Задача вторая – исследовать 1Кор. 14

Перед тем, как непосредственно приступить к анализу текста 1Кор. 14, нам необходимо уделить внимание общему контексту, в котором написан этот отрывок. Мы рассмотрим особенности, которые сопутствовали написанию этого отрывка и которые нам нельзя игнорировать ради объективного понимания истины.

Жанр. Исследуемый отрывок принадлежит Первому посланию ап. Павла к коринфянам. Жанр – послание. Так как мы понимаем, что Павел, ведя апостольскую деятельность, писал послания для руководства Церковью, а не только лишь для дружеского общения, его послания всегда мотивированы какими-либо причинами, содержат определённую весть.

Адресат. Послание было написано коринфской общине христиан. Это следует учитывать. А для нас это послание – наставление для того, чтобы мы почерпнули духовный урок на примере общины Коринфа.

Главная идея. Это понятие включает в себя причины написания послания и цели, которых желает достичь апостол. Такую информацию мы можем почерпнуть для себя из внимательного прочтения всего послания или из различной энциклопедической литературы. Главная идея послания чётко видна: Павел, во-первых, преследует цель решить ряд возникших проблем в общине христиан города Коринфа. Вот этот ряд:

4) отсутствие единства, споры (1Кор. 1:10,11);

5) отсутствие духовного роста (1Кор. 3:1-3);

6) превозношение друг перед другом (1Кор. 4:6-8);

7) блудодеяние и отношение к нему (1Кор. 5:1-2);

8) опасность идолослужения (1Кор. 10);

9) недостойное принятие участия в Вечере Господней (1Кор. 11);

10) неведение о дарах духовных (1Кор. 12);

11) дефицит братской любви (1Кор. 13);

12) отсутствие должного порядка на богослужении (1Кор. 14);

13) неверие в воскресение (1Кор. 15).

Во-вторых, Павел отвечает на вопросы коринфян и даёт рекомендации по некоторым вопросам:

1) вопрос о браке (1Кор. 7);

2) вопрос об идоложертвенном (1Кор. 8);

3) вопрос о праве апостола жить от благовествования (1Кор. 9);

4) рекомендации по сбору средств (1Кор. 16).

Такой взгляд на исследуемый отрывок помогает нам понять намерения ап. Павла, с которыми он писал эти строки. Как мы видим по представленным спискам, Павел этот отрывок писал, решая проблемы. В этом мы убеждаемся, когда видим критику апостола в его словах, записанных в 1Кор. 14:6,9,16-19,20,27-28,34.

Время написания. Как уже было отмечено, послание было написано примерно в 57 году по Р.Х. За четверть века вполне могло многое измениться в сознании людей, и неудивительно, что в 1Кор. 14 мы встречаемся с проблемами.

Ближний контекст. Взаимосвязь 1Кор. 14 и 1Кор. 12-13 очевидна. Апостол заводит разговор о иных языках ещё в 1Кор. 12:29-31, заканчивая 12 главу ключевым вопросом: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?», – как бы полемизируя с общиной. Итак, исследуемый отрывок принадлежит к смысловому отрывку 1Кор. 12-14, где Павел решает проблему представлений коринфян о духовных дарах. Прежде, чем апостол будет давать рекомендации в 14 главе, он, начиная с 12 главы, делает вступление. Поэтому мы можем сделать ещё один важный вывод: нельзя рассматривать 1Кор. 14 в отрыве от 1Кор. 12-13.

Этот предварительный анализ нам дал ещё один ключ к пониманию 1Кор. 14. Этот ключ – существующие проблемы в духовной жизни коринфян. Есть вероятность, что проблемы затрагивают и понимание коринфянами дара говорения языками. Чтобы убедиться в верности наших предположений, мы сделаем потекстовый анализ 1Кор. 12-14. В ходе анализа мы будем собирать прямую или косвенную информацию о возможных проблемах в убеждениях коринфских христиан, т.е. проведём дедуктивное расследование и по возможности восстановим историческую картину. Из 12-ой и 13-ой глав мы будем черпать информацию, сравнивать её с понятными текстами Священного Писания, а в 14-ой – проверять, сопоставляя, истинность предположений.