Задача первая – определить природу говорения языками

Для того, чтобы решить эту задачу, нам следует обратить внимание на контекст Библии, т.е. узнать, что говорит вся Библия непосредственно о даре говорения.

Книги Ветхого Завета не очень богаты повествованиями об этом проявлении Святого Духа:

Удивительная история о заговорившей ослице. Числ. 22:21-34. Бог может дать даже бессловесному существу возможность говорить на понятном человеческом языке. Также эта история нам даёт понять намерения Господа, с которыми Он дал ослице такую способность. Это обличить в беззаконии, остановить безумие Валаама. См. 2Петр. 2:16.

Пророчество о суде. Ис. 28. В этом отрывке Господь обращается к ефремлянам и к правителям Иерусалима и предсказывает о том, что Он будет к ним обращаться «лепечущими устами и на чужом языке» Ис. 28:11,12. В этом пророчестве даже указана суть вести, с которой Господь будет обращаться к народу, – указать на успокоение во Христе Иисусе. И о том, что эту весть отвергнут. Кстати, именно на это пророчество ссылался ап. Павел, когда писал 1Кор. 14.

Книги Нового Завета нам больше раскрывают истину о природе дара говорения языками, показывая исполнение ветхозаветных пророчеств. Было бы разумно рассмотреть свидетельства Нового Завета в хронологическом порядке:

Пророчество Иисуса Христа. Мк. 16:14-18. В этом отрывке повествуется о посещении учеников Иисусом перед Его вознесением на небо. В отрывке чётко представлена цель посещения:

1) упрекнуть учеников за их неверие и жестокосердие;

2) дать повеление ученикам идти по всему миру проповедовать Благую Весть;

3) дать определённые объяснения, которые будут полезны ученикам при исполнении Его повеления. Давая объяснения, Он говорил о знамениях, которые будут сопровождать уверовавших людей:

Изгнания бесов именем Христа.

Говорения новыми языками.

Чудесная забота Божья о здоровье.

Тот принцип, что Священное Писание не может противоречить самому себе (принцип аналогии), побуждает нас предполагать, что предсказания Иисуса Христа о говорении языками не должны разниться с пророчествами Ветхого Завета, где о них говорится как о понятной человеческой речи со смыслом, содержанием, обращённой к человеческому сознанию. Такая идея должна подтвердиться в библейских событиях, являющихся исполнением пророчеств. Это очень важно, т.к. должен быть соблюдён принцип единства и гармонии Священного Писания.

Согласно сказанному Иисусом мы понимаем, что учеников будут сопровождать чудеса, подобные тем, которые были во время служения Иисуса людям. Учитывая то, что Иисус творил чудеса не для Себя лично, а для блага людей и для пользы дела, на которое Его послал Отец, мы понимаем, что характер чудес и знамений, предсказанных Христом, должен остаться тем же, поскольку ученики – продолжатели дела Иисуса. Об этом и повествует этот отрывок: Иисус повелевает нести Благую Весть народам.

Пятидесятница. Деян.2. Это первое исполнение пророчества, данного Иисусом в Мк. 16:14-18, и пророчества, данного в Ис. 28:11,12. Об этом свидетельствует ап. Лука в Деян. 2:43. Поскольку этот отрывок – исполнение пророчества, данного в Евангелии от Марка, тогда именно он должен стать нашим ключом к пониманию природы знамений, о которых говорил нам Марк. Этот отрывок Священного Писания даёт нам чёткие, понятные и достаточно полные представления о природе дара говорения языками. Автор Деян. 2 свидетельствует о том, что это был дар говорения реальными, востребованными на данный момент иностранными языками. См. ст. 7-11. Показана также цель этого дара – весть о Христе должна эффективно достичь людей всех языков. Эта цель полностью согласуется с повелением Христа нести весть по всему миру.

История об уверовавших язычниках. Деян. 10:44-47. Когда язычники приняли Иисуса Христа своим Спасителем и исполнились Святого Духа, это сопровождалось следующими знамениями:

их слышали говорящими иными языками;

их слышали величающими Бога.

Это очередное свидетельство того, что говорение иными языками было понимаемой речью, и смыслом которой было прославление Бога среди людей. Это полностью согласуется с текстами Деян. 2; 4:31, но имеет проблематичную связь с 1Кор. 14.

Крещение Духом некоторых учеников. Деян. 19:1-7. В этом отрывке мы находим следующее сочетание знамений исполнения Духом:

стали говорить языками;

стали пророчествовать.

Такое сочетание также согласуется с Деян. 2, где ап. Лука цитирует Иоиль 2:28-32, объясняя говорение языками исполнением пророчества о том, что после излития Духа люди будут пророчествовать.

Интересно учесть, что события, описываемые в этом отрывке, приходятся примерно на тот же период времени (примерно 53-57 гг. по Р.Х.), что и события, к которым имеет отношение 1Кор.14. Но в том послании Павел (см. ст. 22) различает понятия говорить языками и пророчествовать. Это не значит, что апостолы противоречат друг другу, а значит, что говорение языками – частный случай пророчества. Павел разделяет эти два термина по адресату:

говорение языками – неверующим чужестранцам;

пророчество – для церкви, уже уверовавших людей.

Теперь мы видим некоторое отличие событий времени данного отрывка от событий времени первого излития Духа. Тогда дары давались повсеместно на распространение проповеди Евангелия во все страны, а через четверть века дары Духа имели разнообразие, поскольку были уже сформированные общины, которые нуждались в других проявлениях Духа Святого, направленные на их созидание (синод. – назидание). Вот почему в данном отрывке появляется пророчество как дар Святого Духа и знамение крещения Духом. Это будет ключом к пониманию 1Кор. 14.

Обращение ап. Павла к общине Коринфа. 1Кор. 14. Это самый поздний пример из Священного Писания, непосредственно говорящий нам о даре говорения языками. Читатель Библии обнаруживает, что прочитанное в этом отрывке может не найти поддержки в книге Деяний. Вот несколько различий 1Кор. 14 и Деян.2:

События происходят в разное время.

Деян. 2. Эти события происходили на пятидесятый день после иудейской Пасхи, когда был распят Иисус Христос.

1Кор. 14. События, отношение к которым имеет этот отрывок, происходили примерно одновременно с написанием этого послания ап. Павлом, т.е. до 57 г. по Р.Х. С дней Пятидесятницы, когда было первое излитие Святого Духа, минуло четверть века.

Это различие уже является причиной выставить нам приоритеты для понимания природы дара говорения языками. Разумнее было бы для правильного понимания обратиться сначала к источнику, описывающему более ранние события, а более поздние события рассматривать через призму ранних. За четверть века люди вполне могли бы исказить свои представления о дарах духовных, и это не просто моё предположение, а вывод из 1Кор. 12:1.

Нравственные условия.

Читая Деян. 2, мы можем поразиться глубиной веры первых христиан, а читая Первое послание к коринфянам, мы можем поразиться глубиной духовных проблем общины Коринфа. Сравните, например Деян. 2:1,44-47 и 1Кор. 1:11;3:3.

Исходя из этого, мы явно выберем приоритет Деян. 2 в постижении понимания истинной природы духовных даров.

По отношению к великому поручению Иисуса Христа.

События, описанные в Деян. 2, полностью согласуются с поручением Иисуса Христа нести евангельскую весть всему миру и разительно отличаются в этом плане от событий, к которым имеет отношение 1Кор. 14. Это различие мы выразим более подробно по пунктам.

1) Направленность дара. В Деян. 2:8-11 мы видим, что проявление Святого Духа направлено на нуждающегося в евангельской вести человека, что является исполнением поручения Христа, данного в Мк. 16:14-18. А в 1Кор. 14 мы находим, что дар говорения направлен не на нуждающегося в вести человека, а на самого говорящего. См. 1Кор. 14:2-5. Как позже мы убедимся, именно с этим борется ап. Павел в 1Кор. 12-14.

2) Понятность речи. В Деян. 2:6,8-11 «каждый слышал собственное наречие», а в 1Кор. 14 – абсолютная непонятность речи говорящего. См. 1Кор. 14:2,6,9,11,16. Чтобы человек уверовал, он должен получить хоть какое-то представление о том, во что он должен поверить.

3) Результат. В Деян. 2:42,47 мы находим достижение исполнения поручения Христа – люди, принимающие Иисуса Христа своим Спасителем. А в 1Кор. 14 – невозможность исполнения великого поручения. См. ст. 22,23.

В этих трёх основных различиях по отношению к исполнению великого поручения Иисуса Христа мы видим, что община Коринфа в этом плане имела явный недостаток. На фоне нравственного состояния общины это неудивительно. Это очередная причина поставить Деян. 2 как более приоритетное для понимания истинной природы дара говорения языками.

Соответствие со Священным Писанием.

Критерием истинности всегда являлось Священное Писание. Бог всегда призывал обращаться к нему как к эталону истинности. См. Ис. 8:20. События, к которым имеет отношение 1Кор. 14, не только не согласуются с великим поручением Иисуса Христа, но и расходятся со Священным Писанием. Эту проблему усматривает ап. Павел, когда пишет 1Кор. 14:21, где он цитирует Ис. 28:11-12. Он понимает сказанное Исайей в гармонии с великим поручением Иисуса Христа. И он указывает на несоответствие с этим практики коринфской общины, когда пишет 1Кор. 14:22.

Вывод. Для христианина рассмотренных отличий вполне достаточно, чтобы определиться, откуда ему черпать информацию об истинной природе библейского дара говорения на иных языках. Будет вернее, если мы будем трактовать труднопонимаемое и противоречивое 1Кор. 14 через понятное и недвусмысленное Деян. 2. Некоторые богословские школы совершают ошибку, представляя дар говорения языками сначала через 1Кор. 14, а потом свои выводы «примиряют» с Деян. 2.

Подведём итог. Чтобы определить для себя, каков истинный дар говорения на иных языках, будем придерживаться такого плана рассуждений:

1) используем понятные тексты Библии;

2) исследуем менее понятные тексты, учитывая выводы первого пункта, и пополним эти выводы результатами исследования.

Итак, понятные тексты так раскрывают нам дар говорения языками:

это дар Божий, т.е. проявление дара не свойственно говорящему, это чудо;

речь говорящего понятна слушающим;

речь направлена человеку (или группе), нуждающемуся в наставлении;

речь имеет конкретный смысл – проповедь Евангелия и его истин.

Теперь мы будем исследовать 1Кор. 14, чтобы разобраться в природе противоречий этой главы с множеством других текстов Священного Писания. В ходе исследования мы будем учитывать только что сделанные выводы.