разум и откровение

Вначале необходимо, основываясь на Священном Писании, показать ошибочный путь, по которому человеческий разум сближается с истинами Божественного откровения. Не претерпев изменений и упорно оставаясь на одной и той же позиции, он не сможет прийти к библейски уравновешенному взгляду на взаимоотношения, существующие между оправданием и судом.

Уместным текстом для начала обсуждения затронутой темы служит Рим. 3:1-8. В этом отрывке Павел ведет прения с иудеями на тему о верности Бога. В 1-й и 2-й главах Павел показал, что люди оказались не верными Богу. Все люди без исключения — язычники и иудеи, осуждавшие язычников, являются грешниками перед Богом, находятся под Его осуждением (Рим. 2:2) и подвержены Его гневу. Возникает вопрос, и он в особенности относится к иудеям, которым было вверено Слово Божье (Рим. 3:1,2): уничтожает ли человеческая неверность верность Божью? (Стих 3) Другими словами, не сводит ли на нет человеческий грех, и в особенности грех иудеев, Божьи обетования? На этот вопрос Павел отвечает решительно: «Нет!» Бог верен, хотя каждый человек лжив. Он побеждает, когда Его слово и Его верность подвергаются суду (стих 4).

С учетом сказанного вопрос приобретает новое направление, полный разворот в противоположную сторону. Речь идет уже не о верности Бога-теперь она считается определенно истинной, а о неверности человеческой. Теперь вопрос не о суде человека над Богом, а о суде Бога над человеком. Если Божественная неверность не может быть уничтожена, не должна ли быть уничтожена человеческая неверность как подлежащая суду? Если Божья верность остается, хотя все люди неверны, тогда, может быть, человеческая неверность, вместо того чтобы быть нежелательной, становится желательной и ни в коем случае не наказуемой, ибо такая неверность просто ярче высвечивает верность Божью. Не будет ли Бог несправедлив, когда Он проявляет Свой гнев (стих 5) и судит грешника, чья неправда делает намного славней правду Божью? (Стих 7). Фактически разве не похвально делать зло, чтобы «вышло добро»? (Стих 8). «Добром» в данном случае можно прежде всего назвать тот весьма благоприятный свет, в котором, в сравнении с нечестием людей, предстает Божья благость, и, во-вторых, доброту, или благодать, которая исходит от Бога к согрешившим человеческим существам (см. Рим. 5:20 и 6:1).

Такая аргументация была придумана теми, кто использовал ее для дискредитации учения Павла об оправдании нечестивых, показывая, что оно приведет скорее к увековечению греха или даже к пособничеству ему, чем к его уничтожению.

Ответ Павла

Павел отвечает, что если через такое рассуждение позволить грешным людям «оправдать себя», тогда «как Богу судить мир?» (Рим. 3:6). Этим вопросом Павел отрицает логику своих оппонентов, не вступая в дискуссию, — дискуссия будет в 6-й главе Послания к Римлянам после того, как Павел полностью разовьет свою точку зрения об оправдании верою (Рим. 3:21-4:35) и его последствиях (Рим. 5), обращаясь к данности Божественного откровения — Бог будет судить мир.

Если это так, то сам Павел и его оппоненты-иудеи считали, что никакие рассуждения не умалят и не упразднят этого суда. Божественное откровение вытесняет обычную человеческую логику. (Обратите внимание, как возражение иудеев, представленное в Рим. 3:5, сопровождается комментарием Павла: «говорю по человеческому рассуждению».)

Разум должен служить откровению. Откровение просвещает разум, а задача разума — объяснять откровение, а не противоречить ему. Как только на основании откровения реальность суда стала очевидной, разум должен объяснить его значение, а не умалять и не разрушать его важность.

Оправдание верою и суд по делам

В Рим. 3:1-8 ясно очерчиваются содержащиеся здесь два элемента. Во-первых, Бог верен, то есть Он выполняет Свои обещания, данные людям, хотя они нарушили обещания, данные Ему (стихи 1-4). Во-вторых, человеческий грех не может быть ни оправдан Божьей верноетью, ни поощрен к продолжению (стихи 5-8). Может показаться, что эти два положения не согласуются друг с другом, но для Павла они едины и должны рассматриваться вместе. Павел разовьет первое положение в своем учении о Божьем оправдании нечестивых верою, а второе — в своем учении о суде по делам. Эти два элемента представляют собою столпы теологии Павла. Для Павла они сосуществуют вместе, помогая объяснить полноту -значения одного и другого и сохраняя их от искажения и ложных заключений.

Оправдание верою помогает сохранить учение о суде от ложных идей, будто человеческие существа никогда не смогут устоять на Божьем суде или что люди будут облечены самоправедностью, которая умалит праведность Божью. Другими словами, оправдание противоречит концепции, согласно которой люди не могут быть оправданы на суде или что они могут достичь оправдания сами.

С другой стороны, суд по делам оберегает доктрину оправдания нечестивых от понимания ее в смысле оправдания нечестия. Если существует суд по делам, то оправдание должно означать, что жизнь оправданных принадлежит Христу и они призваны жить для Него, умершего за них (2 Кор. 5:14, 15).

Когда любой из этих столпов ослабляется или сдвигается с места желанием быстро и легко договориться, мы приходим не к полуправде, а к абсолютной неправде. Священное Писание, взятое за основу, показывает ложность концепции, будто оправдание не связано с правлением Христа как нашего Господа, а суд не связан со служением Христа как нашего Спасителя.

Павел был разгневан на людей, которые любым способом — мыслью и делом — пытались сдвинуть любой из этих столпов. Как мы видим в Гал. 1:8, 9 и Рим. 3:8, Павел в сильных выражениях одинаково осудил и сторонников дел, которыми можно заслужить оправдание, и приверженцев оправдания без дел. Если, как сказано в

Послании к Евреям, «страшно впасть в руки Бога живого» (Евр. 10:31), можно быть уверенным, что страшно было также впасть в руки Божьего слуги, живого и разгневанного Павла!

Поскольку и оправдание верою, и суд по делам являются элементами Божественного откровения, христианскому разуму следует принять, возвещать, объяснять, исследовать, соотносить то и другое. Одно учение нельзя умалять за счет другого в ущерб внутреннему смыслу и уникальному вкладу каждого из них. Здесь уместен только один краткий совет. Я бы выразил его в пожелании искать согласия между оправданием и судом не в формальной дедуктивной логике, а в связи с историей спасения. Говорить об оправдании и суде значит говорить о реалиях, существующих в непрерывности истории спасения. Оправдание и суд могут быть оценены правильно только в контексте разворачивающейся драмы Божьего спасения. Если оправдание и суд оторвать от истории спасения и сделать их объектом логических дебатов, то они могут прийти в противоречие друг с другом.

Христианскому уму следует определить место и роль оправдания и суда в открытом исполнении Божьего искупительного плана. Согласно этому плану, Бог пришел на землю в лице Иисуса Христа, Его Сына, и предложил оправдание, т. е. правильные взаимоотношения с Ним, всякому, кто поверит в распятого и воскресшего Христа. Кого Бог оправдал через Иисуса Христа, того Он призвал к свидетельству о Христе как словом, так и делом до конца. Когда придет конец, суд определит и подтвердит реальность оправдания, доказанного верным свидетельством Божьего народа. В этом процессе оправдание и суд не противостоят и не противоречат друг другу, а находятся в совершенной гармонии.

Божий план вполне осуществится, когда оправданные Им встанут перед Ним в конце времени с плодами их личного и евангельского труда, совершенного в силе

Святого Духа. Быть без плода значит оказаться не участником Божьего искупительного процесса в этом мире, а быть в отрыве от него.

То, что связь между оправданием и судом отражает связь между началом и концом, находит подтверждение в Флп. 1:5-11. Павел говорит, что он благодарит «за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне, будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа, как и должно мне помышлять о всех вас… как соучастников моих в благодати… И молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию».

Я бы хотел сказать, что содержание и объем нашей теологии должны быть достаточно обширны, чтобы вместить все истины Божественного откровения. В этой связи оправдание и суд следует понимать как составные элементы совершающейся истории спасения. Их не следует ни ослаблять, ни отрицать. Оба должны быть приняты и объединены в единое целое. Эти столпы должны стоять вместе, поддерживая величественное здание Божьих искупительных намерений и действий.

Оправдание и уверенность

Оправдание совершается верою, а не делами. Апостол Павел так часто говорит об этом, что нет необходимости приводить соответствующие тексты. Только в Гал. 2:16 об этом сказано несколько раз. Однако два текста достойны особого рассмотрения, потому что в них содержится логическое обоснование и перспектива, на которых строятся многие утверждения Павла. Я имею в виду Гал. 2:21 и Рим. 3:27.

Если бы Павла спросили на основании этих текстов, как он узнал, что оправдание не может совершаться делами, он не дал бы сразу такого ответа: «Потому что дела человеческие злы», хотя Павел мог бы нарисовать довольно мрачную картину всеобщей греховности человеческих дел, как он делает это в Рим. 1:18-3:20. Его ответ мог бы быть дан словами Гал. 2:21. В этом тексте Павел пользуется логикой, которую можно назвать христологической, и она звучит так: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер». Другими словами, «совершенно невероятно, что Христос напрасно умер; Он умер для спасения. Поэтому праведность не может быть от закона». Иначе говоря, праведность не может исходить от дел закона, потому что откровение показывает и вера признает, что праведность исходит от Христа.

Та же самая основная точка зрения изложена в Рим. 3:27. Когда Павел утверждает, что хвалиться нам нечем, его аргумент является неожиданным для нас, поскольку мы прочитали о злых делах человеческих в Рим. 1:18- 3:20. Но затем перед вопросом 27-го стиха идет Рим. 3:21-26, где подчеркивается проявление Божьей благодати и праведности на кресте. Павел отвечает, что в конечном счете хвалиться становится нечем не из-за наличия злых дел, а из-за веры в искупительное дело Христа. Поэтому учение о праведности не по делам является хри-стологическим учением.

Сделав такое наблюдение, мы можем использовать его для обобщения некоторых главных элементов представления Павла об оправдании. Для нас лучшим путеводителем будет Послание к Римлянам и другие подходящие тексты.

В Рим. 1:18-3:20 Павел перечисляет отвратительные человеческие грехи и говорит, что все человечество находится «под грехом» (Рим. 3:9), что всякие уста смолкают и весь мир становится виновным перед Божьим судом (стих 19). Все это он противопоставляет праведности Божьей (Его искупительному делу по восстановлению правильных отношений между людьми и Им Самим), праведности, которая ведет ко спасению, открывается через провозглашение Евангелия (см. Рим. 1:16) и действует через веру и только веру (о чем говорит выражение «от веры в веру» — стих 17).

То, о чем сказано в 16-м и 17-м стихах, находит свое более полное развитие в Рим. 3:21-26. Праведность Божья, которая была открыта или лично предложена в Евангелии (Рим. 1:17), исторически была явлена (Рим. 3:21) в кровной жертве Христа на кресте (стих 25). Люди, согрешившие и лишенные славы Божьей (стих 23), оправдываются (делаются правыми у Бога) Божьей благодатью через искупление (освобождение от греха), совершенное жертвой Христа (стихи 24, 25). Оправдание, совершаемое Богом, творит новое «ныне» для верующих (стих 21), которые противостоят ветхому прошлому греха и смерти (Рим. 1:18-3:20).

Суть оправдания становится яснее при рассмотрении других мест Послания к Римлянам. Помогут в этом отношении Рим. 5:16 и 8:33, 34, ибо здесь оправдание противопоставляется осуждению (см. 2 Кор. 3:9) и вынесению обвинений против Божьих избранных. Ясно, что означает Божье оправдание грешника: грешник больше не попадает под осуждение, и все обвинения против него теряют силу. Это происходит потому, что Бог «за нас», а не «против нас», и доказано это тем, что Он «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим. 8:31,32).

Такое значение оправдания согласуется с мыслями, высказанными в Рим. 4:1-8, пожалуй, самом важном для понимания оправдания отрывке Послания к Римлянам. Доказав, что у Авраама не было причины хвалиться перед Богом оправданием делами (стих 2), Павел, ссылаясь на Быт. 15:6, показывает, что фактически Аврааму была вменена праведность на основании веры.

Что означает это вменение, видно из текстов Рим. 4:6-8, если применить к ним второй принцип библейского толкования раввина Гиллеля: gezerah shawah (равнозначность выражений). Согласно этому принципу, слово или фраза одного текста Священного Писания может быть объяснена значением, которое имеет то же слово или та же фраза в другом библейском тексте. Поскольку слово вменять находится не только в Быт. 15:6, но и в Псалме 31:2, Павел по хорошей раввинской традиции, но в согласии с Евангелием использует поздний текст для объяснения раннего. После этого оправдание, или вменение праведности, приобретает значение прощения греха или, что то же самое, покрытия греха, или невменения его верующему ( более поздняя идея, см. 2 Кор. 5:19). Оправдание — это прощение полное и безвозмездное. Оно настолько замечательно, что человек, испытавший его, назван «блаженным», или счастливым (Рим. 4:7).

В Рим. 5:9, 10 — двух параллельных между собой стихах — оправдание связано с примирением. Оба слова обозначают ту же реальность, достижимы одинаковым путем — через смерть Христа и ведут к тому же результату — вечному спасению. Синонимичность оправдания и примирения просматривается также в 2 Кор. 5:18-21, где примирение связано с невменением греха, как в Рим. 4:8, и с праведностью Божьей. Интересно, что эти концепции, в свою очередь, связаны с концепцией нового творения, о котором идет речь во 2 Кор. 5:17. Идея нового творения помещена также в Рим. 4:17, где Бог, который оправдывает, назван «животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее».

Когда вводится концепция нового творения, люди в основном сразу думают об освящении в смысле нравственного возрастания. Но, как явствует из 5-й главы Второго послания к Коринфянам и 4-й главы Послания к Римлянам, новое творение имеет самое прямое отношение к оправданию и примирению. Однако, как видно из 2 Кор. 5:14, 15, цель примиряющей смерти Христа заключается в том, чтобы живущие благодаря этой смерти жили больше не для себя, но для Умершего за них и Воскресшего вновь. Новое творение не подразумевает раздвоения между новой жизнью дарованной и новой жизнью, которой человек живет практически.

Существуют другие концепции и реалии, проливающие свет на оправдание. Разбирая вопрос оправдания в Послании к Галатам, Павел начинает объяснять новую ситуацию, возникшую благодаря оправданию, совершаемому Богом, и названную принятием, или усыновлением (Гал. 4:5-7; см. Гал. 3:24-26). Смысл оправдания звучит в надрывном возгласе души: «Авва, Отче!» («Отец мой, Отец мой!» — Гал. 4:6). Этот возглас стал возможным благодаря Духу Сына, наполняющему сердце верующего.

Действительно, оправдание подразумевает принятие Духа, как видно здесь и в Гал. 3:1-5, где сразу после приведения величайшего аргумента в пользу оправдания верою, а не делами закона (Гал. 2:15-21) Павел спрашивает, «чрез дела ли закона» галаты «получили Духа, или чрез наставление в вере?» Безусловно, принятие Духа неотделимо от оправдания. В этой связи можно вновь обратиться к 3-й главе Второго послания к Коринфянам. Там противопоставляется не только «служение оправдания» «служению осуждения» (стих 9), но и служение духа (Духа) служению смерти (стих 7). Ясно, что Божье служение оправдания (здесь подразумевается Его действие оправдания) имеет отношение к пребыванию Духа. В Рим. 5:5 христианская будущая надежда приобщения к славе Бога основывается на исполнении через Духа любовью Бога в настоящее время. Любовь, излившаяся в сердце верующего Духом Святым, заключается в том, что, когда мы были нечестивыми и беспомощными (стих 6), грешниками (стих 8) и врагами (стих 10), «Христос умер за нас» (стих 8), а это сделало возможным наше оправдание (стих 9), или примирение (стих 10).

Уверенность

Вследствие принятия Божьего оправдания со всеми его аспектами, со всеми метафорами и реалиями, связанными с ним (искупление, очищение, благодать, вменение, прощение, покрытие, примирение, творение, принятие, усыновление, Дух, свобода, жизнь, мир, радость), христианин имеет твердую надежду на окончательное спасение. Все это полностью показано в 5-й главе Послания к Римлянам.

Сама глава построена на концепции «тем более». Выражение «тем более» встречается в главе только три раза (стихи 9,10,17), но зато идея пронизывает всю главу. Короче, содержание первой части главы (стихи 1-11) можно выразить так: если верующие оправданы теперь, то тем более они спасутся полностью и окончательно на последнем суде.

Во второй части главы (стихи 12-21) аргумент таков: если через Адама человечество оказалось под воздействием греха, неправедности и смерти, то тем более через Христа оно оказалось под влиянием благодати, праведности и жизни. Если Адам принес гибель, тем более Христос принес победу. С появлением закона на Синае грех только увеличился (стих 20) вместо того, чтобы уменьшиться, как считал иудаизм. Но где умножился грех, там стала преизобиловать благодать, «дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (стихи 20, 21).

Следовательно, в 5-й главе Послания к Римлянам видно движение от оправдания к «тем большему» прославлению (см. стихи 1,2). Такая динамика согласуется с прогрессирующей цепью спасения, упомянутой в Рим. 8:29, 30. Здесь еще раз прославление следует за оправданием. И, как сказано в 5-й главе, прелюдией славы является страдание. Согласно Рим. 8:17,18, мы «сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться». Более того, Павел говорит: «Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». Страдающие должны увериться, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (стих 28). Им дарована уверенность, источником которой является Божья жертва Его Сына с вытекающим из нее оправданием (стихи 32-34), уверенность в том, что ничто на небе или на земле не сможет отлучить их от любви Божьей в Иисусе Христе, их Господе (стихи 35-39). Следовательно, оправдание подразумевает полную и надежную уверенность. Праведность, которая приносит христианину уверенность в окончательном спасении, основана на вере. Павел учит праведности по вере, а не праведности по судьбе. То, что Христос сделал для человечества, должно стать нашим достоянием. Божья праведность, которая всем обеспечивается через Иисуса Христа, обретает для человека силу только через веру.

Каково основное значение веры? Хотя многие изречения Павла о вере имеют очень большую ценность, возможно, нет лучшего ответа, чем тот, что содержится в Рим. 4:19-21. Этот текст, повествующий об Аврааме и его вере, ясно высвечивает элементы истинной веры. Как сказано у Павла, несмотря на свой возраст и бесплодие Сарры, Авраам «не поколебался в обетовании Божием неверием». Вместо того чтобы проявить недоверие, Авраам был вполне уверен, «что Он силен и исполнить обещанное». Несмотря на то, что обстоятельства, казалось, были безнадежными и не могли побудить Авраама к вере, Авраам знал, что слово Божье, данное в Его обещании, имеет силу, и это сделало его «твердым в вере». Используя слова другого библейского писателя, можно сказать, что Авраам жил «не хлебом одним», то есть не узко практически, но «всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).

Воздал славу Богу

В конечном счете явление, называемое верой, обобщается и обретает свое истинное направление и исчерпывающее значение в том, что Авраам «воздал славу Богу» (Рим. 4:20). Вера Авраама укрепилась силой Божьего обетования, когда он воздал славу Богу. Такое прославление Бога служит ярким контрастом и полностью противоположно 1) греховным обычаям язычников, которые, согласно 1-й главе Послания к Римлянам, отказались прославить и возблагодарить Бога (стих 21), но «поклонялись и служили твари» (стих 25); прославление противоположно и 2) греховным обычаям иудеев, которые, как явствует из 2-й главы Послания к Римлянам, хвалились своей самоправедностью. Позиция веры, занятая Авраамом до того, как в его жизни сложились определенные обстоятельства, создает возможность появления новой личности и делает Авраама отцом как иудеев, так и язычников, которые следуют его примеру (Рим. 4:9-12).

На примере Авраама мы видим также, что вера принимает Бога как Бога, полностью доверяет Его слову и полагается на Него. Это слово становится, в аргументации 4-й главы, словом Евангелия, которое говорит об Иисусе. Подобно тому, как вера Авраама в Божье обещание «вменилась ему в праведность», она «вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса (Христа), Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (стихи 22,24,25). Вера становится принятием Евангелия и доверием ему. Вера становится также исповеданием Евангелия, как явствует из Рим. 10:9,10: «Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».

Учитывая оттенки значения, которыми Священное Писание наделяет веру, будет правильно, хотя и не вполне исчерпывающе, назвать веру, как делают некоторые, пассивным приемником. Ценность этой концепции заключается в том, что она подчеркивает наше принятие Божьего свершения и, следовательно, отрицает наше свершение как средство оправдания.

Однако, признав эту истину, следует нарисовать более полную картину и подчеркнуть динамический элемент веры. Вера есть отклик на инициативу Бога, проявляемую в Его действии и обещании. Вера вдохновляется Богом, когда человек слышит слово о Христе (см. стих 17), но и человек должен проявлять ее. То, что Авраам не изнемог в вере (см. Рим. 4:19), «не поколебался в обетовании Божием неверием», «воздал славу Богу» (стих 20), что он был вполне уверен (стих 21), что христианин исповедует Христа как воскресшего Господа (см. Рим. 10:9), — все это подразумевает действие, в котором проявляется энергия веры. Веруя, люди непосредственно и лично имеют дело с обещанием Бога.

Фактически вера для Павла настолько динамична, что он мог описывать ее как послушание, означающее покорность Божьему слову в Евангелии. Внимать евангельскому призыву к вере значит повиноваться Богу. Это отражено в Рим. 1:5, где Павел провозглашает, что сама цель его апостольства — «покорять вере все народы», имея в виду послушание, которое является верой.

Другими словами, цель евангельского поручения — вести все народы к вере во Христа. Когда люди верят во Христа, они делают то, что Бог в Евангелии ожидает от них. Эта мысль подтверждается в словах Иисуса, записанных в 6-й главе Евангелия от Иоанна. В ответ на вопрос: «Что нам делать, чтобы творить дела Божий?» (Стих 28) Иисус ответил людям: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (стих 29). Еще одно доказательство того, что вера есть послушание, находится в

Рим. 10:3, где о неверующих иудеях сказано: «Они не покорились праведности Божией». То же самое верно и в отношении Рим. 10:16, где снова говорится о неверующем Израиле: «Не все послушались благовествования. Ибо Исайя говорит: «Господи! кто поверил слышанному от нас?»». 10-я глава Послания к Римлянам — это великая глава, посвященная вере, и в ней говорится об Израиле как о народе, не повинующемся Евангелию. Можно сравнить также Рим. 11:23 с Рим. 11:31, 32: первый текст подчеркивает неверие, второй — непослушание. Можно сделать сравнение Рим. 1:8 и Рим. 15:18, где первый текст подчеркивает веру, второй — послушание.

Динамичный характер веры виден также в 1 Фес. 1:3, где Павел хвалит фессалоникийцев за их «дело веры и труд любви и терпение упования». Через Евангелие Бог ожидает от человека веры, надежды, любви. Согласно Гал. 5:6, реальное значение для Бога имеет «вера, действующая любовью».

Делает ли это веру заслугой? Никак. Веру можно иметь только через Христа, и она имеет смысл только потому, что направлена ко Христу. Таким образом, и происхождение веры, и ее действенность связаны с Христом. Вот почему спасение по вере означает спасение по благодати. Вера движет нас ко Христу и держится за благодать.

Всю теологию Павла относительно веры можно обобщить, сказав, что вера есть покорность Божьему приговору, Его дару и Его притязанию. Вера покоряется Божьему приговору относительно человека: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Она покоряется Божьему дару для человека: «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (стих 24). И она покоряется притязанию Бога относительно человека: «А живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем… Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14:8, 9).

Суд и уверенность

Апостол Павел решительно поддерживал веру в грядущий суд. Рассмотрим основные тексты по этому вопросу из его посланий.

2 Кор. 5:9,10. «И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».

Рим. 14:10,12. Неизбежность Божественного суда над всеми христианами показана здесь в особом практическом применении. Показывая значимость смерти и воскресения Христа для Его владычества над мертвыми и живыми (см. стих 9), Павел спрашивает: «А ты что осуждаешь брата твоего? Или…унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (стих 10). Здесь проводится та же мысль, что и во 2 Кор. 5:10, то есть что конечная судьба христианина решается судом, — те, кто будут судимы, получат «доброе или худое».

Практический смысл ясен — осуждая или унижая других (или, как сказано в Рим. 14:15, «губя… того, за кого Христос умер»), человек влияет на свою собственную участь на суде. Это повторение учения Христа, Который сказал, что человек будет судим тем судом, которым судит он сам. Вместо того чтобы судить и унижать других, верующий должен руководствоваться следующим правилом: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать: каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал». Как бы там ни было, Павел назидает не допускать недоброго суда над другими, потому что «каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14:12).

Рим. 2:16. Этот текст говорит о дне, когда, по благовествованию Павла, Бог будет судить тайные дела людей через Иисуса Христа. И, как изображено в Рим. 2:6-10,

Бог воздаст каждому по делам его. Ярость и гнев ожидает тех, кто не покоряется истине и предается нечестию; и напротив, вечная жизнь уготована тем, кто, терпеливо делая добро, ищет славы, чести и бессмертия. Поскольку это так,- человек не должен ограничиваться только слушанием закона, потому что только «исполнители закона оправданы будут» (стих 13). В то время как 2-я глава Послания к Римлянам имеет целью показать, что самоправедный иудей, который критикует грехи язычников и, однако, грешит сам (стихи 1-3, 21-24), не может оправдаться своими делами, в ней содержится также действительное мерило суда.

Однако мерило суда нельзя смешивать с методом, которым определяется это мерило. Павел посвящает остальную часть Послания к Римлянам с 21-го стиха 3-й главы объяснению этого метода. Я бы сказал, что его объяснение охватывает не только теологическую часть книги (включая 11-ю главу Послания к Римлянам), где Божья спасающая благодать представлена основой спасения, но и этическую часть, начиная с 12-й главы, где представлен Божественный императив, вытекающий из искупления, предложенного в Евангелии. Это не смесь оправдания и освящения, а показ того, что за истинным оправданием всегда следует освящение.

Новое сообразование с Богом

Только тогда, когда Божья благодать, которая пребывает до конца, являясь основой вечной жизни, приводит к новому сообразованию с Богом (см. Рим. 12:1, 2), христианин приготовлен устоять на суде. Этическая часть Послания к Римлянам — это не инородный и не просто дополнительный штрих в картине милостей Бога, описанных в главах 1-11. Благодать всегда раскрывает и интерпретирует себя в новом образе жизни, и только такое полное изменение угодно Богу. Нет сомнения, что христианин будет нуждаться в милости

Божьей до конца, но эта милость всегда должна приносить плод. Жизнь, принятая от Бога, должна быть жизнью для Бога.

Адвентисты седьмого дня должны услышать евангельскую весть Послания к Римлянам во всей ее целостности: свидетельствующую (реальность Божьего дара) и повелевающую (реальность Божьего требования). (Обратите внимание, как в Рим. 2:16 Павел говорит, что его проповедь о Евангелии включает весть о суде.) Только в живом сочетании дара и требования полностью реализуется восстановление правильных отношений с Богом.

1 Кор. 3:13. «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть». Позднее мы рассмотрим роль этого стиха в его контексте.

1 Кор. 4:5. «Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».

Хотя в последней части стиха Павел делает ударение на «похвале», ясно, что обнаружение «скрытого во мраке» может в некоторых случаях привести к противоположному результату. Павел не собирался говорить здесь об этом, но такой вывод естественно вытекает из его слов. О похвале Павел говорит по личным соображениям. Слова о похвале противопоставлены словам Павла о суждении о нем со стороны коринфян или других людей (см. стих 3). Его не волнует похвала людей, его интересует похвала Бога. Следовательно, главная суть стиха относится к конечному оправданию апостольского служения Павла. Однако тот факт, что Бог «осветит скрытое во мраке», следует понимать шире. Ясно, что Павел имел в виду нечто большее, чем суд над его собственным служением (см. Рим. 2:16).

Кол. 3:5, 6. «Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления».

1 Фес. 4:6. Давая увещевание о нравственной чистоте, Павел говорит: «Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали».

Гал. 5:21. Настойчивое упоминание о прежде данном предостережении в 1 Фес. 4:6 присутствует также и здесь. После еще одного перечня пороков Павел говорит: «Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют».

1 Кор. 6:9. Это другой текст с перечнем пороков. Назидательна сама манера Павла что-то подчеркивать. «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь». Конечно, вы должны это знать, говорит Павел. Но он допускает, что человек может обманывать себя, и предупреждает против такого обмана.

Еф. 5:5,6. Здесь содержится подобное предупреждение не обманываться. «Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления».

Гал. 6:7, 8. Здесь предупреждение не обманываться сочетается с другой мыслью. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».

В тексте содержится важная мысль, что «Бог поругаем не бывает». Конечно, для Бога будет поруганием, если человек приходит к Нему, а затем отказывается жить через Духа угодной Богу жизнью. Намеренно живя по плоти, человек не живет в согласии с целью и реальностью Божьей оправдывающей благодати.

Каждый христианин должен спросить себя, не является ли его образ жизни поруганием для Бога, давшего Ему жизнь. Акцент на самообман и поругание Бога в Гал. 6:7, 8 имеет яркую аналогию в Иер. 7:8-10: «Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и притом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости».

Рим. 8:5-13. В тексте содержится тот же самый контраст между плотью и Духом. В стихе 13 сказано: «Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете».

Евр. 2:1-3. «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении».

Евр. 10:2631. То, что кратко упомянуто в Евр. 2:1-3, нашло полное развитие в текстах 10-й главы Послания к Евреям. Текст говорит сам за себя: «Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: «У Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой» Страшно впасть в руки Бога живого!»

Обобщение главных истин, содержащихся в текстах о суде

В то время как христианам, сохраняющим верность Христу, нет необходимости бояться Божьего суда и беспокоиться относительно спасения, из приведенных выше текстов о суде можно сделать, по крайней мере, три вывода. Более подробно они будут рассмотрены в этой части главы и показаны в связи с Божьим щедрым спасением позднее. Итак, во первых, христиане — те, кто оправдан верою, приходят на суд; во вторых, суд совершается по их делам; в третьих, для тех, кто исповедовал Христа, возможны два исхода: вечная жизнь или вечная смерть. Иначе говоря, вследствие этого суда люди могут либо спастись, либо погибнуть.

Никому нет нужды погибать (чтобы помешать этому и даны все предостережения в текстах о суде), но человек может погибнуть, если он останется безразличным к Божьему слову и Его воле.

Подобно тому, как библейские тексты о благодати лишают смысла ложное представление: «Никогда и вовсе не спасен, что бы Христос ни делал», так и тексты о суде отрицают заблуждение: «Однажды спасенный навсегда спасен, что бы я ни делал». Спасение всегда является даром, но дар не сохраняется, если Податель его отвергается как Господь нашей жизни.

Противоречия сняты

Чтобы снять кажущиеся противоречия между оправданием и судом, были предприняты разные попытки.

1. Некоторые люди заявляют, что тексты о суде по делам привнесены из иудейского прошлого Павла, в котором апокалиптический аспект играл важную роль. Эти тексты, говорят они, являются в некотором смысле апокалиптическим пережитком. Поэтому они должны уступить место взглядам Павла на оправдание.

Согласно этой позиции, проповедь Павла сосредоточена только на одном предмете, а не на двух. Поэтому идея суда считается чуждой Павлу. Подобная точка зрения, отрицающая апокалипсис, совершенно неприемлема как толкование Павла. Она не согласуется с довольно часто встречающимися у Павла текстами о суде, строгостью его мысли и концепцией суда в качестве аргументации.

2. Часть богословов пропагандирует точку зрения, которую можно назвать имперфекциональной. Они утверждают, что поскольку люди никогда не смогут быть совершенными из-за живущего в них греха, единственным действующим принципом на суде является вера, как и при первоначальном наделении благодатью. По этой причине единственная реальная цель библейских утверждений о суде по делам — побудить людей стремиться к оправданию верою, где можно найти необходимую им милость. Следовательно, суда по делам фактически не будет, он состоится только над людьми, живущими вне Христа. Для христианина же суд по делам означает суд по Христовым делам, а не по делам христианина. Эта точка зрения содержит положительный элемент, когда делает акцент на предпочтительности праведности по вере, но когда ее сторонники пытаются легко связать ее с оправданием, она начинает противоречить текстам о суде. Священное Писание ясно показывает, что на суде предстанут дела христианина, ставшие, конечно, возможными через Иисуса Христа, и что человек может лишиться вечной жизни, если он стал учеником Христа без участия благодати. Более того, последователи этой точки зрения не относятся серьезно к теме исполнения закона, которая прослеживается в посланиях Павла (см. Рим. 8:4; 13:8-10; Гал. 5:13,14; 6:2). Там, где встречается эта тема, она подразумевает не вменение праведности закона, а осуществление этой праведности в жизни христианина через силу Духа. Мы признаем, что это осуществление нельзя назвать абсолютно совершенным, но утверждаем, что в жизни христианина Божья воля находит свое конкретное выражение. Кроме того, имперфекциональная теория искажает повелительный аспект у Павла. Она преподносит этот аспект только с точки зрения несостоятельности наших дел перед Богом, а не нашего исполнения воли Бога, о чем идет речь у Павла и во всем Писании.

Действительно, Священное Писание ожидает от нас так много и так безоговорочно, что у нас захватывает дух. Однако непререкаемой остается истина, что через силу Духа, Который дается верующим вместе с оправдывающей Божьей благодатью (ср. Гал. 2:16,21 с 3:1-3), верующие теперь воистину могут «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4).

О христианине можно сказать, что через Христа и по подобию Христа он живет жизнью для Бога (см. Рим. 6:11.) Библейская этика не только ведет личность обратно к оправданию, но является живым плодом оправдания. Если из-за строгости Божьего требования мы должны постоянно прибегать ко кресту, то верно и то, что мы должны идти в мир с крестом как ученики Христа, которые следуют Его путем.

3. Третью точку зрения можно назвать разделительной, или перфекциональной. (Будем делать отличие между «совершенством», к которому Библия всегда направляет нас, и «перфекционизмом», на который претендуют некоторые.) Согласно этой точке зрения, оправдание по вере относится к началу христианского опыта, а в конце нас ожидает суд по делам. В начале мы оправдываемся верою, а в конце — достижением идеала совершенства через благодать. Согласно этой теории, на суде нет необходимости в милости, потому что верующий оставил все свои неблаговидные дела.

В идее перфекционизма есть кое-что положительное. Она признает, что Бог призывает нас к совершенству, она серьезно относится к вопросу ученичества и указывает на Божью цель — осуществить закон в жизни, а не уничтожить его. Однако в этой идее есть и серьезные недостатки. Во-первых, оправдание и веру она оставляет позади, в то время как Павел этого не делает. Для Павла вера, которая держится за праведность Божью, есть основание правильных отношений с Богом во все времена — в прошлом, настоящем и будущем. Это подразумевается в выражении «от веры в веру» в Рим. 1:17; именно этому учит апостол в Гал. 5:5, где сказано, что верою через Духа мы ожидаем «надежды праведности» (в смысле желанной праведности). Другими словами, вера охватывает как будущую праведность, так и ее проявление в настоящем. Согласно Рим. 5:1,2, оправдание верою ведет нас к славе.

И снова тот же самый Павел, убедительно представлявший истину как об оправдании только верою, так и о суде по делам, отказался претендовать на совершенство, возможно, даже в самом конце своей жизни, как мы видим в Флп. 3:12-14. Он знал, что стал полностью принадлежать Христу, но все же еще не сделал безграничные богатства Христа полностью своим достоянием (3:126).

Поверхностное понимание совершенства

Наконец, вышеизложенная точка зрения дает поверхностное понимание совершенства. Не видно, чтобы она соответствовала значению «более» в учении Павла. Согласно учению Павла, мы можем угождать Богу и любить друг друга, как учит нас Бог, но мы не должны удовлетворяться этим, а все более в том преуспевать (1 Фес. 4:1, 9, 10). Перед христианином всегда находится идеал совершенства, и никогда нельзя сказать, что он полностью достигнут. Безграничность дара Христа определяет безграничность Божьих требований. Он отдает Себя нам и для нас полностью, так же полностью Он заявляет о Своих правах на нашу жизнь для Его служения. Сказать, что человек находится на пути, как Павел (Флп. 3:12-14), — это одно, но сказать, что человек достиг совершенства, — это другое. Павел отвергает подобную позицию, даже когда он советует «оставаться верными тому, чего мы достигли» (стих 16 — по RSV). Нечто уже произошло, но должно произойти большее. Сами небеса правильно представляются, как постоянное приближение к Богу.

4. Согласно другой точке зрения, суд определяет, к какому разряду блаженства будут принадлежать искупленные, а вовсе не то, погибнут они или будут спасены. К этой теории привлекает внимание заголовок одной статьи в религиозной периодике: «Дела верующих не находятся в опасности под угрозой суда, ибо их представитель уже утвердил их оправдание». В тексте статьи приводится следующее объяснение в поддержку этого мнения: «Что можно сказать о текстах, которые указывают, что христиане будут судимы по их делам? Разве Библия не учит, что верующие будут отвечать за свой образ жизни? Верно, что «всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2 Кор. 5:10). Но хотя Библия говорит, что мы будем судимы по нашим делам, она не учит, что мы будем оправданы по нашим добрым делам (Рим. 3:20). На суде верующим воздается за то добро, которое они делали через Божью благодать (Еф. 6:8; Мф. 25:32-40). Поскольку мы были уже оправданы во Христе, это окончательное воздаяние никоим образом не подвергнет риску наше принятие Богом. Георг Лэдд в «Теологии Нового Завета» объясняет это следующим образом: «Верующий будет судим по его делам. Наша жизнь будет подвергнута тщательному Божественному рассмотрению, чтобы каждый мог получить справедливое воздаяние за то, что он делал, живя в теле, в соответствии с его поступками, причем его жизнь могла быть и хорошей, и плохой. Этот суд не «провозглашает обвинительного заключения, а определяет достоинства», он не выносит осуждение или оправдание, а устанавливает награду или потерю в соответствии с достоинством или недостоинством христианской жизни. Тот же самый принцип суда излагается в 1 Кор. 3:12-15. Здесь Павел говорит о служении христианских руководителей, но этот принцип распространяется и на всех верующих. Иисус Христос — единственное Основание, на котором может быть построено что-либо надежное. Однако не все строят одинаково. Одни возводят строения из золота, серебра, драгоценных камней, другие построят никудышные дома из дерева, сена, соломы… Их дела, подобно дереву, сену и соломе, будут сожжены в пламени суда, так что не останется ничего, что сказало бы об их жизни на земле. Однако это не означает потерю спасения: «сам он спасется», но будет страдать оттого, что никто не скажет ему: «Хорошо, добрый и верный раб». Строившие преданно и продуктивно будут вознаграждены за их любовь и посвящение. Павел не указывает, какой будет награда. На этом суде действует следующий принцип: хотя спасение совершается всецело по благодати, христианин не оставлен в сомнении, что Бог считает его полностью ответственным за качество его теперешней жизни» (87) .

Самая большая слабость этой теории, помимо того, что она, видимо, подразумевает какую-то кастовую систему в грядущем царстве, заключается в полном ее несоответствии с ясным смыслом библейских текстов о суде. Она не рассматривает значение всех этих текстов. Из утверждений о суде ясно вытекает, что конечная судьба действительно определяется на суде, а дела (вытекающие, конечно, из веры) играют значительную роль в его решении. Точка зрения, представленная в вышеприведенной цитате, не только игнорирует многие библейские свидетельства, но делает ошибку, искажая некоторые библейские тексты, которыми она пользуется. Например, Мф. 25:32-40 используется односторонне, только с положительной стороны, в том смысле, что «верующим воздается… за добро, которое они совершили через Божью благодать». (А как быть со злом, которое они совершили, находясь вне Божьей благодати?)

Если не принимать в расчет предположение, что среди тех, кого в этой притче осудил и изгнал Христос, не было верующих, из нее ясно следует, что на суде будет принято не просто исповедание веры, а исполнение воли Отца, то есть дел милости. Если Христос не рассказал эту притчу с целью оправдать иудейскую нацию и осудить всех язычников — а она, видимо, дана для того, чтобы показать, что быть иудеем или называющим себя верующим без добрых дел означает не преимущество, а только потерю в сравнении с «неверующими» язычниками, которые исполняют волю Бога, — так вот, эта притча ясно учит понятию, что «верующие» могут быть потеряны, если они не представляют своей жизнью суть Небесного Царства.

Без одобрения Божьего никто не войдет в Царство

Используя также 25-ю главу Евангелия от Матфея, на этот раз 23-й стих, Георг Лэдд говорит, что тому, кто, согласно 1 Кор. 3:12-15, плохо строил на основании Христа, не будет сказано: «Хорошо, добрый и верный раб». Эти люди будут спасены, но они потеряют награду, которую спасение дает тем, кто строил хорошо. Лэдд искажает тексты Матфея и Послания к Коринфянам. Следует заметить, что слово «хорошо» в Мф. 25:23 является исходной предпосылкой для слов «войди в радость господина твоего», которые за ним следуют. Радость — это не единичный аспект Царства, сохраняемый для некоторых (хороших строителей), которые входят в Царство, и удерживаемый от других (плохих строителей), которые тоже входят в Царство. Радость — это скорее обобщающий термин для Царства в целом. Без одобрительного «хорошо» никто вовсе не входит в Царство и не участвует ни в какой его радости.

Что касается 1 Кор. 3:12-15, этот библейский отрывок тоже искажается, если используется для утверждения, что как бы верующий ни жил, в конце времени он будет спасен. Слова «сам спасется, но так, как бы из огня» не столько открытое обещание, сколько скрытое предостережение. Оно направлено людям, занимающим ответственное положение в Церкви, но небрежно строящим Божий храм, потому что поощряют фракционность, а не единство в Церкви, — такова тема 3-й главы Первого послания к Коринфянам. И суть здесь не в личных грехах каждого, как Лэдд хотел бы нас уверить. Эта глава призывает их быть осторожными, ибо в огне Божественного суда люди спасутся только «как бы из огня», то есть едва-едва.

Перед нами картина: чтобы спасти свою жизнь, человек бежит из горящего здания, которое он построил. Ни один ответственный руководитель Церкви не может оставаться спокойным ввиду такого положения дел. Глубина мыслей Павла и судьбоносное значение суда достигают своей кульминации, когда сразу после 1 Кор. 3:12- 15 Павел говорит о том, что Церковь представляет собою храм Божий и «если кто разорит храм Божий, того покарает Бог». Но человек «спасется» на определенных условиях! Пусть все обратят на это внимание. Плохие строители едва спасутся, а разрушители не спасутся вовсе.

Мнение о том, что суд определяет только разряды блаженства, несостоятельно, потому что оно противоречит одному из столпов, на котором строится учение Павла. Действительное значение утверждений Павла о суде искажено из-за искаженного представления об оправдании. Здесь замешана человеческая логика, не принимающая в расчет откровений Священного Писания.

5. По моему мнению, позицию, лучше всего зарекомендовавшую себя в смысле отражения всего спектра богословского мышления Павла, можно назвать динамической историко-спасительной концепцией. Эта концепция стоит на двух столпах, очень выпукло обозначенных у Павла, — это спасение, «уже» начавшееся, и спасение, «еще не» законченное. «Уже» и «еще не» проявляются как в Божьей истории спасения, так и в личном опыте человека, когда он связан с этой историей. Суть этой концепции заключается в том, что существует только одно оправдание, и оно сопровождает верующего от начала уверования («уже») всю жизнь до окончательного суда, где реальность и жизненность этого оправдания испытывается и удостоверяется его плодами («еще не»).

Библия учит, что оправдание относится к «концу», ибо в настоящее время оно приносит желанный вердикт оправдания, который будет произнесен на последнем суде. Однако интересно отметить, что, согласно Писанию, происходящее в конце само по себе имеет начало и конец. Существует принцип: «Начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1:6). Поэтому человеческая логика противоречит Писанию, когда делает вывод, что, поскольку оправдание, являясь через веру реальностью настоящего, относится к концу, с верующего ничего больше не спросится на последнем суде. Хотя благословение оправдания на последнем суде действительно становится реальностью даже теперь, Писание ясно учит, что Бог желает видеть на последнем суде верующих, которые через Его благодать принесли плод для Его славы (стихи 9-11).

Новая жизнь, которую Бог дает каждому верующему, не заканчивается, когда тот приходит ко Христу и оправдывается, — она только начинается. В конце Бог рассмотрит оправдание вместе с его плодом — не по формуле «спасает вера плюс дела», а в смысле того, что оправдание есть источник освященного плода.

На последнем суде Христос как Спаситель и Господь может спросить на законном основании тех, кого Он оправдал: «Был ли ты Моим учеником силой Моей благодати?» Ответ, конечно, должен быть «да». Этот ответ не мог бы быть дан, когда верующий впервые пришел ко Христу и получил Его оправдание. Верующий может стать учеником Христа только тогда, когда встречает Иисуса, его оправдывающего, но по-настоящему его ученичество начинается с момента, когда верующий отдает всю свою будущую жизнь под владычество Божьей, уже проявляющей себя, любви.

От «уже» к «еще не»

В понимании Павла Божий план осуществляется тогда, когда оправдание, впервые объективно явленное на кресте и субъективно принятое верою, идет своим чередом и проявляет свою совершенную цель через освящение, достигая конечного предназначения — вечной жизни. Таков порядок спасения, изложенный в Рим. 6:15- 23 и обобщенный в 22-м стихе: «Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная».

Движение от оправдания к вечной жизни есть движение от «уже» к «еще не». Но для каждой из реальностей — оправдания и жизни — есть также свое «уже» и «еще не». Праведность Божья уже была принята, но верующие еще ожидают и надеются (Гал. 5:5). Что было и что будет соединяются верою, действующей любовью (стих 6). Только когда вера христианина действует любовью, для него может быть вынесен окончательный вердикт «Оправдан!» Что касается вечной жизни, то однажды она вступит в свои права (Рим. 5:21), но пока она как бы предвкушается. (См., к примеру, Рим. 6:4 — «ходить в обновленной жизни» и 6:13 — «оживших из мертвых».) Освящение, или созревание жизни во Христе, есть соединительное звено между жизнью как предвкушением и жизнью как полным осуществлением.

В теологии Павла «уже — еще не» суд по делам является осуществлением аспекта оправдания верою («еще не») Благодать, сопровождающая верующего до конца, достигает своей цели в добропорядочности его жизни, и суд находит ее несомненной. Спасительное служение Христа ради нас полностью проявляется в Его владычестве над нами. Суд спрашивает, стало ли это владычество реальным. Не принимать в расчет суд по делам значит, говоря коротко, игнорировать элемент «еще не» в теологии спасения Павла.

Здесь речь идет о том, что крест и принятие его верою не являются кульминацией завершающих событий, они этим только начинаются. Свершение на кресте для тех, кто принимает его, продолжает раскрывать значение креста и практическое его применение в продолжающемся служении Иисуса, пока крест не достигнет полной победы, а Христос не станет Господом всего.

Под владычеством Христа

Истина о суде по делам учит, что крест как спасительное свершение помещает нас под владычество или царствование Христа. Отказ стать учеником Христа или отказ от того, чтобы жить в освящении, которое, согласно 6-й главе Послания к Римлянам, неотделимо от оправдания, значит отвергнуть Христа как Спасителя и Господа. Суд по делам рассматривает не просто отдельные поступки, а отношение верующего ко Христу — двойному и одновременно единому Его служению как Спасителя и Господа.

Если бы Павла попросили выразить притчей его учение об оправдании и суде, он, пожалуй, выбрал бы притчу о немилосердном слуге (Мф. 18:23-35). Она достаточно наглядно показывает, чему Павел фактически учит. В первый раз царь призывает грешников, в том числе и немилосердного слугу, к отчету и прощает им их неимоверный долг. Именно так действует оправдание. Однако когда прощенные, каким стал слуга, отказались проявить милость к другим должникам, царь снова призывает их к отчету и приговаривает к тюремному заключению. Ранее прощенные стали теперь наказанными! Это гармонирует с учением Павла о суде по делам.

Если на основании этой притчи задать вопрос: являются ли дела главной основой спасения или осуждения, ответ будет «нет!» Основанием спасения является милость царя. Отсутствие милосердных поступков со стороны слуги только подтвердило, что он не имел понятия о том, что такое милость, и отверг ее как действенный принцип всей жизни.

Человек не может воспользоваться милостью только для себя и хранить ее как средство самовосхваления, вместо того чтобы сделать ее орудием исцеления. На самом деле, если Бог — Царь, наш Царь, разве не ясно, что мы должны отражать характер Его правления? Это не спасение своими делами, а позволение Божьим делам полностью спасти нас. Мы не спасаемся своей милостью, но Божье спасение творит милостивых людей. «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10). .

Милостивое правление царя — вот что поставлено в притче на карту. При испытании нашей доброты показано, что решающим фактором, который все определяет и на все влияет, в том числе и на нас самих, является Божья милость. Вот почему окончательным разрешением великого противостояния является вселенское свидетельство о том, что Бог есть любовь.

Последняя деталь этой притчи, которая отражает дух и суть мышления Павла, заключается в парадоксальной, на первый взгляд, истине, а именно в том, что милость существует для милостивых. Это не похоже на учение иудаизма, гласящего, что на окончательном суде милость исчезнет, а останется только справедливость (см. 3 Езд.7:33). Христос учил, что на последнем суде милость

Божья будет реализована полностью. Но она будет иметь силу только для тех, кто сам проявил милость в ответ на милость Божью.

Возникает вопрос: если человек проявлял милость в этой жизни, почему он нуждается в милости на суде? Во свете Иисуса Христа можно дать только один ответ: в то время как характеру Христа можно подражать и к нему приближаться, с Христовой безграничной благостью все равно сравниться невозможно. Следовательно, относительно суда верными остаются две истины: 1) на суде должен быть представлен освященный плод оправдания, но 2) функцией самого оправдания должно оставаться прощение. Благодать не противоречит плоду, и плод не противоречит благодати. На суде эти два элемента сосуществуют вместе. «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25:23).

В заключение нашего рассуждения на тему об уверенности следует сказать, что если оправдание дарует уверенность, то суд охраняет ее. Суд охраняет ее от иллюзии, что уверенность возможна без глубоких взаимоотношений со Христом и преданного следования за Ним. Наши дела не дают нам уверенности, но Тот, на Чей зов мы с благодарностью откликнулись и потому следуем за Ним в наших делах, дает нам эту уверенность. Таким образом, вопрос о делах и уверенности — это вопрос о Христе. Верующий может быть всегда уверен в спасении, если он отвечает Христу «да». Не будет уверенности, если мы говорим «нет» Тому, Кто первый сказал нам «да». Павел наглядно иллюстрирует это положение в контексте 1 Кор.10:1-13. Все было хорошо с Израилем, пока тот следовал за Скалой, которая есть Христос. Но когда Израиль предпочитал зло, то страдал от разрушителя. Только на таком условии будет хорошо с Церковью, являющейся преемницей Израиля.

Суд над Израилем, который имел духовные преимущества, доказывает, что тот, кто думает, что он стоит и уверен в своем спасении, не интересуясь при этом Божьей волей, должен остерегаться, чтобы не упасть (см. стих 12). Но никому нет нужды падать, потому что Бог может всегда избавить от искушения (см. стих 13). Поэтому только те верующие имеют уверенность в усыновлении, которые испытываются. Библейское учение о суде напоминает нам об этом и дает правильное основание для истинной уверенности, имя которой — верность Христу.