Потекстовый анализ 1Кор. 12-14

1Кор. 12:1-3. Введение.

1Кор. 12:1. Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.

В оригинале слово дарах не используется. Ап. Павел тревожится о духовном состоянии общины. Также Павел прямо указывает на проблему Б (Когда мы будем говорить о проблемах, связанных с употреблением дара иных языков, для удобства будем их обозначать заглавной буквой русского алфавита. Весь список проблем наглядно представлен в таблице) незнания духовного. Эту проблему Павел видит главной, судя по тому, что с неё он начинает этот отрывок, и ей же заканчивает, подводя итог (см. 1Кор. 14:37,38). Против незнания или заблуждения коринфян Павел адресует 1Кор. 12:3,15,21; 13:1-3,12,13; 14:2-4;22,32,36-38.

1Кор. 12:2,3. Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

То, что об этом апостол начинает говорить первым делом, должно нам говорить о многом. Судя по всему, в общине Коринфа существовали причины для беспокойства и замешательства некоторых верующих, порождённые незнанием духовного. Павел в этом месте утешает общину, говоря о том, что если Церковь Христа будет ведома Святым Духом, то благодаря этому не будет повода для сомнений, подозрений и опасений. Эта проблема В стала возможной, потому что речь говорящих на языках была непонятна слушающим. Против этой проблемы Павел боролся, когда писал 1Кор. 14:16-17,23. Возможно, эта проблема стала одной из причин проблемы А споров и разделений. Подозрения в возможной анафеме на Иисуса указывают также на то, что некоторые коринфяне не воспринимали произносимое на собраниях на языках как нормальное явление. Действительно, когда мы знаем практику дара языков из книги Деяний, коринфская практика воспринимается нам странной.

Вывод к 1Кор. 12:1-3. Введение нам раскрывает опасения Павла. Он выражает происходящее как проблему непонимания духовного. Это приводит общину Коринфа к разделениям и спорам. В данном случае предмет споров – произносимое на иных языках из-за его неясности. Введение нам даёт понять, о чём пойдёт речь в исследуемом отрывке. Павел в этом отрывке не будет бороться против языков вообще, а будет бороться с причинами, вызывающими смятение в коринфской общине.

1Кор. 12:4-6. От единства к различию.

1Кор. 12:4. Дары различны, но Дух один и тот же;

Приступая к решению проблемы, Павел заявляет коринфянам о различиях в духовных дарованиях. Это также неспроста. Мы уже отмечали ранее, что через четверть века после великой Пятидесятницы, когда проявлялся у всех учеников один дар, встала нужда в различных дарованиях, потому что кроме активной проповеди Евангелия появлялась необходимость в устроении, укреплении и управлении христианскими общинами. На это обращал внимание коринфян ап. Павел в 1Кор. 14:1,3-5;27,28. Это нам говорит об очередной проблеме Д повышенного внимания к одному дару, против чего Павел борется в 1Кор. 14, указывая на дары пророчества и истолкования.

1Кор. 12:5,6. и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.

Различие Павел представляет в оригинальной форме, показывая активную деятельность каждой из личностей триединого Божества. Учитывая единство Отца, Сына и Святого Духа, мы видим, что апостол тесно связывает такие понятия, как дары, служения и действия, и рассматривает их как единое целое. Такую иллюстрацию Павел приводит также не без причин. Он видел и пытался решить проблему З в представлениях коринфских верующих – дар говорения языками у них направлялся не на служение ближнему, как это было в дни Пятидесятницы, а на самого говорящего (эгоцентрично). Павел решает эту проблему в 1Кор. 12:7,21-26; 13; 14:1-6,12,16-17,21-26.

Вывод к 1Кор. 12:4-6. Чтобы решить проблему неведения о духовном, Павел начинает с того, что говорит о различии в проявлениях Святого Духа и о тесно связанном с ним различии в служениях. Такое решение открывает нам возможность предположить такие проблемы, как повышенный интерес к одному дару, неверное, оторванное от служения ближнему понимание и использование этого дара. Связывая эту мысль с предыдущим выводом, мы можем предполагать, что причиной смятения в коринфской общине была потеря единства представлений о дарах Духа и, в частности, о даре говорения иными языками в плане миссионерского предназначения Церкви. Иисус Христос поручил ученикам разнести весть повсюду и каждому человеку, и для этого Он посылает им в поддержку Святого Духа с Его дарами. Дары в Церкви должны соответствовать реальным её задачам. Если бы это было так, то не было бы места ни смятению, ни спорам, ни разделениям. В этом отрывке Павел заявляет о различии в дарованиях. Сравнивая это с событиями, бывшими после великой Пятидесятницы, когда преобладал один дар, мы можем сделать вывод, что за четверть века задачи Церкви изменились и стали разнообразнее, но, судя по всему, некоторые верующие Коринфа это не осознавали.

1Кор. 12:7-11. Разнообразие в проявлениях дарований.

1Кор. 12:7. Но каждому дается проявление Духа на пользу.

Здесь есть смысл рассмотреть ключевые выражения по отдельности.

Каждому. Дары Духа даются каждому, потому что Христос всех вовлекает в дело благовестия. Это мы наблюдали в событиях после Пятидесятницы. Господь даёт дары каждому для того, чтобы все имели силу и возможность совершать своё дело. См. также притчу Христа Мк. 13:34. Каждому Бог даёт и дело, и дары на это дело.

Проявление Духа. Проявления даров являются проявлениями Духа, и потому не могут противоречить ни Священному Писанию, потому что автор его – Святой Дух, ни великому поручению Христа Мк. 16:15; Мф. 28:19-20, Который и посылает нам Святого Духа. Те противоречия, которые нас побудили к исследованию, здесь могут найти своё возможное объяснение: противоречивые представления коринфян о дарах Духа были сутью духовного неведения, которое могло возникнуть на фоне многочисленных духовных проблем, которыми страдала коринфская община. Такие проблемы достаточны для любой формы фанатизма. С такой точки зрения становится более понятным трудновоспринимаемый текст 1Кор. 14:15,16, где видно, что апостол борется не с даром говорения, а с недостатками его использования или с неверным его применением. Коринфяне стали молиться, благословлять и петь на иных языках, но Павел видит в этом некоторую тщетность. Павел об этом твёрдо заявляет, потому что он близок с Духом и знает суть Его проявлений. Такая постановка даёт нам предположить о ещё одной проблеме Еискусственный высокий интерес к дару говорения языками, т.е. этот повышенный интерес не был следствием работы Святого Духа.

На пользу. Это ещё один признак о понимании Павлом того, что дары даются на дело. Это ключевое слово вполне может стать ключевым к 1Кор.14, в которой апостол борется за назидание, этим объясняются напоминания им о преимуществе дара пророчества, дара истолкования и дара Божьей любви. Это говорит нам о том, что практику использования дара языков в Коринфе Павел находил бесполезной. Это проблема И.

1Кор. 12:8-10. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.

Здесь приводится список духовных даров, структуру которого сложно проследить. Но, вполне возможно, Павел намеренно поставил дары мудрости и знания на первом месте, поскольку их дефицит отражал сущность коринфских проблем, а дары, связанные с иными языками, поставил в конце списка.

1Кор. 12:11. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

Павел решает проблему А, указывая на то, что различные дары должны объединять, поскольку все они даются одним Духом. Павел также указывает на то, что дары распределяет Святой Дух, как Ему угодно. Тем самым апостол решает духовную проблему коринфян И, побуждая их задуматься о Божьей воле.

Вывод к 1Кор. 12:7-11. Ап. Павел раскрывает разнообразие даров Духа. Поскольку список даров далеко не исчерпывающий, видно, что он приводит список не для того только, чтобы показать, какие бывают дары Духа, а для того, чтобы решить проблему неведения о духовном. Ставя во главе списка дары мудрости и знания, а дары, связанные с языками – в конце, Павел призывает коринфян пересмотреть свои представления о значении отдельных даров и обратить свои мысли к размышлению над Божьей волей, выраженной в том, что Он каждому даёт дары на определённое ему дело в великом замысле Божьем. Дар говорения согласно списку был истинным даром, но Павел находил в коринфской практике бесполезность, так как призывал к пользе. Согласно Деян. 2 мы понимаем, что польза от дара говорения – возвещение евангельской вести. См. 1Кор. 14:22. Проблема некоторых коринфян заключалась в том, что, вследствие их неведения, они в отрыве от Божьей воли сами решали, как должны проявляться духовные дары, их мнения не были подвержены критике Святого Духа.

1Кор. 12:12-26. Церковь как тело Христово.

Аналогия тела. Как человек имеет смысл своего существования, так и Церковь, смысл которой – исполнение великого поручения Иисуса Христа. Человек осуществляет своё существование с помощью дарованных ему Богом способностей, используя члены и органы своего тела. Ап. Павел приводит эту аналогию, потому что существование Церкви он видит подобным жизнедеятельности человеческого тела. Так как Павел, приступая, говорил о дарах Духа, он представляет эту аналогию для достижения понимания истины о них.

1Кор. 12:12-13. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.

Эта аналогия подтверждает намерения созидать единство в коринфской общине, решая проблему А. Это ответ на 1Кор. 1:11-13.

1Кор. 12:14. Тело же не из одного члена, но из многих.

Павел, полемизируя, приступает к борьбе против причин расколов и споров. Чувствуется, что противоборствующие стороны уверенно претендуют на свою исключительность. Проблема А, Д.

1Кор. 12:15-16. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?

Эти тексты выражают накал раскольнических настроений. Трения приводили даже к вопросу о принадлежности к телу.

1Кор. 12:17-19. Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело?

Павел с помощью аналогии тела категорически заявляет о невозможности существования Церкви без разнообразия даров. И более того, он заявляет о том, что это разнообразие воплощает Сам Бог, и как Ему угодно. Здесь фигурирует слово все. Этот и тот факт, что у коринфян был повышенный интерес к говорению языками, дают нам возможность понять суть неправильного понимания ими этого дара. В то время, когда Святому Духу стало угодно разнообразие даров, коринфяне вследствие неведения искусственно делали акцент на дар говорения языками. Как было во дни Пятидесятницы, когда все говорили языками, так и коринфяне считали, что и сейчас все должны говорить на языках. Поэтому возникла проблема Ж неверных критериев исполненности (крещения) Святым Духом. Таким образом, возникли благоприятные условия для разделений и споров.

1Кор. 12:20-21. Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.

Здесь Павел также достигает единства.

1Кор. 12:22. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,

В последующих текстах выражаются проблемы К взаимоотношений в общине. Наблюдался дефицит братской любви. Возможно, что здесь говорится не только о людях, но о служениях, дарованиях, которые не имели ощутимой, очевидной силы по сравнению с другими. В Деян. 2:7 мы видим, какой эффект создавало говорение иностранными языками. Возможно, коринфяне благодаря этому критерию предпочитали другим дарам дар языков. И ап. Павел противодействует их точке зрения: слабейшие – нужнее.

1Кор. 12:23-24. и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,

Коринфяне, судя по всему, выделяли дар говорения языками не только сильнейшим, но и благородным, благочестивым.

1Кор. 12:25. дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.

Павел вообще против подобных разделений, он за одинаковую заботу друг о друге. Этот текст явно говорит нам о проблеме взаимоотношений в общине, и эта проблема напрямую связана с дарами Духа.

1Кор. 12:26. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.

Здесь Павел борется против эгоцентричных представлений о дарах. Он напоминает о бескорыстных взаимоотношениях. В 1Кор. 13 Павел подойдёт к этому более подробно.

Вывод к 1Кор. 12:12-26. В этом отрывке Павел с помощью аналогии тела полемизирует с ошибочными представлениями коринфских верующих о духовных дарах. Их ошибочные представления приводили к серьёзным последствиям: к расколам, к осуждению. По причине отрыва от руководства Святого Духа их представления о даре стали эгоцентричными, и потому ощущался острый дефицит братской любви. Появились неверные критерии исполненности Святым Духом. Считалось, что все должны были иметь дар языков. Павел в этом отрывке подтверждает, что каждый должен иметь дар, но он одному дару противопоставляет различие даров, которые направлены на совершение общего дела, подобно тому, как различные члены, составляя одного человека, участвуют в одной деятельности.

1Кор. 12:27-31. Различное предназначение членов тела.

1Кор. 12:27-30. И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во— вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?

Здесь ап. Павел решает проблему, связанную с понятием «все». Этот отрывок явно указывает на проблему Д повышенного интереса к дару говорения языками, против которой борется автор. Он явно выступает против убеждения, что все должны говорить языками.

1Кор. 12:31. Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.

Это переход к 1Кор. 13. Интересно, что Павел привлекает внимание коринфян к дарам бóльшим. Павел не считает дар говорения языками бóльшим даром и явно борется с таким мнением верующих Коринфа. Община Коринфа остро нуждается в любви, как в превосходнейшем пути и даре.

Вывод к 1Кор. 12. Эта глава является вступительной частью к решению одной из проблем коринфской общины – неведения о духовном. Прежде всего эта проблема заключалась в том, что в общине были нарушены взаимоотношения со Святым Духом, и община утратила Его руководство, не понимала реальных задач и впала в некоторые заблуждения относительно даров Святого Духа. Это произошло на фоне нравственного упадка и выразилось в указанных в таблице проблемах.

Таблица 1. Проблемы коринфской общины, имеющие отношение к их практике говорения языками

Проблема

Предположение
из 1Кор. 12-13

Подтверждение
в 1Кор. 14

А. Споры и разделения
в сфере познания о дарах Духа.

12:3,15,16,21,25

14:37

Б. Заблуждения в сфере
познаний о дарах Духа.

12:1,3,7,15,21;
13:1-3,12,13,17

14:2-4,9,11,14,20-25,
32,36-38

В. Подозрения в богохульстве.

12:3,21,22

14:16

Г. Неверное использование дара.

12:10,27,31

14:2-4,6-11,
13,14,19-25

Д. Повышенное внимание вокруг
одного дара.

12:4,18-20,27,31

14:1-5,13,14,27,28

Е. Повышенный интерес к дару –
искусственный.

12:7,11,14,17-19,21

14:1,9

Ж. Неверные критерии
исполненности Святым Духом.

12:27-31;
13:1-3

14:5,15,37

З. Эгоцентричность использования
дара.

12:5,15,16,21,22

14:1-6,14,15,21,27,28

И. Дефицит назидания.

12:7,8

14:1-6,9,11,12,20-25

К. Дефицит братской любви.

12:21,22,23,26

14:1,20

Л. Дефицит плодов Духа.

12:31; 13 глава

14:1

Эти проблемы Павел решает, указывая на различие даров Духа. В отличие от времён Пятидесятницы, когда актуален был один дар – дар говорения иными языками, – теперь актуально различие дарований. И это различие должно объединять церковь, подобно тому, как члены и органы составляют единое тело. Поэтому очевидно, что Павел борется не против дара говорения, а против неверной практики говорения языками в Коринфе и против вытекающих из этого последствий. Павел, кроме различия дарований, хочет напомнить коринфянам о Божьей любви.

1Кор. 13:1-3. Благочестие и любовь.

1Кор. 13:1-3. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

В этом отрывке мы встречаем часто применяемый в Библии литературный приём, который называется параллелизмом:

Можно сказать, что в этой схеме представлена духовная обстановка в коринфской общине, подвергнувшаяся неведению о духовном 1Кор. 12:1. Сразу бросается в глаза острый дефицит любви К. А также очевидны тяжёлые последствия этого дефицита. Это формула пустого благочестия. Вопрос христианского благочестия Павел уже затрагивал в 1Кор. 12:22-24. Мы ещё раз убеждаемся в том, что для коринфян вопрос благочестия был тесно связан с добродетелью и духовными дарованиями как с самоцелью, но не как со следствием тесных взаимоотношений со Святым Духом, которое выражалось бы в плодах Духа, а в частности – в любви. Здесь Павел говорит, что все наши самостоятельные притязания на благочестие пусты Е. Павел говорит о том, что степень благочестивости христианина соизмеряется не духовными дарованиями и добродетелью, а присутствием плодов Святого Духа в его характере Л.

Из этого отрывка мы можем также извлечь информацию о проблеме, связанной с понятием «все», которая чётко проглядывалась в предыдущей главе. Кто-то может говорить на языках, кто-то – пророчествовать, а кто-то может иметь особый дар жертвенности, но любовь должна проявляться у всех. Снова мы встречаемся с проблемой Ж и делаем вывод, что общий критерий благочестия христианина – плоды Святого Духа.

Павел снова упоминает о пользе (См. 1Кор. 12:7). Здесь мы наблюдаем эгоистичную пользу З, нежели ту, о которой Павел говорил в 1Кор. 12:7, где речь идёт о пользе, которую даёт Святой Дух для назидания Тела Христова. Заблуждение коринфян лишало общину назидания И.

Вывод к 1Кор. 13:1-3. Этот отрывок показывает нам природу раскольнических настроений. Заблуждения коринфян относительно христианского благочестия привели к тому, что их внимание сосредоточилось лишь на достоинствах одарённости, но они потеряли из виду самое ценное в христианстве – любовь, что привело к пустоте и бесполезности.

1Кор. 13:4-7. Признаки истинной любви.

1Кор. 13:4-7. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Павел приводит пример истинного благочестия, основанного на преобразованном под влиянием Святого Духа характере человека. В приведённом списке мы не найдём ничего эгоцентричного. Вот то зеркало, в которое может посмотреться тот, кто обеспокоен вопросом, достаточно ли он благочестив.

1Кор. 13:8-13. Начальное и совершенное.

1Кор. 13:8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Павел выражает преимущества любви, на которую он хочет обратить внимание коринфян, как непреходящую ценность по сравнению с тем, чем так дорожили верующие того города. Не умаляя ценности духовных даров Святого Духа, которые всё же временны и нужны для совершения определённого дела, мы должны оценить для себя любовь как высшую по сравнению с дарами ценность, потому что она – частичка вечности, которую мы все так долго искали.

1Кор. 13:9-10. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

Павел выражает весь наш христианский опыт как нечто несовершенное и временное (отчасти – синод.).

1Кор. 13:11. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по— младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

Апостол призывает коринфян выставить верные приоритеты, свидетельствуя о собственном опыте разоблачения своего неведения, когда он был ярым гонителем христианства, и немедленного принятия решения действовать по-новому. См. Деян. 9:20. К тому же он будет призывать в 1Кор. 14:37.

1Кор. 13:12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

Павел снова говорит о том, что отчасти. Возможно, он аппелирует против тех, кто считал, что пережил наивысший духовный опыт. Именно их Павел, возможно, подразумевал как почитающих себя пророками или духовными в 1Кор. 14:37.

1Кор. 13:13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Любовь – больше.

Вывод к 1Кор. 13. Мне нравится, как Павел ведёт свою пасторскую деятельность. Чем больше я пытаюсь понять, что происходило в те дни в Коринфе, тем больше я поражаюсь глубиной проблем, нависших над той общиной. Но, какие бы решительные меры ни требовались для решения всех проблем, Павел выбирает лишь одно: с кротостью, любовью и величайшей тактичностью он, как истинный пастырь, направляет своих возлюбленных овечек и являет собой тот пример, о котором говорил в этой главе. Несмотря на глубину нравственных проблем, Павел называет общину Коринфа Церковью Божьей, приветствует её не менее тёплыми словами, чем другие общины, и уверяет её в том, что коринфяне обогатились всяким словом и всяким познанием, что они не имеют недостатка ни в каком даровании. Потому что Павел движим нелицеприятной благодатью Божьей. Только потом он переходит непосредственно к делу, кротко излагая его и действуя строго лишь по необходимости. Также обстоит и с исследуемым нами отрывком. Прежде, чем давать конкретные замечания по существующим проблемам, Павел в 1Кор. 12 даёт возможность самим коринфянанам взглянуть на истинное положение своих дел, потом в 1Кор. 13 он говорит о самом главном – любви, как об ответе на все проблемы, а потом уже в 1Кор. 14 излагает собственное отношение к проблемам и даёт их решение.

Эта глава свидетельствует о печальной реальности Коринфа. В общине наблюдался острый дефицит любви, в результате – споры и расколы на основе фанатичного отношения к предметам собственных заблуждений. И любовь, о которой пишет апостол в этой главе, является лекарством против этого страшного диагноза. Понимание этого является ключом к адекватному восприятию всего, что написано в 1Кор. 14.

1Кор. 14:1-5. Преимущество назидающего дара.

Вот мы подошли непосредственно к интересующему нас сложному для понимания тексту Священного Писания. Но подошли не просто так, а с некоторым багажом. Мы сделали достаточно большое дело – познакомились с ближайшим контекстом. Теперь уже мы будем воспринимать этот текст не вслепую, безосновательно, а что-то понимая, какую цель хочет достигнуть апостол, какие особенности сопровождали события тех дней. По крайней мере знакомство с ближайшим контекстом даёт нам понимать, что в 1Кор. 14 Павел намерен не просто рассказать, что такое дар иных языков и как он проявляется, а решить определённые проблемы коринфской общины, связанные с дарами Духа и, в частности, с даром говорения на иных языках.

1Кор. 14:1. Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

Самое первое предложение этой главы подтверждает выводы, сделанные нами при прочтении предыдущих глав. Это ещё раз доказывает нам непосредственную связь 1Кор. 14 с 1Кор.12-13.

Достигайте любви (синод.) διωκετε (греч.) гонитесь, преследуйте.

Греческое слово, которое стоит в оригинале Нового Завета, говорит нам о том, что апостол призывает общину к решительным действиям. Поэтому 1Кор. 14 можно воспринимать как рекомендации Павла, объясняющие, как на практике осуществить эти решительные перемены.

Ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать (синод.).

Здесь, как в 1Кор. 12:1. Это ещё одно подтверждение о непосредственной взаимосвязи 1Кор. 14 и 1Кор. 12. Павел призывает общину молиться о своём духовном состоянии. И здесь же даёт конкретное решение проблемы неведения о духовном – пророчествовать. Мы видим, Павел в решении проблемы коринфян затрагивает два аспекта: любовь и пророчество. Как они взаимосвязаны, мы увидим в дальнейшем.

Мы уже читали в Деян. 19:1-7 о том, как исполненные Духом Святым начали говорить иными языками и пророчествовать. Значит, апостол видит проблему в том, что духовная практика Коринфа утеряла один важный элемент от библейского образца. Вот почему в 1Кор. 12 он акцентируется на многообразии даров. Уже в первом тексте мы видим подтверждение многих предположенных нами коринфских проблем (Г, Д, З, И, К, Л).

1Кор. 14:2,3. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; 3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

В этих текстах мы продолжаем читать предложение, начатое в первом. Поэтому прочитанное здесь нельзя воспринимать в отрыве от предыдущего. Сегодня многие христиане воспринимают записанное здесь и далее как формирующее доктрину о говорении языками. Но если мы хотим быть последовательными в своих выводах, то не стоило бы здесь торопиться с поспешными выводами. Так как мы продолжаем прочтение предложения, начатого в первом тексте, то мысль в этих текстах должна быть общей. В первом тексте Павел начал говорить об особенности, преимуществе дара пророчества. Теперь перейдём к второму тексту.

Так как ближний контекст говорил нам о проблемах, а 1Кор.14:1 говорил о преимуществе дара пророчества, то здесь и в других текстах мы будем находить такие конструкции построения мыслей Павла:

Проблема – Решение или Недостаток — Преимущество

В этом тексте, таким образом, мы наблюдаем следующую структуру:

Недостаток:

Преимущество:

Говорит не людям,
Говорит тайны,
Никто не слышит.

Говорит в назидание,
Говорит в увещевание,
Говорит в утешение.

Такая схема позволяет нам по-другому взглянуть на это труднопонимаемое место Священного Писания. То, о чём говорилось в 1Кор. 14:2, выражает недостаток коринфской практики говорения на языках, а в 1Кор.14:3 Павел говорит о преимущественной практике использования духовных даров. Эта преимущественная практика выражается в служении ближнему, в осуществлении реальных задач Церкви, что и подразумевал апостол, когда писал 1Кор.12:4-6. Понимание этого делает понятным недостаток практики в Коринфе, где говорение на языках не приносило пользы ближнему, что подтверждает существование проблем Б, Г, З, И. Такое понимание этого текста для кого-то может оказаться неожиданно новым. Я тоже в ходе исследования испытал подобное чувство и удивился, насколько такое понимание делает эти труднопонимаемые тексты гармоничными со всем Священным Писанием и, в частности с Деян. 2, а также с поручением Иисуса Христа идти и научить все народы.

1Кор. 14:4. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

В этом предложении Павел продолжает свою мысль, и потому оно должно иметь ту же структуру.

Недостаток:

Преимущество:

Назидает себя

Назидает церковь

Из схемы мы видим, что недостаток коринфской практики говорения на языках заключался в эгоцентризме, т.е. в представлении коринфян говорение на языках имело пользу только для самого говорящего. Книга Деяний представляет нам говорение на языках как направленное на слышащих. Почему же в Коринфе мы наблюдаем другую практику? Ответ в 1Кор. 12:1. Подробнее о назидании себя мы поразмышляем отдельно.

1Кор. 14:5. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

Этот текст является заключением смысловой части композиции. Как и во вступлении, так и здесь апостол говорит о преимуществе назидающих Церковь даров. Если заключение по смыслу совпадает со вступлением, то тело части композиции, в данном случае 1Кор. 14:2-4, несёт ту же смысловую нагрузку. Поэтому мы ещё раз убеждаемся, что эти тексты нужно рассматривать не как разъясняющие доктрину о говорении на языках, а как намерение Павла показать недостаток коринфской практики и предоставить решение этой проблемы.

Павел тактично выражает своё желание, чтобы все говорили языками. Так он отвечает на ошибочные представления коринфян об этом даре Ж. Это же он делал в 1Кор. 12:27-30. Мы видим, что апостол не умаляет этот дар и даже приравнивает его дару пророчества, если церковь станет понимать произносимое на языках, как это было в дни Пятидесятницы. Павел решает проблему дефицита назидательной деятельности в общине Коринфа И.

Вывод к 1Кор. 14:1-5. Апостол Павел в 1Кор. 12-13 подходит к проблеме в общем, но теперь переходит к конкретному. Так как 1Кор. 14 посвящено преимущественно дару говорения на языках, мы можем сделать вывод, что проблема неведения о духовном в Коринфе была связана с говорением на иных языках Б. Павел, заботясь о назидательности в Церкви, призывал пророчествовать. Приводя аргументы, он позволял коринфянам осознать недостаток собственной духовной практики и предлагал преимущество, которого так не хватало общине Г. Как мы видим, недостаток заключался в эгоцентричном представлении коринфян о даре говорения на языках З. И поэтому такая практика лишала общину назидательной деятельности И. Коринфяне считали, что все должны говорить языками Е, хотя для Святого Духа уже стало актуальным множество даров как для проповеди Евангелия, так и для назидания Церкви,. Поэтому Павел решает проблему неведения коринфян, одновременно поддерживая их ревность к благочестию и направляя эту ревность дарам, которые назидали бы Церковь.

1Кор. 14:6-11. Тщетность неназидательного использования дара.

1Кор. 14:6. Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

Теперь Павел на примерах будет выражать бесполезность того, как использовался в Коринфе дар говорения на языках. Хотя Павел в предыдущем тексте не умалял значения дара говорения на языках, в этом тексте он выражает его абсолютную тщетность. Речь, произносимая посредством библейского дара языков, всегда была понятна, и, согласно всем библейским текстам кроме 1Кор. 14, если бы Павел пришёл в Коринф, и Дух Святой вдохновил его говорить на иных языках, то его речь также была бы понятна. Поэтому его слова правдивы в том случае, если они применены к подверженной заблуждению коринфской практике говорения на иных языках Б, Г.

1Кор. 14:7. И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?

Павел приводит пример музыкальных инструментов. Музыка не имеет смысла, если она не понятна. Сравнение с бездушными вещами говорит нам только о критике коринфской практики говорения языками Б, Г.

1Кор. 14:8. И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?

Сравнение с таким ответственным делом, как война, также не случайно. Павел явно заставляет коринфян серьёзно задуматься над своей практикой Б, Г.

1Кор. 14:9. Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

Павел явно беспокоится о том, что получают люди из произносимого на иных языках Б, Г, И. Если бы в 1Кор. 14:2-4 апостол просто излагал доктрину о говорении языками, то у него бы не было повода для беспокойства. Отсюда мы видим, что он понимает дар говорения языками как одно из средств евангелизации. Он выражает абсолютную тщетность коринфской практики говорения на языках.

1Кор. 14:10,11. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.

Следующий пример Павла – слова, которые все имеют смысл. Если бы для Павла произносимое с помощью дара говорения было на ангельских или других незнакомых языках, то зачем бы ему писать эти строки? Павел явно ожидает от произносимого на языках понятной речи на востребованном языке.

Вывод к 1Кор. 14:6-11. Апостол Павел в отрывке выражает явную бесполезность, бесплодность коринфской практики говорения на иных языках, выраженную в том, что их говорение на языках так и оставалось никем непонятым, он приводит разумные доводы с целью убедить коринфских христиан в том, что произносимое на языках должно быть понятной речью. Этот вывод достаточно очевиден. Этот отрывок легко понять. Предыдущий отрывок непрост для понимания, и именно на нём сегодня многие христиане основывают собственное понимание природы говорения на иных языках. Но если мы взглянем на предыдущий отрывок через призму вполне доступного отрывка, который мы только что просмотрели, то можем сделать вывод, что апостол не мог сам себе противоречить, в одном месте заявляя, что непонятная речь тщетна, а в другом – что именно этой непонятностью и характерно говорение на языках.

1Кор. 14:12-19. Важность ума на богослужении.

1Кор. 14:12. Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.

Павел, выразив тщетность коринфской практики говорения языками и преимущество назидательной практики, призывает к кардинальным переменам.

1Кор. 14:13. А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.

Во времена, события которых описаны в книге Деяний, в даре истолкования не было необходимости, он стал нужен только по той причине, что коринфяне из-за нравственного упадка оказались в отрыве от руководства Святого Духа, исказили собственные представления о говорении на языках, что привело к очевидным последствиям и необходимости написания этого послания. Теперь людям, ставшим говорить на языках лишь невразумительные слова, есть острая необходимость молиться о том, чтобы отныне их деятельность могла приносить пользу обществу.

1Кор. 14:14,15. Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.

Здесь мы встречаем очередную критику ап. Павла по известной нам уже схеме:

Недостаток:

Преимущество:

Ум остаётся без плода

Буду молиться духом и умом,
Буду петь духом и умом

Павел явно обеспокоен тем, что ум остаётся без плода, поэтому мы можем сделать закономерный вывод, что Павел не мыслит молитвы без ума. Об этом свидетельствуют слова: «Что же делать?». Если бы Павел в этом тексте излагал истину о том, что во время молитвы духом ум остаётся без плода, то зачем ему задаваться таким вопросом? Поэтому он призывает к молитве при участии и духа, и ума одновременно. К потребности в массовой практике молитвы и пения без участия ума могло привести только неведение о духовном, а в частности – неверные критерии исполненности Святым Духом Ж. Эти критерии и корректирует Павел, объясняя, что исполненность Святым Духом не исключает умственной деятельности. Сразу приходит на ум Ин. 4:23, где есть поклонение в истине, которое подразумевает умственную деятельность по определению.

1Кор. 14:16. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.

«Аминь» – традиционное христианское выражение, обозначающее «Да будет так». Само определение подразумевает согласие слышащего с говорящим. Но коринфская практика лишала христианина этого. Именно непонимание происходящего на богослужении давало причины для беспокойства и подозрения в богохульстве В, о чём говорилось в 1Кор. 12:3.

1Кор. 14:17. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

Павел даже в молитве духом ожидает назидание слышащего.

1Кор. 14:18. Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;

Интересно, что Павел уверен в своей одарённости говорить языками, но в 1Кор. 14:6 он заявлял о тщетности своего говорения языками в Коринфе. Это говорит нам о том, что Павел не умаляет этого дара, но и не видит нужды пользоваться им на богослужении без необходимости. Ещё интересно то, что он не говорит: «Я тоже говорю языками», но говорит: «Я более всех вас говорю языками». Возможно, что более – это в количественном отношении. Может быть, Павел так уверен в своей одарённости, учитывая свою образованность и глубокий миссионерский опыт?

1Кор. 14:19. но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

И снова апостол выступает за разумную назидательную деятельность на богослужении. Павел явно противостоит ложному убеждению коринфян говорить языками на богослужении как необходимость.

Вывод к 1Кор. 14:1-5. Апостол видит богослужение как поклонение духом и умом. Неверная коринфская практика исключила из богослужения умственную деятельность. Люди говорили, молились, пели, но всё, по словам автора послания, было напрасно, потому что оставалось непонятым. И создавало напряжённость в общине, поскольку верующие по-разному относились к происходящему на богослужении, и являлось причиной споров и разделений. Это было результатом неведения общиной о духовном.

1Кор. 14:20-25. Реальное положение как следствие.

1Кор. 14:20. Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.

Павел, подводя итог ранее сказанному об уме, теперь приступает к конкретному обозначению заблуждений коринфской общины, которые они имеют как результат всего того, о чём было сказано. Апостол призывает к разуму, рационально взглянуть на происходящее. Это высказывание – отклик на проблему К.

1Кор. 14:21. В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.

Апостол обращает внимание христиан на предсказанное в Священном Писании о том, что священники и пророки, которых Господь избрал, станут негодны, и Он будет говорить устами других народов, но даже и это не поможет некоторым. Павел приводит библейский текст для того, чтобы поведать коринфянам об истинной природе говорения на языках. В приведённом Павлом тексте можно выделить два ключевых выражения: говорить народу сему и не послушают. Первая фраза нам свидетельствует о намерении Господа донести до народа весть. Осуществление этого мы и наблюдаем, читая Деян. 2. Вторая фраза подразумевает принятие этой вести, т.е. она обращена к умам слушающих. С этой точки зрения духовная практика Коринфа не совпадает с библейским пророчеством. Вот почему апостол посвятил половину главы таким проблемам Коринфа как тщетность произносимого, отсутствие назидательности, и оставление ума без плода. Сказанное Павлом развеивает два заблуждения З и И.

1Кор. 14:22. Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.

А вот какой вывод делает сам Павел. Дар языков по своей природе направлен на неверующего и имеет миссионерский характер. А дар пророчества – это именно тот дар, в котором нуждается община верующих людей. В сознании коринфян эта истина исказилась, и апостол развеивает это заблуждение Б, Г.

1Кор. 14:23. Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?

А здесь апостол рисует печальную картину коринфской реальности. Богослужение не только не выполняло своего предназначения, но и более того, те, для кого в особенности оно имело важное значение (в первый раз пришедшие), получают от него абсолютно негативное и вполне справедливое впечатление: μαινεστε (греч.) безумствуете.

1Кор. 14:24. Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.

А вот какой был бы результат при отсутствии коринфских заблуждений. Ст. 23-25 имеют структуру:

Недостаток:

Преимущество:

Не скажут ли,
что вы беснуетесь?

Всеми обличается, судится,
тайны сердца обнаруживаются,
и он падёт ниц, поклонится Богу.

Исходя из этих соображений мы можем сделать вывод, что практика коринфских богослужений крайне недостойна нашего подражания, и что заблуждение коринфян очень значительно и весьма опасно.

1Кор. 14:25. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.

Сказанное здесь является триумфом назидательной деятельности. Может быть, слова «истинно с вами Бог» Павел употребил не случайно. Весьма вероятно, что неверная практика говорения на языках мотивировалась именно из этих соображений, но Павел, поддерживая устремления коринфских христиан, призывает для достижения этой цели пересмотреть свои представления о предназначении дара говорения на иных языках.

Вывод к 1Кор. 14:20-25. Апостол Павел в этом отрывке приводит отрезвляющую правду. Результат заблуждений – богослужение теперь не выполняло своего предназначения. Павел обращает внимание коринфян на пророчество Ветхого Завета, чтобы показать, что их практика не соответствует не только здравому смыслу, но и Священному Писанию. Как и в 1Кор. 13:11, но уже без намёков Павел сравнивает коринфян с младенцами.

1Кор. 14:26-31. Порядок на богослужении.

1Кор. 14:26. Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию.

Павел подводит итоги. Как и в 1Кор. 12:7-11, он намеренно ставит дары, связанные с говорением на языках, в конец списка. В ход коринфского богослужения Павел вносит лишь одну коррективу – назидание И.

1Кор. 14:27. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.

Для достижения назидательности богослужения апостол первым делом ограничивает количество говорящих на иных языках в ходе богослужения и не допускает одновременного говорения. Очевидно, что богослужение в Коринфе очень страдало от неразберихи. Это высказывание Павла – доказательство проблем Г, Д, З, И.

1Кор. 14:28. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.

Читая этот текст, мы обнаруживаем строгость, с которой выражает Павел неактуальность говорения на языках в ходе богослужения. Этот очень понятный текст вступает в противоречие с 1Кор. 14:2, позволяя нам понимать, что в том тексте говорилось об эгоцентричном понимании говорения на языках коринфян З. Павел призывает говорить Богу, но делать это молча и без применения иных языков.

1Кор. 14:29. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.

Даже дар пророчества, которого Павел желает коринфянам страстно желать, нужно использовать на богослужении с умом, неспонтанно.

1Кор. 14:30. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.

Но если Дух Святой действительно захочет Себя проявить и дать кому-то откровение, то Он будет делать это через пророчествующего.

1Кор. 14:31. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

Павел много говорит о том, чтобы по одному пророчествовали, это связано с убеждением коринфян, что все должны говорить на языках Е, Ж, и потому не получалось это делать по одному.

1Кор. 14:32. И духи пророческие послушны пророкам,

Эти слова апостол мог сказать для того, чтобы показать коринфянам, что деятельность Святого Духа не противоречит здравому смыслу, неспонтанна и подразумевает сотрудничество с человеком.

1Кор. 14:33. потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.

ακαταστασιας (греч.) беспорядок. Проблема беспорядка на коринфском богослужении – проблема чисто человеческая. Дух Святой к этому не имеет никакого отношения.

1Кор. 14:34. Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.

Может создаться впечатление, что Павел поменял тему, но это не так, он продолжает давать рекомендации относительно порядка на богослужении. Женщины заговорили, судя по всему, по той же причине, по которой возник вообще весь беспорядок – уверенность в том, что все должны говорить на иных языках. Все, значит и женщины.

1Кор. 14:35. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.

Павел поясняет, что такое не позволено, да и неприлично в обществе того времени.

Вывод к 1Кор. 14:26-35. Подходя к завершению, Павел даёт чёткие указания относительно порядка на богослужении. Основную проблему на богослужении составляло неконтролируемое многоголосое говорение на различных языках, среди этого множества были слышны и женские голоса несмотря на то, что это считалось в то время неприличным. Этому причиной было убеждение коринфян, что на иных языках должны говорить все. Эту проблему апостол решает, жёстко ограничивая использование иных языков на богослужении.

1Кор. 14:36-40. Заключение.

1Кор. 14:36. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?

В заключении Павел снова подымает авторитет Слова Божьего перед заблудившимися коринфянами, которые, судя по этому обличению, так себя не оценивали, но претендовали на истинность своих взглядов Б.

1Кор. 14:37. Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.

Эти слова апостол говорит не без причины. Судя по всему, говорившие на иных языках почитали себя особо духовными Ж, но если они действительно таковы, то тогда должны принять безусловные требования Павла.

1Кор. 14:38. А кто не разумеет, пусть не разумеет.

Проблема Коринфа, связанная с говорением на языках, – проблема неведения. Отвержение апостольской вести обрекает на сознательное невежество со всеми вытекающими последствиями.

1Кор. 14:39. Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;

Павел возвращается к тому, о чём он говорил в самом начале главы, выделяя этим цель, с которой он адресует эти главы – указать коринфянам на другие дары Святого Духа. Павел не упразднял говорение на иных языках, но менял предмет ревности коринфских верующих.

1Кор. 14:40. только всё должно быть благопристойно и чинно.

Всё должно быть ευσχημονως και κατα ταξιν (благообразно и по порядку – греч.)

Вывод к 1Кор. 14:36-40. Заключение выделяет основные задачи написания 1Кор. 12-14: показать конфликтность духовных воззрений христиан Коринфа со Словом Божьим, обличить эгоцентричность духовных претензий корнфян, откорректировать их систему духовных ценностей, исправить последствия их духовного неведения.

Заключение. Потекстовый анализ 1Кор. 12-13 позволил нам предположить ряд проблем, возникших в коринфской общине в сфере представлений о дарах Святого Духа, а анализ 1Кор. 14 доказал актуальность этих проблем и конкретизировал их. Мы рассмотрим их подробнее.

Проблема

Предположение
из 1Кор. 12-13

Подтверждение
в 1Кор. 14

А. Споры и разделения
в сфере познания о дарах Духа.

12:3,15,16,21,25

14:37

Б. Заблуждения в сфере
познаний о дарах Духа.

12:1,3,7,15,21;
13:1-3,12,13,17

14:2-4,9,11,14,20-25,
32,36-38

В. Подозрения в богохульстве.

12:3,21,22

14:16

Г. Неверное использование дара.

12:10,27,31

14:2-4,6-11,
13,14,19-25

Д. Повышенное внимание вокруг
одного дара.

12:4,18-20,27,31

14:1-5,13,14,27,28

Е. Повышенный интерес к дару –
искусственный.

12:7,11,14,17-19,21

14:1,9

Ж. Неверные критерии
исполненности Святым Духом.

12:27-31;
13:1-3

14:5,15,37

З. Эгоцентричность использования
дара.

12:5,15,16,21,22

14:1-6,14,15,21,27,28

И. Дефицит назидания.

12:7,8

14:1-6,9,11,12,20-25

К. Дефицит братской любви.

12:21,22,23,26

14:1,20

Л. Дефицит плодов Духа.

12:31; 13 глава

14:1

Читая и изучая Первое послание к коринфянам, мы встречаемся с обилием проблем, существующих в общине, к которой это послание адресовано. Господь неслучайно оставил нам в каноне это послание. Оно имеет отношение к уникальному случаю, создаётся впечатление, что нигде в библейской истории не возникало столько внутрицерковных проблем, сколько мы находим в данном послании. В этом обнаруживается Божье провидение: мы и в наши дни часто встречаемся с обилием проблем в христианских общинах и в многоконфессиональном мире в целом.